Налоговый кодекс полностью перепишут

В среду глава Минфина Антон Силуанов подтвердил намерение ведомства перевести в Налоговый Кодекс утилизационный и курортный сборы, а также отчисления операторов связи. Это произойдет в 2021 году.

Причем, по словам первого вице-премьера, изменения не должны вызывать беспокойство у бизнеса. Но, как выяснил “Ъ FM”, многим предпринимателям все же не понравилась такая перспектива.

Какие риски деловое сообщество видит в планах властей? Об этом — Григорий Колганов.

Поначалу власти хотели сделать налогами шесть платежей, в том числе экологический сбор, который довольно дорого обходится производственным предприятиям, и отчисления с грузовиков по системе «Платон», которые поступают не только в государственную казну, но и в частный карман.

Так что новость, что в Налоговый кодекс попадут только три платежа — утилизационный, курортный и сбор с операторов связи — в целом хорошая.

Но вряд ли для тех, кому придется иметь дело с новыми налогами, отмечает глава комитета по налогам московского отделения «Опоры России» Сергей Зеленов: ответственность за нарушение положений Налогового кодекса куда серьезнее.

«Есть понятие неуплаты налога, ответы на требования и много разных вещей, которые повлекут за собой определенную ответственность, в частности, блокировку счетов, штрафы, которые установлены кодексом, до 40% при умышленном уклонении, 20% — при несвоевременной уплате. У нас есть уголовная ответственность. Как только эти платежи попадают в налоговый кодекс, эта ответственность возникает и в отношении этих сборов»,— заявил Зеленов.

Налоговый кодекс полностью перепишут

По мнению Антона Силуанова, выбранные платежи — «самые нейтральные» и не должны вызывать беспокойство у бизнеса. А ранее в Госдуме “Ъ FM” объясняли, что в изменениях есть даже плюсы. Повысить Налог сложнее, чем сбор — нужно принимать федеральный Закон, а не постановление правительства. В том, как легко сейчас принимаются подобные решения, недавно убедился автобизнес.

Минпромторг задумал существенно увеличить утилизационный сбор, так что дилеры обратились к Владимиру Путину, мол, машины подорожают, салоны закроются, десятки тысяч сотрудников останутся без работы. Казалось бы, перевод утильсбора в Налоговый кодекс избавляет бизнес от подобных проблем.

Но гендиректор компании Fresh Auto Денис Мигаль так не считает: «В чем проблема депутатам взять и поднять через закон?

На мой взгляд, это не более чем какая-то перекидка из одного кармана в другой внутригосударственный, что в любом случае негативно отразится на автобизнесе.

У импортера будет, что сказать нам, повышая цены на продукцию. Например, назвать утильсбор налогом, хотя, может быть, от перемены слагаемых сумма не поменяется».

Не видит поводов для оптимизма и гостиничный бизнес. Переход курортного сбора в статус налога лишь усиливает несправедливость на этом рынке, говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов: «Получается так, что в отелях, санаториях он существует, в частном секторе — нет. Опять создается переход.

Если отели налоги платят, частный сектор не очень, а тут еще возникает курортный сбор, который увеличивает себестоимость отелей и санаториев, но никоим образом не отражается на частном секторе.

Если рассматривать желание устойчивого развития туризма в стране, на мой взгляд, увеличение себестоимости за счет такого налогового сбора — это плохая история».

Налоговый кодекс полностью перепишут

Впрочем, среди предпринимателей есть и те, кто не видит в планах властей никакого негатива. Например, интернет-провайдер RiNet исправно платит отчисления с операторов связи, и замдиректора компании Тимур Чудутов полагает, что для его бизнеса ничего не изменится: «Я не вижу. Мы платим его, ну и платим. Сейчас — по этой схеме, будем платить по другой. На эту тему у меня опасений нет.

Для нас, я считаю, ничего не меняется ни в лучшую, ни в худшую сторону. На стоимости услуг это не отразится».

В словах Антона Силуанова остается еще один повод для беспокойства бизнеса. Министр назвал перевод трех платежей в Налоговый кодекс первым этапом, после которого определят дальнейшие шаги в этой сфере. То есть от идеи сделать налогами экологический сбор или плату за проезд грузовиков по трассам власти окончательно не отказались.

Как уверяют в Минфине, в течение первых десяти лет после перевода трех сборов в Налоговый кодекс бизнесу не будет грозить тюрьма за их неуплату.

Налоговый кодекс перекроили

Дайджест поправок.

Что случилось?

Президент России подписал Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

В чем суть документа?

Новшества затрагивают как часть первую Налогового кодекса, так и положения об отдельных налогах. Они касаются, например, НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество организаций.

Зачем потребовались такие поправки?

Поправки подготовлены в целях реализации отдельных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г.

и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

Изменения призваны оптимизировать налоговое администрирование, реализовать План по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения, также поправки уточняют отдельные положения Налогового кодекса, затрагивающие различные налоги.

Что изменилось в общей части НК РФ?

Введены новые правила принятия решения о взыскании задолженности, направления требования об уплате недоимки.

В частности, если общая сумма задолженности превышает 3000 рублей, инспекция следует общему правилу, действующему сейчас: 2 месяца от срока требования для принятия решения о взыскании и 6 месяцев для обращения в суд.

А вот если недоимка по одному требованию меньше, то решение о взыскании будет приниматься в течение двух месяцев от момента, который наступил раньше:

  • сумма долга по разным требованиям превысила 3000 рублей;
  • прошло 3 года с момента самого раннего неисполненного требования.

Следует иметь в виду, что при недоимке до 3000 рублей срок, в который инспекция должна направить требование, будет составлять 1 год с момента её выявления. Исключение будет составлять требование по задолженности, выявленной в ходе проверки.

Кроме того, скорректированы правила зачёта или возврата налоговой переплаты: убрано ограничение, по которому переплату разрешается зачесть только в счёт налога того же вида: федеральный в счёт федерального, региональный — регионального, местный — местного.

С этим связана и другая поправка: возврат налога будет возможен, если нет недоимки по любому налогу и соответствующим пеням и штрафам. На данный момент недоимки не должно быть по налогу того же вида.

Кроме того, если проводится камеральная проверка, то срок принятия решения о зачёте или возврате переплаты теперь будет зависеть от срока её окончания либо вступления в силу решения по ней. Указанный срок будет начинаться:

  • по истечении 10 дней со дня, следующего за днём завершения «камералки» (дня, когда она должна была закончиться);
  • со дня, следующего за днём вступления в силу решения по проверке, в ходе которой были выявлены нарушения.

Какие появились новые возможности взаимодействия с ИФНС?

Вводится возможность представления физлицами в налоговые органы и получения от них документов через МФЦ.

Налоговым органам предоставлено право информировать налогоплательщиков (с их согласия) о наличии недоимки и (или) задолженности посредством СМС-сообщений, электронной почты или иными способами.

С 2021 года у организаций появится новая обязанность: они должны будут информировать инспекцию о транспортных средствах и земельных участках, которые являются объектами налогообложения и не подпадают под льготу, если никогда не получали по ним сообщения об исчисленной сумме налога.

Вместе с данными о том, что есть объект налогообложения, нужно направить в инспекцию по своему выбору копии документов, которые подтверждают госрегистрацию транспорта или права на участок. Сделать это нужно однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Поправка связана с тем, что декларации за 2019 год по транспортному и земельному налогу будут последними. За 2020 год налоговики уже сами будут присылать сообщения об исчисленном налоге. Таким образом, если организация в 2020 году приобретет транспортное средство или участок земли и в 2021 году не получит от инспекции сообщения о налоге, нужно будет до 31 декабря 2021 года уведомить налоговиков о приобретении.

Если организация не выполнит это требование, ей будет грозить Штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Что ещё нового в части I НК?

Инспекция будет размещать на своем сайте в том числе решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на Отчуждение имущества. Опубликуют и информацию об отмене таких решений.

Сведения будут размещаться в течение трёх дней с даты принятия решения, но не ранее вступления в силу решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности. На сайте станут указывать имущество, в отношении которого действует запрет.

Какие именно это будут сведения, должна утвердить ФНС.

Как поменяется НДС?

После реорганизации правопреемники должны будут восстановить НДС, который принял к вычету их правопредшественник, если начнут использовать товары (в том числе основные средства и нематериальные активы), работы, Услуги, имущественные права в деятельности, не облагаемой НДС, или перейдут на УСН, ЕНВД.

Сейчас вопрос о том, восстанавливать ли НДС в такой ситуации, остаётся спорным.

Кроме того, закреплён порядок восстановления правопреемниками НДС, принятого к вычету правопредшественником при перечислении предоплаты, а также при уменьшении стоимости отгруженных товаров, работ, услуг, имущественных прав.

Какие поправки приняты по НДФЛ?

От обложения НДФЛ освобождаются единовременные компенсации педработникам, полученные в рамках госпрограммы. Необлагаемая сумма ограничена 1 млн руб. Ранее подобная льгота действовала только для медработников.

Кроме того, установлена возможность проведения камеральной налоговой проверки в случае, если физлицом не представлена Налоговая декларация по НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи или дарения недвижимого имущества.

Камеральная налоговая проверка будет проводиться на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.

Как сдавать отчётность по НДФЛ?

Предельный срок представления налоговыми агентами расчёта 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ перенесён с 1 апреля на 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Такая поправка начнет действовать с 1 января 2020 года.

Поскольку в следующем году 1 марта — это воскресенье, то с учётом переноса сдать документы нужно будет не позднее 2 марта 2020 года. При этом в электронном виде нужно будет отчитываться по НДФЛ тем, у кого 10 и более работников.

Право подавать документы на бумаге оставили работодателям с меньшим числом сотрудников. Сейчас порог до 25 человек.

Похожая поправка касается и РСВ.

Кроме того, начиная с отчёта за 2021 год сведения о доходах физлица будут подаваться в составе расчёта 6-НДФЛ, что, по сути, означает объединение 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.

При наличии обособленных подразделений юрлицам, головная организация которых расположена в одном муниципалитете, а обособленные подразделения — в другом, предоставлено право выбрать одну инспекцию в муниципальном образовании, куда они будут сдавать отчётность по «обособкам».

Если же и головное, и обособленные подразделения находятся в одном муниципалитете, то отчитываться можно по месту учёта головного. Чтобы воспользоваться таким правом, нужно будет уведомить все налоговые органы, где стоят на учёте «обособки», о своём выборе не позднее 1-го числа налогового периода.

Передумать в течение года нельзя. То же самое касается уплаты НДФЛ.

Что поменяется по налогу на прибыль?

Ограничат возможность переходить с линейного метода на нелинейный. Менять метод начисления амортизации можно будет только один раз в 5 лет. Сейчас подобное ограничение действует только при переходе с нелинейного метода на линейный.

Результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности первоначальной стоимостью не более 100 тыс. рублей не будут относить к амортизируемому имуществу.

Сейчас вопрос о необходимости учитывать стоимость объекта чётко не урегулирован.

Ограничение, касающееся уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму убытков предыдущих периодов в размере не более чем на 50%, продлено по 31 декабря 2021 года.

Читайте также:  Размер минимального пособия по безработице в 2023 году в России

Предусмотрены поправки в части доходов акционеров иностранных компаний: к дивидендам, а значит, к облагаемым доходам будут относить те выплаты, которые иностранная организация производит российской компании — акционеру или участнику при распределении прибыли после налогообложения.

Какие появились изменения по налогу на имущество организаций?

Во-первых, теперь по кадастровой стоимости налогом будут облагаться в том числе те объекты, которые принадлежат организации на праве хозяйственного ведения.

Во-вторых, скорректирован перечень недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости. Так, организации должны будут платить налог с недвижимости, которая признаётся объектом обложения налогом на имущество физлиц.

Получается, что по кадастровой стоимости организации должны будут платить налог за:

  • жилые дома;
  • квартиры, комнаты;
  • гаражи и машино-места;
  • единые недвижимые комплексы;
  • объекты незавершенного строительства;
  • иные здания, строения, сооружения, помещения. По сути, перечень открытый.

Получается, что все объекты, по которым определена кадастровая стоимость, будут теперь облагаться повышенным налогом.

Предусмотрены ли поправки по транспортному и земельному налогам?

Да, установлен единый срок уплаты транспортного и земельного налогов на федеральном уровне. Юрлица должны будут перечислять эти налоги не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчётным периодом.

Что ещё принёс новый закон?

При наличии обособленного подразделения сообщать о наделении полномочиями начислять и выплачивать зарплату или о лишении таких полномочий нужно будет, только если у филиала или другого обособленного подразделения есть счёт в банке.

Сейчас, если у подразделения нет расчётного счёта, платить взносы нужно по месту нахождения головного офиса. Неважно, где начисляют выплаты.

Также введены особенности уплаты торгового сбора при осуществлении деятельности в соответствии с договором простого товарищества, посредническими договорами, договором доверительного управления.

Кроме того, благодаря поправкам можно будет вернуть госпошлину, если орган или должностное лицо возвратит без рассмотрения заявление о совершении юридически значимого действия или другие документы. Сейчас такого основания для возврата денег нет.

Какие документы понадобятся для возврата госпошлины?

Теперь к заявлению о возврате госпошлины понадобится прилагать подлинники платёжных документов в случае, если её внесли наличными, а если уплатили в безналичном порядке — достаточно копий. Сейчас этот вопрос НК РФ решает по-другому: если возвращается вся сумма, прилагаются подлинники, а если её часть — копии. Платёжки не потребуются, если в ГИС ГМП будет информация об уплате госпошлины.

Когда Закон № 325-ФЗ вступает в силу?

Документ вступил в силу 29 сентября 2019 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. Срок вступления в силу поправок разный, но большинство самых массовых из них начнут действовать с 2020 года. Например, поправки, касающиеся обособленных подразделений должны заработать уже 1 января 2020 года. Изменения в части зачёта и возврата переплаты по налогам вступят в силу с 1 октября 2020 года, а в части НДС — с 1 января 2020 года.

Налоговый кодекс полностью перепишут

Премьер российского Правительства Дмитрий Медведев на заседании кабинета министров 25 апреля 2019 года поручил Министерству финансов РФ подготовить к 25 мая 2019 года предложения по осуществлению подготовки нового Налогового кодекса РФ. Информация о таком решении опубликована на официальном сайте Правительства РФ. Таким образом, первый проект нового Налогового кодекса появится уже через несколько дней.

Такое решение кабмин принял после изучения ситуации, которая складывается с налогообложением граждан и бизнеса. Ранее глава комитета Государственной думы по бюджету и налогам член фракции «Единая Россия», депутат Андрей Макаров назвал действующий Налоговый кодекс РФ устаревшим.

Этот законодательный акт действует уже более 20 лет, и в последние годы, по мнению парламентария, тянет российскую экономику вниз и не дает ей развиваться.

Примечательно, что Андрей Макаров является одним из разработчиков действующего Налогового кодекса, а также автором многих поправок к нему.

Поправки НК РФ не спасут

Зачем России новый НК РФ, если в действующий различные инициативные группы постоянно вносят различные изменения? Поправки всегда обсуждаются в экспертных кругах, средствах массовой информации и Госдуме. Такие поправки по закону принимаются отдельно от других законов, поэтому являются прозрачными.

Однако, как считает Андрей Макаров, именно множество внесенных в первоначальную редакцию НК РФ поправок и привели к необходимости его полной замены. По словам парламентария, кодекс требуется обновить полностью.

В Правительстве РФ с ним полностью согласны, ведь из-за огромного количества поправок, которыми он оброс за годы своего существования Кодекс стал практически нечитаемым.

А ведь чиновники уже больше года разрабатывают реформу о введении в НК РФ неналоговых платежей.

Чтобы их включить в НК РФ, необходимо создать в нем не только отдельную главу, но и увязать новые сборы с другими налогами и порядком их взимания. То есть фактически переписать Кодекс.

Очевидно, что оказалось проще не вносить в НК РФ очередные мегамасштабные поправки, а просто полностью изменить Кодекс.

Удобная структура и доступность

Законодатели намерены придать новому НК РФ удобную структуру.

Дело в том, что действующая редакция НК РФ имеет очень неудобную нумерацию статей, в связи с тем, что в последние годы она формировалась поэтапным способом, то есть главы, разделы и статьи добавлялись в разное время по итогам принятия соответствующих федеральных законов. Кроме того, основной задачей законодателей станет создание более понятного нормативно-правового документа, который будет удобнее применять. Он должен стать понятным для налогоплательщиков.

К чему приведет принятие нового нк рф

Принятие нового Кодекса разрушит сложившуюся на данный момент судебную практику, а также сделает недействительными разъяснения Минфина и ФНС России, ведь в них они говорят о применении норм действующего НК РФ. Поэтому в первые годы его применения может увеличиться число споров налогоплательщиков с фискальными органами.

Также многие эксперты опасаются, что новая редакция Кодекса может увеличить налоговую нагрузку на граждан и юридических лиц.

Несмотря на то, что сейчас действует мораторий на повышение налогов, он распространяется на внесение поправок в действующий НК РФ. О разработке нового Кодекса там ничего не сказано.

К тому же в нем очевидно появятся как минимум 6 неналоговых платежей, которые Правительство РФ намерено туда включить.

Когда ждать новый НК РФ

Пока в Правительство РФ должна быть представлена только концепция разработки проекта нового НК РФ. Поэтому, скорее всего, ждать, что его примут уже в этом году, не стоит.

Это очень масштабный документ, и на его составление с учетом всех требований может уйти много месяцев или даже лет. Хотя, если соответствующая задача будет поставлена, законодатели могут сработать оперативно.

Очевидно одно — дата вступления нового НК РФ в силу будет указана в законопроекте. А значит, ее можно будет узнать, когда он появится.

Налоговый кодекс полностью перепишут

В Правительстве РФ считают действующий Налоговый кодекс РФ устаревшим. Поэтому, чтобы не вносить в него многочисленные поправки, чиновники решили его полностью систематизировать и переписать. Такое решение позволит им включить в НК РФ все неналоговые платежи бизнеса и граждан, и даже придать некоторым из них статус налогов.

Что случилось?

Премьер российского Правительства Дмитрий Медведев на заседании кабинета министров 25 апреля 2019 года поручил Министерству финансов РФ подготовить к 25 мая 2019 года предложения по осуществлению подготовки нового Налогового кодекса РФ. Информация о таком решении опубликована на официальном сайте Правительства РФ. Таким образом, первый проект нового Налогового кодекса появится уже через несколько дней.

Такое решение Кабмин принял после изучения ситуации, которая складывается с налогообложением граждан и бизнеса. Ранее глава комитета Государственной думы по бюджету и налогам член фракции «Единая Россия», депутат Андрей Макаров назвал действующий Налоговый кодекс РФ устаревшим.

Этот законодательный акт действует уже более 20 лет, и в последние годы, по мнению парламентария, тянет российскую экономику вниз и не дает ей развиваться.

Примечательно, что Андрей Макаров является одним из разработчиков действующего Налогового кодекса, а также автором многих поправок к нему.

Поправки НК РФ не спасут

Зачем России новый НК РФ, если в действующий различные инициативные группы постоянно вносят различные изменения? Поправки всегда обсуждаются в экспертных кругах, средствах массовой информации и Госдуме. Такие поправки по закону принимаются отдельно от других законов, поэтому являются прозрачными.

Однако, как считает Андрей Макаров, именно множество внесенных в первоначальную редакцию НК РФ поправок и привели к необходимости его полной замены. По словам парламентария, кодекс требуется обновить полностью.

В Правительстве РФ с ним полностью согласны, ведь из-за огромного количества поправок, которыми он оброс за годы своего существования Кодекс стал практически нечитаемым.

А ведь чиновники уже больше года разрабатывают реформу о введении в НК РФ неналоговых платежей.

Чтобы их включить в НК РФ, необходимо создать в нем не только отдельную главу, но и увязать новые сборы с другими налогами и порядком их взимания. То есть фактически переписать Кодекс.

Очевидно, что оказалось проще не вносить в НК РФ очередные мегамасштабные поправки, а просто полностью изменить Кодекс.

Удобная структура и доступность

Законодатели намерены придать новому НК РФ удобную структуру.

Дело в том, что действующая редакция НК РФ имеет очень неудобную нумерацию статей, в связи с тем, что в последние годы она формировалась поэтапным способом, то есть главы, разделы и статьи добавлялись в разное время по итогам принятия соответствующих федеральных законов. Кроме того, основной задачей законодателей станет создание более понятного нормативно-правового документа, который будет удобнее применять. Он должен стать понятным для налогоплательщиков.

К чему приведет принятие нового НК РФ

Принятие нового Кодекса разрушит сложившуюся на данный момент судебную практику, а также сделает недействительными разъяснения Минфина и ФНС России, ведь в них они говорят о применении норм действующего НК РФ. Поэтому в первые годы его применения может увеличиться число споров налогоплательщиков с фискальными органами.

Также многие эксперты опасаются, что новая редакция Кодекса может увеличить налоговую нагрузку на граждан и юридических лиц.

Несмотря на то, что сейчас действует мораторий на повышение налогов, он распространяется на внесение поправок в действующий НК РФ. О разработке нового Кодекса там ничего не сказано.

К тому же в нем очевидно появятся как минимум 6 неналоговых платежей, которые Правительство РФ намерено туда включить.

Когда ждать новый НК РФ

Пока в Правительство РФ должна быть представлена только концепция разработки проекта нового НК РФ. Поэтому, скорее всего, ждать, что его примут уже в этом году, не стоит.

Это очень масштабный документ, и на его составление с учетом всех требований может уйти много месяцев или даже лет. Хотя, если соответствующая задача будет поставлена, законодатели могут сработать оперативно.

Читайте также:  Материнский капитал под проценты в банк: особенности и условия процедуры в 2023 году

Очевидно одно — дата вступления нового НК РФ в силу будет указана в законопроекте. А значит, ее можно будет узнать, когда он появится.

 ppt.ru 

Зачет и возврат налоговой переплаты: новые правила

Чаще всего причиной переплаты становятся ошибки в платежном поручении или декларации, двойное списание налога по требованию ФНС, ранее уплаченные авансовые платежи, превышающие итоговую сумму налога за год.

Узнать о переплате можно после сверки с налоговой инспекцией или из справки по форме КНД 1160081. Если ФНС обнаружит переплату первой, она обязана уведомить налогоплательщика о том, что на его лицевом счету есть излишне уплаченная сумма по налогу, в 10-дневный срок с момента ее выявления (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Как можно распорядиться деньгами 

Распорядиться переплатой можно тремя способами (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ):

  • вернуть на свой расчетный счет;
  • зачесть в счет будущих платежей;
  • погасить задолженность по другим платежам, уплатить пени или штрафы.

Раньше переплату по налогу можно было зачесть только в счет налога одного уровня. Это правило отменили еще в 2020 году, а с 1 января 2022 года появится еще больше возможностей для использования переплаты. Зачесть ее можно будет по следующим направлениям:

  • предстоящие платежи по налогам, сборам, страховым взносам;
  • погашение недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам;
  • задолженность по пеням по налогам, сборам, страховым взносам;
  • задолженность по штрафам за налоговые правонарушения.

Имеющаяся задолженность по налогам, сборам и страховым взносам не позволит вернуть переплату.

По новым правилам инспекторы должны будут сначала зачесть излишне уплаченную сумму в счет погашения не только недоимок, пеней и штрафов по налогам, но и аналогичных платежей по страховым взносам и сборам (п.

 6 ст. 78 НК РФ). Оставшуюся после зачета сумму можно будет вернуть на свой счет или зачесть в счет будущих платежей.

Подать заявление о возврате или зачете денег нужно не позднее 3 лет с момента образования переплаты, который определяется по дате перечисления средств в бюджет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Из этого правила есть исключения.

Если переплата образовалась из-за превышения авансовых платежей, например по налогу на прибыль, к сумме налога, рассчитанного по итогам года, то срок начинает отсчитываться со дня подачи годовой налоговой декларации (постановление президиума ВАС от 28.06.2011 № 17750/10).

В случае пропуска трехлетнего срока, указанного в Налоговом кодексе РФ, деньги из бюджета можно вернуть только через суд.

Срок исковой давности по таким делам — 3 года с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о своем праве на возврат денег (письмо Министерства финансов РФ от 15 марта 2019 № 03-02-08/16920).

В статье «Как вернуть излишне уплаченный налог» мы разобрались, как правильно считать сроки и избежать конфликтов с налоговой.

Сейчас, когда ФНС обязана уведомлять об обнаружении переплаты, срок для подачи иска о возврате денег необходимо отсчитывать с момента получения налогового уведомления или сверки с бюджетом.

Механизм возврата или зачета переплаты

Налоговая не возвращает излишне уплаченные суммы автоматически. Это происходит только по заявлению налогоплательщика. Для вашего удобства мы подготовили подробную схему проведения зачёта по налогам или возврата переплаты.

Этап 1. Проведите сверку с налоговой инспекцией

Подайте в ИФНС по месту учета заявление о необходимости провести сверку. Такое заявление можно принести лично или отправить по почте или через Контур.Экстерн. В течение 5 рабочих дней налоговая направит вам акт сверки, проверьте его.

Если всё верно, подпишите акт и передайте его в налоговую инспекцию. Если обнаружены ошибки или расхождения, укажите в конце раздела 1 акта, что «акт подписан с разногласиями».

Этап 2. Подготовьте заявление о проведении зачета или возврате переплаты

Направьте заявление о проведении зачета или возврате денег в налоговую инспекцию по месту регистрации или по месту нахождения налогоплательщика.

Заявление можно подать в произвольной форме или на бланке, рекомендованном в приложении 9 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. К заявлению приложите платёжные поручения и документы, подтверждающие переплату.

Если переплата возникла из-за ошибок в налоговой декларации — сдайте уточненный расчет.

Этап 3. Дождитесь решения налоговой инспекции

В течение 10 рабочих дней, но не ранее дня окончания камеральной проверки по уточненной декларации, инспектор примет решение о проведении зачета по налогам или возврате денег.

Срок для возврата переплаты — 1 месяц со дня подачи заявления или со дня окончания камеральной проверки по уточненной декларации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Если в возврате денежных средств отказано, в течение одного года можно обжаловать отказ в вышестоящий налоговый орган (ст. 137, 138 НК РФ). Когда обжалование не помогло, верните переплату через суд. Срок исковой давности для подачи заявления — 3 года.

В налоговый кодекс будут внесены существенные изменения, направленные на поддержку бизнеса в условиях санкций

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 11 марта 2022 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект[1], содержащий комплекс налоговых мер поддержки бизнеса.

[2]

В 2022 – 2023 годах пени за нарушение сроков уплаты налогов и сборов организациями будут исчисляться в размере 1/300 ставки ЦБ РФ вне зависимости от длительности просрочки (повышенный размер пени с 31-го дня не применяется).

НДС

Устанавливается ставка НДС 0 % на услуги по предоставлению в аренду, пользование или на ином праве объекта туристской индустрии, а также на услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения.

Для применения нулевой ставки объекты туристской индустрии должны быть введены в эксплуатацию после 1 января 2022 г. и включены в реестр, порядок ведения которого еще предстоит утвердить Правительству России. Льготная ставка предоставляется на 20 кварталов.

По гостиницам и другим средства размещения сформулировано сложнее: условия о вводе в эксплуатацию именно начиная с 2022 г. нет, но установлено, что нулевая ставка применяется не позднее 20 кварталов после их ввода в эксплуатацию. То есть если, например, гостиница введена в эксплуатацию в декабре 2020 г.

, то нулевую ставку можно будет применять лишь 15 кварталов начиная с апреля 2022 г. (исключая 5 кварталов за 2021 – первые 3 месяца 2021 г.).

Налог на прибыль

Для тех организаций IT-отрасли, которые сейчас вправе применять 3-процентную ставку налога на прибыль, на 2022 – 2024 гг. устанавливается нулевая ставка налога на прибыль.

В 2022 году не будут включаться в налоговую базу доходы при прощении займов, полученных от иностранных организаций до 1 марта 2022 г. Для применения правил «тонкой капитализации» в отношении долговых обязательств, возникших до 1 марта 2022 г., величина контролируемой задолженности в иностранной валюте определяется по курсу Центрального банка на последнюю отчетную дату отчетного периода, однако курс не должен превышать установленный Центральным банком на 1 февраля 2022 г. Таким образом, не должна увеличиться налоговая нагрузка из-за повышения стоимости иностранной валюты. Предоставляется право перейти на уплату ежемесячных платежей по налогу на прибыль организаций исходя из фактической прибыли. Изменение порядка исчисления авансовых платежей должно быть отражено в учетной политике организации. Чтобы воспользоваться этим правом налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) не позднее 20-го числа месяца, на который приходится окончание отчетного периода, начиная с которого он переходит на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. Расширяется «безопасный» интервал применяемых процентных ставок по сделкам между взаимозависимыми лицами при учете для целей налогообложения доходов/расходов по долговым обязательствам. Признание доходов/расходов в виде положительных/отрицательных курсовых разниц, возникших соответственно в 2022-2024 и в 2023-2024 годах по требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), производится на дату прекращения (исполнения) соответствующих требований (обязательств).

НДФЛ

Физические лица освобождаются от уплаты налога с процентных доходов по вкладам в российских банках, полученных в 2021 и 2022 годах.

Одновременно изменяются общие правила налогообложения процентных доходов: необлагаемый процентный доход по вкладам будет равен сумме процентов, рассчитанной как произведение 1 млн рублей и максимального значения ключевой ставки ЦБ РФ из действовавших по состоянию на 1 число каждого месяца в соответствующем году (а не на 1 число года). Данное изменение позволит уменьшить налог к уплате в случае увеличения ключевой ставки Банка России в течение года.

Доходы физических лиц за 2022 и 2023 гг. в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными физическими лицами от работодателей, не будут облагаться НДФЛ. Не будут подлежать обложению НДФЛ доходы от получения в 2022 г. в собственность ценных бумаг российских организаций, долей в уставном капитале российских организаций, паев российских ПИФ, государственных и муниципальных ценных бумаг от иностранной организации, в отношении которой налогоплательщик является контролирующим лицом по состоянию на 31 декабря 2021 г., если:

  • ценные бумаги (доли) принадлежали передающей их иностранной организации на 1 марта 2022 г.;
  • налогоплательщик одновременно с налоговой декларацией представил заявление об освобождении таких доходов от налогообложения с указанием характеристик полученных ценных бумаг (долей), передающей их иностранной организации и приложением документов о стоимости ценных бумаг (долей) по данным учета передающей организации.

При дальнейшей передаче/отчуждении таких объектов в составе расходов налогоплательщика, связанных с их приобретением, будет учитываться сумма, равная стоимости переданных ценных бумаг (долей), определяемой по данным учета передающей иностранной организации.

Налог на имущество

По налогу на имущество организаций для определения налоговой базы в 2023 и 2024 гг. кадастровая стоимость объектов недвижимости будет зафиксирована по состоянию на 1 января 2022 г.

О чем подумать, что сделать

Срок внесения поправок к данному законопроекту установлен всего в один день. Можно предположить, что за это время могут появиться уточняющие или даже вводящие совсем новые меры поддержки поправки.

Можно предположить, что уже в ближайшие дни закон будет принят, одобрен Советом Федерации, подписан Президентом РФ, опубликован и вступит в силу.

Рекомендуем следить за развитием событий и изменениями нормативно-правовой базы.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в налоговом законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем налоговым аспектам, с которыми налогоплательщики сталкиваются в текущей ситуации.

[1] Проект федерального закона «О внесении изменений в пункт 4 статьи 75 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»,

Изменения в части 1 НК РФ, которые ждут нас в 2021 году | «Правовест Аудит»

Налогоплательщик — контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой им иностранной компании (КИК) путем представления в налоговый орган годовой финансовой отчетности КИК, аудиторского заключения (обязательный или добровольный аудит финотчетности). Причем данные документы организациями представляются вместе с декларацией по налогу на прибыль, а физлицами — вместе с уведомлением о КИК.

С 09 декабря 2020 года за непредставление налоговому органу вышеуказанных документов либо представление заведомо недостоверных сведений грозит налогоплательщику — контролирующему лицу штрафом в размере 500 000 руб. (п.1.1 ст.126 НК РФ). Сейчас наказание — 100 000 руб., т.е. штрафные санкции увеличили в 5 раз.

Кроме того, с 09.12.

2020 года за непредставление документов, необходимых для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения или документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК в течение 1 месяца с даты получения требования от налогового органа — штраф с контролирующего лица составит 1 000 000 руб. (новый п.1.1-1 ст. 126 НК РФ).

Читайте также:  Образец договора аренды автомобиля в 2023 году

Изменения в ст.126 НК РФ внесены Федеральным законом от 09.11.2020 года № 368-ФЗ (далее — Закон № 368-ФЗ).

В прежней редакции ст.29 НК РФ не было упоминания о доверенности физлица со статусом индивидуального предпринимателя (ИП). Это исправлено. Для налогоплательщиков — ИП и физлиц установлены единые правила оформления «налоговых» доверенностей.

С 23 декабря 2020 года представлять интересы ИП и физических лиц без предпринимательского статуса в налоговых органах можно не только на основании бумажной доверенности, удостоверенной нотариусом. Для этих целей подойдет электронная Доверенность, подписанная электронной цифровой подписью (ЭЦП) доверителя, то есть похода к нотариусу можно миновать.

Хочется отметить, что обновленная редакция п. 3 ст. 29 НК РФ порадовал не только физлиц, но и организации, поскольку в ней нет новелл, которые касаются именно компаний, а они активно обсуждались законодателями.

Предполагалось ввести обязательное нотариальное заверение доверенности, выданной юридическим лицом, т.е. печати организации и подписи ее руководителя было бы недостаточно.

Так что, компании могут облегченно вздохнуть и оформлять бумажные доверенности как обычно, без привлечения нотариуса.

Изменения в ст.29 НК РФ внесены Федеральным законом от 23.11.2020 года № 374-ФЗ (далее — Закон № 374-ФЗ).

С 23 декабря 2020 года начнет действовать обновленный п.1 ст. 70 НК РФ, который посвящен тонкостям направления требований об уплате задолженности по налогам, сборам и взносам.

Требования физлицам. Как и ранее, в общих случаях требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.

Новшество в том, что независимо от ИП-статуса физического лица требование направляется, если сумма недоимки достигла 3 000 руб.

Ранее для «обычных» физлиц была установлена пониженная планка — если недоимка, пени и штрафы по ней превышали 500 руб.

Срок направления требования об уплате задолженности по пеням. Появился новый абзац в ст.

 70 НК РФ, который гласит, что требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, направляется налогоплательщику не позднее 1 года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 руб.

Как известно, начисление пеней осуществляется по день фактического погашения суммы недоимки. При этом не редкость, когда сумма пени в требовании гораздо меньше той, которая будет на дату фактического погашения долга по налогу, а налогоплательщик перечисляет в бюджет только суммы, указанные в требовании.

В такой ситуации инспекция может направить требование на «зависшую» сумму пени (с даты требования по день фактической уплаты налога). Отдельного срока для направления требования об уплате задолженности по пеням, когда задолженность по налогу уже уплачена, НК РФ не содержал и зачастую приходилось руководствоваться общими положениями п. 5 ст.

 75 НК РФ, разъяснениями Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п.51), письмом ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, с учетом которых требование должно направляется не позднее 3 месяцев с момента уплаты всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями — с момента уплаты последней ее части), если ее размер менее 500 руб.

, а с учетом более новой редакции п.1 ст. 70 НК РФ — менее 3 000 руб.

Так что, очень хорошо, что с 23.12.2020 года нет необходимости определять срок направления требования по задолженности по пеням, притягивая старые, но действующие разъяснения ВАС РФ, анализируя многочисленные редакции п. 1 ст. 70 НК РФ.

Таким образом, с учетом нового абзаца в п.1 ст. 70 НК РФ, требование на уплату долга по пени с 23.12.2020 года должно быть направлено налоговым органом в течение 1 года с даты уплаты недоимки (например, при сумме долга менее 3000 руб.) либо в течение года с даты, когда размер пени превысил 3000 руб.

Действующей редакцией ст. 48 НК РФ предусмотрено, что инспекция не вправе обратиться в суд за взысканием налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов пока недоимка не составит 3 000 руб. В случае, если недоимка не растет, инспекторам придется дождаться, когда пройдут 3 года и только после этого (в течение 6 месяцев) они могут обратиться в суд.

С 23 декабря 2020 года для подачи иска в суд о взыскании долга с физлица важно чтобы его размер был не менее 10 000 руб., т.е. пороговое значение для обращения в суд повышено с 3 000 до 10 000 руб. (ст. 48 НК РФ).

Изменения в ст.48 НК РФ внесены Законом № 374-ФЗ.

В п.10 ст. 78 НК РФ внесли коррективы, согласно которым с 23 декабря 2020 года проценты за несвоевременный возврат переплаты, которые инспекция начислила на дату вынесения соответствующего решения о возврате переплаты, перечислят без заявления налогоплательщика.

Во всех иных случаях, увы, заявление на возврат процентов надо будет подавать в налоговый орган.

Изменения в ст.78 НК РФ внесены Законом № 374-ФЗ.

С 23 декабря 2020 года расширен перечень документов, которые могут быть представлены (получены) налогоплательщиком (его законным или уполномоченным представителем) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Так, через МФЦ можно будет подать в инспекцию сообщение о наличии объекта налогообложения и прилагаемые к нему копии документов, заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу, получить налоговое уведомление (п.2.1 ст. 23, п.4 ст. 52 , ст.

 362 НК РФ).

Напоминаем, что организации обязаны уведомить налоговый орган о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, если не получили сообщения об исчисленной инспекцией сумме налогов по таким объектам. Если этого не сделать — штраф 20% от неуплаченной суммы налога (п. 2.2 ст. 23, п. 3 ст. 129.1 НК РФ).

Изменения внесены Законом № 374-ФЗ.

С 1 января 2021 года налоговые органы будут представлять оператору информационной системы «Одно окно» (АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ)) сведения о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке. Соответственно такая информация не будет налоговой тайной. (п. 2.2 ст.102 НК РФ).

В тоже время с 1 января 2021 года к налоговой тайне отнесены сведения о налогоплательщиках и плательщиках взносов, которые от инспекций поступают в госорганы и органы местного самоуправления для оценки налоговых расходов в соответствии со ст. 174.3 Бюджетного кодекса. Доступ к этим сведениям имеют только должностные лица, определяемые руководителями госорганов и органов местного самоуправления (п. 11 ст.102 НК РФ).

Изменения внесены Законом № 374-ФЗ.

С 1 января 2021 года отменены ограничения по уточнению платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Для них предусмотрены общие «налоговые» правила, т.е.

платежи по страховым взносам можно уточнять даже если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС (п. 9 ст. 45 НК РФ).

Кроме того, уточнено, что излишне уплаченная или излишне взысканная сумма страховых взносов на ОПС не подлежит возврату, только если по информации территориального органа ПФР указанная сумма в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ (п. 6.1 ст. 78, п. 1.1 ст. 79 НК РФ).

Следует отметить, что данная поправка связана с Постановлением Конституционного Суда от 31.10. 2019 № 32-П, которым признано «неконституционными» существующие ограничения прав страхователя на возврат излишне уплаченных им взносов.

С 1 июля 2021 года инспекция вправе признать поданную декларацию (расчет) «непредставленной» по основаниям, определенным в закрытом перечне (ст.80 НК РФ). Так, если в ходе «камералки» инспектор выявит наличие хотя бы одного из нижеперечисленных обстоятельств, отчетность будет считаться «непредставленной» (п.4.1 ст. 80 НК РФ):

  • подписание декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
  • дисквалификация генерального директора, подпись которого стоит в отчетности;
  • отчетность подписана электронной подписью (УКЭП) физического лица, умершего еще до даты подписания документа. Напомним, что дата смерти есть в Реестре ЗАГС;
  • в отношении генерального директора, который подписал отчетность, в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности информации;
  • до даты подачи отчетности компания исключена из ЕГРЮЛ;
  • данные декларации по НДС не соответствуют установленным контрольным соотношениям;
  • общая сумма страховых взносов в расчете по не соответствует данным по каждому застрахованному.

Кстати, сейчас инспекторы тоже могут признать отчетность «непредставленной» — основания поименованы в пункте 19 Административного регламента (утв. Приказом ФНС от 08.07.2019 года № ММВ-7-19/343). Например, это подача декларации не в ту инспекцию, не по той форме (формату), случаи, когда не подтверждены полномочия подающего отчетность, декларация подписана дисквалифицированным руководителем.

То есть, с июля 2021 года закрепляются на законодательном уровне положения, фактически действующие сейчас, а в отношении декларации по НДС вводится еще одно основание, когда она может считаться «непредставленной» — данные отчетности не соответствует контрольным соотношениям, определенным ФНС.

О факте непредставления отчетности инспекция уведомит в течение 5 рабочих дней со дня выявления «нехорошего» обстоятельства (п.4.2 ст.80 НК РФ в ред. с 01.07.2021 г.).

Если установлены несоответствия показателей представленной декларации по НДС по контрольным соотношениям (нарушен порядок заполнения) — инспекция «обрадует» уведомлением по ТКС не позднее дня, следующего за днем получения декларации (п. 5.3 ст. 174 НК РФ).

Чтобы исправить ситуацию и декларация была признана вовремя сданной надо успеть представить исправленную отчетность в течение 5 рабочих дней после получения уведомления, (новые п.5.3 и 5.4 ст. 174 НК РФ).

Кстати, с 01.07.2021 года полномочия лица, подписавшего декларацию, можно подтвердить электронным документом (доверенностью), подписанным УКЭП доверителя (п. 5 ст. 80 НК).

ФНС должна успеть к июлю 2021 года подготовить электронный формат доверенности на подписание от его имени отчетности и порядок ее направления по телекоммуникационным каналам связи.

Указанные новшества касаются налоговых деклараций (расчетов), поданных в налоговый орган после 01.07.2021 года.

Основание — Закон № 374-ФЗ.

Защитите себя и свою компанию уже сейчас! «Правовест Аудит» рекомендует начинать проведение аудита уже сейчас — это позволит навести порядок и устранить риски еще до сдачи годовой отчетности.Узнать стоимость аудита

В ходе «камералки» инспекция вправе требовать необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены льготы. Их надо дать в течение 5 рабочих дней (п.6 ст. 6.1, п.6 ст. 88 НК РФ).

С 01.07.2021 года налогоплательщик может «объясниться» путем представления «электронного реестра» подтверждающих документов (обновленный п.6 ст. 88 НК РФ). Формат документа ждем от ФНС.

Основание — Закон № 374-ФЗ.

С 01.07.2021 года инспекция может заблокировать счет компаний или ИП, только если они просрочили представление отчетности более чем на 20 рабочих дней (пп.1 п.3, п.3.2 ст. 76 НК РФ). Сейчас блокировка счета грозит при опоздании с налоговой отчетностью на 10 и более рабочих дней.

Кстати, о предстоящей блокировке счета инспекторы могут сообщить не менее чем за 14 рабочих дней до того, как будет принято соответствующее решение (новый п.3.3 ст. 76 НК РФ). Но могут не сообщать, т.к. не обязаны это делать.

Изменения внесены Законом № 368-ФЗ

С 01.07.2021 года начнут действовать положения о национальной системе прослеживаемости, закрепленные в налоговом законодательстве.

Компании, чья деятельность связана с товарами, подлежащими прослеживаемости, должны сдавать в налоговый орган отчеты о таких операциях, а также документы, содержащие реквизиты прослеживаемости (п. 2.3 ст.23 НК РФ).

С 01.07.2021 года налоговые органы вправе требовать представление документов, относящихся к «прослеживаемости», если найдены противоречия между данными (новый п.8.9 ст. 88 НК РФ):

  • в представленной декларации и данными отчета и (или) документов, содержащих реквизиты «прослеживаемости»;
  • декларации по НДС и отчетом другого налогоплательщика, связанного с операциями с «прослеживаемыми» товарами;
  • отчета самого налогоплательщика и сведениями отчета другой компании.

Если выявлены вышеуказанные противоречия — не исключен визит инспекторов для осмотра территорий и помещений организации (ст. 88, 91,92 НК РФ).

Изменения внесены Федеральным законом от 09.11.2020 года № 371-ФЗ

С 1 июля 2021 года у потребительских кооперативов появится новая обязанность — сообщать налоговому органу сведения о полном внесении паевых взносов за недвижимое имущество, предоставленное своим членам и иным лицам, имеющим право на паенакопления (новый п. 9.5 ст. 85 НК РФ).

Данные сведения нужно сообщать в налоговый орган по субъекту РФ по месту своего нахождения (УФНС) в течение 10 дней со дня полного внесения соответствующего паевого взноса.

Изменения внесены Законом № 374-ФЗ.

С 1 июля 2021 года у налоговой службы появится новое основание для проведения повторной выездной налоговой проверки (ВНП).

Она может быть проведена не только в случае, если за проверенный период представлена «уточненка» в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (пп.2 п.10 ст.

89 НК РФ), но и в случаях, когда в уточненной декларации увеличена заявленная к возмещению сумма НДС (акциза) либо увеличена сумма полученного убытка.

Дополнения в пп.2 п.10 ст. 89 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2020 года № 470-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *