Субсидии некоммерческим организациям: порядок предоставления нко

Субсидии некоммерческим организациям: порядок предоставления НКО

Деятельность некоммерческих организаций связывается обычно с благотворительностью и волонтерством, и для успешной деятельности в данном направлении необходимо соответствующее финансирование. К счастью, получить его вполне реально, и предоставление происходит от государства – в виде грантов, субсидии некоммерческим организациям и других видов поддержки. Как получить эти деньги, и кто может на них рассчитывать? Эти вопросы требуют детального рассмотрения.

Требования для получения субсидии некоммерческим организациям

Субсидии некоммерческим организациям: порядок предоставления НКОНекоммерческие организации создаются без намерения получать прибыль. Их создают для реализации следующих задач:

  • поддержка нуждающихся, защита прав;
  • волонтерская деятельность;
  • экологическая помощь, защита пострадавших от стихийных бедствий;
  • образовательные и просветительские мероприятия.

Деятельность направляется на благотворительность, социальный и культурный аспекты.

Важнейшим моментом, обеспечивающим возможность получения субсидии некоммерческим организациям, является официальная регистрация компании в реестре социально ориентированных организаций.

После получения финансов из бюджета такая компания должна отчитываться о проделанной работе и публиковать данные сведения в общем доступе.

Важно! Бюджетные средства нельзя использовать под организацию митингов, забастовок, и также НКО не должна получать прибыль.

Цели

Можно использовать деньги для зарплат работникам, текущей деятельности и оплаты товаров или услуг. Можно платить налоги за счет этих денег, уплачивать аренду. Средства применяются для набора волонтеров, прямой деятельности организации.

Порядок предоставления субсидии некоммерческим организациям

  • Субсидии некоммерческим организациям: порядок предоставления НКОЧтобы получить средства, изначально необходимо убедиться в том, что организация соответствует всем требованиям, и может претендовать на получение такой помощи.
  • Далее необходимо собрать документы – о самой компании и ее деятельности, указать основание для получения субсидии – направленность средств, которые необходимы, и их сумму.
  • Необходимо написать заявление от имени управляющего компанией, и передать все эти документы вместе с реквизитами банковского счета в местную администрацию.

Важно! Субсидии некоммерческим организациям выделяются под конкретный проект, или точно указанные нужды.

Далее обращение будет рассмотрено комиссией, и при положительном решении спустя месяц можно будет получить средства.

Они будут переведены на счет в банке, и могут использоваться с момента предоставления. В дальнейшем необходимо будет отчитаться о потраченных средствах и направленности их использования.

Это целевая помощь, и потому средства должны быть использованы по изначальной направленности.

Заключение

Таким образом, некоммерческие организации, занятые преимущественно в сфере благотворительности, могут получать бюджетную помощь. Несмотря на то, что они работают преимущественно с внешними поступлениями денежных средств и не носят коммерческого характера, помощь из бюджета может быть предоставлена, как под текущие нужды, так и под проект, необходимый к реализации.

Для того, чтобы получить необходимые средства, следует написать в местную администрацию соответствующее заявление и приобщить пакет документов. Спустя определенный промежуток времени, после рассмотрения вопроса и положительного решения, средства будут перечислены на счет организации.

Льготы некоммерческим организациям

  • Анастасия
  • Старший юрист
  • Эксперт регистрации НКО

Некоммерческие организации имеют ряд преимуществ перед другими юридическим лицами, то есть льготы.  

Многие создают некоммерческие организации именно с целью получения определённой льготы. Так какие же льготы существуют для НКО? Кто имеет на них право и как их получить? Давайте разбираться. 

Налоговые льготы для НКО

Организации некоммерческого вида осуществляют деятельность в качестве независимых юридических лиц. Таким организация разрешено сформировать материальную базу, которая образовывается путем поступления пожертвований и взносов.

Полученные средства некоммерческая организация использует на реализацию целей создания Организации и на хозяйственную деятельность некоммерческой Организации.

Деятельность НКО направлена на организацию благотворительности, удовлетворение социальных потребностей населения, поддержку научных разработок, развитие культуры и искусства, развитие физической культуры и спорта, профилактику и охрану здоровья граждан, пропаганду здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан. 

Первая категория льгот – это налоговые льготы. 

На данный момент налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрены специфические нормы в отношении НДС, которые применяются только для некоммерческих организаций. В соответствии с пунктом 3 статьи 149 Налогового Кодекса освобождены от налогообложения на территории РФ реализация товаров работ, услуг, которые производятся и реализуются:   

  • общественными организациями инвалидов (члены таких организаций должны быть инвалиды и их законные представители и составлять не менее 80% всех членов организации); 
  • организациями, у которых уставный капитал полностью состоит из вкладов, которые указаны в статье 149 Налогового Кодекса Российской Федерации — общественных организаций инвалидов, в том случае если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%;  
  • учреждением, единственным собственником имущества которых являются указанные в статье 149 НК РФ общественные организации инвалидов, созданные с образовательными, культурными, лечебно-оздоровительными, физкультурно-спортивными, научными, информационными и иными социальными целями, а также с целью оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям. 

Если говорить о НДФЛ, то необходимо брать во внимание, что не подлежат налогообложению доходы физических лиц в виде:    

  • суммы, уплаченной общественной организацией инвалидов по лечению и медицинскому обслуживанию инвалидов только при наличии у медицинского учреждения соответствующей лицензии, а также наличие документа, подтверждающего фактический расход на лечение и медицинское обслуживание; 
  • доходов, не превышающих 4000 рублей, полученных в виде сумм материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов.

Налог на прибыль 

В статье 251 Налогового Кодекса содержится закрытый перечень доходов, которые не учитываются при исчислении налоговой базы. Таким образом, Налоговым Кодексом предусмотрено, что при формировании налоговой базы не учитывают целевые поступления. 

К целевому поступлению относят целевое поступление, которое направлено на обеспечение жизнедеятельности некоммерческой организации и ведение ее уставной деятельности, поступившее на безвозмездной основе на основании решения государственного органа или органа местного самоуправления, или решения органа управления государственного внебюджетного фонда. Также целевое поступление может быть и от других некоммерческих и коммерческих лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц. Целевое поступление должно быть обязательно использовано указанными получателями по назначению. При этом получатель целевых поступлений обязан вести раздельный учет доходов, полученный в рамках целевых поступлений. Подробнее о раздельном учете НКО на странице Особенности бух. учета НКО.

  1. Также не принимается во внимание при налогообложении безвозмездное пользование государственным и муниципальным имуществом, которое получено на основании  решения государственного органа или органа местного самоуправления некоммерческими организациями направленное на ведение некоммерческой организацией уставной деятельности. 
  2. Прочие налоги
  3. Налоговым кодексом установлено также определенный перечень льгот, которые применяются исключительно к некоммерческим организациям.

Так, общественные организации инвалидов, которые выступают в качестве истца или ответчика в арбитражном суде, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Однако в данном случае, цена иска не должна превышать 1000000 рублей.

Также Налоговым кодексом предусмотрено  освобождение общественных организаций инвалидов от уплаты государственной за совершение всех видов действий у нотариуса.

Также общероссийские общественные организации инвалидов, членами которых является инвалиды и их законные представители, и их число составляет не менее 80% всех членов Организации, не облагаются налогом на имущество, которое используется Организацией на осуществление уставной деятельности данной некоммерческой Организации. 

Такое же правило предусмотрено в отношении земельного налога для общероссийской общественной организации инвалидов. Налогом не облагаются земельные участки, которые используются общероссийской общественной организацией инвалидов, членами которых является инвалиды и их законные представители, и составляют не менее 80% всех членов Организации. 

В отдельных регионах Российской Федерации может быть предусмотрена и другая налоговая льгота в отношении некоммерческих организаций.  

Подробнее о налогообложении НКО вы можете узнать на странице Налогообложение НКО.

Субсидии некоммерческим организациям: порядок предоставления НКО

Субсидии для НКО в 2020 году 

Некоммерческие организации обладают правом оформления специальных государственных субсидий, которые в дальнейшем могут быть использованы для достижения определенной цели.

Если в случае проведения государственной проверки будет установлено, что денежные выплаты были потрачены на цели, которые не предусмотрены действующим уставом некоммерческой организации, то НКО нужно будет вернуть все полученные средства государству.

Российское законодательство наделяет некоммерческие организации правом оформления денежных субсидий. Факт целевого применения денежных средств контролируется властями в зависимости от того, на каком уровне были предоставлены деньги.

Под субсидиями понимают денежные выплаты, которые должны быть использованы с  целью удовлетворения определенных целей, не  связанных с получением прибыли, юридических лиц. 

Право на получение денежной субсидии от государства имеют исключительно организации, которые занимаются: 

  1. социальным обслуживанием, социальной поддержкой и защитой граждан;
  2. охраной окружающей среды и защитой животных;
  3. охраной объектов и территорий, которые имеют историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, а также мест захоронений;
  4. оказанием юридической помощи; 
  5. профилактикой социально-опасных форм поведения населения;
  6. поддержкой граждан, которые оказались в трудной ситуации в результате катаклизма и подготовки к ним;
  7. благотворительной деятельностью;
  8. образовательной деятельностью, просвещением, наукой, культурой, искусством, здравоохранением, профилактикой и охраной здоровья населения, пропагандой здорового образа жизни, пропагандой улучшения морально-психологического состояния населения, спорта и физической культуры, реализация мероприятий, направленных на содействие указанной деятельности, и содействие духовному развитию личности;
  9. формированием нетерпимости к коррупции в обществе;
  10. развитием международного сотрудничества;
  11. деятельностью в области патриотизма, в том числе и военно-патриотического, воспитания;
  12. проведением поисковых работ, которые направлены на поиск воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, также проведение поисковых работ, направленных на установление личности погибших и пропавших без вести защитников Отечества;
  13. участием в профилактике и тушении пожаров и проведением аварийно-спасательной работы;
  14. социальной и культурной адаптацией и интеграции мигрантов;
  15. проведение мероприятий, направленных на медицинскую реабилитацию и социальную реабилитацию, социальную и трудовую реинтеграция граждан, которые осуществляют незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
  16. реализация мероприятий, направленных на содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;
  17. увековечением памяти жертв политических репрессий.

Нормативное регулирование

Законом «О некоммерческих организациях» определены принципы работы некоммерческих организаций в зависимости от отдельных организационных форм.

Читайте также:  Социальная помощь в нальчике в 2020 году: льготы, пособия и другие меры соцподдержки для жителей кабардино-балкарской республики государственные программы и законы

Данный документ также регулирует возможные способы поддержки Некоммерческих организаций, которые оказываются органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Требования данного закона направлены на все Некоммерческие организации, которые созданы на территории Российской Федерации. 

Существуют специальные методические рекомендации для организаций, созданных исключительно для государственных органов и муниципалитетов. В таких рекомендациях говорится об основных вопросах реализации механизмов, которые направлены на осуществление поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций. 

Также существуют акты субъектов Российской Федерации. Субъекты РФ имеют право принимать собственные нормативные акты, которые некоммерческим организациям будут предоставляться меры материальной поддержки из бюджета региона.  

Некоммерческий сектор поддерживается государством и одним из видов государственной поддержки для социально ориентированных некоммерческих организаций являются субсидии. Подробнее о социально ориентированных НКО на странице Социально ориентированные НКО.

Выплата государственных субсидий может быть на разных уровнях:

  • Федеральный бюджет;
  • Региональный бюджет;
  • Бюджет местных органов власти.

Законодательство не ограничивает предоставление денежных средств некоммерческим организациям на региональном уровне. 

Некоммерческие организации обладают правом оформления специальных государственных субсидий, которые в дальнейшем могут быть направлены на реализацию уставных целей. 

Конкурс субсидий НКО

Объявление о проведении конкурса указывается на официальном сайте государственного органа, проводящего конкурс. На данном сайте размещается следующая информация:

  • сроки приема заявок для участия в конкурсе;
  • информация о времени и месте принятия заявок;
  • контакты, по которым можно получить консультацию по возникшим вопросам.

Одна Некоммерческая организация вправе подать заявку только один раз. Заявка может быть отозвана до момента проведения конкурса. 

Все заявки проходят проверку государственным органом, который уполномочен на проведение проверок, с целью выявления факта соответствия всем требованиям, которые необходимы для участия в конкурсе. 

Итоги конкурса размещаются в интернете в течение 5 дней со дня утверждения полного перечня НКО, которым полагается субсидия.

Цели предоставления субсидий некоммерческим организациям

После получения государственной субсидии, некоммерческие организации должны предоставлять отчетность о проделанной работе в соответствующие государственные органы, и размещать такую информацию на своих и специализированных сайтах.

Некоммерческая организация не имеет право использовать полученные денежные средства на реализацию следующих целей:

  1. проведение митингов, забастовок и подобных мероприятий;
  2. некоммерческая организация не должна реализовывать полученные денежные средства от государства на получение прибыли. Данный факт сейчас вполне реально установить в результате проверки.

Денежные средства, полученные от государства, можно использовать для реализации следующих целей:

  1. реализация оплаты труда для работников;
  2. реализация оплаты товаров и услуг, представляемые некоммерческой организацией (как правило это Автономная некоммерческая организация — подробнее на странице Автономные некоммерческие организации); 
  3. реализация оплаты стоимости аренды помещения;
  4. реализация оплаты налогов и сборов.

Помощь может оказывать в форме:

  1. осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  2. предоставления льгот на уплату налогов и сборов;
  3. предоставлением для Некоммерческих организаций других льгот.

Субсидии некоммерческим организациям: порядок предоставления НКО

Предоставление субсидии из бюджета некоммерческим организациям

  • Законодательство различает два источника денежных поступлений для Некоммерческих организаций.
  • Внутренние поступления денежных средств в Некоммерческую организацию — это взносы, внесенные учредителями организации, которые были получены в результате деятельности по реализации уставных целей Некоммерческой организации;
  • Внешние поступления денежных средств в Некоммерческую организацию — это поступления, выплачиваемые из государственного или бюджета субъекта Российской Федерации.

Каждый регион имеет свой собственный бюджет. Данный бюджет состоит из денежных средств, выделяемых из бюджета государства. Данный бюджет рассчитан на весь год, принимая во внимание все возможные потребности, проводимые в регионе Российской Федерации.

  1. При планировании получения денежных субсидий из бюджета местных органов управления лучше сразу обратиться к нормативному акту того муниципалитета, из бюджета которого намерены произвести выплаты.
  2. Кто имеет право учувствовать в конкурсе на получение денежной субсидии? 
  3. Участвовать конкурсе на получение денежной субсидии могут:
  1. Граждане, которые осуществляют деятельность в качестве физического лица;
  2. Юридические лица, которые осуществляют некоммерческую деятельность;  
  3. Организации от государства; 
  4. Учреждения государственных органов власти и органов местного самоуправления.

Условиями для получения денежной выплаты от государства от Некоммерческой организации является:

  1. существование в программе мероприятий, на основании которых осуществляется выплата денежной субсидии для некоммерческих организаций социальной направленности. 
  2. существование в бюджете региона средств, которые необходимы для финансирования программы. 
  • В случае, если Некоммерческая организация побеждает в конкурсе, то уполномоченный на проведение конкурса орган обязан заключить договор с организацией, победившей в конкурсе на получение денежной субсидии.  
  • Если некоммерческая организация не заключает данный договор в сроки, которые установлены законодательством, то такая организация утрачивает право получения денежных средств, выигранных в конкурсе на получении денежной субсидии. 
  • Не стоит забывать о существующем государственном органе, который уполномочен осуществлять контроль распределения полученных денежный средств в конкурсе на получении субсидии. 
  • Каков порядок определения размера денежной субсидии? 

Существует рейтинг программ Некоммерческих организаций, которые учувствуют в конкурсе. Каждой Некоммерческой организации начисляют баллы. На основании количества баллов формируется рейтинг Некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации, которые заняли лидирующее место в рейтинге по каждой программе, выплачивается субсидия в размере, указанном некоммерческой организацией при формировании заявки на участие в конкурсе.

Некоммерческие организации, которые заняли вторую позицию в конкурсе по каждой программе получают субсидию только при наличии остатка нераспределенных средств по итогам предоставления выплат некоммерческим организациям, которые заняли лидирующее место в конкурсе.  

Помещение для некоммерческой организации

Очень частый вопрос, как получить помещение от государства в пользование на безвозмездной основе или на льготных условиях для Некоммерческой организации? 

Предоставление государством социально ориентированным некоммерческим организациям нежилых помещений в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование регламентировано Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 г.

№ 1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций».

  В данном постановлении речь идет о социально ориентированных некоммерческих организациях, поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы организация являлась социально ориентированной.

Определился новый вид субсидий для НКО

Субсидии некоммерческим организациям: порядок предоставления НКО

Правительство определило порядок субсидирования некоммерческой организации на создание условий для глобальной конкурентоспособности в области экспорта отечественных разработок и технологий обеспечения безопасности информации. Соответствующее Постановление Правительства вступило в силу 25 декабря.

Деньги будут предоставляться из федерального бюджета в рамках федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Средства будут выделяться Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ по результатам конкурсного отбора.

Уточняется, что субсидия включает в себя расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых в выполнении работ, направленных на достижение результата предоставления субсидии, накладные расходы в размере не более 40 процентов расходов.

Также субсидия включает расходы на закупку работ у третьих лиц, но не более 20 процентов размера субсидии и расходы на закупку оборудования и комплектующих изделий, непосредственно связанных с достижением результата предоставления субсидии, но не более 5 процентов размера субсидии.

Расходы определяются исходя из стоимости доступных на рынке оборудования и комплектующих изделий методом сопоставления рыночных цен.

Читайте по теме Субсидии некоммерческим организациям: порядок предоставления НКО
Критериями конкурсного отбора являются, например, наличие в уставе или документах, определяющих цели и задачи деятельности организации, положений, предусматривающих предоставление услуг в сфере экспертных, научных исследований и (или) разработок в области общественных, гуманитарных и технических наук. Также организация должна обладать материальными техническими ресурсами, необходимыми для достижения результата предоставления субсидии. А сама организация должна быть учреждена в форме некоммерческой организации, и создана не менее чем за 3 года до даты объявления конкурсного отбора.

«Отчет о достижении значений показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, формируется ежемесячно, ежеквартально и ежегодно, при этом ежеквартальный и ежегодный отчеты формируются нарастающим итогом», — сказано в документе.

В отчеты включается информация о достижении результата федерального проекта Программы, содержащая сведения о вкладе в достижение контрольных точек результата федерального проекта и об исполнении бюджета федерального проекта, а также дополнительная информация о рисках недостижения результата федерального проекта Программы. В ежеквартальные отчеты также включается информация о прогнозах достижения результата федерального проекта, а в ежегодные — информация о фактическом достижении этого результата.

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в апреле.

Порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям в россии

Субсидии некоммерческим организациям: порядок предоставления НКО

У некоммерческих организаций есть право оформить специальную государственную субсидию, которая впоследствии может быть использована для определенных целей. Если в ходе проверки будет установлено, что денежная выплата была потрачена на цели, не предусмотренные нормативными актами, организации придет вернуть все полученные средства в государственный бюджет.

По нормам российского законодательства, у организаций есть право на оформление денежной субсидии. Факт целевого применения денежных средств контролируется властями, в зависимости от того, на каком уровне были предоставлены деньги.

Что такое субсидии

Под субсидией подразумевается денежная выплата, которая должна быть использована для удовлетворения юридическим лицом определенных целей, не связанных с получением прибыли.

Кто вправе обратиться за получением

Рассчитывать на получение субсидии вправе только юридические лица, осуществляющие свою деятельность в одном из следующих направлений:

  1. Поддержка нуждающихся категорий граждан;
  2. Защита граждан и консультация;
  3. Волонтерская деятельность;
  4. Поддержка после катаклизмов;
  5. Воспитание патриотических черт характера.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Нормативное регулирование

Общая информация о положении о предоставлении выплат

Государство всячески поддерживает предпринимательскую деятельность. Одна из мер подобной господдержки для НКО , работающих в социальной сфере — субсидия.

Выплата средств возможна на различных уровнях:

  1. Федеральный бюджет;
  2. Бюджет региона;
  3. Муниципальный бюджет.

На законодательном уровне предоставление денежных средств некоммерческим организациям в регионе никак не ограничивается, равно как присвоение таким юридическим лицам дополнительного направления для осуществления деятельности, кроме того, которое было указано в программе.

Читайте также:  Переселение из аварийного жилищного фонда: программы в рф, условия и порядок переселения, правила и особенности, жилищный кодекс и законы

Проведение конкурса

В объявлении о предстоящем конкурсе, размещенном на официальном сайте уполномоченного госоргана, указывается следующая информация:

  1. Извлечение из нормативных актов;
  2. Сроки, в которые принимаются для заявки для участия в конкурсе;
  3. Время и место принятия заявок;
  4. Номер телефона, по которому можно проконсультироваться по всем возникающим вопросам.

Внимание! Одна НКО может откликнуться на заявку только один раз. Заявка на участия может быть отозвана до начала конкурса.

Все поданные заявки проверяются специальным уполномоченным органом для выявления факта соответствия всем заявленным в положении требованиям.

Итоги конкурса размещаются в интернете в течение 5 дней со дня утверждения полного перечня НКО , которым полагается субсидия.

Требования к заявителю

Основным требованием для участия некоммерческой организации в программе субсидирования является наличие у нее официальной регистрации в специальном реестре для социально-ориентированных лиц.

Внимание! После оформления такого реестра, организация должна будет регулярно предоставлять отчетность о проделанной работе в соответствующие государственные органы, и размещать аналогичную информацию на специальных сайтах.

Заявитель не должен использовать полученные денежные средства для удовлетворения одной из нижеперечисленных целей:

  1. Проведение митингов и аналогичных мероприятий;
  2. Проведение забастовок.

Некоммерческие организации не должны использовать полученные от государства денежные средства для получения прибыли, данный момент можно легко установить в ходе проверок.

Полученные в рамках субсидирования средства могут быть использованы для следующих целей:

  1. Выплата заработной платы для работников;
  2. Оплата товаров и услуг, которые предоставляются организации;
  3. Оплата стоимости аренды помещения;
  4. Уплата налоговых сборов.

Условия, по которым происходит получение помощи

Финансирование некоммерческой организации может проводиться с любой стороны.

В законодательстве отличают два источника денежных поступлений:

  1. Внутренние поступления — взносы, которые были уплачены учредителями компании, полученная в ходе деятельности по реализации товаров прибыль, дивиденды по акциям или ценным бумагам;
  2. Внешние поступления, которые выплачиваются из средств государственного или регионального бюджета.

Особенности, с которыми происходит выплата из местного бюджета

У каждого региона есть свой отведенный бюджет с денежными средствами, которые выделяются из государственного бюджета.

Подобный резерв рассчитывается на весь год, принимается во внимание все возможные потребности, которые будут проводиться в субъекте РФ.

Совет! При определении особенностей получения денежных средств, лучше сразу обратиться к нормативным актам того муниципалитета, из бюджета которого будут производиться денежные выплаты.

Лица, участвующие в конкурсе

Принять участие в конкурсе на получение денежной субсидии могут некоммерческие организации, которые прошли процедуру регистрации в строгом соответствии с нормами законодательства, занимающиеся деятельность в рамках статьи 31.1 ФЗ «О НКО ».

Участниками такого конкурса не могут стать:

  1. Граждане, действующие от своего имени в качестве физических лиц;
  2. Организации, осуществляющие коммерческую деятельность;
  3. Корпорации от государства;
  4. Компании от государства;
  5. Партии;
  6. Госучреждения;
  7. Учреждения муниципального уровня;
  8. Объединения, которые не имеют статус юридических лиц;
  9. НКО , если их представители являются участниками комиссии конкурса;
  10. Организации специализированного назначения.

Направления поддержки

Программы, с которыми можно принять участие в конкурсе, должны быть направлены на решение одной или сразу нескольких проблем по одному из приоритетных направлений, оговоренных в законодательстве:

  1. Защита от сиротства;
  2. Улучшение качества жизни граждан, достигших пенсионного возраста;
  3. Социальная адаптация для граждан с инвалидностью и членов их семьи;
  4. Развитие дополнительного образования, творчества и иной деятельности детей и подростков;
  5. Развитие сотрудничества между нациями.

Условия, на которых можно участвовать в конкурсе

  1. Наличие в программе мероприятий, согласно которым возможно получение финансовой или иной поддержки для социально ориентированных фирм, кроме госучреждений;
  2. Наличие в региональном бюджете ассигнований, необходимых для финансирования программы.

Предоставление субсидии и ее дальнейшее использование

После победы НКО в конкурсе, уполномоченный госорган должен заключить с юридическим лицом договор, где прописывается следующая информация:

  1. Условия и порядок предоставления денежных средств;
  2. Размер денежной выплаты;
  3. Цели использования денежных средств и сроки, в которые они должны быть реализованы;
  4. Порядок и сроки, в которые организация должна предоставить в госорган отчетность;
  5. Порядок возврата средств при выявлении факта их нецелевого использования.

Порядок, согласно которому определяется размер субсидии

Рейтинг программ организаций формируется на основе баллов, которые начисляются каждой НКО . Чем больше у юридического лица баллов — тем выше у него рейтинг.

Денежные средства предоставляются той организации, которая находится первой в рейтинге, и ранее еще не участвовавшей в распределении. Субсидия выплачивается в размере, необходимом для реализации программы.

Обзор Постановления № 713

В Постановлении № 713 содержатся основные нормы, согласно которым НКО вправе рассчитывать на получение мер государственной поддержки в виде денежной субсидии.

Согласно этому нормативному акту, выплата средств происходит в соответствии с несколькими направлениями, имеющими приоритетное значение:

  1. Поддержка детства и матерински, защита от сиротства;
  2. Повышение уровня жизни пенсионеров;
  3. Адаптация лиц с инвалидностью;
  4. Развитие сфер дополнительного образования;
  5. Прочие направления деятельности.

Правила, по которым происходит предоставление помощи

Правилами определяется порядок и условия, на которых предоставляются денежных средства в рамках субсидирования.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Правительство России

О правилах предоставления субсидий некоммерческим организациям в сфере культуры

Постановление от 19 февраля 2013 года №143

Постановление от 19 февраля 2013 года №143

Документ разработан Минкультуры России и направлен на обеспечение благоприятных финансовых и правовых условий для развития деятельности некоммерческих организаций, реализующих творческие проекты в сфере культуры.

Согласно правилам, утверждаемым данным постановлением, субсидии предоставляются на финансовое обеспечение и (или) возмещение расходов, связанных с реализацией творческих проектов в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества.

Правилами предусматривается, что предоставление субсидий некоммерческим организациям в целях реализации творческих проектов в сфере культуры будет осуществляться на основании соответствующего соглашения, заключённого Минкультуры России c некоммерческой организацией, а также определяются основные положения такого соглашения.

Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Минкультуры России на 2013, 2014 и 2015 годы предусмотрены ассигнования на предоставление субсидий некоммерческим организациям в целях реализации творческих проектов в сфере культуры в объёмах 857 300 тыс. рублей, 717 300 тыс. рублей и 865 300 тыс. рублей соответственно. Дополнительных расходов средств федерального бюджета реализация проекта не потребует.

Порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям

Общие положения законодательства о субсидировании НКО

Ст. 50 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) делит организации на коммерческие и некоммерческие (НКО) в зависимости от того, ставят ли они в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли. Правовому положению НКО также посвящены нормы закона «О НКО» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ).

Подробнее о статусе НКО читайте в статьях по ссылкам:

Предоставление субсидий некоммерческим организациям регулируется федеральным и региональным законодательством. Федеральные нормы о субсидиях НКО содержатся в таких актах, как:

  • закон № 7-ФЗ;
  • Бюджетный кодекс РФ;

"Методические рекомендации органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций"
(утв. Минэкономразвития России)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
  • ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМ МЕСТНОГО
  • САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ
  • СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Введение

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 5 апреля 2010 г.

N 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» и постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г.

N 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям», с учетом положений законодательства, регулирующего взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления с некоммерческими организациями.

  1. Методические рекомендации подготовлены в целях оказания содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в разработке нормативных правовых актов по поддержке некоммерческих организаций (далее — НКО), которые являются социально ориентированными, в формах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами, в том числе по следующим направлениям:
  2. — общие положения регулирования поддержки социально ориентированных НКО;
  3. — финансовая поддержка социально ориентированных НКО;
  4. — информационная поддержка социально ориентированных НКО;
  5. — имущественная поддержка социально ориентированных НКО;
  6. — участие социально ориентированных НКО в экспертизе нормативных правовых актов, затрагивающих сферы интересов (деятельности) социально ориентированных НКО;
  7. — предоставление налоговых льгот;
  8. — обеспечение прозрачности в деятельности социально ориентированных НКО;
  9. — порядок и процедуры организации и проведения публичных слушаний.
  10. В приложении приводятся модельные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по соответствующим направлениям деятельности.

Модельные акты могут применяться, как связанно и имеют внутреннюю взаимосвязь, так и отдельно по выбранным направлениям поддержки, в соответствии с приоритетами конкретных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Ряд модельных актов содержит варианты регулирования и комментарии по эффективному применению каждой из предложенных альтернатив.

Методические рекомендации предназначены для использования органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных федеральным законодательством.

Наиболее общие, принципиальные вопросы построения системы поддержки социально ориентированных НКО должны быть отражены в нормативном правовом акте законодательного органа субъекта Российской Федерации или муниципального образования (законы, постановления думы и т.д.).

  • В частности, в нормативном правовом акте представительного органа власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования рекомендуется отражать следующие вопросы:
  • 1) разграничение полномочий между различными органами власти субъекта Российской Федерации (или муниципального образования) по вопросам поддержки социально ориентированных НКО;
  • 2) определение видов деятельности, при осуществлении которых социально ориентированные НКО получают поддержку на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
  • 3) определение форм поддержки социально ориентированных НКО и способов поддержки в рамках каждой формы.
Читайте также:  Нормативно-правовые новшества, ожидающие россиян с октября 2017 года

Целесообразно закрепить принципы публичности при предоставлении поддержки социально ориентированным НКО, в том числе требования к комиссиям (иным коллегиальным органам), формируемым для принятия решения по вопросам предоставления поддержки социально ориентированным НКО. Например, распределение имущества или субсидий.

Также на уровне нормативного правового акта законодательного органа власти субъекта Российской Федерации должны быть решены вопросы предоставления налоговых льгот социально ориентированным НКО.

Конкретизация нормативного правового акта законодательного органа осуществляется на уровне нормативных правовых актов высшего органа исполнительной власти на территории субъекта Российской Федерации (актов органов местного самоуправления).

  1. В частности, нормативными правовыми актами высшего органа исполнительной власти (местной администрации) могут утверждаться:
  2. 1) программы поддержки социально ориентированных НКО;
  3. 2) положения об отдельных видах поддержки социально ориентированных НКО, включая финансовую, имущественную и информационную поддержку.
  4. В развитие нормативных правовых актов законодательного органа и высшего органа исполнительной власти иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования будут принимать свои нормативные правовые акты.

Нормативные правовые акты должны устанавливать такие общие принципы предоставления поддержки социально ориентированным НКО, чтобы эти принципы не носили характер барьеров при получении поддержки для большинства социально ориентированных НКО. Любые условия получения поддержки должны быть разумными и обусловленными объективными факторами.

  • Учет экономико-социальных и иных особенностей субъекта Российской Федерации или муниципального образования при подготовке нормативных правовых актов, посвященных социально ориентированным НКО, является обязательным условием эффективности работы всей системы поддержки социально ориентированных НКО.
  • Социально-экономические и иные особенности субъекта Российской Федерации должны быть учтены при определении видов деятельности, осуществление которых позволяет относить НКО к социально ориентированным, при разграничении полномочий между органами исполнительной и законодательной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
  • Модельный акт представительного органа приводится в Приложении 1.

1. Финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций

Основы регулирования предоставления финансовых средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Выделение бюджетных ассигнований социально ориентированным НКО может осуществляться в соответствии со следующими законодательными нормами:

1) статьями 69.1 и 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятым в развитие данных норм Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ), как закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд;

2) статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации — предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) — производителям товаров, работ, услуг;

3) статьей 69.1 и пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации — предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам.

  1. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд предполагает разработку соответствующего обеспечения, включающего:
  2. а) стандарты услуг или требования к качественным характеристикам их предоставления;
  3. б) нормативы стоимости услуг (для формирования начальной цены);
  4. в) процедуры размещения государственного (муниципального) заказа.
  5. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) — производителям товаров, работ, услуг из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) может осуществляться в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете), а также принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами местной администрации). В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 78) в них должны определяться:
  6. 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
  7. 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Выделение средств в рамках закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, а также предоставление субсидий юридическим лицам по существу не являются как такой поддержкой социально ориентированных НКО. Через эти механизмы допускается привлечение на равных условиях к оказанию социально значимых услуг не только негосударственных НКО, но и коммерческих организаций, государственных, муниципальных учреждений.

Исходя из изложенного, в качестве механизма финансовой поддержкой социально ориентированных НКО за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования должно рассматриваться предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Такие субсидии предусматриваются в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете).

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрацией.

Целесообразно применять конкурсные подходы при предоставлении субсидий, предусматривая, в том числе, требования к категориям организаций, имеющих право на получение субсидий и регулирование требования к комиссии по отбору организаций и регламенту ее деятельности.

Такие субсидии могут предоставляться, прежде всего, на реализацию общественно значимых программ (проектов) социально ориентированных НКО, через частичное возмещение затрат при условии софинансирования программы (проекта).

Также за счет средств могут финансироваться закупки оборудования, товаров, работ, услуг, расходы по арендной плате за аренду нежилых помещений; затраты на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников и добровольцев социально ориентированных НКО, а также другие расходы, связанные с функционированием и развитием организации.

Порядок может предусматривать требования к собственному вкладу социально ориентированных НКО в осуществление финансируемой за счет субсидии деятельности. Такой вклад может включать денежную оценку используемого имущества и труда добровольцев, целевые поступления из других источников.

Для проведения конкурса образуется комиссия (комиссии) по проведению конкурсного отбора на получение финансовой поддержки. Персональный состав, порядок работы и принятия решений, права и обязанности конкурсной комиссии утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией.

  • Существуют различные варианты утверждения состава комиссии:
  • 1) в составе постановления (решения местной администрации),
  • 2) уполномоченным органом.
  • Конкурсную комиссию рекомендуется формировать из представителей:
  • — органов государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации);

— общественности — лиц, обладающих признанной высокой квалификацией по видам деятельности, в которых планируется проведение конкурса для предоставления финансовой поддержки. Это могут быть, например, представители общественной палаты субъекта Российской Федерации, коммерческих организаций, осуществляющих благотворительную деятельность, НКО, средств массовой информации, а также граждане.

  1. Число членов конкурсной комиссии должно быть нечетным и составлять не менее 9 человек.
  2. Число членов конкурсной комиссии, замещающих государственные (муниципальные) должности и должности государственной (муниципальной) гражданской службы, должно составлять менее половины числа членов конкурсной комиссии.
  3. Организации, претендующие на участие в конкурсном отборе, представляют следующие документы:
  4. — заявление установленной формы на печатном и электронном носителях;
  5. — программу (проект) на печатном и электронном носителях по установленной форме;
  6. — выписку из Единого государственного реестра юридических лиц со сведениями о заявителе, выданную не ранее чем за полгода до окончания срока приема заявок на участие в конкурсе;
  7. — копию учредительных документов заявителя;
  8. — копию отчетности, представленной заявителем в Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальный орган) за предыдущий отчетный год.
  9. Поданные на участие в конкурсе программы (проекты) могут рассматриваться с точки зрения следующих критериев оценки:
  10. 1) соответствие приоритетным направлениям поддержки (оценивается соответствие целей, мероприятий программы (проекта) выделенным приоритетным направлениям для предоставления поддержки);
  11. 2) актуальность (оценивается вероятность и скорость наступления отрицательных последствий в случае отказа от реализации мероприятий программы (проекта), масштабность негативных последствий, а также наличие или отсутствие государственных (муниципальных) мер для решения таких же или аналогичных проблем);
  12. 3) социальная эффективность (улучшения состояния целевой группы, воздействие на другие социально значимые проблемы, наличие новых подходов и методов в решении заявленных проблем);
  13. 4) реалистичность (наличие собственных квалифицированных кадров, способность привлечь в необходимом объеме специалистов и добровольцев для реализации мероприятий программы (проекта), наличие необходимых ресурсов, достаточность финансовых средств для реализации мероприятий и достижения целей программы (проекта), а также наличие опыта выполнения в прошлом мероприятий, аналогичных по содержанию и объему заявляемым в программе (проекте), предоставление информации об организации в сети Интернет);
  14. 5) обоснованность (соответствие запрашиваемых средств на поддержку целям и мероприятиям программы (проекта), наличие необходимых обоснований, расчетов, логики и взаимоувязки предлагаемых мероприятий);
  15. 6) экономическая эффективность (соотношение затрат и полученных результатов (в случаях, когда такая оценка возможна), количество создаваемых рабочих мест, количество привлекаемых к реализации программы (проекта) добровольцев, возможности увеличения экономической активности целевых групп населения в результате реализации мероприятий).

Оценка критериев может производиться по шестибальной шкале (высший уровень показателя — 5 баллов, высокий уровень показателей — 4 балла, средний уровень показателей — 3 балла, ниже среднего уровня показателей — 2 балл, низкий — 1 балл, низшее значение показателя — 0 баллов). Сумма средних арифметических баллов, выставленных по критериям на основании заключений на проект, составляет коэффициент рейтинга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *