Правительственный план восстановления занятости и доходов граждан

Правительственный план восстановления занятости и доходов граждан

Максим Стулов / Ведомости

Общенациональный план восстановления экономики России, который был утвержден правительством 23 сентября, обойдется в 6,4 трлн руб., сообщила газета «Коммерсантъ» со ссылкой на документ.

Это на 1,4 трлн руб. больше, чем стоимость реализации первоначального проекта плана.

«Ведомости» также ознакомились с документом, его подлинность подтвердил источник в финансово-экономическом блоке правительства.

Срок исполнения плана восстановления экономики — июнь 2020 г. — декабрь 2021 г. Его реализация подразумевается в три этапа: первый этап (июнь-сентябрь 2020 г.

) заключается в недопущении дальнейшего падения доходов населения и распространения рецессии на широкий круг отраслей экономики, а также стабилизации ситуации в наиболее пострадавших отраслях; второй этап (октябрь 2020 г. — июня 2021 г.

) — обеспечение восстановления роста экономики и недопущение осложнения санитарно-эпидемиологической ситуации, связанной с пандемией коронавируса; третий этап (июль 2021 г. —  декабрь 2021 г.) — активный экономический рост (3% ВВП) и устойчивый рост реальных доходов населения выше уровня 2019 г. 

Премьер Михаил Мишустин представил первоначальный проект плана на рабочей встрече с президентом России Владимиром Путиным 2 июля. План, состоявший из трех этапов, предусматривал около 500 мероприятий. Реализацию первоначального проекта плана Мишустин оценивал в 5 трлн руб.

Материальная помощь населению 

В середине сентября Росстат сообщил о существенном увеличении уровня бедности на фоне пандемии коронавируса. Число граждан, чей доход во II квартале текущего года оказался ниже прожиточного минимума (11 468 руб.

), увеличилось на 1,3 млн человек по сравнению с I кварталом — до 19,9 млн человек.

Для недопущения дальнейшего падения доходов населения государство предприняло комплекс мер адресной материальной помощи как на короткий срок, так и на бессрочный период. 

В частности, с 1 января 2021 г. вводится бессрочная выплата на детей от 3 до 7 лет в размере прожиточного минимума для малоимущих семей. Бессрочной также останется помощь по ежемесячному пособию по уходу за ребенком до полутора лет — ее размер увеличится в два раза. 

В национальном плане говорится о создании института «Социального казначейства» — единой цифровой платформы для повышения эффективности социальной политики. Платформа должна упростить механизм выявления нуждающихся в адресной помощи. Кроме того, поменяется и методика расчета, определяющая нуждаемость граждан и семей в господдержке.  

План подрузамевает также комплекс мер, включающий повышение пособий по безработице до уровня МРОТ, оказание помощи в переобучении и квалификации, а также повышение эффективности работы служб занятости, совершенствование механизмов по переводу сотрудников на удаленный режим работы, неполную занятость и режим самозанятости.  

Поддержка бизнеса и улучшение инвестиционного климата 

Правительственный план подразумевает комплекс мер, направленный на поддержку как крупного, так и малого и среднего бизнеса.

В частности, в плане указываются уже принятые меры поддержки: льготные кредитные программы для сохранения занятости и уровня инвестиций в экономике, снижение налоговой нагрузки в период ограничительных мер, создание так называемой «системы одного окна» — единой цифровой платформы, которая дает возможность получить материальную поддержку, заплатить налоги и узнать необходимую информацию для получения льготного кредитования. План предполагает и завершение программы «регуляторной гильотины» — это программа ликвидации излишних требований к бизнесу и поэтапный переход на полностью безбумажное взаимодействие между надзорными органами и компаниями. 

В план также включены соглашения о защите и поощрении капиталовложений — это первый пункт плана в разделе «Новый инвестиционный цикл и улучшение делового климата в России», говорится в плане. Для этого в плане указана докапитализация госкорпорации ВЭБ. РФ на 207,9 млрд руб.

Агентство стратегического развития и Российский фонд прямых инвестиций указаны в плане как соисполнители «внедрения инвестиционного стандарта» совместно с Минфином и Минэкономразвития. Отдельный большой блок плана включает в себя инвестиции в инфраструктурные проекты, в т.ч.

строительство платных автодорог.

Обновление финансовых инструментов 

В плане указывается на необходимость создания нормативной базы для обеспечения возможности размещения корпоративных бессрочных облигаций, а также повышения их привлекательности как финансового инструмента.

 В документе говорится также о выпуске так называемых «зеленых облигаций» для производств с низким негативным влиянием на окружающую среду. Кроме того, план подразумевает создание нормативной базы для краудфандинговых платформ, и соответственно, их налогового регулирования.

В плане также говорится о необходимости увеличения доступности финансовых инструментов. 

Экспорт и ускорение импортозамещения 

Процесс импортозамещения длится с 2014 г. — после введения санцкий в отношении России. В плане указывается, что ускорение импортозамещения можно достичь за счет диверсификации выпускаемых товаров оборонно-промышленным комплексом.

Для поддержки компаний-экспортеров несырьевого сектора государство планирует упростить выход компаний на зарубежные рынки. В частности, предлагается отменить к 2022 г.

требования по возврату экспортерами выручки в иностранной валюте за переданные ими контрагентам несырьевых и неэнергетических товаров. 

Системные меры поддержки отраслей экономики 

В дополнение к уже принятым временным мерам по поддержке наиболее пострадавших от пандемии отраслей правительство планирует принять и системные для нескольких крупнейших отраслей. В их число войдут транспорт, туризм, топливно-энергетический комплекс, автомобильная, легкая промышленность, строительство и ЖКХ, культура, спорт, IT, связь и телекоммуникации. 

Повышение устойчивости экономики к санитарно-эпидемиологическим шокам

План подразумевает создание системы многоуровневой лабораторной диагностики инфекционных заболеваний, модернизацию инфраструктуры поликлиник и больниц, строительство федерального научно-практического центра по инфекционным болезням, организацию порядка резервных мощностей, совершенствование системы управления инфекционной службой и изменение подходов к строительству новых медорганизаций. Государство планирует создать резерв лекарственных препаратов и медизделий. 

Правительство разработало план восстановления экономики и доходов россиян — РБК

Закрытие и сжатие наиболее пострадавших отраслей от пандемического кризиса «образовали «навес» безработицы, а также людей, формально занятых, но находящихся в неоплачиваемых отпусках, простое или неполной занятости», указывается в документе.

«Прекращение временных мер поддержки занятости, а также объективно происходящее изменение структуры экономики может привести к дальнейшему росту безработицы», — следует из проекта плана.

По данным Росстата, уровень безработицы за нерабочий апрель вырос до 5,8%, что считается максимумом за четыре года. По итогам 2019-го безработица составляла 4,6%.

Российский рынок труда традиционно адаптируется к изменениям за счет не только высвобождения рабочей силы, но и сокращения рабочего времени и зарплат при сохранении занятости. «Совокупно эти факторы создают серьезный вызов, связанный со снижением доходов населения и, как следствие, платежеспособного спроса», — констатируется в документе.

Для обеспечения роста реальных доходов населения, восстановления занятости и спроса в проекте плана содержатся уже анонсированные и запущенные меры поддержки (такие как прямые выплаты на детей и увеличение пособия по безработице до уровня МРОТ — 12,13 тыс. руб.) и новые инициативы. Например:

  • реализация на всей территории страны с 1 января 2021 года нового порядка «прямых выплат» по больничным листам и по выплачиваемым в рамках социального страхования пособиям гражданам, имеющим детей, что потребует дополнительно почти 52 млрд руб.;
  • установление с октября 2020 года минимального размера часовой ставки при привлечении работников на неполное рабочее время сроком до трех месяцев «с целью борьбы с теневой оплатой труда и защиты интересов работодателей и их работников, работающих неполное рабочее время»;
  • обеспечение с июля 2020 года возможности перехода на удаленный режим работы, в том числе комбинированный, включающий как удаленку, так и присутствие на рабочем месте, без заключения дополнительных соглашений к трудовому договору;
  • создание «социального казначейства», осуществляющего функции предоставления мер социальной поддержки;
  • предоставление возможности перевода государственных и муниципальных служащих на дистанционную работу.

К декабрю 2020 года Минтруд должен установить единый подход к определению состава семьи и перечня доходов для предоставления мер соцподдержки, уточняется в документе.

Смягчение условий назначения досрочной пенсии — за три, а не за два года до наступления пенсионного возраста — для россиян, потерявших работу, не вошло в проект документа (о том, что такая мера обсуждается, ранее со ссылкой на источники писали «Известия» и «Ведомости»).

Выполнение национального плана, по замыслу властей, должно обеспечить к концу 2021 года рост реальных зарплат россиян на уровне не менее 2,5% в годовом исчислении, а также сокращение уровня бедности по сравнению с 2019-м (12,3% населения).

Минэкономразвития в обновленном макропрогнозе, который формировался без учета национального плана восстановления экономики, ожидает падения реальных располагаемых денежных доходов населения на 3,8% по итогам 2020 года. Базовый прогноз ведомства предполагает среднегодовую безработицу на уровне 5,7% экономически активного населения после 4,6% в 2019 году.

Поддержка малого бизнеса

Для поддержки и развития сектора малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей (ИП), кроме уже объявленных мер по списанию налогов (за исключением НДС) для МСП из пострадавших отраслей за второй квартал, грантов на выплату зарплат в расчете МРОТ на занятого, кредитных каникул и беспроцентных кредитных программ, в проекте плана новых масштабных мер госпомощи не предлагается. Среди значимых инициатив:

  • отказ от индексации страховых взносов на период 2021 года, уплачиваемых ИП в фиксированном размере;
  • внедрение механизма поддержки ИП и малого и среднего бизнеса в наиболее пострадавших отраслях в связи с расходами на обеспечение соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям;
  • установление «переходного» налогового режима для налогоплательщиков, утративших право на применение упрощенной системы налогообложения;
  • повышение возможности использования системы быстрых платежей ЦБ для снижения транзакционных издержек;
  • временная либерализация правовых последствий банкротства для добросовестных индивидуальных предпринимателей, на которых распространяется мораторий, в целях упрощения повторного вхождения в бизнес; согласно действующим нормам, после признания банкротом ИП не может заниматься предпринимательской деятельностью в течение пяти лет.

Выполненной задача по восстановлению индивидуального, а также малого и среднего предпринимательства будет считаться, если численность занятых в секторе вернется на докризисный уровень первого квартала 2020 года (на 10 марта, по данным реестра МСП, в нем были заняты 15,3 млн человек), а темпы роста оборота МСП станут выше темпов роста экономики в целом.

Читайте также:  Образец соглашения о прощении долга в 2023 году

Запуск инвестиционной активности

Закрытие экономики и сокращение выручки бизнеса привели к снижению деловой активности. Инвестиции в основной капитал в 2020 году рухнут на 12% после роста на 1,7% в 2019-м, ожидает Минэкономразвития.

Согласно майскому указу Путина, доля инвестиций в ВВП к концу нынешнего президентского срока (к 2024 году) должна была вырасти до 25%. Но в базовом прогнозе министерства она останется на уровне 21,3% к 2023 году.

Высокая неопределенность относительно продолжительности пандемии и ограничительных мер и, как следствие, возросшая неопределенность относительно платежеспособности контрагентов и клиентов финансовых институтов выступают фактором, способным негативно повлиять на скорость восстановления экономики и инвестиционную активность, подчеркивается в проекте плана.

Для запуска нового инвестиционного цикла и выхода на темпы роста инвестиций на уровне 4,5% к концу 2021 года в документе предлагается прежде всего завершить создание механизма соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) для содействия крупным частным инвестпроектам, в том числе с июля 2020 года предоставить возможность компенсации расходов на инфраструктуру, а также затрат на уплату части процентов по кредитам и займам, привлеченным для ее создания, в объеме поступающих налогов. К октябрю текущего года Минфин и ФНС должны представить государственную информационную систему «Капиталовложения» для сопровождения реализации соглашений и их мониторинга.

Содействовать инвестиционному росту должны и крупные инфраструктурные проекты из нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» и комплексного плана развития и модернизации инфраструктуры, например строительство автотрассы из Москвы в Казань, входящей в состав международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай. Кроме того, план предусматривает новые проекты, в частности строительство и реконструкцию к 2024 году участков автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» из Новосибирска в Красноярск в обход Кемерово стоимостью 45,3 млрд руб.

Секторальная помощь

В рамках секторальных мер поддержки власти планируют стимулировать спрос через госзакупки, а также помогать субсидиями и госгарантиями. Минфин предоставит 23,4 млрд руб. в 2020 году на поддержку российских авиакомпаний через компенсацию понесенных расходов. Авиационная промышленность получит госгарантии по кредитам на закупку 59 самолетов Sukhoi Superjet 100 в объеме 139,6 млрд руб.

Для поддержки жилищного строительства проект плана предполагает меры для снижения средневзвешенной ставки по ипотечным кредитам менее чем до 8%, в том числе за счет реализации программы субсидирования ипотеки на новостройки по 6,5%. Кроме того, Минстрой направит в этом году 30 млрд руб. на финансирование завершения строительства проблемных объектов и восстановления прав граждан — участников долевого строительства, следует из проекта документа.

Чтобы поддержать туристическую отрасль, власти готовы с 1 января 2021 года снизить ставку НДС до 7% для компаний, что приведет к выпадающим доходам бюджета в объеме 11,7 млрд руб.

в будущем году, говорится в проекте плана.

А предприятиям гостинично-туристской сферы планируется возместить половину платежей по процентам и отсрочить выплаты основного долга по ранее выданным кредитам на период с июля по декабрь текущего года.

"Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике"

  • Одобрен
  • на заседании Правительства
  • Российской Федерации
  • 23 сентября 2020 г.
  • (протокол N 36, раздел VII)

N П13-60855 от 02.10.2020

  1. ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН
  2. ДЕЙСТВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ДОХОДОВ
  3. НАСЕЛЕНИЯ, РОСТ ЭКОНОМИКИ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ
  4. ИЗМЕНЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

1. Анализ социально-экономических последствий распространения коронавирусной инфекции. Ограничения, риски и новые возможности

Текущая ситуация: социально-экономические последствия распространения коронавирусной инфекции

Экономическое развитие России, как и мировой экономики, в первой половине 2020 года определялось, прежде всего, эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.

Главной стратегией борьбы с эпидемией стало сглаживание пика за счет мер по самоизоляции, социальному дистанцированию, максимальному переходу на удаленную работу и обучение, прекращению или ограничению работы значительной части предприятий и организаций, длительному периоду нерабочих дней с конца марта по середину мая 2020 года. Одновременно разворачивались мощности системы здравоохранения: масштабы тестирования, оборудованный коечный фонд, производство средств индивидуальной защиты. Жесткие ограничения, введенные в России, своевременно спланированные и реализованные противоэпидемические меры позволили существенно замедлить распространение эпидемии и не допустить высокого уровня смертности.

В результате распространения коронавирусной инфекции экономика России одновременно столкнулась и с ограничением предложения, и с ограничением спроса.

Индекс закрытия региональных экономик (соотношение числа работников предприятий, приостановивших деятельность, к общему числу работающих) в апреле составил в среднем по России 28%. Часть отраслей (сфера бытовых услуг, туризм, авиаперевозки и ряд других) были закрыты полностью.

Помимо непосредственного закрытия производства экономика понесла и косвенные потери, определяемые эффектом межотраслевых связей, проявляющимся в других отраслях, ограничением возможностей сбыта конечной продукции (снижение выпуска в результате ограничения ресурсов промежуточного потребления, снижение как конечного спроса на товары и Услуги, так и на товары и услуги промежуточного потребления в отраслях, приостановивших деятельность).

Экономическая ситуация в России усугубилась рецессией мировой экономики, связанной с карантинными ограничениями.

В крупнейших развитых странах, где первоначальный пик заболеваемости пришелся на II квартал 2020 г. наблюдались рекордные темпы падения ВВП: так, экономика США продемонстрировала рекордное за всю историю наблюдений падение на -9,1% г/г в этот период.

ВВП еврозоны в апреле — июне составил -15,0% г/г, при этом наибольший спад наблюдался в экономиках, которые ввели наиболее жесткие карантинные меры (Испания: -22,1% г/г, Франция: -18,9% г/г; Италия: -17,3% г/г).

В то же время в китайской экономике, где основная часть ограничений была снята в апреле, во II квартале наблюдалось восстановление роста (+3,2% г/г).

По данным Росстата, под влиянием всех перечисленных выше факторов снижение ВВП России во II квартале 2020 г. составило -8% к аналогичному периоду прошлого года.

В целях поддержки бизнеса и населения Правительством Российской Федерации были приняты и реализуются пакеты антикризисных мер, направленные, прежде всего, на поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, а также семей с детьми.

Программы поддержки бизнеса в период действия жестких ограничений были направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы, максимально сохранить занятость.

Были предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введен мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, начата реализация специальных программ поддержки наиболее пострадавших отраслей.

Необходимость реализации масштабных программ, направленных на борьбу с распространением коронавирусной инфекции и смягчение экономических последствий от введения ограничительных мер, потребовала существенного смягчения бюджетной политики.

В условиях ожидаемого снижения доходов бюджетные расходы не сокращаются, а наоборот — за счет реализации антикризисных программ — увеличиваются.

Для финансового обеспечения текущих расходов и антикризисных мероприятий были задействованы средства ФНБ, заимствования, а также проведена приоритизация части расходов федерального бюджета. В части региональных финансов также наблюдается существенное смягчение бюджетной политики.

Регионы могут воспользоваться средствами, высвобождаемыми в результате реструктуризации долговых обязательств, и дополнительными трансфертами со стороны федерального бюджета.

По итогам 2020 года размер дефицита и объем госдолга, в том числе по рыночным заимствованиям, субъектов Российской Федерации могут превысить установленные соглашениями показатели из-за вынужденных расходов, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации в регионе.

Меры социальной поддержки и поддержки бизнеса позволили частично компенсировать сокращение денежных доходов населения вследствие остановки деловой активности и мер работодателей по оптимизации издержек.

Принятые меры позволили замедлить высвобождение рабочей силы, но не исключить полностью рост безработицы. Регистрируемая безработица, по данным Минтруда России, на 26 августа 2020 г. составила 3,6 млн. человек.

В отпусках без сохранения заработной платы, в простое или на неполной занятости на пике находилось 1,2 млн. человек.

Вследствие роста пособий по безработице произошло сближение регистрируемой безработицы и безработицы по методологии Международной организации труда.

Ограничения, риски и новые возможности

На стадии постепенного открытия и восстановления экономика России сталкивается со следующими ограничениями.

Санитарно-эпидемиологические ограничения снимаются постепенно и неравномерно по регионам в зависимости от эпидемиологической ситуации и мощностей системы здравоохранения.

Часть санитарно-эпидемиологических требований к условиям работы предприятий и организаций будет носить долгосрочный характер.

Именно санитарно-эпидемиологическая обстановка, прежде всего, будет определять скорость открытия и восстановления экономики.

Рецессия в мировой экономике. На высокую неопределенность развития мировой экономики указывает широкий диапазон прогнозов аналитиков и международных организаций по глобальному росту на текущий и следующий год: от -3 до -5% на 2020 год и от 3,5% до 6,5% на 2021 год.

Восстановление мировой экономики существенно затруднено неравномерностью выхода стран из карантина, что приводит не только к сохранению ограничений со стороны спроса, но и к сохранению разрывов в глобальных цепочках создания добавленной стоимости.

Значительные запасы нефти, накопленные за карантинный период, будут ограничивать восстановление нефтяных цен. Сделка ОПЕК+ позволила стабилизировать ситуацию, но не сможет кардинально изменить баланс спроса и предложения на рынке нефти и нефтепродуктов.

Таким образом, внешние условия ограничивают потенциал роста спроса на товары российского экспорта. Сохраняется также вероятность нарушения цепей поставок.

Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее — Общенациональный план), реализуется в ситуации сокращения как нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов консолидированного бюджета.

В условиях базового сценария развития экономики ожидается расширение дефицита федерального бюджета в 2020 году в размере до 4,4% ВВП.

В целом по бюджетной системе смягчение фискальной политики в текущем году ожидается в размере более 9% ВВП (с учетом корректировки на поступление разовых доходов (перечисление прибыли Банка России от сделки по продаже акций ПАО «Сбербанк России»), забалансовой докапитализации ВЭБ.

РФ и ПАО «Сбербанк России», учета в 2020 году эффекта от субсидий на кредитную поддержку занятости для организаций наиболее пострадавших отраслей со списанием кредита, а также перехода к дефицитному бюджету после профицита в размере 1,9% ВВП в прошлом году), что превосходит бюджетные стимулы в большинстве развивающихся и многих развитых странах.

В целях обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности параметры бюджетов бюджетной системы по мере стабилизации экономической ситуации будут приводиться к устойчивому уровню. Параметры федерального бюджета в 2022 году будут формироваться в соответствии с действующими бюджетными правилами.

При этом в целях обеспечения постепенности подстройки бюджета к новым условиям уровень предельных расходов в переходный период 2021 года будет осуществляться с учетом переходных положений.

На региональном уровне также будет осуществляться постепенная адаптация бюджетной политики — в течение 2021 года регионы вернутся к бюджетному процессу, действовавшему до введения ограничительных мер.

Основные вызовы при реализации Общенационального плана связаны со следующим.

Закрытие и сжатие наиболее пострадавших отраслей образовали «навес» безработицы, а также людей, формально занятых, но находящихся в неоплачиваемых отпусках, в простое или неполной занятости.

Прекращение временных мер поддержки занятости, а также объективно происходящее изменение структуры экономики могут привести к дальнейшему росту безработицы.

Кроме того, традиционно особенностью российского рынка труда остается адаптация к изменениям не только за счет высвобождения рабочей силы, но и за счет сокращения рабочего времени и оплаты труда при сохранении занятости.

Совокупно эти факторы создают серьезный вызов, связанный со снижением доходов населения и, как следствие, платежеспособного спроса. Требуется набор мер по активной политике занятости и восстановлению доходов населения для решения этой проблемы, а также восстановлению и развитию сектора индивидуального предпринимательства и МСП как существенно пострадавшего и крайне важного для обеспечения дальнейшего экономического роста и занятости населения.

Закрытие экономики, сокращение выручки бизнеса объективно ведут к сокращению инвестиционной активности.

Высокая неопределенность относительно продолжительности пандемии и ограничительных мер и, как следствие, возросшая неопределенность относительно платежеспособности контрагентов и клиентов финансовых институтов, является фактором, способным негативно повлиять на скорость восстановления экономики и инвестиционную активность. Соответственно, необходим запуск нового инвестиционного цикла и комплекс мер, стимулирующий инвестиции.

С целью борьбы с распространением коронавирусной инфекции временно были закрыты некоторые отрасли (туризм, бытовые услуги, пассажирские перевозки и другие). Восстановление этих отраслей не произойдет автоматически при открытии экономики.

За период приостановки деятельности в экономике сформировался «навес» реструктурированных кредитов и отложенных платежей, а также новых кредитных обязательств.

Это создает риски увеличения доли «плохих» долгов, разворачивания цепочки неплатежей в экономике, что может привести к проблемам в отраслях, продолжающих работу, дополнительного снижения налоговых поступлений.

Кроме того, структурные изменения потребительского спроса, как мирового, так и внутрироссийского, могут оказывать замедляющее влияние на восстановление ряда секторов (развлечение и досуг, туристическая сфера, индивидуальные услуги населению). Характер таких структурных изменений в настоящий момент до конца непонятен. Соответственно, меры по восстановлению пострадавших секторов должны учитывать эти факторы.

В то же время экономические ограничения в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции и состояние мировых рынков создали и ряд новых возможностей для экономики России.

Развитие новых форм занятости и обучения, прежде всего, дистанционных, создает потенциал для кардинальных структурных изменений на рынке труда, в сфере образования и переквалификации.

Возможно существенное повышение гибкости рынка труда и образования как со стороны спроса, так и со стороны предложения, быстрая и во многом саморегулируемая подстройка системы образования и переквалификации к потребностям экономики, снятие территориальных барьеров и объединение региональных рынков труда и образования для многих профессий в один федеральный рынок с усилением конкуренции, повышением качества оказания услуг, ростом производительности труда. Для ускоренного развития этих процессов необходимо создание соответствующей инфраструктуры для удаленного общения и взаимодействия, соответствующая настройка правового регулирования взаимоотношений в данных сферах. Дистанционный труд в связке с дистанционной системой переподготовки персонала может стать основой решения проблемы эффективной занятости населения в целом по стране.

Принятые в период жестких ограничений меры по упрощению административных процедур, отмене или переносу сроков вступления в силу регуляторных норм, создали хорошую основу для дальнейшей оптимизации регулирования во многих секторах экономики.

Переход предприятий и организаций на удаленную работу, требования по самоизоляции привели к ускоренной цифровизации как в государственном, так и в частном секторе. Цифровизация может стать драйвером технологического прорыва, роста производительности труда во многих секторах экономики.

Меры по стимулированию технологического развития в целом и цифровизации различных отраслей и сфер экономики как важнейшего элемента такого развития будут не просто способствовать ускорению восстановления экономики, но и принципиально новому качеству устойчивого экономического роста за пределами периода восстановления.

Регионализация мировой экономики, временные разрывы в цепях поставок совокупно с ослаблением рубля создали благоприятные условия для импортозамещения, а также потенциально создали новые экспортные ниши.

Реализация мер по поддержке импортозамещения и экспорта, в том числе оптимизация регулирования в этой сфере, также позволит обеспечить как скорейшее восстановление, так и дальнейшее развитие экономики.

В условиях ограничений на межстрановые перемещения усиливается спрос на безопасный и качественный отдых внутри страны.

Распространение коронавирусной инфекции сформировало новые требования к устойчивости как сферы здравоохранения, так и экономики в целом к внешним шокам.

Были выявлены сильные и слабые стороны российской системы здравоохранения.

Это создает возможности для существенного улучшения сферы здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, развития связанных отраслей.

В россии утвердили план восстановления экономики

«Мы все понимаем, как распространение коронавируса повлияло на доходы граждан и на динамику развития экономики в целом. Нам нужно перезапустить позитивные процессы и продолжить движение вперед, — подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин. — План направлен на восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса, поддержку индивидуального, малого и среднего предпринимательства, запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата, а также на ускорение технологического развития экономики, увеличение экспорта и поддержку импортозамещения».

План (есть в распоряжении «РГ») разделен на три этапа. Первый — июнь — сентябрь 2020 — предполагает адаптацию.

Его главные цели — не допустить дальнейшего падения доходов населения, распространения рецессии на более широкий круг отраслей и стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших отраслях. Второй — октябрь 2020 — июнь 2021 — нацелен на восстановление.

Его главная задача — вернуться к росту экономики и доходов граждан (они должны достичь уровня не ниже 100% к 2019 году). Третий — июль — декабрь 2021 — направлен на активный рост как экономики, так и реальных доходов населения.

Добиться этого, а также восстановления эффективной занятости и платежеспособного спроса планируется с помощью «Социального казначейства» (оказание мер соцподдержки без предоставления гражданами документов — на основании выявления жизненных обстоятельств), адресных денежных выплат социально уязвимым группам населения, прежде всего семьям с детьми, помощи потерявшим работу, а также цифровизации рынка труда. Речь о переходе на удаленный режим работы, совершенствовании режима неполной занятости и самозанятости, внедрении электронного кадрового документооборота.

Поддержка доходов населения — одно из направлений плана.

Еще среди них поддержка и развитие МСП, поддержка наиболее пострадавших отраслей, развитие экспорта и импортозамещения, запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата, повышение устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам, а также ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда.

Мероприятия плана — их более 500 — рассчитаны до конца 2021 года, но многие уже выполнены

Отдельные положения плана успешно реализуются с июля. В частности, меры по поддержке и развитию МСП.

Среди них Кредит на зарплату по ставке 2% с возможностью списания (стартовал 1 июня), расширенная финансовая помощь бизнесу по кредитам, отсрочка и снижение налоговых и страховых платежей, а также создание экосистемы для комфортной работы и развития индивидуальных предпринимателей и субъектов МСП на базе единой цифровой платформы («одно окно»).

Цифровизация красной нитью проходит через все ключевые направления. Помимо цифровизации отдельных отраслей — здравоохранения, строительства, образования — планируется переход к принципу «Государство как цифровая платформа».

Это проактивное и комплексное оказание госуслуг в цифровом виде без необходимости очного посещения ведомств и МФЦ на базе платформенных облачных решений, внедрение электронных реестров выданных разрешений и лицензий, создание единой системы онлайн-идентификации граждан.

«Цифровизация может стать драйвером технологического прорыва, роста производительности труда во многих секторах экономики», — говорится в документе.

План будет считаться достигнутым, если на конец 2021 года уровень безработицы упадет ниже 5%, а рост ВВП составит не менее 3% в год. Это в общем, а в частности: реальная зарплата должна расти не менее чем на 2% в год, розничный товарооборот — не менее чем на 2,5% в год, объем платных услуг населению должен прибавлять минимум 3% в год.

Численность МСП и ИП должна восстановиться на уровне I квартала 2020 г., а темпы роста оборота МСП превысить темпы роста экономики в целом. На конец 2021 года рост инвестиций в основной капитал должен превысить 4,5% в год, как и рост несырьевого неэнергетического экспорта.

Численность малых и средних высокотехнологических компаний должна прирастать на 10% ежегодно.

3 процента в год должен прибавлять ВВП России, а уровень безработицы на конец 2021 года должен упасть ниже 5%, тогда план будет считаться достигнутым

При этом документ оговаривает, что в указанные сроки цели достижимы лишь при благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке. Пандемия нанесла серьезный удар экономике, от которого страна быстро не оправится. Однако в правительстве, как ни парадоксально, видят в этом и колоссальные возможности.

Помимо цифровизации созданы благоприятные условия для импортозамещения и новые экспортные ниши. «Реализация мер по поддержке импортозамещения и экспорта, в том числе оптимизация регулирования в этой сфере, также позволит обеспечить как скорейшее восстановление, так и дальнейшее развитие экономики.

Читайте также:  Пособия и выплаты на ребенка в смоленске в 2023 году: федеральные и региональные, размеры выплат, порядок и условия получения, необходимые документы

В условиях ограничений на межстрановые перемещения усиливается спрос на безопасный и качественный отдых внутри страны», — отмечается в плане.

Мероприятия плана — всего более 500 — рассчитаны до конца следующего года, но многие из них выполнены. Финансирование превышает 6,4 трлн рублей, но более 4 трлн из них уже потрачено. План синхронизирован с проектом бюджета на следующие три года.

https://www.youtube.com/watch?v=B4RCXINIYjg

По словам министра экономического развития Максима Решетникова, «по большому счету это тот план, который уже больше чем на половину реализован, потому что он был подготовлен еще в июне». Министр уточнил, что «по поручению руководства правительства его реализовывали даже без утверждения».

Ранее, выступая в Совете Федерации, первый вице-премьер Андрей Белоусов указал, что задача властей в пандемию «состояла в том, чтобы поддержать людей, занятость и не дать кризису расползтись на смежные отрасли по цепочкам поставок и платежей».

«Оперативно был предпринят ряд действий, направленных как на поддержку доходов населения, в первую очередь социально незащищенных граждан, так и пострадавших отраслей экономики, — заявил Белоусов. — Всего только из федерального бюджета было затрачено финансовых ресурсов более чем на 4 трлн рублей — 3,9% ВВП.

Это позволило ограничить глубину и продолжительность спада производства и потребления и, главное, поддержать занятость».

6,4 триллиона рублей составит финансирование общенационального плана по восстановлению экономики, 4 трлн рублей из них уже потрачены

Параллельно правительство работает над проектом единого плана достижения национальных целей до 2030 года во исполнение указа президента РФ от 21 июля. Он должен быть представлен на рассмотрение Совета при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам до 30 октября.

Оба плана являются документами правительства, направленными на повышение качества жизни россиян через достижение национальных целей развития. Их отличие — в различных задачах и в разном горизонте планирования.

Если миссия общенационального плана — выведение страны из кризиса и закрепление устойчивой траектории экономического роста, то миссия единого плана — достижение долгосрочных целей развития.

Общенациональный план — краткосрочный план действий, рассчитанный на два года, единый план — средне- и долгосрочный стратегический документ, рассчитанный на 10 лет.

Общенациональный план — план прямого действия, состоит из конкретных мер. Единый план сгруппирован в соответствии с национальными целями развития, на их достижение будут направлены нацпроекты и «дорожные карты».

Если фокус общенационального плана — устойчивый рост экономики и доходов, единый план адресует другие потребности человека: в безопасности и долгой жизни, в достойном труде и самореализации, в комфортной среде вокруг. Также в обоих планах содержится большой блок по цифровой трансформации — это сквозная цель, которая обеспечит достижение всех остальных.

При этом показатели общенационального плана напрямую связаны с показателями единого плана. Так, устойчивый рост доходов является промежуточным результатом национальной цели по созданию достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства.

Быстрое и качественное строительство жилья является обязательным условием появления комфортной среды для жизни. А обеспечение высокой степени устойчивости системы здравоохранения к шокам напрямую повлияет на сохранение населения и здоровья людей.

Заседание Правительства

23 сентября 2020 13:20

  • В повестке: проекты федеральных законов, бюджетные ассигнования.
  • Вступительное
    слово Михаила Мишустина:
  • Добрый день, уважаемые
    коллеги!
  • Решения, принятые на заседании Правительства 23 сентября 2020 года

Правительство завершает
работу над проектом Общенационального плана действий, обеспечивающих
восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные
структурные изменения в экономике. Очень важно, что ряд его мероприятий уже
успешно исполняется и он синхронизирован с проектом бюджета на следующие три
года.

Мы все понимаем, как
распространение коронавируса повлияло на доходы граждан и на динамику развития
экономики в целом. Нам нужно перезапустить позитивные процессы и продолжить
движение вперёд.

План направлен на восстановление эффективной занятости и платёжеспособного
спроса, поддержку индивидуального, малого и среднего предпринимательства,
запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата, а также на
ускорение технологического развития экономики, увеличение экспорта и поддержку
импортозамещения.

Рассмотрим сегодня и
Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока до
2024 года и на 15-летнюю перспективу. Разработать её поручил Президент.

В его указе
обозначены главные стратегические цели государственной политики в
дальневосточных регионах. В ближайшие четыре года на этих территориях все
ключевые показатели качества жизни людей должны расти быстрее, чем в среднем по
России.

Необходимо улучшить демографическую ситуацию и сократить миграционный
отток.

Предстоит масштабная
работа сразу на многих направлениях. Чтобы люди оставались жить и работать на
Дальнем Востоке, им нужно создать для этого все условия – комфортное
современное жильё, работа с достойной зарплатой. И, что важнее всего, открыть
хорошие перспективы на будущее.

Национальная программа предусматривает в
течение ближайших лет рост опережающими темпами всех показателей экономического
развития, в том числе за счёт наращивания объёма накопленных инвестиций до 800
млрд рублей. К 2024 году планируется увеличить объём жилищного строительства
более чем в 1,5 раза.

На территориях опережающего социально-экономического
развития и в свободном порту Владивосток создать не менее 200 предприятий и 30
тыс. новых рабочих мест.

  • Материалы к заседанию Правительства 23 сентября 2020 года

Национальная программа
социально-экономического развития Дальнего Востока – это комплексная стратегия.
В неё включены задачи, поставленные в ряде уже действующих национальных
проектов и в государственных программах. Прошу профильные министерства и
ведомства держать эту работу под постоянным контролем.

И ещё вернёмся к
вопросу, который мы рассматривали на прошлом заседании.

Речь идёт о поручении
Президента – со следующего года изменить ставку налога на доходы физических лиц
с 13 до 15% для тех, кто зарабатывает свыше 5 млн рублей в год.

Такой ставкой
предлагается облагать не все доходы, а только ту часть, которая превышает 5 млн
рублей. Эти деньги пойдут на лечение детей с тяжёлыми, редкими заболеваниями.

Правительством был
подготовлен законопроект, который внесён в Государственную Думу. Нам удалось
предусмотреть максимально необременительный для людей механизм. Не надо будет
бегать и собирать справки, если они получают доходы не из одного источника. Всю
эту работу проведёт налоговая служба.

И по итогам года направит им уведомление
о необходимости уплаты такого налога. Не все средства поступят в бюджет в
следующем году. Часть из них придёт только в 2022 году. Но деньги на
лечение детей с редкими заболеваниями должны быть уже в 2021 году. И мы
зарезервировали их в проекте бюджета.

Однако хочу напомнить: Президент одновременно
поручил и определить виды доходов, к которым применяется повышенная налоговая
ставка.

Здесь нельзя чисто механически применять
нормы действующего закона к новому налогу. Важно уточнить, какие виды доходов
действительно необходимо оставить в законопроекте, а какие – исключить.

Считаю, что этот вопрос должен обсуждаться
публично. Поэтому прошу Министерство финансов вместе с парламентом и регионами
дополнительно обсудить эти вопросы, чтобы определить базу для налога по 15-процентной
ставке. Считаю, такой подход соответствует принципу социальной справедливости.
И социальной ответственности людей, чьи доходы выше среднего. Это и есть
главная идея законопроекта.

Ещё одна важная тема – обеспечение инвалидов
техническими средствами реабилитации. Правительством предусмотрены деньги на
такие цели. Это жизненно необходимые вещи для людей с инвалидностью.

Сейчас технические средства предоставляются
государством через Фонд социального страхования либо компенсируются затраты на
их покупку и ремонт. В  дополнение к этому вводится ещё один механизм:
возможность приобретать средства реабилитации при помощи электронных
сертификатов.

Люди с инвалидностью смогут самостоятельно
определять, какую модель технического средства оплатить сертификатом, – без
долгих согласований. Процесс станет проще, быстрее и удобнее. Разумеется,
выбрать электронный сертификат или воспользоваться существующим порядком – это
решит сам человек.

Все данные о товарах и услугах, на которые
можно использовать электронные сертификаты, будут собраны в специальной
федеральной государственной информационной системе, чтобы обеспечить
прозрачность нового механизма.

Планируем в ближайшие два года распространить
электронные сертификаты и для обеспечения льготников лекарствами и медицинскими
изделиями, а детей-инвалидов – лечебным питанием.

Кроме того, в повестке заседания
Правительства вопрос о сокращении сроков прохождения согласительных и иных
процедур в сфере строительства. Соответствующее поручение дал Президент.

Для этого внесём ряд изменений в
Градостроительный Кодекс и Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов Российской Федерации».

Скорректируем правила
землепользования и застройки, а также сроки подготовки документов по планированию
территории.

Все вместе эти шаги дадут довольно приличную экономию времени –
до 50 дней в зависимости от типа здания, которое планируется построить.

Одновременно расширим возможности и для
электронного документооборота. Будет определён перечень действий и
согласований, которые станут проходить только онлайн, что самым позитивным
образом скажется и на темпах запуска новых проектов, и на инвестиционном
климате в нашей стране в целом.

Правительство продолжает совершенствовать
условия помощи малому и среднему бизнесу. Для этого утвердим поправки в
законопроект, который меняет два федеральных закона и корректирует правила
формирования реестра субъектов МСП.

Чтобы он обновлялся не раз в год, а
ежемесячно. И можно будет точнее настроить систему государственной поддержки.
А  сами предприятия смогут быстрее восстановить свои права, если по
каким-либо причинам временно выпадут из реестра.

Теперь им не придётся ждать
целый год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *