В рф собираются внедрять систему ранней помощи детям с овз и их семьям

Рейтинг:   / 1

18 октября 2018 года в 12.45 на базе Областного казенного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения» (г. Курск, пр. Дружбы д.5) состоится Межведомственный круглый стол «Родители и дети в системе ранней помощи» для специалистов организаций здравоохранения, образования, социального обеспечения, занятых в системе ранней помощи.

Вопросы профилактики детской инвалидности и укрепления здоровья детей включены в число основных задач государственной социальной политики. В связи с этим системе ранней помощи детям с нарушениями развития, ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, семьям, их воспитывающим,отводится важное значение, как на федеральном, так и на региональном уровне.

  • Значимость служб ранней помощи подтверждается их закреплением в ряде нормативных правовых актов:
  • — Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
  • — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года».

Оказание ранней помощи детям с нарушениями развития, семьям, их воспитывающим, направлено на достижение системных результатов по сокращению масштабов детской инвалидности, сохранению семейного окружения детей и сокращению социального сиротства.

В настоящее время доля детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в Курской области составляет 3,3%, а доля детей с инвалидностью — 2,3% — от общей численности детского населения региона.

С 2012 года Областное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения» (ОКУ ЦППМСП), стало базовым учреждением, внедряющим технологии ранней помощи.

Региональный опыт работы отмечен в федеральной Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.

В структуре ОКУ ЦППМСП создан Центр раннего вмешательства (ЦРВ), который в настоящее время входит в состав отделения развития и реабилитации детей раннего и дошкольного возраста «От колыбели до школы».

С 2015 года оказание ранней помощи приобрело системный характер, при котором методологической основой стали программы Курской области: «Комплексная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью «Нам доступно все!» (2016-2017 годы) и «Комплекс мер по формированию современной инфраструктуры системы ранней помощи детям с выявленными нарушениями развития, угрозой их возникновения, детям с ОВЗ, инвалидностью и семьям, их воспитывающим, в Курской области» (2018-2019 годы).

Обе программы реализуются при софинансировании из средств бюджета Курской области и гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва).

Развитие региональной системы ранней помощи осуществляется на основе межведомственного, междисциплинарного и семейно-центрированного подхода, что обеспечивает своевременное и эффективное решение проблем детей с нарушениями развития на самых ранних этапах.

В настоящее время ОКУ ЦППМСП имеет статус координирующего ресурсного центра по развитию системы ранней помощи в Курской области. Действующее при нем отделение развития и реабилитации детей раннего и дошкольного возраста «От колыбели до школы» предоставляет услуги, основанные на принципах коррекции и реабилитации, преемственности и индивидуального подхода.

  1. За период с 2012 года по настоящее время более 2,5 тысячам семей с детьми младенческого и раннего возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития оказана комплексная помощь.
  2. В текущем году на сопровождении в отделении находятся более 1000 семей, получающих услуги в ЦРВ, лекотеке, группах кратковременного пребывания и консультативном пункте.
  3. Междисциплинарную помощь оказывают различные специалисты: педагоги (учителя-дефектологи, педагоги-психологи, воспитатели, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги); детские врачи (педиатры, неврологи, ортопеды, инструкторы ЛФК, массажисты) и другие специалисты.

Все кабинеты отделения оснащены современным диагностическим, реабилитационным и игровым оборудованием. Реабилитация (абилитация) осуществляется в залах ЛФК, сенсорной комнате, лекотеке, профильных кабинетах специалистов.

Сегодня развитие системы ранней помощи требует усиления межведомственного взаимодействия в вопросах выявления и учета детей с нарушениями развития; расширения спектра предоставляемых услуг; включения механизмов социальной инклюзии; более активного участия структур гражданского общества в решении проблем сохранения детского здоровья и профилактики инвалидности.

С этой целью к 2020 году в регионе в систему ранней помощи будут включены 26 организаций, в том числе – 21 образовательная организация, 3 организации здравоохранения, 1 – социального обслуживания, 1 – некоммерческая организация, которые обеспечат шаговую доступность по предоставлению услуг ранней помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития.

В россии внедрят систему ранней помощи детям с трудностями в развитии и их семьям

В Москве состоялась научно-практическая конференция «Опыт эффективных региональных практик по созданию системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их семьям». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгина. Выступая на открытии конференции, Т. Ю. Синюгина подчеркнула, что вопросы совершенствования системы оказания коррекционной и развивающей помощи детям раннего возраста с трудностями в развитии и риском их возникновения входят в число приоритетных направлений государственной образовательной политики.

– В рамках Концепции развития ранней помощи в регионах внедряются разные модели ранней помощи с учетом социально-экономических и территориальных особенностей. Главное, чтобы эта помощь была комплексной — и медицинской, и психолого-педагогической, и социальной.

Конечно, в идеальной модели эту помощь ребёнок и его семья получают в одном месте. Но с учётом текущей ситуации это может быть и получение помощи в разных организациях, в этом случае нужно чётко определить маршрут и объём тех услуг, которые должен получить ребёнок, — сказала Т.

Ю. Синюгина.

Заместитель Министра пояснила, что сеть центров или служб ранней коррекционной помощи может развиваться в регионах на базе детских садов и школ, реализующих адаптированные образовательные программы, а также на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

– По данным нашего мониторинга в этом году в субъектах в системе образования уже действуют 4 314 подобных служб.

Основная их часть функционирует на базе дошкольных образовательных организаций, а общее количество обращений в службы ранней коррекционной помощи в очном и заочном режимах в этом году составило более 133 тысяч, что почти в 2 раза больше по сравнению с 2017 годом, – информировала Татьяна Юрьевна.

Т. Ю. Синюгина отметила, что особенность ранней психолого-педагогической помощи — её ориентация на семью.

– Понимая важность такой помощи семьям, в нацпроект «Образование» мы включили федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей», в рамках которого в регионах будут создаваться центры психолого-педагогической помощи родителям.

Гранты на оказание такой помощи получат в том числе социально-ориентированные некоммерческие организации, реализующие программы психолого-педагогической и коррекционно-развивающей направленности.

Также мы планируем разработать и внедрить во всех субъектах Российской Федерации целевую модель информационно-просветительской поддержки родителей, которая должна действовать на межведомственной основе, – сообщила Т. Ю. Синюгина.

Заместитель Министра информировала, что развитию ранней коррекционной помощи будет посвящён отдельный раздел разрабатываемой по заказу Минпросвещения России Институтом коррекционной педагогики РАО Стратегии развития образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ до 2030 года. В Стратегии зафиксируют важнейшие направления совершенствования системы образования для разных категорий детей с особыми образовательными потребностями на всех уровнях, начиная с оказания услуг ранней коррекционной помощи.

Справочно Конференция состоялась по инициативе Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» при поддержке Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации.

Конференция стала площадкой для обсуждения её участниками практических проблем по созданию оптимальных условий для развития системы ранней помощи в регионах страны, а также опыта, накопленного регионами страны в ходе проектирования и апробации вариативных моделей ранней помощи семьям детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Читайте также:  Материнский капитал в иваново и ивановской области: размер региональных выплат в 2020 году, условия получения и особенности программы, правила использования и порядок оформления, необходимые документы

В 12 регионах рф будет внедрена модель системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с овз

В ходе тиражирования проекта АСИ «Система доступного и непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их семей» в 12 российских регионах будет внедрена модель системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с особыми потребностями и инвалидностью, разработанная специалистами Института коррекционной педагогики Российской академии образования (ФГБНУ «ИКП РАО»).

Модель учитывают особенности географии, инфраструктуры, этнических отличий каждого региона. Заявки на участие в проекте подали 12 регионов: Вологодская, Костромская, Воронежская, Владимирская, Липецкая, Мурманская, Калининградская области, Краснодарский край, Республика Коми, Республика Карелия, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Крым.

Система включает комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг на межведомственной основе, направленных на раннее выявление детей с особыми потребностями, содействие их оптимальному развитию, формирование физического и психического здоровья. Модель предусматривает включение таких детей в среду сверстников и интеграцию в общество, а также сопровождение и поддержку семьи, повышение компетентности родителей или законных представителей.

  • В рамках проекта каждый регион выбирает тип системы ранней помощи и определяет ведущее ведомство (соцзащита, образование, здравоохранение), которое формирует организационно-функциональную структуру и обеспечивает межведомственное взаимодействие с привлечением социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО).
  • В каждом из регионов в систему ранней помощи будут привлечены от 2 до 10 СО НКО на условиях социального партнерства.
  • Исходя из потенциальных возможностей региона, определяется группа поставщиков услуг и источники многоканального финансирования, для координации межведомственного взаимодействия и ресурсной поддержки создается проектный офис или ресурсный центр.
  • На основе действующего законодательства и Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года для регулирования этой деятельности готовятся региональные нормативные правовые акты, необходимые для запуска модели, и регламенты межведомственного взаимодействия.

Система включает научно-методическое сопровождение организаций, осуществляющих раннюю помощь, подготовку и переподготовку специалистов. Реализация проекта оформляется в виде «дорожной карты».

Методическое обеспечение, разработанное специалистами Института коррекционной педагогики, содержит готовый инструментарий для диагностического, профилактического и коррекционного процессов в системе ранней помощи. Каждый регион, реализующий этот проект, имеет возможность его использовать и выбирать варианты маршрута комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с особыми потребностями и инвалидностью.

По мнению лидера проекта Юлии Разенковой подготовка специалистов ранней помощи является одним из ключевых элементов системы, поэтому преподаватели ФГБНУ «ИКП РАО» проводят в регионах обучающие семинары — при поддержке Агентства стратегических инициатив и региональных управлений образования.

Программа повышения квалификации предназначена для специалистов, работающих в системе ранней помощи: врачей, логопедов, дефектологов, психологов, социальных работников, в том числе для сотрудников НКО, работающих с семьями, воспитывающими детей с особыми потребностями.

В 2016 году в Омске и Москве обучено около 150 специалистов. В 2017 году их количество увеличилось — в Новосибирске подготовку прошли более 170 человек из 10 регионов, в Самаре — более 150 человек из 10 регионов.

По итогам реализации проекта через 4-5 лет после внедрения модели системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, разработчики проекта прогнозируют следующие социальные показатели:

  • 40 % детей, из числа получивших услуги ранней помощи, приближаются к возрастной норме психического развития;
  • 50 % детей – значительное улучшение показателей развития;
  • 10 % детей – некоторое улучшение в развитии при тяжелых и множественных нарушениях.

Экономическая эффективность проекта составляет более 300%. Она достигается за счет сокращения социальных выплат по инвалидности, сокращения численности детей, обучающихся по адаптированным программам. Этот показатель подтверждается опытом Самарской области и Республики Марий Эл, где системная работа по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, ведется уже на протяжении 15 лет.

Елена Будилина | Редакция сайта АСИ

Подведены итоги реализации проекта по созданию системы ранней помощи детям с ОВЗ — Все включены

На конференции присутствовало 85 представителей из 15 субъектов Российской Федерации, в том числе заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Синюгина, которая назвала вопросы ранней помощи детям с ОВЗ приоритетными для Министерства просвещения.

Она сообщила, что важнейшей задачей на 2019 год будет разработка методических рекомендаций для специалистов, работающих в системе ранней помощи, и работа с родителями, воспитывающими детей с инвалидностью и ОВЗ. С этой целью во всех регионах будет разрабатываться целевая модель информационно-просветительской поддержки родителей.

«Мы нацелены на то, чтобы в системе ранней помощи разрабатывались индивидуальные программы сопровождения для каждого ребенка», – заявила Татьяна Синюгина.

Итогами реализации программы за 2018 год стали следующие данные:

  • 43 214 образовательных организаций РФ (учреждения дошкольного образования и психолого-медико-педагогические центры) включены в процессы системы;
  • система ранней помощи создана в 17 субъектах Российской Федерации;
  • проведены исследования ИКП РАО, кардинально меняющие практику ранней помощи;
  • также на конференции были представлены итоги областных проектов по реализации системы ранней помощи детям с ОВЗ.

Докладчики рассказали о планах и путях развития системы. В национальном проекте «Образование» сформировался федеральный проект по поддержке семей, воспитывающих детей с ОВЗ, где одним из направлений создание инфраструктуры, позволяющей оказывать услуги и продвигаться в вопросах развития системы ранней помощи.

Система ранней помощи – молодой социальный межведомственный институт, который направлен на интеграцию детей с ОВЗ в среду сверстников и жизнь сообщества, сопровождение и поддержку семей, воспитывающих таких детей.

На уровне ведомств сейчас стоит одна из важных целей – активное привлечение в реализацию этого проекта всех субъектов РФ.

Заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Григорий Лекарев сообщил, что к концу 2019 года будет подготовлен законопроект, регулирующий отношения участников системы сопровождения детей с инвалидностью и их семей: «Учитывая практики Агентства стратегических инициатив, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, рабочей группы, созданной при Министерстве, необходимо обобщить и дать законодательное оформление этим подходам. Мы планируем подготовить его таким образом, чтобы учесть лучшие практики регионов. Этот законопроект должен продвинуть и сориентировать регионы и родителей тех детей, у которых возникла трудная жизненная ситуация или есть угрозы ее возникновения, чтобы они понимали, что у них есть возможность опереться на законодательный институт».

Во время пленарного заседания на конференции обсуждались практические проблемы создания оптимальных условий для развития системы ранней помощи в регионах страны, а также был представлен опыт, накопленный регионами в ходе проектирования и внедрения вариативных моделей ранней помощи семьям детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Результаты внедрения в региональное пространство системы ранней помощи имеют не только инновационный характер, но и выраженный потенциал для дальнейшего развития и широкого тиражирования различных моделей ранней помощи, отработанных в рамках двух проектов (АСИ и минтруда), в другие субъекты Российской Федерации.

Ранняя помощь

Ранняя помощь — комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей). 

Скачать Буклет по ранней помощи (.pub 126.5 KB)  

  • Дети, нуждающихся в услугах ранней помощи — дети от 0 до 3 лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, дети группы риска, а также их родители или законные представители. 
  • Цель оказания услуг ранней помощи – содействие оптимальному развитию и формированию психического здоровья и благополучия детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с ограничениями жизнедеятельности и риском появления таких ограничений, нормализации жизни семьи, повышению компетентности родителей (законных представителей), включению ребенка в среду сверстников и жизнь сообщества.
  • Дети с ограничениями жизнедеятельности и их семьи являются получателями 5 групп услуг: социальных услуг, услуг реабилитации, услуг абилитации, услуг сопровождения, услуг ранней помощи.  
Читайте также:  Изменены правила назначения и выплаты пенсий

О создании служб ранней помощи в организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Свердловской области (.pdf 1.55 MB)

О создании службы ранней помощи в ГБУ «СРЦН г. Асбеста» (.pdf 105.82 KB)

Услуги ранней помощи в ГБУ «СРЦН г. Асбеста» (.docx 16.28 KB)

Об утверждении плана деятельности специалистов службы ранней помощи на 2019 год (.pdf 82.43 KB)

План деятельности специалистов службы ранней помощи ГБУ «СРЦН г. Асбеста» на 2019 год (.pdf 210.69 KB)

Отчет о деятельности специалистов службы ранней помощи — отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в 2018 году (.pdf 202.6 KB)

Приказ Минтруда России Об утверждении типовых документов по организации предоставления услуг ранней помощи (.docx 6 KB)

Примерный порядок направления детей на получение услуг ранней помощи (.doc 376.5 KB)

РАСПОРЯЖЕНИЕ N 2723-р (.doc 67.5 KB)

РАСПОРЯЖЕНИЕ N 1839-р (.doc 150.5 KB)

Письмо Минтруда России № 13-510П-2774 (.docx 6.78 KB)

Стандарт услуг ранней помощи (.pdf 188.07 KB)

Методические рекомендации (пилотный проект) (.pdf 2.15 MB)

методические рекомендации (.pdf 3.26 MB)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КРИТЕРИЕВ НУЖДАЕМОСТИ ДЕТЕЙ В ПОЛУЧЕНИИ ИМИ УСЛУГ РАННЕЙ ПОМОЩИ (.doc 83.5 KB)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ПРОГРАММ И ПЛАНА РАЗВИТИЯ РАННЕЙ ПОМОЩИ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (.doc 70.5 KB)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ по раннему выявлению признаков нарушения здоровья детей, в том числе психического, с целью оказания ранней помощи и профилактики инвалидности (.doc 101.5 KB)

развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями (.pdf 7.07 MB)

Схема межведомственного взаимодействия при реализации региональной программы ранней помощи (.pdf 255.63 KB)

Правительство собирается заняться разработкой системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья — Российская Федерация

Перспективы развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и их семьям специалисты обсудили на заседании Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере.

Максимально ранняя диагностика нарушений, межведомственный характер работы, активное включение родителей в процесс лечения – сочетание именно этих факторов является гарантией успеха восстановления детей-инвалидов, считают врачи и представители общественных организаций.

 Служба ранней помощи, о создании которой говорили на Совете при Правительстве РФ, – это служба медико-социальной, психолого-педагогической, семейно ориентированной помощи детям младенческого и раннего возраста с нарушениями развития, а также детям, имеющим риск возникновения таких нарушений в более старшем возрасте, и их семьям.

ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМА РАННЯЯ ПОМОЩЬ

Успешность лечения инвалидности и социализации детей с ОВЗ во многом зависит от того, насколько своевременно поставлен диагноз.

Чем раньше врачи обнаружат какие-то проблемы, тем больше шансов  помочь ребенку.

В силу неопытности или невнимательности родители могут не распознать недуг вовремя, именно поэтому систематический контроль со стороны медиков ранней помощи так важен, отмечают эксперты.

  • По словам руководителя Центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» Игоря Шпицберга, по международной статистике, до 60% детей с расстройствами аутического спектра имеют «шансы выхода в высоко функциональное состоянии, подразумевающее возможность полноценной жизни в обществе», при раннем выявлении детей группы риска и максимально оперативной начальной коррекции и социализации.
  • Шпицберг отмечает, что система ранней помощи не только спасает детей, но и значительно разгружает экономику, сокращая затраты государства на развитие этой сферы, позволяет в несколько раз сократить расходы на поддержание и реабилитацию больного на протяжении всей его жизни.
  • Эксперты также особо подчеркивают, что программы ранней помощи работают на профилактику социального сиротства детей с инвалидностью, так как позволяют предупредить отказы родителей от детей с отклонениями в развитии и передачу их в интернатные учреждения.
  • КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СИСТЕМА
  • «Стандартные требования к деятельности служб раннего вмешательства» разработаны Ассоциацией раннего вмешательства в рамках проекта «Действуем вместе в интересах детей», поддержанного Европейской комиссией. В соответствии с этими стандартами, представленными директором негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» Ларисой Самариной,  программа раннего вмешательства обеспечивает:
  • — наиболее раннее выявление отставания и нарушений в развитии;
  • — информационную и эмоциональную поддержку семьям;
  • — помощь и поддержку семьям с целю мобилизации их ресурсов и обеспечения связей с другими ресурсами в сообществе и их ближайшем окружении;
  • — систематическую оценку уровня развития ребенка;
  • — разработку и реализацию совместно с семьей индивидуальной программы вмешательства;
  • — развитие у родителей компетентности в вопросах обеспечения ухода за ребенком и его оптимального развития;
  • — координацию и взаимодействия с другими службами, обеспечивающими услуги для ребенка и семьи;
  • — организацию групп поддержки для семей.

По мнению председателя правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Марины Гордеевой, клиентом таких программ становится не только ребенок, но и его семья. Собственную программу «Ранне вмешательство» фонд разработал еще в 2009 году.

 С тех пор она выполнялась в Бурятии, Татарстане, Алтайском крае, Астраханской, Владимирской, Тверской, Новосибирской, Тюменской, Ульяновской областях. В 2013 году организация работает с новой комплексной программой, охватывающей весь спектр помощи детям-инвалидам, «Право быть равным».

За прошедший год фонд софинансировал 28 региональных программ в 25 субъектах России.

«Программы ранней помощи для семьи имеют индивидуальный характер, – отмечает Гордеева. –  Они разрабатываются с учетом каждого конкретного случая. При этом акцент делается на максимальной активности ребенка, развитии его самостоятельности. У нас нет цели «дотянуть» его до какого-то стандарта, мы должны помочь ему раскрыть собственный потенциал».

Председатель Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, также обращает внимание, что программы ранней помощи носят междисциплинарный характер, так как разделить потребности ребенка на физические и социально-психологические невозможно.

Для успешной работы в этой области, подчеркивает эксперт,  учреждения здравоохранения должны взаимодействовать с представителями соцзащиты, сферы образования и родителями. «Важно , чтобы родители чувствовали себя равноправными партнерами процесса реабилитации ребенка и реализации программ.

Родители не потребители этой услуги, а участники. И часть услуг программ адресована им тоже», – говорит Гордеева.

"Оказание ранней помощи детям с ОВЗ в детском учреждении" учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая группа)

  •   Оказание ранней помощи детям с ОВЗ в детском учреждении
  •  В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р начата реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года:
  • создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,  для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Актуальность реализации данного направления обусловлена:
  • расширением инклюзивных тенденций в дошкольном образовании и неготовности детей с ОВЗ и инвалидностью к интеграции в ДОУ,
  • с наличием региональных различий в положении детей с ОВЗ, инвалидностью, их семей, отсутствием вариативных моделей организации и функционирования ранней помощи,
  • потребностями детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточная эффективность использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей,
  • значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей с ОВЗ и инвалидностью и отсутствием целостной системы их комплексного сопровождения,
  • необходимостью разрыва между временем определения первичного нарушения в развития ребенка и началом целенаправленной коррекционной работы,
  • необходимостью снижения временных границ начала образовательного процесса (до первых месяцев жизни ребёнка).

Кому нужна ранняя помощь?

• Во-первых, это дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и их семьи.

• Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Это дети инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Читайте также:  Академический отпуск в 2020 году: право, основания и условия получения, порядок предоставления и правила оформления, необходимые документы

• В раннем возрасте в первую очередь речь будет идти о тех детях, у кого наблюдается отставание в развитии (например, задержка психомотрного развития, задержка речевого развития), либо выявлены нарушения, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии.

Контингент таких детей может быть достаточно обширен, а имеющиеся у них проблемы крайне вариативны: снижение слуха 2-4 степени, слепота, церебральный и спинальный параличи любой этиологии, генетические синдромы и хромосомные абберации и др.

Здесь речь идет о необходимости специальной, в том числе и психолого-педагогической помощи, начиная с самого рождения.

• Во-вторых, группы ранней помощи могут создаваться для детей от 1 до 3 лет, не посещающих дошкольную образовательную организацию с целью поддержки семьи, не обладающей достаточным воспитательным потенциалом и нуждающейся в сопровождении специалистов. Такие группы позволяют безболезненно адаптировать ребенка раннего возраста к условиям детского сада.

  1. Цель службы ранней помощи оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, оказание помощи их семьям, в первую очередь посредством развитой консультативной деятельности, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.  
  2. Основные задачи службы ранней помощи:  
  3.  • выявление на основе психолого-педагогического обследования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (или потенциальные риски) и возможных трудностей семей, в которых они воспитываются;  
  4. • оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (риском нарушения в развитии) и психолого-педагогической поддержки их семьям;  
  5. • осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (риском нарушений развития);  
  6. • включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;  
  7. • определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
  8. В каких типах организаций/учреждений реализуется ранняя помощь?
  9. Ранняя помощь детям с ОВЗ оказывается:  
  • в дошкольных образовательных организациях,
  • в учреждениях здравоохранения,
  •  в учреждениях социальной защиты,

в центрах психолого-педагогической и социальной помощи

Основные принципы, лежащие в основе работы службы ранней помощи  

1. Семейно-ориентированная деятельность. Работа специалистов службы направлена на поддержку семьи, сохранение ее психологического благополучия и воспитательного потенциала. В связи с этим определяется профессиональная направленность сотрудников службы на взаимодействие как с ребенком, так и с его родителями, другими членами семьи, людьми из ближайшего окружения .

2. Междисциплинарный подход. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.  

3. Добровольность. Работа с ребенком и семьей строится на потребности семьи в помощи специалистов и начинается с инициативы обращения родителей (лиц их заменяющих) в службу ранней помощи. Принцип добровольности лежит в основе и тесно связан с еще одним принципом — принципом партнерства.  

4. Партнерство. Принцип подразумевает установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи и ближайшим окружением. Крайне важным является понимание, что родители и другие члены семьи не просто наблюдатели, они активные участники всего процесса.  

5. Конфиденциальность. Принцип во многом основан на этических нормах работы специалистов. Информация о ребенке и семье, появляющаяся у специалистов во время их сопровождения, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.

В  оказания ранней помощи детям с ОВЗ в   нашем детском учреждении составляется  календарный план по реализации   работы, который включает в себя  несколько этапов.

И первый этап  – диагностический:  изучение и анализ современных научно-методических разработок в области  психолого- педагогического сопровождения, методических рекомендаций по организации игровых занятий  с использованием специального оборудования.

Сюда же входит и работа по установлению  контакта  с семьями воспитанников с ОВЗ , нуждающихся в данной услуге..

Организационный этап — разработка дорожной карты по внедрению системы ранней помощи детям с ОВЗ  и обсуждение направлений деятельности.

Практический этап.

 Сюда входит  организация пилотной площадки: приобретение и размещение специального оборудования, перераспределение игровых зон, перестановка мебели, в соответствии с контингентом воспитанников, формирование реестра,  разработка программ, обеспечение кадрового состава группы, зачисление воспитанников, заключение  договоров  с родителями, (законными представителями) об образовании  образовательных услуг, повышение профессионального роста педагогов посредством организации курсов повышения квалификации, оказание педагогической помощи родителям через индивидуальные консультации, открытые просмотры мероприятий, формирование профильной страницы на официальном сайте детского учреждения.     

Четвертый этап инновационного проекта – заключительный   перевод инновационных механизмов в режим функционирования, анализ проведенной работы, выводы, диссеминация опыта работы.

Таким образом, раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптация детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику и/или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы и вариативные формы дошкольного образования организованные  с целью создания равных стартовых возможностей для получения образования на первой ступени и при поступлении в школу, а также более широкого охвата детей дошкольным образованием. Они предполагают разный режим пребывания детей в образовательном пространстве, предоставление образовательных услуг детям с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.

Названы 12 регионов, где внедрят программу ранней помощи семьям детей с ОВЗ | Милосердие.ru

Модель системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с особыми потребностями и инвалидностью, будет реализована в 12 российских регионах с учетом специфики каждого из них. Об этом рассказали в Агентстве стратегических инициатив (АСИ), разработавшем проект «Система доступного и непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их семей».

Заявки на участие в проекте подали Вологодская, Костромская, Воронежская, Владимирская, Липецкая, Мурманская, Калининградская области, Краснодарский край, Республика Коми, Республика Карелия, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Крым.

«Система включает комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг на межведомственной основе, направленных на раннее выявление детей с особыми потребностями, содействие их оптимальному развитию, формирование физического и психического здоровья.

Модель предусматривает включение таких детей в среду сверстников и интеграцию в общество, а также сопровождение и поддержку семьи, повышение компетентности родителей или законных представителей», — рассказали представители АСИ.

Ранняя помощь перестанет опаздывать

По их словам, в рамках проекта каждый регион сам выбирает тип системы ранней помощи и определяет ведущее ведомство (соцзащита, образование, здравоохранение), которое организует работу, и обеспечивает межведомственное взаимодействие с привлечением социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО).

В каждом из регионов в систему ранней помощи планируется привлечь от 2 до 10 таких организаций на условиях социального партнерства. Для регулирования работы по внедрению модели должны быть приняты необходимые региональные законы и утверждены регламенты межведомственного взаимодействия.

Концепция развития ранней помощи одобрена правительством

Каждый регион сможет на основе уже разработанных методик выбирать варианты маршрута комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с особыми потребностями и инвалидностью. В регионах организовано обучение и повышение квалификации специалистов, в том числе — сотрудников НКО, работающих с семьями, воспитывающими детей с особыми потребностями.

По итогам реализации проекта через 4-5 лет после внедрения модели системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, разработчики проекта прогнозируют следующие социальные показатели:

  • 40 % детей, из числа получивших услуги ранней помощи, приближаются к возрастной норме психического развития;
  • 50 % детей – значительное улучшение показателей развития;
  • 10 % детей – некоторое улучшение в развитии при тяжелых и множественных нарушениях.

«Экономическая эффективность проекта составляет более 300%. Она достигается за счет сокращения социальных выплат по инвалидности, сокращения численности детей, обучающихся по адаптированным программам.

Этот показатель подтверждается опытом Самарской области и Республики Марий Эл, где системная работа по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, ведется уже на протяжении 15 лет», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте АСИ.

Концепцию развития ранней помощи детям-инвалидам представят в правительство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *