Утверждена концепция нового КоАП РФ

Утверждена концепция нового КоАП РФ

фото: pravo.ru

В новом Кодексе об административных правонарушениях предлагается сократить количество видов нарушений, а также изменить подходы к назначению наказаний. Концепция нового КоАП опубликована на сайте кабмина.

В опубликованной концепции семь разделов, в том числе общая и особенная части, раздел об исполнении наказаний. Описываются порядок и процедуры внесения изменений в Законодательные акты об административных правонарушениях, прописано требование чёткого разграничения федеральных и региональных полномочий в области административного законодательства.

Утверждена концепция нового КоАП РФ

Кодекс об административных правонарушениях: перезагрузка

Согласно документу, количество видов административных правонарушений сократят. Также изменятся подходы к назначению наказаний. В частности, указывается, что «общим правилом должно стать назначение гражданам административного наказания в виде предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми, при отсутствии отягчающих обстоятельств».

В подобных случаях предупреждение предлагают назначать и индивидуальным предпринимателям, юрлицам — представителям малого и среднего предпринимательства, а также их сотрудникам. Кроме того, в качестве самостоятельного субъекта административных правонарушений предлагается выделить индивидуальных предпринимателей. 

Также предложено рассмотреть вопрос о закреплении в КоАП института реабилитации лица, незаконно привлеченного к административной ответственности. Концепция предполагает сокращение числа административных дел, наказания по которым назначают суды. Предлагается оставить в их ведении только составы, представляющие повышенную общественную вредность.

Помимо этого предлагается для рассмотрения дел о нарушении региональных законов создать в субъектах РФ специальные коллегиальные органы. Им отойдет значительная часть полномочий мировых судей по рассмотрению дел, касающихся региональных законов.   

Категоризировать правонарушения предлагается в зависимости от степени общественной вредности, виды и размеры наказаний будут зависеть от категории правонарушения. Для каждой категории должен быть установлен срок давности привлечения к ответственности и максимальные наказания.

Согласно концепции, Штраф за нарушения должен быть минимальным либо заменяться на предупреждение, если нарушитель предотвратил или устранил вред.

Если есть обстоятельства, смягчающие административную ответственность, размер штрафа также должен уменьшаться за каждое такое обстоятельство — и, наоборот, увеличиваться при наличии отягчающих обстоятельств.

Размеры уменьшения/увеличения также должны быть прописаны в КоАП.

Утверждена концепция нового КоАП РФ

Башкин оценил концепцию нового КоАП

Авторы концепции рекомендуют распространить норму об уплате половины штрафа не только на нарушения ПДД, но и на другие правонарушения, за некоторым исключением (например, если деяние влекло угрозу жизни и здоровью граждан). Такую преференцию предлагается предусмотреть не только для физлиц, но и для других субъектов ответственности.

Кроме того, концепция предполагает отказ от административных штрафов для органов госвласти, местного самоуправления, казённых учреждений, а также государственных внебюджетных фондов как юридических лиц. Наказывать за правонарушения нужно их должностных лиц, подчёркивают авторы проекта.

Также предлагается закрепить, что проекты поправок в КоАП могут вноситься в Госдуму только при наличии отзывов Правительства России. Предусматривается, что поправки будут вступать в силу не ранее чем через 3 месяца после официального опубликования закона.

Глава Правительства Дмитрий Медведев поручил подготовить концепцию нового КоАП в марте. Он призвал сделать Кодекс компактным, чётким и логичным. Планируется, что новый документ вступит в силу в 2021 году.

КоАП‐2021. Что изменится в жизни россиян после появления нового административного Кодекса | Телеканал 360°

Российский Кабмин опубликовал концепцию нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Документ состоит из 30 страниц и предполагает ряд нововведений, которые раньше предусмотрены не были.

Поручение об изменении кодекса дал премьер-министр Дмитрий Медведев. Разработкой нового КоАП занимались министерства юстиции и экономического развития.

«360» собрал все, что известно о том, как изменится жизнь с началом действия нового закона.

Новый кодекс

Премьер-министр Дмитрий Медведев предложил сформировать новый Кодекс об административных правонарушениях еще 21 марта. Он отметил, что действующий документ очень громоздкий и его сложно применять в случае административных правонарушений. Он предложил уйти от подпунктов и привести имеющиеся статьи в соответствие с законодательством.

В тексте концепции КоАП говорится, что с начала его действия в стране приняли 621 федеральный Закон, по которому в Кодекс внесли уже более 4800 изменений.

«Нормы КоАП должны претерпеть такие изменения, которые будут соответствовать целям указанной реформы, что, несомненно, подразумевает как сокращение составов административных правонарушений, так и изменение подходов к назначению наказаний», — говорится в проекте.

Правонарушения и наказания

Согласно новой концепции КоАП, количество административных правонарушений значительно сократят, а также разделят по категориям. Они будут зависеть от их характера и степени общественной вредности. Исходя из этого и будут назначать наказание.

«Например, административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых», — говорится в тексте документа.

Кроме того, каждая категория получит свой срок давности привлечения к ответственности, который не может превышать двух лет. Исключением из этого правила станет административная ответственность для юридических лиц.

  • «Учитывая характер и степень общественной вредности различных категорий административных правонарушений, предлагается установить разные сроки, в течение которых лицо считается подвергнутым административному наказанию», — говорится в тексте концепции.
  • В качестве первого наказания для граждан за негрубые правонарушения кодекс предлагает назначать предупреждения, а не выписывать штрафы.
  • На такое мягкое наказание за негрубое и первое нарушение могут рассчитывать индивидуальные предприниматели или юридические лица, работающие в сфере малого и среднего предпринимательства, а также их сотрудники.

Если все же наказание предусматривает штраф, то его размер будет определяться целым рядом обстоятельств. Кроме характера правонарушения и размера вреда, при выписке штрафа будут учитываться финансовое положение нарушителя и его семьи.

При этом если нарушитель устранил или предотвратил вред, который он мог нанести своими действиями, то ему назначается минимальный размер штрафа, или вообще вместо финансового наказания ему вынесут предупреждение.

Кроме этого, авторы предложили распространить правила сокращения штрафа в два раза, если нарушитель выплатит его в течение 20 дней после вынесения постановления. Сейчас это правило действует только для нарушителей ПДД.

Утверждена концепция нового КоАП РФИсточник фото: Pixabay

Под это нововведение не попадут грубые административные правонарушения, а также оборотные штрафы (выплаты, зависящие от выручки компании. Используются в основном при нарушении антимонопольного законодательства).

Новый кодекс предусматривает уменьшение штрафа в случае обстоятельств, по которым административная ответственность должна быть смягчена. При этом сумма, которую обязан заплатить нарушитель, будет уменьшаться при каждом таком обстоятельстве.

И наоборот, в случае отягчающих обстоятельств штраф будет только увеличиваться. Размеры уменьшения или увеличения штрафа должны устанавливаться кодексом.

  1. Если сумма штрафа достигла 10 тысяч рублей, то авторы нового Кодекса предложили списывать деньги с банковских счетов должника без возбуждения исполнительного производства.
  2. То есть сотрудники Федеральной судебной службы приставов будут получать электронную заявку и без возбуждения исполнительного производства смогут автоматически блокировать деньги на счету банка или другой кредитной организации.
  3. Двумя главными пунктами, которые появятся в новом Кодексе об административных правонарушениях, станут институт реабилитации и закрепление правила: «закон, отягчающий ответственность, обратной силы не имеет».
  4. По данным Минюста, статья об институте реабилитации предусматривает, что человек, которого неправомерно привлекли к административной ответственности, может рассчитывать на компенсацию за возмещение вреда из-за незаконного административного преследования.

Правило о законе, отягчающем ответственность, будет действовать следующим образом. Если действия нарушителя одновременно попали под статьи административного и уголовного кодексов, то применяться будет именно административная статья.

Это позволит избежать ситуации с ужесточением наказания, если в силу вступят оба закона.

Утверждена концепция нового КоАП РФИсточник фото: РИА «Новости»

Граждане, бизнес и власть

В действующем сегодня Кодексе об административных правонарушениях различаются три категории: простые граждане, юридические и должностные лица. В новом документе этот список предлагается расширить.

В частности, в особую группу попадут подростки. Суды смогут освобождать их от административной ответственности, но при этом с несовершеннолетними нарушителями будут проводить воспитательную работу в качестве профилактики. При этом такие меры по отношению к подростку также могут стать для него видом административного наказания.

При вынесении решения будут учитываться условия жизни и воспитания, уровень психического развития малолетнего нарушителя, особенности его личности, а также влияние на него старших лиц.

Читайте также:  Образец составления дополнительного соглашения к договору поставки товара в 2023 году

К обязательным работам в качестве административного наказания нельзя будет привлекать детей-инвалидов, беременных женщин, тяжелобольных людей, а также инвалидов I и II групп.

Отдельным субъектом нового Кодекса об административных правонарушениях станут индивидуальные предприниматели. Ранее их было сложно отнести к должностным или юридическим лицам для того, чтобы квалифицировать их нарушения, и, как следствие, определить для них сумму штрафа. Новый кодекс должен решить эту проблему.

Из старого документа в новый перейдут положения о привлечении к административной ответственности военнослужащих, замещающих должности представителей правоохранительной службы, и лиц, имеющих специальные звания.

Еще одним нововведением для бизнеса станет запрет на одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица и его работника за одно и то же нарушение. Исключением станут случаи, когда юрлицо виновно в том, что не приняло меры и позволило своему сотруднику совершить Правонарушение.

Кроме того, надзорные органы лишатся права приостанавливать деятельность тех или иных предприятий. Это право останется только за судом. При этом предельный срок остановки деятельности предприятий значительно сократится.

Изменения в новом КоАП коснутся и властей всех уровней, начиная от государственных чиновников, заканчивая органами местного самоуправления, казенных учреждений и государственных внебюджетных фондов. Для всех этих структур отменят административную ответственность как для юридических лиц. Теперь за противоправные действия этих организаций будут наказывать должностных лиц.

Новый Кодекс об административных правонарушениях планируют ввести в действие с 1 января 2021 года — вместе с окончательной отменой устаревших регламентов контрольно-надзорных органов.

Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Утверждена концепция нового КоАП РФ

Разработчиками Концепции в лице Минюста России, Минэкономразвития России, с участием заинтересованных органов государственной власти и экспертных организаций отмечается, что со дня вступления в силу действующего в настоящее время КоАП РФ назрела объективная необходимость научного осмысления и анализа сложившейся практики его применения, а также критической оценки эффективности его норм с учетом внесенных многочисленных изменений, конституционных требований.

Главным результатом такой работы должна стать стабильность института административной ответственности, трансформации его из преимущественно карательно-фискального инструмента в институт назначения наказания, подлежащего дифференцированному применению с учетом риск-ориентированного подхода в случае, если профилактические и принудительно-профилактические меры не имели должного воздействия. Нормы КоАП должны претерпеть такие изменения, которые будут соответствовать целям указанной реформы, что, несомненно, подразумевает как сокращение составов административных правонарушений, так и изменение подходов к назначению наказаний.

  • Одобренная Концепция включает в себя, в частности, следующие целеполагающие подходы:
  • — учитывая накопленный федеральным законодателем опыт, требует сохранения положение о возможности внесения любых изменений в КоАП только отдельными федеральными законами. Такое же правило должно устанавливаться и для региональных законов об административных правонарушениях;
  • — в законе о введении в действие КоАП следует закрепить норму о том, что проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в данный Кодекс могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии официального отзыва Правительства РФ, а также предусмотреть, что соответствующие федеральные законы должны вступать в силу не ранее чем по истечении трех месяцев со дня их официального опубликования, за исключением случаев, когда иное прямо указано в федеральном законе;
  • — к полномочиям Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях следует отнести установление административной ответственности за правонарушения, посягающие на конституционные права и свободы граждан, за нарушение предписаний и запретов, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, за правонарушения в наиболее важных экономических и социальных сферах, обеспечивающих жизнедеятельность населения, а также установление порядка осуществления органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях.
  • К полномочиям субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях следует отнести установление административной ответственности за нарушение предписаний и запретов, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  • — в новом КоАП следует предусмотреть полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Банка России и Генеральной прокуратуры РФ по изданию нормативных правовых актов в сфере административной ответственности, установив закрытый перечень вопросов, по которым могут издаваться такие акты, и предъявляемые к таким актам обязательные требования.
  • Указанными нормативными правовыми актами не может устанавливаться административная ответственность, а также изменяться порядок осуществления органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях. Необходимо четко обозначить позицию о невключении данных актов в понятие законодательства об административных правонарушениях;
  • — необходимо зафиксировать общеизвестное правило «закон, отягчающий ответственность, обратной силы не имеет». В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо должно подлежать административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения;
  • — очевидная экстерриториальность отдельных правонарушений, особенно в области предпринимательской деятельности, требует определения действия КоАП в случае, если в результате совершения такого административного правонарушения за пределами территории Российской Федерации причинен вред охраняемым законодательством РФ общественным отношениям. Данное правило не должно распространяться на случаи, когда лицо было привлечено к административной или уголовной ответственности за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства;

— категоризацию административных правонарушений предлагается осуществлять исходя из их характера и степени общественной вредности: угрозы наступления и (или) факта наступления определенных негативных последствий.

Например, административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых. При этом в зависимости от категории административного правонарушения должны устанавливаться различные виды и размеры административных наказаний.

Для каждой категории административных правонарушений целесообразно также установить сроки давности привлечения к административной ответственности, особенности производства по делам об административных правонарушениях, максимальные административные наказания, которые могут быть установлены за административные правонарушения, отнесенные к каждой категории;

  1. — предлагается закрепить определения вызывающих затруднения при квалификации таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные, неоднократные, повторные и малозначительные.
  2. Также целесообразно закрепить понятие совокупности административных правонарушений, имея при этом в виду, что, если правонарушение предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность правонарушений отсутствует и административная ответственность наступает по специальной норме;
  3. — помимо определенных в качестве субъектов административных правонарушений граждан, должностных лиц (и лиц, приравненных к должностным), а также юридических лиц, предлагается выделить в качестве самостоятельного субъекта индивидуальных предпринимателей;
  4. — учитывая особенности правового статуса органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, наделенных статусом юридического лица, а также казенных учреждений, связанного с осуществлением их деятельности только в рамках бюджетного финансирования и невозможностью самостоятельного распоряжения финансовыми средствами, необходимо исключить административную ответственность данных органов и организаций как юридических лиц с персонализацией административной ответственности должностных лиц указанных органов и организаций за противоправные деяния, совершенные в их деятельности;
  5. — обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении административного правонарушения, следует признать:
  6. невменяемость физического лица во время совершения противоправного деяния, содержащего признаки административного правонарушения;
  7. совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения, вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
  8. иные обстоятельства, предусмотренные Особенной частью КоАП.
  9. Помимо крайней необходимости также следует предусмотреть такое обстоятельство, исключающее противоправность деяния, как физическое или психическое принуждение;
  10. — предлагается исключить административное приостановление деятельности из перечня видов административных наказаний, одновременно включив его наряду с временным запретом деятельности в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также рассмотреть вопрос о возможности существенного сокращения предельного срока применения административного приостановления деятельности.
  11. При этом в целях обеспечения гарантий прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, следует ввести исключительно судебный порядок применения данной меры, предусмотрев в целях оперативного рассмотрения дел досудебный порядок применения временного запрета деятельности;
  12. — в целях сокращения числа граждан, привлекаемых к административной ответственности в виде наложения административного штрафа общим правилом должно стать назначение гражданам административного наказания в виде предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми, при отсутствии отягчающих обстоятельств. Предупреждение может быть также назначено совершившему административное правонарушение (кроме грубого административного правонарушения) индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, являющемуся в том числе субъектом малого или среднего предпринимательства, а также их работникам в случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение;
  13. — при назначении административного наказания в виде административного штрафа его размер должен определяться с учетом характера противоправного действия (бездействия) и причиненного им вреда, имущественного и финансового положения физического лица, привлекаемого к административной ответственности, и его семьи, наличия у физического лица, привлекаемого к административной ответственности, заработной платы или иного дохода, имущественного и финансового положения юридического лица, индивидуального предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности.
  14. Необходимо также решить вопрос о целесообразности назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части КоАП или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, с учетом имущественного и финансового положения лица, привлекаемого к административной ответственности;
  15. — в случае предотвращения лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения либо добровольного устранения или возмещения лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного административным правонарушением вреда или ущерба, административный штраф должен назначаться в минимальном размере, предусмотренном за совершение соответствующего административного правонарушения, или заменяться на предупреждение;
Читайте также:  Ждите внеплановую налоговую проверку, если...

— при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа должен подлежать уменьшению за каждое такое обстоятельство.

В то же время при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа может подлежать увеличению за каждое такое обстоятельство.

Размеры уменьшения или увеличения административного штрафа за каждое смягчающее или отягчающее обстоятельство должны устанавливаться КоАП;

  • — максимальный срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать минимальный срок давности привлечения к уголовной ответственности (два года). Исключением из этого могут быть случаи, когда установлена административная ответственность юридических лиц;
  • — в новом КоАП предлагается выделить отдельные главы об особенностях освобождения от административной ответственности, от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки и приостановления исполнения административного наказания.
  • Должно быть закреплено положение, согласно которому не допускается одновременное привлечение юридического лица и его работника к административной ответственности за одни и те же действия, за исключением случаев, когда юридическое лицо, наряду с его виновным работником, виновно в непринятии мер по недопущению совершения указанным работником административного правонарушения;

— должна быть предусмотрена возможность замены одного вида наказания на другой вид без нового рассмотрения дела по существу в случаях, когда исполнение назначенного наказания невозможно по объективным причинам, что создаст правовой инструментарий для недопущения юридической возможности виновному лицу избежать назначенного наказания. Такое право должно быть предоставлено суду, должностным лицам при рассмотрении соответствующих ходатайств.

  1. В целях комплексного совершенствования Особенной части действующего КоАП представляется необходимым:
  2. — структурировать внутреннюю организацию содержания Особенной части, уточнив и конкретизировав по главам предметы регулирования на основе классификации административных правонарушений по видовым и конкретным объектам противоправного посягательства. При этом структуру Особенной части КоАП предлагается выстраивать по сферам регулирования с учетом проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности;
  3. — исключить из отраслевых федеральных законодательных актов нормы об административной ответственности с перенесением соответствующих составов административных правонарушений в Особенную часть КоАП;
  4. — проанализировать многочисленные и зачастую необоснованные коррективы Особенной части КоАП, реализованные за прошедшие годы и ориентированные на произвольное увеличение числа новых и дробление первоначальных составов административных правонарушений, с целью исключения из диспозиций статей Особенной части КоАП дословного цитирования норм-запретов отраслевых актов федерального законодательства;
  5. — критически оценить и пересмотреть на основе анализа реальной правоприменительной практики санкции действующих норм Особенной части КоАП с целью определения обоснованности и правомерности существенного ужесточения за прошедшие годы практически всех мер административной ответственности (административных наказаний);
  6. — исключить из санкций норм Особенной части КоАП несопоставимые между собой виды, размеры и сроки альтернативных наказаний;
  7. — ограничить до минимума либо полностью исключить практику установления в санкциях норм Особенной части КоАП безальтернативных административных наказаний;
  8. — устранить проявление негативных тенденций, связанных с ненадлежащим правовым регулированием в той или иной сфере, а также с недостатками механизма государственного контроля (надзора), не предусматривая при этом административную ответственность при явной избыточности обязательных требований;
  9. — устанавливать административную ответственность, соразмерную характеру и степени общественной вредности противоправного деяния, с учетом общего риск-ориентированного подхода при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора) и применении мер административного принуждения.
  10. Отмечается, что результатом данной работы, проводимой синхронно с реформой контрольно-надзорной деятельности, должно стать введение в действие нового КоАП и вступление в силу иных законодательных актов РФ в рассматриваемой сфере с 1 января 2021 года.

Бизнес-омбудсмен считает новый КоАП опасным для предпринимателей

Утверждена концепция нового КоАП РФ

Проект нового КоАПа опасен для российского бизнеса, считает Борис Титов (на фото) / Евгений Разумный / Ведомости

Принятие проекта Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) в предложенной Минюстом редакции значительно ухудшит положение бизнеса, об этом говорится в письме, которое уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов направил на прошлой неделе премьеру Михаилу Мишустину. Законопроект несет реальную угрозу инвестиционному климату, развитию малого и среднего бизнеса, предупреждает омбудсмен.

Так, по сравнению с действующим КоАПом резко увеличивается размер штрафов по составам административных правонарушений в сфере экономики, причем без какого-либо экономического обоснования.

Например, штраф для индивидуальных предпринимателей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям пребывания, обучения, отдыха и воспитания детей вырастет в 70 раз: с максимальных 7000 до 500 000 руб.

Штраф за непредоставление в положенный срок документов в налоговые и таможенные органы для должностных лиц – в 16 раз (с 500 до 8000 руб.), за нарушение действующих санитарно-гигиенических правил для индивидуальных предпринимателей – в 10 раз (с 1000 до 10 000 руб.).

При этом по большинству составов, связанных с неправомерными действиями должностных лиц, наказания остаются неизменными и даже сокращены. Такой вид наказания, как предупреждение, исчез из некоторых составов. Кроме того, оно может быть вынесено только при отсутствии отягчающих обстоятельств.

Также в проекте нового КоАПа увеличен срок давности привлечения к административной ответственности. Если сейчас постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев, то по новым правилам этот срок пролонгирован до года.

Срок проведения административного расследования увеличен с месяца до двух (в исключительных случаях и до полугода), а ограничение срока рассмотрения судом дел об административных правонарушениях вообще исчезло.

В новом КоАПе значительно увеличено количество мер обеспечения производства по делу и даже вводятся новые, в их числе осмотр места совершения административного правонарушения, обязательство о явке, административное приостановление деятельности и даже приостановление операций по счетам в банке: очевидно, что введение и применение такой меры обеспечения повлечет огромный ущерб для бизнеса, отмечается в письме.

В новом КоАПе вводится понятие «грубое административное правонарушение».

Под него подпадают административные нарушения коррупционной направленности, посягающие на конкуренцию и в области дорожного движения, однако определение такого понятия отсутствует, поэтому применение соответствующего положения может стать непредсказуемым и высокорискованным, в том числе из-за произвольного толкования понятия судьями.

Также в проекте вводятся понятия низкого, умеренного, среднего и значительного риска причинения вреда, однако не указаны критерии, по которым он определяется. В то же время в проекте нового кодекса сохранились многие положения действующего, явно не отвечающие ранее утвержденной концепции нового КоАПа, констатирует уполномоченный.

Он отмечает, что при подготовке пакета законопроектов, связанных с введением в действие нового КоАПа, мнение бизнеса фактически не учитывалось. Представители бизнес-объединений не вошли в состав рабочей группы, не предполагается их участие и в доработке законопроекта. Титов предлагает Мишустину организовать на уровне правительства совещание по законопроектам с участием уполномоченного и представителей бизнеса.

Читайте также:  Пособия и выплаты на ребенка в еврейской автономной области в 2023 году: федеральные и региональные, размеры выплат, порядок и условия получения, необходимые документы

так вырастет в новом КоАПе штраф для индивидуальных предпринимателей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям обучения и отдыха детей

Поручение разработать концепцию и проект тогдашний премьер Дмитрий Медведев дал еще в марте 2019 г. Это было связано с реформой контрольно-надзорной деятельности (КНД), которая оказалась невозможна без корректировки КоАПа.

Межведомственную рабочую группу возглавил вице-премьер Константин Чуйченко, он же координировал реформу КНД.

После отставки правительства Медведева Чуйченко возглавил Минюст, вскоре после этого ведомство опубликовало проекты КоАПа и Процессуального кодекса об административных правонарушениях.

Проект уже не в первый раз подвергается критике, в том числе в связи с резким увеличением штрафов для водителей. В январе секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак заявил, что партия не поддержит проект нового КоАПа, поскольку он репрессивен и не соответствует поставленным президентом задачам.

Пресс-служба правительства не ответила на запрос «Ведомостей».

Сейчас Минюст ведет доработку законопроектов с учетом поступающих замечаний и предложений, по результатам их рассмотрения заинтересованными госорганами, а также публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы, сообщила пресс-служба ведомства. 24 января 2020 г. проекты КоАПа и Процессуального кодекса об административных правонарушениях были направлены на рассмотрение уполномоченному, его позиция до настоящего времени в Минюст не поступила.

Реформа КоАПа, безусловно, нужна: практика его применения выявила системные дефекты, говорит Ольга Бенедская из «Муранов, Черняков и партнеры». В действующем КоАПе отсутствует внятная логика в определении характера и размера санкций.

Стираются границы между уголовным и административно-деликтным правом по степени карательного воздействия – фактически через КоАП законодатель выправляет ситуацию отсутствия уголовной ответственности юридических лиц, но при этом отсутствуют такие же, как в уголовном процессе, развитые процессуальные гарантии защиты.

Вот эту задачу надо решать, сейчас же скорее просматривается стремление решить за счет реформы КоАПа фискальные задачи, констатирует Эксперт.

Административный кодекс идет под реновацию

Концепция нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) вчера обнародована правительством. Документ описывает основные принципы, на которых должна базироваться новая редакция кодекса.

В частности, концепция констатирует необходимость синхронизации КоАП с реформой контрольно-надзорной деятельности (КНД) — например, за счет дифференциации нарушений по степени общественной вредности.

Впрочем, юристы опасаются, что реформа не будет иметь смысла без преобразований в самой судебной системе.

Вчера правительство обнародовало концепцию КоАП (.pdf), одобренную премьер-министром Дмитрием Медведевым на прошлой неделе. Работа над документом велась в течение двух месяцев — такой срок был отведен поручением премьера, хотя для разработки концепции кодекса его вряд ли можно считать достаточным.

Однако действующая версия кодекса уже признана устаревшей из-за многочисленных и бессистемных изменений (более 4,8 тыс. за 17 лет). Внесенная в Белый дом Минюстом концепция на 30 страницах констатирует, что новая версия КоАП должна вступить в силу с 2021 года — тогда завершится ревизия обязательных требований в рамках «регуляторной гильотины».

КоАП, считает Минюст, должен соответствовать реформе КНД — должны сократиться составы нарушений и измениться подходы к назначению наказаний.

Среди таких изменений — дифференциация правонарушений по характеру и степени общественной вредности (при повышенной они могут быть отнесены к категории грубых). Идея ненова — сейчас в КоАП она отражена, пусть и выборочно (например, в сфере промышленной безопасности указываются признаки грубых нарушений).

Как именно будет устроена эта классификация, в концепции не объясняется, но от типа нарушения будут зависеть вид и размер наказания и срок давности (по общему правилу он не должен превышать двух лет).

Ответственность как мера принуждения должна применяться только при отсутствии «должного реагирования» на предписания контролеров или при грубом нарушении обязательных требований.

Что же касается самих наказаний, авторы предлагают перестать считать таковым административное приостановление деятельности, а вместо этого признать его мерой обеспечения производства, применяемой исключительно судом.

При назначении штрафов, помимо причиненного вреда, следует учитывать и имущественное положение ответчика — в частности, рассмотреть возможность назначения штрафа ниже минимума.

Также кодексом должны устанавливаться размеры уменьшения или увеличения штрафа за каждое смягчающее или отягчающее обстоятельство.

Полностью будет переписана особенная часть кодекса, описывающая конкретные нарушения и наказания за них, ее предлагается структурировать по сферам регулирования с учетом реформы КНД (при этом из отраслевых законов положения об ответственности будут исключены).

Предлагается сократить число составов правонарушений, исключить дословное цитирование отраслевых законов, а также унифицировать виды, размеры и сроки наказаний. Практика безальтернативности наказаний должна быть сведена к минимуму.

Могут измениться и размеры санкций — по результатам анализа судебной практики Белый дом определит, насколько их ужесточение в последние годы было необходимо.

Концепция предусматривает передачу части полномочий мировых судей по рассмотрению дел об административных нарушениях регионального законодательства создаваемым коллегиальным органам субъектов РФ.

Будет уточнен и сам перечень органов власти, в чьи полномочия будут входить составление административных протоколов, проведение расследований и рассмотрение административных дел.

Добавим, что практика рассмотрения арбитражными судами споров о привлечении к административной ответственности при осуществлении предпринимательской деятельности сохранится.

В документе говорится о необходимости более активного использования портала госуслуг и системы межведомственного электронного взаимодействия для направления извещений, уведомлений и ведения документооборота.

Также технологии планируется использовать в процессе исполнения наказаний — направление на принудительное исполнение постановлений о назначении штрафов будет осуществляться в электронном виде (суммы, не превышающие 10 тыс. руб.

, будут автоматически списываться со счета должника в банке без возбуждения административного производства). Законопроект похожего содержания был подготовлен в 2018 году силами Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и депутата Зарифа Байгускарова (см.

“Ъ” 13 ноября 2018 года) — он предполагал возможность упрощенного взыскания штрафов, вынесенных с помощью камер, на сумму до 3 тыс. руб. Также правительство предлагает распространить скидку в размере 50%, которая используется при уплате штрафов ГИБДД, на другие виды нарушений.

Еще в 2017 году с этой идеей выступал экс-глава ФССП Артур Парфенчиков, предлагая распространить дисконт на уголовные штрафы. При этом правительство предлагает не применять дисконт к оборотным штрафам и нарушениям, повлекшим угрозу здоровью граждан.

Руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса Bryan Cave Leighton Paisner Russia Антон Гусев говорит, что из концепции не до конца ясно, в чем смысл реформы.

«Например, в концепции сказано, что факторами, снижающими эффективность действующего КоАП, являются накопившиеся проблемы в правоприменительной практике на стадиях возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях. Такая проблема действительно существует»,— говорит Юрист.

Однако большинство судившихся по вопросам привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД при наличии одного лишь протокола об административном правонарушении знают фразу: «У суда нет оснований не доверять сотруднику ГИБДД».

«Потому вопрос: это недостаток кодекса или судебной системы? На мой взгляд, судебной системы. В этом случае логично менять ее: изменение кодекса результата не даст, поскольку его опять будут трактовать старые суды»,— резюмирует господин Гусев.

Евгения Крючкова, Андрей Райский, Иван Буранов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *