В 5 регионах опробуют новые системы оплаты труда педагогов

Москва, 13 сентября 2021, 06:59 — REGNUM Новый порядок оплаты труда педагогов планируется ввести в качестве эксперимента в пяти регионах России. Проект соответствующего постановления правительства опубликован 13 сентября на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

В 5 регионах опробуют новые системы оплаты труда педагогов

Учитель

(сс) Alexas Fotos

Тестирование пилотной системы намечено провести в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской и Ярославской областях, а также в Мордовии. Экспериментальная система оплаты труда затронет педагогов государственных и муниципальных учреждений.

В частности, в неё будут включены дошкольные образовательные, общеобразовательные, профессиональные образовательные организации и организации дополнительного образования.

Педагоги из профессорско-преподавательского состава в эксперименте участвовать не будут.

Планируется, что труд педагогов будет оплачиваться следующим образом: заработок будет зависеть от ставки зарплаты на основе квалификационного уровня, выплат компенсационного характера и выплат стимулирующего характера. Порядок, размер и условия назначения всех этих выплат определяется правительством РФ. Кроме того, регионы смогут сами устанавливать компенсационные и стимулирующие выплаты.

  • В постановлении особо оговаривается, что должностные оклады и выплаты в рамках пилотной системы оплаты труда не могут стать ниже окладов и выплат, которые у учителей были ранее, если при этом не меняется объём работы и основания для выплат.
  • Подготовительный этап проекта запланировано провести с ноября 2021 года по апрель 2022 года, а внедрена новая система оплаты труда будет в пилотных регионах в период с мая 2022 года по май 2023 года.
  • Ранее ИА REGNUM сообщало, что президент России Владимир Путин призвал совершенствовать систему оплаты труда педагогов, учитывая при этом бюджетные возможности.
  • Читайте ранее в этом сюжете: Путин призвал совершенствовать систему оплаты труда педагогов
  • Читайте развитие сюжета: Правительство России разрабатывает требования к оплате труда педагогов

История вопроса

Заработные платы школьных учителей в Российской Федерации значительно отличаются в разных регионах. Тогда как в Магаданской области, Ненецком и Ханты–Мансийском округе они могут составлять от 73 до 80 тысяч рублей, в Дагестане, Черкесской республике и Мордовии зарплата педагога не превышает 20 тысяч. По данным за 2018 год, в Москве и Санкт-Петербурге учитель получает около 65-70 тысяч рублей. В областных городах – в среднем 44 тысячи. В районных центрах зарплата педагога обычно составляет 15-20 тысяч рублей, на селе – и того меньше, — от 8 до 10 тысяч. В каждом конкретном случае зарплата учителя зависит от стажа работы, количества отработанных часов, наличия особых заслуг, дополнительной нагрузки и уровня квалификации. Низкий уровень оплаты труда учителей, сохранившийся с советских времён, является опасным для общества и государства, так как не поддерживает на должном уровне авторитет учителя, вследствие чего страдает авторитет государства и уважение к образованности в целом. Существует и другая точка зрения. По мнению премьер-министра России Дмитрия Медведева, учитель – это призвание, и много денег ему не нужно.

Минпросвещения России планирует урегулировать систему оплаты труда педагогов

В 5 регионах опробуют новые системы оплаты труда педагогов

С 1 декабря 2008 года бюджетные организации РФ перешли на новые системы оплаты труда. С принятием Постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 года № 583 и отменой действия Единой тарифной сетки по оплате труда работников системы оплаты труда работников образовательных организаций стали устанавливаться коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами. И несмотря на то что структура системы оплаты труда, включающая в себя размеры окладов или должностных окладов, ставок зарплаты, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, едина для всех работников федеральных бюджетных учреждений, отсутствие общих требований к утверждению таких систем порождает ряд проблем на практике.

В связи с этим Минпросвещения России предложило реализовать пилотный проект в целях утверждения единых требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений системы образования.

Ведомство подготовило соответствующий проект правительственного постановления1, обозначив в нем ключевые моменты – перечень участников, структуру системы оплаты труда, этапы апробации новой системы и полномочия заинтересованных органов власти по реализации пилотного проекта.

Предпосылки изменений

Передача полномочий по принятию решений о системах оплаты труда и о размерах ставок зарплаты (должностных окладов) на уровень образовательных организаций привела к многообразию используемых моделей оплаты труда, оснований для установления компенсационных и стимулирующих выплат и их видов. А отсутствие единых подходов к определению размера зарплаты породило сложности с ее расчетами.

«Анализ показывает существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры ставок заработной платы (должностных окладов) по одинаковым должностям не только в разных регионах, но и в образовательных организациях одного и того же субъекта РФ.

Таким образом, наблюдается необоснованная с точки зрения организации оплаты труда дифференциация ставок заработной платы (должностных окладов) в образовательных организациях на всей территории Российской Федерации», – отмечают разработчики проекта постановления в пояснительной записке к нему.

В связи с этим требуется корректировка законодательства в целях урегулирования системы оплаты труда педагогических работников.

Суть пилотного проекта

Пилотный проект предполагает, что системы оплаты труда педагогических работников образовательных организаций – участников пилотного проекта будут включать в себя установленные органом государственной власти субъекта РФ:

  • ставки заработной платы (должностные оклады), сформированные на основе квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников, порядок определения размеров которых утверждается Правительством РФ;
  • выплаты компенсационного характера в соответствии с утверждаемым кабинетом министров перечнем выплат компенсационного характера, размерами и условиями их назначения;
  • выплаты стимулирующего характера на основе определенного Правительством РФ перечня выплат стимулирующего характера, размеров и условий их назначения.

Кроме того, будет предусмотрена возможность установления законодательством субъекта РФ иных выплат компенсационного и стимулирующего характера с определением их размеров и условий назначения.

При этом оговорено, что размеры оплаты труда педагогических работников в рамках реализации пилотного проекта по ставкам зарплаты (должностным окладам) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, а также по выплатам компенсационного и стимулирующего характера, не должны быть ниже размеров оплаты по ставкам заработной платы (должностным окладам), при условии сохранения педагогическим работникам объема учебной (преподавательской, педагогической) работы, а также размеров доплат и надбавок, зафиксированных в рублях на дату их изменения в действующих системах оплаты труда. Это правило будет актуально при условии, что компенсационные и стимулирующие выплаты соответствуют перечням таких выплат и условиям их установления, предусматриваемым в рамках реализации пилотного проекта.

  • Согласно проекту постановления устанавливать дополнительные выплаты компенсационного и стимулирующего характера смогут и сами образовательные организации – финансирование таких выплат будет предусмотрено за счет средств от деятельности организации, приносящей доход.
  • Участники проекта
  • Для апробации требований к системе оплаты труда педагогов выбраны 5 регионов – Белгородская, Нижегородская, Сахалинская, Ярославская области и Республика Мордовия. Пилотный проект планируется провести на базе расположенных на территории этих субъектов РФ государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, а именно:
  • дошкольных образовательных организаций;
  • общеобразовательных организаций;
  • профессиональных образовательных организаций;
  • организаций дополнительного образования.

Отметим, речь идет только о тех образовательных организациях, которые осуществляют образовательную деятельность в качестве основного (уставного) вида деятельности на основании лицензии. При этом на педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава пилотный проект не распространяется.

Этапы реализации проекта

Пилотный проект планируется реализовать в 2 этапа.

На подготовительном этапе, который намечен с ноября 2021 года по апрель 2022 года, будет проведен анализ действующих систем оплаты труда педагогических работников, результаты которого лягут в основу разработки предложений, касающихся параметров системы оплаты труда педагогических работников.

Проведением такого анализа займется Минпросвещения России при участии Минтруда России и высших исполнительных органов государственной власти из числа регионов – участников проекта.

В частности, будет произведен анализ всех составных частей заработной платы каждого работника и определены средние значения ставок зарплаты (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера. Для этого сначала ведомство вместе с высшими исполнительными органами госвласти Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областей и Республики Мордовия определит перечень расположенных на их территориях образовательных организаций, участвующих в пилотном проекте.

Также на этом этапе предполагается смоделировать расчеты для подготовки к апробации обновленной системы оплаты труда.

Минпросвещения России совместно с Минтрудом России должны будут подготовить методологию формирования системы оплаты труда педагогических работников с учетом анализа действующих систем оплаты труда и утвердить методические рекомендации по порядку установления размеров ставок заработной платы (должностных окладов) в зависимости от квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп педагогических работников.

Указанные мероприятия планируется реализовать до 31 декабря 2021 года.

Читайте также:  Депутаты Госдумы согласны увеличить МРОТ в два раза

Затем – до 15 февраля 2022 года заинтересованным министерствам потребуется провести моделирование расчетов для подготовки к апробации системы оплаты труда педагогических работников взамен применяемых в образовательных организациях – участниках проекта систем оплаты труда. Такое моделирование будет сопровождаться оценкой изменения зарплаты каждого педагогического работника при внедрении системы оплаты труда в рамках пилотного проекта.

На основе результатов моделирования расчетов министерствам нужно будет подготовить предложения по: порядку расчета размеров ставок зарплаты (должностных окладов) в зависимости от квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп должностей педагогических работников; формированию перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также по размерам и условиям назначения таких выплат. В завершение этого этапа – до 30 апреля 2022 года – Минпросвещения России и Минтруду России предписано по согласованию с Минфином России представить в Правительство РФ подготовленные на основе мероприятий, проведенных в ходе подготовительного этапа, проекты правительственных актов об утверждении порядка расчетов размера ставок заработной платы (должностных окладов), установленных на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп должностей педагогических работников и перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера, размеров и условий их осуществления для целей реализации пилотного проекта, а также – предложения об объемах и источниках финансирования пилотного проекта.

После этого можно будет приступить к организации реализации пилотного проекта. Предполагается, что этап внедрения систем оплаты труда педагогических работников в образовательных организациях, участвующих в пилотном проекте, продлится год – с мая 2022 года по май 2023 года.

В случае успешной апробации до 30 мая 2023 года будет сформирован доклад по итогам реализации пилотного проекта, а также представлен итоговый проект акта Правительства РФ об утверждении требований к системе оплаты труда педагогических работников для целей их применения в России.

И в очередной раз уполномоченные ведомства рассмотрят вопрос об объемах и источниках финансирования введения такой системы на всей территории страны.

Организационным и методическим сопровождением пилотного проекта займутся Минпросвещения России и Минтруд России.

***

До 17 сентября проект постановления Правительства РФ «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений системы образования» будет проходить общественное обсуждение. Ожидается, что его принятие и реализация пилотного проекта позволит разработать общие требования к системам оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций в целях их применения на всей территории России.

В случае принятия в итоге реализации пилотного проекта акта Правительства РФ об утверждении требований к системе оплаты труда педагогических работников у высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ будет месяц на то, чтобы утвердить согласованные с Минпросвещения России, Минтрудом России и Минфином России планы мероприятий по введению системы оплаты труда в образовательных организациях с указанием в них срока перевода педагогических работников на новые условия оплаты труда.

Отметим, ч. 8-9 ст.

144 Трудового кодекса предусматривает право Правительства РФ утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов, ставок зарплаты, перечней компенсационных и стимулирующих выплат, условий их назначения. Но с условиями – при утверждении таких требований должна быть определена сфера деятельности государственных и муниципальных учреждений, на которые распространяются указанные требования, а также срок, в течение которого таким учреждениям необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствие с указанными требованиями. Очевидно, что апробировать этот механизм в действии кабинет министров решил не только на системе оплаты труда медработников, но и на системе оплаты труда педагогических работников.

_____________________________

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений системы образования» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/09-21/00119980).

Всероссийский экспертный педсовет одобрил подходы Минпросвещения к новой системе оплаты труда педагогов

Всероссийский экспертный педагогический совет в сфере общего образования, созданный при Министерстве просвещения Российской Федерации, рассмотрел и концептуально одобрил ключевые подходы к изменениям системы оплаты труда педагогов, представленные ведомством. Заседание проходило при участии Министра просвещения Сергея Кравцова. На нём был рассмотрен комплекс волнующих педагогическое сообщество вопросов, среди которых особенно выделялись вопросы, касающиеся новых подходов к начислению заработной платы.

В 5 регионах опробуют новые системы оплаты труда педагогов Пресс-служба Минпросвещения России

На прошлом заседании педагоги указали на существующую излишнюю бумажную отчётность. Вскоре после этого было написано и разослано в регионы совместное с Рособрнадзором письмо, регламентирующее перечень требуемой документации.

В этом перечне количество бумаг, которые раньше заполнял учитель, сведено до минимума, чтобы ничто не отвлекало его от основной работы. Этой мерой Министр просвещения не ограничился.

«Я просил организовать мониторинг, насколько это письмо эффективно, проанализировать, что нужно сделать дополнительно, чтобы разгрузить учителя от работы, не связанной с его должностными обязанностями», – заявил Сергей Кравцов.

Директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Минпросвещения России Андрей Милёхин в своём выступлении рассказал о мониторинге документационной нагрузки учителей, который проводится в настоящее время в трёх регионах – Московской и Ростовской областях, Приморском крае.

Большую часть обсуждений занял вопрос установления требований к системе оплаты труда педагогических работников.

Сергей Кравцов сообщил, что сейчас начинается общественное обсуждение этого вопроса, и предложил всем высказывать свои идеи, касающиеся конкретных механизмов расчёта зарплаты.

Многих выступающих беспокоило то, что молодёжь не очень охотно идёт работать в школы, поэтому они предлагали целый комплекс мер по решению этой проблемы – от достойной зарплаты до качественной подготовки молодых специалистов.

Работа по усовершенствованию системы заработной платы стартовала в декабре: в Министерстве сформирована межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители различных ведомств, депутатского корпуса и профсоюзных организаций. 

«Мы уже начали обсуждать этот вопрос и с регионами, и с Общероссийским Профсоюзом образования», – сказал глава ведомства, предлагая активно включиться в дискуссию членам Всероссийского экспертного педсовета.

Андрей Милёхин рассказал об основных принципах и методологии Министерства в решении вопроса. Сейчас организациям предоставлено право самостоятельно определять и устанавливать систему оплаты труда педагогических работников.

Это привело к многообразию используемых моделей, оснований для использования компенсационных и стимулирующих выплат, сложностям расчётов и отсутствию единых подходов к определению заработной платы.

В результате даже в рамках одного региона ставки/оклады существенно различаются, а иногда оказываются ниже прожиточного минимума. Примерно половина учителей не понимают принципов начисления зарплаты, поэтому одна из главных задач – сделать систему оплаты труда понятной и прозрачной.

Важно упорядочить основные компенсационные и стимулирующие выплаты. Директор департамента особо подчеркнул важность того, чтобы после введения новой системы оплаты труда реальные доходы учителей не сократились.

Глава ведомства сообщил, что уже начата системная работа с педагогическими вузами, которая приносит свои плоды: впервые за долгие годы средний балл ЕГЭ абитуриентов вырос. Вопросы нематериального поощрения труда педагогов решено было обсудить на следующем заседании.

Многие члены Совета благодарили за возможность донести до главы ведомства самые актуальные проблемы и оперативно их решать, участвовать в улучшении работы всей системы образования страны. Сергей Кравцов, в свою очередь, высказал признательность за откровенный разговор и ценную обратную связь, которая помогает принимать правильные управленческие решения.

С 1 сентября учителя нескольких регионов начнут получать зарплату по-новому

В 5 регионах опробуют новые системы оплаты труда педагогов

Пандемия как никогда обострила в обществе значение двух профессий — врача и учителя. И те, и другие оказались на передовой: врачи спасают жизни в больницах, учителя сохраняют жизнь в школах, пусть нередко и удалённо. С нового учебного года, по решению правительства, в 6 пилотных регионах опробуют новую систему оплаты труда.

По последним данным Федеральной службы государственной статистики, средняя зарплата школьных учителей в 2021 году в России составляла около 44 тысяч рублей. Это со всеми надбавками, не учитывая доплаты за классное руководство. Но средняя зарплата — как средняя температура по больнице: в каждом регионе и у каждого учителя она все равно своя. И, увы, далеко не всегда достойная.

Например, в Ингушетии в среднем учителя получали в месяц чуть больше 22 тысяч рублей. В Северной Осетии — 25 с небольшим тысяч рублей. Зарплаты в Северо-Кавказском федеральном округе в целом — из самых низких в стране. В Тверской области — 27,7 тысячи, в Мурманской — уже около 60 тысяч, в Москве — 100 с лишним, на Чукотке — и вовсе 112 тысяч рублей.

Читайте также:  ГИТ 2023: статьи, новости и другие полезные материалы - ППТ

Дело в том, что зарплата учителей — это оклад, который привязан к минимальному размеру оплаты труда, и целый «ВОЗ» разных надбавок и выплат, которыми в регионах распоряжаются по своему усмотрению.

С 1 сентября будет опробована новая система оплаты труда: оклады — гарантированную часть зарплаты — должны привести к «общему знаменателю» и чётко прописать схему начисления дополнительных выплат. Над этим сейчас работают в Минпросвещения — результат ждём уже к апрелю.

Корреспонденты «Российской газеты» узнали, как пилотные регионы готовятся к введению новой системы и что думают о ней учителя.

В Ярославской области в пилотном проекте участвуют 9 детских садов, 9 школ, 3 учреждения допобразования и два колледжа. Средняя зарплата учителя в регионе с учётом выплат за классное руководство в прошлом году доходила до 38 с лишним тысяч рублей. Это выше средней зарплаты по области.

Что-то говорить о новой системе оплаты труда педагогам сейчас трудно: ещё не все в курсе, как это будет. Но, по словам директора ярославской школы № 88 Виктора Кузнецова, школы уже провели мониторинг зарплат, а информацию отправили в Минпросвещения.

В Нижегородской области уже тоже проанализировали зарплаты учителей.

Здесь в «пилоте» будут участвовать 48 организаций: 24 детских сада, 16 школ, 2 колледжа и 16 организаций допобразования. Средняя зарплата педагога по области — 36-37 тысяч рублей.

Но для этого, по словам учителя средней школы Ольги Н., учитель должен взять две ставки, а некоторые вечером ещё ведут платные кружки.

«Было бы хорошо, если бы сделали нормальный оклад — тысяч 25, а к нему уже надбавки, — говорит учитель. — У меня, например, и высшее образование, и стаж, и звание «почётный работник российского образования», только вот статуса заслуженного учителя нет. Моя зарплата — 23 тысячи рублей плюс надбавки и доплаты».

«Первый раз слышу, что мы в пилотном проекте, — поделилась учитель математики 7-го класса одной из школ города Кирова Наталья М. (имя изменено по просьбе педагога). — Но эту систему давно пора менять.

Во-первых, слишком много отдано на откуп руководству каждой школы: компенсационные и стимулирующие выплаты распределяют как хотят, «с потолка». Нужен единый подход. Моя ставка ниже МРОТ — это правда, да ещё периодически «срезают» доплаты. Поэтому никто у нас на одну ставку не работает.

Нагрузка дикая, а в итоге всё равно не больше 30 тысяч рублей. Я-то закаленная, а молодые стонут и быстро уходят из школ».

Средняя зарплата учителей в Кировской области на сентябрь 2021 года — 29 633 рубля (без учета выплат за классное руководство). Это ниже среднемесячной по региону примерно на 5 тысяч рублей.

По словам первого зампреда правительства Кировской области Дмитрия Курдюмова, важно, чтобы новая методика оценки уровня оплаты труда педагогов учитывала только реальные составляющие зарплаты.

Он предложил учитывать отдельно компенсационные выплаты, которые получают педагоги сельских школ, а также федеральные доплаты за классное руководство и кураторство.

По уровню оплаты труда педагогов Мордовия — в числе аутсайдеров по Приволжью. Хорошие педагоги буквально «сбегают» в Москву.

А вот сахалинские педагоги своей зарплатой вполне довольны. Для молодых специалистов в регионе предусмотрена 40-процентная надбавка в течение первых 3 лет работы.

Это даёт им возможность проявить себя, пройти аттестацию на первую или высшую квалификационную категорию и в дальнейшем зарабатывать больше.

Средний же доход учителей, по данным регионального Минобразования, даже превышает среднюю зарплату по региону.

Подготовка к реформе системы оплаты труда педагогов в Сахалинской области, как и в других регионах, пока находится на начальном этапе. Сейчас идёт мониторинг: местные власти анализируют, как начисляют зарплаты учителям, что необходимо откорректировать, а что оставить как есть.

Сейчас модель оплаты труда каждая образовательная организация выбирает самостоятельно. В результате педагоги одного уровня квалификации в разных регионах могут получать совершенно разные зарплаты.

А рекомендации Минпросвещения о том, чтобы базовая часть оплаты труда педагогов составляла не менее 70 процентов, выполняют не более двух третей российских регионов.

Новый подход: оклады, а также размер и порядок начисления компенсационных и стимулирующих выплат для учителей будет утверждать правительство.

Всего в пилотном проекте будут участвовать 152 организации — не только школы, но и детские сады, колледжи и учреждения допобразования. В Минпросвещения заверили: ведомство будет учитывать мнения самих педагогов, с которыми находится в самом плотном контакте.

Pixabay

Загрузка…

Зарплату учителей приведут к общему знаменателю

Правительство России определило пять регионов, в которых пройдет апробация реформы системы оплаты труда учителей.

Федеральные власти установят порядок определения должностных окладов и составят перечни дополнительных выплат с размерами и условиями их назначения.

Сейчас, объясняют в профсоюзе педагогов, в разных регионах и разных учебных заведениях учителя за одну и ту же работу получают зарплату, которая отличается в пять-шесть раз.

Апробация реформы системы оплаты труда учителей пройдет в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и в Мордовии. Эти регионы указаны в проекте постановления правительства РФ, размещенном на regulation.gov.ru.

Эксперимент затронет дошкольные образовательные, общеобразовательные, профессиональные образовательные организации и организации допобразования. Исключением станут педагоги из числа профессорско-преподавательского состава.

Пилотный проект рассчитан на один год и стартует в мае 2022 года.

Разработка изменения системы оплаты труда педагогов началась в 2020 году. В декабре после ежегодной пресс-конференции президента Владимира Путина премьер Михаил Мишустин отдал распоряжение четырем министрам подготовить предложения по совершенствованию этого механизма.

В Минпросвещения тогда заявили, что целью реформы является повышение прозрачности всех выплат: «Подход будет опираться на укрепление размера обязательной базовой части таким образом, чтобы стабильный рост основного дохода был гарантирован каждому, а не зависел во многом от решений начальства на местах.

Особое внимание будет уделено недопустимости определения ставки (оклада), не превышающей МРОТ (в 2021 году размер МРОТ составил 12 792 руб.— “Ъ”)».

В пояснительной записке к проекту постановления напоминается, что в 2008 году принятие решений о системе оплаты труда и размеров ставок было передано на уровень образовательных организаций. В итоге это привело к «многообразию моделей оплаты, оснований для установления компенсационных и стимулирующих выплат, сложности расчета».

«Мы видим, что оплата одной и той же работы может отличаться в пять-шесть раз. Понятно, что единого размера оплаты не может быть — слишком разная ситуация в регионах. Но такой дисбаланс — это слишком»,— пояснил “Ъ” заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования (создан в 1990 году, объединяет свыше 4 млн педагогов) Михаил Авдеенко.

Эксперты профсоюза были среди тех, кого привлекли к разработке реформы.

В документе правительства о пилотных регионах фиксируются только основные моменты реформы.

«Сохраняется структура оплаты: оклад плюс компенсационно-стимулирующие выплаты»,— уточнил господин Авдеенко.

Однако правительство будет предоставлять регионам свои расчеты: порядок определения размеров ставки зарплаты «на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп», а также два перечня — компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера с размерами и условиями их назначения. Регионы на основе этих вводных будут формировать размер зарплат учителей. Также субъектам РФ будет дано право самостоятельно назначать дополнительные выплаты, а образовательные учреждения смогут назначать надбавки сотрудникам за счет получаемых доходов (если такие есть). При этом в проекте постановления особо подчеркивается, что должностные оклады и выплаты в рамках эксперимента не могут стать ниже окладов и выплат, которые учителя имели ранее, если объем их работы и основания для выплат не изменятся.

О каких суммах пойдет речь, станет ясно к апрелю 2022 года — к этому времени Минпросвещения и Минтруд подготовят проекты актов об утверждении порядка расчетов ставок заработной платы и перечней выплат.

Господин Авдеенко рассказал, что вопрос финансирования поднимался в ходе обсуждений, но будут ли дополнительные выделения из федерального бюджета и в каком объеме — неясно.

В проекте постановления о пилотных регионах указывается необходимость согласования расчетов по зарплатам с Минфином. В профсоюзе подчеркивают, что сейчас школы испытывают сильнейшую нехватку кадров.

«Эта реформа может привлечь молодых учителей в школы или еще сильнее их отпугнуть»,— заявил господин Авдеенко.

Учителя ожидают роста оклада за одну ставку педагогической работы, по крайней мере доведение до МРОТ, сообщила “Ъ” заместитель председателя комитета по образованию и науке Госдумы РФ Любовь Духанина.

Читайте также:  Как выглядит чек онлайн кассы — Образец 2023

«Даже это сделано не во всех регионах. Нужно также увеличивать долю базовой части зарплаты, потому что выплата премий не гарантирована, а доплаты и стимулирующие отменяются во все большем количестве школ»,— отметила госпожа Духанина. Она добавила, что при этом ряд субъектов все же увеличивает зарплаты учителям: «На 10% поднимут оклады в Удмуртии. В начале года 402 млн руб.

было выделено на учителей Бурятии. На федеральном уровне дополнительное финансирование — это доплаты классным руководителям. Сейчас классные руководители получают 5 тыс. руб. в дополнение к региональным выплатам. Как сказал недавно президент, это небольшие деньги и систему нужно совершенствовать. Без дополнительных средств это нереально.

Возможности оптимизации и перераспределения средств давно исчерпаны».

Согласно данным Росстата за первые три месяца 2021 года, регионами с самыми низкими средними зарплатами учителей являются Ингушетия (23 835 руб.), Карачаево-Черкесия (25 816 руб.), Кабардино-Балкария (25 831 руб.), Чечня (25 856 руб.), Северная Осетия (27 283 руб.), Тамбовская область (27 902 руб.), Дагестан (28 317 руб.

), Ивановская область (28 336 руб.). Регионами с самыми высокими зарплатами остаются Чукотка (118 072 руб.), ЯНАО (103 625 руб.), Москва (98 991 руб.), Сахалинская область (95 960 руб.), Магаданская область (90 553 руб.), НАО (85 862 руб.), Камчатский край (79 474 руб.), ХМАО (72 157 руб.).

По всей России средняя зарплата учителя составляет 45 832 руб.

Анастасия Курилова

Новая система оплаты труда работников 2022 года

Система оплаты работы сотрудников бюджетной сферы по Единой тарифной сетке, долгое время практиковавшаяся в нашей стране, показала свою неэффективность в образовательной отрасли.

Тарифный разряд, устанавливающийся за квалификацию и стаж педагога, не отражает результативность его работы, а значит, не стимулирует к эффективности и повышению качества.

Необходимо было реформировать систему оплаты труда работников образования, нужен был совершенно новый подход. Именно этот процесс продолжается в РФ и сегодня.

Как любое новое начинание, еще недостаточно опробованное на практике, новая система оплаты труда (НСОТ) содержит как плюсы, так и неожиданные подводные камни. Рассмотрим особенности этой системы, ее нормативную базу, проанализируем, как она вводится в бюджетных образовательных заведениях, рассмотрим ее положительные и отрицательные нюансы.

Как изменить коллективный Договор в связи с переходом на новую систему оплаты труда?

Что такое НСОТ

НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.

При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.

  • НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.
  • Вопрос: Как изменить положение об оплате труда (иной локальный Нормативный акт об оплате труда) в связи с переходом на новую систему оплаты труда?
    Посмотреть ответ
  • Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.

Законодательные обоснования

Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.

В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:

  • учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
  • в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
  • на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.

Этот Закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.

Принципы НСОТ в образовательной сфере

Новая система оплаты труда для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, построена на следующих основаниях.

  1. Зарплатный фонд учреждения формируется в соотношении с количеством обучаемых (финансы из бюджета выделяются на каждого обслуживаемого ученика).
  2. С учетом объема выделенных средств учебное заведение вправе само составить собственное штатное расписание.
  3. Весь оплатный фонд состоит из двух долей: базовой (гарантированной к выплате согласно тарифам и обычным компенсациям) и стимулирующей (ее распределяют по успехам, достижениям, загрузке, условиям труда работников).
  4. В учет выплат по стимулирующей части входят и те обязанности педагога, которые ранее составляли фактически не регламентируемую занятость, например, беседы с родителями учеников и их документальное оформление, проверка ученических работ, заведование специальными кабинетами и т.п.
  5. Размер оплаты, получаемой руководством, не должны превышать средней суммы з/п остальных сотрудников.

Как внести изменения в трудовые договоры с работниками, если они согласны перейти на новую систему оплаты труда?

Стимулирующие выплаты по НСОТ

Часть зарплаты, как раз и составляющая суть НСОТ, должна выплачиваться дополнительно к гарантированным суммам в качестве вознаграждения за конкретные достижения и стимулирования к дальнейшим успехам.

ВАЖНО! Стимулирующие выплаты, в отличие от традиционных «премиальных», выплачиваются не за отсутствие нареканий и нормальное исполнение своих должностных обязанностей, а именно за достижения, особые результаты, повышенную эффективность.

Внутренними нормативными актами нужно четко регламентировать:

  • виды стимулирующих выплат;
  • критерии для их начисления;
  • размеры сумм и/или порядок расчета;
  • периодичность выплат (недельная, месячная, по итогам полугодия или года);
  • Процедура оценки достижения заявленных показателей (директором при участии образовательных советов).

На обеспечение указанных выплат должно идти приблизительно 30% от всего фонда заработной платы, то есть это как раз та доля, на которую увеличиваются дотации из государственного бюджета в рамках введения НСОТ.

Что делать, если работники не согласны перейти на новую систему оплаты труда?

Как перейти на НСОТ

Для того, чтобы ввести новую систему оплаты, каждое бюджетное учреждение обязано внести изменения или принять новые нормативные акты, которые, по сути, регламентируют перемены в существенных условиях труда, а посему, требуют согласия самих сотрудников.

К СВЕДЕНИЮ! Если трактовать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, тогда согласие работников получать не обязательно.

Для этого работодатель должен совершить ряд предусмотренных законом шагов.

  1. Письменно уведомить сотрудников об изменениях в двухмесячный срок.
  2. Если работник согласен работать в новых условиях, он должен выразить это письменно.
  3. Если бюджетнику условия не подходят, ему нужно письменно предложить вакансии, если таковые имеются в наличии, в том числе и из оплачиваемых ниже текущих, а также в других региональных подразделениях.
  4. При отсутствии вакансий или несогласия работника занять одну из них его увольняют по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
  5. С согласившимися сотрудниками заключается допсоглашения с прописанными в нем новыми условиями оплаты труда (они не должны быть хуже, чем старые): суммами выплат по окладу, компенсациям, надбавкам, стимулирующей части зарплаты.

Критика НСОТ

  1. Весьма эффективная в теории, в процессе применения НСОТ обнаружила несколько крайне неприятных «подводных камней».

  2. Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.

  3. На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты.

Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы. Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки.

НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *