Экологический налог может увеличиться в 60 раз

Сейчас существуют платы за негативное воздействие на окружающую среду. Минфин отмечает, что платеж имеет «квазиналоговый характер» и отсутствие такого сбора в Налоговом кодексе приводит к отсутствию единообразия применения неналоговых платежей и их эффективного администрирования.

Поэтому ведомство Силуанова предлагает написать новую главу Налогового кодекса и создать вместо таких платежей экологический Налог.

Его должны платить организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, если их хозяйственная деятельность негативно воздействует на окружающую среду или если в итоге образовались отходы.

Сейчас эти платежи администрирует Росприроднадзор, Минфин признает — взыскивать задолженности по платежам можно в судебном порядке, но «способы обеспечения исполнения обязанности по уплате фактически отсутствуют». 

В рамках действующего законодательства у плательщиков отсутствует должная мотивация к правомерному поведению в форме уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно по каждому объекту налогообложения

«Росприроднадзор – никудышный администратор обязательных платежей, но это не его вина. Он изначально предназначен для надзора за пользованием природными ресурсами, а не для сбора фискальных платежей. Это заметно и по сравнению собираемости утилизационного и экологического сборов. Первый администрирует ФНС, второй – Росприроднадзор.

Кроме того, у него нет того арсенала средств для взыскания, который есть у налоговой службы. Поэтому он ходит по судам с исками, не имея возможности взыскать даже пени и существенные штрафы. После Определения КС РФ от 10.12.

2002 № 284-О плата за загрязнение осиротела: ее передавали то одному ведомству, то другому, но никто не хотел иметь с ней дело по-настоящему», — объясняет глава аналитической службы Федеральный рейтинг.

группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Земельное право/Коммерческая Недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Экологическое право группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
Вадим Зарипов. 

Теперь проблему решать будут с помощью ФНС — ранее переход под администрирование налоговой в разы увеличил сборы в страховые фонды (переход перешел в 2017 году). 

Налогоплательщики будут вставать на учет по месту нахождения объекта, который негативное воздействие оказывает в течение 30 дней с момента его постановки на государственный учет. 

Экологический налог может увеличиться в 60 раз

Налоговую базу плательщик будет определять самостоятельно по каждому объекту, для этого в законе прописана таблица на сотни наименований и стоимость на каждую тонну загрязняемых объектов.

Например, тонна, загрязненная этанолом «стоит» 73 553 руб., а свинцом —  99 172 руб.

Оплата такого налога будет проходить авансовыми платежами  в размере  одной четвертой части суммы налога, уплаченной за предыдущий год.

«С введением экологического налога режим взимания будет такой же, как у других налогов, поэтому собираемость значительно повысится. Поскольку собираемость повысится, фактическая нагрузка на бизнес тоже повысится, хотя номинально она останется прежней», — резюмирует Зарипов. 

Золотая недвижимость: почему растут цены и при чем здесь налоги

Экологический налог может увеличиться в 60 раз

  • Дмитрий Желнин
  • Управляющий партнер Митсан Консалтинг, член Экспертного совета НОСТРОЙ
  • специально для ГАРАНТ.РУ

Доходы россиян и цены на недвижимость разбежались в разные стороны: пандемия COVID-19 привела не только к увеличению безработицы, но и к росту цен в этой сфере рынка. Значит, богатый на перемены 2020 год многим запомнится еще и таким всплеском. Или не только? 

Согласно аналитической записке «Жилищное строительство» (http://www.cbr.ru/press/event/?id=9733), подготовленной Банком России, в пандемийном году был отмечен ценовой ажиотаж в большинстве регионов РФ. К чему это приведет? Об этом волей-неволей задумалась наша команда – команда компании «Митсан Консалтинг» (Санкт-Петербург), поскольку такие вопросы непосредственно касаются нашей специализации.

Налог на недвижимость: резкого скачка не будет

Как изменится, к примеру, налог на недвижимость? Аналитическая работа, проведенная специалистами нашей компании, показала: в Москве и Санкт-Петербурге цены на квартиры за год выросли примерно на 25%, в регионах в среднем на 20-23%. Примерно на 22%, подросли в цене склады. Офисные помещения и офисная недвижимость остались примерно на том же уровне. ЗАТО помещения для общепита и торговли даже несколько упали в цене. 

Напомню, что система налогообложения недвижимости включает в себя: 

  • налог на имущество организаций;
  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог. 

Большинство объектов недвижимости облагается этими налогами на основании кадастровой стоимости. В том числе и квартиры, и земельные участки. 

С коммерческой недвижимостью все не так просто. Часть объектов – промышленные и складские здания, строения, сооружения, – по-прежнему облагаются налогами в зависимости от балансовой стоимости. А вот офисные, торговые помещения, помещения общепита уже облагаются на основе кадастровой стоимости. 

Стоит ли ожидать роста размера налога? Для начала возьмем за аксиому то обстоятельство, что власти попросту не допустят резкого скачка в налогах – ситуация этому однозначно не благоприятствует. Конечно, теоретически это возможно, но размеры не будут шокирующими.

Любой из вышеперечисленных налогов исчисляется по простой формуле умножения налоговой базы, то есть кадастровой стоимости, на размер ставки. Если говорить об увеличении налога в связи с увеличением кадастровой стоимости, то следует обратиться к Федеральный Закон от 3 июля 2016 г.

№ 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ). В прошлом году в него были внесены значительные изменения. Появилась ст. 19.

1, в которой прописано, что Федеральная кадастровая палата, подведомственная Росреестру, ежегодно должна определять индексы рынка недвижимости по состоянию на 1 января (https://rosreestr.gov.ru/site/activity/indeksy-rynka-nedvizhimosti-na-01-01-2021/). Пройдя по ссылке, можно увидеть таблицу, из которой следует, что по состоянию на 1 января текущего года по всем регионам индекс остался на уровне единицы. Значит, ни в одном регионе нашей страны ни по одному из видов объектов недвижимости кадастровая стоимость по итогам 2020 года не должна быть изменена.

Как индексы, утвержденные кадастровой палатой и Росреестром, могут влиять на кадастровую стоимость, применяемую для налогообложения? Есть очень важный момент. Согласно ст. 19.

1 Закона № 237-ФЗ, если рынок недвижимости проседает больше, чем на 30% по сравнению с предыдущими показателями, может быть принято решение о проведении внеочередной ГКО и соответствующим уменьшением кадастровой стоимости.

Но индексы пока остаются неизменными, следовательно, стоимость остается прежней. 

Позиция Росреестра такова – даже если бы стоимость изменилась, то внеочередной пересчет кадастровой стоимости может быть сделан только в сторону уменьшения. 

Когда ждать следующей – очередной – государственной кадастровой оценки? По общему правилу очередная государственная кадастровая кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки, а в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) — через два года. При этом в 2022 году во всех субъектах Российской Федерации должна быть проведена государственная кадастровая оценка земельных участков, а в 2023 — всех зданий, помещений, сооружений, объектов незавершённого строительства, машино-мест. 

В настоящее время все субъекты имеют разную периодичность проведения ГКО. Кто, что и когда оценивает, можно узнать в Фонде данных государственной кадастровой оценки (https://rosreestr.gov.ru/wps/portal/cc_ib_svedFDGKO).  

Возрастет ли налоговая нагрузка? Вероятность этого не так высока, как может показаться несведущему человеку. Но владельцам объектов недвижимости не стоит сидеть, сложа руки – действующая кадастровая оценка 2018 года, так скажем, не без греха. Во многих случаях находится достаточно оснований для ее оспаривания, а значит, для снижения в конечном счете налоговой нагрузки. 

На сколько может вырасти налог? Ежегодное увеличение ставки естественным образом приводит к увеличению налога.

В текущем году, согласно НК РФ, налоговая ставка на недвижимость (с которой налог считают исходя из кадастровой стоимости для всех субъектов РФ) не должна превышать 2,0 процента.

Ответственность за утверждение ставок в каждом регионе возложена на региональные власти, как и утверждение порядка уплаты налога на имущество юрлиц. 

Что касается земельных участков, то для этой категории имущества повышающий коэффициент не предусмотрен. Здесь базовая ставка составляет 1,5%.

Однако существенно снизить ставку земельного налога можно, изменив вид разрешенного использования участка. В большинстве случаев это дает заметную экономию.

Что касается квартир, то здесь изначально довольно-таки низкие ставки. Прогрессирующей шкалы для физлиц нет.

Налоговое бремя: кому на Руси жить НЕ хорошо

Увеличение рыночной цены пропорционально влияет на рост налогооблагаемой базы. В наибольшей степени это затронет предпринимателей – тех, кто владеет коммерческой недвижимостью.

Ставка налога на такую собственность, как и на элитное жилье, составляет 2%, так что рост цен в данной ситуации может оказаться довольно заметным.

Произойдет это не сразу: в течение ближайшего времени еще будет действовать мораторий на переоценку кадастровой стоимости, а также пониженная налоговая ставка. Но все когда-нибудь кончается. 

Что касается физических лиц, то здесь картина несколько иная. Заканчивается переходная «пятилетка», на протяжении которой вся страна училась считать налог справедливо – то есть по кадастровой стоимости (Федеральный закон от 31 июля 2020 г.

Читайте также:  Бесплатные похороны за счет государства: когда и кому положены, необходимые документы, законы

№ 269-ФЗ, письмо ФНС России от 7 августа 2020 г. № БС-4-21/12820).

Люди совершенно оправданно опасаются того, что уйдут в прошлое так называемые «понижающие коэффициенты», ставки налога на недвижимость поползут вверх и мы все в недалеком будущем начнем получать квитанции с огромными цифрами. Однако бояться, на наш взгляд, не стоит.

Собственники квартир вряд ли заметят какие-то изменения. Сегодня при стоимости квартиры до 7 млн руб. ставка налога составляет 0,1% – то есть 7 тыс руб. в год. Квартиры от 7 млн до 20 млн руб. облагаются по ставке 0,15%, свыше 20 млн руб. – 0,2%. 

Отдельная тема – апартаменты. Сейчас законодатель пытается урегулировать вопрос с их статусом. Но пока апартаменты не считаются жилыми помещениями, они облагаются по коммерческим ставкам – сегодня это 0,5%. Кадастровая стоимость там примерно такая же, как у квартир. 

А вот коммерческая недвижимость – торговые комплексы, бизнес-центры – разумеется, дело другое. Большие площади, более привлекательный потенциал использования влияют и на кадастровую стоимость, и на ставки по налогу. Соответственно, любое увеличение ставок или кадастровой стоимости приводит к увеличению налоговой нагрузки на бизнес.

Стоит ли ждать всплеска продаж?

По нашим прогнозам, увеличение налога на недвижимое имущество вряд ли вынудит собственников в экстренном порядке избавляться от недвижимости. Так что большого наплыва предложений о продаже – по крайней мере, по этой причине, – ждать точно не стоит.

Тем более если говорить о квартирах, где налоги не настолько высокие, чтобы можно было рассматривать вопрос Мена квартиры на меньшую. Возможно, собственники жилья заметят увеличение платежа, но это вряд ли заставит их паниковать.

Да и те, у кого в активах есть коммерческая недвижимость, тоже изначально закладывают в расходную часть своих товаров, работ или услуг подобные изменения. 

Если ситуация с налоговыми выплатами за недвижимость все-таки беспокоит вас, то в большинстве случаев размеры платежей можно скорректировать в вашу пользу – причем совершенно законными способами. Но как это сделать?

Владельцы любой недвижимости всегда должны обращать внимание на следующие «три кита»:

  • справедливость расчета кадастровой стоимости;
  • правильность применяемой налоговой ставки;
  • возможность использования различных льгот.

Что делать тем, кто намерен проверить справедливость суммы, предъявляемой к выплате? Для начала зайдите на сайт Росреестра и проверьте кадастровую стоимость принадлежащего вам объекта.

Ведь все может быть: к примеру, при оценке, которая, как известно, в России проводится массовым методом, могли быть упущены какие-то частные особенности (например, аварийное состояние дома, и т.д.).

Пересчитайте налог самостоятельно, воспользовавшись калькулятором на сайте налоговой службы (https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/nalog_calc/). 

Проверьте, имеете ли вы право на льготы. Кстати, это отличная возможность сэкономить, которую многие просто упускают из виду. Если вы – физлицо, нужно знать, что право на льготное налогообложение в части уплат за недвижимое имущество имеют (согласно п.10 ст. 391 НК РФ):

  • инвалиды I и II группы;
  • инвалиды детства;
  • пенсионеры;
  • предпенсионеры;
  • участники ВОВ;
  • военнослужащие;
  • ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС. 

Не стоит упускать из виду возможность льготного налогообложения и владельцам коммерческой недвижимости. Здесь есть очень важный нюанс, который многие почему-то совершенно не учитывают.

Дело в том, что налог на имущество организаций – это региональный налог. Соответственно, ставки налога и льготы устанавливаются регионами.

Земельный налог и вовсе местный, соответственно, ставки могут устанавливаться и льготы местным законодательством. 

У нас же в основном происходит вот что: люди открывают Налоговый Кодекс, не видят себя в перечне льготников, расстраиваются – и успокаиваются. А надо просто ознакомиться с региональными нормативными документами. Сделать это несложно — чтобы узнать о льготах в конкретном населенном пункте, надо зайти на сайт налоговой (https://www.nalog.gov.ru/rn77/fl/pay_taxes/flat/privilege/), выбрать свой регион и указать муниципальное образование. Льготы по налогу на имущество устанавливает не регион, а конкретный муниципалитет и город федерального значения. Помимо этого, еще важно грамотно применять ставки и льготы, не стесняться оспаривать и уменьшать кадастровую стоимость. 

Аренда: налоги вряд ли повлияют на цены. По крайней мере, пока

Мы в своей практике наблюдали такие случаи, они довольно часты, когда собственник понимает увеличивающуюся налоговую нагрузку и перекладывает ее на плечи арендаторов. Но это тогда, когда налоговая нагрузка увеличивается реально. А значит, в обозримом будущем поводов для тревоги нет. 

Сегодня мы руководствуемся данными предыдущей государственной кадастровой оценки. Да, налоговые ставки постепенно увеличиваются, они потихоньку подрастают из года в год. Но кадастровая стоимость, которая и является основой для расчета размера налоговых платежей, остается прежней. 

И напоследок – почему столь заметно выросли цены на недвижимость? Вряд ли стоит винить в этом имущественные налоги.

Поводов и так предостаточно: мировой экономический кризис, пандемия, «не пустившая» на наши стройки дешевую рабочую силу, введенная Правительством РФ льготная Ипотека.

В ближайшее время падения цен на недвижимость ждать точно не приходится. Что же касается имущественных налогов, то их реально можно снизить.

Заплатим за отходы. Экологический налог в России может вырасти в 60 раз

Фото РИА Новости

Минприроды предложило реформировать систему ответственности производителей за отходы, пишут «Ведомости». Что хотят сделать и в чем тут опасность?

Как это устроено сейчас?

Компании несут ответственность за переработку товаров и упаковки, которые они произвели или ввезли в Россию. Их расширенная ответственность распространяется на 54 группы товаров и упаковки: постельное белье, одежда, газеты, моторные масла, шины, зеркала, стеклопакеты, пластиковые бутылки, деревянная, стеклянная, металлическая, бумажная и пластиковая упаковка и другие товары.

Для каждой группы есть норматив утилизации — в среднем 15%. Компании могут заниматься утилизацией сами или заплатить экологический сбор. В 2018 году было собрано 2,2 млрд рублей, отчетность об утилизации представили 12 844 компании.

Как хотят сделать?

Власти недовольны тем, что компании должны утилизовать лишь небольшую долю продукции и рассматривают возможность увеличения норматива утилизации для всех групп товаров из перечня.

При этом по замыслу Минприроды компаниям придется платить сбор, даже если они сами утилизируют отходы.

Если компания уже инвестировала в перерабатывающие мощности, то сможет утилизировать отходы, а потом получить возмещение расходов за счет уплаченного ею сбора. А вот отдав отходы переработчику, компания деньги не получит.

По расчетам министерства, поступления от сбора в таком случае могут вырасти с 2,2 млрд до 136 млрд рублей в год, то есть, почти в 60 раз.

Такие изменения сделают переработку гораздо более привлекательной для частных инвесторов и помогут выполнить цели нацпроекта «Экология». А также создать необходимую инфраструктуру в первую очередь за счет компаний, а не населения, полагают в Минприроды.

В чем проблемы?

Бизнес уже бьет тревогу. По сути, государство вводит новый побор, что противоречит обещаниям налоги не повышать. А это в итоге приведет к росту потребительских цен, говорят эксперты. Если будет принято требование о полной утилизации, инфляция может вырасти на 1-2%, полагают аналитики. То есть, очередную реформу вновь оплатит население.

Переход на полную утилизацию отходов мог бы снизить издержки компаний, но вместо этого за счет нового сбора их расходы вырастут, говорят бизнесмены. При этом нет гарантий, что деньги пойдут туда, куда нужно, опасаются они. Есть риски, что налог соберут со всех, а возврат получат из бюджета те, кто сможет договориться с чиновниками.

Спасибо, что дочитали до конца

Ставьте ???? — это важно для канала

Поступления от экологического сбора в бюджет могут вырасти в 60 раз | Телеканал 360°

Норматив утилизации по всем группам отходов от использования товаров нужно увеличить до 100%.

Тогда на переработку ежегодно может уходить до 136 миллиардов рублей вместо полученных в прошлом году 2,2 миллиарда.

Такое мнение высказали эксперты рабочей группы Минприроды, созданной по распоряжению правительства для оценки эффективности системы «расширенной» ответственности производителей товаров.

Как заявил замминистра природных ресурсов и экологии России Владимир Логинов, двигать дальше реформу обращения с отходами только за счет населения невозможно. Как оказалось, существующий механизм не эффективен.

Компании отвечают за переработку товаров и упаковки, которые они создали и ввезли в РФ. «Расширенная» ответственность организаций распространяется на 54 группы товаров и упаковки. В частности, речь идет об одежде, постельном белье, пластиковых бутылках, упаковках из бумаги, пластика, стекла, металла, шинах, моторных маслах и других товарах.

Для каждой группы существует норматив утилизации. В среднем он составляет 15%. Компании могут сами утилизировать отходы или заплатить экологический сбор.

В 2018 году отчетность об утилизации представили 12 844 организации. Всего удалось собрать 2,2 миллиарда рублей.

Однако у Росприроднадзора нет данных, сколько производителей и импортеров должны этим заниматься. То есть существующий механизм не работает.

Поэтому Минприроды совместно с «Российским экологическим оператором» (РЭО) подготовило доклад о реформировании системы ответственности производителей за отходы. Документы и план реформы уже направлены на рассмотрение правительства.

Читайте также:  Образец иска о взыскании денежных средств в 2023 году

«Есть производители, которые только декларируют самостоятельную утилизацию, но на деле не занимаются ею, а лишь уклоняются от уплаты сбора», — объяснил Логинов.

По словам гендиректора РЭО Дениса Буцаева, «расширенная» ответственность должна увеличить эффективность переработки, но этого пока не происходит.

«Само понятие нормативов не соответствует целям реформы. Почему производитель пластиковой упаковки или шин, которые вообще нельзя захоранивать, должен отвечать за утилизацию только небольшой их части?» — задался вопросом Буцаев.

Министерство надеется, что с помощью повышения нормативов утилизации сбор увеличатся с 2,2 миллиарда в год до 136 миллиардов. Изменения могут вступить в силу уже в 2021 году.

Блоги профессионалов на «Ведомостях»

Недавнее подтверждение Росстатом предварительных данных о резком замедлении роста экономики – с 2,7% в годовом выражении в IV квартале 2018 г. до 0,5% в I квартале 2019 г. – в очередной раз напомнило об издержках повышения налогов, которое в этом году вовсе не ограничилось ростом НДС.

Вместе с ним поднялись акцизы на бензин и дизель (до 12 314 и 8541 руб. за тонну соответственно), и сейчас их ставки в полтора раза превышают уровень, до которого они год назад были экстренно снижены для стабилизации топливных цен.

В этом же ряду стоит и повышение импортных пошлин на товары для промышленной сборки: согласно прогнозу правительства, до конца года оно принесет в бюджет 17,6 млрд руб.

Ну, и как вишенка на торте, – внедрение налога на профессиональный доход, который пока действует лишь в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях, но со временем охватит самозанятых и в других регионах России.

В усилении фискального бремени нет чего-либо экстраординарного для экономической политики последних лет.

В прошлом году в четырех регионах (в Крыму, Ставропольском, Алтайском и Краснодарском краях) был внедрен курортный сбор, а на федеральном уровне перестали действовать льготы для сельхозпроизводителей с годовой выручкой до 100 млн руб.

, которые ранее при работе по единому сельхозналогу были освобождены от НДС, но теперь вынуждены его уплачивать. В 2015 г.

были введены торговый сбор и плата с грузовиков с максимальной разрешенной грузоподъемностью свыше 12 000 т (система «Платон»), а налог на имущество вместо инвентаризации стал рассчитываться по кадастровой стоимости, что неизбежностью привело к увеличению его региональных ставок. Наконец, в 2011 г. совокупная ставка страховых взносов была повышена с 26 до 34%, и, несмотря на ее дальнейшее понижение до 30%, к исходному уровню она так и не вернулась.

С увеличения страховых взносов собственно и началась нынешняя волна повышения налогов, которая по своему характеру во многом напоминает фискальную политику 1990-х гг.

Тогда правительство в попытках хоть как-то стабилизировать бюджет задирало ставки и множило число платежей.

Установив 28%-ный НДС, 32%-ный налог на прибыль и НДФЛ в диапазоне от 12 до 35%, правительство Гайдара стремилось минимизировать бюджетный дефицит, который, согласно оценке Всемирного банка, по итогам 1991 г. достиг астрономических 30,9% ВВП. В 1993 г.

НДС был снижен до 20%, но существенно выросли налоги на труд: к взносам в Пенсионный фонд и Фонд занятости в 28% и 2% от заработной платы добавились отчисления в 5,4% и 3,6% в фонды социального и обязательного медицинского страхования, а также 1%-ный взнос в ПФР, который должен был уплачивать работник. Следующий виток усиления фискальной нагрузки пришелся уже на постдефолтный 1999 г., когда были введены налоги с продаж и на имущество с предельными ставками в 5% и 2% соответственно.

Постоянное повышение налогов стало одной из причин (наряду с более серьезными диспропорциями в структуре ВВП), по которым в России устойчивый экономический рост начался лишь на восьмой год после начала рыночных реформ (в 1999 г.

), в то время как в странах Центральной и Восточной Европы длительность трансформационного спада не превышала четырех лет.

При этом из-за слабости налогового администрирования страдала платежная дисциплина, что обернулось хроническим бюджетным кризисом и последующим дефолтом.

Сегодня администрирование точно нельзя причислить к слабым сторонам фискальной политики. Наоборот, за счет все более эффективного сбора налогов прирост бюджетных доходов серьезно опережает темпы экономического роста: в 2017 и 2018 гг.

прирост ВВП, по данным Росстата, составил 1,6% и 2,3% соответственно, тогда как ненефтегазовые доходы выросли на 5,8% и 14,5% (до 9,12 трлн и 10,44 трлн руб.), как следует из оценки Минфина. Однако на практике это означает увеличение издержек бизнеса, который и без того страдает от повышения налогов.

В итоге то, что хорошо для бюджета, не очень помогает росту.

Снять это противоречие позволит снижение налогов, как это уже было в 2000-е гг., когда за счет сокращения ставок правительство не только подстегнуло экономический рост, но и упрочило бюджетную стабильность. В 2001 г.

вместо прогрессивной шкалы подоходного налога была введена плоская 13%-ная ставка, благодаря чему доходы по НДФЛ выросли с тогдашних 2,86% ВВП до 3,84% ВВП в 2007 г. (здесь и далее – оценка Института Гайдара). В 2004 г. НДС был снижен с 20 до 18%, в результате к 2007 г.

поступления по нему увеличились с исходных 6,3% до 6,86% ВВП. Наибольший же эффект принесло снижение с 35 до 24% предельной ставки налога на прибыль, которое произошло в 2002 г.: сборы по нему на тот момент составляли 4,28% ВВП, но уже к 2007 г. достигли 6,58% ВВП.

Это во многом объясняет, почему в 2009 г. правительство в ответ на кризис не побоялось снизить налог на прибыль до 20%.

В этой же логике были выдержаны решения об отмене налога с продаж и оборотных налогов – на пользователей автодорог и на содержание объектов социально-культурной сферы, которые суммарно в начале 2000-х гг. приносили чуть менее 2,5% ВВП.

Компенсировать выпадающие доходы правительство смогло за счет внедрения более простых в администрировании акцизов на дизель и моторные масла и упрощения налогообложения нефтедобычи: в 2002 г.

вместо роялти, акциза на нефть и отчислений на восстановление минерально-сырьевой базы стал действовать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате платежи нефтяных компаний по налогам и экспортным пошлинам с 2001 по 2003 гг.

увеличились более чем в полтора раза (с $16,9 млрд до $28,4 млрд), при том что среднегодовая цена барреля Brent за тот же период выросла лишь на 18% – с $24,4 до $28,9, согласно данным Всемирного банка.

Опыт снижения налогов весьма к месту был бы и сегодня, когда правительство увеличивает ставки и вводит новые сборы, чтобы укрепить бюджетную стабильность. Как видно на примере 2000-х гг., стимулирование экономики и консолидация бюджета не так уж и сильно противоречат друг другу.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Экологический налог в 2021: объект налогообложения, ставка, подача декларации, льготы

  • Плательщиками экологического налога признаются организации и ИП при наличии объектов налогообложения.
  • Экологический налог не уплачивают:
  • — бюджетные организации;
  • — организации — плательщики единого налога для
    производителей сельскохозяйственной продукции;
  • — плательщики, применяющие УСН.
  •  Однако при приобретении ими права собственности на отходы производства в целях их последующего захоронения они будут являться плательщиками экологического налога на захоронение отходов производства .
  • Экологический налог за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом исчисляют и уплачивают только организации .
  • Объекты налогообложения
  • Объектами налогообложения экологическим налогом признаются :
  • 1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
    указанные в соответствующих разрешениях;
  • Примечание
  • Разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу необходимо получать при производстве выбросов от стационарных источников .

Обратите внимание! Не признаются объектами обложения экологическим налогом выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при общих суммарных объемах выбросов в целом по плательщику 3 тонны в год и менее.

2) сброс сточных вод на основании соответствующих разрешений;

Обратите внимание! Не признаются объектами обложения экологическим налогом сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду через систему дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков и таяния снега, а также сброс сточных вод, образующихся при поливке и мытье дорожных покрытий на территории населенных пунктов, сброс сточных вод от опорожнения чаш фонтанов. х объемах выбросов в целом по плательщику 3 тонны в год и менее.

3) хранение отходов производства;

Обратите внимание! Не признаются объектами обложения экологическим налогом:— хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;— хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки 1 транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов;— хранение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;— хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы. х объемах выбросов в целом по плательщику 3 тонны в год и менее.

Читайте также:  Компенсация за школьную форму: кому положена и как получить, необходимые документы и образец заявления

4) захоронение отходов производства;

Внимание!Не признаются объектами обложения экологическим налогом:— захоронение отходов, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения 50 и менее тонн в год;— захоронение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

  1. 5) транспортировка по территории Республики
    Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом

    (далее — транспортировка нефти и (или) НП).
  2. Налоговая база
  3. Налоговая база экологического налога определяется исходя из фактических объемов :

1) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный
воздух.

При расчете фактических объемов выбросов суммируются выбросы по всем классам
(группам) опасности веществ, указанным в разрешениях, без разбивки на отдельные
вещества. При общих суммарных объемах выбросов более 3 тонн в год налогом
облагается весь объем выбросов;

2) сбросов сточных вод, который осуществляется
на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных
природоохранных разрешений;

3) отходов производства, подлежащих хранению. Если фактический объем
накопленных отходов на конец квартала превышает 1 транспортную единицу, с
превышения уплачивается налог;

4) отходов производства, подлежащих захоронению.
При
общем объеме захоронения более 50 тонн в год налог исчисляется с фактического
объема отходов, включая объем отходов, подобных отходам жизнедеятельности
населения.

Организации и ИП при осуществлении деятельности обязаны вести учет выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, а также учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду в порядке и в случаях, установленных Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь .

На заметкуСубъекты хозяйствования (за исключением ИП и микроорганизаций), осуществляющие обращение с отходами, обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение .

Внимание!Правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды, порядка природопользования, законодательства об обращении с отходами влечет административную ответственность в виде наложения штрафа на организацию, должностное лицо организации, ИП .

  • Налоговая база экологического налога в отношении транспортировки нефти и (или) НП определяется как произведение фактического количества нефти и (или) нефтепродуктов, перемещенных по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами транзитом, в тоннах и расстояния транспортировки в километрах .
  • Ставки экологического налога
  • Ставки экологического налога на 2020 год установлены :
  • — за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный
    воздух в приложении 4 к Указу N 503;
  • — за сброс сточных вод в приложении 5 к Указу N
    503;
  • — за захоронение, хранение отходов производства
    в приложении 6 к Указу N 503.

Ставка экологического налога за перемещение 1 тонны нефти и (или) нефтепродуктов на 100 километров составляет 0,35 руб. .

  1. Налоговые льготы
  2. Исчисленная сумма экологического налога уменьшается плательщикам ежеквартально на сумму произведенных расходов на финансирование капвложений (за исключением капвложений, финансируемых из бюджета) в строительство, реконструкцию :
  3. — газоочистных установок, установок по
    использованию возобновляемых источников энергии, а также в создание
    автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный
    воздух;
  4. — сооружений, установок и (или) устройств,
    предназначенных для удаления из сточных вод загрязняющих веществ, обработки
    осадка и выпуска очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты;
  5. — собственниками отходов объектов хранения,
    объектов захоронения, объектов обезвреживания и (или) объектов по использованию
    отходов.
  6. Кроме того, к ставкам налога в некоторых случаях могут применяться понижающие коэффициенты .
  7. Налоговый период
  8. Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал .
  9. Порядок исчисления размера экологического налога
  10. Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства рассчитывается по формуле :
  11. Н= НБ x С x К,
  12. где Н —
    сумма экологического налога;
  13. НБ —
    налоговая база;
  14. С — ставка
    налога;
  15. К —
    понижающий коэффициент (при наличии оснований).
  16. Расчет экологического налога производится за выбросы загрязняющих веществ, сбросы сточных вод, хранение отходов производства по выбору плательщика :
  17. 1) ежеквартально исходя из фактических объемов
    выбросов, сбросов, хранения в отчетном квартале;
  18. 2) раз в год исходя из годовых объемов выбросов,
    сбросов, хранения, установленных в разрешениях, с последующим уточнением
    фактических объемов по истечении отчетного года.
  19. На заметкуПри расчете фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу объемы выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ или комплексных природоохранных разрешениях, суммируются без разбивки на отдельные вещества .
  20. Экологический налог за транспортировку нефти и (или) НП рассчитывается по формуле :
  21. Н = НБ x С / 100,
  22. где Н —
    сумма экологического налога;
  23. НБ —
    налоговая база;
  24. С — ставка
    налога.
  25. Сроки подачи декларации по экологическому налогу
  26. Налоговая декларация по экологическому налогу
    за выбросы загрязняющих веществ, сбросы сточных вод, хранение отходов
    производства
    представляется:
  27. 1) если расчет налога производился исходя из фактических объемов :
  28. ежеквартально — тип декларации
    «квартальная» — не позднее 20-го числа месяца, следующего за
    отчетным кварталом
    ;
  29. 2) если расчет налога производился исходя из годовых объемов, установленных в разрешениях :
  30. — единовременно — тип декларации
    «годовая» — не позднее 20 апреля отчетного года;

— единовременно — тип декларации «годовая
по фактическим объемам» — не позднее 20 февраля года, следующего за
истекшим годом
. Расчет представляется на основании фактических годовых
объемов.

  • Владельцами объектов захоронения отходов Налоговая декларация подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом .
  • За транспортировку нефти и (или) НП налоговая декларация представляется :
  • — за I — III кварталы — не позднее 20-го
    числа месяца, следующего за истекшим кварталом;
  • — за IV квартал — не позднее 20 марта года,
    следующего за истекшим кварталом.

Внимание!За нарушение срока представления декларации может быть наложен Штраф на должностное лицо организации, ИП. За просрочку представления декларации до 3 рабочих дней должностному лицу организации и ИП может быть вынесено предупреждение .

  1. Сроки уплаты экологического налога
  2. Экологический налог уплачивается за выбросы
    загрязняющих веществ, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов
    производства:
  3. 1) исходя из фактических объемов :
  4. ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным
    кварталом;
  5. 2) исходя из годовых объемов, установленных в разрешениях, по выбору плательщика :
  6. один раз в год в размере исчисленной
    суммы за год — не позднее 22 апреля календарного года;

ежеквартально — не позднее 22-го
числа месяца, следующего за отчетным кварталом
, в размере 1/4 исчисленной
годовой суммы налога. Не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим
отчетным годом, на основании фактических годовых объемов производится доплата
либо возврат (зачет) налога в порядке, установленном ст. 66 НК.

Собственники отходов производства перечисляют экологический налог за захоронение отходов владельцам объектов захоронения отдельным платежным поручением непосредственно в момент оплаты услуг по захоронению отходов, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. При неперечислении экологического налога в указанный срок собственники отходов производства уплачивают налог в 3-кратном размере. Владельцы объектов захоронения перечисляют в бюджет экологический налог на захоронение отходов в пределах сумм, поступивших от собственников отходов .

За транспортировку нефти и (или) НП уплата экологического налога производится за I — III кварталы не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, за IV квартал — не позднее 22 марта года, следующего за истекшим кварталом .

Обратите внимание!За неуплату (неполную уплату) налога может быть наложен штраф на организацию, должностное лицо организации, ИП. За каждый календарный день просрочки начисляется Пеня, включая день уплаты налога .

  • Учет экологического налога
  • Суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства включаются :
  • — организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг),
    имущественных прав;
  • — ИП в расходы, учитываемые при исчислении
    подоходного налога.
  • В бухучете организаций экологический налог отражается проводками :
  • Д-т 20, 23, 25, 26, 44 — К-т 68/1 — начисление
    налога для уплаты в бюджет;
  • Д-т 20, 23, 25, 26, 44, 90/10, 91/4 — К-т 60
    (76) — сумма предъявленного к возмещению налога.
  • Суммы экологического налога за транспортировку нефти и (или) НП не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и во внеррасходы, учитываемые при налогообложении .
  • Читайте этот материал в ilex >>*
  • * по ссылке
    Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *