Изменение Лесного кодекса РФ с 5 мая 2023 года

Изменение Лесного кодекса РФ с 5 мая 2022 года На заседании Государственной Думы рассмотрены проекты федеральных законов по внесению изменений в Лесной Кодекс РФ.

Проект федерального закона № 1147176-7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» направлен на реформирование системы лесоустройства. Статус лесоустроительной документации закрепляется как первичный источник сведений о лесах, их количественных и качественных характеристиках. Также вводится единый федеральный план работ по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, с учетом зон интенсивного использования лесов.

Предусматривает унификацию понятийного аппарата и проект федерального закона № 1146226-7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные Законодательные акты Российской Федерации».

В единое соответствие будут приведены понятия: «лесной комплекс», «древесина», «лесоматериалы», и др.

В новой редакции выйдет ряд ключевых статей Лесного кодекса РФ, регулирующих вопросы освоения лесов, развития лесного комплекса, права собственности на древесину и продукцию из нее и др.

В соответствии с проектом федерального закона № 1133062-7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вводится новый вид использования лесов — «создание лесных питомников и их эксплуатация».

Документ устанавливает, что создание лесных питомников и их эксплуатация — это деятельность, связанная с выращиванием сеянцев и саженцев основных лесных древесных пород.

Увеличиваются сроки выполнения обязательств по лесовосстановлению с одного года до трех лет, при условии проведения агротехнических уходов за созданными лесными культурами в течение трех лет после их посадки.

Предполагается, что принятие проекта федерального закона № 793310-7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования использования лесов при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации объектов капитального строительства и при возведении и эксплуатации некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры) позволит качественно повысить уровень отдыха в лесах.

Изменения направлены на регулирование вопросов использования лесов для рекреационной деятельности с размещением объектов, предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. Такие объекты не смогут занимать площадь, превышающую 20% общей площади предоставленного лесного участка и должны размещаться только лесных участках, входящих в специальную зону, определенную в лесном плане субъекта РФ. Площадь такой зоны не должна превышать 3% площади соответствующего лесничества. Все вышеперечисленные законопроекты прошли второе чтение.

Кроме того, проект федерального закона № 743374-7 «О внесении изменения в статью 731 Лесного кодекса Российской Федерации» (в части установления возможности заключения договоров аренды лесных участков для осуществления рекреационной деятельности без проведения торгов) внесенный Самарской Губернской Думой прошел первое чтение.

"Письмо" Рослесхоза от 27.01.2022 N АВ-03-54/1800 "О разъяснении изменений, внесенных в статью 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации"

См. Документы Федерального агентства лесного хозяйства

  • МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
  • ПИСЬМО от 27 января 2022 г. N АВ-03-54/1800
  • О РАЗЪЯСНЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В СТАТЬЮ 70.1 ЛЕСНОГО КОДЕКСА
  • РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральным законом от 02.07.2021 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в статью 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — Лесной кодекс) по проектированию лесных участков.

В связи с изменением лесного законодательства Федеральное агентство лесного хозяйства отмечает следующее.

Статьей 70.1 Лесного кодекса установлено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов.

В соответствии со статьей 11.

3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектной документация лесных участков; утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса полномочия по проектированию лесных участков на землях лесного фонда переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

При предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса), безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом (часть 7 статьи 70.1 Лесного кодекса).

Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению лесных участков в соответствии со статьями 81 — 84 Лесного кодекса.

Согласно части 2 статьи 70.1 Лесного кодекса проектная документация лесных участков разрабатывается в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В настоящее время Минприроды России подготовлен проект приказа о внесении изменений в приказ Минприроды от 03.02.2017 N 54 «Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки».

Частью 14 статьи 70.

1 Лесного кодекса установлено, что подготовка документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, осуществляется на основании соответствующего договора федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Лесным кодексом.

Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав согласно статье 14 Федерального закона от 13.07.

2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Федеральный Закон N 218-ФЗ) является, в том числе, межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка, государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Федерального закона N 218-ФЗ).

Таким образом, документом, указанным в части 14 статьи 70.1 Лесного кодекса, подготовка которого возложена на федеральное государственное бюджетное учреждение, подведомственное уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, будет являться межевой план.

О разъяснении изменений, внесенных в статью 70.1 лесного кодекса рф

   Федеральным законом от 02.07.2021 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в статью 70.1. Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) по проектированию лесных участков.

   В связи с изменением лесного законодательства Федеральное агентство лесного хозяйства отмечает следующее.

  Статьей 70.1 Лесного кодекса установлено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов.

   В соответствии со статьей 11.

3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектной документация лесных участков; утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.

   В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса полномочия по проектированию лесных участков на землях лесного фонда переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

    При предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса), безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом (часть 7 статьи 70.1 Лесного кодекса).

   Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению лесных участков в соответствии со статьями 81 — 84 Лесного кодекса.

   Согласно части 2 статьи 70.1 Лесного кодекса проектная документация лесных участков разрабатывается в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В настоящее время Минприроды России подготовлен проект приказа о внесении изменений в приказ Минприроды от 03.02.

2017 № 54 «Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки». Частью 14 статьи 70.

1 Лесного кодекса установлено, что подготовка документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, осуществляется на основании соответствующего договора федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Лесным кодексом.

   Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав согласно статье 14 Федерального закона от 13.07.

2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) является, в том числе, межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка, государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Федерального закона № 218-ФЗ).

   Таким образом, документом, указанным в части 14 статьи 70.1 Лесного кодекса, подготовка которого возложена на федеральное государственное бюджетное учреждение, подведомственное уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, будет являться межевой план.

Лес ЕГАИС 2022: рынок древесины уходит от бумаги и идет к прозрачности

Лесная отрасль в последнее время находится на пике внимания. Часто это внимание окрашено негативно: серые лесорубы, коррупция, дефицит древесины, стремительный рост цен, вывод кругляка за границу – вот фразы, которые звучат в сторону лесозаготовки и переработки чаще всего.

Государство активизировалось в отношении лесной отрасли и взяло активный курс на ее контроль и прозрачность. 2022-ой год призван вывести лесной рынок на электронный уровень взаимодействия, в частности, перевозка древесины будет возможна только при наличии электронного сопроводительного документа.

Читайте также:  Выплаты за преданность ржд: кому положены и как получить, размер и сроки выплат

А вывоз кругляка за границу окажется под запретом.

Не за горами время, когда все существующие системы контроля движения древесины будут объединены в единую Федеральную государственную информационную систему лесного комплекса ФГИС ЛК. На основе этой системы будет сформирован единый Государственный лесной реестр (ГЛС).

Создаваемая система позволит отслеживать движение древесины от заготовки, перевозки, хранения до переработки и продажи.

Ожидается, что заработает эта система в 2023 году, 2022-ой год призван перевести отрасль на цифровой формат, уйти от бумажных документов, наладить электронное взаимодействие, провести оцифровку лесной декларации, а также стимулировать лесопереработку с помощью кардинальной меры – запрета вывоза кругляка.

4 ключевые изменения в лесной отрасли в 2022 году.

  • С 1 января 2022 года сопроводительный документ формируется только в электронном виде.

Согласно Федерального закона от 04.02.

2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений», сопроводительный документ, используемый при транспортировке древесины, с начала 2022 года формируется в электронном виде с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы Лес ЕГАИС или специального, интегрированного с ней программного обеспечения.

Подключение к Лес ЕГАИС возможно только при наличии электронной подписи, заказать которую на сотрудников вы можете в нашей компании. Обратите внимание, что ЭЦП должна храниться исключительно на сертифицированном носителе.

Электронный сопроводительный документ (ЭСД) оформляется собственником древесины или уполномоченными им лицами. Водитель, перевозящий древесину, не отвечает за содержание ЭСД, документ будет у него в виде зашифрованного файла, например, в форме QR-кода.

При проверке лесничим или ДПС, у представителей власти должно быть приложение, способное считать данные ЭСД. Причем, факт считывания документа уполномоченным лицом также фиксируется в системе.

Ожидается, что фиксация проверяющего документ лица снизит антикоррупционную составляющую на рынке древесины.

Какие данные должен содержать ЭСД:

  • сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины,
  • объем перевозимой древесины,
  • виды (породы) и сортиментный состав,
  • пункты отправления и назначения,
  • реквизиты сделок с древесиной (в случае, если с древесиной уже совершались сделки),
  • госномер транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины.

Когда не надо формировать ЭСП при перевозке древесины:

  • при заготовке древесины гражданами для личных нужд,
  • при перевозке внутри лесосеки,
  • при перевозке древесины объемом до 10 кубических метров в случае приобретения на розничном рынке или в организации розничной торговли.

Раньше использовалась бумажная форма сопроводительных документов. С обязательным введением ЭСП бумажная форма документа перестала иметь законную силу. Теперь официально вывезти неучтенную древесину становится невозможным.

По итогам 2018 года генпрокуратура РФ возбудила более 14 тысяч уголовных дел о незаконных рубках. Больше половины этих дел так и остались не раскрыты. Ущерб был возмещен на 1%.

  • Факт доставки древесины также требуется отразить в Лес ЕГАИС.

Еще одно нововведение, касающегося сопроводительного документа: сведения о прекращении действия электронного сопроводительного документа по прибытии транспортного средства, на котором осуществлялась транспортировка древесины в пункт назначения, должны быть внесены в Лес ЕГАИС. Фиксируется не просто факт доставки, но и дата, время прибытия указанного в электронном сопроводительном документе транспортного средства.

Приемка предполагает формирование на складе документа, к которому привязаны данные ЭСД. Так в Лес ЕГАИС поступает информация, что партия древесины доставлена.

Если сопроводительный документ не будет закрыт, система не даст возможность сформировать новый сопроводительный документ на перевозку следующей партии леса данным транспортным средством.

В системе машина будет числиться выполняющей предыдущую перевозку.

СБИС Внутренний электронный документооборот согласует все документы по бизнес-процессам вашего предприятия, проконтролирует выполнение поставленных целей, организует документопотоки, создаст электронный архив.

  • С 1 марта 2022 года обновляется форма лесной декларации.

Согласно Приказа Министерства природных ресурсов и экологии России №303 от 29.04.2021 года, с 1 марта 2022 года начинает действовать обновленная форма лесной декларации.

Обновится форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи. Обновление декларации связано с переводом в цифровой формат всех документов в лесном хозяйстве.

В какие сроки подавать обновленную декларацию:

  • 6 рабочих дней — максимальный срок для подачи декларации до начала предполагаемого срока использования леса,
  • 10 рабочих дней – максимальный срок для подачи декларации в отношении леса, расположенного на землях обороны и безопасности.

Посмотреть образец обновленной лесной декларации можно по ссылке.

  • С 1 января 2022 года запрещается вывозить за границу кругляк хвойных и ценных лиственных пород.

С 1 января 2022 года прекращается вывоз с территории России необработанных и грубо обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород. Цели такого решения: цель первая – экологическая. Указом президента РФ перед лесным ведомством поставлена задача сохранения лесов. Вторая цель – экономическая. Невозможность вывоза кругляка должна простимулировать развитие лесопереработки.

  • 7,2% составляла доля кругляка хвойных и лиственных пород от общего объема заготовленной древесины в 2020 году,
  • 15,5 млн м3.в 2020 году составил объём экспорта леса,
  • 42%составляет доля кругляка на рынке Дальнего Востока.
  • Топ-7 экспортеров кругляка в 2020 г. в России (в региональном разрезе):
  • Хабаровский край (2,7 млн м3),
  • Вологодская область (2,2 млн м3),
  • Иркутскую область (1,9 млн м3),
  • Приморский край (1,6 млн м3),
  • Ленинградскую область (1 млн м3),
  • Красноярский край (0,8 млн м3),
  • Карелию (0,7 млн м3).
  1. Источник: Рослесхоз.
  2. Основные поставки, более 60% по итогам прошлого года, пришлись на Китай.
  3. Экспорт необработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород будет осуществляться через два железнодорожных пункта: в Карелии (Люття) и в Приморском крае (Хасан), затем закроют и эти пропускные пункты.

Отрасль ждет кардинальная перестройка. Вот так видят развитие ситуации в правительстве РФ – на примере дальневосточного региона.

Объем экспорта круглого леса из территорий Дальневосточного федерального округа — более 4 млн кубометров в год, местные производственные мощности по переработке недозагружены на 3 млн кубометров.

Оставшийся объем можно направлять на новые мощности, например, пеллетные производства для экспорта продукции, заявили в правительстве.

Наши специалисты выпустят для ваших сотрудников электронную подпись на сертифицированном носителе, зарегистрируют вас на портале, настроят рабочее место сотрудников.

Подробнее о том, как подключиться к сервисам СБИС и наладить работу с Лес ЕГАИС согласно всем нововведениям, вам расскажут наши специалисты.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области

Об изменении лесного законодательства

Федеральным законом от 04.02.2021 № 3-ФЗ внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений (далее — Закон).

В частности важные изменения введены Законодателем статьей 4 Закона в части расширения контроля за оборотом древесины и ее хранения, а также о предоставлении отчетов по использованию лесов.

Так, предусмотрено, что до 1 июля 2021 года лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании местами (пунктами) складирования древесины, объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, обязаны представить оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней сведения, предусмотренные пунктами 11 и 12 части 9 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством их размещения в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней либо в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, со дня вступления в законную силу  Закона и до 1 июля 2021 года при наличии технической возможности формирования документов в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе создавать сопроводительные документы, предусмотренные статьей 50.4 Лесного кодекса Российской Федерации, отчеты об использовании лесов для заготовки древесины с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней или специального программного обеспечения.

Согласно внесенных изменений с 1 июля 2021 года до 1 января 2023 года положения статьи 50.1 (в редакции  Закона), статей 50.4-1 и 50.

4-2 Лесного кодекса Российской Федерации применяются с учетом того, что хранение древесины и продукции ее переработки после вывоза с лесосеки, переработка указанной древесины допускаются исключительно на местах (в пунктах) складирования древесины (в том числе на лесных складах), объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры, сведения о которых внесены в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС УД).

Согласно внесенных изменений с 1 июля 2021 года до 1 января 2022 года отчет о ввезенной на склад и вывезенной со склада древесине, отчет о древесине и продукции из нее представляются в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо единой государственной системы учета древесины и сделок с ней;

Лицам, использующим леса, следует обратить внимание, что с 1 июля 2021 года до 1 января 2023 года лесные декларации, отчеты об использовании лесов, охране лесов от пожаров, о защите лесов и воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, акты лесопатологического обследования представляются исключительно в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо ЕГАИС УД.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Федеральным законом от 04.02.2021 № 3-ФЗ внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений (далее — Закон).

В частности важные изменения введены Законодателем статьей 4 Закона в части расширения контроля за оборотом древесины и ее хранения, а также о предоставлении отчетов по использованию лесов.

Так, предусмотрено, что до 1 июля 2021 года лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании местами (пунктами) складирования древесины, объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, обязаны представить оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней сведения, предусмотренные пунктами 11 и 12 части 9 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством их размещения в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней либо в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, со дня вступления в законную силу  Закона и до 1 июля 2021 года при наличии технической возможности формирования документов в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе создавать сопроводительные документы, предусмотренные статьей 50.4 Лесного кодекса Российской Федерации, отчеты об использовании лесов для заготовки древесины с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней или специального программного обеспечения.

Согласно внесенных изменений с 1 июля 2021 года до 1 января 2023 года положения статьи 50.1 (в редакции  Закона), статей 50.4-1 и 50.

Читайте также:  Образец заявления о переводе на электронную трудовую книжку в 2023 году

4-2 Лесного кодекса Российской Федерации применяются с учетом того, что хранение древесины и продукции ее переработки после вывоза с лесосеки, переработка указанной древесины допускаются исключительно на местах (в пунктах) складирования древесины (в том числе на лесных складах), объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры, сведения о которых внесены в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС УД).

Согласно внесенных изменений с 1 июля 2021 года до 1 января 2022 года отчет о ввезенной на склад и вывезенной со склада древесине, отчет о древесине и продукции из нее представляются в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо единой государственной системы учета древесины и сделок с ней;

Лицам, использующим леса, следует обратить внимание, что с 1 июля 2021 года до 1 января 2023 года лесные декларации, отчеты об использовании лесов, охране лесов от пожаров, о защите лесов и воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, акты лесопатологического обследования представляются исключительно в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо ЕГАИС УД.

Изменения в ЕГАИС Лес с 2022 года

Напоминаем про последние изменения ЕГАИС Лес:  с 1 июля 2021 г. введено требование о сдаче документации (лесных деклараций, отчетов об использовании лесов и т. д.) строго в электронном формате через сайт Госуслуг. Такая необходимость сохранится, как минимум, до 2023 года.

Рассмотрим нововведения, с которыми участникам информационной системы предстоит столкнуться в 2022 году.

С 1 января 2022 г. – формирование документов по сделкам с древесиной только через ЕГАИС

С первого дня 2022 года участники оборота древесины «встретятся» с новыми требованиями. Все электронные сопроводительные документы (ЭСД) и данные о прекращении их действия, отчеты об использовании лесов для вырубок и заготовки древесины должны быть сформированы строго с использованием ЕГАИС. Утверждена форма электронного сопроводительного документа и его состав (включаемые сведения).

Его не нужно оформлять в следующих случаях:

  • если физлицо заготавливает лесоматериалы для собственных нужд;
  • операция осуществляется в пределах лесосеки;
  • пиломатериалы приобретены в розничной точке продаж в объеме до 10 куб. м.

Электронный сопроводительный документ нужно формировать для каждого средства перевозки древесины. Его формирование станет невозможно, если система ЕГАИС видит какие-либо расхождения в сведениях о перевозимой древесине и пиломатериалах.

Государство вводит требования к расположению и параметрам мест складирования древесины, где будут размещены материалы для хранения. Вносятся нормативы в части используемого оборудования и средств фиксации транспорта для перевозки древесины.

В соответствии с проектом, склады с лесоматериалами должны размещаться на земельных участках, которые принадлежат правообладателям пунктов складирования и иметь вид разрешенного использования (то есть, где можно вести данную деятельность). В доступном для обозрения месте нужно обеспечить наличие следующих сведений:

  • ИНН пункта складирования;
  • наименование юрлица или Ф.И.О. ИП, юридический и фактический адрес организации или место проживания индивидуального предпринимателя, телефонный номер;
  • режим работы склада;
  • копия местного правового акта (речь идет о приказе или распоряжении), согласно которому присвоены полномочия лицу, принимающему древесину и ведущему ее учет.

Склад нужно оборудовать средствами оптической фиксации транспорта, который используется для перевозки пиломатериалов. Эти оптические средства должны автоматически фиксировать въезд и выезд авто, а также отражать данные (дату, время операции) в соответствующем журнале. В случае технических неполадок следует заполнять его вручную на бумажном носителе.

Кроме того, с 1 января 2022 года вводится официальный запрет на экспорт необработанной и грубо обработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород. Минпромторг объясняет это необходимостью увеличения вклада лесной промышленности в экономику страны и доли российской лесной продукции на мировом рынке.

С 1 марта 2022 года – новая форма лесной декларации

Минприроды РФ приняло решение обновить форму лесной декларации и порядок ее заполнения. Нововведения объясняются необходимостью перевода всех видов документов в цифровой формат (согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии России №303 от 29.04.2021).

С 1 марта 2022 г. будет изменена не только форма декларации, но и сроки ее внесения операторами на портале ЕГАИС УД.

Напомним, что до указанной даты действуют требования по подаче договора купли-продажи в информационную систему за 5 рабочих дней до начала предполагаемого срока эксплуатации древесины, но не ранее 1 дня до отгрузки.

Согласно новым правилам, продавцам и покупателям на регистрацию декларации отводится 6 рабочих дней вместо 5-ти. А в отношении лесов, размещенных на землях обороны и безопасности документ нужно будет формировать не менее чем за 10 рабочих дней.

Федеральное лесоустройство в вопросах и ответах

С 1 января вступит в силу закон о федеральном лесоустройстве, но не все работы будут проходить по новым правилам. Рослесинфорг отвечает на вопросы о правилах применения нового документа.

1 января 2022 года вступит в силу новый закон о лесоустройстве, призванный ввести прогрессивную систему планирования лесоучетных работ, повысить качество лесоустройства при справедливой стоимости, а главное снизить среднюю давность лесоустройства (Федеральный закон от 02.07.2021 №304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Закон №304-ФЗ разработан в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.

Активизация работ по лесоустройству позволит при поддержке федерального центра вовлечь в экономический оборот новые участки, повысить инвестиционную активность бизнеса, создать в отрасли новые рабочие места.

На лесоустройство из федерального бюджета в 2022-2024 годах выделено по 2,5 млрд рублей. Объем финансирования и ежегодной площади лесоустройства будут увеличены через различные механизмы господдержки и выделение дополнительных средств. На данный момент финансирование с 2025 года и далее пока не определено. 

Для применения Закона №304-ФЗ необходима хорошо разработанная подзаконная нормативная база, поэтому введение некоторых положений заморожено на разные сроки. Например, лесоустройство смогут проводить только организации, имеющие в штате таксаторов, прошедших аттестацию и включенных в специальный реестр. Эта норма начнет работать только с 1 марта 2023 года.

Как будет действовать закон о новых правилах лесоустройства – в разъяснениях Рослесинфорга.

Коротко

В этом году принято историческое решение – перераспределить полномочия по лесоустройству с регионального на федеральный уровень. Начата работа над одним из важнейших отраслевых документов – лесоустроительной инструкцией.

Со следующего года лесоустроительные работы на землях лесного фонда в соответствии с федеральным планом будет проводить исключительно подведомственная Рослесхозу лесоучётная организация Рослесинфорг.

Это значит, что с 1 января 2022 лесоустройство больше не входит в полномочия органов государственной власти субъектов, соответственно, средства субвенций на данные цели выделяться не будут.

В первую очередь лесоустройство пойдёт в Сибирь. Всё, что осталось за рамками плана, будет актуализироваться в рамках партнерства государства и бизнеса в финансировании лесоучётных работ.

Как будут выполняться работы в этом году?

До конца года изменений не планируется. Работы по лесоустройству выполняются по прежним правилам в соответствии с действующими положениями Лесного кодекса РФ. Положения Закона №304-ФЗ вступят в силу с 1 января 2022 года за исключением некоторых положений.

Порядка 85% контрактов на проведение лесоустройства в 2022 году уже заключены. Государственные и частные лесоустроители начали подготовительные работы. Что изменится при выполнении работ в следующем году?

Работы по лесоустройству будут выполняться в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов и договоров.

Законом предусмотрена специальная норма – к отношениям, связанным с исполнением заключенных до 1 января 2022 года государственных контрактов и договоров на выполнение работ по лесоустройству, до истечения срока их действия применяются положения Лесного кодекса в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона №304-ФЗ (статья 4, часть 5).

Это значит, что предмет договора, сроки его исполнения и цена останутся неизменны вплоть до завершения срока его действия в 2022 или в 2023 году. Необходимо продолжать выполнять работы в соответствии с условиями договоров. Результаты лесоустройства будут легитимны.

Когда частные организации должны сдать результаты лесоустройства, выполненные по контрактам, заключенным до 1 января 2022 года? Будут ли легитимны результаты такого лесоустройства?

В отношении государственных контрактов и договоров, заключенных до 1 января 2022 года, применяются положения Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона №304-ФЗ.

Лесоустроительная документация должна быть передана в органы государственной власти субъектов РФ, которые проведут процедуру введения в действие материалов лесоустройства и придадут им легитимный статус.

Срок передачи лесоустроительной документации зависит от срока сдачи работ, установленного условиями государственного контракта или договора. Как правило, сроки обязательств по договорам на лесоустройство не превышают трех лет.

До какого срока можно заключить Договор на лесоустройство с частной организацией?

Заключать договоры можно вплоть до 31 декабря 2021 года. За заключение договоров на лесоустройство с частными организациями после этого срока наказание не предусмотрено. Однако результаты таких работ не будут легитимными, а деньги на лесоустройство будут потрачены впустую.

Читайте также:  Пленум ВС РФ рассказал о судебной реформе

Для региональных госорганов это означает неэффективное расходование средств регионального бюджета или средств субвенций федерального бюджета, в зависимости от используемого источника финансирования.

При этом допустимо заключение коммерческих договоров с Рослесинфоргом и его филиалами в случае, когда лесные участки или лесничества целиком не попали в федеральный план лесоустройства.

Как формируется федеральный лесоустроительный план?

Порядок формирования плана проведения лесоустройства будет регулироваться Постановлением Правительства РФ, документ находится в высокой степени проработки. Он предполагает двухуровневую систему подготовки плана проведения лесоустройства.

На первом, региональном, уровне госорганы субъектов РФ подготавливают предложения в отношении объектов работ по лесоустройству. Они определяют зоны интенсивности освоения лесов на основании критериев их зонирования, установленных лесоустроительной инструкцией. Среди основных критериев для включения в план лесоустройства обсуждаются следующие:

  • – сроки давности таксации лесов;
  • – высокая доходность лесных участков;
  • – высокий уровень освоения расчетной лесосеки;
  • – предписания и решения судов и контролирующих органов о необходимости проведения лесоустройства;
  • – наличие приоритетных «лесных» инвестиционных проектов.
  • Обращаем внимание, что перечень критериев не является исчерпывающим и может быть скорректирован.
  • Данные сведения госорганы субъектов вносят в состав своих лесных планов, которые разрабатываются и утверждаются на 10 лет.

На втором, федеральном, уровне на основании подготовленных субъектами предложений формируется план проведения лесоустройства и определяется объем необходимого финансирования. Среди прочего, в плане прописываются субъекты, лесничества, сроки проведения лесоустройства.

План сформирован, что дальше?

Рослесинфорг проводит лесоустройство в соответствии с утвержденным планом, после чего передает лесоустроительную документацию в Рослесхоз. Далее через Федеральную государственную информационную систему лесного комплекса (ФГИС ЛК, ее создание предусмотрено Законом №3-ФЗ), сведения предаются гласности. Данный механизм начнет действовать с 2023 года.

В результате госорганы субъектов и лесопользователи смогут получать и использовать в своей деятельности актуальную информацию о лесах и лесных ресурсах. Однако не все данные будут в свободном доступе, часть будет доступна только для внутреннего использования. Что именно будет в свободном, а что в ограниченном доступе определят подзаконные акты к 3-ФЗ.

Я арендатор и мои лесные участки включены в федеральный план. Как получить материалы лесоустройства на свой участок? У кого следует заказывать проект освоения лесов?

Мероприятия по лесоустройству в отношении арендованного вами лесного участка будут осуществляться в сроки, определенные планом проведения лесоустройства в течение 10 лет. По результатам выполнения работ лесоустроительная документация будет включена в состав сведений ГЛР в электронном виде. Получить материалы лесоустройства на лесной участок можно в ГЛР.

Разработка проекта освоения лесов остается рыночной услугой. Рослесинфорг – одна из организаций, оказывающих ее.

Я арендатор, но мои лесные участки не попали в федеральный лесоустроительный план. Что мне делать?

Запросить коммерческое предложение в Рослесинфорге и провести лесоустройство за свой счет. Закон №304-ФЗ этого не запрещает – финансирование работ по лесоустройству в части таксации лесов и проектирования мероприятий по сохранению лесов возможно за счет лиц, использующих леса (часть 10 статьи 19 Лесного кодекса РФ в редакции закона №304-ФЗ).

Включение результата таких работ в состав сведений Государственного лесного реестра (ГЛР) предусмотрено порядком его ведения в электронном виде.

У меня уже заключены коммерческие договоры на лесоустройство с Рослесинфоргом, а мои лесничества и участки попали в федеральный план? Такое возможно?

Каждый такой случай рассмотрят в индивидуальном порядке. При любых обстоятельствах к договорным обязательствам, возникшим до 1 января 2022, применяются положения Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу 304-ФЗ. Это значит, что необходимо продолжать выполнять работы в соответствии с условиями договоров.

Кто принимает материалы лесоустройства у Рослесинфорга? Участвует ли субъект в контроле таксации? Как быть в случае несогласия субъекта с материалами таксации Рослесинфорга, выявленными в ходе хозяйственной деятельности?

До конца этого года следует действовать в соответствии с существующими положениями Лесного кодекса РФ, т.к. положения Закона №304-ФЗ вступают в силу с 1 января 2022 года.

В 2022 и 2023 годах в рамках государственных контрактов, заключенных до 1 января 2022 года, субъекты продолжат действовать в соответствии с существующими положениями Лесного кодекса и условиями таких контрактов. А именно принимать у исполнителя материалы лесоустройства и участвовать в контроле качества работ. В случае обнаружения недостатков выполненных работ, они подлежат устранению по гарантии.

В рамках федерального плана проведения лесоустройства результаты работ будет принимать Рослесхоз. Состав комиссии по приемке и экспертизе материалов, а также случаи и порядок внесения изменений в лесоустроительную документацию будут определены обновленной лесоустроительной инструкцией, которая сейчас подготавливается.

  1. Как будет вестись приемка работ и ввод лесоустроительной документации в действие?
  2. Вопросы будут регулироваться порядком ведения ГЛР и обновленной лесоустроительной инструкцией.
  3. Изменится ли лесоустроительная инструкция?

В настоящий момент формируется рабочая группа по вопросам исполнения положений Закона №304-ФЗ, а также подготавливается план-график разработки подзаконных нормативных актов. Конструктивные предложения в состав лесоустроительной инструкции будут рассмотрены рабочей группой.

Кто может подготавливать проектную документацию на лесной участок для постановки его на кадастровый учет и предоставления в пользование или аренду?

Проектирование лесных участков необходимо для последующего кадастрового учета и предоставления лесных участков в пользование или аренду.

С 1 января 2022 года подготовкой документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное пользование, будет заниматься исключительно Рослесинфорг. Это означает, что учреждение станет единственным исполнителем работ по подготовке проектной документации лесного участка для последующего предоставления его в пользование (статья 70.1. Лесного кодекса в редакции Закона №304-ФЗ).

Можно ли заказать лесоустройство у Рослесинфорга на землях лесного фонда сверх федерального плана за региональный бюджет? Должен ли субъект при защите бюджета предусмотреть субвенции на лесоустройство в 2022-2023 годах?

Нет. С 1 января 2022 года проведение лесоустройства на землях лесного фонда больше не входит в полномочия органов государственной власти субъектов, соответственно, средства субвенций на такие цели выделяться не будут. Направление средств региональных бюджетов на это будет расцениваться как нецелевое использование.

Исключением являются государственные контракты, заключенные до 1 января 2022 года. Для них действуют положения Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона №304-ФЗ.

Для выделения средств на такие контракты будут проводиться процедуры защиты бюджетных проектировок расходов федерального бюджета либо могут быть направлены средства регионального бюджета.

Все зависит от условий контракта.

Нужно ли субъектам передавать федеральному центру имеющиеся архивные и действующие материалы лесоустройства? Если да, то кому, в какие сроки и в каком виде?

Созданные до ввода в эксплуатацию Федеральной государственной информационной системой лесного комплекса (ФГИС ЛК) реестровые дела, лесоустроительная документация, документированная информация Государственного лесного реестра и ЛесЕГАИС хранятся в электронной форме или на бумажном носителе в порядке, который будет установлен Правительством Российской Федерации (пункт 13 статьи 93.1 Закона №3-ФЗ).

Также прорабатывается вопрос о включении архивной лесоустроительной документации в ведомственный фонд пространственных данных. Его фондодержателем, то есть администратором, выступит Рослесинфорг.

Нужно ли субъектам с 2022 года загружать материалы лесоустройства, выполненного в рамках федерального плана, в ведомственный фонд пространственных данных или это функция Рослесинфорга?

С 2022 года фактически заказчиком лесоустроительных работ будет Рослесхоз, то есть результаты этих работ будут подлежать включению в ведомственный фонд пространственных данных. Вопрос о добавлении архивной лесоустроительной документации в ведомственный фонд пространственных данных прорабатывается.

Кто может проводить лесоустройство в лесах на землях населенных пунктов?

С 1 января 2022 года на землях населённых пунктов выполнять работы по лесоустройству могут муниципальные учреждения, на которые возложена обязанность по выполнению таких работ.

Если такие обязанности не возложены, то органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по сохранению лесов и мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Кто может проводить лесоустройство в лесах на особо охраняемых природных территориях регионального значения?

С 1 января 2022 года на землях ООПТ выполнять работы по лесоустройству могут государственные учреждения, на которые возложена обязанность по выполнению таких работ, а если такие обязанности не возложены, то органы государственной власти осуществляют закупки работ по сохранению лесов, мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Сколько будет стоить комплексное лесоустройство за один гектар?

На данный момент идет разработка нормативов затрат на проведение лесоустроительных работ.

Мне нужно отвести лесосеку? К кому обращаться?

  • На данный момент обратиться можно в Рослесинфорг, а также к любым физическим и юридическим лицам, которые выполняют данные работы.
  • С 1 марта 2023 года работы и оказание услуг по отводу и таксации лесосек будут осуществляться Рослесинфоргом, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими в штате не менее двух работников, прошедших аттестацию на право выполнения работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек и включенных в реестр специалистов, имеющих право на выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек, который ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  • В целях проведения лесосечных работ при заготовке древесины гражданами для собственных нужд, а также мероприятий по сохранению лесов, отвод и таксация лесосек может осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, самостоятельно либо с привлечением третьих лиц.
  • Когда заработает реестр и как в него попасть?

С 1 марта 2023 года. Квалификационные требования и порядок аттестации специалистов на право выполнения работ и оказания услуг по отводу и таксации лесосек, осуществление мероприятий по лесоустройству, а также порядок ведения реестра специалистов, имеющих право на выполнение данных работ, и перечень включаемых в него сведений на данный момент в стадии разработки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *