Субсидия на выполнение государственного задания: порядок и условия предоставления, расчет

Государство не только распределяет финансы, но и предоставляет гражданам различные услуги. Они закрепляются в государственных заданиях (ГЗ или госзадание) бюджетных, автономных организаций. Однако, как и любой товар, подобные услуги тоже имеют стоимость.

Государственное субсидирование — это средства, которые выделяются на исполнение госуслуг. Ряд организаций полностью покрывают затраты за счет госсубсидирования. Некоторые учреждения получают субсидию в качестве одного из источников дохода. Порядок субсидирования осуществляется через денежное обеспечение государственного задания (ст. 69.

2, ст. 78.1 БК РФ) и устанавливается учредителем. Алгоритм действий таков:

  1. Исполнительная ветвь власти в лице каждого субъекта, министерства и ведомства устанавливает перечень услуг, которые будут предоставляться, на основании общероссийского базового (отраслевого) перечня.
  2. Определяет нормативную стоимость каждой госуслуги.
  3. Утверждает, как учредитель ГЗ, виды и стоимость услуг.
  4. Закрепляет наименование и код субсидии на выполнение государственного задания по каждой услуге.
  5. Утверждает (согласовывает) план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), в котором определяется порядок финансового обеспечения организации как за счет субсидии на ГЗ, так и за счет иных источников дохода.
  6. Разрабатывает форму соглашения о порядке предоставления финансирования, где определяет график перечисления средств и т.д.

Наиболее широкое распространение субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания получили в бюджетных и автономных учреждениях.

Субсидия на выполнение государственного задания: порядок и условия предоставления, расчет

Расчет

Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания рассчитываются как произведение цены услуги и количества пользователей.

В некоторых случаях выделенная субсидия на выполнение государственного задания бюджетным учреждением — это единственный источник финансирования.

Но для организаций не исключена и возможность частичного распределения ассигнований от государства, местного бюджета и приносящей доход деятельности. Например, перечисление родительской платы за детский сад является частью оплаты госуслуги.

Достаточно часто организация предоставляет несколько госуслуг. Расчет каждой из них определяет выделяемый объем денег, а сумма по всем госуслугам составит совокупное финансирование ГЗ.

Сам расчет особых трудностей не вызывает. Затруднения возникают при учете расходов по каждому отдельному источнику поступления средств. Учет затрат на исполнение ГЗ — достаточно трудоемкий процесс, если предоставляется несколько услуг. Раздельный учет расходов по каждому направлению существенно упростит составление отчетов о выполнении ГЗ и ПФХД.

Получение

Порядок получения денег закрепляется учредителем отдельным документом — соглашением о порядке получения субсидии.

Как правило, в этот документ включается вся сумма, которая полагается организации, указываются объемы и сроки перечисления денег. Соглашение включает в себя не только финансовое обеспечение ГЗ, но и финансирование иных целей, если такие обоснованы и утверждены.

Возврат

Случается, что организация не выполняет ГЗ. В таких случаях оставшиеся деньги необходимо вернуть учредителю. Возврат осуществляется при невыполнении показателей, установленных ГЗ, с учетом допустимого отклонения.

Расчет возвращаемой суммы аналогичен исчислению поступления финансового обеспечения ГЗ. Обратите внимание, что возврат субсидии на выполнение госзадания носит документально обоснованный характер (абз. 3 пп. 2 п. 5 ст. 69.2 БК РФ).

Чтобы избежать вопросов от проверяющих, оформите соответствующие уточнения к госзаданию и всем связанным документам.

Связь с госзакупками

Субсидирование ГЗ идет не только на оказание госуслуг. Бюджетные учреждения вправе осуществлять государственные закупки за счет выделенных государством средств.

Все заказы из субсидиарных денег проводятся только в рамках Федеральной контрактной системы — по нормам 44-ФЗ. Разрешается приобретать только те товары, работы и услуги, которые необходимы для реализации проектов и целей, закрепленных в ГЗ.

Нецелевая закупочная деятельность приведет государственного заказчика к штрафам.

Правила предоставления субсидии на выполнение государственного задания

Субсидия на выполнение государственного задания: порядок и условия предоставления, расчет

У любого автономного учреждения в РФ есть перечень обязанностей, которые оно должно выполнять. Из-за экономического кризиса, собственных средств, полученных в рамках финансирования, госучреждению может быть недостаточно.

Чтобы выделить учреждению дополнительные денежные средства для выполнения государственного задания, была создана специальная субсидия.

Основные аспекты субсидирования

Государство активно занимается поддержкой муниципальных образований.

Однако законодатель вправе выделять таким учреждениям не только дополнительные денежные средства, но и требовать с них выполнения определенных задач, обусловленных обязанностями.

В некоторых случаях учреждению может просто не хватить выделяемых в рамках финансирования денежных средств для выполнения поставленной задачи. Чтобы решить этот вопрос, из государственной казны выделяются дополнительные деньги.

Что такое субсидия на государственное задание

Под предоставлением государственной субсидии подразумевается перечисление на расчетный счет учреждения материальной помощи, которая необходима для выполнения определенной задачи в установленные сроки.

После достижения цели, учреждение должно обязательно отчитаться о целевом использовании полученных денежных средств.

Нецелевое использование перечисленных средств допускается только в исключительных ситуациях, к примеру, если учреждению удалось достигнуть поставленной перед ним государственной задачи с минимальными потерями в финансах.

Внимание! При отсутствии такого обстоятельства, по факту нецелевого использования инициируется проверка, после которой виновное в нарушении закона лица может быть привлечено к ответственности.

Законодательство

Порядок предоставления денежных средств в качестве государственной субсидии регламентирован несколькими нормативными актами:

  1. ФЗ № 174;
  2. ФЗ № 40;
  3. Постановление Правительства № 761;
  4. Постановление Правительства № 999.

Скачать для просмотра и печати:

Порядок расходования денежных средств

Условия оформления

Для получения государственной субсидии, автономное учреждение должно соблюсти целый ряд условий:

  1. В первую очередь оценивается период постановки задачи.

    Если цель была поставлена в начале года, то о выплате дополнительных денежных средств не может быть речи, так как для выполнения своих задач, учреждение должно расходовать деньги из своего бюджета;

  2. Следующий шаг — оценка бюджета учреждения.

    Если для выполнения задания денежных средств организации хватает, она выполняет цель за их счет, а после сдачи получает субсидию;

  3. Если для выполнения государственного задания требуются большие финансовые затраты, руководство учреждения должно своевременно поставить об этом в известность вышестоящие органы государственной власти;
  4. Если учреждение не может выполнить поставленную задачу, предварительно для нее должны быть созданы все необходимые условия для реализации цели. Материальная поддержка перечисляется только после выполнения предыдущего шага.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Нюансы составления соглашения

Практически всегда между участниками соглашения составляется договор, который регулирует порядок предоставления денежных средств и последующую работу над проектом.

При составлении соглашения стороны могут столкнуться с несколькими трудностями:

  1. Если у муниципалитета есть задолженности, их погашением должно заниматься государство;
  2. В соглашении муниципальное образование гарантирует выполнение поставленной государственной задачи в определенные сроки;
  3. Государство гарантирует возможность предоставления денежных средств при первой необходимости;
  4. Соглашением регулируется порядок использования остатка денежных средств;
  5. В соглашении должны быть прописаны все нюансы по продлению сроков сдачи проекта и возможности досрочного выполнения задачи.

Возврат средств

В отдельных случаях государственные органы предоставляют автономным учреждениям материальную поддержку со значительным запасом. В такой ситуации учреждение должно будет провести возврат излишне полученных денежных средств.

Сделать это нужно в нескольких случаях:

  1. После окончания всех работ по выполнению поставленной государственной задачи, руководством составляет акт использования средств;
  2. В акте должна быть отражена информация об остатке материальной помощи;
  3. Если государственные органы считают, что их оставление в организации нецелесообразно, средства должны быть возвращены в государственный бюджет.
  4. При получении такого распоряжения, бухгалтерия предприятия возвращает денежные средства на счет;
  5. Заключительный этап возврата субсидии — обращение руководителя учреждения в уполномоченный госорган со всеми документами, подтверждающими факт перечисления денежных средств обратно в бюджет.

Использование остатка компенсации

В отдельных случаях государственные органы соглашаются оставить остатки материальной поддержки в учреждении в качестве поощрения сотрудников, выполнивших задачу досрочно или в оговоренные сроки.

Как правило, такие средства используются в качестве поощрительной премии для работников.

Причины для возврата

В законодательстве РФ оговорен конкретный перечень оснований, по которым учреждение должно провести возврат остатка материальной помощи.

  1. Основная причина — недостижение показателей по объемам;
  2. Недостижение показателей качества.

Сроки возврата средств

По закону, учреждения должны осуществить возврат остатка полученных в качестве материальной помощи средств до 1 июля года, следующего за годом получения денежных средств.

  1. Остатки, которые образовались из-за невыполнения учреждением установленных показателей по объемам госуслуг;
  2. Остатки от субсидии, предоставленной для иных целей, если организация подала заявку на получение новой выплаты на эти же задачи и в текущем году.

Внимание! Субъекты РФ должны самостоятельно определить точные сроки, в которые должна быть возвращена выплата.

Существует два основных способа возврата материальной поддержки, полученной для выполнения государственной задачи:

  1. За счет неиспользованных денежных средств. Воспользоваться таким способом можно только в тех ситуациях, когда средства, полученные в рамках субсидии, не были израсходованы полностью. На практике такой вариант считается самым безболезненным;
  2. За счет денежных средств, полученных в результате деятельности учреждения, приносящей доход. Такие деньги придется задействовать при полной реализации полученных в качестве субсидии сумм, если показатели качества или объема выполнения задачи так и не были достигнуты.

При отсутствии у учреждения возможности выплатить средства одним из двух вышеперечисленных способов (вся субсидия была потрачена, а источника дохода у организации нет), выплата денег производится в сроки, необходимые для полного возмещения.

Дополнительные вопросы

Допускается ли оплата средствами субсидии ремонта иного имущества учреждения, учтенного по коду «4» и используемого для выполнения задания?

Направления расходования денежных средств определяются руководителями автономных учреждений самостоятельно, но с учетом содержания Плана деятельности.

Следовательно, если ремонт имущества требуется для выполнения государственного задания, средства, полученные в качестве субсидии, могут быть потрачены на его проведение.

Но при этом важно учитывать, чтобы оставшейся субсидии хватило для выполнения целей учреждения, для которых средства были предоставлены.

Оформление документации

  • Приказ Министерства Финансов № 198н утверждает форму типового соглашения, на основании которого происходит предоставление субсидии для выполнения поставленной государством задачи.
  • Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
  • Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Новая типовая форма соглашения о предоставлении субсидии на госзадание (Ехлакова К.А.)

Дата размещения статьи: 10.10.2017

Отражение в учете операций по предоставлению субсидий

12.09.2013
Бухгалтерский ДЗЕН
подписывайтесь на наш канал
При осуществлении операций по предоставлению субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и субсидий на иные цели часто возникают вопросы, связанные с отражением этих операций в бухгалтерском учете бюджетных, автономных учреждений, а также в бюджетном учете главных распорядителей бюджетных средств, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения. В данной статье М.В. Леонова, начальник Отдела отчетности об исполнении федерального бюджета Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, рассматривает отражение этих операций в учете и отчетности.

Содержание

Рассмотрим порядок отражения операций по предоставлению субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и субсидий на иные цели в бухгалтерском учете бюджетных, автономных учреждений (далее — учреждения), а также в бюджетном учете главных распорядителей бюджетных средств, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения (далее — Учредитель), и их регистрацию в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», на конкретном примере.

  • Законом о федеральном бюджете на текущий год по коду расходов бюджетной классификации 157 0702 4239900 621 (КРБ1) утверждена сумма 10 000, 00 рублей, по коду 157 0702 4239900 612 (КРБ2) — 12 000,00 рублей, по коду 157 0106 0920700 612 (КРБ3)- 4 000,00 рублей.
  • Учредителем заключены соглашения:
  • с автономным учреждением о предоставлении из федерального бюджета субсидии на выполнение государственного задания в сумме 10 000,00 рублей, которая перечислена на счет, открытый учреждению в кредитной организации, полностью использована;

с бюджетным учреждением о предоставлении из федерального бюджета субсидии на иные цели в сумме 12 000,00 рублей, которая перечислена на лицевой счет учреждения, открытый в органе Федерального казначейства. Из них 300,00 рублей возвращено Учредителю в текущем периоде. Остаток неиспользованной целевой субсидии на конец отчетного года составил 1 700,00 рублей. Отчет о расходовании целевой субсидии в сумме 10 000,00 рублей представлен Учредителю. Кроме того, на основании заявки бюджетного учреждения на его лицевой счет перечислена субсидия на возмещение расходов учреждения в сумме 4 000,00 рублей. Бюджетным учреждением с лицевого счета осуществлен возврат неиспользованного остатка целевой субсидии прошлых лет в сумме 500,00 рублей.    

Рассмотрим порядок отражения операций по предоставлению субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и субсидий на иные цели в бухгалтерском учете бюджетных, автономных учреждений (далее — учреждения), а также в бюджетном учете главных распорядителей бюджетных средств, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения (далее — Учредитель), и их регистрацию в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», на конкретном примере.

  1. Законом о федеральном бюджете на текущий год по коду расходов бюджетной классификации 157 0702 4239900 621 (КРБ1) утверждена сумма 10 000, 00 рублей, по коду 157 0702 4239900 612 (КРБ2) — 12 000,00 рублей, по коду 157 0106 0920700 612 (КРБ3)- 4 000,00 рублей.
  2. Учредителем заключены соглашения:
  3. с автономным учреждением о предоставлении из федерального бюджета субсидии на выполнение государственного задания в сумме 10 000,00 рублей, которая перечислена на счет, открытый учреждению в кредитной организации, полностью использована;

с бюджетным учреждением о предоставлении из федерального бюджета субсидии на иные цели в сумме 12 000,00 рублей, которая перечислена на лицевой счет учреждения, открытый в органе Федерального казначейства. Из них 300,00 рублей возвращено Учредителю в текущем периоде. Остаток неиспользованной целевой субсидии на конец отчетного года составил 1 700,00 рублей. Отчет о расходовании целевой субсидии в сумме 10 000,00 рублей представлен Учредителю. Кроме того, на основании заявки бюджетного учреждения на его лицевой счет перечислена субсидия на возмещение расходов учреждения в сумме 4 000,00 рублей. Бюджетным учреждением с лицевого счета осуществлен возврат неиспользованного остатка целевой субсидии прошлых лет в сумме 500,00 рублей.    

Бухгалтерские записи по доведению лимитов бюджетных обязательств до главного распорядителя средств федерального бюджета, как получателя средств федерального бюджета, на текущий финансовый год, а также порядок их отражения в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (с указанием документов программы) представлены в таблице 1.

Таблица 1. Доведение ЛБО по детализированным КОСГУ

Наименование  операции Дебет Кредит Сумма Документ программы
Доведены ЛБО на предоставление субсидии на выполнение государственного задания автономному учреждению КРБ1 1 501 12 241 КРБ1 1 501 13 241 10 000,00 Расходное расписание РБС с установленным флагом Доведение данных себе как ПБС
Доведены ЛБО на предоставление субсидии на иные цели бюджетному учреждению КРБ2 1 501 12 241 КРБ2 1 501 13 241 12 000,00 Расходное расписание РБС с установленным флагом Доведение данных себе как ПБС
Доведены ЛБО на предоставление субсидии на иные цели на возмещение расходов бюджетного учреждения КРБ3 1 501 12 241 КРБ3 1 501 13 241 4 000,00 Расходное расписание РБС с установленным флагом Доведение данных себе как ПБС»

В случае если доведение лимитов бюджетных обязательств осуществляется по укрупненным кодам классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ), то должны быть сделаны записи, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Доведение ЛБО по укрупненным КОСГУ

Наименование  операции Дебет Кредит Документ программы
Доведены ЛБО по укрупненным КОСГУ КБК 1 501 12 000 КБК 1 501 13 000 Расходное расписание РБС с установленным флажком Доведение данных себе как ПБС по укрупненному КОСГУ
Последующая детализация ЛБО КБК 1 501 13 000 КБК 1 501 13 241 Расходное расписание ПБС с операцией Детализация ЛБО, доведенных по укрупненной классификации.

Субсидии на выполнение госзадания

Деятельность ряда учреждений финансируется за счет средств из бюджета. Однако их не всегда достаточно. Учреждению может даваться госзадание. В этом случае потребуется дополнительное финансирование. Оно предоставляется в форме специальных субсидий.

Что собой представляет субсидия

Органы власти могут дать учреждению задание. Если средств субъекта на выполнение задачи не хватает, выдается субсидия. Деньги начисляются на р/с учреждения. Они нужны для качественного и своевременного выполнения задачи. Расчет размера субсидии выполняется уполномоченным властным органом.

После того как задание выполнено и средства истрачены, оформляется акт об использовании денег. Целевое использование предполагает трату средств на исполнение поставленного задания. Если деньги будут истрачены нецелевым образом, организуется служебное расследование.

Какие учреждения могут претендовать на субсидию

Субсидия может быть предоставлена этим субъектам:

  • Автономным муниципальным организациям.
  • Оборонным предприятиям.
  • Различным органам власти.
  • Исследовательским институтам.
  • Силовым ведомствам и прочим.

Субсидия на исполнение госзадания может выдаваться только тем субъектам, которые уполномочены работать над этим заданием.

Законодательное обоснование

Выдача субсидии на разработку и реализацию государственного задания регламентируется этими нормативными актами:

  • ФЗ №174 «Об автономных субъектах» от 3 ноября 2006 г.
  • ФЗ №40 «О поддержке НКО» от 5 апреля 2010 г.
  • ФЗ №195 от 10 декабря 1995 г.
  • Правительственное Постановление №999 от 30 сентября 2014 г.

Данные нормативные акты регламентируют перевод денег, их трату, составление отчетности.

Особенности расходования субсидии

Самая главная особенность траты денег в рамках субсидии – необходимость в строгой отчетности. Даже самая малая часть денег не может быть истрачена непонятно на что. Все направления расходования должны быть зафиксированы документально. Рассмотрим приблизительный порядок расходования денег:

  1. Орган власти ставит перед учреждением задание.
  2. Устанавливается размер субсидии, нужной для реализации задачи.
  3. Деньги начисляются на р/с учреждения.
  4. Как правило, выполнение задания предполагает прохождение множества ступеней. На каждой происходит трата денег. После каждой траты составляется отчет.
  5. По окончании работы над поставленной задачей составляется полноценный отчет, подготавливаются подтверждающие документы. Затем все бумаги направляются в уполномоченную структуру.
  6. Проект принимается государственными структурами.
  7. Оформляется акт о целевом использовании денег.
  8. Акт направляется в орган, который ставил перед учреждением задачу.

Часть средств, выделенных в рамках субсидий, может остаться.

К СВЕДЕНИЮ! Задачи для субъектов создаются на базе формы, установленной Правительственным Постановлением №671 от 2 сентября 2010 года.

ВАЖНО! Госзадания и отчеты об их исполнении могут публиковаться на сайтах, если в них отсутствует государственная тайна. Публикация сведений нужна для обеспечения прозрачности финансирования.

Что делать, если средства остались

Остаток средств субсидии может быть направлен на финансирование деятельности бюджетного учреждения. Соответствующее положение приведено в части 17 статьи 30 ФЗ №83 от 8 мая 2010 года. Деньги могут направляться только на цели, для выполнения которых создано учреждение. Если же этих целей нет, средства взыскиваются.

Экономия денег, выданных в рамках субсидии, достигается обычно при наличии этих обстоятельств:

  • Оптимизация расходов на изготовление продукции и предоставление услуг.
  • Тендерное уменьшение при осуществлении государственных закупок.
  • Проведение мероприятий по улучшению энергосбережения.
  • Мероприятия, нужные для повышения эффективности эксплуатации государственного имущества.
  • Оптимизация штата сотрудников (к примеру, сокращение специалистов).
  • Заключение договоров с различными сторонними компаниями (к примеру, с транспортными компаниями).

Размер субсидии определяется на базе нормативных трат на предоставление услуг в рамках госзадания, на содержание имущества. Если одна из статей расходования оптимизируется, то и часть субсидии экономится.

Разновидности субсидий

Субсидии на исполнение заданий подразделяются на эти виды:

  • Целевое субсидирование. Деньги выдаются под определенные цели.
  • Средства на оказание услуг. В рамках задания у учреждения может возникнуть необходимость в оказании государственных услуг. В этом случае субсидии предоставляются именно на оказание этих услуг.
  • Разовые субсидии. Деньги в данном случае направляются на финансирование мероприятий.

Вид предоставляемой субсидии зависит от конкретного задания.

Что входит в предоставляемую субсидию

Важно правильно рассчитать субсидию на выполнение задания. При определении финансирования учитываются эти направления трат:

  • Непосредственно для оказания услуги.
  • На общехозяйственные нужды.
  • Потребление электроэнергии в объеме 10% от общих трат учреждения на оплату электроэнергии.
  • Расход тепловой энергии в объеме 50% от общего размера трат на оплату отопления.
  • Оплата налогов.

Деньги предоставляются на основании соглашения о порядке передачи субсидии.

Бухучет субсидий

Проводки в бюджетном и автономном субъекте будут разными. Рассмотрим проводки в бюджетном субъекте:

  • ДТ420581560 КТ440110180. Начисление субсидии на исполнение задачи.
  • ДТ420111510 КТ420581660. Поступление денег на расчетный счет.
  • ДТ410960 XXX КТ4302 XX 730. Отражение трат, формирующих себестоимость работ и услуг в рамках госзадания.
  • ДТ440120262 КТ420862660. Отражение трат, не формирующих себестоимость.

В автономном учреждении будут следующие проводки:

  • ДТ420580000 КТ440110180. Начисление субсидий.
  • ДТ420111000 КТ420580000. Поступление субсидии на счет.
  • ДТ410960 XXX КТ4302 XX 000. Отражение трат, формирующих себестоимость.
  • ДТ440120262 КТ420862000. Отражение расходов, не формирующих себестоимость.

Это стандартные проводки, использующиеся при выполнении задания.

Бухучет возврата

Субсидия будет возвращена в бюджет при таких обстоятельствах:

  • Сокращение объема госзадания.
  • Учреждение не реализовало задание за отчетный период.

Если объем задания уменьшен в текущем году, выполняются эти проводки:

  • ДТ420531560 КТ440110130. Сторнирование дохода от субсидии (используется метод «Красное сторно»).
  • ДТ420531560 КТ420111610. Выбытие части субсидии с расчетного счета.

Если возвращаются субсидии прошлых лет, выполняются эти проводки:

  • ДТ440110130 КТ430305730. Начисление долга по возврату неиспользованной субсидии.
  • ДТ430305830 КТ420111610. Выбытие части средств.

Последние проводки актуальны для тех случаев, когда не полностью реализовано поставленное задание.

Определение налога на прибыль

В статье 251 НК РФ содержатся статьи расходов, не учитываемые при определении базы по налогу на прибыль. В подпункте 14 пункта 1 статьи сказано, что учитываться не будут доходы в форме имущества, выданного в рамках целевого финансирования. То есть субсидии, предоставляемые бюджетным организациям, не будут учитываться при определении налога на прибыль.

Скопировать урл

Распечатать

Статьи по Бухучету

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/

Основным источником финансирования деятельности бюджетных учреждений (БУ) являются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг.

Объем субсидий определяется на основании показателей государственного (муниципального) задания. В отношении федеральных госучреждений порядок формирования и финансового обеспечения выполнения госзадания установлен Положением № 640.

Выясним, какие нормы указанного порядка и каким образом влияют на финансы БУ.

Формула расчета объема субсидии на выполнение государственного задания

Анализ финансовых последствий порядка формирования госзадания предлагаем провести на основе Положения № 640.

Несмотря на то, что данный документ распространяется на учреждения федерального уровня, он определяет методологию формирования государственного (муниципального) задания в целом.

Аналогичные региональные и муниципальные нормативные акты, как правило, не отступают от заложенных в Положении № 640 принципиальных позиций.

  • В соответствии с п. 12 Положения № 640 объем финансового обеспечения выполнения госзадания (R) определяется по формуле:
  • R = ∑iNi х Vi + ∑wNw х Vw — ∑iPi х Vi+ NУН + NСИ, где:
  • Ni – нормативные затраты на оказание i-й госуслуги, установленной госзаданием;
  • Vi – объем i-й услуги, установленной госзаданием;
  • Nw – нормативные затраты на выполнение w-й работы, установленной госзаданием;
  • Vw – объем w-й работы, установленной госзаданием;
  • Pi – размер платы (тариф и цена) за оказание i-й услуги;
  • NУН – затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения;
  • NСИ – затраты на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания государственных услуг (выполнения работ) и общехозяйственных нужд.
  • Из приведенной формулы ясно, что, во-первых, объем госзадания рассчитывается на основе нормативного метода учета затрат; во-вторых, учредитель выступает как заказчик, покупая услуги и работы в установленном объеме (Vi, Vw) по установленной цене (Ni, Nw); в-третьих, часть затрат (NУН, NСИ) возмещается напрямую, вне увязки с объемом услуг или работ.

Нормативный метод учета затрат

Применение нормативного метода при исчислении объема госзадания влечет для БУ экономию в случае превышения нормативных затрат над фактическими или перерасход выделенных средств, если установленные нормативные значения ниже фактических показателей БУ.

С учетом того, что в силу ч. 17 ст.

30 Закона № 83-ФЗ полученная в ходе выполнения госзадания экономияне изымается в бюджет, а остается в распоряжении БУ для достижения уставных целей, учреждение заинтересовано в снижении затрат. Таким образом, применение нормативного метода стимулирует БУ к рациональному расходованию всех видов ресурсов, повышению эффективности их использования и выявлению скрытых резервов.

Пример 1.

Объем госзадания по услуге «присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательную программу» (R) составляет 4 200 тыс. руб. исходя из нормативных затрат (Ni) 1 тыс. руб.

и установленного объема (Vi) 4 200 детей в год. Фактические затраты в расчете на одного ребенка составили 980 руб.

(например, достигнуты за счет оптимизации расходования материальных ресурсов: канцтоваров, наглядных пособий и т. д.).

Рассчитаем финансовый результат (Финрез) – экономию или перерасход: (1 000 — 980) х 4 200 = 84 (тыс. руб.).

Учреждение получило экономию в размере 84 тыс. руб., которой вправе воспользоваться для достижения целей, ради которых оно создано.

Переменные и постоянные затраты

  1. Если разбить формулу финансового обеспечения выполнения задания на две части, то видно, что она представляет собой не что иное, как уравнение совокупных затрат, в котором присутствует переменная часть (∑iNi х Vi+ ∑wNw х Vw — ∑iPi х Vi) и постоянная часть (NУН + NСИ).
  • Формирование государственного задания
  • Формула совокупных затрат имеет следующий вид:
  • Зсов = Зпер х Объем + Зпост, где:
  • Зсов – совокупные затраты;
  • Зпер – переменные затраты на единицу услуг;
  • Зпост – постоянные затраты.

Данная формула основана на допущении, что все затраты исходя из их чувствительности к колебаниям объема оказываемых услуг делятся на условно-переменные и условно-постоянные. Условно-переменные изменяются пропорционально изменению объема оказываемых услуг (материальные затраты, транспортные расходы, заработная плата основного персонала). Величина условно-постоянных затрат при изменении объема услуг остается более или менее постоянной (содержание и обслуживание зданий и помещений, аренда земли и помещений, зарплата управленческого персонала).

При распределении затрат на группы рассматривают такой интервал времени, при котором рост объема услуг не приводит к увеличению постоянных затрат (не строятся новые здания, не приобретаются новая техника и оборудование, не растет управленческий штат). «Коварство» постоянных расходов заключается в том, что от них практически невозможно отказаться даже в случае полной остановки деятельности учреждения.

Пример 2.

БУ оказывает платные услуги по дополнительному обучению, для чего арендует помещение уплачивая за это 500 тыс. руб. в год. Цена курса обучения одного слушателя 6 тыс. руб., переменные затраты на курс обучения одного слушателя 4 тыс. руб. Каким должно быть минимальное количество слушателей, чтобы покрыть постоянные расходы в виде арендной платы?

Данный минимальный объем услуг принято называть точкой безубыточности (Тбез), ее величина составит: 500 000 / (6 000 — 4 000) = 250 (чел. в год).

Проверка: 4 000 х 250 + 500 = 6 000 х 250.

Поскольку арендная плата – величина постоянная, не зависящая от посещаемости курсов, то при числе обучающихся свыше 250 человек в год БУ будет получать прибыль, ниже 250 человек – соответственно убыток.

Клиентов БУ не волнует ни величина переменных издержек, ни тот объем услуг, который учреждения должны оказывать, чтобы покрыть свои постоянные расходы. Независимые покупатели готовы приобретать услуги по рыночной цене в нужном им количестве.

Поэтому покрытие учредителем части постоянных затрат БУ можно квалифицировать как нерыночную меру, характерную для собственника имущества.

Однако перечень расходов, не зависящих от объема услуг, ограничен лишь затратами на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения (NУН), и затратами на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания госуслуг и общехозяйственных нужд (NСИ).

Как же возмещаются иные постоянные издержки БУ?

Если обратиться к тексту Положения № 640, то в составе переменной части госзадания можно обнаружить следующие условно-постоянные расходы:

  • на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества с учетом срока их полезного использования (пп. «б(1)» п. 19, пп. «г» п. 20, пп. «б(1)», пп. «ж» п. 29 Положения № 640);
  • на коммунальные услуги (пп. «а» п. 20, пп. «г» п. 29 Положения № 640);
  • на содержание и аренду объектов недвижимого имущества (пп. «б» п. 20, пп. «д» п. 29 Положения № 640);
  • на содержание и аренду объектов особо ценного движимого имущества (пп. «в» п. 20, пп. «е» п. 29 Положения № 640).

Включая большую часть условно-постоянных расходов в переменную часть госзадания, учредитель руководствуется рыночными факторами, выступая уже не в роли собственника имущества, а в роли заказчика.

Поддержка необходимого для покрытия постоянных расходов объема услуг как за счет госзадания, так и за счет платной деятельности становится заботой самого БУ.

Продемонстрируем чувствительность БУ к изменению госзадания с помощью примера.

Пример 3.

Исходные условия примера 1: объем госзадания по услуге «присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательную программу» (R) – 4 200 тыс. руб. исходя из нормативных затрат (Ni) 1 тыс. руб. и установленного объема (Vi) 4 200 детей в год.

Допустим, что фактические расходы на одного ребенка в размере 980 руб. состоят из условно-переменных 700 руб. и условно-постоянных 280 руб. Размер условно-постоянных расходов на весь объем – 1 176 тыс. руб. (280 руб. х 4 200 чел.).

Как изменится финансовый результат, если объем госзадания по «присмотру и уходу за детьми, осваивающими образовательную программу»:

  1. а) увеличится до 4 500 детей в год;
  2. б) уменьшится до 3 900 детей в год?
  3. Рассчитаем объем госзадания:

а) R = 1 000 х 4 500 = 4 500 (тыс. руб.);

б) R = 1 000 х 3 900 = 3 900 (тыс. руб.).

Определим фактические затраты на выполнение госзадания, учитывая, что условно-постоянные расходы сохранятся на уровне 1 176 тыс. руб.:

а) Зфакт = 700 х 4 500 + 1 176 = 4 326 (тыс. руб.);

б) Зфакт = 700 х 3 900 + 1 176 = 3 906 (тыс. руб.).

Выявим финансовый результат (экономию или перерасход):

а) Финрез= RЗфакт = 4 500 — 4 326 = 174 (тыс. руб.) – экономия;

б) Финрез = RЗфакт = 3 900 — 3 906 = -6 (тыс. руб.) – перерасход.

При увеличении объема госзадания с 4 200 до 4 500 услуг в год размер экономии возрастает с 84 тыс. руб. до 174 тыс. руб., при снижении объема до 3 900 услуг в год БУ получит перерасход 6 тыс. руб.

Софинансирование затрат на имущество

Вернемся к той части госзадания, которая состоит из имущественных налогов и затрат по содержанию не используемого при оказании госуслуг имущества. Государство придерживается принципа софинансирования, вменяя в обязанность БУ покрывать за свой счет определенную долю этих затрат.

Если БУ оказывает платные услуги, то возмещаемые за счет субсидии затраты на имущественные налоги и содержание неиспользуемого имущества рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности (п. 33 и 35 Положения № 640). Если БУ не оказывает платных услуг, то в силу п.

34 Положения № 640 затраты на содержание неиспользуемого имущества учитываются в объеме госзадания в следующем размере:

а) на потребление электроэнергии – в размере 10% общего объема затрат учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги;

б) на потребление теплоэнергии – в размере 50% общего объема затрат учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги.

Если в отношении имущественных налогов государство планирует и в дальнейшем покрывать полностью или частично (в зависимости от наличия доходов от платных услуг) затраты на их уплату, то в отношении неиспользуемого имущества ситуация иная.

Начиная с госзадания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов затраты на содержание неиспользуемого имущества за счет бюджета возмещаться не будут (п. 6 Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 № 640).

Это побуждает учреждения самостоятельно изыскивать средства для содержания находящегося на их балансе имущества или избавляться от него.

Коэффициент платной деятельности

Коэффициент платной деятельности (КПД) представляет собой инструмент, с помощью которого бремя содержания части затрат на имущество распределяется между основной и платной деятельностью учреждения.

КПД определяется как отношение планируемого объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания к общей сумме планируемых поступлений, включающей поступления от субсидии и доходов от платной деятельности.

Как известно, доходы, полученные бюджетными учреждениями от оказания платных услуг, выполнения платных работ, поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Через КПД часть таких доходов изымается на покрытие затрат, связанных с уплатой имущественных налогов и с содержанием не используемого в основной деятельности имущества.

Насколько обоснованно данное распределение постоянных затрат? С позиции государства – это справедливо, ведь БУ, оказывая платные услуги, использует помещения, принадлежащие учредителю.

С точки зрения БУ – данная мера в некоторых случаях может показаться избыточной, так как софинансируются расходы, размер которых учреждение, не являясь собственником имущества, не в состоянии полностью контролировать.

Пример 4.

Субсидии на выполнение госзадания составляют 4 200 тыс. руб.; платные услуги – 1 470 тыс. руб. (эти величины носят справочный характер, в расчете текущего КПД не участвуют, они лишь иллюстрируют структуру поступлений БУ); КПД – 0, 64915; налог на имущество – 50 тыс. руб., затраты на содержание неиспользуемого имущества – 250 тыс. руб.

Рассчитаем затраты, которые подлежат покрытию:

а) за счет финансового обеспечения выполнения госзадания – (50 + 250) х 0,64915 = 194,745 (тыс. руб.);

б) за счет платной деятельности – (50 + 250) х (1 — 0,64915) = 105,255 (тыс. руб.). Или (50 + 250) — 194,745 = 105,255 (тыс. руб.).

* * *

Итак, порядок расчета объема финансового обеспечения выполнения госзадания стимулирует БУ к экономии, рациональному использованию имущества и развитию платной деятельности.

Наиболее критичная проблема управления финансами в свете возмещаемых за счет субсидии затрат заключается в минимизации убытков от имущества, не задействованного ни при выполнении госзадания, ни при оказании платных услуг, выполнении платных работ.

Возможно, некоторые учреждения в состоянии покрыть убытки за счет высоких доходов от платной деятельности. Но такое положение не может сохраняться длительный период без ущерба финансовому благополучию БУ.

Наиболее предпочтительный вариант решения проблемы – сдача имущества в аренду или расширение платной деятельности за счет эксплуатации свободных площадей.

субсидии аренда госуслуги

Финансирование образовательных организаций. Расчет объема субсидии на выполнение государственного задания Р Объем субсидии на оказание государственных. — презентация

1 Финансирование образовательных организаций

2 Расчет объема субсидии на выполнение государственного задания Р Объем субсидии на оказание государственных услуг = Количество потребителей государственной услуги Х Норматив финансового обеспечения Объем субсидии на оказание государственных работ = Утвержденная стоимость государственных работ (смета) Объем субсидии на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества = Площадь недвижимого имущества Норматив затрат Х

3 Финансирование учреждений на 2013/2014 учебный год Соглашение на предоставление субсидии на 2013 / 2014 учебный год ( с 1 сентября 2013 г. по 31 августа 2014 г.

) Объем субсидии на финансовое обеспечение выполнение государственного задания на 2013 / 2014 учебный год ( с 1 сентября 2013 г. по 31 августа 2014 г.

) Государственное задание на оказание (выполнение) государственных услуг ( работ) на 2013 / 2014 учебный год ( с 1 сентября 2013 г. по 31 августа 2014г.)

4 Соглашение на предоставление субсидии Соглашение на предоставление субсидии на 2013 / 2014 учебный год ( с 1 сентября 2013 г. по 31 августа 2014 г.) Бюджетное обязательство к соглашению на 2013 год. ( с 1 сентября 2013 по 31 декабря 2013 г.) Бюджетное обязательство к соглашению на 2014 год ( с 1 января 2014 по 31 августа 2014 г.)

5 Что включает в себя норматив на оказание государственного задания Формирование фонда оплаты труда работников (расходы по оплате труда и начислениям) Приобретение расходных материалов, связанных с оказанием услуги, учебные расходы, мягкий инвентарь Оплата услуг связи, транспортных и прочих услуг Оплату коммунальных услуг Содержание движимого и недвижимого имущества

6 Индивидуальные корректирующие коэффициенты Предлагаемые мероприятия Возможный отказ от индивидуальных корректирующих коэффициентов по заявкам образовательных организаций; Возможное включение в государственное задание для образовательных учреждений на 2013 / 2014 учебный год государственных работ по результатам рассмотрения Экспертной группой предложений образовательных организаций; Возможное сохранение до 31 августа 2014 года образовательным организациям индивидуальных корректирующих коэффициентов.

7 Целевые субсидии Анализ остатков 2011г. и 2012 г. Остаток 2011 года ,88 Остаток 2012 года ,61

  • 8 Целевая субсидия на обслуживание и эксплуатацию информационных систем и ресурсов Наименование организации которые не использовали целевую субсидию 2011 года 2011 год2012 год ГБОУ СОШ ,890,00 ГБОУ СОШ , ,50 ГБОУ СОШ , ,00 ГБОУ гимназия , ,00 ГБОУ ЦО , ,00 ГБОУ д/с , ,28 ГБОУ д/с , ,69 ГБОУ д/с ,000,00 ГБОУ д/с , ,00 ГБОУ д/с , ,00
  • 9 Целевая субсидия на обеспечение стимулирующих выплат работникам государственных учреждений Наименование организации которые не использовали целевую субсидию 2011 года 2011 год ГБОУ д/с ,00 ГБОУ д/с ,69 ГБОУ д/с ,20 ГБОУ д/с ,91 ГБОУ ЦО ,70
  • 10 Целевая субсидия на организацию питания в общеобразовательных учреждениях Наименование организации которые не использовали целевую субсидию 2011 года 2011 год ГБОУ ЦО ,00
  • 11 Сдача месячных отчетов за октябрь 2013 г. Наименование организаций, не предоставивших отчеты Наименование организаций, сдавших отчеты с нарушением сроков и рекомендаций по заполнению ГБОУ ЦО 1296ГБОУ КШ 1784 ГБОУ ЦО 1678ГБОУ СОШ 231 ГБОУ 253ГБОУ гимназия 1590 ГБОУ д/с 447ГБОУ 739 ГБОУ д/с 430ГБОУ 162 ГБОУ 614 ГБОУ СОШ 231 ГБОУ д/с 929 ГБОУ 571
  • 12 Реорганизация образовательных организаций
  • 13 Слияние Новое учреждение Детский сад 2 Школа 1 Детский сад 1
  • 14 Присоединение Школа 1 Детский сад 1 Школа 2 Детский сад 2
  • 15 Комплексы, которые после реорганизации не предоставили: Бухгалтерскую отчетностьИзменения по учету ОЦДИ ГБОУ СОШ 224 ГБОУ СОШ 597 (д/с 2740)ГБОУ СОШ 597 ГБОУ СОШ 717 (шк.526, д/с 1598,1514,2642) ГБОУ СОШ 717 ГБОУ СОШ 1213 ГБОУ СОШ 1409 ГБОУ СОШ 1287 ГБОУ СОШ 698 ГБОУ СОШ 1453

16 Оформление ЭЦП для взаимодействия с ПИФ АСУ ГФ 1. Подготовка пакета документов 2. Предоставление документов в 115 кабинет 3. Получение ЭЦП в 115 кабинете 4. Оформление Соглашения (сайт Департамента финансов в разделе электронный документооборот) 5.

Выгрузка на флэш карту открытого ключа – сертификат проверки электронной подписи ( выгрузка с электронного носителя полученного в 115 кабинете) 6. Соглашение, выгруженный файл, сопроводительное письмо направляем в Департамент финансов (ул. Александра Невского, д.

4)

17 «Горячая линия» по вопросам ведения бухгалтерского учета:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *