Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) – это процедуры, которые проводятся заказчиками по закону 223-ФЗ среди организаций и предпринимателей, внесенных в единый реестр субъектов МСП, а также плательщиков налога на профессиональный доход.
С 1 января 2022 года закупки у МСП по 223 фз обязаны осуществлять все заказчики (кроме субъектов МСП). При этом необходимо осуществить определенный объем таких закупок у МСП: 25% — общий норматив, то есть по результатам любых закупок, 20% — по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП.
На сегодняшний день закупки среди МСП осуществляются в соответствии со статьей 3.4 закона 223-ФЗ и с учетом правил, установленных ПП РФ 1352.
Выделим ключевые нюансы таких процедур в 2022 году.
- Возможными способами закупок среди только субъектов МСП являются: конкурентные в электронной форме – конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок, а также закупки у единственного поставщика.
- Чтобы проводить закупки у МСП по 223 ФЗ, недостаточно лишь установить ограничение по участникам. Прежде всего, заказчикам необходимо сформировать перечень товаров, работ, услуг, которые будут закупаться только у субъектов МСП (если начальная (максимальная) цена договора не превышает 200 миллионов рублей), разместить данный перечень в ЕИС и регулярно проводить его актуализацию.
- В плане в ЕИС для закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, предусмотрен отдельный раздел. Коды ОКПД2 товаров, работ, услуг в данном разделе должны совпадать с кодами в размещенном перечне.
- Заказчику придется вести раздельный учет закупок (абсолютно всех и любой стоимостью, а не только на сумму более 100 тыс. руб.). При этом данный учет должен будет вестись также раздельно в разрезе двух нормативов (25 и 20 процентов) и закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства, так как эти сведения необходимо будет отражать в годовом отчете по МСП.
- Также нужно не забывать исключать из расчета нормативов те закупки, которые указаны в пункте 7 ПП РФ 1352, поскольку они не учитываются при расчете годового объема закупок у МСП.
- Принадлежность того или иного контрагента к МСП нужно проверять по соответствующему единому реестру МСП, так как именно нахождение в нем организации является подтверждением ее статуса МСП. При этом данные в реестре МСП обновляются ежемесячно, соответственно, следить за тем, кто все еще субъект МСП, а кто уже нет, необходимо на регулярной ежемесячной основе и в ручном режиме. Поскольку данные в ЕИС так быстро не обновляются.
- Закупочные процедуры, участниками которых являются только субъекты МСП, проводятся в особом порядке, установленном статьей 3.4 закона 223-ФЗ и постановлением 1352 и являющемся намного более строгим и трудоемким с точки зрения подготовки документации.
Основные отличия закупок среди субъектов МСП по 223 фз в 2022 году:
— В части 3 статьи 3.4 определено, в какие сроки должны проводиться конкурентные процедуры и каким способом в зависимости от начальной (максимальной) цены договора.
- — Установлено, в каком порядке проводятся процедуры.
- — Закупки могут проводиться только на федеральных электронных площадках, соответственно, участвовать в них могут только те участники, которые зарегистрированы в ЕРУЗ (едином реестре участников закупок).
- — Обеспечение заявок в виде денежных средств вносится на специальный банковский счет.
- — Размер обеспечения заявки не может превышать 2% НМЦ договора, а размер обеспечения исполнения договора – 5% НМЦ (если не предусмотрен аванс) или размер аванса.
— Частями 19.1 и 19.2 статьи 3.4 закона 223 ФЗ установлен закрытый перечень документов и информации, представление которых в составе заявки можно предусмотреть в извещении и документации.
— Требовать у участников декларацию, выписку из реестра МСП или с сайта ФНС, а также иные подтверждающие статус субъекта МСП или плательщика НПД документы не допускается.
— В частях 19.5 – 19.8 статьи 3.4 определен состав заявок для каждого вида конкурентной процедуры.
— Договор с победителем заключается на электронной площадке.
- Оплата по договору, заключенному по 223 ФЗ с субъектом МСП, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке. За нарушение данного срока оплаты в адрес субъекта МСП предусмотрен Штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей для должностного лица и от 50 до 100 тысяч рублей для юридического.
- По итогам года необходимо подготовить и не позднее 1 февраля разместить в ЕИС отчет по закупкам у МСП. И если данные в отчете будут некорректны или не будут соблюдены установленные нормативы, а также если отчет по МСП вообще не будет размещен, то заказчик до конца года должен будет проводить закупки в соответствии с законом 44-ФЗ, что предусматривает совершенно другой объем трудозатрат и ответственности.
- С 1 июля 2022 года вступают в силу изменения ПП РФ 1352, устанавливающие для заказчика право внести в положение о закупке способ неконкурентной процедуры для заключения договоров по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, на электронной площадке по принципу «электронного магазина» согласно следующей схеме: размещение поставщиками предварительных предложений – размещение заказчиком на площадке требований к товарам, работам, услугам и поставщику – определение оператором подходящих предложений – выбор заказчиком подходящих поставщиков – заключение договора на площадке. Сумма договора, заключаемого по результатам такой процедуры, не должна превышать 20 млн. руб.
Это, конечно, далеко не все нюансы осуществления закупок у субъектов МСП. Также необходимо предусмотреть соответствующий раздел в Положении о закупке, где будут отражены все особенности проведения таких закупок, заключения и исполнения договоров. Кроме того, учесть ограничения по требованиям к участникам, по установлению обеспечения заявок, по выбору электронной площадки и т.д.
© Все права защищены.»Международный консалтинг в сфере закупок», 2014 — 2022 г.
Что нового в конкурентных электронных закупках среди СМСП по Закону N 223-ФЗ с 1 апреля 2021 года
Вступили в силу поправки к Закону N 223-ФЗ. Изменили процедурные моменты конкурентных электронных закупок среди СМСП. Также закрепили перечень сведений, которые можно требовать от участника. Новшества заработают после того, как заказчик скорректирует положение о закупке.
Изменился порядок проведения электронного конкурса. Среди его этапов нельзя предусмотреть квалификационный отбор участников.
Правила использования его этапов также скорректировали. Например, сроки проведения каждого из них надо указывать не в извещении, а в документации.
Электронный запрос предложений проводят по тем же правилам, что и электронный конкурс. Подача окончательного предложения (дополнительного ценового предложения) не предусмотрена.
Состав заявки
Закрепили требования к составу заявки в зависимости от процедуры закупки. Так, заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей:
Заявка на участие в электронном запросе котировок включает только обязательные документы и информацию, если того потребуют закупочные документы.
Сведения об участнике
В новом законе предусмотрен перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников. К ним, в частности, относятся:
- наименование, адрес, учредительный документ, если участник — юрлицо;
- фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства физлица, если участник закупки — ИП;
- ИНН участника или его аналог (для иностранного лица);
- данные об обеспечении заявки, если такое требование есть в закупочных документах: реквизиты спецсчета или банковская гарантия (ее копия);
- предложение по предмету закупки;
- предложение о цене договора (исключение — электронный аукцион).
Кроме того, можно запросить продекларировать ряд сведений. Например, это данные о том, что деятельность участника не приостановлена. Сведения должны быть актуальны на дату подачи заявки. Декларацию размещают на электронной площадке. Отдельный документ не нужен.
Если в документации об электронном конкурсе, электронном запросе предложений установлены критерии и порядок оценки заявок, то можно указать, какие еще сведения нужно предоставить. Однако их отсутствие в заявке не основание для ее отклонения.
Требовать иные документы и информацию от участников закупки нельзя. Их перечень исчерпывающий.
Вступление в силу
Рассмотренные изменения действуют с 1 апреля 2021 года. У заказчиков есть 90 дней со дня вступления поправок в силу для того, чтобы внести изменения в положения о закупке. Закупки, которые начаты в пределах этого срока и до размещения обновленного положения в ЕИС, завершат по старым правилам.
Изменения в закупках у субъектов МСП в 2021 году по Закону № 223-ФЗ
- On 27.09.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, СМП, Спецсчет, Статьи, Электронный аукцион, ЭТП
Продолжаем рассказывать о поправках в закупочное законодательство, которые вступят или уже вступили в силу в 2021 году. Сегодня речь пойдет об изменениях для заказчиков по 223-ФЗ в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Они внесены законом № 505-ФЗ от 31 декабря 2021, а также постановлениями Правительства.
Электронная форма
Закупки, которые организуются исключительно для МСП, должны будут проводиться строго в электронной форме. Это положение будет закреплено в части 2 статьи 3 закона 223-ФЗ и начнет действовать с 1 июля 2021 года.
С той же даты в законе появится новая статья 3.4, которая будет регулировать проведение электронных процедур для МСП. В частности, предусмотрен ограниченный перечень способов определения поставщика, а именно:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2021 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- конкурс в электронной форме;
- аукцион в электронной форме;
- запрос котировок в электронной форме;
- запрос предложений в электронной форме.
Выбрать иной способ определения поставщика для закупок у МСП заказчики по 223-ФЗ не смогут.
Проводиться торги для малого и среднего бизнеса должны на ЭТП, удовлетворяющих требованиям закона 44-ФЗ и дополнительным требованиям, предусмотренным правительством. Список федеральных площадок, на которых можно будет проводить процедуры для МСП по 223-ФЗ, будет дополнительно утвержден.
ЭТП, на которых проводятся торги по 44-ФЗ
Кроме того, в новой статье 3.4 будут прописаны особенности каждой процедуры, в том числе:
- порядок и сроки проведения;
- ценовые ограничения;
- правила подачи заявки;
- порядок обеспечения заявки (например, если она обеспечивается деньгами, то средства должны вноситься на спецсчет в банке из перечня, определенного Правительством в соответствии с законом 44-ФЗ).
При нарушениях, допущенных заказчиком по 223-ФЗ, в том числе неосуществлении закупок у МСП, ему полагается наказание в виде обязанности применять положения закона 44-ФЗ. В поправках уточнено, что в этом случае заказчик должен применять нормы закона 44-ФЗ, которые прямо указаны в 223-ФЗ (часть 8.1 статьи 3, которая появится в 223-ФЗ с 1 июля 2021 года).
Новый объем закупок
Общий объем закупок, которые заказчики по 223-ФЗ должны осуществлять у МСП, остается на прежнем уровне. Это 18% от годового объема. А вот объем прямых закупок у МСП, то есть тех, которые проводятся исключительно среди таких субъектов, изменился. До 1 января текущего года в соответствии с постановлением Правительства № 1352 он составлял 10%.
С начала 2021 года вступило в силу новое постановление № 819 от 19 августа 2021 года. Так вот, в соответствии с ним, объем закупок, прдназначенных исключительно для МСП, вырос с 10 до 15%.
Ответственность за неоплату по 223-ФЗ
Порядок взаиморасчетов прописывается в контракте. Любая неоплата по контракту 223-ФЗ влечет ответственность в виде денежных компенсаций:
- Уплата договорных пени — денежная ответственность за просрочку исполнения обязательств, которые контрагент насчитает за каждый день просрочки.
- Судебные издержки — если контрагент подаст в суд и выиграет его, все его судебные затраты падут на проигравшего заказчика.
ВАЖНО!
Закупки у СМП по 223 ФЗ
Субъекты малого и среднего предпринимательства — компании, которые соответствуют определенным критериям (выручка, численность работников и пр, ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Такие компании сокращенно называют: СМиСП, СМП, ССП. В статье будем использовать сокращение СМиСП.
Часть 8 статьи 4 Закона 223 ФЗ закрепляет право Правительства РФ установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у СМП и требования к содержанию этого отчета.
Также реализовано Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц»
Положением предусмотрено, что годовой объем закупок отдельных категорий заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) должен составлять не менее 18% от совокупной годовой стоимости договоров, заключенных по результатам закупок. При этом общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых могут быть только СМСП, должна составлять не менее 10% от совокупного годового объема (п. 5 Положения).
Поскольку многим крупным компаниям проще заплатить штраф, чем выполнить норматив закупок у СМП, в 223-ФЗ введена довольно жесткая мера: если заказчик не выполнит норматив закупок у СМП (либо разместит недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП или не разместит информацию вообще), то его положение о закупке будет признано неразмещенным и с 1 февраля до конца года, он должен будет проводить закупки в соответствии с 44-ФЗ(с 01.01.2016: ч.8.1. ст.3 Закона 223-ФЗ).
- Результат в цифрах:
- 100%
- составляет размер максимального авансирования по коммерческим закупкам для СМиСП
Эксперты Центра Поддержки Предпринимательства, изучив все существующие программы поддержки малого бизнеса, используя накопленный опыт, и тесное взаимодействие с различными государственными структурами, разработали уникальную схему работы по комплексному сопровождению государственных и коммерческих тендеров для малого бизнеса, по условиям которой Вы получите выгодные контракты с авансированием и со всеми возможными преимуществами, а также с минимальными затратами!
Обратитесь к нам, расскажите о Вашем бизнесе или проекте
И мы поможем Вам реализовать идею Вашей мечты!
Рассказать о себе
Основные преимущества закупок субъектов МСП по 223-ФЗ
ФЗ применяет обозначение субъекты МСП — «Малого и Среднего Предпринимательства».
В законодательстве не утвержден формат участия малого бизнеса в конкурентных отборах, но существует Постановление Правительства № 1352, определяющее условия подобных тендеров.
Регламентирует работу по данному постановлению Акционерное Общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
Утверждены условия закупок: если доход корпорации более 2 млрд. рублей, то с 2016 года такие компании обязаны выделить для МСП тендеров и закупок у единственного поставщика не менее, чем на 18% от годового объема сделок.
Организация утверждает в своем положении о закупочной деятельности ОКПД2 всех товаров, работ и услуг, которые будут закупаться в рамках поддержки у субъектов МСП. При стоимости контракта менее 50 млн.
рублей, заказчик в обязательном порядке проводит тендер для субъектов МСП. Для того чтобы получить
В случае, если организация не разместит для субъектов МСП нужное количество тендеров и не опубликует данные об этом или опубликует неверную информацию, то с 1 февраля и до конца календарного года заказчику придется размещать контракты в рамках 44-ФЗ, а он, как известно, намного строже — это повлечет за собой огромные финансовые потери.
Виды тендеров определяет сама организация в своем положении о закупочной деятельности. Малое предприятие может поучаствовать в тендере или в закупке у единственного поставщика, а также выйти на аукционом с условием привлечь МСП на субподряд.
Для подачи документации на тендер, также как и по 44-ФЗ, поставщики прикладывают декларацию о соответствии СМП. А с 2017 года предоставляется выписка ФНС из нового Единого реестра СМП.
- Результат в цифрах:
- 18%
- обязаны закупать у малого бизнеса все заказчики по 223 ФЗ
Льготы по тендерам для малого бизнеса в рамках 223 ФЗ:
- Авансирование по закупкам утверждается от 30% до 100%;
- Сроки расчетов по выполненным работам — строго от 5 до 15 дней;
- Размер обеспечения заявки не может быть более 2%;
- Обеспечение исполнения контракта часто отсутствует;
- На тендеры не могут подаваться крупные компании-конкуренты;
- Программа партнерства с дополнительными льготами и возможностью работы без тендера.
Из ближайших нововведений в ФЗ утверждается Законопроект № 821534–6, который сформирует полный список допустимых способов проведения тендеров и ключевые инструкции для заказчиков (сейчас в ЕИС более 14 тысяч различных способов проведения закупок), а также утвердит перечень электронных площадок по 223-ФЗ. Это упростит формат аккредитации участников на ЭТП и сам процесс подготовки к участию в тендерах.
Требования по проведению закупок у малого бизнеса по 223 ФЗ
В рамках исполнения требований федерального закона и программы развития малого бизнеса, все заказчики обязаны проводить следующие действия:
- Рассчитать стоимостной совокупный годовой объем закупок у СМП;
- Разработать и утвердить Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых будет осуществляться у СМП, и опубликовать его в ЕИС. Такой перечень необходим заказчику, чтобы выбрать 10%-объем закупок у СМП. Если перечня нет, заказчик не имеет право проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Утвердить План закупок у СМП и ССП, в который включаются ТРУ из Перечня ТРУ для закупки исключительно у СМП и ССП (п.5 (1) Постановления Правительства РФ № 1352). Напомним, до конца 2015 года у заказчика не было обязанности отдельно отражать в Плане закупок те закупки, которые он будет проводить среди субъектов малого и среднего предпринимательства;
- В рамках календарного года закупить у СМП 18%, причем 10% из них согласно Плану закупки исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Опубликовать отчет не позднее 01.02.2017 года. Если заказчик не выберет установленный объем закупок у СМП, не разместит отчет в указанный срок, то в 2017 году положение о закупках считается неразмещенным. После февраля 2017 года такому заказчику придется проводить закупки по правилам 44-ФЗ, потеряв льготы по 223-ФЗ.
Закупки у СМП могут осуществляться любым способом и в любой форме. Для того чтобы исполнить норматив, ПП РФ 1352 предусматривает 3 механизма.
- Во-первых, в 18% можно включать договоры, заключенные с СМП, которые победили в закупках, проводимых среди всех поставщиков (например, была объявлена обычная закупка, а победил в ней СМП);
- Во-вторых, закупки, участниками которых могут быть только СМП. Это конкурентные закупки, для проведения которых утверждается перечень товаров, работ, услуг (см. ниже). Договоры по результатам этих закупок попадают в норматив 10% закупок только у СМП;
- В-третьих, в счет выполнения норматива идут договоры, заключенные участниками (исполнителями, подрядчиками) с соисполнителями из числа СМП. То есть, договоры, заключенные по результатам закупок, в которых было требование к победителю о том, что для исполнения договора он должен привлечь субподрядчиков из числа СМП. Такие договоры также попадают в общее число договоров, заключенных с СМП (18%).
Поскольку многим крупным компаниям проще заплатить штраф, чем выполнить норматив закупок у СМП, в 223-ФЗ введена довольно жесткая мера: если заказчик не выполнит норматив закупок у СМП (либо разместит недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП или не разместит информацию вообще), то его положение о закупке будет признано неразмещенным и с 1 февраля до конца года, он должен будет проводить закупки в соответствии с 44-ФЗ (с 01.01.2016: ч.8.1. ст.3 Закона 223-ФЗ).
С чего начать, что бы найти подходящую закупку для малого бизнеса по 223 ФЗ
Вы можете заняться самостоятельным поиском нужной информации, купить программу для мониторинга закупок, нанять в штат тендерных специалистов с подходящим опытом или подать заявку в Центр Поддержки Предпринимательства и мы окажем Вам весь комплекс требуемых услуг по самым демократичным ценам с гарантией положительного результата.
- Результат в цифрах:
- 1 месяц
- составляет усредненный срок для заключения первых успешных контрактов
Мы оперативно проверим Вашу организацию на соответствие всем критериям субъектов малого и среднего предпринимательства, закажем выписку из РСМП и сообщим о результате. После этого мы согласуем с Вами договор о сотрудничестве и проведем подготовку учредительных документов и деклараций, требующихся для дальнейшей работы с тендерами и финансированием.
Когда подготовка будет завершена, мы назначим Вам персонального менеджера, который будет в ручную отбирать сделки согласно Ваших критериев, по которым утверждено авансирование и короткие сроки расчетов, а также предоставим доступ в Многофункциональный Кабинет, который обеспечит Вас всей нужной информацией.
С 01.01.2022г. закупки у смсп по закону n 223-фз должны проводить все заказчики в увеличенном объеме
Утвердив постановление от 7 июля 2021 г. N 1128 Правительство РФ, внесло изменения в постановление от 11 декабря 2014 г.
N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Постановление №1352), которые расширяют сферу применения Постановления №1352 и увеличивают объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП).
В частности, с 1 января 2022 года требования, установленные Постановлением №1352, обязаны соблюдать все заказчики по Закону N 223-ФЗ, за исключением тех из них, которые сами являются CМСП.
Из тех, кто не обязан применять Закон №223-ФЗ к СМСП могут быть отнесены хозяйственные общества, которые соответствуют критериям, установленным в статье 4 федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ. При этом проверить соответствие критериям можно на сайте Федеральной налоговой службы в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Это значит, что практически все заказчики по Закону 223-ФЗ будут проводить закупки у СМСП с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением №1352.
Чтобы выполнить требования Постановления №1352 заказчикам потребуется учесть особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг, предусмотренные Постановлением №1352 и Законом №223-ФЗ в своих положениях о закупках, если ранее эти особенности не были учтены.
При размещении изменений в положение о закупках в единой информационной системе в сфере закупок товаров (далее – ЕИС) следует проверить, чтобы в перечне способов закупок были выбраны конкурентные закупки с учетом особенностей закупок у СМСП.
Также потребуется утвердить перечень товаров, работ, услуг, приобретаемых у СМСП (далее -Перечень), который составляется на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и включает в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ). Утвержденный Перечень надо разместить в ЕИС, а также на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В течение года потребуется проводить конкурентные закупки у СМСП, поскольку Постановлением №1352 предусмотрен обязательный норматив — Общий годовой объем закупок у СМСП.
С 01 января 2022г. обязательный норматив увеличен с 20% до 25% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.
При этом годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками по итогам закупок, проведенным только среди СМСП, и объем планируемых закупок, участниками которых являются только СМСП, увеличены с 18% до 20%.
Заказчики на которых распространяет свое действие Постановление №1352 должны ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом размещать годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Отчет) в ЕИС.
При этом заказчикам, на которых Постановление 1352 не распространялось в 2021 году скорее всего не должны будут размещать Отчет в 2022 году, поскольку они не проводили и не должны были проводить закупки у СМСП в 2021 году.
Участие субъектов МСП в государственных и муниципальных закупках | Портал МСП Республики Крым
Одним из механизмов поддержки малого предпринимательства являются государственные закупки. В Федеральном законе от 05.04.
2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) закреплено, что при осуществлении закупок предоставляются преимущества субъектам малого предпринимательства (часть 4 статья 27).
Заказчики согласно части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства (далее – СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СОНКО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, за исключением закупок, осуществляемых:
- для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- услуг по предоставлению кредитов;
- у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
- работ в области использования атомной энергии;
- при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Законом № 44-ФЗ установлено, что закупки у СМП, СОНКО осуществляются путем:
- проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участника ми закупок являются только СМП, СОНКО. При этом начальная (максимальная) статья контракта не должна превышать 20 млн. рублей;
- осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона № 44-ФЗ (путем установления в извещении об осуществлении закупки требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО).
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНКО.
В случае если в извещении об осуществлении закупки установлены указанные ограничения, в контракт, заключаемый с СМП или СОНКО, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной Услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с совместным письмом Минэкономразвития России, ФАС России от 04.04.2014 № 7158-ЕЕ/Д28и, № АЦ/13590/14, в качестве документов, подтверждающих принадлежность участника закупки к СМП, СОНКО, выступает декларация участника закупки о том, что он является СМП, СОНКО, предоставление иных документов, подтверждающих такую принадлежность, не требуется.