Образец улучшенных характеристик товара по 44 ФЗ 2021

04.10.2021

Товары (работы, услуги) должны соответствовать критериям заказчика госзакупок. В заявке нужно указать все качественные и количественные характеристики объекта закупки. Описание должно соответствовать требованиям закона № 44-ФЗ.

Описание объекта закупки:

  • должно быть подробным;
  • не должно ограничивать конкуренцию между потенциальными поставщиками.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ: каких стандартов придерживаться

Есть пять основных требований описания объекта закупки:

  1. объективность;
  2. информация об эксплуатационных свойствах товара, его технических характеристиках должна быть подробной;
  3. не допускается указывать требования, ограничивающие конкуренцию (название производителей и марки товара, патентов, указание на товарный знак, место производства и т. д.);
  4. любые условия, которые могут стать причиной ограничения числа участников госзакупки, недопустимы;
  5. допустимо использовать показатели и определения, установленные нормативными актами (телерегламенты, документы национальной системы).

Руководствоваться следует ст. 33 № 44-ФЗ.

От стандартной процедуры описания товар можно отклониться, но лишь в ряде случаев:

  • нет иного способа описать товар чётко и подробно;
  • нужны товары (работы, услуги), поставки которых не будут предметом контракта.

В последнем случае в конкурсной документации допускается указание товарных знаков. Но есть обязательное условие. В описании объекта закупки необходимо включить приписку «или эквивалент». Исключение составляют случаи, когда уже имеющееся у заказчика оборудование, несовместимо с другими товарами или требуются материалы (запчасти) к оборудованию в соответствии с технической документацией.

В описание можно включить требование о новизне товара, о недопустимости поставки продукции, бывшей в употреблении. При закупке лекарств нужно указывать международное непатентное название препаратов либо химическое группировочное название.

Можно включить чертежи, планы, эскизы продукции, требования к обслуживанию и гарантийному сроку, необходимость настройки и монтажа, требованию по обучению сотрудников, которые будут использовать и обслуживать оборудование.

Как описать объект закупки, которого нет в КТРУ

КТРУ (каталог товаров работ и услуг) формируется на основе общероссийского классификатора ОКПД2. Он включает в себя структурированные описания объектов закупки. Его заполнением занимается Минфин РФ. КТРУ призван упростить процесс составления описаний для заказчиков, не допустить в описаниях требований, нарушающих антимонопольное законодательство (рисунок 1).

Рисунок 1. Каталог товаров, работ, услуг

Образец улучшенных характеристик товара по 44 ФЗ 2021

Если нужно описать товар из КТРУ, заказчику следует руководствоваться требованиями ст. 33 ФЗ № 44 (код продукции можно найти в классификаторе ОКПД, ОКПД2).

Обратите внимание, в КТРУ содержатся не все категории объектов госзакупки, каталог постоянно изменяется и дополняется. Товары могут как внести в каталог, так и исключить из него. Перед составлением описания важно свериться с документом.

Когда обязательно нужно использовать КТРУ

Ориентируйтесь на данные Единой информационной системы (ЕИС). Здесь указаны даты, когда заказчики должны применять КТРУ.

Правила ведения и использования каталога описаны в Постановлении Правительства № 145.

КТРУ уже содержит характеристики товара. Заказчику следует лишь придерживаться алгоритма.

1. Определите ОКПД2

Код из классификатора должен совпадать с кодом КТРУ.

В КТРУ, как правило, под одним кодом прописаны ещё несколько детализированных. При выборе между ними нужно ориентироваться на потребности заказчика, выбирая тот, который полностью совпадает с описанием объекта закупки (рисунки 2-4).

Рисунок 2. Шины и покрышки пневматические для автобусов, троллейбусов и грузовых автомобилей. Код ОКПД2 — 22.11.13.110

Образец улучшенных характеристик товара по 44 ФЗ 2021

Рисунок 3. Тот же код мы видим в КТРУ, но детализированный. По товару с данным кодом есть 12 позиций

Образец улучшенных характеристик товара по 44 ФЗ 2021

Рисунок 4. Из 12 позиций нужно выбрать наиболее подходящее описание

Образец улучшенных характеристик товара по 44 ФЗ 2021 2. Опишите характеристики по каталогу

Изучите предмет закупки по каталогу и составьте описание объекта закупки. Некоторые характеристики нужно скопировать из КТРУ:

  • название продукции;
  • единицы измерения товара;
  • обязательные характеристики предмета закупки.

КТРУ содержит обязательные, необязательные характеристики, справочную и дополнительную информацию. Последние пункты включать в техзадание необязательно.

Если характеристик товара в каталоге нет, можно описать объект закупки самостоятельно.

3. Опишите дополнительные характеристики

В техзадании можно прописать дополнительные характеристики, если обязательных характеристик недостаточно. Все дополнительные характеристики нужно обосновать во избежание жалоб и признания госзакупки незаконной.

Важно не ограничивать конкуренцию и помнить о случаях, когда нельзя устанавливать дополнительные характеристики:

  • применение ограничений допуска по постановлению № 878 (при закупках радиоэлектронной продукции из перечня Правительства РФ);
  • правила описания товара установлены Правительством.

Как описывать объект закупки при смешанном лоте

Закон не запрещает закупать одним лотом два вида продукции: которая прописана в КТРУ и которая в каталоге не прописана. Главное — соблюдать требования антимонопольного законодательства.

Описание закупки при смешанном лоте следует составлять следующим образом:

  • при описании товаров, которых нет в каталоге необходимо руководствоваться требованиями ст.33 № 44-ФЗ;
  • остальные товары можно описывать по КТРУ.

Узнайте больше о правилах описания объекта закупки, использовании каталога (КТРУ), размещение информации о закупках в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ, изменениях в системе правого регулирования закупочной деятельности на практическом курсе для поставщиков: «44-ФЗ и 223-ФЗ».

Какие условия для замены на товар с улучшенными характеристиками по 44-ФЗ

Из нашей статьи вы узнаете:

44-ФЗ запрещает изменять существенные условия контракта. Предмет закупки — это существенное условие, как и его характеристики. Поставщик не имеет права предоставить заказчику товар, если его характеристики отличаются от тех, что указаны в контракте.

Но в ряде случаев даже добросовестный поставщик не может исполнить контракт на тех условиях, на которых он его заключил: например, если производитель прекратил выпуск товара, и его запасы на складах закончились.

Тогда поставщик имеет право заменить этот товар на другой, с улучшенными характеристиками.

Каковы условия замены на товар с улучшенными характеристиками

В ч.7 ст.95 44-ФЗ содержатся условия, при которых можно заменить товар на другой с улучшенными характеристиками. Для этого нужно одновременно соблюсти три условия:

  • Обе стороны закупки согласовывают необходимость заменить продукцию на аналогичную, но с лучшими свойствами.
  • Потребительские характеристики, технические и функциональные параметры заменённых товаров выше по сравнению с теми, которые были предложены к поставке изначально.
  • Замена продукции не противоречит ст.14 44-ФЗ о национальном режиме и нормативно-правовой документации, касающейся этой статьи.

Отдельного пояснения требуют второй и третий пункты.

В законе нет чётких критериев того, что считается улучшенными показателями товара. Заказчики сами определяют, насколько новый товар выгоднее, чем тот, что заявлен в контракте. В интересах поставщика — помочь заказчику в этом. При этом заказчик не может менять условия контракта — об этом говорится в письме Минэкономразвития от 9 декабря 2014 года № Д28и-2705.

Проверяющие службы могут потребовать обосновать замену товара в контракте на товар с улучшенными характеристиками. Обычно это бывает, когда выгода неочевидна.

Третье условие — соблюдение норм статьи 14 44-ФЗ о национальном режиме. Нельзя изменить страну происхождения товара, а в некоторых случаях и производителя в ходе исполнения контракта, поскольку это противоречит следующим нормативно-правовым актам:

Иногда замена страны происхождения товара возможна, если эта страна относится к участникам ЕАЭС (Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия).

В каких случаях может потребоваться замена

Ситуаций, когда поставщик не может поставить указанный в контракте товар, много. Наиболее частые причины:

  • победитель торгов согласен поставить продукцию по конкретным характеристикам, указанным в ТЗ и контракте, но по ходу исполнения работ производитель перестал производить товар, и она закончилась на складе;
  • на момент подачи заявки и заключения контракта товар присутствовал на рынке, а к началу работ его завоз на рынок временно приостановлен по каким-то причинам, вследствие чего поставщик не может поставить именно эту продукцию;
  • в заявке был прописан конкретный товар, стоимость которого существенно повысилась, однако на рынке есть аналоги по приемлемым расценкам;
  • в заявке были отражены неверные показатели или ТЗ изначально было составлено с ошибками, которые после были перенесены в контракт.

Когда возможно улучшение свойств товара

Следует помнить о том, что изменить характеристики товара во время проведения торгов нельзя. Это можно сделать только после заключения контракта с победителем, в ходе исполнения обязательств. Остановимся на этом подробнее.

Если заказчик согласится с инициативой поставщика до подписания контракта, то заказчику может грозить административная ответственность по ч.1 ст.7.

32 КоАП РФ за заключение контракта на условиях, которые не были утверждены в закупочной документации.

При таком раскладе административный штраф составляет 1% от НМЦК и накладывается либо на должностное лицо – от 5000 до 30 000 рублей, либо на организацию – от 50 000 до 300 000 рублей.

Если поставщик будет настаивать на замене предмета контракта до его заключения, то заказчик может направить сведения о нём в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), расценив такие действия, как уклонение от обязательств.

Если поставщик после заключения контракта понимает, что не может предоставить заявленный в контракте товар, выполнить работу или оказать услугу, он может направить заказчику предложение о замене товара с подробным объяснением, почему новый товар лучше. Обычно это оформляется письмом, в котором подробно расписано предполагаемое «улучшение».

Как определить улучшенные свойства товара

Важно, что улучшить товар можно только по тем характеристикам, которые указаны в контракте. Показатели, которые в нём не указаны, не являются основанием для замены товара. При этом можно улучшать не только характеристики товаров, но и работ и услуг.

Например, нельзя заменить принтер на другой с более высокой скоростью печати, если параметр по скорости распечатки одной страницы не был указан в ТЗ.

Заменить товар можно только в том случае, если одно или более его свойств лучше, чем те, что были заявлены в договоре изначально. При этом остальные параметры нельзя ухудшить.

Кроме того, при замене нельзя изменить предмет контракта, даже если за этим стоит очевидное улучшение: например, если в закупке указаны стационарные компьютеры, их нельзя заменить на ноутбуки или планшеты, поскольку они считываются другим техническим изделием.

Ответственность за определение улучшенных параметров лежит на заказчике, но согласование всё равно происходит между двумя сторонами. УФАС внимательно следит за этим: иногда такие замены ведут к ограничению конкуренции и используются для того, чтобы «отсеять» нежелательных поставщиков.

Читайте также:  Основы делопроизводства и документооборота для новичков 2021

Некоторые региональные УФАС не допускают подписание допсоглашений между сторонами, если изменяются свойства изделий, которые заказчик в ТЗ обозначил конкретно.

Инструкция по работе заказчика с улучшенными характеристиками товара

Для того чтобы исключить ошибки и не попасть под подозрение УФАС, заказчики могут использовать следующий алгоритм работы.

  1. Определите, действительно ли новые характеристики товара лучше изначальных. Вот примерный образец таких параметров:
  2. Образец улучшенных характеристик товара по 44 ФЗ 2021

  3. Проверьте, накладывает ли какие-то ограничения на продукцию ст.14 44-ФЗ.
  4. Обсудите новые характеристики с поставщиком.
  5. Составьте дополнительное соглашение и внесите изменения в текст контракта. Допсоглашение может выглядеть так:
  6. Образец улучшенных характеристик товара по 44 ФЗ 2021

  7. Внесите сведения в ЕИС в реестр контрактов. В течение пяти дней после внесения изменений в текст контракта направьте информацию об этом в Казначейство.

Принять участие в торгах, подписать контракт или допсоглашение невозможно без электронной подписи. В этом поможет «Астрал-ЭТ» — надёжная и безопасная электронная подпись для участия в торгах, работы с госпорталами и электронного документооборота.

Инструкция по работе поставщика с улучшенными характеристиками товара

Что делать поставщику, который хочет заменить товар на другой с улучшенными характеристиками:

  1. Подготовьте и отправьте заказчику предложение о поставке новой продукции, укажите новые показатели и объясните, почему они более выгодны, чем те, что были описаны ранее. Приложите к письму проект допсоглашения к контракту.
  2. Поставляйте товар только после того, как заказчик подпишет дополнительное соглашение. В противном случае заказчик может отказаться от приёмки продукции, сославшись на то, что она не соответствует условиям контракта, а вам придётся платить неустойку.

«Астрал.Тендер» поможет разобраться во всех нюансах электронных торгов. Изучайте процессы и участвуйте в торгах сами или отдайте ведение тендеров и закупок на аутсорс и получайте готовые сделки.

Выводы

  1. В контрактном законодательстве и сопутствующих НПА нет чёткого определения улучшенных характеристик товара. Оценка характеристик и принятие решения о замене одного товара на другой полностью в руках заказчика.
  2. Заказчик должен учитывать все нюансы законодательства: замена товара не может противоречить 44-ФЗ и постановлениям Правительства РФ о национальном режиме.
  3. При возникновении спорных ситуаций, касающихся свойств поставляемой продукции, суды в большинстве случаев принимают сторону заказчика, так как именно его интересы берутся за основу.
  4. Менять товар на иной с улучшенными показателями можно при любом способе закупки.
  5. Стороны закупки могут заключить дополнительное соглашение, даже если это условие не было прописано в тексте договора. Это значит, что возможна замена предмета поставки в том числе и в контракте с единственным поставщиком.
  6. Менять предмет можно как в случае поставки товаров, так и в случае выполнения работ, оказания услуг.

Изменение объема продукции по 44-ФЗ

Образец улучшенных характеристик товара по 44 ФЗ 2021

  • почему нельзя менять объем строительных работ в контрактах, заключенных до 1 июля 2019 года?
  • почему нельзя менять объем закупаемой продукции в контракте, заключенном по результатам проведения запроса котировок в электронной форме?  
  • как правильно изменить количество поставляемого по контракту товара?
  • в чем отличительная особенность контрактов на поставку товаров и выполнение работ (оказание услуг) при принятии решении вопроса об изменении объема?
  • как не “налететь” на административные штрафы, связанные с изменением объема, не только заказчику, но и поставщику?
  • какие есть особенности при осуществлении закупки у единственного поставщика?
  • и многое еще интересное про количество (объем) закупаемой по Закону № 44-ФЗ продукции.

Мы Вас заинтересовали? Тогда устраиваетесь поудобнее перед экраном и прочтите данную статью до конца. После прочтения не забудьте оставить свой отзыв (комментарий), а также вступить в нашу закрытую группу в WhatsApp, чтобы получать консультации от экспертов нашего консультационного центра!

Немного теории

Объем (количество) закупаемой по контракту продукции является его существенным условием. Изменение существенных условий в контрактах, заключенных или заключаемых по Закону № 44-ФЗ, по общему правилу не допускается, за исключением случаев, прямо названных в законе.

Основные из этих случаев следующие:

пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

пп. “в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ

в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;

п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ

10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пп. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ

18.

При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

Изменение объема при заключении и исполнении контракта: в чем разница?

Первые три указанных выше случая могут быть применимы только если контракт исполняется, т.е. уже заключен или, иными словами, уже подписан сторонами. Последний случай, предусмотренный ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, применяется в момент заключения контракта, т.е. в момент его подписания.

Иными словами, для изменения объема в первых трех случаях от сторон требуется подписание дополнительного соглашения.

В последнем же случае никакое дополнительное соглашение к контракту не подписывается, а контракт сразу заключается на измененный объем и цену! Это имеет решающее значение для определения наличия в действиях заказчика и поставщика состава административного правонарушения в части изменения объема в случаях, не предусмотренных законом. 

Сравнение оснований изменения контракта в части количества (объема) закупаемой продукции между собой

Указанные выше случаи имеют и другие очень важные отличия между собой. Чтобы сократить написание долгого про них текста приведем их в виде следующей таблицы (см. внимательно):

Основаниепп.“б” п.1 ч.1 ст.95пп.“в” п.1 ч.1 ст.95п.10 ч.1 ст.95ч.18 ст.34
Оформляется ли изменение дополнительным соглашением к контракту? да да да нет
Что должно выступать предметом контракта? любой предмет, кроме строительства, реконструкции, капитального ремонта, реставрации, сноса ОКС (например, при текущем ремонте применяется) только строительство, реконструкция, капитальный ремонт, реставрация, снос ОКС (например, при текущем ремонте не применяется) любые товары, работы, услуги только поставка товара (при закупках работ, услуг — не применяется!)
Пределы изменения объема (количества) 10% от первоначально установленного (в момент заключения контракта) объема, в том числе в пределах 10% от объема, предусмотренного по каждой позиции спецификации (при ее наличии) ограничены только 10% от цены контракта, сам изменяемый объем работ — не ограничен без ограничений без ограничений, но не более НМЦк при сохранении единичных цен, полученных по результатам закупки
Можно ли частично изменить количество (объем) (например, только по одной позиции спецификации, а не весь предусмотренный контрактом объем)? да да да да
Направление изменения объема (количества) Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения Только в сторону увеличения
По результатам каких закупок должен быть заключен контракт, чтобы можно было изменить количество (объем) продукции? конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме и признанные несостоявшимися, а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации) конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме и признанные несостоявшимися, а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации) только прямо предусмотренные основания у единственного поставщика (например, не применяется при заключении контракта (договора) до 300 т.р. по п. 4 ч. 1 ст. 95) конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации).
Применяется ли к закупкам с “неопределенным объемом”? нет нет нет нет
Условие о праве изменить количество(объем) должно быть предусмотрено: в контракте (если условие в документации есть, а в контракте нет — то неприменимо) в контракте (если условие в документации есть, а в контракте нет — то неприменимо) в контракте в документации о закупке
Читайте также:  Что подорожает после отмены льготы по НДС на пальмовое масло?

Почему нельзя менять объем строительных работ в контрактах, заключенных до 1 июля 2019 года?

Строительная сфера — опасна сама по себе. Очень часто именно из-за контрактов на выполнение строительных работ должностных лиц заказчиков и подрядчиков привлекают к административной, а иногда и к уголовной ответственности. С 1 июля 2019 года одной потенциальной причиной привлечения к ответственности стало больше.

Напомним, что до 1 июля 2019 года изменение объема выполняемых по контракту работ, в  том числе строительных, в пределах 10% предусматривалось пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Подпункта “в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ до 1 июля 2019 года не существовало.

Соответственно, при осуществлении закупок строительных работ, извещения об осуществлении которых размещались до 1 июля 2019 года, очень многие заказчики предусмотрели в контрактах право сторон на изменение объема в пределах 10% со ссылкой на пп. “б” п. 1 ч. 1 ст.

95 в ранее действовавшей редакции. 

Такие контракты исполняются по настоящее время, т.к. имеют продолжительные сроки действия. При этом, как известно, при любом строительстве рано или поздно возникает необходимость изменить объем выполняемых работ.

Такая ситуация точно возникнет и по контрактам, заключенным до 1 июля 2019 года. Соответственно многие заказчики и подрядчики, ссылаясь на соответствующее положение заключенного между ними контракта, подпишут дополнительное соглашение об изменении объема работ.

Кто-то это сделает в пределах 10%, как это было предусмотрено пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 в ранее действовавшей редакции, считая, что “закон обратной силы не имеет” и правоотношениям должны применяться те нормы, которые действовали на момент заключения договора.

А кто-то, что еще хуже, применит к таким контрактам положения пп. “в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, действующего с 1 июля 2019 года.

По мнению экспертов консультационного центра “Закон.гуру” (www.zakon.guru) ни одно из указанных оснований изменения контракта не может быть применено к контрактам в сфере строительства, заключенным до 1 июля 2019 года. Так, пп. “в” п. 1 ч. 1 ст.

95 Закона № 44-ФЗ не может быть применен к таким контрактам по той простой причине, что в момент заключения соответствующего контракта данной нормы не существовало и стороны не могли предусмотреть ее использование в контракте, как обязательное условие ее применения. Подпункт “б” п. 1 ч. 1 ст.

95 Закона № 44-ФЗ также не может быть применен, если дополнительное соглашение к контракту подписывается после 1 июля 2019 года.

Причина следующая: дополнительное соглашение к контракту, заключаемое сторонами после 1 июля 2019 года, влечет возникновение новых правоотношений, которых не существовало в момент заключения контракта (выполнить работы в ином (дополнительном или меньшем) объеме).

Дополнительные объемы работ — это новые правоотношения, которые возникают в момент заключения дополнительного соглашения к контракту. Соответственно к таким правоотношениям должны применяться правила, действующие в момент их возникновения, т.е. действующая редакция Закона № 44-ФЗ. 

Действующая же редакция Закона № 44-ФЗ прямо предусматривает, что пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ не применяется к контрактам в сфере строительства (см. выше). Соответственно положения заключенного контракта и действующей редакции Закона № 44-ФЗ входят в противоречие между собой.

При наличии указанного противоречия должны применяться нормы Закона № 44-ФЗ, а не контракта (т.к. закон имеет более высокую юридическую силу по сравнению с любым договором). Применяя положения пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ в данной ситуации стороны рискуют быть привлеченными к ответственности.

Мы не говорим о том, что такая ответственность обязательно наступит, но данной статьей мы хотим предупредить о рисках ее возникновения. Поэтому от заключения дополнительных соглашений в части изменения объема строительных работ рекомендуем воздержаться.

В случае если контракт необходимо исполнить в меньшем объеме, то нужно просто расторгнуть контракт, а если в большем — провести новую закупку на новый объем работ.

Изменение объема закупаемой продукции в контрактах, заключенных с единственным поставщиком

Разберем данный раздел в виде вопросов. которые поступают в наш консультационный центр, и ответов, которые дают эксперты центра клиентам по договорам на оказание консультационных услуг.

Вопрос: А что действительно можно менять объем по контрактам, указанным п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ?

  • Ответ: да, можно
  • Вопрос: А в каком размере?
  • Ответ: в любом
  • Вопрос: И никаких ограничений?
  • Ответ: никаких. 
  • Вопрос: А пролонгировать сроки в таких контрактах можно, поменять цену можно?
  • Ответ: можно.
  • Вопрос: А если контракт был заключен до 1 июля 2019 года?
  • Ответ: все равно можно все поменять.
  • Вопрос: Как оформить?
  • Ответ: дополнительным соглашением

Вопрос: А можно ли подписать дополнительное соглашение к контракту до 300 т.р., заключенному по п. 4 ч. 1 ст. 93, если изменение объема не приведет к превышению цены за 300 т.р.?

Ответ: нет, нельзя, т.к. ст. 95 запрещает менять объем в таких контрактах

Вопрос: А что же делать в таком случае?

Ответ: либо заключать еще один договор по п. 4 ч. 1 ст. 93 (есть определенные риски), либо проводить новую закупку.

Остались вопросы?Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Улучшенные характеристики товара по 44-ФЗ: как произвести замену товара?

Оказываете услуги по тендерному сопровождению? Тогда это должно вас заинтересовать. Узнать подробнее>>>

Целью нашей новой статьи является формирование у участников закупок представления о том, что такое улучшенные характеристики товара, и в каких случаях замена товара с лучшими параметрами в госконтракте возможна.

При поставке продукции с улучшенными свойствами происходит передача такой продукции заказчику на основании дополнительного соглашения к контракту. Однако в некоторых случаях использование возможности заменить товар не допускается.

Расскажем о позиции проверяющих органов, а также о случаях, когда замена предмета контракта невозможна, и об ответственности сторон за несоблюдение норм контрактного законодательства в отношении замены показателей продукции.

Условия замены товара на иной с улучшенными характеристиками

Заменять товар на более лучший разрешает контрактное законодательство, а именно ч.7 ст.95 44-ФЗ. При этом одновременно должны быть соблюдены следующие условия:

  1. Обе стороны закупки согласовывают необходимость заменить продукцию на аналогичную, но с лучшими свойствами.
  2. Потребительские характеристики, технические и функциональные параметры замененных товаров выше по сравнению с теми, которые были предложены к поставке изначально.
  3. Замена продукции не противоречит ст.14 44-ФЗ о национальном режиме и нормативно-правовой документации, касающейся этой статьи.

Первый пункт из названного списка вопросов не вызывает, а вот второй и третий пункты следует рассмотреть отдельно и понять, какие особенности они имеют.

Закон 44-ФЗ не дает четкого понимания, как должна происходить поставка товара с улучшенными показателями. То есть в законе отсутствуют критерии, по которым безоговорочно можно определить, какие свойства действительно являются улучшенными.

Ответственность за оценку выгодности новых товаров несут сами заказчики, а поэтому они не всегда охотно поддерживают инициативу поставщиков. Действуют они так в целях личной страховки, чтобы избежать лишних разбирательств в ФАС, если возникнет непонятная ситуация вследствие неверной оценки ими характеристик продукции.

Заказчики должны руководствоваться позицией Минэкономразвития, изложенной в Письме от 09.12.2014 г. № Д28и-2705 и не вправе изменять предмет контракта.

Проверяющие службы в ходе проверок могут запрашивать обоснование изменений свойств товара, подлежащего к поставке. Чаще всего это происходит, когда складывается двоякая ситуация и невозможно с уверенностью говорить, что новые характеристики являются действительно более выгодными.

В качестве примера можно привести поставку легкового автомобиля, при которой была изменена характеристика мощности двигателя, то есть, например, со 102 л.с. мощность двигателя была увеличена до 140 л.с.

Под одним углом рассмотрения понятно, что свойства были улучшены, транспортное средство будет поставлено более мощное.

Но с другой стороны, такая замена характеристики приведет к повышенному расходу бензина и увеличению транспортного налога, что уже плохо.

Третьим условием было соблюдение норм статьи 14 44-ФЗ о национальном режиме.  Запрещается изменять страну происхождения товара, а в некоторых случаях и производителя в ходе исполнения контракта в рамках следующей нормативно-правовой базы:

  • ПП РФ от 16.11.2015 г. № 1236;

Конкретные показатели товара при закупке работ и услуг

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

Как мы помним, с 1 января 2020 года вступили в силу положения Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ, которые, в том числе, изменили требования к составу заявки на участие в закупке.

В общем намерения были, как всегда, самые благие, но получилось как всегда.

Итак, до 1 января 2020 года при проведении закупок работ и услуг конкретные показатели товара указывались в заявке при осуществлении закупки работы или услуги, для выполнения, оказания которых используется товар.

С 1 января 2020 года конкретные показатели указываются только при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг

И вот по этому поводу в сообществе заказчиков и поставщиков разгорелись жаркие споры. Что считать поставляемым товаром? Как отличить закупку работ и услуг где товары поставляются от той, где не поставляются?

К примеру, возьмем текущий ремонт здания (без проектной документации). Есть ведомость объемов работ, смета, перечень строительных материалов. Считать ли их поставляемыми при выполнении работ? Требовать ли указать конкретные показатели и страну происхождения? Ведь все эти строительные материалы в результате останутся у заказчика.

Или все же в данном случае эти товары не считаются поставляемыми и в заявке достаточно лишь согласия? Еще один пример — услуги по ремонту автомобиля. Есть перечень работ, а также перечень запасных частей, расходных материалов, которые будут установлены на автомобиль в процессе ремонта.

Эти товары считаются поставляемыми или нет?

Мое мнение по этому поводу на сегодняшний день следующее. В данных примерах товары не поставляются, требовать указывать конкретные показатели и страну происхождения товара не нужно, достаточно только согласия. Почему? Ну давайте рассмотрим текущий ремонт здания.

В процессе ремонта нужно покрасить стены краской, в техническом задании указано, какая требуется краска. Но в данном случае краска не поставляется, заказчику краска не передается, заказчик принимает результат работ — покрашенную стену.

Полимеризованная субстанция, нанесенная на стену — это не краска, это результат ее использования.

Посмотрим, как будут развиваться события дальше, практику рассмотрения дел в УФАС, судебную практику и т.д. С течением времени картина станет яснее. Хотя, с учетом новых инициатив по изменению Закона № 44-ФЗ ситуация может стремительно измениться.

Пока что предлагаю посмотреть свежее решение по делу 44-1150/20 о нарушении законодательства о контрактной системе Санкт-Петербургского УФАС

Заказчик проводит закупку на техническое обслуживание систем вентиляции и кондиционирования, в техническом задании огромное количество различных товаров и материалов, заказчик требует указать конкретные показатели товара и страну происхождения товара.

Поступает жалоба и УФАС выносит решение: 

«Вместе с тем, ни положениями технического задания, ни условиями проекта государственного контракта документации об аукционе не предусмотрена поставка товара в рамках проводимой закупки, следовательно, требование о предоставлении сведений о конкретных показателях товаров является неправомерным.При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.»

 ФГБУ «Российская национальная библиотека»Садовая ул., д. 18,Санкт-Петербург, 191069тел.: (812) 718-85-16

Зао «сбербанк – автоматизированная система торгов»

Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,

  • Москва, 119435
  • факс: (495) 787-29-98
  • ООО «Легал»

пр. Королева, д. 59, корп. 2, лит. А, кв. 357,Санкт-Петербург, 197350тел.: (911) 034-60-22

РЕШЕНИЕ

по делу 44-1150/20 о нарушении законодательства о контрактной системе

25.02.2020                                                                                            Санкт-Петербург

            Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

  1.             в присутствии представителей:
  2.             ФГБУ «Российская национальная библиотека» (далее – Заказчик):
  3.             ООО «Легал» (далее – Заявитель):

Когда заказчик может закупать товар конкретной марки? | Контур.Закупки

Ограничение закупок определённой маркой товара объективно снижает число участников аукциона, что затрагивает основной принцип Госзакупок – допуск к участию в торгах как можно большего количества поставщиков. Но как быть заказчику, если ему требуется товар определённой марки? Законы №44-ФЗ и 223-ФЗ несколько по-разному трактуют эту ситуацию, поэтому целесообразно рассмотреть их по отдельности.

Эквивалент товара по 44-ФЗ

Согласно закону 44-ФЗ заказчики не имеют права устанавливать в заявке требования, ограничивающие количество участников. К таким требованиям относится ввод в заявку конкретной марки продукта без указания его эквивалента.

С чего начать участие в государственных закупках: советы поставщику

44-ФЗ в п. 1 ч. 1 ст. 33 предусматривает лишь 2 исключения, когда заказчик может сделать заявку на определенную марку товара:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Несовместимость всех других торговых марок с продукцией, которая уже имеется у заказчика, и для которой он приобретает товар. Примером этого могут считаться компьютерные программы, работающие только в определённой операционной системе.
  2. Необходимость в расходных материалах и запчастях для уже имеющейся у заказчика техники. Например, фирменные принтерные картриджи, расходные материалы к медицинской технике, запчасти для техники и пр.

Под эти исключения подходят также случаи, при которых заказчику необходим товар определенной марки для соблюдения условий ГОСТа (такой случай рассматривался арбитражным судом ЗСО от 11.02.2019 г. дело №  А27-20949 2018). А также ситуация, возникающая при необходимости использовать строго определённые материалы (краски, покрытия и пр.) для строительных работ.

Примечание! Если закупки производятся у единственного поставщика (ст.9, 44-ФЗ), то правила ст. 33 44-ФЗ, регламентирующие описание объекта, признаются недействительными, и заказчик имеет возможность приобрести товар необходимой ему конкретной марки.

Эквивалент товара по 223-ФЗ

Действие закона 223-ФЗ в отношении товаров конкретной марки сходно с законом 44-ФЗ. Он также требует наличия в описаниях эквивалента (п.3 ч. 6.1 ст.3) и оговаривает следующие случаи, когда заказчик имеет право требовать товар определённой марки.

  • Требуются изделия, взаимодействующие с уже приобретённой продукцией – при условии, что полные аналоги такой продукции на рынке отсутствуют.
  • Необходимо приобрести расходные материалы и комплектующие к уже имеющемуся оборудованию.
  • Приобретаемые товары необходимы для выполнения заказчиком междугородных и российских договоров, а также для соблюдения условий других законов и постановлений, касающихся Госзакупок, в частности, 44-ФЗ.

Как поставщику правильно составить заявку на товар с указанным эквивалентом?

При указании заказчиком эквивалента товара поставщику рекомендуется придерживаться следующих правил.

  • Не дублировать в заявке технические параметры товарного знака, который затребовал заказчик. Достаточно одного согласия поставить товар, соответствующий его заявке (п.1 ч.3 ст. 66 44-ФЗ).
  • Не предлагать товар-аналог с улучшенными свойствами. Такая заявка не будет пропущена заказчиком. Вопрос поставки товаров с улучшенными свойствами должен обсуждаться на стадии выполнения контракта.
  • Не писать в заявке эквивалента. Нужно ограничиться указанием конкретных характеристик товара.

При необходимости заменить требуемый товар на аналог нужно обязательно назвать страну, где он производится, и точные параметры. Товарный знак можно указывать при полной уверенности соответствия его характеристик требуемым. Но вообще, его указание не является строго обязательным, главное, чтобы поставляемый бренд отвечал требуемым характеристикам.

Как поставщику пожаловаться в ФАС на условия заказа?

Важным моментом Госзакупок является то, что регламентирующие их законы направлены на повышение конкуренции между поставщиками, а не производителями. Это означает, что один и тот же товар может быть предложен разными поставщиками, и условия аукциона при этом не будут нарушены.

Новый порядок подачи жалоб по 44-ФЗ

Поставщик имеет право жаловаться в ФАС на заказчика, если:

  • последний указал конкретный товарный знак, но не привёл обоснование своего выбора, и запретил поставлять эквивалент;
  • указал в виде эквивалента конкретную марку товара;
  • у поставщика имеются убедительные доказательства, что указанный заказчиком товар может быть поставлен только одним поставщиком, в частности, эксклюзивным дистрибьютором.

Чаще всего ФАС в своих решениях становится на сторону поставщика, который привел убедительные доказательства того, что при проведении аукциона была ограничена конкуренция (223-ФЗ, п.2 ч.1 ст.3). Однако если заказчик грамотно и убедительно обосновал невозможность приобретения эквивалента, антимонопольная служба выносит решение в его пользу.

Жалобы в ФАС при закупках по 223-ФЗ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *