Налоговый мониторинг: что нового с 1 июля?

Налоговый мониторинг: что нового с 1 июля? Новые правила налогового мониторинга с 1 июля 2021 года 04.03.2021 00:00

1 июля вступает в силу федеральный Закон № 470, согласно которому Налоговая служба получает больше оснований при выполнении налогового мониторинга. Эта информация должна обязательно учитываться как давно существующими бизнесами, так и теми, кто только запланировал открытие ООО в Сочи.

В частности, изменения коснулись оснований для выездных проверок – их стало больше.

Сейчас такие проверки возможны в двух случаях: если проверка является контролем за действиями проверяющей инстанции и осуществляется вышестоящим налоговым органом, и если налогоплательщик представил уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога. С июля поводом также может послужить увеличение налогоплательщиком суммы НДС или акциза, указанной в уточняющем документе.

При этом поводов для проведения камеральных проверок, согласно новому ФЗ, станет меньше. Точнее, для них останется только одно основание против четырех, предусмотренных сейчас. А именно – камеральная проверка при налоговом мониторинге может быть произведена в случае, когда мониторинг закончен досрочно и не менее, чем за 3 месяца с момента подачи расчетное или уточняющей декларации.

Осмотр документов и прочих предметов налогоплательщика, а также принадлежащих ему помещений и территорий, для которого на данный момент имеется два основания, с 1 июля получит и третье.

Сейчас осмотр перечисленных объектов может быть произведен либо при выездной проверке, либо при камеральной проверке, если в отчете налогоплательщика обнаружены какие-либо несоответствия.

По новому закону осмотр станет возможным и в рамках мониторинга, если отчет налогоплательщика содержит противоречия и/или несоответствия отчетам других налогоплательщиков, либо в нем имеется заявление на возмещение налога на добавленную стоимость.

Переход на налоговый мониторинг на данный момент является добровольным и делается для удобства налогоплательщика. Однако на данный момент в России он не пользуется особой популярностью. По состоянию на конец 2020 года его выбрали всего 209 отечественных компаний, большинство из которых – крупные холдинги.

У налогового мониторинга есть как плюсы, так и минусы. Принять решение относительно перехода на него может только разбирающийся в вопросе бухгалтер.

Если ваша фирма не располагает таким сотрудником, есть смысл обратиться к специалисту, оказывающему такую комплексную услугу, как бухгалтерское сопровождение.

«Сочи Бухгалтер» — та самая компания, которая готова предоставить такого специалиста на самых выгодных для клиента условиях. Обсудить вопросы сотрудничества можно по телефону или оставив заявку на нашем сайте.

Вступили в силу новые условия для перехода на налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг: что нового с 1 июля?

Налоговая служба на своем официальном сайте опубликовала информацию о вступлении в силу с 1 июля ряда изменений, касающихся налогового мониторинга (Федеральный закон от 29 декабря 2020 года № 470-ФЗ). Так, в частности, снижены обязательные суммовые показатели для перехода на налоговый мониторинг. Теперь для перехода на такой вид налогового контроля доходы и активы организации должны составлять не менее 1 млрд руб. (ранее не менее 3 млрд руб.), а за прошлый календарный год должно быть уплачено не менее 100 млн руб. налогов, включая НДФЛ и страховые взносы (ранее не менее 300 млн руб.). 

Также изменились и требования к сроку представления мотивированного мнения. Теперь оно может быть составлено в течение всего периода проведения налогового мониторинга (ранее – не позднее чем за три месяца до его окончания).

Еще одна новация – теперь участники налогового мониторинга могут возмещать НДС (акциз) в заявительном порядке. Для этого не потребуется банковская гарантия или Договор поручительства.

Достаточно только представить в инспекцию соответствующее заявление в электронном виде не позднее двух месяцев со дня подачи налоговой декларации.

Применять такой порядок можно будет уже в отношении налоговых деклараций за налоговые периоды после 1 июля 2021 года (III квартал 2021 – НДС, август 2021 – акцизы).

В отношении поданных деклараций не будет проводится камеральная проверка – инспекция проверяет обоснованность заявленного возмещения НДС (акциза) в течение срока проведения налогового мониторинга. Налоговая служба напоминает, что при этом сохраняется право инспекторов затребовать документы у контрагентов и осматривать помещения налогоплательщика.

Стоит также учесть, что налоговый мониторинг может быть продлен до шести месяцев, если в периоде, за который он уже не проводится, организация представила уточненную декларацию по НДС (акцизу) с возмещением.

Если будет выявлено необоснованное возмещения НДС (акциза), то будет составлено мотивированное мнение.

Если организация уточнит свои налоговые обязательства в сторону уменьшения налога, увеличения убытка либо увеличения суммы заявленного возмещения НДС (акциза) по закрытым периодам налогового мониторинга, налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку.

  • Документы по теме:
  • Налоговый Кодекс Российской Федерации

Для бизнеса смягчили правила перехода на налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг: что нового с 1 июля?

С 1 июля 2021 года вступят в силу новые критерии для перехода на обязательный мониторинг. Об этом предупреждает ФНС в своем сообщении от 28.06.2021.

В частности, критерий по доходам и активам сбудет снижен с 3 млрд до 1 млрд рублей, по налогам с 300 млн рублей до 100 млн рублей (с учетом НДФЛ и страховых взносов). В ФНС уверены, что новые критерии помогут расширить круг потенциальных участников этой формы налогового контроля.

Также изменен срок подачи заявления о проведении налогового мониторинга для организаций, планирующих переход на новую форму налогового контроля. Если ранее заявление нужно было представить не позднее 1 июля года, предшествующего периоду проведения налогового мониторинга, то теперь этот срок перенесен на 1 сентября.

Соответственно, если организация планирует перейти на налоговый мониторинг с 2022 года, подать заявление в налоговый орган необходимо не позднее 1 сентября 2021 года.

Заявление представляется в электронном виде в налоговый орган по месту постановки на учет организации (учета в качестве крупнейшего налогоплательщика). Форма и формат заявления утверждены приказом ФНС от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@.

Вместе с заявлением в налоговый орган необходимо представить:

  • регламент информационного взаимодействия;
  • информацию об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25%;
  • учетную политику для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление;
  • контрольные процедуры организации, осуществляемые в целях налогового мониторинга;
  • оценку уровня организации системы внутреннего контроля;
  • информацию об организации системы внутреннего контроля;
  • внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Представленные организациями электронные документы будут проверяться автоматически и отражаться в информационной системе АИС «Налог-3».

В ФНС при этом уточняют, что организациям, в отношении которых уже проводится налоговый мониторинг, представлять ежегодно такое заявление не нужно.

Переход на налоговый мониторинг с Контуром

Налоговый мониторинг с 1 июля 2021 года стал доступен не только для крупнейших налогоплательщиков, но и для многих компаний — теперь действуют новые критерии для вступления в налоговый мониторинг.

Сумма налогов, подлежащих уплате за предыдущий год, — не менее 100 млн рублей

Сумма доходов по данным бухотчетности за предыдущий год — не менее 1 млрд рублей

Стоимость активов по данным бухотчетности за предыдущий год — не менее 1 млрд рублей

  • Признание компании добросовестным и надежным налогоплательщиком.
  • Информационный обмен с налоговым органом в режиме реального времени.
  • Возможность получать мотивированное мнение налогового органа по сложным вопросам.

Сокращение срока проведения налоговой проверки с 4,5 лет до 1 года и 9 месяцев при глубине налоговой проверки в один календарный год.

Снижение объема контрольных мероприятий и количества проверяемых первичных документов.

  1. Освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок и снижение затрат, связанных с их администрированием.
  2. Ускоренное возмещение НДС и акцизов при заявительном порядке в рамках проведения налогового мониторинга.
  3. Предупреждение рисков, снижение вероятности получить штрафы и пени.

Не требует серьезных изменений учетной системы компании. Может интегрироваться с несколькими системами и электронными хранилищами данных, чтобы принимать документы для налогового мониторинга.

Взаимодействие с налоговым органом можно организовать за счет внедрения и настройки сервиса, который будет получать необходимые сведения из источников данных, или через разработанный сервис («коробочный» продукт).

Информационную систему можно использовать также для внутренних бизнес-процессов компании: анализа и среза данных, подготовки отчетности.

Круглосуточная техподдержка

Наши специалисты всегда на связи и готовы оказать необходимую помощь.

Для этого не придется серьезно менять учетную систему, а для доступа ко всем документам можно интегрировать программу сразу в несколько информационных систем и хранилищ данных. Вы можете настроить сервис по своим параметрам или пользоваться «коробочным» продуктом со стандартными настройками.

Налоговый мониторинг: что нового с 1 июля? Для чего нужен налоговый мониторинг?

Читайте также:  Изменение Земельного кодекса РФ с 1 июля 2023 года

Основная функция — упростить проверки. Налоговый мониторинг инспекция проводит онлайн по предоставленным организацией данным. Обо всех спорных моментах проверяющие сообщают в реальном времени в виде мотивированного мнения, это помогает быстрее исправлять недочеты. А еще ускоряется возмещение НДС и акцизов, уменьшаются сроки проверки и количество запрашиваемых документов. 

Возможно ли проведение выездных и камеральных проверок?

Стандартные камеральные и выездные проверки за периоды мониторинга не проводят, если он не прекращен досрочно.

Кто подлежит налоговому мониторингу?

Налоговый мониторинг доступен крупному и среднему бизнесу. По итогам года, предшествующего году подачи заявления, должны выполняться условия перехода на налоговый мониторинг:

  • сумма налогов, подлежащих уплате, — 100 млн рублей и более;
  • доходы по данным бухотчетности — 1 млрд рублей и более;
  • балансовая стоимость активов — 1 млрд рублей и более.

За какой период проводится?

Календарный год. Если подать заявление до 1 сентября 2021 года, налоговая будет проверять период с 1 января по 31 декабря 2022 года.

Какой срок проведения налогового мониторинга?

Срок мониторинга — 1 год и 9 месяцев. Он начинается 1 января проверяемого года и заканчивается 1 октября следующего года.

Как перейти на налоговый мониторинг?

Чтобы перейти на мониторинг со следующего года, нужно до 1 сентября подать заявление в ИФНС по месту нахождения. Форма заявления о проведении налогового мониторинга утверждена Приказом ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@. К заявлению прикладываются документы: регламент информационного взаимодействия, информация об участниках, учетная политика, документы СВК.

Заявление и документы налоговая рассмотрит до 1 ноября. Мониторинг проводится на основании принятого налоговой решения о проведении с 1 января следующего года. В следующем году заявление не понадобится, мониторинг продлят автоматически, если вы от него не откажетесь.

Как проходит налоговый мониторинг?

Общая схема проведения мониторинга такая: 

  1. Проверяющие получают от организации доступ к информации одним из способов: напрямую к учетной системе со всеми данными, к витрине данных с копиями первичных документов или к отдельным отчетам, первичным документам, регистрам, данным учета, полученным по ТКС через оператора ЭДО.
  2. Налоговая оценивает работу системы внутреннего контроля организации, анализирует риски и контрольные процедуры.
  3. Организация может в любой момент обратиться к налоговой за мотивированным мнением по совершенным и планируемым сделкам. В нем проверяющие раскроют свою позицию по вопросу.
  4. Мониторинг ведется непрерывно. Если у налоговой появляются подозрения на ошибки и нарушения, она направляет требования о представлении документов или пояснений, приглашает экспертов, обращается к контрагентам.
  5. В случаях неверного исчисления, неполной уплаты обязательных платежей и истечения срока представления пояснений, налоговая уведомляет об основаниях для составления мотивированного мнения. Затем проверяющие составляют мнение, если полученные пояснения не доказывают отсутствие нарушений.
  6. Если налогоплательщик согласен с мотивированным мнением, он в течение месяца направляет в налоговую сообщение о согласии и документы, подтверждающие выполнение мнения. Если организация не согласна с мнением налоговой, в течение месяца она представляет в инспекцию разногласия и проходит взаимосогласительную процедуру в ФНС, по итогам которой мнение изменяют или оставляют прежним.

Есть ли риски подключения к налоговому мониторингу?

Мониторинг предполагает постоянный контроль со стороны налоговой, поэтому в течение всего периода есть риск, что налоговые платежи вырастут из-за выявления неучтенных операций. В первую очередь это касается сокрытых доходов.

От пеней и штрафов мониторинг не освобождает. Их могут наложить за непредставление документов и сведений по ст. 126 и 126.1 НК РФ, за выявленные нарушения срока уплаты и пр.

Когда во время налогового мониторинга инспекторы находят противоречия в сведениях налоговой и организации, просрочки в представлении отчетности и уплате налогов, они уведомляют об основаниях для составления мотивированного мнения. Если исправить нарушения до получения мнения или в установленные сроки после, штрафов не будет. 

Когда ошибки и недоимки возникли при выполнении ошибочного мотивированного мнения налоговой, пени и штрафы не начисляются. Но освобождения от них не будет, если налоговая вынесла неверное мнение из-за неполной или недостоверной информации, полученной от налогоплательщика.

Заполните заявку, мы свяжемся с вами и ответим на ваши вопросы.

Систему налогового мониторинга изменят с 1 июля 2021 года

Значительно смягчают условия для перехода на налоговый мониторинг (пп. «а» п. 8 ст. 1 закона).

Заявление о проведении налогового мониторинга

Сдвигают срок, в который нужно подать заявление о проведении налогового мониторинга. Сделать это можно будет не позднее 1 сентября (сейчас — не позднее 1 июля).

Продление налогового мониторинга

Фактически в НК РФ закрепляют автоматическое продление налогового мониторинга на следующий год в случае, если налогоплательщик не подал до 1 декабря заявление об отказе (пп. «г» п. 9 ст. 1 закона). Подавать каждый год заявление не нужно (пп. «б» п. 9 ст. 1 закона).

Особые положения для продления налогового мониторинга предусмотрели и при подаче уточненной декларации (пп. «б» п. 8 ст. 1 закона).

Регламент информационного взаимодействия

Расписано, что среди прочего должно быть указано в регламенте информационного взаимодействия ( пп. «в» п. 8 ст. 1 закона). Некоторые позиции касаются представления документов и информации, связанных с исчислением, удержанием и уплатой налогов и сборов. Так, нужно отражать:

  • сроки и порядок представления документов и информации в электронной форме. Можно закрепить порядок предоставления налоговикам доступа к таким документам через информационные системы организации;
  • порядок ознакомления должностных лиц с документами;
  • время доступа к документам и информации в течение срока мониторинга и 3 лет после его окончания, если налоговикам дали доступ к информационным системам налогоплательщика.

Кроме того, в регламенте нужно отразить состав и структуру раскрытия показателей регистров бухгалтерского и налогового учета, а также сведения о системе внутреннего контроля организации за фактами хозжизни и правильностью расчета, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и взносов.

ФНС должна утвердить:

  • форму регламента и требования к нему;
  • порядок внесения в него изменений и дополнений;
  • требования к информационным системам организации, в том числе, например, формат документов, к которым налоговикам предоставляют доступ.

Проверки

Сократили количество случаев, когда при налоговом мониторинге инспекция все же проведет камеральную проверку.

Остается только один такой случай — досрочное прекращение налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления отчетности (п. 3 ст. 1 закона).

Срок проверки в этой ситуации исчисляют со дня, следующего за днем досрочного прекращения мониторинга.

Следует иметь в виду, что также закрепят порядок досрочного прекращения (п. 10 ст. 1 закона).

Ситуации, при которых налоговики могут прийти с выездной проверкой в период налогового мониторинга, уточнили (п. 4 ст. 1 закона). Проверку назначат, в частности, в следующих случаях:

  • если не выполнить мотивированное мнение налогового органа в срок до 1 декабря года, следующего за периодом налогового мониторинга;
  • представить уточненную декларацию в году, когда мониторинг не проводят, за период, когда он проводился, с уменьшением суммы налога или взносов, увеличением суммы возмещения НДС и акцизов либо увеличением суммы убытка.

Осмотр

Инспекция получит право проводить осмотр при проверке в рамках налогового мониторинга декларации по НДС, в которой заявлена сумма к возмещению ( п. 6 ст. 1 закона). Такое право у налоговиков будет, если в отчетности по НДС выявят несоответствия и противоречия.

Истребование документов

Документы, которые запрашивает инспекция, нужно будет представлять только через информационные системы налогоплательщика в электронном виде, заверив усиленной квалифицированной электронной подписью (пп.

«б» п. 7 ст. 1 закона). Такое требование вступит в силу 1 января 2024 года (ч. 5 ст. 6 закона).Сроки и порядок представления пропишут в регламенте информационного взаимодействия (пп. «в» п. 8 ст. 1 закона).

Если запрашиваемые документы составлены на бумаге, то налоговикам можно будет представить скан-образы с сохранением реквизитов (пп. «в» п. 11 ст. 1 закона).

Мотивированное мнение

Подробнее распишут нормы о мотивированном мнении налогового органа для случая, когда инспекция выявит неправильное исчисление или удержание, неполную либо несвоевременную уплату налогов, сборов и взносов (п. 11 ст. 1 закона).

Если налоговики установят факт нарушений, налогоплательщик в течение 10 дней получит уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения. В уведомлении укажут документально подтвержденные факты, свидетельствующие о нарушениях, а также выводы и предложения инспекции по исправлению.

У организации будет 15 дней на то, чтобы представить пояснения или устранить нарушения. И только если после этого нарушения останутся, инспекция составит мотивированное мнение.

Обращаем внимание, что ФНС ранее выставила на общественное обсуждение проект с электронными документами для мотивированного мнения.

Читайте также:  11 признаков трудовых отношений от верховного суда рф

НДС и акцизы

Налогоплательщики, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, будут иметь право на возмещение НДС и акцизов в заявительном порядке ( пп. «б» п. 3 и п. 7 ст. 2 закона). Кроме того, такие налогоплательщики смогут получить право на освобождение от акцизов по некоторым операциям без представления банковской гарантии (пп. «б» п. 4 ст. 2 закона).

Налоговый мониторинг с 1 июля 2021 года: разбираем некоторые новшества

Налоговый мониторинг с 1 июля 2021 года: разбираем некоторые новшества

 С июля применять налоговый мониторинг станет несколько проще. Что изменится? Какие лимиты установили для его проведения? В какой срок нужно подать заявление? В каких случаях могут проводить камеральные и выездные проверки? Ответы на эти и другие вопросы читайте в обзоре.

Пороговые значения для перехода на налоговый мониторинг снижают в 3 раза. По новым правилам на него можно перейти, когда у вас одновременно:

  • не менее 1 млрд руб. доходов за предыдущий год и такая же балансовая стоимость активов на 31 декабря прошлого года;
  • не менее 100 млн руб. налогов за предыдущий год. В эту сумму входят НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ, а с 1 июля еще НДФЛ и страховые взносы.

Если у вас уже идет мониторинг, эти условия необязательны для принятия решения о его проведении.

Какие организации могут перейти на налоговый мониторинг

Чтобы перейти на налоговый мониторинг с 2022 года, подайте заявление не позднее 1 сентября 2021 года. Направлять его каждый год не нужно, мониторинг продлят автоматически. Продлевать его можно неограниченное число раз.

Если же вы больше не хотите его применять, подайте заявление об отказе. Сделать это нужно до 1 декабря текущего года, чтобы со следующего года мониторинг отменили.

            Налоговый мониторинг проводят за календарный год. Как правило, его начинают с 1 января проверяемого года и оканчивают 1 октября следующего года. Однако по новым правилам в некоторых случаях этот срок может быть увеличен на несколько месяцев.

            Например, мониторинг могут продлить, если вы подадите уточненку по НДС или акцизу к возмещению в году, по которому мониторинга нет, менее чем за 6 месяцев до его окончания.

Причем в декларации уточните период, который был проверен или который подлежит проверке в рамках мониторинга. В этом случае срок его проведения могут продлить максимум на 6 месяцев.

Это правило применимо к декларациям и расчетам за периоды, которые наступят после 1 июля.

Срок проведения налогового мониторинга

Увеличение срока проведения налогового мониторинга

Изменения затрагивают и налоговые проверки во время мониторинга. Камеральную проверку могут провести только в одном случае — при досрочном прекращении мониторинга менее чем через 3 месяца со дня подачи декларации или расчета. Данное правило касается отчетности за периоды, которые наступят после 1 июля.

В каких случаях могут проводить камеральные проверки за период мониторинга

Уточняют и ситуации, при которых можно провести выездную проверку. Например, ее назначат, если вы:

  • не выполните в срок мотивированное мнение. Сделать это нужно до 1 декабря года, следующего за периодом, проверенным в рамках мониторинга;
  • подадите уточненку в году, когда мониторинга нет, за период, когда он был проведен, и уменьшите в ней суммы налога или взносов либо увеличите сумму возмещения НДС или акцизов, или сумму убытка.

В каких случаях могут проводить выездные проверки за период мониторинга

Во время мониторинга вы добровольно даете инспекции онлайн-доступ к данным бухгалтерского и налогового учета. Вместо камеральных и выездных проверок она анализирует эти данные в режиме реального времени. Документы и пояснения могут запросить у вас в любое время.

В каком объеме вы будете раскрывать информацию инспекции, нужно указать в регламенте информационного взаимодействия. По новым правилам в нем можно также отразить:

  • сроки представления документов и информации;
  • состав и структуру раскрытия данных регистров бухгалтерского и налогового учета;
  • время доступа к документам и информации в период мониторинга и трех лет со дня его окончания.

            Процедуру проведения мониторинга упорядочивают. Так, если проверяющие обнаружат, что вы неправильно рассчитали или удержали налоги, уплатили их не вовремя или не полностью, вам сначала направят электронное уведомление о том, что есть основания для составления мотивированного мнения. В нем в том числе укажут ваши нарушения и свои предложения по их устранению.

            Ответить на уведомление вы можете в течение 15 рабочих дней — представить пояснения, внести исправления.

            Если вы проигнорируете уведомление или, несмотря на ваш ответ, проверяющие будут настаивать на наличии нарушений, инспекция вынесет мотивированное мнение. Данный документ не налагает на вас Штраф, но он обязательный для исполнения. Вы можете подать на него разногласия. После этого ФНС России должна провести взаимосогласительную процедуру.

            Мотивированное мнение могут составить и по вашему заявлению.

Все о налоговом мониторинге как новой форме налогового контроля | «Правовест Аудит»

Налоговый мониторинг предоставляет компаниям значительные преимущества, так как помогает свести к минимуму налоговые риски. А значит, можно не опасаться будущих доначислений.

Теперь налоговый мониторинг стал доступнее, но по-прежнему актуален только для крупных налогоплательщиков.

Рассмотрим, стоит ли компаниям переходить на налоговый мониторинг и существует ли альтернатива для минимизации налоговых рисков.

Налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, при которой обычные проверки со стороны налоговой инспекции заменяют на онлайн-взаимодействие путем предоставления инспекторам удаленного доступа к информационным системам и отчетности. Иными словами, инспекция контролирует правильность расчета и своевременность перечисления платежей в бюджет в режиме реального времени.

Контролю подлежат: налоги, сборы, страховые взносы, а также те обязательства, которые компания должна исполнять в качестве налогового агента (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). Например, подлежит налоговому мониторингу НДС, уплачиваемый за иностранное юридическое лицо.

Если проверяемое лицо — участник консолидированной группы налогоплательщиков, то в целях налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков проверяющие также смотрят корректность определения доходов и расходов.

Налоговый мониторинг проводят на добровольной основе. При этом проверяемому лицу следует соответствовать обязательным критериям (о них расскажем ниже).

Проведение налогового мониторинга несет в себе определенные преимущества. В частности, это:

  • экономия времени за счет отмены традиционных форм контроля, в т.ч. камеральных проверок (за некоторым исключением);
  • уменьшение количества истребуемых документов и др.;
  • возможность оперативного согласования вопросов налогообложения планируемых и уже совершенных операций (налоговая инспекция предоставляет мотивированное мнение относительно той или иной сделки);
  • отсутствие штрафов и пени в случае выполнения мотивированного мнения налогового органа.

Таким образом, налоговый мониторинг — это гарант снижения налоговых рисков и, следовательно, доначислений по результатам налоговых проверок. Это способствует наиболее точному прогнозу налоговой нагрузки в обозримом будущем.

Однако на ряду с преимуществами у налогового мониторинга есть и недостатки:

  • постоянный контроль со стороны инспекторов;
  • необходимость настройки доступа проверяющим к информационным системам компании и обязательность постоянного обновления данных в IT-программах;
  • повышенный риск утечки конфиденциальной информации из-за расширенного доступа к системе;
  • прозрачность учета и, как следствие, риск увеличения обязательных платежей;
  • высокие требования к системам внутреннего контроля и учета;
  • существенные затраты на налоговый мониторинг (трудовые, материальные и временные).

УЗНАЙТЕ, ПОДЛЕЖИТЕ ЛИ ВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ АУДИТУ

Налоговая: вся правда о контроле ваших счетов и доходов

20 июня, спустя неделю после выхода нашей статьи, ФНС официально опровергла слухи о слежке за счетами и автоматическом начислении налогов со всех поступлений на карты.

  1. В налоговом кодексе есть изменения с 1 июня. В нескольких статьях появилось упоминание счетов в драгоценных металлах.
  2. В контроле за счетами в банках нет ничего нового. Банки и раньше были обязаны отвечать на запросы по поводу операций и остатков на счетах.
  3. Налоговая проверяет операции по счетам и картам только при наличии законных оснований. Банк передает информацию только по официальному запросу. Автоматически ничего начислять не будут.
  4. Чтобы что-то доначислить, налоговая должна доказать нарушение. Не со всех переводов на карту надо платить налог.
  5. Новость про тотальный контроль — вброс, фейк и провокация.

СМИ постоянно сеют панику на ровном местеА мы нет. Читайте правду о российских законах — без истерик и перегибов

О контроле переводов написано в статье 86 НК. Банки обязаны передавать в налоговую информацию о том, что такому-то человеку или компании открыли счет, вот реквизиты. А если налоговая пришлет официальный запрос, банк должен сообщить, сколько денег есть на счетах и какие по ним были операции. В таком виде эта норма действует с 2013 года.

Читайте также:  Штраф 150 тысяч рублей за статотчетность станет реальностью

С 1 июня в эту статью добавили упоминание счетов в драгоценных металлах. Теперь и о них банки тоже должны сообщать в налоговую.

Контроль за доходами есть, но это не контроль за каждым переводом. Налоговая не начислит НДФЛ с каждой суммы, по которой нет документов. Для большинства людей поправки о металлических счетах вообще ничего не значат.

Чтобы налоговая сделала в банк запрос о движении и об остатках по счетам, у нее должны быть основания и документы. Причины запроса могут быть, например, такими:

  1. налоговая проверка;
  2. долги по налогам;
  3. приостановление операций по счетам.

Все это не значит, что теперь налоговая будет следить вообще за всеми операциями, а банк будет все это автоматически ей сообщать.

Может, но, несмотря на полномочия налоговой, это не так просто. С компаниями и ИП все понятно: там по каждому поступлению должны быть документы и по выписке сразу можно выяснить, что это за деньги — возврат займа или выручка.

С физлицами сложнее. Сначала налоговая должна найти основания для проверки. Если такие основания нашлись, она может сделать запрос в банк и узнать, что кому-то на карту иногда приходят какие-то деньги. Одна сумма — это зарплата, а по другим ничего не понятно.

Даже если налоговая увидит такие суммы, она не сможет автоматически начислить с них налоги. У налогоплательщика запросят пояснения: откуда деньги и за что. Но и это еще не повод что-то начислять. Есть целый список доходов, с которых платить налоги не нужно.

Например, возврат долга или денежный подарок от другого человека не облагаются НДФЛ. А любую сумму можно назвать подарком. И это налоговая должна доказать, что на самом деле деньги — это не подарок, а оплата услуг.

Не налогоплательщик доказывает, что не виноват, а налоговая ищет доказательства его вины. А вот если найдет и все задокументирует, только тогда может быть штраф — 20% от неуплаченной суммы.

Но это тоже не новость: такой штраф был всегда и действует для любых недоимок.

Вот советы для самых осторожных.

Просите тех, кто вам переводит деньги, указывать комментарий к платежу. Например: «подарок к дню рождения», «возвращаю долг», «любимая, купи себе шубу».

Оформляйте документы на крупные суммы. Налоговая физически не может проверить все переводы по 1000 рублей, даже если сделает запросы по всем клиентам банков. Но есть смысл спросить у вас, что за 100 тысяч рублей вы получаете каждый месяц на карту.

Если это друг возвращает вам долг по частям, хорошо бы иметь документ — договор займа или хотя бы расписку.

Если вы получили на счет деньги от продажи Макбука, пригодится документ, который подтвердит, что вы продали именно Макбук и что он принадлежал вам больше трех лет, поэтому нет ни налога, ни декларации.

Что такое налоговый мониторинг и как он проводится в 2021 году

Налоговый мониторинг

С 2016 года в России появилась новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. До сих пор это было доступно только крупным налогоплательщикам, но с 2021 года к мониторингу могут присоединиться и некоторые представители среднего бизнеса.

В статье расскажем, в чём заключается налоговый мониторинг, какие преимущества даёт и как стать его участником.

Что такое налоговый мониторинг

Суть мониторинга в том, что налоговые инспекторы получают доступ к учётной базе организации и контролируют правильность начисления и уплаты налогов. Взамен организацию освобождают от камеральных и выездных проверок за этот период, но есть исключения.

Порядок проведения мониторинга прописан в разделе V.2 НК РФ. Чтобы участвовать в налоговом мониторинге, нужно подать заявление в инспекцию ФНС по месту регистрации организации.

Участники налогового мониторинга

На 2021 год приём заявлений на налоговый мониторинг уже завершён. Чтобы стать участником мониторинга с 2022 года, можно подать заявление до 1 июля 2021 года. Чтобы привлечь к мониторингу больше организаций, требования планируют снизить, соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме.

Условия участия в налоговом мониторингеУсловия участия в налоговом мониторинге

Готовьтесь к изменениям законодательства вместе с сервисом «Моё дело»

Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать налоговикам все свои карты:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • налоговики не будут проводить камеральные и выездные проверки в период действия налогового мониторинга. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом.
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать, что налоговики нашли ошибки и противоречия, и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с налоговиками и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут. За исключением случаев, когда налоговики составляли мотивированное мнение на основании искажённых данных.

Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

Как стать участником мониторинга

Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.

Контроль поступлений на карты физлиц с 1 июля 2021 года – Миф?

В ряде российских СМИ в начале июня 2021 года появилась информация о поправках в статью 86 Налогового кодекса РФ, которыми предусмотрен жесткий контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2021 года. При этом подчеркивается, что если Гражданин не докажет, что поступления не являются доходом, налоговики начислят налог (НДФЛ) на сумму пополнения, плюс 20% штрафа от суммы неуплаченного налога и пени.

Однако в официальных документах, публикуемых законодателями, нигде не упоминается о новых поправках. В налоговой службе также подтвердили, что информация о поправках с 1 июля 2021 года – миф.

Последние поправки в статью 86 НК РФ были внесены Федеральным законом от 17 февраля 2021 года №6-ФЗ и вступили в силу 17 марта того же года. В статью был добавлен пункт 2.

1, согласно которому для ФНС расширен перечень документов, который она может требовать от банков:

  1. Копии паспортов лиц, имеющих доступ банковскому счету
  2. Доверенности на получение средств со счета
  3. Договор на открытие счета
  4. Договор на использование интернет-банка
  5. Карточки с образцами подписей и оттиска печати
  6. Информацию в электронной форме или на бумажном носителе о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях.

Запрашивать документы у банка налоговики могут только в рамках проводимой проверки. Банк обязан предоставить документы по системе электронного документа в течение трех дней с момента получения запроса.

Когда ФНС может начать проверку физлица?

Граждане, регулярно получающие переводы на карту действительно могут попасть в поле зрения ФНС. Но так было и до 1 июля 2021 года. Налоговики давно знают о счетах и картах гражданина, включая закрытых. Перечень счетов и банковских карт, известных налоговикам можно посмотреть в личном кабинете налогоплательщика, нажав на свои ФИО, далее перейдя на вкладу «Сведения о банковских счетах».

«Сведения о банковских счетах» в личном кабинете ФНС физлица

Банки, руководствуясь Федеральным законом от 07 августа 2001 года №115-ФЗ, обязаны сообщать налоговикам о подозрительных операциях.

Посчитать клиента недобросовестным и «сдать» налоговикам банк может, если на карту клиента регулярно приходят платежи, клиент часто обналичивает деньги или делает переводы.

Кроме того, ряд операций подлежат обязательному контролю, особенно это касается сделок с недвижимостью и операций на сумму от 600 тысяч рублей.

Также поводом для проверки может стать наводка от недоброжелателей. Любой гражданин может обратиться в ФНС с заявлением о совершаемом налоговом преступлении. Налоговики будут обязаны провести проверку. Однако, если сведения окажутся заведомо ложными, заявителю грозит серьезная ответственность

Сама ФНС, располагая сведениями об имуществе гражданина и его официальных доходах, может сама инициировать проверку физического лица. Такая практика не единичный случай, выявление граждан, живущих не по средствам, происходит при помощи специального программного обеспечения.

Currencyhistory.ru

  • ← Предыдущая статья
  • Следующая статья →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *