Организации будут штрафовать за отсутствие бдительности по «антиотмывочному» закону № 115-ФЗ

Организации будут штрафовать за отсутствие бдительности по «антиотмывочному» закону № 115-ФЗ

УВАЖАЕМЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ!
КОМПАС УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Организации будут штрафовать за отсутствие бдительности по «антиотмывочному» закону № 115-ФЗ Будьте бдительны: ввели Штраф за отсутствие тахографа для юрлиц и ИП!
С 01.11.2019 существенно изменился размер штрафов за нарушение правила об установке самописца на транспортном средстве, для которого он обязателен. Кроме того, введена иная структура статьи: появился штраф за отсутствие тахографа для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (до 1 ноября в этой норме были указаны только граждане, должностные лица и водители). В свежем материале расскажем об этом подробно.
Подробнее
ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Организации будут штрафовать за отсутствие бдительности по «антиотмывочному» закону № 115-ФЗ Юрлица ожидают штрафы за отсутствие бдительности по «антиотмывочному» закону.
В настоящий момент существует проблема, связанная с отсутствием обязанности у юрлиц принимать меры по недопущению вовлечения их в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем. А также нет норм, устанавливающих ответственность юрлица в случае, если от его имени осуществляются сделки или финансовые операции с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенным преступным путем. Поэтому Росфинмониторинг предлагает ввести такие обязанности и ответственность для юрлиц. Подробности здесь.
Информация
БУХГАЛТЕРСКОЕ И НАЛОГОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
  • До 25 ноября 2019 года:
  • ·         Заплатить 1/3 суммы НДС за III квартал 2019 года.
  • ·         Заплатить НДПИ за октябрь 2019 года.
  • ·         Заплатить и сдать декларацию по акцизам на табачные изделия, проданные в октябре 2019 года.
  • ПриложениеДекларация
ИНФОРМИРОВАНИЕ О ВАЖНОМ
Организации будут штрафовать за отсутствие бдительности по «антиотмывочному» закону № 115-ФЗ Минфин изменил КБК для налогов, госпошлины и штрафов.
Изменился порядок присвоения кодов бюджетной классификации для новой категории доходов бюджетов. Минфин добавил новые КБК для уплаты акцизов, госпошлины и штрафов. А некоторые КБК из перечня были удалены. Обо всем этом читайте в обзоре.
Обзор
БИЗНЕСХАК
6 важных правил для написания интересной публикации.

  • Излагайте материал, используя пирамиду информации: заявление, аргументация, вывод.
  • Работайте с заголовком. Для конверсии хорошо работают заглавия с цифрами и заголовки-вопросы.
  • Визуализируйте. Правильная картинка поможет более глубокому и правильному восприятию.
  • Будьте исследователем. Только глубокое понимание сути предмета избавит от поверхностности изложения.
  • Проектируйте лёгкость восприятия. Большинство использует в интернете модель кросс-чтения – чтения по заголовкам и врезам без углубления.
  • Используйте правильный шрифт. Шрифт должен быть уместен теме и легко восприниматься. Не используйте больше двух шрифтов.
СЛОВАРЬ НЕПОНЯТНЫХ ТЕРМИНОВ
Организации будут штрафовать за отсутствие бдительности по «антиотмывочному» закону № 115-ФЗ «по-русски» — это лицо или организация (в том числе коммерческая компания, государство и т. д.), размещающие капитал с целью последующего получения прибыли (осуществляет инвестиции). Размещаемый инвестором капитал может быть как его собственный, так и заёмный.
«Всегда делай то, что ты боишься сделать».Р. Эмерсон
Торгово-промышленная палата Российской Федерации

Статья 115 фз рф отмывание денег наказание

Организации будут штрафовать за отсутствие бдительности по «антиотмывочному» закону № 115-ФЗ

Статья 115 фз рф отмывание денег наказание. Законодательная база российской федерации

Шахунский районный суд (Нижегородская область) — Административные правонарушенияДело № 5 — 72/2018 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении 30 октября 2022 года г.Шахунья Судья.Дело № 5 — 671/18 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении г. Орехово-Зуево Московской области 30 октября 2022 года Судья Орехово-Зуевского городского суда Московской области Пронякин Н.В., .Орехово-Зуевский городской суд (Московская область) — Административные правонарушенияДело № 5 — 687/18 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении г. Орехово-Зуево Московской области 30 октября 2022 года Судья Орехово-Зуевского городского суда Московской области Пронякин Н.В., .Первомайский районный суд г.

Кирова (Кировская область) — Гражданские и административныеСодержит указания на применение к административному истцу мер административного принуждения. Уведомление об отказе в выдаче патента иностранному гражданину, направленное ФИО2 в части разъяснения положений ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

и необходимости выезда из РФ, носит рекомендательный характер.

Поскольку.Петушинский районный суд (Владимирская область) — Административные правонарушенияОт выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации является незаконно находящимся на территории Российской Федерации. Красный, д. 39, с. Покровское, Неклиновского района Ростовской области Судья Неклиновского районного суда Ростовской области.

Данный документ имеет одно главное предназначение — противодействие последующей легализации преступных доходов.

Обзор онлайн займов

Требования к заёмщикам: Гражданство РФ Возраст от 18 лет Любая кредитная история Условия получения: Первый заём до 10 000 рублей выдается по ставке 0% в случае своевременного погашения; Период погашения долга от 61 до 365 дней; Процентная ставка по займам от 30 до 360% годовых.

Например, если вы взяли займ на сумму 10 000 рублей на 1 год, то после истечения срока займа, вам необходимо будет выплатить: от 13 000 до 46 000 рублей.

В случае нарушения сроков, размер неустойки составляет 0,10% от суммы просрочки в день, но не более 10% от суммы кредита; В случае длительной задержки выплаты информация будет передана в БКИ. Продление займа возможно при своевременном информировании кредитора (до наступления даты возврата займа) и уплаты процентов за первичный срок займа.

Дополнительных комиссий за продление займа не предусмотрено.

Последствия невыплаты заёмных средств: В случае невозвращения в условленный срок суммы кредита или суммы процентов за пользование заёмными средствами кредитор вынуждено начислит штраф за просрочку платежа.

Большинство кредиторов идут на уступки и дают 3 дополнительных рабочих дня для оплаты. Они предусмотрены на случай, к примеру, если банковский перевод занял больше времени, чем обычно.

Задолженность может быть передана коллекторскому агентству для взыскания долга. При допуске просрочки продление займа невозможно.

О всех приближающихся сроках платежа кредитор своевременно информирует Вас по СМС или электронной почте.

Рекомендуем Вам вносить платеж в день получения данных напоминаний.

Что надо знать про 115-ФЗ, запросы банков и Росфинмониторинга

Иллюстрация: Борис Мальцев/Клерк Многие предприниматели и физические лица могли наблюдать в интернете и средствах массовой информации бурное обсуждение вопроса блокировки счетов и приостановления банковских операций по счетам, .

У компаний и физических лиц возникает целый ряд вопросов. Часто банки присылают клиентам запросы с просьбой пояснить хозяйственную операцию со ссылкой на

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

  • .
  • Легализация преступных доходов представляет собой сложный процесс, включающий множество разнообразных сделок, совершаемых разнообразными методами.
  • Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем следующие:
  1. обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления;
  2. сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания;
  3. уклонение от уплаты налогов;
  4. создание видимости законности получения доходов;
  5. создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.
  6. сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников;

Поэтому банки и запрашивают дополнительную информацию.

«Антиотмывочный» Закон будет изменен

Госдума России рассмотрит поправки к «антиотмывочному» закону, под жернова которого попали, по разным оценкам, от 300 до 500 тысяч юридических и физических лиц, причем многие безвинно. Новации как раз и направлены на защиту добросовестных клиентов банков.

«Антиотмывочный» закон – это ФЗ 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», принятый еще в 2001 году. Довольно серьезный документ, преследующий цели, понятные из его названия.

Однако после вступления в силу в июне 2017 года новой редакции 115-ФЗ мы получили серьезную проблему, связанную с массовой блокировкой банковских счетов юридических лиц и простых граждан, которые попали под подозрение в отмывании неправедных доходов.

Я не встречал официальных цифр, представленных регуляторами этого закона – Центробанком России (ЦБ) и Росфинмониторингом. В основном в СМИ фигурируют данные общественных организаций, защищающих интересы предпринимателей, вроде «ОПОРЫ РОССИИ», бизнес-омбудсменов и т. д.

Однако их оценки шокируют: утверждается, что с начала нынешнего года банки заблокировали расчетные счета примерно 500 тысяч предпринимателей. И Ставрополье не стало исключением. На этих банковских счетах зависли сотни миллиардов рублей, которые кредитные учреждения сочли сомнительными в соответствии с критериями, прописанными в ФЗ 115 .

Можно допустить, что часть из них действительно жулики, отмывающие деньги, полученные преступным путем, кто-то, наверное, финансирует террористов. Однако понятно, что подавляющее большинство предпринимателей законопослушные и пострадали, подпав под закон по каким-то формальным признакам.

А мы знаем, что такое заблокировать счет фирмы даже на два-три месяца: за это время сегодня очень легко обанкротиться.

Но это еще не все. С июня 2017 года Центробанк РФ стал рассылать коммерческим банкам страны так называемый «черный список», куда попали клиенты кредитных учреждений, которым отказано в обслуживании и проведении операций из-за подозрений в нарушении «антиотмывочного» закона.

То есть, например, добропорядочная фирма, почему-то попавшая в «черный список», даже если захочет поменять банк, где обслуживается, не сможет этого сделать.

Таким образом, «прокаженным» предпринимателям фактически закрывается доступ к услугам коммерческих банков, которые, понятно, не заинтересованы в том, чтобы перечить Центробанку РФ, составляющему «черные списки». А судиться с банкирами – дело хлопотное и долгое.

Масштабная проблема, которую мы получили сегодня, ясно указывает на то, что срочно нужен механизм, который позволит оперативно исправлять ошибки банков в отношении бизнеса.

Учитывая рост жалоб клиентов, получивших отказ в обслуживании, Центробанк РФ и Росфинмониторинг в ноябре этого года разработали методические рекомендации, направленные на реабилитацию предпринимателей, безосновательно попавших в «черные списки».

Цель рекомендаций – заставить банки отказаться от формального, «автоматического» подхода к решению подобных вопросов.

Им все-таки разрешили принимать на обслуживание граждан и предпринимателей, которым ранее было отказано, при условии, что те представят документы, послужившие причиной отказа.

Читайте также:  Права и обязанности приемных родителей: требования в россии, законодательство и новости

Логическим продолжением появления рекомендаций стали поправки в ФЗ 115, о которых мы говорили вначале, и, кстати, помимо депутатов Госдумы РФ в подготовке законопроекта приняли участие Росфинмониторинг и Центробанк России.

Сразу скажу: в связи с актуальностью «антиотмывочного» законодательства не предполагается какой-то серьезной его либерализации. Но ряд моментов, направленных на защиту пострадавших, предусмотрен, в первую очередь, защиту прав физических лиц.

Законопроект запрещает банкам закрывать единственный счет гражданина, в случае если он используется для получения социальных выплат или зарплаты.

Второй очень важный момент: клиенты – юридические и физические лица – получают право потребовать у банка объяснения причин отказа в открытии счета или проведении операций, чтобы представить в течение 10 дней документы, доказывающие добросовестность. Если же после этого кредитное учреждение не захочет исключить клиента из «черного списка», то отказник сможет обратиться с жалобой в межведомственную комиссию.

На мой взгляд, более четко в законопроекте должен быть прописан пункт об ответственности банков, необоснованно или по ошибке включивших клиентов в «черный список». Кто возместит ущерб пострадавшим?

Учитывая масштабность и актуальность проблемы, разработчики поправок к ФЗ 115 полагают, что Госдума РФ примет соответствующий закон оперативно и уже с начала 2018 года он вступит в силу.

Банки в России начали применять антиотмывочный закон против обычных граждан

На произвол банка пожаловался Алексей Назарбаев, который заявил о том, что организация заблокировала его счёт без уведомления. Клиент также лишился доступа к онлайн-банкингу. Когда Назарбаев обратился в организацию, ему предложили закрыть счёт и выдать остаток по нему наличными. При этом данная операция в банке облагается комиссией в 10%, сообщает телеканал «360».

Когда журналисты обратились в кредитную организацию за разъяснениями, там отказались говорить о конкретном случае, сославшись на законную конфиденциальность этой информации. В то же время в «Авангарде» сказали, что по закону банк запросто может заблокировать любой счёт, который покажется ему подозрительным, и никакой ответственности за это не будет, так как карта принадлежит учреждению.

Юристы уверены, что во всём виноват так называемый антиотмывочный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», принятый ещё в августе 2001 года. По этому закону банки получили право блокировать не только транзакции, которые покажутся им подозрительными, но и сами счета, с которых они проводятся.

Заведующий филиалом московской коллегии адвокатов «Защита» Анатолий Миронов обратил внимание на то, что 115-ФЗ действительно регулирует все операции в рамках банковских и финансовых услуг.

По словам юриста, подозрительными банк априори начинает считать операции с суммами свыше 600 тыс. рублей, а также поступление денег от юридического лица физическому, за исключением выплаты зарплаты.

Также закон позволяет отключить счёт, если будет зафиксирован вывод крупной суммы за границу или несвойственная для данного юридического лица закупка активов и так далее.

Если вы совершаете операцию для себя необычную, то банк вправе и обязан принять меры, направленные на сохранение ваших денежных средств и противодействие легализации и так далее, — отметил Миронов.

Наиболее типичной ситуацией он назвал блокировку счёта, с которого нет расчётных операций, но на который регулярно поступают средства от физических и юридических лиц.

Нормой активно пользуются и другие банки, в которых честно предупреждают, что могут заблокировать любой счёт и не будут при этом уведомлять клиентов.

Как сообщал NEWS.ru, в июне 2020 года президент России Владимир Путин подписал распоряжение о создании межведомственной комиссии (FATF). Её задачей станет принятие мер по борьбе с отмыванием денег.

В апреле этого года к «антиотмывочному» закону появились претензии и у Госдумы, которая приняла закон, исключающий инвестиционных советников из области применения 115-ФЗ.

Тотальный контроль бизнеса: в России будут следить за операциями юрлиц с наличными | «Узнай, страна!»

Так называемая слежка за юридическими лицами начнется в случае, если в Госдуме будет принят законопроект с соответствующими поправками к антиотмывочному закону. Эксперты считают, что подобные изменения могут осложнить жизнь банкам, и, как следствие, иметь неприятные последствия для предпринимателей.

Речь идет о законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (115-ФЗ). В первом чтении законопроект о внесении изменений приняли еще в мае прошлого года.

Целью изменений было обозначено усовершенствование обязательного контроля за финансовыми операциями.

И уже в конце июня этого года Совет ГД выступил с рекомендациями внести на рассмотрение во втором чтении 8 июля обновленный документ, в котором учитываются дополнительные поправки.

Как пишут «Известия», изменениями предусматриваются послабления для банков.

Как рассказал замглавы Нацсовета финансового рынка Александр Наумов, на сегодняшний день кредитные организации – это ключевые поставщики данных об операциях и сделках (не только своих, но других организаций) для Росфинмониторинга. Теперь, благодаря поправкам, можно будет ограничиться сообщением только по своим банковским операциям клиента.

Важное изменение связано с контролем за операциями юрлиц с наличными средствами. Согласно нынешней законодательной версии, банки обязаны информировать о ходе операций (снятие либо зачисление на счет), в которых фигурируют суммы 600 тысяч и более, если они не имеют отношения к хоздеятельности предприятия.

В результате поправок определение «хозяйственной деятельности» было убрано. То есть, суть в том, что контролироваться будут все операции юрлиц с наличными на сумму, превышающую 600 тысяч рублей.

С одной стороны, подобные нововведения упрощают жизнь банкам: отпадает необходимость вникать в детали, достаточно будет отправить информацию о наличных операциях более установленной суммы.

Однако, как отметил в разговоре с изданием Наумов, понятие «хоздеятельности» как раз и включает большую часть операций, которые юрлица проводят с наличными: в частности, внесение на счет выручки, снятие денег на заработную плату, расчет командировочных и так далее.

«Если убрать упоминание про хозяйственную деятельность, то нагрузка на банки, возможно, не снизится. При заполнении сведений об операциях кредитные организации вынуждены будут предоставлять большое количество информации…», — объясняет аналитик.

О кажущейся перспективе сокращения нагрузки на банки говорит и доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова Руслан Аллалыев. Он обратил внимание на то, что в таком случае будет необходим самый высокий уровень автоматизации бизнес-процессов:

«При ее отсутствии такое нововведение может лечь тяжелым бременем на сотрудников банков, занимающихся финансовым мониторингом таких операций».

О том, что банки столкнуться с тяжелым положением, говорит и Эксперт Центра исследований проблем реальной экономики Ольга Лебединская. По ее словам, в этом случае перед кредитными организациями встанет тяжелый выбор: встать на сторону клиента либо следовать букве закона.

Ваш комментарий успешно отправлен на модерацию и вскоре будет опубликован в случае отсутствия нарушений правил комментирования.

Благодарим за Ваше мнение.

При отправке произошла ошибка.

Попробуйте повторить позднее.

▪ Последние публикации на сайте ▪

С 1 апреля отчитываться по антиотмывочному закону придется по-новому

О чем речь. Некоторые компании и ИП должны отчитываться перед Росфинмониторингом за каждую операцию клиента, которая может показаться подозрительной, — ведомство называет такие транзакции «необычными». Это нужно для борьбы с отмыванием денег, в том числе с обналичиванием.

Как было раньше. Основные правила не поменяются. Перед Росфинмониторингом отчитываются:

  • несколько видов компаний. Это операторы связи, лизинговые компании, федеральные почтовые организации, организаторы азартных игр, организации, торгующие драгоценными камнями и металлами, ювелирными изделиями и их ломом, посредники при сделках с недвижимостью, операторы платежей, финансовые агенты;
  • ИП, торгующие драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями и их ломом; ИП — посредники в сделках с недвижимостью;
  • аудиторы, адвокаты, нотариусы, доверительные собственники иностранных компаний без образования юрлица;
  • компании, ИП и физические лица, которые оказывают юридические или бухгалтерские Услуги, если они управляют деньгами, ценными бумагами, счетами или иным имуществом клиента, привлекают деньги для создания организаций или создают юрлица и иностранные структуры без образования юридического лица.

Отчитываться должны участники сделки или лица, способствующие ее проведению, например сторонние юристы, которые оформляют бумаги. Росфинмониторинг интересует информация об операциях, которые можно расценить как отмывание преступных доходов. Видов таких сделок довольно много, например:

  • сделки, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • операции, в которых используются нестандартные или необычно сложные схемы проведения расчетов, отличающиеся от обычной практики. Например, сельхозкомпания заключает Договор займа, к которому в последний момент добавляется допсоглашение. В нем указано, что заемщик получает деньги для лизинга трактора, который он собирается сдать в аренду. Сделка может быть законной, но выглядит сложно;
  • покупка товара, работы или услуги по цене, которая существенно отличается от рыночной;
  • сделки с предметами искусства;
  • получение или предоставление безвозмездной финансовой помощи;
  • операции в интересах компании, которая зарегистрировалась в течение последних трех месяцев, или ИП с регистрацией за последний год;
  • платежи с использованием расчетных счетов третьих лиц.

Общее правило такое: информацию нужно подать в течение трех дней после сделки, которая подлежит контролю. В других случаях срок подачи меняется.

Если компания решает отказать в операции клиенту, потому что подозревает его в отмывании доходов, об этом можно сообщить на следующий день.

Сообщать информацию нужно в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга по готовым формам. Документы нужно заверить усиленной квалифицированной электронной подписью.

Росфинмониторинг проверит документы за три рабочих дня и напишет в личном кабинете, принял ли он информацию. Если принял — отчет подан верно. Правильный отчет не дает гарантии, что Росфинмониторинг не захочет организовать проверку. Если не принял, то отчет неверный. У компании или ИП есть три дня на то, чтобы отправить его повторно.

Читайте также:  «дачная амнистия» продлена

Что изменилось. С 1 апреля 2022 года начнет действовать новый приказ Росфинмониторинга. Его суть осталась такой же, как и в прошлом приказе. Фактически поменялось не так много, поэтому все, что мы указали выше, будет действовать.

Добавится одна ситуация, за которую придется отчитываться. Представим компанию, которая отказалась выполнять операцию, нужную клиенту. Фирме показалось, что так клиент собирался отмыть деньги.

Затем этот клиент смог убедить компанию в обратном лично или через суд.

В таком случае у компании есть один рабочий день, чтобы отчитаться в Росфинмониторинг, что обстоятельства для отказа от операции больше нет.

Новый приказ отдельно выделяет адвокатов, нотариусов, доверительных собственников, аудиторов и лиц, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги.

Они представляют в Росфинмониторинг информацию о сделках с деньгами, недвижимостью и ценными бумагами клиента.

Подавать отчеты нужно тогда, когда есть подозрения в том, что эти операции проводятся для отмывания денег. Отчитаться нужно в течение трех рабочих дней со дня сделки.

Отчитываться тоже придется немного по-новому. К новому приказу Росфинмониторинг приложил классификацию признаков, которые указывают на необычный характер сделок. В отчете нужно указать, к какому пункту принадлежит операция. Это касается только адвокатов, нотариусов, доверительных собственников, аудиторов и лиц, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги.

Другие компании и ИП тоже пользуются новым перечнем, но только если проводят для клиента операцию, которой он может отмывать деньги.

В приказе появилась возможность поторопить Росфинмониторинг, если вы отправили отчет, но через три дня не получили ответ, принят он или нет. Тогда вы можете отправить запрос о причинах задержки. Сделать это можно также в личном кабинете.

Что это значит для бизнеса. Несколько приказов, которые выходили за последние шесть лет, объединили в один, и разобраться в нормах стало проще. Бизнесу теперь понятнее, что хочет знать Росфинмониторинг и как перед ним отчитываться.

Банки накрыло волной антиотмыва: ужесточение борьбы с легализацией грозит им дефицитом кадров

«Ъ» стали известны первые итоги применения поправок к законодательству, обязавших с начала года ЦБ штрафовать банки и их сотрудников за все без исключения нарушения антиотмывочного закона. За полгода возбуждено 450 дел об административных правонарушениях.

В ЦБ ждут, что к концу года эта цифра существенно вырастет, в банках готовятся к осложнениям отношений с иностранными контрагентами, а банковские сотрудники, отвечающие за финмониторинг, требуют повышения зарплат или увольняются.

Тотальные санкции за нарушения, подавляющее большинство которых — технические, могут в результате привести к снижению качества борьбы с отмыванием в банковской системе.

По данным департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России, с января по середину июля теруправления ЦБ возбудили 450 дел об административных правонарушениях за несоблюдение антиотмывочного законодательства, из них 139 — в отношении сотрудников банков, ответственных за борьбу с отмыванием, остальные — в отношении кредитных организаций как юрлиц.

Решения по указанным делам, включая штрафы (размер которых, согласно Кодексу об административных правонарушениях, варьируется от 10 тыс. до 50 тыс. руб. для сотрудников и от 20 тыс. до 300 тыс. руб. для банков), были приняты в 200 случаях. Из них 83 решения были приняты в отношении должностных лиц банков.

Столь масштабных штрафных санкций за нарушение антиотмывочного законодательства участники рынка не припоминают.

Это первые итоги действия новых норм закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем…» и КоАП, которые с нового года обязали ЦБ штрафовать банки и их сотрудников, ответственных за борьбу с отмыванием, за любые нарушения антиотмывочного законодательства, вне зависимости от того, значимы ли они или являются техническими.

До нового года обязанности штрафовать банки и их должностных лиц за нарушение антиотмывочного законодательства у ЦБ не было.

Статья 74 закона «О Центральном банке» дает регулятору право (а не обязанность) штрафовать банки. Пользоваться ли этим правом и применять ли другие меры воздействия, ЦБ определял, исходя из всей совокупности нарушений, выявленных в банке в ходе проверки.

В отношении должностных лиц банков, курирующих вопросы финмониторинга, статья 74 не предоставляет регулятору права применять какие-либо санкции.

Такой подход ЦБ к контролю за исполнением банками антиотмывочного законодательства летом 2010 года перестал устраивать депутатов, в результате и появились поправки к КоАП и антиотмывочному закону (115-ФЗ).

Согласно им, вольная или невольная ошибка банка, приведшая к опозданию на один день с отправкой сообщения в Росфинмониторинг по каждой операции или сделке, невыявлению операций, подлежащих обязательному контролю, либо допущенная при составлении сообщения, квалифицируется как самостоятельное нарушение, карающееся штрафом.

В дальнейшем объем штрафных санкций к банкам будет только расти. «К концу года это будет в разы больше, чем раньше, когда мы штрафовали банки по закону о Центральном банке»,— говорит директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Елена Ищенко.

Она отмечает, что 92% всех нарушений сроков, за которые теперь необходимо выносить предписания о штрафах, происходят не по вине банков либо являются техническими.

Например, к таким нарушениям относится несвоевременное информирование Росфинмониторинга об операциях по сделкам с недвижимостью, драгметаллами, лизинговых сделках — получить документы об их совершении на следующий день банк попросту не может.

Резким ростом штрафной нагрузки на банки и их сотрудников негативный эффект новых норм не ограничивается.

Получив всего лишь одно административное наказание, сотрудник банка, отвечающий за борьбу с отмыванием, рискует быть отстраненным от занимаемой должности, поскольку квалификационные требования к таким должностным лицам предусматривают отсутствие у них административных правонарушений.

Уклониться от вынужденной дисквалификации собственных сотрудников банк не может — в этом случае он выступит нарушителем уже как юридическое лицо.

«В конечном итоге, если не принять меры к изменению законодательства, банковская система рискует столкнуться с нехваткой квалифицированных кадров в области противодействия отмыванию, а потом и замещением их неквалифицированными или недобросовестными сотрудниками, что чревато снижением качества борьбы с отмыванием»,— резюмирует Елена Ищенко.

В банках подтверждают эти опасения.

«Ситуация действительно тревожная: не желая платить из своего кармана за несовершенство законодательства, сотрудники, отвечающие за финмониторинг, будут увольняться,— говорит начальник департамента финансового мониторинга и валютного контроля Нордеа-банка Ирина Мусорина.

— У нас пока таких случаев не было, но в некоторых банках, насколько мне известно, они уже носят массовый характер. Мы же столкнулись со сложностями при найме сотрудников в это подразделение».

Немногочисленные квалифицированные специалисты, работающие в этой сфере, предпочитают не рисковать и склоняются к смене специализации либо требуют существенно большего вознаграждения за свою работу, подтверждает представитель службы финмониторинга банка из топ-10. По словам госпожи Мусориной, наиболее серьезные как кадровые, так и финансовые потери несут многофилиальные банки.

Проблемы, связанные с применением новых норм антиотмывочного закона и КоАП, имеют и международный аспект. «Наличие санкций за нарушение антиотмывочного законодательства может в отдельных случаях стоить российскому банку отношений с зарубежными контрагентами,— говорит вице-президент Ситибанка Наталья Николаева.

— Все они ежегодно в рамках правила »знай своего клиента« требуют от контрагентов указать, были ли у них санкции за нарушение антиотмывочного законодательства, и, если да, могут отказать в предоставлении кредита или гарантии».

При этом тот факт, что банк сам заметил и исправил свою ошибку даже в течение двух дней, не дает ему возможности избежать санкций, указывает госпожа Николаева.

Вариантов выхода из сложившейся ситуации может быть несколько, считают банкиры. Например, можно убрать из зафиксированных в КоАП оснований для штрафов технические нарушения антиотмывочного закона либо смягчить санкции за них — сделать не штраф, а предупреждение, предлагают участники рынка.

По мнению некоторых из них, правильным было бы вообще исключить наказание банков по КоАП и применять к ним санкции, как раньше, по 74-й статье закона о ЦБ.

Изначальной официальной позицией Банка России, высказанной в ходе обсуждения поправок к КоАП и 115-ФЗ, как раз и было принципиальное сохранение существовавшей системы санкций к банкам за нарушения, предусмотренной в законе «О Центральном банке».

«Порядок применения санкций мы предлагали прописать в законе более четко, отдельно предусмотрев в КоАП санкции для должностных лиц за серьезные нарушения,— вспоминает замдиректора юридического департамента ЦБ Алексей Гузнов.— Но эта позиция услышана не была».

Возможным решением в текущий момент, по его мнению, было бы внесение поправок в статью 6 закона 115-ФЗ, снимающих с банков обязанность по информированию Росфинмониторинга о тех клиентских сделках, по которым эту обязанность банки не могут исполнить в срок. Такие поправки еще в конце прошлого года были согласованы межведомственной комиссией при Росфинмониторинге, однако в правительство так и не попали.

Кто из петербуржцев пострадает от нового закона о контроле за «наличкой»

Невские Новости подверглись DDoS-атаке. В настоящее время сайт работает в ограниченном режиме.

Под контроль попадут операции, связанные со счетами или вкладами. Теперь особое внимание со стороны государства будут уделять снятию или зачислению в банкомате или в кассе сумм свыше 600 тысяч рублей. Вся информация после таких действий будет передаваться в федеральную службу по финансовому мониторингу.

Еще в соответствии с ФЗ-208 будет вестись контроль за почтовыми переводами от 100 тысяч рублей. При этой операции работники почтового отделения могут запросить у вас документы, которые подтверждают источник ваших доходов.

Также государство уделит внимание средствам, выведенным с телефонных счетов. Мера распространится на суммы более 100 тысяч рублей. Делается это для того, чтобы помешать махинациям с мобильными, когда деньги на счету телефона переводят на счет карты.

Ужесточения коснулись и операций с недвижимостью, например аренды или договора залога. По словам экспертов, никаких проблем со всеми описанными поправками возникнуть не должно, так как большинство граждан могут подтвердить природу возникновения своих средств.

Однако проблемы с новыми поправками могут возникнуть у недобросовестных налогоплательщиков. Как раз-таки с ними и борется государство.

Читайте также:  ФСС проверит организации, работники которых получают выплаты за борьбу с COVID-19

К сожалению, в эту категорию часто входят большинство фрилансеров, блогеров и других самозанятых.

Но эксперты отмечают, что такая фискальная мера предотвращает то, против чего и борется «антиотмывочный закон» – коррупция и финансирование терроризма. Сюда также можно добавить торговлю наркотиками и другие криминальные сферы.

«Он направлен против серой экономики. Идея отслеживания финансовых операций совсем не вздорная. Следить надо без всяких сомнений, чтобы еще больше противодействовать продаже наркотиков. Но обязательно должна быть обратная связь с людьми», – прокомментировал финансовый омбудсмен Ассоциации российских банков Павел Медведев.

Также эксперты отмечают, что все случаи должны рассматриваться индивидуально и с принятием во внимание всех особенностей сделки или банковской операции, тогда на жизни граждан эти поправки никак не скажутся.

«Буква закона, безусловно, должна быть, но и дух у закона. С людьми должны по-человечески [обращаться]. Если так будет, я думаю, ничего страшного не произойдет», – пояснил финансовый омбудсмен Ассоциации российских банков Павел Медведев.

В соответствии с новыми поправками к 115-ФЗ при всех описанных в статье операциях люди должны будут суметь подтвердить легальный доход своих средств. Поэтому ужесточения не коснутся добросовестных граждан, под контроль государство возьмет «серые» зоны и продолжит борьбу с коррупционерами и террористами.

Шпионить и блокировать по 115-ФЗ

У бухгалтеров и юристов появились новые неприятные обязанности. По «антиотмывочному» закону их приравняли к другим «государственным контролерам». Наделили правом блокировать средства доверителей.

Некорректное применение банками 115-ФЗ сильно затруднило работу бизнеса. Злоупотребления признал даже Центробанк РФ. Поэтому предприниматели стали опасаться своих собственных юридических и бухгалтерских служб.

Звучит пугающе даже аббревиатура полного названия «антиотмывочного» закона — ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Аббревиатура расшифровывается как «противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового уничтожения». Текст закона для неподготовленного читателя — страшная юридическая абра-кадабра. Посмотрим страхам в лицо.

На кого государство взвалило контрольные функции

С марта 2019г. опция госконтроля с блокировкой появилась:

  • у бизнеса, который специализируется на услугах в сфере бухучета и юриспруденции
  • адвокатов
  • нотариусов

Еще в феврале 2002 г. обязанность «следить и замораживать» стала обязательной для:

  • кредитных организаций
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг
  • страховых и лизинговых компаний
  • организаций федеральной почтовой связи
  • ломбардов

За 17 лет в число добровольно-принудительных госконтролеров влились:

  • страховые брокеры
  • общества взаимного страхования
  • ювелиры
  • букмекеры
  • негосударственные пенсионные фонды (в части гособеспечения пенсионеров)
  • операторы связи
  • кредитные потребкооперативы
  • управляющие компании фондов (инвест., негосударственных пенсионных, ПИФов)
  • операторы по приему платежей
  • финансовые агенты по договорам финансирования под уступку денежного требования
  • микрофинансовые организации

Как видим, вовлечение бухгалтеров и юристов в систему госконтроля — закономерный этап развития правового механизма ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Впервые в «антиотмывочном» законе бухгалтеры и юристы появились еще в 2004 г. Тогда их функции были гораздо скромнее.

На что должны обращать внимание специалисты

Избежать неприятностей по 115-ФЗ поможет понимание основ контрольного механизма. Все процедуры подробно описаны в руководящих документах Центробанка и Росфинмониторинга. Поэтому рассмотрим только направления контроля и отметим важные детали.

Контроль ведется по двум направлениям:

  1. Определяют, содержит ли операция клиента признаки, по которым её можно отнести к рискованным с точки зрения 115-ФЗ
  2. Изучают участников сделок

Список операций, подлежащих контролю постоянно расширяется.

Некоторые сделки контролируются, когда их сумма выше установленного значения. Увы, закон содержит оговорку: «если у сотрудника, проводящего операцию возникнут сомнения/подозрения», то негативные последствия могут иметь любые операции.

Участники сделок не должны числиться в «черных списках». Контроллеры минимум раз в 3 месяца проверяют, нет ли их клиентов в роковых перечнях. Черных списков несколько. Это российские и международные перечни лиц в отношении которых имеется информация о причастности к преступлениям.

Отдельный список лиц, попавших под меры “антиотмывочного” закона. Вся информация о “персонах нон грата” распространяется через личные кабинеты на ресурсах государственных органов. Информационный обмен идет в обе стороны — те, кто совершает операции, отчитываются о принятых мерах.

  • замораживают деньги или имущество
  • приостанавливают или отказываются выполнять операции
  • не заключают или расторгают банковский договор
  • требуют документы

Какие категории лиц по Закону 115-ФЗ подлежат обязательному контролю ?

Публичные должностные лица: иностранцы, сотрудники международных организаций, высокопоставленные российские чиновники. Интересно, что под особый контроль попадают и близкие родственники иностранных публичных должностных лиц. Это стало поводом для шуток, что теперь бухгалтеры должны устанавливать «двоюродных бабушек» клиентов.

Обратите внимание: с особой бдительностью контролируются не только операции чиновников, но и сделки, затрагивающие гос. сектор экономики. Контроль усиливается, если речь идет о стратегических или оборонных предприятиях.

Шесть обязанностей бухгалтеров по ПОД/ФТ/ФРОМУ

Минфин разъяснил новые обязанности бухгалтеров. Обратите внимание: Речь идет только о тех, кто занимается предпринимательством, оказывая услуги в бухгалтерской сфере (ст. 7.1 Закона 115-ФЗ).

Давайте посмотрим, что делают бухгалтера в рамках 115-ФЗ:

1

Сначала идентифицируют клиента вместе с его представителем, выгодоприобретателем и бенефициарами. Установят иную информацию (ОГРН, ИНН, паспортные данные, вид деятельности и т.д.).

В этом нет ничего особенного — собрать информацию для заключения договора на обслуживание. Так поступают во всех отраслях народного хозяйства с новым контрагентом. Хороший бухгалтер всегда проверяет участников сделки.

Вы же не хотите, чтобы вам доначислили налоги во время проверки с формулировкой «не проявлена должная осмотрительность»?

2

Если клиент окажется публичным должностным лицом, то, как выше написано, его будут контролировать с особой тщательность (7.3. 115-ФЗ).

3

Бухгалтеры должны сохранить и зафиксировать информацию о клиентах. В этом тоже нет ничего особенного. Каждая компания в любой сфере бизнеса ведет клиентскую базу и правоохранительные органы могут истребовать эту информацию.

4

В бухгалтерии должен быть организован внутренний контроль. Для этого назначается ответственный человек. Утверждается объемный документ «Положение о внутреннем контроле». Потом руководствуясь этим «талмудом» будут хранить и передавать информацию, обеспечивать конфиденциальность данных. Кстати, сотрудники MCOB дают подписку «о неразглашении».

5

Если бухгалтерам показалось, что подконтрольная операция проводится в злодейских целях, они обязаны докладывать в Росфинмониторинг о любых подозрениях. Вот тут клиентам, получающим бухгалтерские услуги, следует крепко задуматься:

  • «степень подозрительности» зависит от квалификации бухгалтера. Если ИП на дому «ведет» несколько предприятий, то вполне может что-то упустить из виду. Впервые столкнувшись с новой операцией, особенно по внешне-экономической деятельности, предприниматель-бухгалтер интерпретирует её по-своему. Какова вероятность, что ему ваша сделка не покажется подозрительной?
  • компаний, которые давно на рынке бухуслуг, немного, и они дорожат своей профессиональной репутацией. Например, MCOB не будет рисковать более чем 10-летним опытом плодотворного сотрудничества с клиентами из-за того, что исполнителю сделка показалась подозрительной. Бухгалтерам платят за правильное и корректное отражение хозяйственных операций. Это их работа — делать так, чтобы сделки не были подозрительными.

6

Минфин просит бухгалтеров обратить особое внимание на правовые нормы, направленные на заморозку (блокировку) имущества и денег:

  • меры должны приниматься незамедлительно, не позже 1 дня с момента, как лицо попало в черные списки
  • если бухгалтер предпринял шаги по заморозке средств клиента, то он должен немедленно об этом уведомить Росфинмониторинг
  • бухгалтер (как банки и другие организации из вышеприведенного списка) не будет отвечать за меры по блокированию денег и имущества

Интересно, что у клиентов MCOB банки стали запрашивать информацию о том, кто оказывает услуги по их бухгалтерскому сопровождению.

С одной стороны, банк может быть менее бдителен, если бухгалтер у клиента хороший, а с другой — безнаказанно блокировать счета клиентов MCOB по каждому чиху не получится.

Коллеги бухгалтеров MCOB из других компаний тоже столкнулись с этой перестраховкой банкиров.

Угрозы, прописанные в Законе 115-ФЗ, нужно рассматривать в динамике

Объективный анализ новых обязанностей лиц, занимающихся оказанием услуг в бухгалтерской и юридической сфере доказывает:

  • работа юристов и бухгалтеров представляет для клиентов гораздо меньшую опасность, чем деятельность других специалистов. Например, банкиров. По «антиотмывочному» Закону насчитывается порядка 17(!) сфер деятельности, в которых государство требует выполнять контрольные функции
  • бухгалтеры и юристы не заинтересованы в создании проблем доверителю. Это противоречит их профессиональной этике! В таком бизнесе репутация имеет огромнейшее значение. Никто в здравом уме и трезвой памяти не будет сотрудничать со злодеями, против которых направлен 115-ФЗ
  • лица, замешанные в противозаконных сделках, не станут обращаться к профессионалам экспертного уровня. Эти специалисты легко определяют, то о чем хотят умолчать заказчики

Нормы права ПОД/ФТ/ФРОМУ, как и положения любого другого закона, при неправильном (недобросовестном) применении могут представлять угрозу для бизнеса.

На правоприменительную практику существенно влияют изменения Закона 115-ФЗ. Сейчас действует 57-я редакция (!) документа. Уже 27 июня 2019 года вступают в силу новые изменения.

Госдума в первом чтении приняла еще один Закон о внесении изменений 25 мая 2019 года. Известно о нескольких законопроектах на разных стадиях подготовки.

В настоящее время готовится расширение списка подконтрольных операций, но эта тема для другой статьи.

Оксана Жолудева

Руководитель департамента комплексного сопровождения бизнеса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *