29 ноября 2021 г. на официальном интернет-портале правовой информации России опубликован приказ Министра финансов РФ об утверждении списка стран для промежуточного владения активами. В данный момент продолжаются общественные обсуждения проекта, который вступит в силу с 1 января 2023 г.
В перечне находятся 57 стран и территорий, включая следующие популярные среди россиян оффшорные юрисдикции:
В этом списке остались острова Мэн, Гернси, Джерси, специальный административный район Гонконг, Панама, Сингапур, Швейцария и др.
Нужна экспертная помощь? Обратитесь к нам прямо сейчас для получения детальной консультации.
Список оффшоров и подбор юрисдикции для расширения бизнеса
Мы не единожды указывали на то, что использовать оффшорные компании с единственной целью сократить налоги не стоит. Построение собственной бизнес-стратегии – это однозначное и обязательное выполнение всех обязательств вашей компании, и вас лично в тех юрисдикциях, где вы проживаете и ведете деятельность. Поэтому каждая структура должна быть тщательно спланирована и обдумана.
К тому же, деофшоризация постепенно дает результаты – многие юрисдикции изменяют законодательство, присоединяются к автоматическому обмену фискальной информацией, вводят реестры UBO и имплементируют в собственные законы положения международных правил отчетности. В 2021 г.
в перечень иностранных государств и территорий для оффшорного владения активами входило 42 страны, а уже с 1 января 2023 г. в этом списке будет 47 государств.
Поэтому для бизнеса крайне важно заранее подготовиться к грядущим изменениям, чтобы не встретить на своем пути серьезных препятствий в будущем.
Более того – новый Закон №384-ФЗ о бюджетной политике РФ, принятый 17 ноября 2021 г., предполагает сокращение доли участия иностранных предприятий, расположенных в оффшорных государствах, в получении субсидий в России. Ранее допускалось до 50%, теперь – 25%. Закон одобрен Советом Федерации 19 ноября 2021 г.
Интересует подбор юрисдикции для регистрации компании? Наш многолетний опыт и знания позволяют нам предложить лучшие варианты в соответствии с вашими бизнес-потребностями.
Важные изменения в Бюджетном кодексе РФ
Закон №384-ФЗ, действующий с 29.11.2021 г., уточняйте перечень объектов контроля. В этот список входят организации, выступающие исполнителями по контрактам, в том числе государственным муниципальным соглашениям. Контролю подлежат все компании, независимо от наличия/отсутствия счетов в казначействе РФ на федеральном, муниципальном или региональном уровне.
Более того, обновления закона расширяют полномочия контролирующего финансового органа. В отношении формирования доходной части и определения «бюджетного нарушения» в области распоряжения государственным имуществом также даны детальные разъяснения.
Необходима подробная консультация в части российского законодательства для вашего бизнеса? Получите помощь наших экспертов.
Дополнительно рекомендуем ознакомиться с нашими лучшими предложениями для российского и иностранного бизнеса в части расширения, защиты активов и повышения уровня конфиденциальности:
Бюджетная и налоговая политика РФ в 2022
Кроме формирования списка государств для владения офшорными активами, в конце 2021 г. власти РФ определили новый плановый период на 2022, 2023-2024 гг. в налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политике. В отношении налогообложения запланированы следующие изменения:
- «обеление» экономики увеличением собираемости налогов, в том числе с помощью единого налогового платежа в ресурсном секторе (принят в мае 2021 г.);
- снижение долгосрочных бюджетных рисков за счет повышения уровня ликвидных резервных активов;
- обеспечение стабильных налоговых условий для коммерческих организаций с повышением эффективности налоговой системы в части администрирования и справедливых условий для конкуренции;
- развитие национальной системы отслеживания товаров на всех этапах: от ввоза до реализации конечному потребителю;
- запуск нового налогового режима УСН в формате «без деклараций» с помощью онлайн интерфейса;
- модернизация принципов налогообложения в горнодобывающем и металлургическом секторе с привязкой налоговых ставок к мировых ценам на соответствующее сырье.
Получить субсидии в размере до 4 млрд. рублей в год смогут компании, внедряющие технику на российский рынок, если не менее 70% в общем объеме составляет отечественная радиоэлектроника. Такие предприятия получают дополнительные специальные требования, соответствие которым рассматривается Советом и Президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию.
В отношении постоянных представительств иностранных компаний на территории РФ следует учитывать такие новшества в отношении удаленной работы:
- согласно Конвенции ОЭСР, домашний офис сотрудника такого предприятия не будет автоматически зачтен как местонахождение представительства;
- подобная деятельность будет рассматриваться как работы вспомогательного характера, и попадает под исключения в СИДН между Россией и другим странами;
- при затруднениях со стороны налогоплательщика в постановке на налоговый учет необходимо обратиться в налоговую службу по месту расположения представительства, где примут решение о дистанционной работе и сотрудниках.
Согласно разъясняющему письму ФНС от 17 сентября 2021 г., изменения внесены в формы налогового расчета о суммах выплаченных иностранным компаниям доходов и удержанных налогов.
В ранее существующую форму внесены дополнительные соотношения, позволяющие определить ошибки в установлении фактического получателя дохода, ставки налога на доход.
При выявлении таких несоответствий налоговый орган РФ может направить сообщение самому налогоплательщику, который должен будет пояснить или изменить предоставленные данные.
Экспертная помощь в части налогового законодательства РФ
Мы перечислили лишь некоторые изменения в налоговой системе России и бюджетной политике властей РФ. Каждая бизнес-структура требует собственного, индивидуального рассмотрения и решения о расширении с целью повышения эффективности бизнеса.
Наши знания и практика позволяют нам рекомендовать лучшие варианты развития бизнеса, в том числе с охватом иностранных государств и территорий.
Банковские счета, инвестиционные Услуги, операции с недвижимостью за границей, МНП и будущие налоговые обязательства – по всем этим вопросам вы всегда можете обратиться к нашим экспертам.
Более того – вы можете создать свой «запасной аэродром» на случай непредвиденных политических и экономических потрясений в родной стране. Гражданство за инвестиции – тот путь, с помощью которого вы можете обезопасить не только себя и свои активы, но и будущие поколения вместе с правами наследования. Больше информации вы всегда можете получить на консультации с нашими экспертами.
Три британских офшора решили передавать ФНС сведения о счетах россиян — РБК
Острова Мэн, Гернси и Джерси включили Россию в списки стран для автообмена налоговой информацией в 2020 году, несмотря на то, что ФНС удалила их из списка партнеров. Налоговая заявила о готовности пересмотреть решение
Вид острова Джерси ( Darren Staples / Reuters)
Низконалоговые юрисдикции — острова Мэн, Гернси и Джерси — в 2020 году планируют сообщить России о счетах и активах россиян в этих офшорах, следует из официальных списков, которые изучил РБК. В прошлом году они решили не передавать России эти сведения — автоматического обмена финансовой информацией с Россией не было.
Это важно как с точки зрения борьбы с уходом от налогов и отмыванием средств, так и в контексте ослабления валютного контроля.
С 1 января 2020 года для российских резидентов отменены все ограничения по зарубежным счетам при условии, что счет открыт в банке на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) или в банках на территориях стран, которые участвуют в автоматическом обмене финансовой информацией с Россией.
После публикации материала представитель правительства Джерси уточнил РБК, что Джерси не подготовил список стран, которые не участвуют в автообмене. Он отказался ответить на вопросы про сотрудничество с ФНС по причине конфиденциальности
Симметричный ответ
В конце 2019 года Федеральная налоговая служба (ФНС) обновила перечень стран — участниц автоматического обмена. Из него исчезли Великобритания, а также острова Мэн, Гернси, Джерси и Литва.
Исключение Великобритании было ожидаемо: Лондон отказался от автообмена с Россией по крайней мере в 2019 году.
Мотивы такого решения не разглашаются, чтобы не подорвать доверие других стран, сообщала РБК британская налоговая служба.
ФНС не ответила РБК, почему вместе с Великобританией из списка убрали ее коронные территории — Мэн, Гернси и Джерси, указав лишь, что основанием стала «имеющаяся у ФНС информация».
Предполагается, что эти территории последовали за решением Соединенного Королевства и отказались предоставлять России информацию в автоматическом режиме.
Представитель правительства Гернси подтвердил РБК, что его территория не предоставляла России финансовые сведения в 2019 году (за 2018 отчетный год) — «в соответствии с подходом, принятым Великобританией».
Как предположил в беседе с РБК директор по развитию бизнеса Hill Consulting Сергей Нестеренко, «скорее всего, вслед за Великобританией все коронные территории решили не отправлять данные России в 2019 году, и поэтому ФНС исключила их из списка».
Россия присоединилась к глобальному автообмену по единому стандарту (CRS) в сентябре 2018 года.
По данным на декабрь, ФНС получила информацию из 70 юрисдикций за отчетный период 2018 года и передала информацию налоговым органам 58 стран.
Всего в списке юрисдикций — участников автообмена с Россией 77 стран и 12 территорий. С этим же списком необходимо сверяться для применения льгот по валютному контролю.
Тем не менее, несмотря на то что ФНС исключила Мэн, Гернси и Джерси из перечня участников автообмена, Россия значится в обновленных списках этих островов по состоянию на 1 января 2020 года — формально у них есть все основания сообщить ФНС о счетах и активах россиян.
- Россия по-прежнему указана в обновленной 31 декабря версии списка для автообмена острова Мэн за отчетный период как 2019-го, так и 2020 года.
- Аналогично Россия осталась в последней версии списка Гернси как за 2019-й, так и за 2020 год.
- Джерси еще не опубликовал подобный документ, но Россия числится в обновленном 1 января 2020 года предварительном списке стран для автообмена.
Мэн, Гернси и Джерси по-прежнему значатся партнерами по автообмену в базе Организации экономического сотрудничества и развития. Представитель Гернси подтвердил, что Россия включена в предварительный список стран для автообмена в 2020 году. Администрации островов Мэн и Джерси, представитель налоговой службы Великобритании не ответили на запрос РБК.
Автообмен под вопросом
Хотя возможность автообмена с островами Мэн, Гернси и Джерси в 2020 году сохраняется, наличие России в официальных списках не гарантирует передачу данных, подчеркивает Нестеренко.
Не исключено, что, несмотря на наличие России в списках, впоследствии Мэн, Гернси и Джерси могут отказаться передавать информацию под предлогом опасений по поводу недостаточной защиты данных или по другим причинам, прокомментировал РБК партнер по международному налогообложению компании «Кроу Экспертиза» Рустам Вахитов.
Учитывая прецедент, созданный Великобританией, когда она в одностороннем порядке прервала автообмен финансовой информацией с Россией, такой сценарий нельзя исключать, считает партнер КПМГ в России и СНГ Донат Подниек. Мэн, Гернси и Джерси как отдельные административные единицы Великобритании не полностью независимы и часто следуют на международной арене в фарватере ее политики, подчеркивает Нестеренко.
Как пояснили РБК в пресс-службе ФНС, если Мэн, Гернси и Джерси все же передадут России финансовую информацию, ФНС вернет их в список сотрудничающих стран. «Перечень может быть пересмотрен в случае осуществления компетентными органами этих стран своих договорных обязательств в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией», — сообщила ФНС.
Валютный контроль
Наличие островов Мэн, Гернси и Джерси в списке участников автообмена принципиально не только для выявления налоговых нарушений, но и с точки зрения валютного контроля. С 1 января 2020 года для россиян со счетами за рубежом смягчили требования по репатриации валютной выручки.
Теперь российским резидентам разрешено зачислять средства от нерезидентов напрямую на счета физлиц в иностранных банках. Главное условие — банк должен находиться на территории государства Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в стране — участнице автообмена.
Однако льгота не распространяется на россиян с финансовыми активами в исключенных из списка юрисдикциях, а значит, и на острова Мэн, Гернси и Джерси. Владельцы активов в странах, не участвующих в автообмене, по-прежнему должны каждый год сообщать налоговым органам о движении средств по счетам.
«Если страны нет в разрешительном перечене ФНС, то по счетам в этой стране резидентам России запрещено осуществлять любые операции, кроме узкого круга разрешенных в 173-ФЗ «О валютном контроле», под угрозой штрафов до 100%», — подчеркивает Нестеренко.
ЕС обновил черный список офшоров
© Reuters.
Investing.com — Совет ЕС пересмотрел список юрисдикций, не сотрудничающих с ним в сфере налогообложения. С 2020-го он обновляется дважды в год, пишет «Прайм».
После пересмотра в перечень вошли 12 юрисдикций: Американское Самоа, Ангилья, Доминика, Фиджи, ГУАМ, Палау, Панама, Самоа, Сейшельские острова, Тринидад и Тобаго, Виргинские острова США и Вануату.
Из списка офшоров, не раскрывающих бенефициаров или утаивающих налоговую информацию, был исключен Барбадос. Вместе с тем в него была добавлена Доминика.
Еще девять юрисдикций — Австралия, Барбадос, Ботсвана, Эсватини, Ямайка, Иордания, Мальдивы, Таиланд и Турция — обязались реформировать свою налоговую политику.
Список юрисдикций, не сотрудничающих с Евросоюзом в сфере налогообложения, был составлен Советом ЕС в декабре 2017 года. Юрисдикции оцениваются по ряду критериев, в том числе налоговой прозрачности, справедливому налогообложению и соблюдению мировых стандартов в области налогообложения.
Текст подготовила Яна Шебалина
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: https://t.me/ruinvestingcom
J&J принял решение приостановить поставки в РФ товаров для персонального ухода
IFX — 29.03.2022
Американская Johnson & Johnson (NYSE:JNJ), крупнейший мировой производитель товаров для здоровья, принял решение приостановить поставки в РФ товаров для персонального ухода.
Ранее…
В среду, 30 марта, ожидаются выплаты купонных доходов по 35 выпускам облигаций на общую сумму 58,86 млрд руб.
IFX — 29.03.2022
В среду, 30 марта, ожидаются выплаты купонных доходов по 35 выпускам облигаций на общую сумму 58,86 млрд руб.
Эмитент
Выпуск
Размер выплат, всего
…
В среду, 30 марта, ожидается погашение по 1 выпуску облигаций на общую сумму 1,01 млрд руб.
IFX — 29.03.2022
В среду, 30 марта, ожидается погашение по 1 выпуску облигаций на общую сумму 1,01 млрд руб.
Эмитент
Выпуск
Тип погашения
Размер погашения,…
Предупреждение: Fusion Media
Налоговая привлекательность российских офшоров повысится
С поправками в Налоговый Кодекс остров Русский получит наконец шанс хотя бы приблизиться к Октябрьскому / Юрий Смитюк / ТАСС
Добившись увеличения налогов на перечисление денег в международные квазиофшорные зоны (Кипр, Мальта, Люксембург), правительство намерено резко смягчить налоговый режим для резидентов российских «внутренних офшоров» – специальных административных районов (САР).
Минфин подготовил поправки в Налоговый кодекс, согласно которым зарегистрированные в САР международные холдинги будут освобождаться от налога на прибыль, перечисляемую их зарубежными подразделениями, а Налог на дивиденды по акциям (долям) международных холдинговых компаний снизится до 5%.
Фактически для САР вводится налоговый режим, который действовал ранее для того же Кипра. Кроме того, в новых поправках в Налоговый кодекс специально оговаривается, что под льготный режим попадут международные компании, подразделения которых участвуют в реализации проектов по добыче полезных ископаемых.
САР на островах Русский в Приморском крае и Октябрьский в Калининградской области появились в России в 2018 г.
Тогда был принят целый ряд законов, упрощающих смену резидентства для российских компаний, попавших под санкции.
В отличие от ОЭЗ и ТОР (льготных режимов для российского бизнеса) условия в САР рассчитаны в первую очередь на международные холдинговые компании, которые получают доходы от деятельности в России.
На сегодня в САР уже зарегистрированы 33 международные компании, в том числе один фонд. Причем 31 из них – на острове Октябрьский в Калининградской области.
В дирекции САР – Корпорации развития Калининградской области «Ведомостям» назвали основные плюсы САР: «Это конкурентоспособный налоговый режим в сравнении с популярными иностранными юрисдикциями, валютное нерезидентство по законодательству РФ, простой порядок перерегистрации (как в техническом плане, так и с точки зрения временных затрат), прозрачная и достаточная нормативная база, развитая инфраструктура деловой жизни на территории острова Октябрьский».
После принятия новых поправок в Налоговый кодекс количество резидентов должно возрасти.
«Безусловно, возможное ужесточение требований к компаниям, зарегистрированным в иностранных юрисдикциях и ведущих деятельность в России, может послужить серьезным стимулом к перерегистрации в российские САР.
Мы рассчитываем на увеличение количества международных компаний вследствие завершения «молодого» периода для особого правового режима САР и накопления положительной практики перерегистрации компаний», – заявили «Ведомостям» в дирекции САР.
Независимые эксперты соглашаются, что после реализации налоговых инициатив Минфина привлекательность «российских офшоров» увеличится.
«С учетом появившейся информации об условиях, на которых был подписан протокол к договору об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром, в частности о базовой ставке налога у источника на выплату дивидендов в 15%, поправки в Налоговый кодекс относительно налогов в САР сделают смену резидентства привлекательной для тех компаний и групп, которые хотели бы сохранить текущий уровень налогообложения», – отмечает партнер Deloitte Наталья Кузнецова.
Поправки в первую очередь повышают привлекательность перехода в САР холдинговых компаний и компаний, имеющих зарубежные добычные филиалы, считает партнер EY Марина Белякова.
«В перспективе такой режим может заинтересовать более широкий перечень компаний, например проектные и торговые компании с филиалами за рубежом, – подчеркивает Иван Насонов, старший менеджер группы по оказанию услуг в области международного налогообложения КПМГ в России и СНГ.
– Сегодня САР неэффективны для финансовых компаний, так как процентные доходы облагаются по стандартной ставке налога на прибыль в размере 20%. Возможно, в этом направлении может продолжаться совершенствование спецрайонов».
Сейчас в правительстве больше озабочены привлечением как можно большего числа иностранных компаний в российские офшоры: «Плановый показатель до конца года ‒ рост числа резидентов до 40, но с принятием в осеннюю сессию предлагаемого Минэкомразвития законопроекта о возможности переезда из таких юрисдикций, как BVI (British Virgin Islands), даст стимул росту числа резидентов», ‒ рассказала о своих планах пресс-служба Минэкономразвития.
Правда, пока все усилия правительства по совершенствованию законодательства для САР направлены на интересы бизнеса, а не государства.
При смене резидентства компании принимают на себя минимальные обязательства по инвестициям (50 млн руб.), что не сильно способствует развитию самих российских территорий. Например, по итогам 2019 г.
резиденты острова Октябрьский инвестировали в России всего 570 млн руб.
Минфин представил список офшоров для закона о запрете на господдержку
Минфин опубликовал проект перечня государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в России.
Список нужен для реализации запрета на выделение государственной поддержки компаниям, которые прямо или косвенно на 25% и более принадлежат офшорам.
Соответствующий закон Владимир Путин подписал в ноябре прошлого года, он вступит в силу с 1 января 2023 года.
Всего в список Минфина вошло 57 стран и территорий.
В перечень, в частности, вошли Кипр и Мальта, с которыми России ранее удалось договориться о повышении базовой ставки налога на дивиденды и проценты до 15%.
В список включили и Швейцарию, с которой Минфин ведет переговоры об аналогичном пересмотре налогового соглашения, а также Гонконг и Сингапур, в отношении которых анонсированы такие же изменения.
Кроме того, в перечень попали Ирландия, Черногория, Шри-Ланка, штаты Вайоминг и Делавэр в США, Виргинские острова США, остров Мадейра в Португалии, Ливан, Кюрасао и Королевство Тонга. Остальные обозначенные в документе юрисдикции, включая Британские Виргинские острова и Багамы, уже фигурировали в списке офшорных зон, который Минфин ведет с 2007 года.
При этом в новом списке нет Люксембурга, с которым Россия ранее пересмотрела налоговое соглашение, и Нидерландов, с которыми соответствующий Договор был денонсирован в мае 2021 года.
Вероятно, эти страны не вошли в список, поскольку давно изменили налоговое законодательство и уже не являются такими привлекательными налоговыми гаванями, как Кипр, отметила в беседе с «Ведомостями» руководитель практики «Международное право и налоги» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Яна Семеняка.
Кипр же остается одной из самой популярных юрисдикций для структурирования владения активами в России, пишет газета.
В 2018 году в эту страну было выведено более 1,4 трлн рублей, в 2019 году — более 1,9 трлн, отмечает издание со ссылкой на данные Минфина.
В прошлом году перевод дивидендов на Кипр утроился — с 102,6 млрд рублей в 2020 году до 311,4 млрд рублей за первые девять месяцев 2021 года, заявлял РБК глава ФНС Даниил Егоров.
Через Кипр, как отмечают «Ведомости», структурированы несколько крупных российских компаний: например, НЛМК на 79,3% принадлежит Fletcher Group Holdings Limited, «Норникель» на 35,95% косвенно контролируется Interros Ltd, Тинькофф Банк на 100% принадлежит TCS Group Holding PLC, а объединенная сеть «Красное и белое» и «Бристоль» принадлежит Mercury Retail Group.
По словам партнера PwC Михаила Филинова, некоторые компании из отраслей, где важна господдержка, уже задумались об изменении корпоративной структуры.
Группы с российскими корнями рассматривают возможность устранить из цепочки владения юрисдикции из списка Минфина, а международные группы задумались о том, чтобы отказаться от Швейцарии в структуре собственности из российских юрлиц и «выпрямить» инвестиционный поток, если головная компания находится в «хорошей» юрисдикции, отметил Эксперт.
Оффшоры 2021
Обновление перечня ожидается в марте 2021 года
Список офшорных юрисдикций ФСН
1. Ангилья; 2. Княжество Андорра; 3. Антигуа и Барбуда; 4. Аруба; 5. Содружество Багамы; 6. Королевство Бахрейн; 7. Белиз; 8. Бермуды; 9. Бруней-Даруссалам; 10. Республика Вануату; 11. Британские Виргинские острова; 12. Гибралтар; 13. Гренада; 14. Содружество Доминики; 15.
Китайская Народная Республика: — Специальный административный район Гонконг (Сянган); — Специальный административный район Макао (Аомынь); 16. Союз Коморы: — остров Анжуан; 17. Республика Либерия; 18. Княжество Лихтенштейн; 19. Республика Маврикий; 20. Малайзия: — остров Лабуан; 21.
Мальдивская Республика; 22. Республика Маршалловы Острова; 23. Княжество Монако; 24. Монтсеррат; 25. Республика Науру; 26. Республика Ниуэ; 27. Объединенные Арабские Эмираты; 28. Острова Кайман; 29. Острова Кука; 30. Острова Теркс и Кайкос; 31. Республика Палау; 32. Республика Панама; 33.
Республика Самоа; 34. Республика Сан-Марино; 35. Сент-Винсент и Гренадины; 36. Сент-Китс и Невис; 37. Сент-Люсия; 38. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: — Остров Мэн; — Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни); 39.
Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть);
40. Республика Сейшельские Острова.
Офшоры — это государства или территории, привлекающие иностранный капитал льготным налогообложением, а также выгодами надзорного, организационного и административного характера, среди которых важное место занимает конфиденциальность деятельности бенефициаров (настоящих владельцев компаний и счетов).
Простыми словами, оффшор, в его традиционном понимании, это маленькая далекая страна, где к деятельности компании не придерутся, количество денег на счетах и имена истинных хозяев не раскроют, и где, к тому же, не надо платить налоги, а достаточно раз в год сделать небольшой фиксированный взнос.
В действительности, оффшорные юрисдикции сейчас уже не совсем такие, какими были 10 лет назад. Налоговые власти многих стран, а также межгосударственные организации (ОЭСР и ФАТФ) развернули борьбу за соблюдение международных стандартов обмена финансовой информацией, угрожая нарушителям запретом инвестиций и реинвестиций.
О полной анонимности речи теперь почти не идет, в сложных случаях сведения можно затребовать через Интерпол, правда, ответа, возможно, придется ждать год.
Однако налоговые преимущества, как и другие преференции и особые возможности для бизнеса, остались, поэтому «низконалоговые юрисдикции», как еще называют эти территориальные образования, по-прежнему остаются востребованными предпринимателями и физлицами самого разного ранга.
Выгоды использования
Среди преимуществ, кроме низких или полного отсутствия налогов: упрощенная система регистрации юрлиц, высокий уровень конфиденциальности, упрощенная система администрирования — отсутствие требований к финансовой отчетности и проверок деятельности, лояльное отношение со стороны государственных ведомств к институту номинальных управляющих (трасти) и акционеров, невысокие затраты на поддержание деятельности — от 300 (и даже ниже) долларов в год…Некоторыми из преимуществ могут пользоваться и физические лица, — например, открывать счета в оффшорных банках и управлять ими на удаленной основе.
Правда, часть из этих «преимуществ» рассматривается другими государствами как незаконные. Например, оффшорное законодательство может не считать уклонение от уплаты налогов в других странах преступлением.
Какие страны относятся
Сейчас в нашей стране официальным списком таких юрисдикций можно считать «Перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ», утвержденный Минфином и ФНС. Неофициально его еще называют «Черным списком оффшоров».
Какие бывают (виды и категории)
Поскольку само понятие «оффшор» не является правовой дефиницией, и однозначного определения для него не существует, то и разделение низконалоговых юрисдикций на группы тоже условно.
Выделяют группы по системе налогообложения, по уровню обеспечения анонимности и конфиденциальности, по требованиям к представлению отчетности и степени вмешательства в деятельность бизнеса (или, что почти тоже самое, по лояльности к бизнесу регистрантов), по соответствию законодательства международным стандартам и уровню финансового контроля…
По величине сборов и налогообложению, в частности, выделяют зоны с нулевым налогообложением; с его низким уровнем; с освобождением от налогов отдельных видов деятельности; с освобождением от налогов компаний, не ведущих деятельности по месту регистрации…
Также часто выделяют группы «Классических» оффшоров (нулевые налоги, высокая анонимность — это Багамы, Барбадос, Антигуа и Барбуда, Бахрейн, Белиз, Гренада, Каймановы острова…
); «Престижных» (к которым относят Кипр, Мальту, Нидерланды, Люксембург, Швейцарию; так называемых «Оншоров» (государств, где регистрация компаний с льготным режимом налогообложения невозможна, но некоторые преимущества и удобства для бизнеса имеются).
Похожего подхода к классификации придерживался Банк России (список из приложения к указанию ЦБ России № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах).Там выделялись:- государства с законами, отвечающими международным стандартам, и высоким уровнем финансового контроля — острова Гернси, Джерси, Сарк и Мэн, Ирландия, Мальта, Гонконг, Швейцария, Сингапур…- классические оффшоры;
— и группа стран: Андорра, Анжуан, Аруба, Вануату, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру.
Какие лучше?
Возможности, предоставляемые такими территориями во многом схожи, но когда встает вопрос выбора низконалоговой юрисдикции для регистрации компании или открытия счета, то изучаются отличительные черты конкретной юрисдикции. Например, особенности правовой базы государства — нужны ли лицензии, разрешения на нужные операций.
Лучший в данном случае — это максимально полно удовлетворяющий запросам. Например, оффшоры с закрытыми реестрами и статусом налогового нерезидента для владельца наилучшим образом походят для обеспечения конфиденциальности (среди таких государств Белиз, Панама, Сейшельские острова…).
Низконалоговые оншоры с резидентным статусом выбирают для налоговой оптимизации (это могут быть Англия, Гонконг, Кипр, Швейцария…)
Лучшие для россиян
По подсчетам иностранных экспертов, самые востребованные юрисдикции у предпочитающих хранить свои деньги за рубежом россиян — это, в порядке популярности, Кипр, Нидерланды и островные территории Великобритании.
По оценкам аналитиков, выведенные туда суммы достаточно велики.
Так, на весну 2018 года только на счетах в Британских офшорах, — Британских Виргинских и Каймановых островах, — находилось около 50 миллиардов долларов (на Виргинских островах в несколько раз больше, чем на Каймановых).
Для каких целей используются
— Для налогового планирования, «оптимизации налогов».- Чтобы не афишировать имена настоящих собственников предприятий (бенефициаров) или физлиц-владельцев банковских денежных счетов.
Для большей конфиденциальности деятельности компаний или операций по банковским счетам (во многих таких зонах действует закрытый реестр акционеров и директоров, сведения о них могут быть предоставлены только по решению местного суда).
— Для защиты активов, в частности от рейдерских захватов.- Для повышения эффективности бизнес-процессов — упрощения, легкости и быстроты управления.
— Для упрощения деятельности компаний, связанных с ограничениями, накладываемыми законодательствами стран происхождения бизнеса, например, процедурами валютного контроля; или общей «забюрократизованностью» государственной системы управления…
Все эти действия могут быть абсолютно легального характера, и, вероятно, в большинстве случаев так и есть. Многие крупные международные компании располагают свои штаб-квартиры именно в подобных юрисдикциях.
Вывод, ликвидация..
Однако нередко предоставляемые оффшорами возможности используются противоправным образом.
Так, «оптимизация налогов» фактически может являться выводом в оффшор денег, или даже «уводом».
Разработаны фактически незаконные схемы, которые трудно отследить, с операциями по импорту товаров и продукции; довольно часто можно встретить предложение сомнительных услуг по ликвидации через оффшор фирм, в частности, ООО. Традиционно некоторые из этих юрисдикций использовались для сокрытия капиталов, полученных нелегальным путем.
Деофшоризация
Международные усилия по борьбе с отмыванием денег и терроризмом последние годы только увеличивают свой размах. Особенно активной борьба с оффшорами стала в последнее десятилетие, после глобального финансового кризиса.
Свои списки «черных», «серых» и «белых» оффшорных зон составляли Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организация по борьбе с финансированием терроризма и отмыванием криминальных денег (ФАТФ), а страны G20 грозили не соблюдающим международные нормы запретом на финансовые и инвестиционные операции.
Все это не могло не сказаться на офшорном бизнесе — он претерпел большие изменения. Деятельность зарегистрированных в таких зонах компаний стала прозрачней, и в откровенно преступных целях эти юрисдикции использовать теперь вряд ли возможно.
В России целенаправленная борьба за деофшоризацию экономики началась в конце 2012 года после выступления президента Владимира Путина, призвавшего начать процесс перевода отечественных компаний в российскую юрисдикцию.
В этих целях были разработаны или изменены ряд законов, среди которых «О контролируемых иностранных компаниях (КИК)», «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Важным законодательным документом в этой борьбе является уже упоминавшийся так называемый «черный список оффшоров», ежегодно обновляемый Минфином и ФНС.
Минфин составил список офшоров для реализации запрета на господдержку | Rusbase
Минфин составил список офшоров для запрета на выделение с 2023 года господдержки компаниям, которые на 25% и более принадлежат акционерам из этих государств и территорий. В список вошли Кипр, Мальта, Швейцария, Сингапур и другие. Запрет затронет крупные российские компании, среди которых НЛМК, «Норникель» и «Тинькофф банк».
Минфин составил список офшоров для реализации запрета на господдержку Денис Савосин
Минфин опубликовал проект перечня государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в России, обратили внимание «Ведомости». В список вошли Кипр и Мальта, Швейцария, Гонконг и Сингапур, Ирландия, Черногория, штаты Вайоминг и Делавэр в США, Виргинские острова США, Шри-Ланка и другие.
Список был составлен для реализации запрета на выделение с 2023 года господдержки компаниям, которые на 25% и более принадлежат структурам в офшорах. На данный момент от господдержки отрезаны компании, более 50% капитала которых принадлежат акционерам из офшоров.
Через Кипр, который является одним из самых популярных офшоров для российских компаний, в 2018 году, по данным Минфина, было выведено более 1,4 трлн рублей, а в 2019 году уже более 1,9 трлн рублей. В 2020 году перевод дивидендов на Кипр утроился – с 102,6 млрд рублей до 311,4 млрд рублей за девять месяцев 2021 года, ранее сообщал глава ФНС.
Так, через Кипр структурированы крупные российские компании, среди которых НЛМК (на 79,3% принадлежит Fletcher Group Holdings Limited), «Норникель» (на 35,95% косвенно контролируется Interros Ltd), «Тинькофф банк» (на 100% принадлежит TCS Group Holding PLC), объединенная сеть «Красное и белое» и «Бристоль» (принадлежит Mercury Retail Group).
Запрет вступит в силу с 1 января 2023 года, что позволит компаниям, ведущим основной бизнес на территории РФ, изменить корпоративную структуру (деофшоризироваться)», пояснили в Минфине.
В пояснительной записке Минфин отметил, что мера призвана минимизировать негативное влияние санкций в связи с уязвимостью реализации прав собственников промежуточного офшорного владения на производственные активы в РФ в случае попадания владельцев офшорной компании в черный список Минфина США.
Для ПАО в вопросах господдержки не будут учитываться обращающиеся на торгах акции. Их акции должны обращаться на торгах в России. Аналогичное правило будет применяться в случае участия офшорных компаний в капитале российских юрлиц через капитал ПАО.
Документом предусмотрены исключения для отдельных компаний, но не уточняется для каких. Первоначально снизить долю допустимого офшорного участия до 25% для претендентов на господдержку планировалось с 2022 года. Однако Минфин решил отложить этот шаг на год, чтобы компании успели подготовиться.
Подписывайтесь на наш TG-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий!
Фото на обложке: Andrey_Popov / Shutterstock
Оффшорные зоны. Список 2022
Оффшорная зона — это отдельная часть территории государства или всё государство целиком, в котором для компаний нерезидентов установлены специальные налоговые, регистрационные, лицензионные и юридические режимы для ведения их деятельности. При этом, в большинстве случаев, главным условием пребывания в оффшоре является ведение деятельности нерезидентом за пределами данной оффшорной территории.
Обращаем внимание! Приведенные данные по стоимости являются примерными. Более точные данные необходимо уточнять в компаниях-регистраторах или регистрационных юридических службах конкретного оффошора.
Таблица. Список оффшорных зон 2019:
1 | Австрия | 13000 | 5300 |
2 | Ангилья | 2200 | 1500 |
3 | Ангола | 15000 | 9500 |
4 | Андорра | 13100 | 6800 |
5 | Антигуа | 2950 | 1680 |
6 | Афганистан | — | — |
7 | Багамские ост-ва | 2600 | 1520 |
8 | Бангладеш | 3390 | 1990 |
9 | Барбадос | 1050 | 900 |
10 | Бахрейн | 7875 | 4500 |
11 | Белиз | 1790 | 1250 |
12 | Бельгия | 21325 | 6272 |
13 | Бенин | 10250 | — |
14 | Болгария | 2900 | 2500 |
15 | Боливия | 13900 | 7450 |
16 | Босния и Герцеговина | 11900 | 6780 |
17 | Виргинские ост-ва | 1990 | 1390 |
18 | Бруней-Даруссалам | 22500 | 15000 |
19 | Буркина-Фасо | 15300 | 8430 |
20 | Бурунди | 12450 | 7550 |
21 | Бутан | — | — |
22 | Вануату | 4690 | 2950 |
23 | Великобритания | 2000 | 970 |
24 | Венгрия | 4900 | 3458 |
25 | Габон | 1200 | 880 |
26 | Гайана | — | — |
27 | Гаити | — | — |
28 | Гамбия | — | — |
29 | Гана | — | — |
30 | Гватемала | — | — |
31 | Гвинея | — | — |
32 | Гвинея-Бисау | — | — |
33 | Германия | 8650 | 2300 |
34 | Гернси | 11670 | 6690 |
35 | Гибралтар | 3380 | 1830 |
36 | Гондурас | — | — |
37 | Гонконг | 2490 | 1570 |
38 | Гренада | — | — |
39 | Гренландия | — | — |
40 | Греция | 7998 | 3990 |
41 | Гуам | — | — |
42 | Дания | 17120 | 6180 |
43 | ДРК | — | — |
44 | Джерси | 3740 | 6460 |
45 | Джибути | — | — |
46 | Доминика | 2100 | 1280 |
47 | Доминиканская Республика | — | — |
48 | Замбия | 1200 | 990 |
49 | Зимбабве | 900 | 775 |
50 | Йемен | — | — |
51 | Индия | 7060 | 1480 |
52 | Иордания | 1690 | 1540 |
53 | Ирак | 800 | 670 |
54 | Ирландия | 5640 | 2880 |
55 | Исландия | 5900 | 1950 |
56 | Испания | 7755 | 4675 |
57 | Италия | 8755 | 1260 |
58 | Кабо-Верде | — | — |
59 | Каймановы ост-ва | 6200 | 5250 |
60 | Камбоджа | — | — |
61 | Камерун | 1500 | 1380 |
62 | Кампионе-д’Италия | 15160 | |
63 | Канада (Британская Колумбия) | 2990 | 2470 |
64 | Канада (Нью-Брансуик) | 2950 | 2495 |
65 | Канада (Онтарио) | 3450 | 1980 |
66 | Кения | 1300 | 1050 |
67 | Кипр | 2760 | 1250 |
68 | Кирибати | — | — |
69 | Колумбия | 1600 | 1250 |
70 | Коморы | 900 | 780 |
71 | Коста-Рика | 4480 | 975 |
72 | Кот-д-Ивуар | 1400 | 950 |
73 | Кюрасао | 3000 | 2350 |
74 | Лаосская НДР | — | — |
75 | Латвия | 3430 | 2270 |
76 | Лесото | — | — |
77 | Либерия | 1420 | 890 |
78 | Лихтенштейн | 14060 | 7080 |
79 | Люксембург | 14250 | 11340 |
80 | Маврикий | 9990 | 3485 |
81 | Мавритания | 15400 | 5350 |
82 | Мадагаскар | 9340 | 5780 |
83 | Мадейра | 12270 | 3150 |
84 | Макао | 16470 | 5190 |
85 | Малави | — | — |
86 | Малайзия: ост-в Лабуан | — | — |
87 | Мальдивы | — | — |
88 | Мальта | 6300 | 4210 |
89 | Маршалловы ост-ва | 2200 | 1160 |
90 | Микронезия | — | — |
91 | Мозамбик | 800 | 510 |
92 | Монако | 7880 | 3890 |
93 | Монтсеррат | — | — |
94 | Мьянма | — | — |
95 | Науру | — | — |
96 | Невис | 2300 | 1420 |
97 | Непал | — | — |
98 | Нигер | — | — |
99 | Нигерия | — | — |
100 | Нидерланды | 15240 | 5010 |
101 | Никарагуа | — | — |
102 | Ниуэ | 1870 | 1400 |
103 | Новая Зеландия | 7980 | 1310 |
104 | Норфолк | 5995 | 4895 |
105 | ОАЭ (Аджман) | 4890 | 3190 |
106 | ОАЭ (Дубаи) | 15980 | 10980 |
107 | ОАЭ (Рас-эль-Хайма) | 6190 | 3740 |
108 | Оман | — | — |
109 | Ост-ва Кука | — | — |
110 | Пакистан | — | — |
111 | Палау | — | — |
112 | Палестина | — | — |
113 | Панама | 2700 | 1160 |
114 | Панама | 1370 | — |
115 | Папуа – Новая Гвинея | — | — |
116 | Парагвай | — | — |
117 | Перу | — | — |
118 | Португалия | 17130 | 10660 |
119 | Пуэрто-Рико | — | — |
120 | Республика Конго | — | — |
121 | Руанда | — | — |
122 | Самоа | 940 | 780 |
123 | Сан-Марино | 610 | 540 |
124 | Сан-Томе и Принсипи | — | — |
125 | Свазиленд | — | — |
126 | Сейшельские ост-ва | 1390 | 950 |
127 | Сенегал | — | — |
128 | Сен-Мартен | — | — |
129 | Сент-Винсент и Гренадины | 1400 | 1110 |
130 | Сент-Люсия | 2390 | 1580 |
131 | Сингапур | 3820 | 2145 |
132 | Словакия | 6710 | 2180 |
133 | Соломоновы Ост-ва | — | — |
134 | Сомали | — | — |
135 | Судан | — | — |
136 | Суринам | — | — |
137 | США (Делавэр) | 2100 | 1480 |
138 | США (Нью Йорк) | 2100 | 1520 |
139 | США (Орегон) | 2100 | 1380 |
140 | Сьерра-Леоне | — | — |
141 | Тайвань | 8100 | 5280 |
142 | Тайвань (Китай) | — | — |
143 | Таиланд | 8730 | 3840 |
144 | Танзания, Объединенная Республика | — | — |
145 | Теркс и Кайкос | 2480 | 1900 |
146 | Тимор-Лесте | — | — |
147 | Того | — | — |
148 | Тонга | — | — |
149 | Тринидад и Тобаго | — | — |
150 | Тувалу | — | — |
151 | Тунис | — | — |
152 | Турция | 6920 | 1995 |
153 | Уругвай | 6800 | 4700 |
154 | Фарерские ост-ва | — | — |
155 | Фиджи | — | — |
156 | Финляндия | 11962 | 5700 |
157 | ЦАР | — | — |
158 | Чад | 27100 | 12550 |
159 | Чехия | 7680 | 4150 |
160 | Швейцария | 17010 | 7080 |
161 | Швеция | 24340 | 8300 |
162 | Шотландия | 2350 | 990 |
163 | Эквадор | — | — |
164 | Экватор. Гвинея | — | — |
165 | Эль-Сальвадор | — | — |
166 | Эритрея | — | — |
167 | Эстония | 6140 | 2500 |
168 | Эфиопия | 1100 | 1040 |
169 | Южн. Судан | 600 | 550 |
170 | Ямайка | 11585 | 6485 |
Отметим также, что с 19 февраля принимает законную силу приказ Федеральной налоговой службы (от 4 дек 2018 г.) № ММВ-7-17/786, в соответствии с которым был обновлен черный список оффшорных зон, которые не обмениваются налоговой информацией с Россией. Теперь в этот список входит всего 100 стран и 7 территорий-оффшоров.
Какие преимущества?
Подобные страны-оффшоры и территориальные пространства внутри государств предоставляю предпринимателям-иностранцам и инвесторам особые условия ведения предпринимательской деятельности. Эти преимущества и условия, чаще всего, закреплены законодательными актами:
- упрощенная и сокращенная по времени регистрация юридического лица;
- простая система ведения налоговой и бухотчетностей;
- полное отсутствие аудиторских проверок;
- уменьшенные налоговые ставки;
- специальная система безопасности по защите лиц, осуществляющих кредитную, мошейнническую и конкурентную деятельность;
- универсальные законодательные нормативы, позволяющие выстраивать бизнес под решение разных задач;
- надежная система по защите персональных данных владельцев регистрируемых компаний;
- более широкая доступность к другим финрынкам и фининструментам;
- и прочие.
Однако, стоит отметить, что такие зоны не являются полностью безопасными с точки зрения разглашения конфиденциальной информации.
Примером тому может послужить утечка данных из фирмы Mossack Fonseca в результате «Панамагейта», который случился в апреле 2016 года. Эта фирма долгое время занималась сопровождением и регистрацией в Панамском оффшоре юридических лиц.
Из украденных хакерской группой и опубликованных данных стало известно, что среди ее клиентов было много граждан Украины и России.