ФАС получит доступ к данным банковских счетов

Банковская тайна – это юридическая концепция, разработанная для защиты информации об обращения финансовых средств. Используется она при проведении операций сотрудниками банка.

%colored_text_box=8%

Содержание:

Банковская тайна

Специфика деятельности кредитных организаций такова, что отношения их с клиентами строятся на доверии. Пользователи доверяют кредитным учреждениям банкам свои деньги и, кроме того, документально оформленные сведения о своем финансовом положении.

Разглашение этих данных может негативно сказаться на престиже клиента, а иногда даже иметь более серьезные последствия.

Согласно Конституции Российской Федерации, все граждане страны имеют право на неприкосновенность частной жизни, в том числе сведений о финансовом состоянии. Именно эта часть конфиденциальных данных и охраняется банковской тайной.

Начиная с 2015 года банковская тайна регламентируется ст. 26 Федерального Закона РФ.

  • %colored_text_box=1%
  • Коммерческие банки РФ обязаны хранить в тайне сведения о клиентах и их документах или строго ограничивать распространение такой информации.
  • Обязанность соблюдения банковской тайны помимо банков, возлагается на:
  • любые организации, занимающиеся кредитованием;
  • аудиторские центры;
  • системы, осуществляющие финансовые расчеты и переводы, а также операторы платежных систем;
  • расчетно-клиринговые и операционные организации;
  • юридические лица, принимающие страховые платежи от физических лиц, и операторы по приему платежей (платежные агенты и субагенты);
  • страховые компании.

Банки и юридические лица, виновные в распространении банковской тайны или ненадлежащем хранении конфиденциальных сведений о клиентах, по закону несут административную, финансовую, а в ряде случаев и уголовную ответственность.

Если результатом распространения информации стало ухудшение репутации клиента, виновники также могут быть наказаны.

ФАС получит доступ к данным банковских счетов

Субъект банковской тайны

%colored_text_box=2%

К хозяевам банковской тайны относятся физические и юридические лица, ставшие клиентами банка либо иной кредитной организации и доверяющие им конфиденциальные сведения о себе, а также их наследники. Владельцам принадлежит исключительное право на использование личной информации по собственному усмотрению.

Помимо физических лиц, владеть информацией могут кредитные организации, банки и иные субъекты, которым в ходе их деятельности поступают данные, имеющие статус банковской тайны. Основой для защиты конфиденциальной информации, переданной клиентом кредитному учреждению, является договора между сторонами.

%colored_text_box=3%

Используют данные лица, получившие доступ к банковской тайне в ходе исполнения служебных обязанностей или на иных законных основаниях.

Сведения, которые относятся к банковской тайне

Банки и другие кредитные учреждения обязуются не разглашать данные, полученные от клиентов в процессе их обслуживания.

К таким сведениям относятся:

  • категория и реквизиты счета или вклада;
  • операции, произведенные по банковскому счету (депозиту);
  • сумма, находящаяся на счету;
  • паспортные данные физического лица;
  • банковские реквизиты юридического лица;
  • условия заключенных кредитных договоров;
  • объем доходов клиента и его частная собственность;
  • прочая информация о клиенте (дата и место рождения, гражданство, IP-адрес, номер телефона и т. д.).

%colored_text_box=4%

Существует целый ряд сведений, которые не относятся к банковской тайне и не подлежат строгому сохранению. Это:

  • учредительная документация и Устав юридического лица;
  • документы, подтверждающие право на предпринимательство;
  • отчеты о финансовой деятельности юридических лиц;
  • данные, необходимые для контролирования уплаты налогов и других обязательных расчетов;
  • документы, подтверждающие платежеспособность клиента;
  • данные о внутренней структуре организации, компании;
  • документы, подтверждающие уплату налогов;
  • информация о совершенных правонарушениях.

Кто имеет доступ к банковской тайне

  1. Доступ к конфиденциальным сведениям имеют лишь строго обозначенные структуры, относящиеся к списку субъектов – пользователей банковской тайны.

  2. %colored_text_box=5%
  3. Также в список пользователей входят государственные органы, которым закон в определенных случаях предоставляет право на ознакомление с конфиденциальной информацией.
  4.  К ним относятся:
  1. Судебные органы.
  2. Налоговая и таможенная службы.

  3. Орган валютного контроля, находящийся под юрисдикцией Президента РФ.
  4. Счетная палата Российской Федерации.
  5. Судебные приставы.
  6. Пенсионный фонд РФ.
  7. Государственные или частные нотариусы.
  8. Полиция (если уголовное дело возбуждено и находится в стадии производства).

  9. Зарубежные консульства.
  10. Органы, которые относятся к системе, противодействующей отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
  11. Бюро кредитных историй.

%colored_text_box=9%

Ответственность за разглашение банковской тайны возлагается лишь на лиц, обязанных ее соблюдать. Законом предусмотрено несколько видов ответственности:

  1. Гражданская. В данном случае кредитная организация, допустившая факт разглашения, обязана возместить клиенту его ущерб. При этом клиент обязан доказать, что именно распространение сотрудниками банка конфиденциальных сведений явилось причиной понесенных убытков. Гражданского Кодекса РФ. Сначала клиентом подается претензия банку. В случае отказа клиент вправе подать иск в судебный орган. Такой порядок действий крайне важен, ибо в процессе судебных слушаний клиент должен будет подтвердить, что пытался урегулировать конфликт в досудебном порядке, но безрезультатно.
  2. Административная. Чтобы привлечь сотрудников кредитного учреждения к данной форме ответственности, клиенту требуется написать заявление в прокуратуру или полицию.
  3. Уголовная. Лицо, виновное в распространении банковской тайны, привлекается к уголовной ответственности лишь в крайних случаях. Речь идет о получении секретной информации путем угроз, шантажа или подкупа и другими преступными методами. Также уголовная ответственность применяется, если результатом нарушения стал серьезный материальный ущерб, либо имели место иные тяжкие последствия. Причем целью распространения тайны должны быть корыстные намерения. Для возбуждения уголовного дела требуется написать заявление в полицию.

%colored_text_box=6%

Для этого придется собрать и предоставить соответствующие документы. Но если все подтверждающие бумаги на руках, можно с полным правом отправляться в банк, а затем в судебный орган, и требовать свою законную компенсацию.

ФАС получит доступ к данным банковских счетов

Сколько хранится банковская тайна 

Закон гласит, что субъект вправе отозвать соглашение на обработку банком своих персональных данных, и банк обязан прекратить обработку в течение тридцати дней. Исключение составляют некоторые ситуации, оговоренные законодательством.

%colored_text_box=7%

При этом организации, ведущие банковскую деятельность, обязаны сохранять сведения, относящиеся к банковской тайне, в течение пяти лет со дня прекращения взаимодействия с клиентом. В случаях, оговоренных законом, эта информация и документы предоставляются уполномоченным органам по их запросам.

Отмена банковской тайны

27 января 2021 года Госдумой были приняты поправки к ст. 86 Налогового кодекса РФ, согласно которым налоговые органы получили доступ к информации о клиентах, относящейся к банковской тайне. Речь идет не только о юридических, но и о физических лицах.

Какие произошли изменения?

  1. Банки обязаны предоставлять налоговым органам по первому требованию копии документов клиентов (паспортов, договоров, доверенностей) и образцы их подписей.
  2. На запрос ФНС банки обязаны отвечать в трехдневный срок, а сохранять конфиденциальную информацию – в течение пяти лет.

По утверждению Минфина, эти нюансы необходимы для осуществления налогового контроля и исполнение РФ своих международных налоговых обязательств.

Верховный суд защитил банковскую тайну от ФАС

ФАС получит доступ к данным банковских счетов

Верховный суд запретил ФАС получать данные, относящиеся к банковской тайне / Евгений Разумный / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не может получать данные, которые защищены банковской тайной, решила Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда. К такому выводу она пришла, рассматривая спор между ФАС и Связь-банком, который был оштрафован службой за отказ передать ей информацию о своем клиенте, сообщил «Интерфакс» из зала суда.

Спор начался в сентябре 2017 г., когда ФАС из-за поступившего обращения о нарушении антимонопольного законодательства запросила у банка выписку о движении денежных средств по всем открытым и закрытым счетам компании «Ирмаст-холдинг».

ФАС хотела узнать контрагентов компании, а также назначение операций. Банк передать ФАС данные отказался, сославшись на закон о банковской деятельности, по которому у ФАС нет доступа к банковской тайне.

Сейчас он есть, например, у судов, федеральной налоговой и таможенной служб, Счетной палаты.

В ответ ФАС возбудила против Связь-банка дело об административном правонарушении и начала расследование – по мнению службы, право на доступ к таким сведениям ей дает закон о защите конкуренции. По нему состав и размер запрашиваемой ФАС информации никак не ограничен, а порядок, сами данные и сроки их передачи в каждом конкретном случае служба может определять сама.

Вскоре банк снова получил запрос от ФАС, передал сведения о клиенте службе, но затем подал на нее в суд. Все три судебные инстанции встали на сторону банка, но Судебная коллегия Верховного суда решила поддержать компанию и отменила штраф (50 000 руб.), даже не направляя спор на новое рассмотрение.

ФАС уже много лет запрашивает у банков данные о движении средств и банки сведения передают, но в последнее время ФАС сталкивается с отказами, рассказал замначальника управления по борьбе с картелями ФАС Дмитрий Артюшенко (его цитирует «Интерфакс»).

Поэтому служба решила подготовить законопроект о включении службы в перечень лиц с доступом к банковской тайне при расследовании дел о картелях.

Законопроект не будет касаться доступа к счетам людей и компаний, не причастных к конкретным расследованиям о картелях, говорилось в сообщении службы.

Законопроект останется неизменным, несмотря на решение суда, уверяет представитель ФАС, не комментируя решение суда. Его коллега из Связь-банка не ответил на запрос «Ведомостей». «Ирмаст-холдинг» оценивает решение Верховного суда положительно, лаконичен представитель компании.

До принятия поправок в закон ФАС не может получать доступ к счетам, операциям и вкладам клиентов банков, категорична директор юридического департамента «Юникредит банка» Наталия Окунева.

Данные о банковской тайне предоставляются только с санкции суда, согласен представитель ВТБ.

Ни банковская, ни служебная тайна не покрывается законом о защите конкуренции – поэтому банки не могут ориентироваться на него, отмечает юрист крупной компании, участвующий в подобном споре.

Но некоторые банки все же передают данные ФАС, рассказывает партнер BGP Litigation Ирина Акимова, кроме того, суды до сих пор вставали на сторону службы. Правда, Верховный суд до этого не рассматривал такие дела, вспоминает она, теперь закон должен поставить точку в спорах.

Между законами есть противоречие, согласна Окунева, но Верховный суд подтвердил, что суды должны поддерживать позицию банков, которые стремятся защитить клиентов.

Читайте также:  Единовременное пособие при рождении ребенка: размер в 2020 году, условия и порядок выплаты, сроки, необходимые документы

Предложение же ФАС навредит как клиентам, так и в целом банковской системе, полагает представитель ВТБ. Идея даст большой простор для злоупотреблений информацией о банковских активах клиентов, может привести к всплеску преступлений с активами клиентов, о которых должны заботиться банки, объясняет он.

Главная проблема законопроекта – насколько обоснован размер запрашиваемой информации, считает партнер юрфирмы BCLP Николай Вознесенский, иногда ФАС запрашивает слишком много данных и в сжатые сроки.

Законопроект нужно уточнить и указать, в каких именно случаях нужна информация от банков и в каком порядке она будет запрашиваться, полагает Вознесенский.

Порядок запроса данных должен определить ЦБ, сообщала ФАС.

Также есть риск, что ФАС будет использовать банковскую тайну против добросовестных компаний, говорит Акимова, например, за отказ от участия в тендерах.

Скажем, ФАС может интерпретировать движение по банковским счетам между двумя компаниями как доказательство картельного сговора, продолжает она, но это не всегда так. У ФАС и сейчас достаточно инструментов для выявления картельного сговора, считает она.

Но решение суда скорее подтолкнет ФАС к активному продвижению проекта, опасается Вознесенский.

Представители Сбербанка и Совкомбанка отказались от комментариев. Их коллеги из Газпромбанка, Альфа-банка, Росбанка, МКБ, «ФК Открытие», Промсвязьбанка, РСХБ, «Абсолюта», «СМП банка» и «Тинькофф банка» не ответили на запросы «Ведомостей».

ФАС получит доступ к данным банковских счетов

Коллегия Верховного суда отказала ФАС в доступе к банковской тайне — РБК

ВС отменил решения судов, которые встали на сторону ФАС и обязали один из банков предоставить информацию о движении денег на счетах компании. ФАС готовит поправки в законодательство, чтобы получить доступ к банковской тайне

ФАС получит доступ к данным банковских счетов

Daniel Reinhardt / DPA / ТАСС

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда отменила предыдущие судебные решения по спору между Связь-банком и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) о предоставлении данных, защищенных банковской тайной. Решение коллегии отражено в карточке дела, но полный текст пока не опубликован.

Суть спора изложена в решении ВС принять дело на рассмотрение (датировано 27 декабря 2018 года, (*.pdf) ).

ФАС получила информацию о нарушении законодательства со стороны компании «Ирмаст-холдинг» и в сентябре 2017 года запросила у Связь-банка информацию о движении средств по всем открытым и закрытым счетам компании с указанием контрагентов.

Банк ответил отказом, объяснив свое решение тем, что эти сведения составляют банковскую тайну. ФАС отреагировала на это возбуждением административного дела против банка. Антимонопольщики повторно затребовали информацию, на этот раз банк удовлетворил запрос.

Тем не менее ФАС оштрафовала банк на 50 тыс. руб. Банк обратился в суд. Как следует из карточки дела, спор рассматривался сначала в Арбитражном суде Москвы, затем решение по апелляции вынес Девятый арбитражный апелляционный суд, затем — уже по кассации — Арбитражный суд Московского округа. Первая инстанция вынесла решение в пользу ФАС, другие суды подтвердили его.

Незадолго до принятия этого решения замглавы управления по борьбе с картелями ФАС Дмитрий Артюшенко сказал, что антимонопольщики готовят проект закона о предоставлении ведомству доступа к банковской тайне.

В действующем законодательстве существует коллизия: ФАС наделена широкими полномочиями по антимонопольным расследованиям и банки обязаны отвечать на ее запросы, но при этом служба не состоит в перечне организаций, по запросу которой банки обязаны раскрывать банковскую тайну.

Как следует из документов в картотеке Верховного суда, на эту правовую коллизию и указывал Связь-банк: «Таким образом, по мнению банка, ст. 26 закона «О банках и банковской деятельности» содержит закрытый перечень лиц, которым могут быть предоставлены сведения, содержащие банковскую тайну. Органы Федеральной антимонопольной службы в данный перечень не включены».

Замначальника управления общественных связей ФАС России Дарья Силкова сказала РБК, что в ведомстве не комментируют решение Верховного суда по делу Связь-банка. «Законопроект о банковской тайне останется неизменным», — добавила она. В пресс-службе ФАС сообщили, что она планирует обжаловать решение коллегии.

РБК направил запрос в Связь-банк.

Минфин предложил ЦБ обменяться тайнами

Минфин подготовил поправки, которые расширяют доступ налоговиков к банковской тайне — они смогут получать данные об операциях по счетам банков и их клиентов не только по запросу, как сейчас, а в рамках регулярного информационного обмена с ЦБ.

Банк России, в свою очередь, сможет получать от ФНС сведения, составляющие налоговую тайну. Такой «обмен тайнами» призван облегчить собираемость информации обо всех денежных потоках в стране и де-факто делает возможным контроль расходов и доходов как минимум в отношении компаний.

В ФНС подчеркивают, что речь об отмене банковской и налоговой тайны не идет и что к выпискам по операциям по счетам физлиц непосредственного доступа у налоговиков не будет.

Изменения укладываются в ранее объявленные планы работы ФНС «с большими данными» и делают отношения государства и налогоплательщика гораздо более прозрачными.

Минфин опубликовал два законопроекта, которые должны обеспечить более широкий, чем сейчас, обмен данными о налогоплательщиках между ЦБ и ФНС.

Предполагается, что ЦБ будет передавать налоговикам сведения, составляющие банковскую тайну, ФНС же предоставляет Банку России данные, охраняемые налоговой тайной.

В пояснительной записке к проекту сказано, что это необходимо, поскольку «недобросовестные налогоплательщики, реализуя политику агрессивного налогового планирования, применяют все более сложные схемы ухода от налогообложения, характеризующиеся высокой латентностью».

Такой «обмен тайнами» должен повысить эффективность налоговиков по выявлению схем минимизации налогов.

ЦБ же, получив сведения о доходах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информацию о сомнительных операциях, об имуществе, объектах налогообложения и задолженности перед бюджетом клиентов банков, страховщиков и так далее, сможет более качественно исполнять свои функции регулятора.

Поясним, что сейчас банки передают налоговикам в автоматическом режиме информацию только об открытии/закрытии счетов или изменении реквизитов в рамках валютного контроля, об операциях по счетам они могут узнавать только по запросу. Информобмен между ЦБ и ФНС регулируется межведомственным соглашением. В частных беседах представители банковского сообщества утверждают, что этот обмен происходит на «минимальных оборотах».

В случае же принятия поправок его объемы существенно увеличатся — ЦБ придется раскрывать налоговикам чуть ли не всю доступную ему информацию о банках и клиентах.

Отметим, что тема расширения информобмена между налоговиками и ЦБ содержится в «Основных направлениях налоговой политики на 2021–2023 годы» Минфина.

В этом ведомстве “Ъ” вчера пояснили, что реализация новых мер будет способствовать обелению экономики и не затронет интересы добросовестных налогоплательщиков за счет применения риск-ориентированного подхода при отборе объектов для налогового контроля.

«Важно, что массового обмена данными не предполагается. Перечень документов и сведений, подлежащих обмену, будет определяться соглашением между Банком России и ФНС»,— говорят в министерстве.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, будет у ограниченного круга лиц, а обмен будет осуществляться с использованием защищенных каналов связи и предполагает административную и уголовную ответственность за разглашение любых данных.

В ФНС подчеркивают, что речь не идет об отмене банковской или налоговой тайны — в соответствии с НК все получаемые налоговыми органами сведения о налогоплательщиках составляют налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

В службе отмечают, что изменения позволят существенно сократить количество запросов в банки о представлении сведений об операциях по счетам их клиентов.

«Это снизит трудовые и материальные затраты, повысит эффективность риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвратит ущерб от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов»,— заявили “Ъ” в службе.

Там подчеркнули, что законопроекты не предусматривают непосредственного получения доступа к выпискам по операциям на счетах физических лиц. Такие сведения, как и прежде, можно будет получить только при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя или замруководителя ФНС при проведении налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребовании у них документов в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ, то есть в очень узком перечне случаев.

Экспертов нововведения не пугают.

«Новый порядок повысит уровень автоматизации взаимодействия между налоговыми органами и Банком России в части контроля за налогоплательщиками и предотвращения использования схем по уходу от уплаты налогов.

В контексте тренда на рост собираемости налогов данная мера выглядит логичной»,— говорит партнер КПМГ в России и СНГ Михаил Клементьев. По словам управляющего директора рейтингового агентства НКР Станислава Волкова, изменения коснутся не столько банков, сколько их клиентов.

«Налоговая и сейчас может многое запросить о банковских счетах клиента, а после уточнения взаимодействие может быть более полным»,— сказал он “Ъ”.

ФАС получит доступ к данным банковских счетов

Партнер практики налоговых споров МЭФ PKF Александра Амбрасовская поясняет, что сейчас налоговые органы имеют право запрашивать сведения о счетах и операциях клиентов банков у них самих, а не централизованно через Центральный банк.

При этом прямое информационное взаимодействие между ЦБ и ФНС носит в основном технический характер и касается банков, а не их клиентов.

Читайте также:  5 вариантов оплаты труда за сокращенный рабочий день 22 февраля

«Примечательно, что законопроект подчеркивает особый характер отношений ЦБ и ФНС, делегировав им право самостоятельно согласовать перечень документов и сведений, а также порядок их представления налоговым органам.

В этой связи эффективность обмена банковской и налоговой тайнами зависит от условий этого соглашения, хотя принципиально этот механизм может существенно облегчить собирание всей мозаики денежных потоков клиентов банков и повысить прозрачность финансовой среды в целом»,— уверена Александра Амбрасовская.

По словам директора юридического департамента МКБ Ирины Гудковой, после принятия поправок ЦБ будет вправе сообщать сотрудникам налоговых органов широкий круг сведений, ставших известными ему в рамках надзорной деятельности. В самом ЦБ новые горизонты регулирования комментировать не стали.

  • Отметим, что задуманный Минфином «обмен тайнами» укладывается в ранее объявленные планы работы ФНС «с большими данными» и делает отношения государства и налогоплательщика гораздо более прозрачными.
  • Возможность получения информации о большой части денежных потоков в стране де-факто делает возможным контроль расходов и доходов как минимум в отношении компаний.
  • Татьяна Гришина, Максим Буйлов, Олег Сапожков

Фас получит доступ к банковской тайне россиян

ФАС получит доступ к данным банковских счетов

ФАС предлагает внести поправки в закон о банках Владимир Андреев © URA.RU

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовит законопроект, который предоставит ей законный доступ к банковской тайне. Об этом заявил заместитель начальника управления по борьбе с картелями ФАС Дмитрий Артюшенко, пишет «Коммерсант».

Речь идет о поправках в закон «О банках и банковской деятельности» — включении ФАС в список ведомств, по требованию которых финорганизации обязаны раскрывать банковскую тайну. «По его (Артюшенко — прим.ред.) словам, ФАС при доказывании антиконкурентных соглашений необходима в том числе информация о движении денежных средств по счетам компаний», — пишет газета.

Сейчас в российском законодательстве существует противоречие. С одной стороны, по закону «О защите конкуренции» ФАС имеет право рассчитывать на получение информации у широкого круга лиц.

Однако по закону о банковской деятельности служба не входит в перечень ведомств, допущенных к банковской тайне.

«Банки находятся между молотом и наковальней — так как ответ или не ответ на запрос ФАС неминуемо ведет к нарушению одного из законов», — отмечает издание.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовит законопроект, который предоставит ей законный доступ к банковской тайне. Об этом заявил заместитель начальника управления по борьбе с картелями ФАС Дмитрий Артюшенко, пишет «Коммерсант».

Речь идет о поправках в закон «О банках и банковской деятельности» — включении ФАС в список ведомств, по требованию которых финорганизации обязаны раскрывать банковскую тайну. «По его (Артюшенко — прим.ред.

) словам, ФАС при доказывании антиконкурентных соглашений необходима в том числе информация о движении денежных средств по счетам компаний», — пишет газета. Сейчас в российском законодательстве существует противоречие. С одной стороны, по закону «О защите конкуренции» ФАС имеет право рассчитывать на получение информации у широкого круга лиц.

Однако по закону о банковской деятельности служба не входит в перечень ведомств, допущенных к банковской тайне.

«Банки находятся между молотом и наковальней — так как ответ или не ответ на запрос ФАС неминуемо ведет к нарушению одного из законов», — отмечает издание.

Расскажите о новости друзьям

Пришли на счёт: Минюст намерен получить доступ к банковской тайне

Минюст рассчитывает получить доступ к операциям и банковским счетам юрлиц и граждан. Как выяснили «Известия», ведомство подготовило проект поправок в ст.

26 ФЗ «О банках и банковской деятельности», которые подразумевают его включение в перечень лиц, имеющих право на получение от кредитных организаций сведений, являющихся банковской тайной.

Как объяснили «Известиям», в министерстве, это нужно для того, чтобы вести более тщательный контроль за деятельностью НКО.

Инициативу поддерживают в профильном комитете Госдумы, где считают, что законопроект повысит прозрачность финансирования таких организаций и поможет исключить «отмывочные» схемы. Эксперты и представители некоторых фракций, напротив, полагают, что расширение круга лиц, имеющих доступ к банковской тайне, повысит риск утечек.

Больше прозрачности

По информации «Известий», Минюст разработал законопроект «О внесении изменений в ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности». Этим документом предполагается включить министерство в перечень организаций, имеющих право на получение сведений, являющихся банковской тайной. Эту информацию подтвердили в самом ведомстве.

— Проект федерального закона разработан в целях совершенствования осуществляемого Минюстом России федерального государственного надзора за деятельностью НКО.

Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий для некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с действующим законодательством, — пояснили в пресс-службе министерства, не став уточнять, о каких именно организациях идет речь.

Как рассказали «Известиям» в пресс-службе правительства, ожидается, что документ поступит в кабмин в июне, а в сентябре будет внесен в Госдуму.

— Пока текст законопроекта к нам не поступал. Поэтому говорить о какой либо его оценке преждевременно, — сказал «Известиям» источник в правительстве.

Глава профильного комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных организаций Сергей Гаврилов полагает, что новые нормы помогут Минюсту выполнять возложенный на него государством контроль за деятельностью НКО.

— Этот законопроект запоздал. Он абсолютно логичен с точки зрения полномочий Минюста, которыми он до сих пор в полной мере не пользовался. Лично я вижу ряд веских оснований, по которым мы должны его принять.

Прежде всего, это выстраивание в России полноценного гражданского общества, которое будет выступать партнером государства.

Для этого мы должны понимать, что НКО, которые получают субсидии и льготы, действуют в рамках российского законодательства, — пояснил парламентарий «Известиям».

По его словам, нужно исключить некоммерческие организации, которые используются как «отмывочные» для вывода денег или незаконно занимаются бизнесом. Как отметил депутат, законопроект коснется всех НКО: это и фонды, и землячества, и зачастую даже госкорпорации. При этом он уточнил, что новые нормы затронут как юридических, так и физических лиц, которые занимаются этой деятельностью.

ФЗ «О банках и банковской деятельности» определяет банковскую тайну как тайну об операциях, счетах и вкладах граждан.

Помимо кредитных организаций хранить ее обязаны Банк России, Агентство по страхованию вкладов, аудиторские компании, таможенные органы, Росфинмониторинг и органы валютного контроля, операторы платежных систем, клиринговые центры и другие государственные органы.

Иными словами все структуры, у которых есть доступ к данным о счетах или финансовых операциях, согласно закону, не имеют права их разглашать и несут за это ответственность.

Однако в законе есть и исключения. В частности, информацию по операциям и счетам юрлиц и граждан, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, могут получать суды, Счетная палата, налоговые органы, ПФР, ФСС, а также правоохранительные органы.

  • Кроме того, эти данные могут получить руководители государственных органов, если они касаются проверки финансовых операций претендентов на государственные должности или тех, кто их уже занимает.
  • Также к ним имеет доступ уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
  • Помимо этого, доступ к информации по счетам и вкладам граждан в случае их смерти получают наследники и нотариусы, к данным о счетах исполнителя по гособоронзаказу — заказчик, а о счетах кандидатов на выборные должности — избирательная комиссия.

Резонансная тема

Во фракциях отнеслись к инициативе Минюста по-разному.

— Сначала мы должны увидеть сам законопроект. Тема резонансная и очень чувствительная, поэтому мы должны все внимательно изучить, а потом давать оценки, — заявил «Известиям» первый зампред фракции «Единая Россия» Адальби Шхагошев.

Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев считает, что размывать понятие банковской тайны нецелесообразно.

— Нет никаких гарантий, что не возникнет злоупотреблений в ущерб гражданам нашей страны. Банковская тайна — это одно из великих достижений человечества с точки зрения частной жизни.

Если мы начнем раздавать к ней право доступа, то никакой частной жизни не останется. Если хотите что-то узнать, обращайтесь в суд.

Поэтому мы вряд ли поддержим данную идею Минюста, — пояснил «Известиям» либерал-демократ.

Первый зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов видит в законопроекте и плюсы, и минусы.

— Конечно, важно контролировать потоки денег, которые идут через НКО, особенно в части иностранного финансирования. Поэтому мы должны будем услышать дополнительные аргументы со стороны Минюста.

С другой стороны, все-таки министерство не имеет отношения к правоохранительным органам, которые сегодня обладают этим доступом.

Минюст всегда может обратиться в прокуратуру для такой проверки, — заявил «Известиям» парламентарий.

По его словам, в то же время нельзя не признать, что расширение круга лиц, имеющих доступ к банковской тайне, размоет этой понятие и повысит риски утечки персональных данных россиян. А они в последнее время происходят очень часто.

В октябре 2019 года, по сообщениям СМИ, в продаже в DarkNet появилась база с 60 млн записей о владельцах кредитных карт Сбербанка. Эту базу тогда назвали самой крупной и подробной системой сведений, попавших на черный рынок. Глава финансовой организации Герман Греф признал утечку информации сначала о 200 клиентах, а позже — о 5 тыс. Он подчеркнул, что все карты пострадавших перевыпущены.

Глава политической экспертной группы Константин Калачев считает, что законопроект не вызовет воодушевления в обществе, которое воспримет его как инструмент контроля.

По его мнению, все необходимые меры по надзору за деятельностью НКО сегодня государством выполняются. Хотя понятно, что действия Минюста вполне объяснимы.

Очевидно, там есть представления о неких деструктивных силах, которые в преддверие выборов в Госдуму будут пытаться раскачать политическую ситуацию в стране, отметил эксперт.

Фас получит доступ к данным клиентов банков | телеканал 360°

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) получит официальный доступ к данным клиентов кредитно-финансовых учреждений. Об этом сообщил сайт «Коммерсант» со ссылкой на замначальника управления по борьбе с картелями ФАС Дмитрия Артюшенко.

Чтобы доказать картельные сговоры и антиконкурентные соглашения, необходима в том числе информация о движении финансов по счетам компаний. ФАС приходится систематически, при проведении каждого антикартельного расследования, направлять запросы в банки. По словам Артюшенко, это неудобно.

Исходя из профильного закона «О защите конкуренции», у ФАС есть полномочия делать такие запросы.

Сотрудники антимонопольной службы наделены, согласно закону, широчайшими полномочиями, в том числе «запрашивать у лиц, участвующих в деле, документы, сведения и информацию, объяснения в письменной или устной форме, необходимые для разрешения вопросов, возникающих в ходе рассмотрения заявления, материалов».

Банки же в своей работе руководствуются другими законами. Сотрудники финучреждений ссылаются на закон «О банках и банковской деятельности». Статья 26 этого закона содержит закрытый перечень государственных органов, допущенных к банковской тайне. В ответ на их запросы банки обязаны раскрывать информацию о своих клиентах. В этом списке ФАС отсутствует.

Подмосковное Управление Федеральной антимонопольной службы тем временем предупредило о начале жесткой борьбы с картельными соглашениями. Об этом заявил начальник отдела по борьбе с картелями регионального управления антимонопольной службы Георгий Рогоза.

Рогоза уверен, что назрела необходимость как можно более тщательно проверять сделки между компаниями. Наибольшее количество картельных соглашений в Подмосковье выявили в сфере медицины, а также среди компаний, занимающихся продуктами, строительством и ремонтом дорог.

Налоговики сорвут покровы банковской тайны: чем это грозит вкладчикам — МК

Кабинет министров намерен предоставить Федеральной налоговой службе (ФНС) больше возможностей для получения информации о клиентах банков. Это предусмотрено в «Основных направлениях бюджетной и налоговой политики», которые правительство внесло в Госдуму. Сейчас ФНС может запрашивать банки об операциях физлиц только в рамках налоговых проверок.

Резоны властей, ведущих непримиримую борьбу с теневым сектором, да еще и в условиях коронавирусного падения доходов бюджета, понятны. Но у правительственного нововведения есть и обратная сторона, предупреждают эксперты: персональная финансовая информация миллионов россиян может стать предметом утечек.

В ближайшие три года фискальные органы могут получить больше возможностей для изучения информации о клиентах банков, следует из документа, внесенного в Госдуму.

Согласно приведенным пояснениям, реализация такой меры «будет способствовать обелению экономики, не затрагивая интересы добросовестных налогоплательщиков».

Впрочем, какую именно информацию о клиентах банков смогут получать налоговики, в документе конкретно не сказано.

Однако правительство предлагает законодательно закрепить возможность обмена данными между Банком России и ФНС: тогда регулятор получит доступ к сведениям, представляющим налоговую тайну, а налоговая служба — к банковской тайне.

Между тем, российские банки уже обязаны передавать в налоговые органы определенные данные – например, об открытии или закрытии счетов и депозитов клиентов-физлиц, индивидуальных предпринимателей и компаний.

Кроме того, с 1 апреля 2020 года в ФНС также поступают сведения о открытии-закрытии электронных кошельков ведущих интернет-сервисов, поскольку они работают через банки.

Ну а главное: кредитные организации обязаны выдавать налоговикам справки о наличии у любого клиента счетов, вкладов, а также об остатках на них или операциях за определенные периоды – но только в случае, если в банк поступит мотивированный запрос от налогового органа.

Причем если ФНС хочет проверить банковскую информацию о гражданине, подача запроса возможна только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа.

Еще один повод для проверки счетов и операций физлица — запрос иностранного налогового органа, с которым у России налажен обмен фискальной информацией.

«В России очень ярко обозначился новый тренд: увеличение налогов и повышение контроля за денежными потоками, причем как предприятий, так и обычных граждан», — полагает руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев.

С одной стороны, эксперт понимает такой тренд: ведь Мировой Банк оценивает российский теневой сектор в $300 млрд — не удивительно, что такой суммой заинтересовалось государство. С другой стороны, Разуваев считает, что момент для раширения полномочий фискалов выбран не слишком удачно.

«Пандемия — это рецессия, снижение зарплат, плохое время, чтобы «кошмарить» население и бизнес», — говорит эксперт. И добавляет: «После снижения ключевой ставки Банка России до 4,25%, процентные ставки в банках низкие, и это уже и так стимулирует отток средств с депозитов банков.

А расширение полномочий ФНС по контролю над средствами физлиц приведет к еще большему уходу денежного оборота в наличные и в теневой сектор».

Больше минусов, чем плюсов видит в возможном нарушении требований закона о банковской тайне известный юрист, адвокат Тимур Маршани.

«Соблюдение банковской тайны — это незыблемый закон в любом капиталистическом обществе, где государственная система никогда не вмешивалась в банковский сектор и не заставляла банки добровольно-принудительно раскрывать информацию о банковской тайне», — говорит адвокат. 

По его словам, сегодня создается прецедент, при котором любой государственный орган контроля и надзора, и, самое главное, орган фискальной политики государства, может вмешиваться в банковскую информацию, нарушая тайну вкладов и получая доступ к сведениям конфиденциального характера.

«Это одно из серьезнейших нарушений не только коммерческой тайны и тайны вкладов, но и гражданских законодательств и прав вкладчиков», — считает наш собеседник.

По словам адвоката, государственный орган (ФНС) может получить практически беспрепятственный доступ к налоговым счетам и вкладам, к ячейкам вкладчиков, получать сведения о денежных переводах, о поступлениях денежных средств и дивидендов, с которых граждане должны платить подоходный налог.

«Все это создает впечатление у вкладчиков, что банки не гарантируют самого важного аспекта – соблюдение конфиденциальности частной финансовой информации, — говорит Маршани.  Тем более, напоминает адвокат, мы имеем печальный опыт того, что уже происходили масштабные утечки банковских и налоговых баз данных, которые оказывались в руках мошенников. 

Блокировки счетов и атаки мошенников. Как ударит по россиянам доступ налоговиков к банковской тайне

Теперь инспекторам станет проще ловить взаимозависимость в группах компаний, в которых много юрлиц или ИП, использующих УСН (упрощённую систему налогообложения), объяснила Анастасия Иванчихина.

Часто относительно крупный бизнес дробят на несколько маленьких компаний, чтобы оформить более выгодный налоговый режим (ставка 6 или 15%, отсутствие НДС 20%). «Проблема в том, что с коммерческой точки зрения такие схемы не всегда оправданны и преследуют единственную цель — сократить налоговое бремя. И это незаконно», — поясняет она.

ФНС и раньше выявляла «раздробленный» бизнес, но теперь информация о счетах и их владельцах позволит ещё проще выявлять такие схемы и доначислять недостающее. «Риск возникает в основном для учредителей и руководителей, так как их компанию могут обвинить в схеме, доначислить налоги, пени и штрафы», — пояснила ведущий эксперт «Актион Бухгалтерия» Ольга Солдатова.

По её словам, риски учредителей и директора высоки ещё и потому, что крупные доначисления могут привести к банкротству компании. А при банкротстве учредителя и директора могут привлечь к субсидиарной ответственности, то есть переложить на них все долги компании, в том числе перед бюджетом.

Что касается владельцев иностранных счетов, ФНС и так знает о них в рамках автоматического обмена информацией, отметила Анастасия Иванчихина. Какой-то дополнительный механизм, чтобы узнать о том, что у российских налоговых резидентов есть зарубежные счета, не нужен.

Но только перечень раскрываемой информации в рамках автоматического обмена по CRS (Common Reporting Standards) очень ограничен. «В рассматриваемом случае закон несколько расширяет перечень предоставляемой информации — например, копии паспортов или отчёты об операциях. Это выглядит немного агрессивно», — говорит она.

Человек, который хранит деньги в банке, может попасть под пристальное внимание не только инспекторов. Опрошенные «Секретом» эксперты сходятся во мнении, что банковские данные могут утечь из ФНС и попасть в руки злоумышленников.

Недобросовестная конкуренция, технические сбои, небрежность сотрудников, хакерские атаки или корыстные цели персонала — все эти причины могут привести к разглашению банковских данных россиян, объяснила Светлана Еремина.

Не исключены попытки снятия денежных средств с банковских вкладов по поддельным паспортам, предупреждает адвокат ЮК «Генезис» Сергей Тимошенко. Чтобы не попасться на эту уловку, эксперт рекомендует размещать вклады в банках, использующих сложную идентификацию, например биометрию.

«Не удивлюсь, если мошенники будут представляться, например, сотрудниками ФНС, инспекторами, намекать на недоплаченный налог и вымогать взятку или направлять квитанции на уплату НДФЛ с неверными реквизитами», — спрогнозировала партнёр Five Stones Consulting Екатерина Болдинова.

Эксперт напомнила, что инспекторы чаще обращаются к гражданам, ипэшникам и юрлицам письменно, чем по телефону, а сотрудники банка никогда не просят назвать ПИН-код из СМС.

Есть и другие риски. Юристы Европейской юридической службы Ирина Белова и Евгений Прядко предупреждают, что, получив паспортные данные клиента банка, злоумышленники могут манипулировать его недвижимостью, открывать фирмы-однодневки и оформлять на него кредиты. Разобраться с этими делами будет непросто: сперва пострадавшему придётся попотеть, чтобы его признали жертвой мошенничества.

Впрочем, член Ассоциации юристов России Юлия Рамзенкова советует не наводить панику: налоговая служба не будет иметь свободного доступа к банковским данным граждан и юридических лиц. Риски есть, но только для тех, в отношении кого ФНС инициировала проверку.

Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *