Стало известно, что изменится в работе после объединения ПФР и ФСС

Стало известно, что изменится в работе после объединения ПФР и ФСС

Минтруд подготовил поправки в НК РФ, которые устанавливают единый Тариф страховых взносов, в связи с объединением ПФР и ФСС. Законопроект опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

В частности, поправки в статью 425 НК РФ устанавливают, что с 2023 года единый тариф страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и медицинское страхование составит:

  • 30% — в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
  • 15,1% — свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.

На 2023 год единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов будет определена путем индексации предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной на 2022 год.

Одновременно поправки в статью 427 НК РФ устанавливают льготные тарифы единого страхового взноса. В частности, для IT-сектора, некоммерческих и благотворительных организаций на УСН, резидентов «Сколково» и ОЭЗ с 2023 года единый пониженный тариф страховых взносов в составит:

  • 7,6% — в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
  • 0% — свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.
  • Для представителей малого и среднего бизнеса с 2023 года единый пониженный тариф составит 15% в отношении части выплат работникам, превышающих МРОТ.
  • Кроме того, поправки в статью 430 НК РФ устанавливают, что фиксированный страховой взнос для ИП с доходами до 300 000 рублей составит 45 842 рублей.
  • Хроника событий

Минтруд подготовил Закон о Социальном фонде России

02.02.2022. Минтруд подготовил закон о работе объединенного Фонда пенсионного и социального страхования. Документ опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Законопроект определяет правовое положение государственного внебюджетного Фонда пенсионного и социального страхования РФ, порядок его создания, виды деятельности, вопросы реорганизации или ликвидации, а также устанавливает систему органов управления Фондом и их компетенцию.

Данный фонд будет осуществлять:

  • обязательное пенсионное страхование и пенсионное обеспечение;
  • обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • предоставление государственных и муниципальных услуг.

Сокращенное наименование нового фонда — Социальный фонд России (СФР). Фонд станет некоммерческой унитарной организацией, созданной Российской Федерацией в форме государственного внебюджетного фонда.

При этом к данному фонду не будут применяться закон о некоммерческих организациях (‎от 12.01.1996 № 7-ФЗ) и закон о банкротстве (от 26.10. 2002 года № 127-ФЗ).

В структуру СФР войдут органы управления, центральный аппарат, контрольно-ревизионная комиссия, территориальные органы и обособленные подразделения. Органами управления станут наблюдательный совет, правление и председатель.

Социальный фонд, его территориальные органы и центры реабилитации составят единую федеральную централизованную систему органов и обособленных подразделений, в которой нижестоящие органы и подразделения подотчетны вышестоящим.

Работать Фонд пенсионного и социального страхования РФ начнет с 1 января 2023 года.

В учетных решениях «1С:Предприятие 8» необходимые изменения в отчетности и взносах в связи с объединением ФСС и ПФР Будут поддержаны после принятия соответствующего федерального закона и его опубликования в установленном порядке с выходом очередных версий. О сроках см. в «Мониторинге законодательства».

Граждане, работающие по ГПД, будут получать пособия по временной нетрудоспособности

01.02.2022. Переход на единый тариф страховых взносов позволит, в том числе выплачивать больничные гражданам, занятым по гражданско-правовым договорам.

Соответствующие поправки в законодательство готовит Минтруд в рамках реформы по объединению ПФР и ФСС в Социальный фонд России.

В министерстве напоминают, что в настоящее время в ПФР и в ФОМС взносы поступают за всех работающих по найму граждан (по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера). При этом в ФСС поступают взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отчисляются только за граждан, занятых по трудовым договорам.

Реформа по объединению фондов и установлению единого тарифа страховых взносов предполагает распространение обязательного социального страхования на занятых по гражданско-правовым договорам граждан.

Это позволит выплачивать пособия по временной нетрудоспособности гражданам, выполняющим работы или оказывающим Услуги по гражданско-правовым договорам.

Минтруд готовит поправки в НК РФ об общем тарифе страховых взносов и единой отчетности

31.01.2022. Минтруд приступил к разработке поправок в НК РФ, которые установят объединенный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и единую отчетность по страховым взносам. 

Уведомление об этом опубликовано на Едином портале для размещения проектов НПА.

Сам законопроект пока не опубликован. В уведомлении отмечается, что поправки направлены на оптимизацию тарифов страховых взносов при сохранении для основной категории работодателей действующего размера совокупного тарифа страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды.

Как поясняют в пресс-службе Минтруда, концепция «единого тарифа» предполагает:

  • установить единый круг застрахованных лиц – то есть, распространить обязательное социальное страхование на занятых по гражданско-правовым договорам граждан;
  • установить единую предельную базу для пенсионного и обязательного социального страхования, увеличив взносооблагаемый в рамках обязательного социального страхования заработок до размеров заработка, охваченного пенсионным страхованием;
  • объединить все существующие льготные категории плательщиков в три группы со следующими тарифами страховых взносов: 15% с выплат выше МРОТ (малый и средний бизнес), 7,6% (резиденты ТОР и других экономических зон, СОНКО, благотворительные организации, Сколково, ИТ-организации, организации-мультипликаторы) и 0% (члены экипажей судов). Таким образом, все действующие льготные режимы будут сохранены;
  • обеспечить возможность внесения всех социальных взносов единым платежом, который автоматически направляется Федеральным казначейством на пенсионное, социальное и медицинское страхование;
  • сократить количество отчетности, установить единую дату подачи единой формы отчетности до 15 числа месяца. Те данные, которые сейчас подаются раз в квартал, так и будут подаваться раз в квартал, но уже в составе единой формы.

При этом в министерстве уточняют, что увеличение взносооблагаемой базы коснется работодателей, которые исчисляют страховые взносы с заработных плат от 86 000 рублей в месяц и выше. Это порядка 9% сотрудников.

При этом предельный размер роста нагрузки составит 16 000 рублей на сотрудника в год.

Вместе с тем это решение даст возможность в 1,5 раза увеличить максимальные размеры выплат в рамках обязательного социального страхования.

Минтруд рассчитывает, что новые нормы вступят в силу с 1 января 2023 года.

Общий тариф страховых взносов и единая отчетность: как Минтруд планирует объединить ФСС и ПФР

28.01.2022. Минтруд предлагает объединить ПФР и ФСС к 2023 году и за счет этого упростить для работодателей уплату страховых взносов и представление отчетности.

В министерстве планируют на базе ПФР и ФСС создать единый Социальный фонд, которому присвоят новую особую организационно-правовую форму — внебюджетный фонд.

Если в настоящее время ФСС и ПФР – это государственные учреждения, то после реформы у единого фонда будет особая организационно-правовая форма – внебюджетный фонд — Некоммерческая организация для осуществления функций по обязательному социальному (пенсионному) страхованию и мер социальной поддержки.

За счет объединения фондов правительство и Минтруд планируют сократить административные расходы и существенно упростить предоставление социальных услуг посредством применения формата «одного окна».

Также министерство рассчитывает установить объединенный тариф страховых взносов с общей предельной величиной базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование. Соответственно, предполагается, что с 2023 года работодатели будут уплачивать обязательные пенсионные и социальные взносы в виде единого платежа, но в том же размере, что и сейчас.

  1. При этом действующие в настоящее время льготы по уплате страховых взносов и правила их применения останутся без изменений.
  2. Одновременно Минтруд намерен объединить отчетность по страховым взносам и принимать все необходимые сведения о работниках и уплаченных за них страховых взносах в виде единой ежемесячной или ежеквартальной формы.
  3. Как сообщает газета «Коммерсантъ», закон об объединении фондов и сопутствующие поправки в действующее законодательство Минтруд рассчитывает внести на рассмотрение Госдумы в текущую весеннюю сессию.

Пфр и фсс планируют объединить к 1 января 2023 года 

24.12.2021. Вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что в рамках российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений будет создана временная рабочая группа для обсуждения законодательных инициатив, связанных с объединением ПФР и ФСС.

  • Как отмечается в сообщении Правительства РФ, члены РТК обсудили предстоящее объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, которое планируется завершить к 1 января 2023 года.
  • При этом в группу на паритетной основе войдут представители всех трех сторон социального партнерства: работодателей, профсоюзов и представителей власти.
  • Напомним, еще в феврале текущего года стало известно, что правительство может провести масштабную реформу внебюджетных фондов, в ходе которой будут объединены Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования.

Единство фондов и содержания

Правительство планирует реорганизовать Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) в единую организацию — и предложить работодателям общую взносооблагаемую базу для выплаты страховых взносов на пенсионное и социальное страхование.

При минимальном росте нагрузки на бизнес это, по замыслу Минтруда, позволит увеличить размер ряда социальных выплат для населения в полтора раза.

Реформа фондов, в свою очередь, сделает получение социальных услуг также более удобным — за счет объединения их административных функций в рамках единой цифровой платформы.

К 2023 году, как стало известно “Ъ”, правительство планирует унифицировать отдельные положения об уплате страховых взносов работодателями в ПФР и ФСС. Отказ от существующего в этой сфере сейчас многообразия связан с объединением двух фондов в единую структуру — Социальный фонд.

Как следует из материалов Минтруда, посвященных модели реорганизации ПФР и ФСС (есть у “Ъ”, в Минтруде подтвердили их подлинность), ведомство предлагает объединить две организации в единую структуру, присвоив ей новый организационно-правовой статус — внебюджетный фонд.

Читайте также:  Снятие с учета в пфр ип: особенности и порядок процедуры, необходимые документы

Напомним, сейчас организационно-правовая форма обоих фондов — государственное учреждение, она закреплена в Бюджетном кодексе. Согласно проекту закона «О Фонде пенсионного и социального страхования РФ» (есть у “Ъ”), внебюджетный фонд — это некоммерческая организация для осуществления функций по обязательному социальному (пенсионному) страхованию и мер социальной поддержки.

Ее учредителем выступает правительство, а собственником имущества фонда, так же как и ответственным по публичным обязательствам фонда,— РФ.

Хотя координировать работу нового фонда все также будет Минтруд, в структуре его управления появится принципиально новый орган — наблюдательный совет.

Он будет состоять из семи человек — представителей работодателей и профсоюзов, Совета федерации и Госдумы, вице-премьера — координатора РТК, главы Минтруда и самого председателя фонда.

В компетенции совета, говорит источник “Ъ” в правительстве, будут находиться вопросы стратегического развития фонда: размер страховых тарифов, использование резервных средств фонда, формирование его бюджета и рассмотрение кандидатур на место председателя организации.

Впрочем, окончательное решение о выборе главы фонда остается за председателем правительства — как и сейчас.

Административные расходы на работу нового фонда (на выплату зарплат сотрудникам, содержание имущества и обслуживание IT-систем), как отмечают источники “Ъ” в социальном блоке, не должны превысить показатель, заложенный в федеральном бюджете для ПФР и ФСС, то есть примерно 1% от их расходов.

В то же время, говорят они, в Минтруде надеются на экономию бюджетных средств по двум последним статьям расходов — за счет эффекта масштаба, а также с помощью сокращения расходов на управленческий аппарат будущего фонда. Основная масса сотрудников и ПФР, и ФСС (в сумме — более 130 тыс.

человек по всей стране) при этом должны остаться на своих рабочих местах или быть переопределены на новые позиции в обновленной структуре фонда.

Как рассказывают источники “Ъ” в правительстве, Минтруд рассчитывает внести федеральный закон об объединении фондов на рассмотрение Госдумы уже в весеннюю сессию — чтобы летом можно было бы подготовить проект объединенного бюджета фонда на 2023–2025 годы. Помимо этого документа, ведомство также разработало пакет поправок к Бюджетному и Гражданскому кодексам и ряду федеральных законов — работа над ними также будет идти уже в этом году.

Важнейшая предпосылка для объединения фондов именно сейчас, ведь их реформа обсуждается без малого уже десять лет, как объясняют источники “Ъ”,— цели, заложенные правительством в концепцию цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года.

Она, напомним, предполагает, что к этому моменту правительство будет управлять всеми социальными услугами, доступными россиянам, с помощью единой цифровой платформы (ЕЦП), которую сейчас по заказу ПФР разрабатывает «Ростелеком» (подробнее см. “Ъ” от 2 марта 2021 года).

Она должна будет объединить все существующие профильные цифровые проекты: от электронного листка нетрудоспособности ФСС до выдачи электронного сертификата на материнский капитал ПФР, информационные системы Минтруда, ПФР, ФСС, а также учреждений медико-социальной экспертизы.

Стало известно, что изменится в работе после объединения ПФР и ФСС

Ее создание, как указывалось в концепции, необходимо, чтобы адаптировать социальную сферу РФ к «новым цифровым реалиям» и удовлетворить растущие ожидания граждан.

Так, к 2025 году они должны иметь возможность получить 80% социальных услуг в электронном виде, что сократит срок ожидания в два раза и сведет в большинстве случаев весь объем необходимых документов к одному заявлению.

С 2023 года, по плану Минтруда, часть из них будет доступна в формате «одного окна» на портале госуслуг, также полноценно будет работать единый контакт-центр для консультаций.

С учетом появления у ПФР и ФСС такого объема единой инфраструктуры объединение их аппаратов было только вопросом времени, подчеркивает источник “Ъ”. При этом Минтруд планирует сохранить сеть отделений фонда, чтобы дать его клиентам возможность выбирать между обращением за услугами онлайн или лично.

За объединением фондов в единую структуру последуют новшества не только для застрахованных, но и для работодателей, а именно унификация отдельных положений тарифной политики ПФР и ФСС.

В первую очередь Минтруд планирует ввести так называемый единый тариф с общим порогом взносооблагаемой базы для уплаты взносов на пенсионное страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Сейчас ставка тарифа по пенсионному страхованию для всех работодателей, за исключением льготных категорий, составляет 22% в пределах базы (1,565 млн руб.) и 10% сверх этой суммы, для взносов в ФСС — 2,9% при зарплате до 1,032 млн руб. и 0% сверх этой суммы.

С 2023 года, по замыслу Минтруда, все работодатели будут уплачивать и пенсионные, и социальные взносы в том же размере, однако в виде единого платежа и исходя из наличия единой взносооблагаемой базы (1,565 млн руб.).

Кроме того, ведомство предлагает обязать работодателей платить социальные взносы и за сотрудников, которые работают в рамках гражданско-правовых договоров.

Такое повышение тарифа, по расчетам ведомства, коснется только 12,9% работодателей и 9,6% работников — большинство из них занято в финансовых, научно-исследовательских и IT-организациях, в нефтегазовом и металлургическом секторах. Максимальный рост дополнительной нагрузки на работодателей в пересчете на одного работника составит 16,4 тыс. руб.

, что увеличит доходы бюджета фонда по этому виду страхования от взносов работодателей на 13,7 млрд руб. и позволит к 2025 году увеличить максимальный размер выплат по обязательному социальному страхованию в 1,5 раза.

Так, например, максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, который составляет 40% от средней зарплаты в пределах страхуемого заработка, составит 57,4 тыс. руб. вместо 37,9 тыс. руб., а пособие по беременности и родам (максимальная сумма пособия за 140 календарных дней) — 660,9 тыс. руб. вместо 435,9 тыс. руб.

Также вырастет и пособие по временной нетрудоспособности: при стаже восемь лет и более — до 143,5 тыс. руб. вместо 94,7 тыс. руб., при стаже от пяти до восьми лет — до 114,8 тыс. руб. вместо 75,7 тыс. руб., при стаже до пяти лет — до 86,1 тыс. руб. вместо 56,8 тыс. руб.

  • Минтруд не планирует менять количество и порядок льгот по страховым взносам, которые существуют сейчас, такими привилегиями, напомним, сейчас обладает малый и средний бизнес (единый тариф составляет 15% с выплат выше МРОТ), резиденты ТОР, СОНКО, благотворительные организации, «Сколково», ИТ-организации, организации-мультипликаторы (им предлагается установить тариф 7,6%, что позволит ряду типов предприятий уменьшить расходы на взносы) и суда (тариф — 0% с выплат экипажу, до 2027 года).
  • Переход на единый тариф также позволит фонду принимать от работодателей все необходимые сведения о работниках и уплаченных за них страховых взносах в виде единой ежемесячной формы.
  • В ней будет несколько разделов — от учета сведений о факте работы до информации о структуре зарплаты бюджетников,— которые компании будут заполнять с разной периодичностью.

Хотя на первый взгляд создание из ПФР и ФСС единой структуры с совокупным бюджетом примерно в половину федерального (более 10 трлн руб.

) должно было бы вызвать споры между правительством, профсоюзами и работодателями, опрошенные “Ъ” стороны социального партнерства не высказали к этой идее никаких принципиальных возражений.

Это, впрочем, можно объяснить тем, что появление новой организации в сфере социального обеспечения РФ по факту мало что изменит, за исключением технической составляющей ее функционирования, и даже создание для этой организации нового правового статуса по существу является фиксацией уже сложившейся практики работы ПФР и ФСС. Предполагается, что эволюция Социального фонда будет напоминать развитие ФНС, который, действуя в рамках своего штатного расписания, постоянно принимает на себя новые функции, в то время как старые сокращаются, в том числе за счет цифровизации.

Анастасия Мануйлова

Проактивные выплаты пособий: что изменится в работе бухгалтеров с 2022 года

С 1 января 2021 года пилотный проект Минтруда «прямые выплаты» действует по всей стране. В соответствии с ним пособия сотрудникам организаций выплачивает не работодатель, а органы Фонда соцстрахования напрямую.

Со следующего года прямые выплаты станут ещё и проактивными: ФСС будет выплачивать пособия в беззаявительном порядке.

У бухгалтеров появится новая обязанность: передавать в фонд сведения, необходимые для назначения и расчёта суммы выплаты. Избежать этого не получится — такой порядок станет обязательным в силу нового федерального закона. За невыполнение требований ФСС компанию накажут рублём.

Рассказываем, как будет работать механизм проактивных выплат и что потребуется от бухгалтеров.

Читайте раздел «Коротко о проактивных выплатах», если торопитесь. В нём собрали основную информацию очень коротко.

В чём суть механизма проактивных выплат

С 01.01.2022 вступает в силу ФЗ от 30.04.2021 № 126-ФЗ. Он вносит изменения в закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев № 125 и закон об обязательном соцстраховании по материнству № 255. Изменения коснутся порядка оформления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по рождению и по уходу за ребёнком.

Сейчас пособия выплачивают в заявительном порядке: работник подаёт заявление на основании больничного → бухгалтер передаёт информацию страховщику (ФСС) → фонд переводит деньги работнику.

Со следующего года вводится проактивный (беззаявительный) формат выплат. Фонд соцстрахования будет выплачивать деньги не по заявлению сотрудника, а на основании закрытых электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН).

Недостающую информацию о застрахованном лице ФСС сможет запросить у Пенсионного фонда, налоговиков, ЗАГСов и работодателей. Участие работодателя (страхователя) в назначении пособий сводится к минимуму.

Он должен только отправлять в фонд запрашиваемые документы и сведения о сотруднике, например информацию о стаже, районном коэффициенте и т.д.

Взаимодействие ФСС и бизнеса станет полностью электронным. Для этого компании и индивидуальные предприниматели обязаны подключиться к сервису «Социальный электронный документооборот» (СЭДО). Сделать это можно с помощью оператора ЭДО, через которого вы сдаёте отчётность. Подробнее о подготовке и переходе на электронный документооборот мы рассказывали в этой статье.

Конкретную процедуру передачи сведений от работодателя к ФСС устанавливают Правила, утверждённые постановлением Правительства. Они ещё находятся на стадии обсуждения, но основные положения согласованы. Если в правилах произойдут изменения, мы дополним статью.

Как будет работать проактивный формат выплаты пособий

Основанием для назначения пособий будет служить ЭЛН, размещённый медицинской организацией в информационной системе «Соцстрах». Затем Фонд соцстрахования направит запросы в госорганы и работодателю, чтобы получить необходимые сведения о застрахованном лице. Работодатели обязаны передать данные в территориальное отделение ФСС по месту регистрации в три рабочих дня.

Читайте также:  Транспортный налог опять предложили отменить

Важно. Фонд соцстрахования может выслать извещение о предоставлении недостающих данных. У работодателя есть пять дней, чтобы дополнить документы.

С течение десяти рабочих дней со дня получения всей информации фонд перечислит деньги сотруднику на указанный им счёт. За каждый день просрочки выплат ФСС будет платить пеню в 0,5% от невыплаченной суммы.

Стало известно, что изменится в работе после объединения ПФР и ФСС

Таков общий порядок назначения и выплаты пособий. Особенности оформления конкретных выплат смотрите далее.

Пособие по временной нетрудоспособности

После получения информации об открытом больничном ФСС направляет в Пенсионный фонд запрос по поводу трудоустройства застрахованного сотрудника. За один календарный день ПФР выдаёт информацию о факте трудоустройства в конкретной компании, а также ИНН и КПП страхователя. Затем ФСС уведомляет работодателя о том, что его сотрудник на больничном.

Когда больничный закрыт, ФСС обращается к работодателю за сведениями, необходимыми для расчёта пособия, например информацией о:

  1. стаже;
  2. зарплате;
  3. районном коэффициенте;
  4. ставке, если сотрудник работает неполное рабочее время;
  5. периодах отстранения от работы без сохранения зарплаты;
  6. периодах отсутствия на работе.

Данные бухгалтер должен передать в три рабочих дня. О факте выплаты пособия ФСС информирует сотрудника через личный кабинет на Госуслугах и работодателя.

Первые три дня временной нетрудоспособности по прежнему оплачивает работодатель.

Пособие по беременности и родам

Основанием для выплаты пособия по беременности и родам тоже служит закрытый ЭЛН. Он размещается в системе сразу закрытым на 140 дней. После этого ФСС обращается за данными для расчёта к работодателю. Бухгалтеру нужно отправлять реестр не сразу, а после получения от сотрудницы заявления на отпуск по беременности и родам.

Единовременное пособие при рождении ребёнка

О факте рождения ребёнка ФСС узнает из единого госреестра ЗАГСа. Ни работник, ни работодатель не обязаны об этом сообщать.

Далее фонд проверит два вида информации:

  1. Через Пенсионный фонд о трудоустройстве родителя (родителей).
  2. Через единую государственную информационную систему соцобеспечения о назначении или неназначении пособия.

Если пособие уже назначено, Процедура на этом завершится. Если не назначено, ФСС продолжит запрашивать необходимую информацию. У работодателя он может потребовать уточнить районный коэффициент. Эту информацию бухгалтер должен передать в два рабочих дня с даты получения запроса.

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком

По этому виду пособия сохранится заявительный порядок. Работник должен будет одновременно подать работодателю заявление о назначении пособия и о предоставлении отпуска по уходу за ребёнком до трёх лет. В три рабочих дня бухгалтер обязан отправить в территориальный орган ФСС форму «Сведения для назначения пособия».

Важно. Если работник утратит право на ежемесячное пособие, работодатель обязан в три рабочих дня известить об этом ФСС.

Ответственность за невыполнение требований ФСС

Когда новый порядок вступит в силу, у ФСС появится ещё несколько поводов, чтобы наказать компании и ИП:

  1. Работодатель не предоставит документы или предоставит с опозданием — Штраф в 200 руб. за каждый документ.
  2. Работодатель отправит недостоверные данные и документы или скроет верную информацию, вследствие чего ФСС выплатит больше денег, чем нужно — штраф в 20% от суммы излишних расходов фонда, но не больше 5 000 руб. и не меньше 1 000 руб.
  3. Работодатель передаст необходимые сведения позже срока — штраф в 5 000 руб.

Суммы излишне начисленных пособий Фонд соцстрахования сможет взыскать либо с работодателя, либо с работника, — в зависимости от того, кто виноват в передаче неверной информации.

Коротко о проактивных выплатах

  1. С 1 января 2022 года ФСС будет выплачивать пособия проактивно — в беззаявительном порядке. Это правило относится к пособиям по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по рождению ребёнка и по уходу за ребёнком.

  2. Взаимодействие работодателей и ФСС перейдёт в электронный формат. Компаниям придётся через своих операторов присоединиться к СЭДО — социальному электронному документообороту.

  3. Основную информацию фонд будет получать из электронных листков нетрудоспособности, размещённых в информационной системе.
  4. Недостающую информацию ФСС сможет запросить у госорганов и работодателей.

    Бухгалтера обязаны передавать реестры данных по застрахованным лицам в три дня с момента запроса. Для некоторых пособий установлены иные сроки передачи информации.

Больше таких статей читайте в Журнале про дело на сайте Делобанка

Все на фонд: ПФР, ФСС и ФОМС могут стать единой структурой

За назначением Андрея Кигима главой Пенсионного фонда России (ПФР) вместо Максима Топилина стоит реформа внебюджетных фондов, сообщили источники «Известий», близкие к правительству. Нового главу ПФР выбрали для объединения структуры с Фондом соцстрахования (ФСС), говорили собеседники издания ранее.

Однако ряд источников не исключает более масштабного преобразования: в новую структуру может влиться и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Цель объединения — создание полноценного «единого окна» для получения соцподдержки, а также цифровизация всех процессов.

При этом государство могло бы сэкономить 120 млрд рублей в год за счет оптимизации расходов внебюджетных фондов, оценили эксперты.

Лояльный и прогрессивный

Помимо главы ФСС Андрея Кигима на должность главы ПФР рассматривались еще две кандидатуры — замминистра труда Алексей Скляр и замглавы ФНС Светлана Бондарчук, уже писали «Известия». Но выбор пал именно на Кигима по нескольким причинам.

Во-первых, как рассказали два источника, знакомые с процессом, премьер-министр Михаил Мишустин учел позицию Андрея Кигима при передаче администрирования взносов во внебюджетные фонды Федеральной налоговой службе (ФНС). Бывший глава ФСС поддержал эту новацию.

К слову, экс-глава ПФР Максим Топилин был категорически против.

Во-вторых, отметил еще один собеседник «Известий», решающим фактором для главы правительства стал тот факт, что ФСС достиг практических результатов в цифровизации. Достаточно вспомнить электронные больничные, проект по прямым выплатам.

— То, что небольшое ведомство показало такие результаты, стало решающим в выборе кандидата на пост главы ПФР. Для Михаила Мишустина, который уже провел цифровую революцию в ФНС, это было очень важным преимуществом, — пояснил источник «Известий».

Кроме того, Андрей Кигим хорошо владеет темой соцстрахования, что является дополнительным плюсом, добавил он.

По информации источников «Известий», близких к правительству, внебюджетные фонды ждет масштабная реформа. И объединением ПФР и ФСС дело может не ограничиться. В логике плана по повышению эффективности соцподдержки и созданию «одного окна» — присоединение к структуре ФОМС.

Оптимальный алгоритм

Опрошенные «Известиями» эксперты согласны, что кандидатура Андрея Кигима была неслучайна и связана именно с реформой внебюджетных фондов.

Так, президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс считает, что выбор Андрея Кигима оправдан, поскольку он энергичный и прогрессивный руководитель, нацеленный на цифровизацию и реализовавший масштабнейший IT-проект в ФСС.

Также у нового руководителя ПФР есть опыт как в коммерческом, так и социальном страховании, подчеркнул Эксперт.

Он отметил и еще один аспект этого назначения — личность руководителя, важная, если ему будет отведена роль реализации обсуждающейся идеи объединения всех внебюджетных фондов.

— Эти виды страхования являются основной защитой прав людей, работающих по найму во всем мире. Пропорции разные, где-то коммерции больше, где-то социального страхования. Чтобы найти правильный баланс, он правильный человек, — полагает Игорь Юргенс.

Вице-премьер Татьяна Голикова еще в 2018 году утвердила план мероприятий по повышению эффективности предоставления мер социальной защиты и соцуслуг, напомнила завкафедрой страхования университета «Синергия» Ирина Логвинова. Большая часть мероприятий как раз касается цифровизации, создания «одного окна», а также оптимизации деятельности соцведомств.

— Представляется, что объединение фондов происходит в контексте этого плана. Цель — оптимизировать взаимоотношения между гражданами и госструктурами в части облегчения документооборота. Ожидается, в частности, что граждане не должны будут предоставлять множество документов для получения тех или иных услуг, — отметила эксперт.

Перспектива улучшения обслуживания граждан по получению соцуслуг вполне реальна, полагает она. Не последнюю роль играет и оптимизация, которая сейчас в повестке правительства. Фонды, по крайней мере ПФР и ФСС, объединят, не сомневается научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

— Назначение Андрея Кигима главой ПФР вернуло в фокус обсуждения вопрос об объединении ПФР и ФСС. Это снизит издержки обоих фондов, что в условиях огромной бюджетной дыры ПФР очень важно. Хотя функции обоих фондов не совпадают, инфраструктура у них похожая, а поэтому слияние — это экономия, — не сомневается эксперт.

Оптимизация бюджетных расходов за счет объединения ФСС и ПФР может составить не меньше 50 млрд рублей в год, оценил проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.

Эксперт был соавтором доклада ЦСР о совершенствовании социального страхования, в котором выдвигалась идея объединения социальных фондов. В том числе экономия будет достигнута за счет сокращения расходов на офисы и сотрудников, пояснил он.

Если же реализовать и идею отказа от ФОМС, предложенную в докладе, государство могло бы сэкономить еще 70 млрд рублей в год (то есть общая — 120 млрд рублей), добавил Александр Сафонов.

— В период кризиса госдоходов оптимизация расходов соцфондов вполне объяснима, — прокомментировал руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Константин Ордов. — Способно ли это привести к росту эффективности управления соцфондами? Возможно, если данное объединение будет интегрировано в цифровое правительство и цифровые госуслуги.

В аппарате вице-премьера Татьяны Голиковой, Минтруде и ПФР воздержались от комментариев.

Пфр и фсс могут стать одним фондом — новости право.ру

Минтруд планирует реорганизовать Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) в качестве единого Социального фонда. Для этого уже к следующему году готовятся изменить нормы об уплате страховых взносов работодателем, сообщает «Коммерсант», который ознакомился с соответствующей документацией.

В этом сюжете

Новая структура станет по организационно-правовой форме внебюджетным фондом — некоммерческой организацией, которая исполняет функции по обязательному социальному (пенсионному) страхованию и мерам социальной поддержки.

Ее учредителем станет правительство, а собственником активов — Российская Федерация. В отличие от ПФР и ФСС, у Социального фонда будет наблюдательный совет из семи человек.

В него войдут председатель самого фонда, министр труда и социальной защиты и представители работодателей и профсоюзов. Этот орган будет решать вопросы стратегического развития фонда.

Минтруд рассчитывает, что за счет масштаба работы и сокращения затрат на управленческий аппарат административные затраты нового фонда снизятся (они в любом случае не должны превышать 1% от всех расходов структуры, как и сейчас). При этом большая часть работников ПФР и ФСС останутся на своих местах при реорганизации фондов.

По данным «Коммерсанта», Минтруд рассчитывает, что Госдума рассмотрит соответствующий законопроект в весеннюю сессию. Это позволит учесть изменения при подготовке бюджета на 2023–2025 годы.

После объединения фондов Минтруд намерен установить единый тариф с общим порогом взносооблагаемой базы для уплаты взносов на пенсионное страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В результате работодатели, как ожидается, будут фактически вносить столько же, сколько сейчас в ФСС и ПФР, но в виде единого платежа и на основании единой взносооблагаемой базы в размере 1,56 млрд руб.

При изменениях нагрузка вырастет только для 12,9% работодателей и составит около 16 400 руб. на одного работника.

ЗАТО предельный размер выплат по обязательному социальному страхованию в результате вырастет в полтора раза к 2025 году. Так, пособие по уходу за ребенком сможет достигать 57 400 руб., а пособие по беременности и родам за 140 дней составит до 660 900 руб. Максимальное (при стаже от восьми лет) пособие по временной нетрудоспособности достигнет 143 500 руб.

К 2025 году власти намерены объединить все социальные услуги, которые оказывают гражданам, с помощью единой цифровой платформы.

Пфр решили объединить с фондом социального страхования к 2023 году

Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования может произойти не ранее 2023 года. К такому решению пришли члены Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, сообщили в секретариате вице-премьера Татьяны Голиковой.

«Члены комиссии обсудили предстоящее объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, которое планируется завершить к 1 января 2023 года», — говорится в сообщении.

По словам Голиковой, в рамках РТК будет создана временная рабочая группа для обсуждения законодательных инициатив, реализующих предстоящие изменения. «В группу на паритетной основе войдут представители всех трех сторон социального партнерства», — уточнила она.

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов в разговоре с РБК заявил, что одного года хватит для объединения двух фондов. «За это время останется только обеспечить синхронизацию учетных баз двух фондов.

По сути, процесс объединения фондов начался с момента передачи полномочий по сбору страховых взносов в социальные фонды налоговой службе. Это в значительной степени унифицировало процедуру учета работодателей, а также списков работников, за которых вносятся взносы.

Кроме того, в период 2020—2021 годов создавалась единая информационная система социальных выплат», — пояснил он.

В числе плюсов объединения фондов Сафонов называет сокращение издержек на административные расходы, а также возможность создания «единого окна» для получения всех социальных услуг. «Минус же может быть в том, что будут происходить перетоки денежных средств из системы страхования от несчастных случаев на производстве (где есть профицит) в систему пенсионного обеспечения», — добавил он.

В мае 2019 года Минтруд предложил изменить организационно-правовую форму трех государственных внебюджетных фондов и предоставить ПФР, ФОМС и ФСС статус публично-правовых компаний. Установление правового статуса внебюджетных фондов создаст возможность, чтобы в дальнейшем объединить ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд, говорили источники РБК.

Впоследствии от идеи объединения трех фондов отказались, поскольку структура и функции ФОМС сильно отличаются от структур ПФР и ФСС. В июле этого года Голикова заявляла, что объединение ПФР и ФСС может произойти не ранее 2023 года.

По ее словам, к этому процессу относятся осторожно, он предусматривает переходный период.

Позднее председатель правления ПФР Андрей Кигим заявлял, что ПФР и ФСС будут существовать на единой цифровой платформе, в настоящее время идет процесс объединения баз данных.

Сэкономить 50 млрд рублей ежегодно. Зачем объединяют ПФР и ФСС — Газета.Ru

Члены трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений обсудили предстоящее объединение ПФР и ФСС, которое планируется завершить к 1 января 2023 года.

Ожидается, что будет создана временная рабочая группа для обсуждения законодательных инициатив, реализующих предстоящие изменения. Подробнее — в материале «Газеты.Ru».

Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) планируется объединить к 1 января 2023 года. Об этом сообщили в четверг, 23 декабря, в секретариате вице-премьера РФ Татьяны Голиковой.

«Члены трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений обсудили предстоящее объединение ПФР и ФСС, которое планируется завершить к 1 января 2023 года. Как отметила вице-премьер Татьяна Голикова, будет создана временная рабочая группа для обсуждения законодательных инициатив, реализующих предстоящие изменения», — пояснили ТАСС в секретариате.

Голикова в июле указала, что объединение ПФР и ФСС может произойти не ранее 2023 года. По ее словам, к этому процессу относятся осторожно, он предусматривает переходный период.

В свою очередь, председатель правления ПФР Андрей Кигим проинформировал, что ПФР и ФСС будут существовать на единой цифровой платформе. По его словам, продолжается процесс объединения баз данных.

Впервые вопрос объединения трех внебюджетных социальных фондов подняли в декабре 2018 года, когда Голикова дала поручения Минтруду и внебюджетным социальным фондам — ПФР, ФСС и Фонду обязательного медстрахования (ФОМС) — внести концептуальные предложения по изменению правового статуса фондов. Она констатировала, что изменить правовой статус всех трех организаций затруднительно — необходимы варианты для обсуждения с объединениями профсоюзов и работодателей.

В итоге от идеи объединения трех фондов отказались, поскольку структура и функции ФОМС существенно отличаются от структур ПФР и ФСС.

Сколько может сэкономить государство

В феврале 2021 года стало известно, что Пенсионный фонд могут объединить с ФСС. Ожидается, что такое решение поможет улучшить оптимизацию и цифровизацию процессов получения социальной поддержки до уровня одного окна.

По оценкам проректора Финансового университета при правительстве Александра Сафонова, при слиянии двух структур получится сэкономить по меньшей мере 50 млрд рублей в год — этого удастся добиться за счет сокращения числа сотрудников, а значит, и расходов на офисы.

В начале декабря президент России Владимир Путин подписал законы, предусматривающие бюджеты ПФР, ФСС и ФОМС на 2022-2024 годы.

Согласно опубликованным документам, в 2022 году предполагаемый доход бюджета Пенсионного фонда составит 10,032 трлн рублей, а в 2023-м и 2024-м — 10,591 трлн и 11,074 трлн рублей соответственно. Расходы же ПФР предусмотрены на уровне 10,154 трлн рублей в 2022 году, 10,574 трлн — в 2023 году и 11,167 трлн — в 2024 году.

Прогнозируемый объем доходов бюджета Фонда социального страхования в 2022 году предусмотрен в объеме 988,156 млрд рублей, далее — 1,054 трлн и 1,125 трлн, а расходов — 944,117 млрд рублей, 1,011 трлн и 1,076 трлн соответственно в 2022-2024 годы.

Размер доходов бюджета Фонда обязательного медицинского страхования в 2022 году составит 2,779 трлн рублей, в 2023 году — 2,925 трлн, в 2024 году — 3,086 трлн. При этом объем расходов на 2022 год ожидается в размере 2,801 трлн рублей, на 2023 год — 2,951 трлн, на 2024 год — 3,12 трлн.

Россиянам рассказали, чего ждать от объединения Пенсионного фонда с Фондом соцстрахования

Новая структура станет некоммерческой организацией, за которой закрепят выплату всех пенсий и социальных пособий. Учредителем внебюджетного фонда выступит правительство, а собственником — Российская Федерация. Координировать работу нового фонда также будет Минтруд, но в структуре управления появится новый орган — наблюдательный совет.

Минтруд собирается ввести так называемый единый тариф с общим порогом взносооблагаемой базы для уплаты взносов на пенсионное страхование, а также страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Сейчас ставка тарифа по пенсионному страхованию для всех работодателей, за исключением льготных категорий, составляет 22% в пределах базы (1,565 млн рублей) и 10% сверх этой суммы, для взносов в ФСС — 2,9% при зарплате до 1,032 млн рублей и 0% — сверх этой суммы.

Министерство рассчитывает, что с 2023 года все работодатели будут уплачивать и пенсионные, и социальные взносы в том же размере, однако в виде единого платежа и исходя из наличия единой взносооблагаемой базы в 1,565 млн рублей. Ещё Минтруд планирует взимать социальные взносы за сотрудников, которые работают по гражданско-правовым договорам.

Доктор экономических наук Сергей Смирнов считает, что в целом это полезное нововведение.

«Само объединение, на мой взгляд, — это хорошо, благодаря экономии на административном аппарате. Будет единая информационная база, и получателям выплат станет гораздо легче».

Эксперт напомнил, что во время получения выплат по 10 000 рублей за вакцинацию в Москве людям приходилось обращаться в управление соцзащиты и стоять там в очереди. Смирнов уверен, что если бы существовала единая база выплат, то такой ситуации не случилось бы.

По поводу увеличения взносов на соцстрахования Смирнов заявил, что это, скорее всего, ляжет на плечи не работодателей, а самих работников.

«Работодателям это абсолютно всё равно. Эти взносы будут взимать не с работодателя, а с нас с вами. Так как работодатель на эту сумму при увеличении взносов уменьшит нашу зарплату.

Поэтому за работодателей не стоит волноваться, лучше волноваться за работников. Вот в этом точно будет минус. Другой вопрос, что размер самих взносов в нынешний ФСС не так значим, как в ПФР.

И это может пройти не очень заметно даже для работника», — указал специалист.

Смирнов также предположил, что после объединения фондов будет некоторая «чистка» кадров, но, как ему кажется, эта проблема не столь значима. В любом случае понадобятся новые кадры в сфере IT, добавил он.

Ещё один положительный эффект — получится сэкономить деньги на помещениях, ведь теперь в каждом районе будет только один фонд вместо двух.

depositphotos.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *