Утверждены новые правила проверок работодателей

В статье мы проанализируем новое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Разъясним, какие новшества оно привнесло в деятельность ГИТ и что необходимо учитывать в работе специалистам по охране труда.

ПОЧЕМУ ПОТРЕБОВАЛОСЬ МЕНЯТЬ ПОЛОЖЕНИЕ?

Мы продолжаем раскрывать тему реформы контрольно-надзорной деятельности, начатую в прошлом номере[1]. В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства ведет ГИТ. Положение об этом виде контроля утверждает Правительство.

С 1 июля 2021 года действует Федеральный Закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ[2], поэтому правительству пришлось разработать новое Положение о проведении проверок ГИТ. С 23 июля 2021 года ГИТ применяет новое Положение[3] взамен прежнего[4].

Старое Положение действовало почти 9 лет, новому Положению отведен срок менее 2 лет.

Утверждены новые правила проверок работодателей

Документом установлено, что предметом контроля и надзора является соблюдение нанимателями норм трудового законодательства, включая законодательство в сферах СОУТ и обеспечения доступности специальных рабочих мест и условий труда для инвалидов. Контролирующим органом по-прежнему является Роструд и его подразделения.

На контрольно-надзорные правоотношения распространяются нормы недавно вступившего в силу Федерального закона № 248-ФЗ, а также положения ст. 353-365 ТК РФ.

Как и раньше, полномочия федеральной инспекции труда закреплены в разделе II Положения о Роструде[5]. Основные права и обязанности государственных инспекторов труда приведены в пп. 6, 8 Административного регламента[6].

Полномочия государственных инспекторов труда в сфере рассмотрения дел об административных правонарушениях предусмотрены ст. 23.12 КоАП РФ.

Разберемся, изменится ли наша работа в плане взаимодействия с ревизорами. А если изменится, то как?

Обратите внимание

Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных контрольных (надзорных) мероприятий, не завершенных до 1 июля 2021 г.

, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, мероприятий (ч. 8 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ).

Следовательно, такие проверки осуществляются согласно требованиям, установленным Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ[7].

ЧТО ПОМЕНЯЛОСЬ И ПОМЕНЯЛОСЬ ЛИ?

Новым Положением актуализирован предмет контроля 

Согласно новому Положению предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о СОУТ, иных НПА, содержащих нормы трудового права, в том числе оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда.

Старое Положение ограничивало предмет плановых проверок проверочными листами.

  • Новое Положение определило объектами госконтроля:
  • • деятельность, действия (бездействие) работодателей — юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — контролируемые лица);
  • • деятельность организаций, осуществляющих проведение СОУТ.
  • Акцентируем внимание специалистов и ответственных лиц, у которых под контролем трудятся люди с ограниченными возможностями здоровья, на второй части определения, поскольку охрана труда инвалидов для многих вещь не понятная.

Изучите и осмыслите новое Положение о проверках в сфере труда. Доведите информацию о новшествах или отсутствии таковых до своих коллег и совместно скорректируйте работу по исполнению обязательных требований и выстраиванию взаимоотношений с Рострудом и ГИТ.

[1] См. в статье: Подберезина С. Г. Новый закон о госконтроле: что изменится после 1 июля 2021 года// Санэпидконтроль. Охрана труда. — 2021. — № 4. — С. 11–23.

[2] Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 г.) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; далее – Федеральный закон № 248-ФЗ.

[3] Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2021 г. № 1230; далее — новое Положение.

[4] Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875; далее — старое Положение.

[5] Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324.

[6] Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Приказом Роструда от 13 июня 2019 г. № 160.

[7] Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

С. Г. Подберезина, эксперт, консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

С середины 2021 года проверки будут проходить по новым правилам | форус

01.09.2020 Сопровождение 1С

Читайте в новостях 1С:ИТС. А также вас ждёт другая полезная информация: Продлят ли ЕНВД до 2024 года? ФНС России объединит расчёт 6-НДФЛ и справку 2-НДФЛ.

Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ

Комментарий

В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности принят федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля (далее – Закон № 248-ФЗ).

Под государственным и муниципальным контролем (надзором) в Законе № 248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований.

Достигается это за счёт профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.

Закон разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля (надзора).

Кроме того, закон определяет права и обязанности контролёров и лиц, в отношении которых проводятся проверки.

Цель закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля.

Переняв некоторые положения из действующего ныне федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее – Закон № 294-ФЗ), новый закон вносит ряд нововведений, которые будут рассмотрены ниже.

Разные контролёры не будут проверять соблюдение одних и тех же требований

В Законе № 248-ФЗ подробно прописана процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий. При этом устанавливается, что вмешательство контролёров в деятельность контролируемых лиц должно быть соразмерно возможным последствиям допущенных ими нарушений.

Кроме того, при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия необходимо соблюдать принцип недопустимости проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля (ст. 9, пп. 7 п. 8 ст.

66 Закона № 248-ФЗ).

Все проверки зафиксируют онлайн

Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе.

Для этого будут созданы ресурсы, включая Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора); Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий; Информационную систему досудебного обжалования; Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований; Информационные системы контрольных (надзорных) органов.

Благодаря этому лица, в отношении которых проводятся проверки, смогут отследить правомерность их проведения, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона № 248-ФЗ).

Реестр видов федерального государственного контроля (надзора) будет сформирован до 01.01.2022.

Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий

Такой подход будет применяться значительно шире, чем сегодня.

Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объём, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять (ст. 23 Закона № 248-ФЗ).

Оценивать эффективность контролирующего органа по количеству проверок запретили

В Законе № 248-ФЗ содержится прямой запрет на оценку результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа в зависимости от количества:

  • проведённых контрольных мероприятий;
  • выявленных нарушений;
  • лиц, привлечённых к ответственности;
  • и т.д.

Это должно способствовать избавлению от так называемой палочной системы, то есть привести к сокращению проверок и наложенных штрафов (п. 7 ст. 30 Закона № 248-ФЗ).

Определены способы сокращения количества проверок

Закон № 248-ФЗ предусматривает механизмы, применение которых может существенно сократить количество проверок организаций и предпринимателей.

Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль (п. 1 ст. 55 Закона № 248-ФЗ).

Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований.

Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки (ст. 54 Закона № 248-ФЗ).

Читайте также:  Беспроцентный кредит на выплату заработной платы в 2021 году

Введены новые формы контроля и надзора

Наряду с мероприятиями, применяемыми сегодня, закон предусматривает новые способы контроля:

  • выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путём осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
  • мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).

При этом предполагается, что новые виды контроля потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролёрами или вовсе избежать контактов. Кроме того, инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ст. 56 Закона № 248-ФЗ).

Проверки станут короче

Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ). По действующим сегодня правилам, закреплённым в п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, проверка может длиться до 20 рабочих дней.

Мониторинг вместо плановых проверок

В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий Закон № 248-ФЗ предлагает мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом.

Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъёмку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа.

А лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).

Выездная проверка должна проводиться только в исключительных случаях

Закон № 248-ФЗ предполагает, что выездная проверка может проводиться, только если у контролёра нет возможности:

  • удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в объяснениях, полученных от контролируемого лица;
  • оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий (п. 3 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).

Права контролируемых лиц будут защищены лучше

Отдельная глава Закона № 248-ФЗ посвящена обеспечению защиты прав лиц, в отношении которых проводятся контрольные (надзорные) мероприятия.

В частности, закон определяет порядок возмещения вреда, если он был причинён в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов.

В законе закреплена возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведённого с грубым нарушением (сейчас согласно ст. 20 закона№ 294-ФЗ это возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки).

Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой (Глава 8, 9, ст. 91 Закона № 248-ФЗ).

Вступление в силу и переходные положения

Закон № 248-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2021 года (за исключением некоторых положений). Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утверждённым Законом № 294-ФЗ.

В первой половине 2021 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утверждённой ранее программе профилактики на 2021 год. В период с 1 июля по 31 декабря 2021 года профилактические мероприятия будут проводиться по правилам Закона № 248-ФЗ без утверждения программы профилактики.

Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утверждённому в соответствии с Законом № 294-ФЗ. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершённых на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.

Поддержка по телефону или через интернет

Специалисты с высокой квалификацией

Реформа контроля и надзора: что изменилось с 1 июля 2021 года

В целом сфера действия нового закона не изменилась по сравнению с Законом N 294-ФЗ о защите прав юрлиц и ИП (далее — прежний закон о проверках). Новый закон, как и предшественник, не регулирует налоговые, валютные, таможенные проверки, контроль закупок по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, финансовый контроль. Имеются и другие исключения.

Какие есть особенности вступления в силу нового Закона о проверках

Начало действия закона — 1 июля, но предусмотрены переходные положения.

План проверок на 2021 год, утвержденный по прежнему закону о проверках, распространяется и на проверки, которые проходят во втором полугодии. При этом плановую выездную проверку могут заменить на однодневный инспекционный визит, о чем предварительно уведомят.

Проверки, которые к 1 июля не закончились, проводят и оформляют по правилам, которые действовали на момент их начала. По тем же правилам нужно обжаловать такие проверки, даже если жалобу организация или ИП подает после 1 июля.

Если жалобу подали до 1 июля, ее рассмотрят в порядке, который действовал на дату начала проверки.

Региональные и муниципальные проверки проводят по старым правилам до тех пор, пока не утверждены положения о видах регионального и муниципального контроля. Такие документы должны быть приняты до 1 января 2022 года.

До конца 2024 года прежний закон о проверках продолжает применяться к целому ряду видов контроля (антимонопольный контроль, контроль в сфере гособоронзаказа и т.д.). Также указанный закон продолжает действовать при уведомлении о начале отдельных видов предпринимательской деятельности.

Какими способами могут проверить организацию или ИП

Закон делит контрольные мероприятия на две группы. Условно их можно назвать «бесконтактными», когда нет взаимодействия с контролируемым лицом, и «контактными».

«Бесконтактные» способы — наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) и выездное обследование — могут использовать при любых видах контроля. При этом достаточно ведомственного задания.

Закрытый перечень «контактных» способов проверок должен быть установлен в положении или законе о конкретном виде контроля.

Такими способами могут выступить документарная проверка, выездная проверка, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр.

Роспотребнадзор, к примеру, при проверках в сфере защиты прав потребителей может применять все способы (п. 22 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005).

Как и раньше, «контактные» проверки могут проводить на плановой и внеплановой основе.

Определили подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, мероприятия отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не будут действовать произвольно.

Где посмотреть информацию о проверках

Единый реестр проверок, который ведет Генпрокуратура, трансформируется в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. До конца 2021 года старый реестр могут использовать региональные и муниципальные проверяющие, если нет положения о виде контроля в соответствии с новым законом.

Новый реестр аккумулирует в себе всю информацию о проверке: кто и когда проводил, какие решения принял, как их исполнили, кого и как наказали.

«Контактную» проверку нельзя провести до тех пор, пока информации о ней нет в реестре. Однако есть исключение. Так, выездное обследование может перерасти в контрольную закупку, если это предусмотрено положением о виде контроля. Тогда информацию в реестр внесут постфактум.

На решении о проведении проверки должен быть QR-код. По коду можно перейти к сведениям о проверке в реестре.

Также контролируемое лицо может воспользоваться учетной записью на портале госуслуг или личным кабинетом в ведомственной информационной системе, чтобы получить доступ к сведениям о проверках в отношении себя.

Правительство детально определило, какие сведения и в какой срок следует внести в реестр, а также уровни доступа к ним. Есть три уровня:

  • сведения открыты;
  • сведения может видеть только контролируемое лицо после авторизации;
  • сведения открыты, но только после окончания конкретного события.

Например, сведения о контрольной закупке открыты всем, но лишь на следующий рабочий день после ее проведения. Информация о решении контрольного органа и принятых мерах доступнa только тому, кого проверяли.

Если проверку обжаловали в досудебном порядке через портал госуслуг, в реестр включат текст жалобы, статус и результат рассмотрения.

При судебном обжаловании в реестр включат сведения о результатах, если решения либо акты проверяющих отменят или изменят.

Как долго могут проверять

Документарная проверка — не более 10 рабочих дней (срок отсчитывается от момента представления истребованных документов в адрес проверяющих).

Читайте также:  Компенсация транспортных расходов сотрудникам: правила и порядок процедуры, размер и расчет

Выездная проверка — не более 10 рабочих дней. Если у организации есть подразделения в разных регионах, для каждого подразделения срок устанавливают отдельно. Общее время взаимодействия проверяющих с малым бизнесом лимитировано часами — не более 15 часов для микропредприятий, не более 50 часов для остальных.

  • Инспекционный визит — не более 1 рабочего дня на одном объекте.
  • Рейдовый осмотр — не более 10 рабочих дней (в том числе не более 1 рабочего дня на взаимодействие с одним контролируемым лицом).
  • Сроки остальных мероприятий определяются исходя из периода времени, который обычно нужен для закупки, изъятия проб или проведения экспертиз.

Должны ли предупреждать о внеплановых проверках

Предварительно не уведомят:

  • о контрольной закупке;
  • мониторинговой закупке;
  • выборочном контроле;
  • инспекционном визите.

О внеплановой выездной проверке предварительно уведомят не позднее чем за 24 часа. Законы о конкретных видах контроля могут предусматривать исключения из этого правила. Например, не уведомят организацию общепита при проведении санитарно-эпидемиологического контроля.

Кроме того, есть общее правило: при наличии угрозы причинения вреда любое внеплановое контрольное мероприятие можно проводить без уведомления.

Будут ли использовать проверочные листы

Пока нет. Случаи обязательного использования проверочных листов установит правительство. Соответствующая норма заработает только с 1 марта 2022 года.

Как обжаловать результаты проверки

Если проверку проводили в рамках федерального контроля и по новому Закону о проверках, то, перед тем как подавать жалобу в суд, нужно проверить, требуется ли соблюсти досудебный порядок. На этот момент уже обратил внимание Пленум ВС РФ. С 1 июля 2021 года досудебный порядок действует для 62 видов контроля, включая проверки по линии Роструда, МЧС, Росздравнадзора.

Жалобу, если только она не содержит сведения с охраняемой законом тайной, подают через портал госуслуг. С более подробной информацией можно ознакомиться на портале.

Профилактика нарушений

Закрепили приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным и предусмотрели, в частности, следующие профилактические мероприятия:

  • меры стимулирования добросовестности — нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого в положении о виде контроля смогут определить порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования;
  • самообследование — добровольная самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по ее итогам юрлицо или ИП получит высокую оценку, то сможет принять специальную декларацию, если это допускает положение о виде контроля;
  • профилактический визит — беседа по месту деятельности юрлица или ИП. Даже если в ходе визита выявят нарушения, предписание устранить их не выдадут.

Так, к примеру, Роспотребнадзор может присуждать компаниям и ИП, работающим с потребителями, репутационный статус. Контролируемое лицо может публично размещать эту информацию, например, на своем сайте или в рекламе (п. 16 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005).

9 важных изменений в трудовом законодательстве в 2021 году

Законодатели активно вносят изменения в «кадровый» вопрос. Кому эти перемены облегчат жизнь – работнику или работодателю, однозначно ответить сложно. Усилено направление охраны труда, определены квоты на рабочие места для инвалидов, существенно сокращен список запрещенных для женщин профессий.

Введены новые форматы проверок трудовой инспекцией, при этом у работодателя появилась возможность досудебного обжалования результата проверки ГИТ. В обязательное цифровое поле переводится работа с вакансиями – они должны будут размещаться на платформе «Работа в России». И это далеко не все изменения в вопросе труда.

Подробности – в нашей статье.

1.      Неженских профессий стало значительно меньше.

Еще 356 профессий с 1 января 2021 года стали доступны для женщин. Перечень производств, работ и должностей с вредными и опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, был сокращен с 456 до 100 позиций.

Этот перечень был утвержден в СССР еще в 1978 году. Наличие данного списка в современных условиях все чаще расценивалось как ущемление прав женщин.

Минтруд так пояснил свое решение о сокращении перечня закрытых для женщин профессий: за последние 20 лет внедрено большое количество современных технологий, которые позволили существенно улучшить условия труда, снизить риск негативного влияния на здоровье работников и в целом облегчить их труд. Изменения в документ вносились с учетом предложений профсоюзов и работодателей.

Существенно расширены возможности для женщин, желающих работать в сфере перевозок – на грузовом, водном видах транспорта. Например, женщины могут водить фуры, а на суднах быть не только поварами, а, например, боцманами.

Женщины смогут осваивать профессии сферы тяжелой промышленности, сложных производств. В списке недоступных для женщин профессий остались те, что связаны с контактом с ядохимикатами, водолазные работы, тушение пожаров и т.п.

2.      Два дня тишина, на третий – увольнение. Утверждены новые правила работы с удаленщиками.

 С 1 января вступил в силу Федеральный закон №4 07, регламентирующий работу удаленных сотрудников. В нем прописаны важные условия такой работы: причины перехода на удаленный формат, ответственность работника и работодателя и др.

  • В законе прописаны 2 ситуации, когда работодатель может перевести сотрудника на «удаленку»: если есть решение органов государственной власти или нахождение на рабочем месте в офисе чревато угрозой для жизни, например, в случае пандемии коронавируса,
  • В обязанность работодателя вменено обеспечение удаленного сотрудника необходимым для работы оборудованием. Работник может использовать и свое оборудование, но тогда он вправе потребовать за это компенсацию или возмещение понесенных расходов.
  • Дистанционщик должен быть на связи с работодателем. В случае, если такой сотрудник более двух дней подряд не выходил на связь без уважительной причины, то у работодателя появляется право его уволить.

 СБИС Учет и контроль рабочего времени поможет справедливо распределять задачи между сотрудниками и контролировать их выполнение. СБИС позволит компании легко перестроиться на работу с удаленными сотрудниками.

3.      Сразу два изменения за год в вопросе трудовых книжек.

  • С 1 января 2021 года, согласно № 439-ФЗ, впервые трудоустраиваемым работникам не нужно оформлять традиционные бумажные трудовые книжки. На основе подаваемых работодателем отчетных данных в ПФР автоматически формируются электронные трудовые книжки.
  • С 1 сентября 2021 года, согласно Приказа Минтруда России от 19.05.2021 № 320н, традиционные трудовые книжки нужно вести по новым правилам. Среди них:

ü введена новая форма бумажных трудовых, которая актуальна для тех, кто будет менять старые трудовые книжки. Например, при утрате. Новая форма касается трудовой и вкладыша к ней.

  • запись об увольнении теперь не надо подписывать работнику, достаточно подписи и печати работодателя,
  • записи в книжку теперь можно делать как от руки, так и с помощью технических средств,
  • совместители могут внести отметку о работе по совместительству в трудовую книжку,
  • «удаленщики» могут отправить работодателю трудовую книжку для внесения записи по почте,
  • установлены сроки внесения записей: 5 дней на кадровые передвижения, последний рабочий день – в случае увольнения сотрудника.
  • Подробнее узнать про изменения в трудовых книжках можно здесь.
  • 4.      Новые формы контроля и способы обжалования
  • В июле 2021 года введен ряд изменений в вопросе контроля работодателей.
  • Введены новые формы внепланового контроля: выборочная проверка, инспекционный визит, документарная проверка, рейдовый осмотр и др. Все действия работники трудовой инспекции должны фиксировать. При проверке инспектор вправе запросить только те документы и информацию, которые непосредственно относятся к предмету проводимой проверки. О проверке должны уведомить предприятие не менее чем за сутки.
  • Внедрен новый способ опротестования результатов проверки трудовой инспекции. Теперь несогласному с выводами ГИТ нужно не сразу идти в суд, а использовать механизм досудебного обжалования решений трудовой инспекции. Для этого создан специальный сервис «досудебное обжалование решений надзорных органов», куда работодатель должен отправить жалобу.

На что чаще всего жалуются работники:                   

Увольнение   33%    
Заработная плата 32%
Изменение условий труда    3%      
Ответственность работодателя 2%
Ответственность работника перед работодателем 1%      
Коронавирус: горячая линия 2%      
Прием на работу 2%      
Условия труда отдельных категорий работников 2%      
Рабочее время 1%
Время отдыха   1%      
Досудебное обжалование 1%
Охрана труда 1%
Прочие вопросы 18%

Приведены данные по количеству обращений на онлайн сервис Роструда Онлайнинспеция.рф

5.      Утверждены квоты на прием инвалидов.

В июне 2021 года был принят федеральный закон № 219, который изменил условия квотирования на трудоустройство инвалидов. Согласно новому закону, чтобы трудоустройство в рамках квоты были признано, трудовые отношения с инвалидом должны быть фактически оформлены.

Квота будет вводиться субъектами федерации, определена величина квоты. Она не статична и зависит от числа сотрудников в компании.

  • До 3% — величина квоты для компаний с числом сотрудников от 35 до 100 человек,
  • От 2 до 4 % — величина квоты для компаний численностью выше 100 человек.

Данное квотирование начнет действовать с марта 2022 года.

6.      Усилена охрана труда.

Пожалуй, самые резонансные нововведения связаны с вопросами охраны труда. Изменения приняты в июле 2021 года и начнут действовать с марта 2022 года.

  • Новые правила позволяют работодателю уволить сотрудника, занятого на вредном производстве, по причине неприменения средств индивидуальной защиты.
  • У всех работодателей появилась возможность вести съемку рабочего процесса, на которой будет фиксироваться каждое действие сотрудника. Ранее это могли делать работодатели из определенных отраслей.
  • Трудовом кодексом определены принципы обеспечения безопасных условий труда, прописан новый термин «опасность». В Трудовом кодексе появится статья под названием «Запрет на работу в опасных условиях труда». Если условия на рабочем месте признаны опасными, работодатель обязан приостановить деятельность на данном рабочем месте. При этом сотрудник получает гарантии: сохранение места работы и среднего заработка. При согласии работника он может быть переведен на другое место работы, при этом его заработок не должен понизиться. .
  • Изменено определение «рабочее место». В новой версии закона оно трактуется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Читайте также:  Пенсия по инвалидности 3 группы в россии в 2020 году: размер и расчет, доплата и едв для инвалидов

7.      Государство продлило тестирование кадрового ЭДО.

В стране идет эксперимент по внедрению электронного кадрового документооборота. Федеральным законом от 24.04.2020 № 122 было установлено, что эксперимент продлится до 31 марта 2021 года. В 2021 году дедлайн по эксперименту был передвинут с марта по ноябрь 2021 года.

Эксперимент призван определить то, какие именно документы по направлению трудовых отношений будут переведены в электронный вид. Причем, без дублирования на бумажном носителе.

Прогнозируется, что расходы на офисное кадровое делопроизводство в расчете на одного сотрудника с введением электронных кадровых документов должны сократиться примерно в 2,5-3 раза.

СБИС Кадровый электронный документооборот – это удобное оформление, подписание и хранение кадровых документов в электронном виде. СБИС обеспечит четкий контроль сроков исполнения задач, создаст удобный электронный архив, легко пройдет интеграцию с вашей учетной системой и заметно упростит работу сотрудников кадрового отдела.

8.      Контакт с платформой «Работа в России» становится все теснее

С 1 июля 2021 года, согласно Федерального закон № 219, работодателям, зарегистрированным на сайте «Работа в России», нужно делать отметки соискателям через эту интернет-платформу.

Теперь работодателям, взаимодействующим с соискателями от службы занятости, надо проводить все отметки через этот сайт. На «Работе в России» надо фиксировать факт приема на работу соискателя от Центра занятости населения, в случае отказа – фиксировать факт визита соискателя и причину отказа.

Зафиксировать факт приема или отказа через платформу работодатель обязан в течение 5 дней. Те, кто не зарегистрирован на данной цифровой платформе, продолжают работать с соискателями от службы занятости в прежнем формате, то есть делают отметку в бумажном направлении и передают его соискателю.

С 1 января 2022 года все работодатели (с численностью сотрудников выше 25 человек) должны будут размещать вакансии на сайте «Работа в России».

9.      Изменена форма отчета СЗВ-ТД.

С 1 августа 2021 года, согласно Постановлению Правительство РФ №769, применяется новая форма отчета по трудовым книжкам СЗВ-ТД.

Отчет по трудовым книжкам сдают все организации и ИП с наемными работниками, включая основных, дистанционных, надомников, совместителей, иностранных работников. За работников по ГПХ отчет не сдается.

Что поменялось в отчетности по трудовым книжкам:

  • после информации о страхователе в отчет добавлен блок информации о предыдущем страхователе работника. Необходимо указать его название, ИНН, КПП регистрационный номер в ПФ,
  • исключен блок об отчетном периоде,
  • в таблицу добавлены новые разделы:
    • введена новая графа под номером «4»: работа в районах Крайнего Севера / работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. В ней надо указать указывать один из кодов: РКС или МКС.
    • Обязательна к заполнению строки «Код трудовой функции». Пример кода — 07.003-В-6. Первые пять знаков в коде — наименование вида профессиональной деятельности, финальные два знака — код обобщенной цифровой функции, уровень квалификации. Данные для кода можно взять в профессиональных стандартах, их перечень утвержден Минтрудом. Если для должности профстандарт не утвержден, то графа не заполняется.

СБИС Внутренний документооборот подойдет для организации электронного документооборота внутри компании. Упростите работу своим сотрудникам при помощи внедрения электронного документооборота.

СБИС автоматизирует обмен документами, выстроит маршрутизацию файлов, организует архив, построит систему контроля выполнения задач.

А наши специалисты помогут вам перевести кадры в электронный формат, получить электронные подписи на сотрудников, организовать работу с электронными больничными и т.п.

СБИС Электронная отчетность — удобный инструмент работы с электронными трудовыми книжками, которые формируются ПФР на основе отчетности компании по каждому сотруднику. Со СБИС вы всегда будете в курсе всех актуальных форм отчетности и сроков их сдачи, вам не придется тратить время на поиск нужных кодов и других нетипичных данных.

Подробнее о том, как подключиться к СБИС, вам готовы рассказать наши специалисты.

Как будут проводиться проверки ГИТ в 2021 году?

10 февраля 2021 | Просмотров 13567

В данной статье вы найдете информацию о нововведениях в проведении проверок государственной инспекции по труду, а также можете скачать базу чек-листов для самопроверки вашей компании.

С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (за исключением некоторых положений). Это означает, что проверки будут проходить по новым правилам.

Документ взял новый курс – на профилактику и предупреждение нарушений. 

Обновленные требования коснутся почти всех надзорных органов, в том числе и ГИТ, и пожарной инспекции, и Роспотребнадзора, и Ростехнадзора.

Документ изменил срок проведения документарной и выездной проверок. С середины 2021 года он не может превышать 10 рабочих дней. Для сравнения, на данный момент установлен максимум – 20 рабочих дней.

  • Введены новые формы контроля

Новый закон установил новые формы проведения контролирующих мероприятий:

  1. Инспекционный визит: осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов.

С 1 июля контролирующие органы смогут заменить запланированные проверки на инспекционные визиты, которые длятся не более 1 рабочего дня. Внимание: такая форма проверки не предполагает заблаговременного уведомления работодателя: визиты будут внезапными!

  1. Мониторинговую закупку товара или заказ работ/услуг для проведения испытания, экспертизы, исследования для проверки соответствия требованиям к безопасности и качеству.
  2. Выборочный контроль.
  • Все проверки будут фиксироваться онлайн

Все действия контроллеров в рамках проверок будут отражаться в специальных информационных ресурсах. 

Система поможет отследить правомерность надзорных мероприятий, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона № 248-ФЗ).

  • Риск-ориентированный подход

Методика предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.

Это означает, что, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять (ст. 23 Закона № 248-ФЗ).

  • Сокращение количества проверок

Новый закон предусмотрел механизмы, с помощью которых можно сократить количество проверок.

К примеру, компания может быть освобождена от проведения плановых проверок, если заключить договор страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ).

  • Мониторинг вместо плановых проверок

Еще один способ снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий, который предлагает закон, – мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и надзорным органом.

Мониторинг предполагает автоматическую фото- и видеосъемку на объекте компании, при котором собранные материалы направляются контролирующему органу. А лицо, находящееся под таким контролем, будет освобождено от плановых проверок (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).

Как установило постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969, продление моратория на проверки коснулось в 2021 году не всех, а только малых предприятий. 

Однако и здесь есть исключение, если СМП относится к категории высокого риска, то проверка трудовой инспекции все равно нагрянет.

Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Кроме того, уточняется, что запрет действует только для плановых проверок и не распространяется на административные расследования, которые проводятся по статье 28.7 КоАП.

Таким образом, инспектор ГИТ имеет право провести расследование при установлении нарушений трудового законодательства. 

Напомним: для начала расследования достаточно только информации, указывающей на него: например, обращение работника.

При этом, инспекторы не обязаны уведомлять работодателя, а также согласовывать проведение расследования с прокуратурой.

Поэтому в рамках ограничений инспекторы использовали административные расследования без взаимодействия с работодателями.

Например: Роструд имеет право проводить мероприятия без взаимодействия, чтобы проверить, как организация провела специальную оценку условий труда (СОУТ) и оформила ее результаты (приказ Минтруда от 16.01.2019 № 13н).

При проверке инспекторы могут запросить только определенный перечень документов: он не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.

Плановые проверки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *