Изменение Градостроительного кодекса РФ с 30 декабря 2022 года

Для окончательного утверждения сделки на сумму в 4,6 млрд руб. требуется получение разрешений со стороны контролирующих органов, уточнили в пресс-службе российского застройщика.

Изменение Градостроительного кодекса РФ с 30 декабря 2022 года

www.bicontent.businessinsurance.com

«Группа Эталон [17-е место в ТОП застройщиков РФРед.

], одна из крупнейших и старейших компаний в сфере девелопмента и строительства на российском рынке, объявляет о том, что Совет директоров Компании рассмотрел и утвердил решение о стратегическом приобретении у Концерна «ЮИТ» (далее — «ЮИТ») его российского бизнеса (далее «ЮИТ Россия»), с ценой приобретения, не превышающей 4 597 млн руб.», — говорится в сообщении.

Изменение Градостроительного кодекса РФ с 30 декабря 2022 года

www.akita72.1c-umi.ru

Напомним, что в начале марта финский девелоперский концерн YIT (ЮИТ — 53-е место в ТОП застройщиков РФ) в лице своего президента и главного исполнительного директора Маркку Мойланена (на фото) объявил о том, что приостанавливает инвестиции в земельные участки и строительство жилья на территории России, а также закупку лесоматериалов в нашей стране.

Изменение Градостроительного кодекса РФ с 30 декабря 2022 года

Выручка подразделения Housing Russia («ЮИТ Россия») застройщика, в котором работают около 1,5 тыс. человек, по итогам 2021 года составила 204 млн евро, что соответствует 7% выручки всей группы YIT.

Инвестиции со стороны YIT в акционерный капитал в России оцениваются в 210 млн евро.

Изменение Градостроительного кодекса РФ с 30 декабря 2022 года

www.buh-spravka.ru

Согласно данным управленческой отчетности YIT, которые приводят в руководстве Группы Эталон, по состоянию на 31 марта этого года чистая денежная позиция компании «ЮИТ Россия» на корпоративном уровне составила 5,3 млрд руб., а на проектном уровне — 8,4 млрд руб.

По информации руководства российского застройщика, с концерном YIT достигнуто соглашение о продаже компании «ЮИТ Россия», однако для окончательного утверждения сделки требуется получение разрешений со стороны контролирующих органов.

Изменение Градостроительного кодекса РФ с 30 декабря 2022 года

www.pravdaurfo.ru

  • По условиям соглашения Группа Эталон приобретает бизнес «ЮИТ Россия», который фокусируется на девелопменте жилой недвижимости для среднего класса. Характеристики приобретаемого бизнеса таковы:
  • • земельный банк, включающий 19 проектов в стадии проектирования и строительства в пяти регионах России (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Казань и Тюмень);
  • • чистая реализуемая площадь портфеля проектов — более 0,6 млн кв. м;
  • Изменение Градостроительного кодекса РФ с 30 декабря 2022 года

www. mcusercontent.ru

  1. • исключительные права на крупнейшую российскую частную IT-платформу по управлению многоквартирными домами «Диспетчер 24»;
  2. • проектная документация и библиотека типовых проектных решений для монолитных и префабрицированных панельных зданий;
  3. • сервисные компании, под управлением которых находится 2,5 млн кв. м;
  4. • 50-процентная доля в совместном предприятии с российским застройщиком Брусника, чьи активы под управлением составляют 2,2 млн кв. м;
  5. • уникальная система управления возводимыми объектами, основанная на стандартизации, автоматизации, инновациях и практическом подходе к управлению проектированием на всех стадиях.

Изменение Градостроительного кодекса РФ с 30 декабря 2022 года

www.kp.ru

По словам президента Группы Эталон Геннадия Щербины (на фото), интеграция российского подразделения бизнеса YIT в России позволит Группе реализовать несколько важных целей, включая расширение масштабов деятельности и укрепление нашей позиции на рынке.

«Благодаря успешному опыту YIT на региональных рынках, надежной репутации и опытным специалистам в области строительства и продаж, мы сможем ускорить нашу региональную экспансию, нарастив темпы строительства по собственным проектам в Екатеринбурге и Тюмени, а также пополнив портфель новыми перспективными проектами», — заявил Щербина.

Изменение Градостроительного кодекса РФ с 30 декабря 2022 года

www.fontanka.ru

  • Он также отметил, что приобретение ЮИТ Россия позволит группе:
  • 1) выйти на один из наиболее перспективных рынков России — Казань, расширив географию присутствия до семи регионов, а также увеличив предложение в Москве и Санкт-Петербурге;
  • 2) ускорить работы по стандартизации и созданию лучшего на рынке продукта;
  • 3) занять лидирующие позиции среди российских провайдеров дополнительных услуг для жителей многоквартирных домов.

Изменение Градостроительного кодекса РФ с 30 декабря 2022 года

  1. СПРАВКА ЕРЗ.РФ: Группа Эталон
  2. Показатели текущего жилищного строительства
  3. Объем текущего строительства — 715 555 кв. м
  4. Объектов строительства — 27 (в 12 ЖК)
  5. Место в ТОП по РФ — 17-е
  6. Место в ТОП по Санкт-Петербургу — 7-е
  7. Место в ТОП по Москве — 10-е
  8. Место в ТОП по Московской области — 37-е
  9. Показатели по вводу жилья

Объем ввода жилья в 2021 г. — 143 754 кв. м

Место в ТОП по РФ по вводу жилья в 2021 году — 34-е

Текущий объем ввода жилья в 2022 г. — 231 605 кв. м

Рейтинг ЕРЗ.РФ (показатель своевременности ввода жилья застройщиком)

Текущий рейтинг — 5 (из 5)

Рейтинг в II кв. 2021 г. — 5 (из 5)

  • Изменение Градостроительного кодекса РФ с 30 декабря 2022 года
  • СПРАВКА ЕРЗ.РФ: Концерн ЮИТ
  • Показатели текущего жилищного строительства
  • Объем текущего строительства — 272 566 кв. м
  • Объектов строительства — 33 (в 14 ЖК)
  • Место в ТОП по РФ — 53-е
  • Место в ТОП по Свердловской области — 13-е
  • Место в ТОП по Республике Татарстан (Татарстан) — 20-е
  • Место в ТОП по Санкт-Петербургу — 24-е
  • Место в ТОП по Тюменской области — 33-е
  • Место в ТОП по Московской области — 35-е
  • Показатели по вводу жилья

Объем ввода жилья в 2021 г. — 113 191 кв. м

Место в ТОП по РФ по вводу жилья в 2021 году — 52-е

Текущий объем ввода жилья в 2022 г. — 6 658 кв. м

Рейтинг ЕРЗ.РФ (показатель своевременности ввода жилья застройщиком)

Текущий рейтинг — 3,5 (из 5)

Рейтинг в I кв. 2021 г. — 4 (из 5)

  1. Другие публикации по теме:
  2. YIT уходит из России
  3. Группа Эталон выходит на рынок Тюменской области
  4. Группа Эталон пришла на Урал
  5. YIT уходит из Московского региона. Но не из России

Брусника и ЮИТ объединяют бизнес. Подробности — в комментарии для ЕРЗ.РФ

  • Финский застройщик ЮИТ консолидирует девелоперский бизнес
  • Застройщик из ТОП 40 покидает Москву и Подмосковье из-за сложной бизнес-среды
  • ЮИТ представил новую стратегию

Новый 447-ФЗ дал стройкомпаниям большую свободу маневра и выбора СРО

5017

Изменение Градостроительного кодекса РФ с 30 декабря 2022 года

Несмотря на то, что у вновь принятого Федерального закона № 447-ФЗ имеется множество оппонентов среди представителей строительной отрасли, тем не менее в целом нынешние изменения в Градостроительный кодекс РФ нельзя не считать прогрессивными.

Так, например, нынешние изменения в статью 55.6 ГрК РФ, касающиеся возможности перевода взноса в компенсационные фонд в случае перехода компаний во вновь открытую саморегулируемую организацию в области строительства в том регионе, где она до сих пор отсутствовала, способна решить застарелую и никак не разрешаемую аж с 2016 года проблему.

Как известно, с введением регионального принципа формирования членских организациях в строительных СРО обозначился явный перекос, связанный с отсутствием действующих саморегулируемых организаций в ряде регионов.

Правда, в некоторых из них, например, как Бурятия, Ингушетия, Республика Крым и других, проблема не столь давно была решена.

Местным строителям удалось в период 2016-2018 годов собрать необходимый для регистрации минимум членов, сформировавших первоначальный компфонд в своих НКО, и получить, хоть и не без некоторых мытарств заветный статус СРО. Нынче это не самые малые по численности и вполне достойные члены саморегулируемого сообщества.

Однако в тех регионах, где строительная отрасль была представлена относительно небольшим количеством членских организаций, если даже и предпринимались подобные попытки, то они завершились ничем.

Одной из основных причин, почему до сих пор за последние три-четыре года не появилось ни одной новой региональной моно-СРО, являлась необходимость повторной оплаты взноса в компенсационный фонд. Старый взнос, согласно действовавшим до 30 декабря 2021 года требованиям, оставался в старой СРО и не подлежал возврату и перечислению.

Теперь же, пункт 4 статьи 55.6 дополнен частью 17, согласно которой:

В случае, если в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи юридическое лицо, индивидуальный предприниматель являются членами саморегулируемой организации, зарегистрированной в субъекте Российской Федерации, отличном от субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы указанные юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, и в субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрированы указанные юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, создана саморегулируемая организация, указанные юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют переход в саморегулируемую организацию, созданную в субъекте Российской Федерации по месту регистрации указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Читайте также:  Минфин и фнс усилят контроль за использованием ккт на рынках

На сегодняшний день, согласно данным Единого реестра членов Национального объединения строителей, в Российской Федерации имеется, как минимум 7 регионов в которых отныне, без необходимости повторной оплаты взноса в компфонды СРО, возможно создание своих региональных СРО. К ним относятся:

  • Севастополь – 255 членских организаций;
  • Курганская область – 219 членских организаций;
  • Республика Адыгея – 208 членских организаций;
  • Карачаево-Черкесская Республика – 159 членских организаций;
  • Магаданская область – 125 членских организаций;
  • Республика Алтай – 117 членских организаций;
  • Республика Тыва – 97 членских организаций.

Правда, как говаривал старина Марк Твен, «благодаря доброте Божьей в нашей стране мы имеем свободу совести, свободу мнения, и осмотрительность не использовать эти свободы».

А потому довольно сложно, заранее предсказать, кто решится, в ущерб уже сложившейся расстановке саморегулируемого status-quo, нарушить баланс, рискуя получить по «холке» от своих коллег, координаторов или ностроевского начальства.

Впрочем, помимо перехода во вновь создаваемые СРО, кардинальным образом меняется ситуация и для всех членов региональных строительных саморегулируемых организаций. Поскольку закон прямо не устанавливает, что вновь введённая часть 17 статьи 55.

6 распространяется лишь на вновь открываемые СРО, значительно упрощается и удешевляется процедура членских организаций в рамках текущей смены места регистрации.

Принят закон об оптимизации процедур в градостроительной сфере

  • Государственной Думой в третьем чтении принят подготовленный при участии экспертов Национального объединения строителей Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 1026242-7).
  • Основная часть закона посвящена сокращению сроков административных процедур при принятии градостроительной документации разных видов.
  • Так, законом сокращается продолжительность внесения изменений в правила землепользования и застройки за счет уменьшения продолжительности рассмотрения предлагаемых изменений комиссией и главой местной администрации.
  • Также законом устанавливается срок, в течение которого представительный орган местного самоуправления обязан рассмотреть представленный ему проект изменений в правила землепользования и застройки.
  • Кроме того, сокращаются сроки согласования разработанной документации по планировке территории с заинтересованными органами власти.

Изменения коснулись также исторических поселений. Принятым законом установлены предельные сроки для согласования проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки органами охраны объектов культурного наследия.

  1. Перечисленные новеллы призваны ускорить подготовку территорий к реализации инвестиционно-строительных проектов, предотвратить необоснованное затягивание процессов разработки и утверждения необходимой для строительства градостроительной документации.
  2. В соответствии с новым законом Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по определению перечня услуг в градостроительной сфере, оказание которых осуществляется исключительно в электронной форме, а также порядка оказания таких услуг.
  3. Другая важная часть законопроекта устанавливает упрощенный порядок достройки объектов незавершенного строительства на срок до 1 января 2024 года. Временный порядок касается любых объектов, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2020 года и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию, и предусматривает:
  4. · неприменение установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации запрета на подачу застройщиком заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, если до истечения срока действия разрешения осталось менее чем десять рабочих дней;
  5. · проведение экспертизы проектной документации по требованиям, действовавшим на дату выдачи разрешения на строительство незавершенных объектов, если со дня выдачи градостроительного плана земельного участка или со дня утверждения проекта планировки территории, на основании которых была подготовлена проектная документация объекта, прошло более полутора лет;
  6. · проверку вводимых в эксплуатацию объектов на соответствие разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату выдачи разрешения на строительство такого объекта;
  7. · обязательную передачу застройщику, осуществляющему завершение строительства объектов капитального строительства, без взимания платы, проектной документации, иных документов и материалов, подготовленных в отношении объекта незавершенного строительства.

Кроме того, закон позволяет не проводить государственную экспертизу проектной документации на соответствие «техническим» требованиям при завершении строительства многоквартирных домов и иных объектов, включенных в Единый реестр проблемных объектов, если ранее такая экспертиза уже проводилась и в проект не вносились изменения, требующие экспертизы. В этом случае предметом экспертизы является только проверка достоверности сметной стоимости.

Это допускается, если мероприятия по завершению строительства финансируются федеральным либо региональным фондом защиты прав участников долевого строительства.

Вводимый Федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок достройки не завершенных строительством объектов поспособствует решению проблемы наличия большого числа так называемых «объектов долгостроя». Решение данной проблемы, в свою очередь, создаст условия для вовлечения в гражданский оборот земельных участков под проблемными объектами для создания комфортной и безопасной городской среды.

  • Национальное объединение строителей в 2020 году приняло активное участие в обсуждении проблемы сокращения количества объектов незавершенного строительства.
  • Так, президент Национального объединения строителей Антон Глушков в декабре 2020 года выступил с интервью, в котором рассказал о причинах возникновения объектов долгостроя.
  • Национальным объединением строителей в Минстрой России также были направлены предложения по совершенствованию законодательства, направленные на сокращение количества объектов долгостроя.

Необходимо отметить, что принятым Федеральным законом также предусматривается внесение изменений в часть 17 статьи 3.

3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми в целях оказания поддержки членам СРО в связи с распространением новой коронавирусной инфекции предоставление СРО займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких СРО в соответствии с гражданским законодательством будет допускаться до 1 января 2022 года.

Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступит в силу со дня его официального опубликования.

Разбираем Федеральный Закон № 494-ФЗ, который называют «Законом о всероссийской реновации»

В конце прошлого года вышел Федеральный закон от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».

Принят он был быстро. 18 сентября он был еще только внесен в Государственную думу, а уже 30 декабря он был подписан президентом и опубликован.

Закон этот объемный. Официально опубликованная редакция насчитывает 118 страниц, состоит из 19 статей и вносит изменения в 17 федеральных законов и кодексов, доступна она по [ссылке].

Мы его прочитали (трижды прочитали, а некоторые положения и вовсе по пять-шесть раз), два месяца разбирали его с экспертами, и готовы дать ответы на наиболее важные вопросы, касающиеся этого Федерального закона.

Вопрос 1. А правда, что этот закон фактически отменяет право собственности на помещения в многоквартирных домах?

Я очень хотел бы написать, что «нет, не правда», но, к сожалению, данный закон действительно весьма привольно обходится с правом собственности на помещения в многоквартирных домах, и в особенности с правом собственности на нежилые помещения. Также закон, опять же, весьма своеобразно обходится с правом собственности на индивидуальные жилые дома и садовые домики.

Впрочем, чтобы составить полное впечатление, прочитайте ответы на другие вопросы.

Вопрос 2. О чем вообще этот закон и причем тут «реновация»?

Закон вводит в Градостроительный кодекс РФ и другие законы такое понятие как комплексное развитие территорий – по закону это совокупность мероприятий направленных на «создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов» (п. 34 ст. 1 ГрК РФ).

Читайте также:  Изменение КоАП РФ с 1 октября 2022 года

Понятие Комплексное развитие территории заменяет собой ранее использовавшиеся понятия: развитие застроенных территорий, комплексное освоение территорий, освоение территории в целях строительства стандартного жилья, и другие понятия, ранее описанные в отмененной теперь главе 5.1 Градостроительного кодекса РФ.

  • В части 1 статьи 64 Градостроительного кодекса РФ указаны цели комплексного развития территории, и согласно им, комплексное развитие территорий делается, грубо говоря, чтобы сделать территории лучше, благоустроеннее, инфраструктурно развитее, эффективнее, а также чтобы привлечь внебюджетные источники финансирования обновления застроенных территорий.
  • По сути же все сводится к тому, что в отношении определенной территории в установленном порядке принимается решение о ее комплексном развитии, потом в установленном порядке это все согласуется, в установленном порядке выбирается кто будет комплексно развивать территорию, а потом вся частная недвижимость на территории (с некоторыми исключениями — об этом ниже) в установленном порядке или изымается муниципалитетом (за деньги), или передается лицу, в установленном порядке получившему право комплексно развивать территорию (тоже за деньги).
  • При этом в части 2 статьи 67 Градостроительного кодекса РФ указано, что решение о комплексном развитии территорий может предусматривать необходимость строительства многоквартирных домов или домов блокированной застройки на комплексно развиваемой территории.
  • Как видно, в законе активно используется опыт московской реновации — когда на выбранной властями территории сносят всю недвижимость и строят новые жилые дома.

Впрочем, согласно этому закону все равно остается возможность, что в рамках комплексного развития территории на ней, например, снесут ветхую недвижимость и построят замечательный парк. Тут все будет зависеть от органов власти вашего региона и вашего города. И вы уже сейчас можете спрогнозировать, насколько грамотно ваши местные власти воспользуются новыми возможностями и в чьих интересах.

Вопрос 3. Какие виды комплексного развития территории придумали законодатели?

Законодатели придумали четыре вида комплексного развития территории, которые зависят от того, что собственно находится на данной территории.

Это (согласно ч.1 ст. 65 ГрК РФ):

  1. комплексное развитие территорий жилой застройки,
  2. комплексное развитие территорий нежилой застройки,
  3. комплексное развитие незастроенной территории,
  4. комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и объектов недвижимости.

По понятным причинам, далее я буду писать только о комплексном развитии территорий жилой застройки, чтобы не укрупнять и без того большой текст и не вносить в него ненужной путаницы.

Вопрос 4. Кто решает какие территории будут «комплексно развиты»?

В зависимости от того, какие территории попадают в проект комплексного развития территорий, решение о комплексном развитии принимают (согласно ч. 2 ст. 66 ГрК РФ):

  1. Правительство РФ – для земли и недвижимости, находящихся в федеральной собственности; либо если решение реализуется в рамках инвест-проекта за счет федерального бюджета (кроме расселений авариного жилья); либо если решение о комплексном развитии территорий будет реализовываться юридическим лицом, определенным Российской Федерацией.
  2. Высший орган исполнительной власти субъекта РФ – если реализация проекта будет происходить с привлечением средств бюджета субьекта РФ; или же если решение будет реализовываться юридическим лицом, определенным субъектом РФ, или же если комплексно развиваемая территория расположена на территории двух или более муниципальных образований.
  3. Главой местной администрации во всех остальных случаях.

Вопрос 5. А в каком порядке принимается решение о комплексном развитии территорий?

Требования к порядку принятия решения о комплексном развитии территории прописаны во все той же статье 66 Градостроительного кодекса РФ. А сам порядок должен быть установлен нормативным актом субъекта РФ. Поэтому для окончательной ясности ждите принятия своих местных законов и постановлений.

Сама процедура принятия решения о комплексном развитии территории жилой застройки выглядит вот так:

  1. подготовка проекта решения и его согласование, если оно необходимо,
  2. опубликование проекта решения,
  3. проведение общих собраний в многоквартирных домах, не признанных аварийными, но включенных в проект решения (предельный срок проведения таких собраний не менее месяца) по вопросу включения домов в проект,
  4. принятие решения и его опубликование – решение о комплексном развитии территории жилой застройки принимается в срок не более чем 30 дней со дня окончания срока, установленного для проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (ч. 4 ст. 67 ГрК РФ),
  5. проведение торгов (не всегда обязательно, подробнее в ответе к вопросу 7),
  6. заключение договора о комплексном развитии территории (в случае если проводились торги),
  7. подготовка и утверждение документации по планировке территории, а также при необходимости внесение изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки,
  8. определение этапов реализации решения, с указанием очередности сноса или реконструкции многоквартирных домов, включенных в это решение,
  9. непосредственно проектирование, снос и строительство на комплексно развиваемой территории.

Вопрос 6. Должны ли быть проведены какие-нибудь общественные слушания?

Если для реализации решения о комплексном развитии территории необходимо внесение изменений в генплан или проекты планировки, в этом случае общественные обсуждения либо публичные слушания могут проводиться в границах территории, в отношении которой и было принято решение о комплексном развитии территории (ч. 3.1 ст. 28 ГрК РФ). При этом допускается одновременное проведение общественных слушаний и по внесениям изменений в генплан, и по проектам планировки территорий (ч. 26 ст. 5.1 ГрК РФ).

Также если для реализации решения о комплексном развитии территории вносятся изменения в правила землепользования и застройки, общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в таковые правила проводятся в границах территории, подлежащей комплексному развитию, а срок проведения данных общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть более чем один месяц (ч. 14 ст. 31 ГрК РФ).

Такие изменения необходимы, так как в правилах землепользования и застройки на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке должны устанавливаться территории, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории (ч. 5.1 ст. 30 ГрК РФ).

Эти территории могут быть как определены заранее, так и уже после принятия решений о комплексном развитии территорий (ч. 5.2 ст. 30 ГрК РФ). В последнем случае принятие решения о комплексном развитии территорий будет основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки (п. 6 ч.

2 ст. 33 ГрК РФ).

То есть, проведение комплексного развития территории будет всегда сопровождаться проведением общественных обсуждений или публичных слушаний, но только в границах территории, подлежащей комплексному развитию.

Вопрос 7. Почему проведение торгов не всегда обязательно?

Все просто: по замыслу законодателей комплексное развитие территории может производить как стороннее юридическое лицо, так и непосредственно администрация района или органы власти субъекта РФ, или даже непосредственно Российская Федерация (ч. 1 ст. 66 и другие положения ГрК РФ).

Так вот, если решение о комплексном развитии территорий органы власти реализуют не сами, то они на торгах определяют того, кому в итоге достанется право комплексно развивать территорию (п. 5 ч. 6 ст. 66 ГрК РФ).

Порядок проведения таких торгов устанавливается Правительством РФ в соответствии с требованиями статьи 69 Градостроительного кодекса РФ. Проект соответствующего Постановления Правительства РФ опубликован (ссылка), но пока еще не принят.

Вопрос 8. Какие многоквартирные дома могут попасть проект комплексного развития территории жилой застройки?

Комплексное развитие территории жилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены (согласно ч. 2 ст. 65 ГрК РФ):

  1. многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
  2. многоквартирные дома, которые не признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и которые соответствуют критериям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Такие критерии устанавливаются исходя из одного или нескольких следующих требований:
    • а) физический износ основных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыша, стены, фундамент) превышает определенное властями региона значение;
    • б) совокупная стоимость капитального ремонта данных домов превышает стоимость, определенную властями региона;
    • в) многоквартирные дома построены в период индустриального домостроения, определенный властями региона, по типовым проектам, разработанным с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий;
    • г) многоквартирные дома находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии в соответствии с СП 454.1325800.2019;
    • д) в многоквартирных домах отсутствуют централизованные системы инженерно-технического обеспечения, определенные властями вашего региона.
Читайте также:  Материнский капитал в петропавловске-камчатском и камчатском крае: размер региональных выплат, условия получения и особенности программы, правила использования и порядок оформления, необходимые документы

Также в границы территории, попадающей под комплексное развитие территории жилой застройки, могут быть включены и другие земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, при условии, что они расположены в границах одного квартала или микрорайона (элемента планировочной структуры) вместе с многоквартирными домами, попадающими под комплексное развитие территории (ч. 5 ст. 65 ГрК РФ).

Вопрос 9. Если мой дом попадет в проект комплексного развития территории жилой застройки, то что будет с моей квартирой?

Во-первых, если ваш дом не признан аварийным, то вы можете провести собрание собственников и принять решение об исключении вашего дома из проекта комплексного развития территории (п. 4.6 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Подробнее о нюансах проведения данного собрания описано в ответе на вопрос 10.

Во-вторых, если ваш дом все-таки попал в проект комплексного развития, то у вас есть два пути: или вы получите деньги за вашу квартиру (ч. 3 ст. 32.1 ЖК РФ), или же вы получите другое жилье (ч. 4 и ч.7 ст. 32.1 ЖК РФ).

В случае с деньгами все просто. Если вы согласитесь на получение возмещения, то выплачиваемая вам сумма должны быть определена с учетом рыночной стоимости вашей квартиры, рыночной стоимости общего имущества в вашем многоквартирном доме, рыночной стоимости земельного участка под многоквартирным домом, ваших затрат на переезд и оформление нового жилья (ч. 3 ст. 32.1 ЖК РФ).

При этом эта сумма определяется на день, предшествующий дню принятия решения о комплексном развитии территории жилой застройки (ч. 3 ст. 32.1 и ч. 7 ст. 32 ЖК РФ).

Однако, если в изымаемой квартире или комнате проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, предоставление возмещения собственнику такого жилого помещения не допускается, и он может только получить другое жилье (ч. 21 ст. 32.1 ЖК РФ).

Если же вы напишите заявление на предоставление другого жилья, то вы получите другую квартиру с зачетом его стоимости при выплате вам возмещения за старую квартиру (ч. 4 ст. 32.1 ЖК РФ). Или вы можете получить жилье большей площади, доплатив при необходимости (ч. 22 ст. 32.1 ЖК РФ).

Но и это еще не все.

Власти вашего региона могут издать свой нормативный акт, согласно которому и собственники, и наниматели изымаемых квартир могут получить право на получение равнозначной квартиры – квартиры имеющей то же количество комнат и такую же или большую площадь, а также соответствующей стандартам, установленным властями региона и расположенной в том же поселении или городе (ч. 7 ст. 32.1 ЖК РФ).

То есть именно за властями региона оставили «последнее слово» решающее, насколько справедливо будут даваться новые квартиры взамен изымаемых.

В-третьих, если ваша квартира у вас не в собственности, а по соцнайму, вы все равно имеете право принять участие в собрании собственников по вопросу исключения вашего дома из проекта комплексного развития (п. 3.2 ст. 45 ЖК РФ).

Ну и если дом все равно попадет под комплексное развитие, то взамен освобождаемой вами квартиры вам предоставляется другая квартира, также по соцнайму, площадь и количество комнат в которой не меньше чем в старой квартире, а по письменному заявлению эта новая квартира может быть предоставлена вам в собственность (ч. 6 ст. 32.1 ЖК РФ).

К слову, недвижимость, попавшая в решение о комплексном развитии территории не обязательно должна быть снесена, а она может быть реконструирована. Например, многоквартирный дом может быть надстроен, в нем заменены все инженерные сети и изменены планировки.

Вопрос 10. Как многоквартирный дом попадает в проект комплексного развития территории жилой застройки, и как он может быть исключен из этого проекта?

Сначала дом включают в проект решения авторы и инициаторы этого решения (см. ответ на вопрос 4). А какие дома могут попасть проект комплексного развития территории жилой застройки описано в ответе на вопрос 8.

Затем этот проект подлежит официальному опубликованию (см. ответ на вопрос 5).

Далее наступает череда собраний собственников в многоквартирных домах, включенных в проекты решения и не являющихся аварийными.

Внеочередное общее собрание для принятия решения по вопросу о включении многоквартирного дома в границы территории, подлежащей комплексному развитию, может быть созвано по инициативе органов власти либо по инициативе определенного властями юридического лица, реализующего решение о комплексном развитии территории жилой застройки (ч. 2.1 ст. 45 ЖК РФ).

Предельный срок проведения такого собрания устанавливается властями региона и должен быть не менее одного месяца (п. 3 ч. 6 ст. 66 ЖК РФ).

Минстрой России считает, после 1 сентября 2022 года реестры СРО потеряют юридическую силу. Останется только Единый реестр членов

Представители саморегулируемого сообщества обратились с запросом в Минстрой России, прося прокомментировать правовой статус реестров СРО, который, в связи с новыми нормами, может изменить Федеральный закон № 447-ФЗ.

Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Пензы. *** В Минстрой России обратились обеспокоенные саморегуляторы со следующим запросом.

«С 1 сентября 2022 года, согласно Федеральному закону от 30.12.2021 № 447-ФЗ, статья 55.

17 Градостроительного кодекса РФ изложена в новой редакции.

Означает ли это, что реестры членов СРО утрачивают свою юридическую значимость и самостоятельность, а также заменяются на Единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах?

Вправе ли СРО после 1 сентября 2022 года продолжить вести свой реестр членов СРО, согласно статьям 7 и 7.1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях»?

Будет ли иметь такой реестр членов СРО и выписки из него юридическую силу с 1 сентября 2022 года?».

На это главное строительное ведомство ответило, что, согласно части 8 статьи 7.1 Федерального закона № 31, дополнительные требования к составу сведений, включаемых в реестры членов саморегулируемых организаций, образованных в соответствии с федеральными законами, предусматривающими случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях, и порядок ведения такими саморегулируемыми организациями этих реестров и размещения содержащейся в них информации на официальном сайте могут устанавливаться федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В этой связи пунктом 11 статьи 1 и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 сентября 2022 года вводится функция Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, по ведению Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах и предоставлению по запросам заинтересованных лиц сведений из Единого реестра.

Одновременно, пишет Минстрой, устанавливается обязанность саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства вести реестр членов саморегулируемых организаций только в составе Единого реестра (пункт 9 статьи 1 Федерального закона № 447-ФЗ) и отменяется предоставление выписок из реестра членов саморегулируемых организаций.

Таким образом, по мнению Минстроя России, выраженному заместителем директора правового департамента Татьяной Барминой, с 1 сентября 2022 года юридическое значение будут иметь только сведения, содержащиеся в Едином реестре НОПРИЗ или НОСТРОЙ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *