Минтруд предложил увеличить административную ответственность за неисполнение обязанностей по трудоустройству инвалидов

 Минтруд предложил увеличить административную ответственность за неисполнение обязанностей по трудоустройству инвалидов

Министерство труда и социальной защиты РФ разработало законопроект о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения размеров штрафов налагаемых на юридических и физических лиц за уклонение от соблюдения прав инвалидов. Нынешние размеры штрафов, по мнению Комитета ООН по правам инвалидов, являются слишком низкими. С этим соглашаются и в Минтруде.

В настоящее время размеров штрафов, налагаемых за несоблюдение прав инвалидов, составляет для должностных лиц от 1 до 10 тыс. рублей, для юридических лиц – от 20 до 100 тыс. рублей.

Такие размеры штрафов, по мнению Комитета ООН по правам инвалидов, являются слишком низкими.

Эти выводы были сделаны на основании заключений многих общественных организаций инвалидов, в том числе высказанных на заседании Комитета ООН по правам инвалидов.

«Такие мягкие санкции фактически подталкивают некоторых недобросовестных собственников объектов продолжать практику несоблюдения прав инвалидов на доступную среду в случаях, когда соблюдение законодательно установленных условий доступности требует от собственников объектов или поставщиков услуг расходов финансовых средств, в несколько раз превосходящих размеры установленных штрафов», – отмечается в пояснительной записке к документу.

Минтруд согласен с выводами Комитета ООН по правам инвалидов и мнением представителей общественных организаций инвалидов.

В министерстве также считают, что нынешние штрафы за нарушение прав инвалидов слишком низкие, сообщает пресс-служба Минтруда.

«Например, установка в жилых домах доступных для инвалидов лифтов или оснащение в автопарке автобусов подъемными платформами более чем в 1 тыс. раз превышает размеры применяемых в настоящее время штрафов», – отмечают в пресс-службе ведомства.

В разработанном Минтрудом законопроекте предлагается:

  • за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также за отказ в приеме на работу человека с инвалидностью в пределах установленной квоты или же за необоснованный отказ в регистрации в качестве безработного суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц, увеличить с 5-10 тыс. рублей до 10-20 тыс. рублей;
  • за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, отказ от постановки на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами, суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц, увеличить с 2-3 тыс. рублей до 10-35 тыс. рублей; на юридических лиц – с 20-30 тыс. рублей до 100-150 тыс. рублей;
  • за нарушение руководителем организации или иным должностным лицом требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов, суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц, увеличить с 2-3 тыс. рублей до 10-20 тыс. рублей.

В законопроекте также отмечается, что приведенные выше размеры штрафов могут быть скорректированы по результатам общественного обсуждения с учетом замечаний и предложений государственных органов, общественных организаций инвалидов, экспертного сообщества и иных заинтересованных лиц.

Планируемый срок вступления данного проекта нормативного правового акта в силу – июль 2020 года.

Минтруд предложил увеличить административную ответственность за неисполнение обязанностей по трудоус

Минтруд предложил увеличить административную ответственность за неисполнение обязанностей по трудоустройству инвалидов

Описание страницы: минтруд предложил увеличить административную ответственность за неисполнение обязанностей по трудоус от профессионалов для людей.

В настоящее время административный Штраф за неисполнение работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов установлен в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно проекту неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалида в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты повлечет наложение на работодателя административного штрафа: на должностных лиц – в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Аналогичное наказание будет грозить работодателю в случае неосуществления им в установленном порядке компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов.

Вступление в силу соответствующих поправок в КоАП РФ предполагается с 1 января 2019 года.

За нетрудоустройство инвалидов согласно квоте для юрлиц может быть установлен штраф в размере до 500 тыс. руб

Минтруд России представил для независимой антикоррупционной экспертизы и публичного обсуждения законопроект, вводящий административную ответственность юрлиц за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалида в соответствии с установленной квотой для приема на работу либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты 1 . За совершение указанных правонарушений для юрлиц может быть установлен административный штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 тыс. до 50 тыс. руб.

Отметим, что в настоящий момент административная ответственность за указанные деяния в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для должностных лиц уже установлена (ч. 1 ст. 5.

42 КоАП), за исключением неосуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов. В случае принятия законопроекта, нововведение начнет действовать со следующего года.

Независимая антикоррупционная Экспертиза и публичное обсуждение документа завершатся 20 марта.

Напомним, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников.

А работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательством субъекта Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г.

№ 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”).

Причины невыполнения квоты по инвалидам

Согласно закону №181-ФЗ от 24.11.1995 года, содействие в трудоустройстве является одним из направлений государственной поддержки лиц с ограниченными возможностями.

Работодатели (как юрлица, так и ИП), независимо от формы собственности и организационно-правовой структуры, обязаны обеспечить рабочие места для инвалидов в необходимом количестве. Трудоустройство инвалидов осуществляется путем создания новых рабочих мест либо выделения должностей из уже имеющихся в штатном расписании.

При организации трудоустройства инвалида работодатель должен учитывать следующие особенности:

  1. Работодатель принимает решение о трудоустройстве кандидата вне зависимости от наличия инвалидности. Гражданин с ограниченными возможностями вправе не сообщать потенциальному работодателю о присвоении инвалидности.
  2. Если инвалид проинформировал работодателя о своем статусе, то работодатель, в свою очередь, обязан обеспечить сотрудника необходимыми условиями труда, которые полностью соответствуют медицинским показаниям работника.

При создании (выделении) рабочего места для инвалида работодатель обязан выполнять следующие требования:

  1. Квота. Трудоустройство инвалидов осуществляется в пределах квоты, установленной ст. 21 закона №181-ФЗ и региональными нормативными актами.
  2. Должность. Работодатель вправе нанимать инвалидов на должности (профессии), которые согласно Постановлению Минтруда №150 от 08.09.1993 года, являются максимально подходящими для лиц с ограниченными возможностями.
  3. Условия труда. Согласно ТК РФ, характер работ, выполняемых инвалидом на основании трудового договора, не должен противоречить медицинским показаниям работника и программе реабилитации. Кроме того, работодатель не вправе привлекать работника-инвалида к работе в выходные дни, ночные смены, а также сверхурочно.

В случае невыполнения работодателем квоты по трудоустройству инвалидов, установленной в регионе, на организацию (ИП) налагается штраф в размере от 5.000 руб. до 10.000 руб. Данная мера взыскания предусмотрена ст. 5.42 КоАП.

Минтруд предложил увеличить административную ответственность за неисполнение обязанностей по трудоустройству инвалидов

Штраф начисляется в случае, если контролирующими органами выявлен факт невыполнения квоты по итогам отчетного месяца.

Расчет квоты осуществляется на основании среднемесячной численности сотрудников. В расчете учитываются не только сотрудники, трудоустроенные по трудовым договорам, но и лица, привлеченные к работе по договорам ГПХ.

  • СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес,
  • где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде;КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце;КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца);КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях).
  • Итоговая численность, округленная до 2-х знаков после запятой (125,75 человек = 126 человек), является базой для определения квоты по трудоустройству инвалидов.

К примеру, если квота в регионе установлена в размере 3%, а средняя численность сотрудников предприятия в феврале 2019 года составила 125 человек, то в феврале работодатель обязан был обеспечить трудоустройство 4-х инвалидов (125 * 3% = 3,75)

Пример

АО «Старт-2» занимается реализацией бытовой техники.

В регионе, в котором ведет деятельность «Старт-2», установлены дифференцированные квоты по трудоустройству инвалидов:

  • 3,2% – для предприятий, численность сотрудников которых превышает 100 человек;
  • 2,7% – для организаций с численностью сотрудников от 35 до 100 включительно.
Отчетный период Количество сотрудников Период работы сотрудников, которые были приняты на работу/уволены в отчетном периоде
Принято в отчетном периоде Уволено в отчетном периоде Отработали полный месяц
Июль 2019 88
Август 2019 88
Сентябрь 2019 20 88 20 сотрудников приняты на работу 20.09.2019, период работы – 11 календарных дней
Октябрь 2019 5 103
Читайте также:  Анонимное пополнение электронных кошельков запретили

Штрафы за ущемление прав инвалидов будут увеличены

Минтруд предложил увеличить административную ответственность за неисполнение обязанностей по трудоустройству инвалидов

rades / Depositphotos.com

Министерство уже готовит соответствующий законопроект, предусматривающий внесение поправок в ст. 5.42, 9.13, 9.14 и 11.24 КоАП. Уведомление о подготовке документа появилось на федеральном портале проектов нормативных правовых актов и на официальном сайте Минтруда России.

Необходимость увеличения размера штрафов разработчики инициативы связывают с неэффективностью действующих мер по обеспечению надлежащей защиты прав инвалидов в сфере их социальной защиты, включая права на труд, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве, обеспечение доступа к объектам инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, в т. ч. обеспечение транспортной доступности и возможности использования транспортных средств для проезда.

В связи с этим предлагается 1 увеличить размеры штрафов, установленных ст. 5.42, 9.13, 9.14 и 11.24 КоАП РФ.

В частности, за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом установленной квоты для приема их на работу, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах квоты, необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного штрафы для должностных лиц могут возрасти с 5-10 тыс. до 10-20 тыс. руб. В свою очередь, штрафы за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, отказ от постановки на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами, планируется увеличить для должностных лиц с 2-3 тыс. до 10-35 тыс. руб., для юрлиц – с 20-30 тыс. до 100-150 тыс. руб.

При этом авторы законопроекта не исключают, что после общественного обсуждения поправок (обсуждение уведомления о подготовке законопроекта продлится до 12 сентября 2019 года) предлагаемые размеры штрафов могут быть скорректированы с учетом замечаний и предложений госорганов, общественных организаций инвалидов, экспертного сообщества и иных заинтересованных лиц._____________________________

1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части увеличения размеров штрафов налагаемых на юридических и физических лиц за уклонение от соблюдения прав инвалидов)» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/05/08-19/00094385).

«Еще жестче»: Минтруда России предлагает в несколько раз увеличить штрафы за ущемление прав инвалидов

Министерство труда России внесло предложение об увеличении штрафов за ущемление прав людей, имеющих инвалидность

Так, по мнению специалистов Минтруда, если работодатель отказывается принимать на работу инвалида, то размер штрафа для должностного лица должен быть увеличен с 5−10 тысяч рублей до 10−20 тысяч рублей, информирует ТАСС.

Ведомство в настоящее время разрабатывает проект закона федерального уровня, согласно которому предусмотрено увеличение размера штрафа, накладываемого на должностное лицо в случае, если были ущемлены или нарушены права человека с инвалидностью.

Если работодатель не исполняет обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов, либо отказывает инвалиду в приеме на работу без очевидной причины, то его должны привлечь к административной ответственности и оштрафовать на сумму от 10 до 20 тысяч рублей.

Если людей с инвалидностью не обеспечивают объектами социальной, инженерной или транспортной инфраструктуры, то размер штрафов для должностных лиц предлагается повысить до 35 тысяч рублей (вместо 3 000), для юрлиц — до 150 000 рублей (вместо 20−30 тысяч рублей).

Читайте так же:  Вступление в права наследства по завещанию

Fair.ru — Ярмарка новостей

2019-8-29 18:02

Минтруд РФ предложил увеличить размеры штрафов за несоблюдение прав людей с инвалидностью при трудоустройстве и создании доступной среды, сообщили в пресс-службе министерства. За неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для людей с инвалидностью на должностных лиц предлагается накладывать штраф до 1020 тыс.

руб. За неисполнение требований по обеспечению доступности для людей с инвалидностью объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры сумму штрафа предлагается увеличить для должностных лиц до 1035 тыс. руб. , для юридических лиц до 100150 тыс. руб. Существующие размеры штрафов в пределах 110 тыс. руб.

, налагаемых на должностных лиц, и 20100 тыс. руб. на юридических лиц, признаны комитетом по правам инвалидов неэффективными. Такие мягкие санкции фактически подталкивают некоторых недобросовестных собственников объектов продолжать практику несоблюдения прав инвалидов на доступную среду, говорится в сообщении.

Сумму штрафов в Минтруде предлагают скорректировать.

Подробнее читайте на kommersant.ru

руб лиц → Результатов: 11 / руб лиц — фото

Ответственность за неисполнение квоты по трудоустройству инвалидов

Минтруд предложил увеличить административную ответственность за неисполнение обязанностей по трудоустройству инвалидов

Почему работодателям в 2020-м надо обязательно прописать в документах про трудоустройство инвалидов

Вероятнее всего, с 2020 года ответственность за невыполнение правил трудоустройства инвалидов серьезно ужесточится. Эксперт рассказывает, как уберечься от возможных штрафов. Написать эту статью я решил после общения с руководителями предприятий на региональном совещании. Как обычно, в перерыве говорили о налогах, проверках и штрафах в результате проверок.

Один из руководителей рассказал о проверке предприятия на наличие квоты для приема на работу инвалидов.

Он сказал, что в штатном расписании предусмотрены места для трудоустройства инвалидов, но в службу занятости сведения они не подавали, и ему выписали штраф в размере 10 тыс. руб.

Больше всего поразила реакция остальных участников разговора.

Пять руководителей из восьми, участвовавших в разговоре, сказали, что у них вообще отсутствуют выделенные места для инвалидов (хотя по закону они обязаны их создать), и что штраф в сумме 10 тыс.

Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Если

Ответственность за невыполнение квоты по инвалидам || Проверки за несоблюдение квотирования для инвалидов

Оглавление Квотирование рабочих мест для инвалидов — Процедура, реализация которой всегда вызывает споры и противоречивые мнения. Обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

  • , а так же Законом г.
  • Чтобы их избежать, в последнее время все чаще звучат идеи об оформлении инвалида как дистанционного сотрудника, который будет работать дома.
  • Несмотря на то, что данный вариант достаточно привлекательный как для самого инвалида, так и для работодателя, есть риск, что контролирующие органы посчитают это уходом от обязанности создавать рабочие места для инвалидов в компании.

От обязательного квотирования рабочих мест освобождаются только общественные организации инвалидов и созданные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Сразу скажем, что невыполнение квоты по инвалидам обернется для организации привлечением к административной ответственности.

Причем компанию и ее должностных лиц оштрафуют не только по федеральному законодательству, но и по законодательству субъектов РФ.

Трудоустройство инвалидов в 2020 году: квотирование, взносы и штрафы

Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

06.08.2020 подписывайтесь на наш канал

Квоты для трудоустройства инвалидов – это одна из мер поддержки такой категории работников со стороны государства, осуществляемая за счет работодателя.

Почему работодателям в 2018-м надо обязательно прописать в документах про трудоустройство инвалидов

Вероятнее всего, с 2019 года ответственность за невыполнение правил трудоустройства инвалидов серьезно ужесточится. Эксперт рассказывает, как уберечься от возможных штрафов.

Написать эту статью я решил после общения с руководителями предприятий на региональном совещании. Как обычно, в перерыве говорили о налогах, проверках и штрафах в результате проверок.

Один из руководителей рассказал о проверке предприятия на наличие квоты для приема на работу инвалидов.

Он сказал, что в штатном расписании предусмотрены места для трудоустройства инвалидов, но в службу занятости сведения они не подавали, и ему выписали штраф в размере 10 тыс. руб.

Больше всего поразила реакция остальных участников разговора. Пять руководителей из восьми, участвовавших в разговоре, сказали, что у них вообще отсутствуют выделенные места для инвалидов (хотя по закону они обязаны их создать), и что штраф в сумме 10 тыс. руб. их не испугает, а создавать места, сдавать отчеты и искать инвалидов для трудоустройства они не будут.

Как штрафуют сейчас

Хотелось бы обратить внимание на то, что обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также региональными законами.

Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве — его могут привлечь к административной ответственности от 5 до 10 тыс. руб. Однако федеральным штрафом дело не ограничится.

Ведь законодательством субъектов РФ также предусмотрена ответственность за невыполнение квоты по инвалидам. Понятно, что в зависимости от региона, размер установленного штрафа может отличаться.

В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а также за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест, не означает, что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство.

Кроме того, к административной ответственности по ст. 5.42 КоАП РФ можно привлечь должностное лицо только за отсутствие выделенных рабочих мест или за отказ в приеме на работу инвалида, но никак за то, что предприятие не сдает отчетность в службу занятости.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5): «Само по себе наличие незаполненных рабочих мест, созданных в рамках квоты для трудоустройства, может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов».

То есть работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями. Тогда обязанность по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной.

Читайте также:  Льготы ветеранам боевых действий в 2023 году: условия получения и порядок оформления, перечень льгот

Что изменится

Хочу обратить внимание на то, что в Госдуме находятся два законопроекта по проблеме квотирования мест для инвалидов. В них предлагается:

— предоставить трудинспекциям полномочия по осуществлению надзора за соблюдением работодателями законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов;

— с работодателей, не трудоустраивающих инвалидов, предлагается взимать компенсационную выплату в фонд содействия трудоустройству инвалидов в размере не менее 7800 руб. в месяц.

  • — на ФНС России предлагается возложить обязанность по предоставлению в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, сведений о работодателях, уплативших в истекшем году компенсационные выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов за невыполнение установленной квоты.
  • — одновременно предлагается установить ограничения для работодателей, нарушающих положения законодательства о трудоустройстве инвалидов. Такие работодатели будут лишаться допуска к получению мер государственной поддержки, к участию в государственных закупках, а также права привлечения иностранных работников

Самое главное — предлагается за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалида в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты налагать на работодателя административные штрафы: на должностных лиц — в размере от 10 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Аналогичное наказание будет грозить работодателю в случае неосуществления им в установленном порядке компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов.

Как обезопасить компанию от штрафов

Вступление в силу соответствующих поправок в КоАП РФ предполагается с 1 января 2019 года.

В том, что данные проекты будут приняты, сомнений мало.

Ведь таким способом можно решить сразу две задачи: помочь в трудоустройстве инвалидам и хорошо пополнить бюджет. Предприятий с численностью работников более 35 сейчас насчитывается около 400 тыс.

Сумма штрафов даже от 30% предприятий будет сопоставима с бюджетом отдельного региона.

Во избежание негативных последствий предприятиям уже сейчас необходимо:

  1. — отразить в локальных нормативных актах (штатном расписании, приказ) места, предназначенные для инвалидов в соответствии с установленной квотой;
  2. — предоставлять в органы службы занятости сведения, касающиеся: наличия вакантных рабочих мест (должностей) и информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.

Минтруд предлагает увеличить штрафы за несоблюдение прав инвалидов

Минтруд уведомил о разработке поправок в КоАП, которыми предусматривается увеличить штраф юридическим и физическим лицам за несоблюдение прав инвалидов.

Причиной разработки изменений стало то, что Комитет ООН по правам инвалидов признал существующие размеры штрафов в пределах 1 тыс. – 10 тыс. руб., налагаемых на должностных лиц, и 20 тыс. – 100 тыс. руб. – на юридических лиц неэффективными.

«Такие мягкие санкции фактически подталкивают некоторых недобросовестных собственников объектов продолжать практику несоблюдения прав инвалидов на доступную среду в случаях, когда соблюдение законодательно установленных условий доступности требует от собственников объектов или поставщиков услуг расходов финансовых средств, в несколько раз превосходящих размеры установленных штрафов», – считает Минтруд.

Предполагается, что поправки затронут правоотношения, связанные с реализацией инвалидами права на труд, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. Кроме того, изменения коснутся обеспечения доступа инвалидов к объектам инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры.

«АГ» попросила экспертов высказать мнение о том, поможет ли увеличение штрафа улучшить жизнь инвалидов.

Адвокат, партнер КА5 Иван Сустин считает, что Минтруд готовит изменения конкретно в ст. 5.42, 9.13, 9.14 и 11.24 КоАП. Эксперт полагает, что увеличение санкции в данных статьях не приведет к достижению заявленных целей законопроекта.

«Эффективность мер по защите прав инвалидов напрямую не зависит от размера санкции, а зависит от эффективности правоприменения и неотвратимости наказания за нарушения прав инвалидов, с чем у нас, к сожалению, большие проблемы.

У меня нет общей статистики, но у моих коллег и у меня за 15 лет практики подобные кейсы не встречались», – отметил адвокат.

«За последний месяц нам показали, как эффективно КоАП может применяться в борьбе с политической активностью граждан.

Если бы государственные органы так ратовали за права инвалидов, проблем бы не было, и этот законопроект не понадобился», – добавил Иван Сустин.

По его мнению, законопроект направлен не на реальную защиту прав инвалидов, а на формальное заполнение статистического отчета о работе министерства по итогам года.

Адвокат КА № 22 «Гражданские компенсации» Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов отметил, что законопроект – следствие заседания Комитета ООН по правам инвалидов, который контролирует исполнение Конвенции по правам инвалидов. «Российской Федерации было указано, с чем представители России и не спорили, на неэффективность регулирования вопросов в области создания доступной среды для инвалидов», – указал адвокат.

Александр Немов полагает, что размер штрафа должен быть серьезным и значительно превышать стоимость обеспечения доступной среды для инвалидов. По его мнению, очевидно, что наложение даже максимального штрафа в 100 тыс. руб. вряд ли заставит задуматься собственника здания или иного объекта о создании комфортных условий для инвалидов, которое будет стоить значительно дороже.

«В моей практике и по моим наблюдениям за коллегами крайне редки случаи привлечения предпринимателей или иных лиц к ответственности за нарушения прав инвалидов.

Я, конечно, надеюсь, что увеличение размера штрафа приведет к искоренению проблемы, но большая проблема не в размере, а применении норм об ответственности», – подчеркнул адвокат.

Он добавил, что создание планов по привлечению к подобной ответственности может только ухудшить положение инвалидов.

В качестве примера Александр Немов сослался на ситуацию с аттестацией рабочих мест: «После кратного увеличения штрафов и постановки планов перед трудовой инспекцией была искоренена проблема с отсутствием аттестации рабочих мест. Правда, появилась другая проблема – разом пропала “вредность” на многих объектах и производствах, что, естественно, привело к большей незащищенности работников, чем ранее».

Партнер «Law & Commerce Offer» Антон Алексеев заметил, что имеющиеся в настоящее время штрафы не выступают каким-либо существенным стимулом для ненарушения прав инвалидов.

«Увеличение штрафов, конечно, может способствовать улучшению ситуации, но все-таки санкции должны иметь прогрессирующий характер.

Например, при первом выявлении нарушения один размер штрафа, при втором – больше, а при третьем такой, который будет существенным для большинства компаний (в рамках периода, когда факт привлечения к административной ответственности считается не “погашенным”)», – предложил Антон Алексеев.

Эксперт отметил, что тенденция борьбы с нарушениями прав посредством штрафов и санкций характерна для России.

Возможно, указал Антон Алексеев, законодателям следует рассмотреть нормы, которые дают какие-либо преференции для компаний (актуально для малого и среднего предпринимательства при определенных условиях, в конкретных областях (например, в социальной сфере) в случае ненарушения ими законодательства в течение длительного периода). По его мнению, в совокупности со штрафами это могло бы повысить эффективность соблюдения законов.

Антон Алексеев считает, что в любом случае наказание должно быть соразмерно нарушению. «Меня всегда удивляло, что за привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности компания может получить штраф до 800 тыс. руб., а за эксплуатацию газопровода без лицензии в несколько раз меньше. Хотя последнее представляется опаснее первого», – отметил эксперт.

Минтруд предлагает увеличить штрафы за уклонение от соблюдения прав инвалидов

Контекст

ОП через горячие линии отследит уровень поддержки инвалидов в стране

МОСКВА, 29 авг — РАПСИ. Минтруд России разрабатывает поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) об увеличении размеров штрафов за несоблюдение прав людей с инвалидностью. Об этом говорится в сообщении министерства.

Поправки предлагается внести в статьи 5.42 «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости», 9.

13 «Уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг», 9.

14 «Отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами» и 11.24 «Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов» КоАП РФ.

В частности, за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах квоты, необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного (части 1, 2 статьи 5.42 кодекса) суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц, предлагается установить в размере от 10 до 20 тысяч рублей. В настоящее время штраф за эти правонарушения составляет от 5 до 10 тысяч рублей.

За уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (статья 9.

13 кодекса), отказ от постановки на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами (статья 9.

14 кодекса), суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц, министерство предлагает увеличить с 2–3 тысяч рублей до 10–35 тысяч рублей. Штрафы для юридических лиц могут составить от 100 до 150 тысяч рублей.

За нарушение руководителем организации или иным должностным лицом требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов (статья 11.24 кодекса), размер штрафов, налагаемых на должностных лиц, может составить от 10 до 20 тысяч рублей. Сейчас размер штрафа составляет от 2 до 3 тысяч рублей .

Документ подготавливается для реализации рекомендаций, содержащихся в замечаниях комитета по правам инвалидов по первоначальному докладу Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции о правах инвалидов.

Читайте также:  Образец бухгалтерской справки 2023 | скачать форму, бланк

Необходимость увеличения размеров штрафов, исходя из замечаний комитета, обусловлена неэффективностью мер по обеспечению надлежащей защиты прав инвалидов с учетом действующих размеров штрафов. Существующие размеры штрафов в пределах от 1 до 10 тысяч рублей, налагаемых на должностных лиц, и от 20 до 100 тысяч рублей – на юридических лиц, признаны комитетом по правам инвалидов неэффективными.

Такие мягкие санкции, как отмечает министерство в сообщении, фактически подталкивают некоторых недобросовестных собственников объектов продолжать практику несоблюдения прав инвалидов на доступную среду в случаях, когда соблюдение законодательно установленных условий доступности требует от собственников объектов или поставщиков услуг расходов финансовых средств, в несколько раз превосходящих размеры установленных штрафов. Например, установка в жилых домах доступных для инвалидов лифтов или оснащение в автопарке автобусов подъемными платформами более чем в одну тысячу раз превышает размеры применяемых в настоящее время штрафов.

В связи с этим законопроектом предполагается увеличить санкции за совершение правонарушений, предусмотренных данными статьями КоАП РФ до размеров, сопоставимых с рассматриваемыми по уровню общественной опасности и сфере правового регулирования, установленных соответствующими главами кодекса.

При этом размеры штрафов, предлагаемые законопроектом, могут быть скорректированы по результатам общественного обсуждения с учетом замечаний и предложений государственных органов, общественных организаций инвалидов, экспертного сообщества и иных заинтересованных лиц.

За нетрудоустроенных инвалидов попросят заплатить

Сейчас в России утверждено несколько основополагающих документов, которые обязывают создавать особые условия для лиц с ограниченными возможностями. Так, в статье 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прописано требование о создании квот для трудоустройства этой категории граждан.

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, региональные власти могут установить квоту в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, квота ниже – не выше 3% среднесписочной численности работников.

Дополнительные гарантии в сфере труда для инвалидов установлены в Трудовом кодексе РФ.

Например, согласно статье 92 ТК РФ, продолжительность рабочей недели не может превышать 35 часов, а согласно статье 96 ТК РФ и статье 99 ТК РФ работа в ночное время, привлечение к сверхурочной работе и служебные командировки для таких работников возможны только с их письменного согласия и при отсутствии медицинских показаний.

Отдельно надо рассматривать и региональное законодательство.

В некоторых регионах, например, в Иркутской, Челябинской и Свердловской областях, установлено правило, по которому не только организации, но и индивидуальные предприниматели с 35 и более работниками обязаны принимать на работу инвалидов.

Как правило, квота для них – 2-3 процента от численности работников. И самое главное – они ежемесячно отчитываются в службу занятости о наличии/отсутствии свободных рабочих мест для инвалидов.

Новый механизм выполнения квоты на инвалидов

Минтруд сообщил, что с 2020 по 2025 гг. пройдет эксперимент по внедрению нового механизма выполнения квот для приема инвалидов на работу.

В течение 5 лет работодателям из 5 регионов, где будет проведен пилотный проект, предложат выбрать: либо они предоставляют рабочее место, обустроенное по всем правилам и нуждам особого работника, либо платят в специальный фонд компенсационную плату.

Размер выплаты будет варьировать в зависимости от региона и составит величину регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Если этот показатель будет ниже федерального, плату увеличат.

По задумке властей, в эксперименте будут участвовать субъекты РФ, где регистрируются средние для страны показатели работающих инвалидов от общей численности инвалидов трудоспособного возраста, а именно:

  • Республика Саха (Якутия);
  • Воронежская область;
  • Орловская область;
  • Свердловская область;
  • Тверская область.

Чтобы повысить чистоту эксперимента, чиновники предлагают ввести новый вид административного наказания:

за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства.

Штрафы за такие нарушения составят:

  • для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Напомним, что действующее законодательство тоже предусматривает административную ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также за отказ принять на работу лицо в пределах установленной квоты.

В соответствии с п.1 статьи 5.42 КоАП РФ штраф для должностного лица в таких случаях составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Причем суда дожидаться в таком случае не придется, протокол о нарушении составляет инспектор Роструда и на месте выписывает штраф.

В Министерстве труда подчеркивают, что это маленькие суммы, и их уже давно следует увеличить.

Обосновывая необходимость проведения эксперимента, чиновники отмечают, что в настоящее время большинство работодателей не могут создать такие рабочие места для инвалидов, которые соответствовали бы всем их нуждам. Поэтому предприниматели находят самые разные пути, чтобы обойти требования закона. Пилотный проект должен показать, насколько замена выполнения квоты денежной компенсацией выгодна всем сторонам.

Обращаем внимание, что пока законопроекты, касающиеся нового механизма выполнения квоты на трудоустройство инвалидов, в Госдуму не внесены. Если депутаты не успеют утвердить пакет поправок, сроки проведения эксперимента могут быть перенесены.

Что еще предлагают чиновники

В Министерстве труда и Роструде уже давно говорят о подготовке пакета поправок в действующее законодательство, которые ужесточат наказание за отсутствие квот для инвалидов, а также за нежелание их соблюдать.

Кроме того, в законе «О занятости населения в Российской Федерации» может появиться норма, обязывающая региональные власти разработать механизм взаимодействия органов службы занятости с работодателями для осуществления мер по содействию трудоустройства инвалидов.

Еще одна возможная поправка – требование, чтобы организации участвовали в так называемом сопровождаемом содействии, то есть оказывали индивидуальную помощь нуждающимся в ней лицам, помогали формировать удобный маршрут передвижения на своей территории, специально оборудовали рабочие места, проводили обучение работника с ограниченными возможностями для освоения им трудовых обязанностей.

Определенные поправки готовятся и в приказ Министерства труда от 30 апреля 2013 г. № 181н, которым утверждены правила проведения проверок норм о приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

В нем чиновники собираются уточнить, что плановая выездная проверка может быть приостановлена на срок до 10 дней для получения дополнительных документов.

Сейчас основания для приостановки проверки не установлены.

Какие из этих поправок вступят в силу, а какие останутся в проектах, очевидно, покажут результаты эксперимента. Работодателям остается только ждать.

Проблемы, затрудняющие прием на работу лиц с ограничениями

Чиновники сетуют, что на начало 2020 года трудоустроено только 29% от общего количества зарегистрированных инвалидов. К 2020 году они надеются увеличить этот показатель до 40%.

Руководству тех регионов, где показатели уже высокие (Санкт-Петербург (40 %), Белгородская область (38 %), в Московской, Курской, Ленинградской, Ростовской областях, Татарстане, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах – порядка 35-37 %), поставлена задача повысить показатели до 50%.

Но эксперты отмечают, что у предпринимателей есть объективные причины не соблюдать Закон. По мнению президента Союза независимых экспертов и интерим менеджеров Сергея Елисеева, работодатели не стремятся брать людей из этой категории по двум причинам. «Первая, наиболее весомая, – культурная», – говорит он.

– «В нашем обществе не относятся к людям с очевидными признаками инвалидности как равным себе, полноценным. Присутствие инвалидов «напрягает» ряд людей, и они хотят этого избежать. Вторая причина – практическая. Подавляющее большинство наших офисных и промышленно-офисных зданий не приспособлены для нормального перемещения людей на колясках.

Встает вопрос, чтобы взять на работу человека на коляске, нужно заняться стройкой: пандусы, подъемники, убрать перепады полов и т.п., и все это в «чужом» арендованном здании… А если инвалид работает не за столом, а на производственном участке, то потребуются специальные меры и затраты для устройства рабочего места.

Или лучше со всем этим не связываться? Второе проще», – рассказывает эксперт.

По этим причинам не стоит ожидать, что работодатели резко начнут трудоустраивать лиц с ограниченными возможностями, подчеркивает Елисеев.

«Потому необходимо вводить законодательные (принудительные) меры, нормативы по рабочим местам для инвалидов для средних и крупных организаций, где, например, более 300 работников, чтобы мимоходом не придавить малый бизнес новой нефискальной нагрузкой», – говорит он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *