Грядут изменения в правилах обеспечения жильем детей-сирот

Грядут изменения в правилах обеспечения жильем детей-сирот

Многие из них имеют право на льготы и пособия, а также возможность получить свою недвижимость от государства, так как у них отсутствует свое.

Но мало кто из них знает о том, до какого возраста необходимо подавать документы? Какими нормами закона регулируется этот вопрос? Куда следует обращаться.

Рассмотрим все это подробнее.

Законодательная база вопроса

Грядут изменения в правилах обеспечения жильем детей-сиротНа сегодняшний день, вопрос о предоставлении жилья для категории детей-сирот регулируется такими законодательными актами:

  1. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №54;
  2. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №123;
  3. Федеральным законом №159, который предоставляет дополнительные льготы для детей-сирот;
  4. Гражданский Кодекс РФ, в частности статьей №292.

Требования и нормы к жилью для детей-сирот

Если говорить о самих требованиях к предоставляемому жилью, то они заключаются в следующем:

  • жилая площадь должна быть отдельной (под этим подразумевается отсутствие части коммунальной квартиры);
  • жилая площадь в обязательном порядке должна включать в себя: водоснабжение и водоотвод, электроснабжение, отопление и другие сантехнические приборы (туалет, душ и так далее).
  • Помимо этого необходимо обращать внимание на тот факт, что предоставляемая жилплощадь должна в обязательном порядке быть расположена непосредственно в том регионе, где проживает претендент на ее получение.
  • В том случае, если по каким-либо причинам отсутствует регистрация, жилье должно быть предоставлено непосредственно в том регионе, где он находится под опекой.
  • Грядут изменения в правилах обеспечения жильем детей-сиротВ статье 8 ФЗ №159 РФ о господдержке детей- сирот конкретной нормы выделения жилищной площади не обозначено, а указано, что в каждом муниципальном образовании установлены свои размеры предоставления жилплощади по договору социального найма.

Условия выделения жилплощади

Действующим законодательством РФ четко прописываются обязательные условия, отвечая которым можно рассчитывать на получение социального жилья.

В частности речь идет о таких условиях, как:

  • отсутствие у сироты уже выделенного социального жилья, которое было получено непосредственно по договору найма, в том числе это касается и для его родственников либо же членов семьи;
  • претендент на получение жилья в обязательном порядке не должен быть собственником социального имущества, которое раньше было получено по договору найма;
  • претенденты на получение жилого имущества должны на текущий момент проживать в таких условиях, которые признаны более чем неприемлемыми.

Как было указано в последнем пункте, одним из ключевых условий принято считать такое понятие, как “невозможность жить нынешнем месте”.

При этом необходимо учитывать, что сама по себе невозможность проживать на нынешнем месте признается в таких случаях:

  • с сиротой на одной жилой площади проживают члены семьи, у которых имеются серьезные заболевания непосредственно хронической формы;
  • с сиротой проживают на одной площади граждане, которые раньше были лишены родительских прав;
  • жилая площадь, на которой проживает сирота, официально признана непригодной для жизни;
  • жилое помещение полностью не соответствует санитарным нормам.

Еще к одному условию, по которому можно получить жилье является уже полученная ранее жилплощадь, но при этом ее квадратура существенно меньше положенной по законодательству РФ.

Порядок предоставления

Грядут изменения в правилах обеспечения жильем детей-сиротВ первую очередь следует помнить о том, что жилье должно быть предоставлено для ребенка сироты до того времени, когда ему выполниться 23 года либо же он станет полностью дееспособным. Если говорить простыми словами, то сирота, который выпускается с образовательного учреждения либо же демобилизуется с воинской службы уже должен быть со своей жилплощадью.

Начиная с 2013 года, жилье для детей-сирот предоставляется исключительно по договору социального найма. Сам договор имеет период действия 5 лет, не меньше.

  1. При этом жилье для таких категорий граждан РФ предоставляется в порядке очереди, и получить его без очереди невозможно.
  2. Важно учитывать, что после того как истек 5-летний период действия договора найма, предоставленная жилая площадь может полностью перейти в бессрочное использование ребенка сироты.
  3. Необходимо также брать во внимание тот факт, что новый порядок предоставления жилого помещения должен полностью исключить возможные махинации чиновников, поскольку такое жилое помещение невозможно приватизировать, продать либо же передать в право использование другим гражданам, которые не относятся к детям сиротам.
  4. При этом допускается возможность получить вместо жилого помещения денежную компенсацию, которой должно хватить на покупку жилья.

Куда следует обращаться?

  • Для получения ребенком сиротой бесплатного социального жилья следует в первую очередь обращаться в органы опеки и попечительства со всеми необходимыми документами и встать в очередь.
  • Следует помнить о том, что обратиться в органы опеки и попечительства необходимо до того момента, пока не выполнилось 23 года.
  • Необходимо помнить о том, что после того как ребенку сироте исполнилось 23 года, и он не подал соответствующих документов то право получить жилье пропадает.

Постановка в очередь на жилье

До недавнего времени в Жилищном Кодексе РФ четко было указано на то, что каждый ребенок сирота должен был получить жилую площадь по договору найма вне очереди. Но сейчас все немного иначе.

Каждый ребенок сирота должен в обязательном порядке стать на очередь по вопросу получения жилья в возрасте от 18 до 23 лет.

При этом, если сирота не смог получить квартиру до 23-летнего возраста, по той причине, что его очередь не наступила, он не снимается с этой очереди и продолжает состоять в ней до тех пор, пока он не получит жилплощадь. На практике были случаи, когда сироты получали жилплощадь даже в возрасте 40-50 лет.

Порядок действий

Сам алгоритм постановки в очередь регламентируется как региональными законопроектами, так и Федеральным законом №159.

В частности алгоритм постановки на учет заключается в следующем:

  1. Грядут изменения в правилах обеспечения жильем детей-сиротСироте необходимо получить справку в учебном либо исправительном учреждении (если был тюремный срок), либо же в военкомате об окончании учебы, исправительного срока либо же воинской службы;
  2. Следует написать соответствующее заявление, в котором указываются текущие условия проживания.
  3. Собрать все необходимые документы, которые подтверждают отсутствие в своей собственности любой недвижимости, в том числе и отсутствие возможности проживать совместно со своими родственниками.
  4. Подать заявление в местные органы самоуправления, которые непосредственно занимаются вопросом предоставления жилья детям-сиротам.
  5. Предоставить копию заявления в местные органы опеки и попечительства по месту своего проживания.
  6. Дождаться периода рассмотрения заявки, который составляет не больше 1 календарного месяца.
  7. После этого следует подписать договор о социальном найме.
  8. Перезаключить договор спустя 5 лет на бессрочное право пользования жильем. Это возможно только в том случае, если коммунальная оплата производилась точно в срок без задержек.

Перечень необходимых документов

Согласно действующему законодательству РФ, дети-сироты должны подготовить такой пакет документов:

  • оригинал и копию паспорта;
  • документ, который подтверждает наличие статуса ребенка сироты;
  • оригинал справки о составе семьи;
  • документ, который подтверждает факт отсутствия в собственности своей недвижимости;
  • справку с места учебы либо же работы;
  • оригинал свидетельства о регистрации брака, если сирота состоит в браке;
  • свидетельства о рождении своих детей, при их наличии;
  • 2 заявления: одно в органы опеки и попечительства, второе – непосредственно в местные органы самоуправления.

Стоит отметить, что заявление пишется в свободной форме. Каких-либо четких рамок законодательством не предусмотрено.

Грядут изменения в правилах обеспечения жильем детей-сиротПри этом в нем обязательно должны содержаться:

  • инициалы заявителя;
  • паспортные данные;
  • информация об удостоверении ребенка сироты;
  • требование о предоставлении жилой площади;
  • дату составления;
  • подпись заявителя.

При этом недопустима подача документов доверенным лицом. Все документы подаются непосредственно самим ребенком сиротой.

Сроки предоставления жилья

Если говорить о самих сроках предоставления такого жилья, то они, откровенно говоря, неизвестны. Почему? Все достаточно просто.

Вся проблема в том, что количество жилья в каждом регионе утверждает непосредственно сами региональные органы самоуправления. Они выделяют квартиры на следующий год ровно в таком количестве, насколько это позволяет местный бюджет.

Как показывает практика, жилье можно получить и через 10 и через 20 лет.

Возможность оформления предоставленного жилья в частную собственность

Каждый гражданин РФ, который имеет статус дитя-сироты, имеет право приватизировать квартиру, предоставленную в пользование местными органами самоуправления.

Однако есть небольшие нюансы. Они заключаются в том, что если между получателем жилплощади и самим органами местного самоуправления изначально был оформлен договор о предоставлении специализированного жилья, то приватизация невозможна. При этом, по истечении 5-летнего периода, такой договор прекращается и оформляется бессрочный договор социального найма, при котором приватизация возможна.

В том случае, если договор социального найма был составлен сразу, то приватизацией можно начать заниматься, как только тот договор подписан, вне зависимости от того, прошло 5 лет или нет.

Если же местные органы самоуправления предоставили отказ в приватизации имущества, которое предоставлено по договору социального найма, то получатель имеет полное право оспорить это решение в судебной инстанции по месту своего проживания. Как правило, суд в 90% случаях принимает сторону заявителя, то есть получателя недвижимости.

Проблемы выделения жилья

Грядут изменения в правилах обеспечения жильем детей-сирот

Изначально, после того, как человек остался сиротой, у его родителей наверняка была какая-либо недвижимость. Она сразу закрепляется за ребенком. Поле того, как ему исполняется 18 лет, органы опеки и попечительства предоставляют ему право распоряжаться этой недвижимостью. По сути, ООП выступает гарантом сохранности такого имущества до совершеннолетия его полноправного владельца и тем самым, решая вопрос с предоставлением жилья.

Но не редко встречаются случаи, когда сирота является не единственным владельцем такой недвижимости, и третьи лица после прихода сироты в такую квартиру, попросту не пускают его жить в нее.

В этот момент, для сироты начинаются все проблемы, ведь необходимо становиться на очередь и ждать получения квартиры от государства, и органы пеки и попечительства, в том числе и суды не могут помочь сироте вернуть недвижимость от родителей в свою собственность.

Недвижимость гарантируется сиротам государством, но при этом этот вопрос возложен на региональные власти, которые должны предоставлять жилье, купленное за счет местного бюджета. Но такой бюджет, в среднем, позволяет приобрести 3-5 квартир для сирот в регионе. А что будет с остальными? Остальные должны ждать уже следующего года и возможно, очередь до них дойдет.

По статистике, период ожидания предоставления жилья варьируется в пределах от 5 до 10 лет. По этой причине можно с уверенностью говорить о том, что проблемы в предоставлении жилья для детей-сирот существуют немалые, и при этом их решение может занять минимум года 3-4, поскольку все прекрасно понимают сложившуюся экономическую ситуацию в стране.

Изменения в 2019 году

  1. С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в статью 8 Федерального закона № 159-ФЗ, согласно которым жилые помещения предоставляются детям-сиротам, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет.

  2. Теперь порядок формирования списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством РФ, а органы опеки осуществляют контроль за своевременной подачей заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
  3. Если дети-сироты и лица из их числа при достижении 18 лет не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, они вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
  4. Лица исключаются из списка, при условии включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.
  5. О получении жилой площади от государства детьми-сиротами рассказано в следующем видеоматериале:
Читайте также:  Пенсия в йошкар-оле и республике марий эл в 2020 году: размер выплат и доплаты, правила и порядок получения, особенности получения, адреса отделений пф рф

Рекомендуем другие статьи по теме

А.В. Корниенко: Проблема обеспечения жильем детей-сирот – наша общая проблема

Грядут изменения в правилах обеспечения жильем детей-сирот

Корниенко Алексей Викторович

Секретарь ЦК КПРФ


Многотысячные и многолетние очереди на жилье, в которых стоят люди, имеющие
право в соответствии с действующими законами на его получение от государства, в
нашей стране уже стали обычным делом и никого не удивляют. Например, в них
годами стоят военнослужащие и граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера.

Однако
особенно показательно, когда в таких очередях долгие годы находятся те, кого
поддержать, кроме государства, некому – дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей.

В
последние годы наблюдается тенденция роста очередей и уменьшения числа
обеспеченных жильем при фактически не растущем объеме финансирования.

Темпы
жилищного обеспечения не только не позволяют сократить очередь, но даже не
перекрывают ее рост. По имеющейся на настоящий момент статистике за 2016 год,
на начало года в очереди на жилье по России состояло 229 тыс.

человек, на конец
года – уже 247 тыс. Жильем за год обеспечено всего 25 тыс.

На
мой взгляд, сложившаяся ситуация наглядно демонстрирует целый комплекс проблем
в работе государственной системы.

Здесь воплотилось всё: и непродуманность
вопросов финансового обеспечения с возложением основного объема затратных
полномочий на регионы, и отсутствие четкого, единого для всей страны порядка
учета детей-сирот, и единых правил формирования и распределения жилищного
фонда, в силу чего практика регионов весьма разнится, и, ну куда же от этого
деться – коррупция и халатность.

Остановлюсь
на этом подробнее.

В
последние несколько лет в мой адрес поступает массовый поток жалоб от детей-сирот
из Приморского края, которым после окончания учебных и воспитательных учреждений
или армии, кроме, простите, исправительных колоний и вокзалов, стало негде жить.
Полагаю, другие депутаты также получают аналогичные письма.

В
ряде субъектов Федерации на сегодняшний день очереди превышают 5 тыс. человек. Среди
проблемных регионов Краснодарский край, Саратовская область, Свердловская
область, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская
область, Забайкальский край, Приморский край и другие.

В
Приморском крае, например, тенденция к увеличению числа граждан из числа
детей-сирот, состоящих в списке на получение жилья, сохраняется уже в течение
нескольких лет: в 2014 году – 2,5 тыс. человек, в 2016 году – 4 тыс., в 2018
году – уже 6,5 тыс. Во многих регионах картина похожая.

Часто
для получения жилого помещения гражданам приходится массово обращаться в суд,
так как при наличии судебного решения жилье можно получить даже раньше тех, кто
дольше стоит в очереди.

Источники
проблемы можно поделить на несколько частей. Во-первых, это скудность
финансового обеспечения данных обязательств.

С
2015 по 2017 годы федеральный бюджет выделял на жилье сиротам по 6,9 млрд. руб.
ежегодно, даже не индексируя данную цифру. В текущем году заложено всего на 200
млн. больше.

Вместе
с тем, по оценке Счетной палаты Российской Федерации, субъектам требуется более
140 млрд. рублей для решения проблемы.

Учитывая, что совокупные расходы в целом
по Российской Федерации на обеспечение детей-сирот жильем ежегодно падают и составили,
к примеру, в 2014 году 32 млрд. рублей, в 2015м – 27,4 млрд., в 2016м – 26,8 млрд.

,
сложно ожидать, что субъекты РФ в ближайшее время изыщут необходимые средства.

Депутаты
фракции КПРФ неоднократно вносили поправки к проектам законов о федеральном
бюджете на очередной год, направленные на увеличение финансирования жилищного
обеспечения детей-сирот хотя бы в два раза по сравнению с имеющимся уровнем, но
они, как Вы догадываетесь, ни разу приняты не были.

Зато
миллионы рублей из бюджетов субъектов ежегодно уходят на выплаты крупных
штрафов Федеральной службе судебных приставов за неисполненные решения судов,
которые они просто не в состоянии исполнить с таким финансированием. Полагаю,
только на суммы этих штрафов не один десяток сирот по стране можно было бы
обеспечить жильем. Вот такой бесполезный круговорот бюджетных денег в нашей
стране.

Помимо
финансового аспекта, имеются сложности нормативного и организационного характера,
которые не раз отмечались Счетной палатой Российской Федерации.

Во-первых,
это отсутствие федерального органа исполнительной власти, полномочного
осуществлять нормативно-правовое регулирование, установление единых подходов в
принятии детей-сирот на учет, приобретении и распределении жилья.

В
субъектах РФ вопросами реализации полномочий по обеспечению детей-сирот жильем
занимаются различные органы, а иногда сразу несколько ведомств, курирующих
вопросы образования и науки, строительства, жилищно-коммунального хозяйства,
земельно-имущественных отношений. В ряде регионов полномочия по освоению
выделенных средств переданы на муниципальный уровень. У каждого региона свои
представления об учете детей-сирот и порядке их жилищного обеспечения.

Межведомственное
взаимодействие не всегда налажено хорошо. Имеются случаи включения одних и тех
же лиц в списки на получение жилья в разных муниципальных образованиях или субъектах
федерации. Расходятся данные статистики федерального, субъектового и муниципального
уровней.

Например,
по информации Министерства образования и науки, в 2016 году в Приморском крае
обеспечен жильем 451 человек, а по сведениям органов власти Приморского края –
522 человека. Какая из цифр достоверная, сказать трудно.

Очевидно,
в данных условиях точно определить объемы денежных средств для удовлетворения
потребности в жилье и оценить результативность деятельности субъектов
Российской Федерации, крайне сложно.

Кстати,
по итогам выявленных Счетной палатой недостатков механизма обеспечения жильем
детей-сирот в феврале 2017 года Президент РФ В.В. Путин давал конкретные поручения
по их устранению. Результатов их выполнения пока мы не видим.

Немало
портят ситуацию с обеспечением жильем сирот правонарушения, коррупция и
халатность, выраженные в выявляемых правоохранительными органами фактах хищений
бюджетных средств, приобретения жилых помещений по завышенным ценам,
предоставлении не пригодных для проживания квартир, невключении детей-сирот в
списки на получение жилья. Очевидно, что существующий контроль за расходованием
бюджетных средств в данной сфере является недостаточным. Кстати, на этот счет
также есть поручение Президента органам прокуратуры.

Таким
образом, проблема обеспечения жильем детей-сирот носит комплексный характер и
должна решаться комплексно.

Прежде
всего, необходимо увеличение финансирования из федерального бюджета. К
сожалению, без этого переломить тенденцию роста очередей на жилье будет
невозможно.

Уже
сейчас регионы, в особенности находящиеся в сложных климатических условиях,
испытывают серьезную нагрузку на бюджеты ввиду необходимости реализации мер по
повышению МРОТ до прожиточного минимума, с учетом обязательных начислений на
данную величину районных коэффициентов и процентных надбавок, а также несут
большое количество других затратных обязательств. В данных условиях ждать от
них существенного увеличения финансирования жилищного обеспечения детей-сирот не
приходится.

Некоторые
из субъектов изыскали возможность предоставления частичной компенсации
детям-сиротам на съем жилья до момента жилищного обеспечения. Однако таких регионов
не более десятка. Считаю, что данная полезная инициатива должна получить федеральную
поддержку и более широкое распространение.

Следует
обратить внимание и на порядок расходования бюджетных средств. В настоящее
время приоритетной формой освоения является покупка квартир на вторичном рынке.
Это проще, но, в то же время, дороже, чем строительство нового жилья. Также при
совершении сделок на вторичном рынке выше риск совершения коррупционных
правонарушений, что подтверждается практикой правоохранительных органов.

Вместе
с тем, ясно, что построить необходимые объемы нового жилья для полного
погашения очередей в короткие сроки невозможно, и в субъектах существует
проблема неосвоения той части бюджетных средств, которая выделяется именно на
строительство.

Очевидно, здесь следует искать новые подходы, создавать
привлекательные условия для застройщиков.

Например, в Приморском крае
планируется вводить упрощенный порядок предоставления земельных участков для
застройщиков, участвующих в строительстве жилья для социальных целей.

Правительство
РФ в настоящее время разработало и внесло законопроект, который в случае его
успешного принятия и реализации снимет ряд озвученных проблем, однако далеко не
все, и в Комитетах при его обсуждении это уже отмечается.

В
частности, законопроект не только не учитывает просьбы регионов о сокращении
срока договора специализированного найма жилого помещения при соблюдении
определенных условий, но и вводит возможность его неоднократного продления при
наличии у нанимателя трудной жизненной ситуации.

Полагаю, что без указания
обстоятельств, в связи с которыми возможно такое продление, эту меру принимать
нельзя.

Также необходимо учитывать, что трудная жизненная ситуация может быть
изначально обусловлена действиями органов власти, дающих жилье сиротам в
маленьких и отдаленных населенных пунктах, где нет ни работы, ни социальной
инфраструктуры.

В
завершение хочу сказать, что проблема обеспечения сирот жильем – это не
проблема субъектов РФ или каких-то отдельных органов власти. Это наша общая
проблема.

Мы все вместе должны проявлять жесткость и добиваться увеличения
финансирования данного обязательства, обсуждать новые подходы и вносить в
законы те изменения, которые действительно помогут решить проблему очередей.

Призываю всех депутатов при обсуждении новых законодательных инициатив и
бюджетов в Государственной Думе и в своих регионах обращать пристальное
внимание на эту проблему, добиваться увеличения финансирования, делиться
положительным опытом своих регионов и переносить позитивные идеи на федеральный
уровень. Спасибо за внимание!

Новый порядок обеспечения жильём детей-сирот

В статье раскрываются основные положения порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, который реализуется с 1 января 2013 года.

Обновление от 11.02.2016: здесь размещен дополнительный материал по вопросу о судебной защите прав сирот после 23 лет.

  • Оглавление
  • Обеспечение детей-сирот жилым помещениемИзменения в законодательствеКому может быть предоставлено жилое помещениеДействия, необходимые для получения жилого помещенияВ каких случаях может быть установлен факт невозможности проживания в имеющемся (ранее занимаемом) жилом помещенииКогда предоставляется жилое помещениеМестность, в которой может быть предоставлено жилое помещениеТребования к жилому помещению.
  • Обеспечение детей-сирот жилым помещением

Государство приняло на себя обязательство обеспечивать жильём граждан определённых категорий, в том числе детей-сироты, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Обеспечение указанных лиц жильём является одной из гарантий социальной поддержки.

К указанным лицам относятся (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ):

  • Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Читайте также:  Льготы для работников прокуратуры: виды и перечень, порядок предоставления и особенности оформления

Попечение отсутствует, если родители:

  • отсутствуют или лишены родительских прав, ограничены в родительских правах,
  • уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,
  • отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений,
  • признаны безвестно отсутствующими,
  • объявлены умершими,
  • признаны недееспособными (ограниченно недееспособными),
  • находятся в лечебных учреждениях,
  • отбывают наказание в виде лишения свободы,
  • находятся в следственных изоляторах,
  • в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке

Кроме того, на указанную поддержку имеют право лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Изменения в законодательстве

Напомним, что ранее эта категория граждан имела право на внеочередное предоставление жилья при окончании образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, возвращении из учреждений исполнения наказаний, завершении службы в армии, оставлении приёмной семьи, детского дома, прекращении опеки и попечительства (п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса).

В целях совершенствования законодательства порядок обеспечения жильём был изменён. Теперь дети-сироты, дети, оставшихся без попечения родителей, а также лица из их числа (далее в тексте используется «сироты») не имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следует пояснить, что ранее сирота получал жилье по договору социального найма, мог сразу же приватизировать это жилье, приобретая таким образом право собственности.

В дальнейшем из-за своих действий по распоряжению имуществом сироты лишались этого собственного жилого помещения в силу различных причин (неопытность молодых, незнание законодательства, недобросовестные действия других лиц и др.). Сироты опять становились нуждающимися в жилых помещениях.

Поскольку государство не может эффективно ограничивать распоряжение собственником своим имуществом при отсутствии общего запрета, то обеспечить разумное распоряжение сиротой полученным жильём не представлялось возможным.

Можно предположить, что данная проблема стала одной из основных причин разработки проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (законопроект № 589209-5).

Законопроект был принят в 2012 году – Федеральный закон от 29 февраля 2012 года №  15-ФЗ. Закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Им, в частности, были внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21.12.

1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и исключен пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с этими изменениями жилые помещения теперь предоставляются не по договору социального найма, а по договору специализированного найма на срок 5 лет, что исключает возможность приватизации в указанный период, а также обмен этого жилого помещения или сдачу в поднаём.

Кому может быть предоставлено жилое помещение

Право на получение жилого помещения имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа (кто к ним относится – см. выше), а также лица в возрасте 23 лет и старше, если они не были обеспечены жильём ранее.

При этом указанные лица не должны являться нанимателями жилого помещения или членами семьи нанимателя или собственника жилого помещения либо, при наличии у них прав на жилое помещение, должны не иметь возможности реализовать данное право.

Действия, необходимые для получения жилого помещения

Жилищные проблемы сирот обещают решить за шесть лет

Обеспечить жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правительство РФ намерено в течение шести лет — для этого будет разработана специальная программа. Такое заявление прозвучало на совещании под председательством Дмитрия Медведева.

Премьер обратил внимание на неэффективное использование регионами субсидий из федерального бюджета, которые должны быть направлены на решение этой «застарелой проблемы».

В рамках программы ответственность региональных властей за исполнение полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам должна быть «повышена».

«Нам предстоит в ближайшие годы обеспечить жильем около 280 тыс. детей,— заявил на совещании об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем Дмитрий Медведев.

— Предоставление жилья сиротам — прежде всего обязательство регионов. Но с этим обязательством многие регионы не справляются». Он сообщил, что в 2018 году было обеспечено жильем около 25 тыс.

человек, а «по итогам этого года цифра вырастет приблизительно на 1,5 тыс.».

Премьер-министр напомнил, что с 2007 года федеральный центр софинансирует расходы на предоставление жилья: «На 2019 год это приблизительно 7,4 млрд руб. На последующие годы цифра увеличивается до 7,7 млрд руб. Но очевидно, что этого не хватит».

Напомним, дети-сироты имеют право на получение жилья по федеральному закону о дополнительных гарантиях по соцподдержке, который был принят в 1996 году.

В очередь на жилье попадает ребенок, которому исполнилось 14 лет,— получить жилье он должен после того, как ему исполнится 18 лет. В апреле 2019 года было принято постановление правительства о формировании списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В 2016 году вице-премьер Ольга Голодец отчитывала регионы, отмечая, что федеральная субсидия не осваивается в должном объеме.

В начале 2019 года Счетная палата РФ (СП) провела мониторинг эффективности расходования средств на предоставление жилья детям-сиротам, который показал, что «темпы предоставления жилья сиротам по-прежнему не успевают за темпами роста числа нуждающихся. На 1 января 2018 года численность детей-сирот, стоящих на учете на получение жилья, составила более 258 тыс. человек, из них 65% — старше 18 лет».

«Еще по итогам проверки 2016 года Счетная палата отмечала крайне низкие темпы обеспечения жильем детей-сирот,— заявляла тогда аудитор СП Светлана Орлова.— Прошло три года, а ситуация только ухудшилась. Если в 2015 году право на жилье не реализовали 79% детей-сирот, то в 2017 году — почти 83%».

Аудиторы отмечали, что срок, в течение которого ребенок-сирота должен быть обеспечен жильем, не установлен законодательством: длительность ожидания жилья в отдельных регионах достигает десяти и более лет (в Кемеровской области — 12 лет, Забайкальском крае — 14 лет).

Также они обратили внимание на «низкое качество предоставляемого жилья и его приобретение по завышенным ценам».

В Счетной палате отмечали, что за девять лет (2009–2017) количество судебных исков в связи с непредоставлением жилья сиротам, достигшим 18-летнего возраста, возросло в 18 раз: «Рост числа судебных разбирательств привел к тому, что в 2016 году в шести регионах жилье предоставлялось исключительно по судебным решениям, а в 2017 году — уже в девяти регионах». Также аудиторы отмечали недостаточность финансирования:

«Несмотря на то что ежегодно на эти цели выделяется более 30 млрд руб. из бюджетов всех уровней, в некоторых регионах потребность в средствах превышает выделяемые объемы». По их оценке, для обеспечения жильем всех очередников на начало 2019 года требовалось около 168 млрд руб.

Дмитрий Медведев также обратил внимание на «неэффективное использование регионами субсидий из федерального бюджета»: «Если брать этот год, хотя он еще не закончился, то использовано приблизительно две трети федеральной субсидии.

Одни и те же регионы три года подряд не полностью используют предоставленные деньги».

Глава правительства также отметил «длительные очереди», факт, что «людям приходится идти в суд», и указал на то, что «качество жилья, которое выделяется, должно быть надлежащим».

По итогам совещания вице-премьер Татьяна Голикова уточнила, что ежегодно на предоставление жилья детям-сиротам выделяется около 35 млрд руб., а очередь «прирастает на 11,5–12,5 тыс.

человек ежегодно»: «С учетом этой накопленной задолженности сейчас премьер-министром принято решение, что мы совместно с регионами должны принять шестилетнюю программу ликвидации полной задолженности — вне зависимости от того, сколько на это потребуется финансовых ресурсов». По ее словам, к дополнительным средствам федерального бюджета (7,7 млрд руб.

), которые есть в бюджете на 2020 год, «в рамках поправок будущего года будет добавлено 2,3 млрд руб.»: «Плюс в рамках подготовки этой шестилетней программы наверняка сумма еще будет увеличена».

Она также сообщила, что с Минфином предполагается «отработать вариант привлечения свободных остатков средств бюджетов субъектов РФ»: «На сегодняшний день именно свободных остатков скопилось в объеме 2,6–2,7 трлн руб.

Понятно, что почти 50% приходится на Москву, которая успешно решает эту проблему, но и в ряде других субъектов, в которых имеется существенная задолженность, есть свободные остатки».

Вице-премьер также заявила, что в рамках шестилетней программы будет повышена ответственность регионов за исполнение их полномочий, «потому что полномочия по обеспечению жильем детей-сирот — это их сфера компетенции»: «Дмитрий Анатольевич (Медведев.

— “Ъ”) дал поручение Счетной палате и иным органам, которые занимаются контролем за исполнением законодательства, еще раз внимательнейшим образом посмотреть на то, как регионы страны планируют и исполняют обязательства в отношении детей-сирот».

Также она рассказала, что на совещании шла речь о возможной модификации законодательства, с тем «чтобы федеральные органы власти проработали вопросы, которые касаются не только обеспечения жильем в рамках социального найма, но и возможности предоставления государственных жилищных сертификатов, ипотеки и иных компенсационных форм». «Кроме того, принято решение, что шестилетняя программа и последующая реализация обязательств перед детьми-сиротами будут зафиксированы в программе «Жилище» с установкой соответствующих показателей для субъектов РФ»,— сказала Татьяна Голикова.

Валерия Мишина

Грядут изменения в правилах обеспечения жильем детей-сирот

Описание страницы: грядут изменения в правилах обеспечения жильем детей-сирот от профессионалов для людей.

Этим нормативным актом установлен унифицированный порядок учета нуждающихся в жилье сирот (детей-сирот и лиц из их числа). Теперь право обращения с заявлением о постановке указанных граждан на жилищный учет делегировано их законным представителям. А на органы опеки возлагается обязанность контроля за своевременностью подачи этих заявлений. Также эти органы смогут сделать это самостоятельно в случаях, когда законные представители по какой-то причине этого не совершили.

В частности, такое право у органов опеки возникает, если по истечении 3-х месяцев с момента исполнения ребенку-сироте 14 лет, он так и не состоит на жилищном учете.

Сами же сироты смогут обратиться лично с подобным заявлением только по достижении им 18-ти лет. Также закон регламентирует число квартир для сирот в строящемся МКД , который должен предусмотреть застройщик в случае возведения здания.

Максимальный предел установлен на уровне 25%. Точное количество определяется региональным законодательством.

Кроме того, урегулирован вопрос о социальном жилье (жилье по соцнайму), закрепленном за детьми-сиротами, в которых они не могут проживать. Речь идет о случаях, когда родители лишены или ограничены в своих правах и дети, изъятые из семьи, не могут с ними проживать. Обращаться с заявлениями о принудительном обмене жилья могут законные представители, органы опеки и прокурор.

Нет видео.

Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте также:  Когда можно получить материнский капитал: сколько и когда можно снять денег в 2020 году

Еще законом прописана возможность вселения в жилье, выдаваемое детям-сиротам, их несовершеннолетних детей и супругов. Также квартиры для обеспечения детей-сирот жильем отныне можно будет приобретать у физлиц путем запроса предложений (включая электронную форму).

Порядок предоставления жилья сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, может быть скорректирован. Пакет поправок в федеральное законодательство внесён в Госдуму.

Согласно ранее утверждённым нормам, с 1 января 2019 года общее количество предоставляемых таким детям жилых помещений в многоквартирном доме устанавливается законодательством региона и не может превышать 25% от общего количества квартир, сообщает «Парламентская газета».

Вместе с тем до принятия этих положений уже были заключены госконтракты на приобретение после указанного срока квартир для сирот, как в многоквартирных домах, уже введенных в эксплуатацию, так и путём участия в долевом строительстве без ограничения количества жилых помещений.

Новый пакет поправок предлагает перенести срок вступления в силу ограничений по процентному количеству жилья для сирот в многоквартирных домах. Это, отмечают депутаты, позволит без юридических разночтений завершить исполнение ранее заключённых госконтрактов.

Изменения в договоре соц найма для детей сирот в 2017

ЖК РФ). Помимо указанных, имеются и другие особенности:

  • Служебная квартира выделяется на основании заключенного между нанимателем и действующим от имени собственника властным органом договору найма (п. 1 ст. 99 ЖК РФ), которым устанавливается размер оплаты за предоставленное жилье. Он заключается в письменной форме и предполагает некоторые ограничения, например, запрет обмена и сдачи квартиры в поднаем.
  • Помимо нанимателя, в служебную квартиру вправе вселяться члены его семьи, при этом они обладают равными с ним правами на пользование квартирой и указываются в договоре найма (п. 6 ст. 100 ЖК РФ).
  • Договор найма служебной квартиры заключается на срок осуществления лицом трудовых отношений с вышеуказанными органами, предприятиями или учреждениями.

Прекращение таких трудовых отношений является основанием для прекращения заключенного ранее договора найма.

Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

В гд внесен законопроект о сроках соцнайма жилья, выданного детям-сиротам

Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), служебная квартира относится к числу жилых помещений специализированного жилищного фонда, выделяемых для отдельных категорий граждан, ввиду характера их трудовых отношений, в связи с отсутствием у них жилья в конкретном населенном пункте. Согласно ст. 93 ЖК РФ, служебная квартира выделяется в случаях:

  • возникновения у лиц трудовых отношений:
    • с органом государственной или муниципальной власти;
    • государственным или муниципальным предприятием и учреждением;
  • прохождением службы или назначением на соответствующую государственную или выборную должность.

Перечень должностей, при занятии которых граждане могут претендовать на получение в пользование служебной квартиры, определяется решением органов государственной власти, органов власти субъекта федерации и органов местного самоуправления (п. 2 ст.

Жилье детям-сиротам: изменения в законодательстве и условия предоставления

Статья 8. дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

  • служебные квартиры;
  • квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения;
  • жилье для беженцев и переселенцев;
  • квартиры маневренного фонда.

Нет видео.

Видео (кликните для воспроизведения).

Все они предоставляются по различным основаниям и в разном порядке, однако, объединены тем, что выделяются гражданам в случае отсутствия у них какого-либо жилья в конкретном населенном пункте. Указанные жилые помещения выделяются гражданам на основании заключенного с ними договора найма специализированного жилья на срок, который прямо указан в законе или пока не отпадут те или иные обстоятельства.

Можно ли сироте добиться сокращения срока перевода из спец жил фонда в соц найм?

Договор найма с такими лицами заключается на период проведения работ;

  • когда на единственное жилье гражданина обращено взыскание на основании того, что данное жилье было приобретено в ипотеку, вследствие чего гражданин был выселен из него. Согласно пп. 2 п. 2 ст. 106 ЖК РФ, договор найма заключается на период, до отчуждения ипотечного жилья в рамках наложения на него взыскания, и проведения с таким гражданином соответствующих расчетов;
  • когда единственное жилье гражданина стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств. Договор найма квартир из маневренного фонда заключается на период, до предоставления нового благоустроенного жилья или до осуществления расчетов с гражданами за утраченное жилье. Согласно ст. 89 ЖК РФ, предоставленное по соц.

Меняются правила предоставления жилья для детей-сирот

Москва, 12 апреля 2018, 14:13 — REGNUM Правительственный законопроект, прописывающий новые правила для получения жилья детьми, оставшимися без родителей, Госдума приняла в первом чтении, передает корреспондент ИА REGNUM12 апреля.

Новые правила получения жилья позволят эффективно решать проблемы с обеспечением детей-сирот жильем и исключить многочисленные случаи обращения таких граждан в суд за защитой своих прав, ожидают авторы инициативы.

Сегодня список по получению детьми-сиротами жилья составляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Однако, отмечают авторы законопроекта, такой порядок далеко не всегда позволяет включить в список всех детей, оставшихся без родителей.

Так, по их данным, местонахождении более 10 тыс. детей-сирот (из почти 130 тыс. сирот, которые имеют право на получение жилья) неизвестно. В частности, установить местонахождение некоторых из них становится затруднительным, поскольку такие граждане не всегда обращаются в уполномоченные органы за предоставлением им жилья, отмечают авторы инициативы.

В связи с этим авторы законопроекта предлагают позволить законным представителям детей самостоятельно подавать заявление о включении сирот в список предоставления жилья. При этом органы опеки и попечительства должны будут проконтролировать, чтобы опекуны вовремя подали заявление о включении детей-сирот в список.

«В случае неподачи законными представителями соответствующего заявления орган опеки и попечительства обязан принять меры по включению детей в список», — отмечают авторы законопроекта.

Порядок формирования списка определит правительство в подзаконном акте. При этом, как объяснил замминистра образования РФ Павел Зенькович в ходе обсуждения законопроекта на пленарном заседании Госдумы, законопроект также уточняет случаи исключения детей-сирот из этого списка.

Заявления на выдачу квартир для детей-сирот уже направили более 258 тысяч граждан или их представителей, заявил в ходе пленарного заседания Госдумы замминистра образования РФ Павел Зенькович.

«У нас на самом деле на 1 января 258 тыс. детей-сирот, из которых достигли совершеннолетия 166 тысяч. То есть мы, когда называем цифру 258 тысяч, мы говорим о тех, кто уже достиг (совершеннолетия) и кому исполнилось 14 лет, на кого уже поданы заявления», — рассказал замминистра.

Таким образом, по его словам, на разрешение вопроса у правительства и местных органов власти осталось четыре года. При этом на обеспечение всех этих детей-сирот жильем потребуются средства из бюджета.

«Это довольно финансовоемкий вопрос, его стоимость, по нашим оценкам, не менее 200 млрд рублей. Мы ежегодно выделяем субсидии субъектам законом о бюджете.

На 2017 год предусмотрено 6,6 млрд рублей, на 2018 — 7 млрд рублей, 7,5 млрд рублей и 7, 7 млрд рублей — на 2019 и 2020 годы.

Мы, конечно, будем просить вас и коллег увеличить это финансирование с тем, чтобы оказывать дополнительную поддержку субъектам на решение этого вопроса», — подчеркнул Зенькович.

Правительство также прописывает нормы, которые позволяют в случае судебного решения о лишении родителей родительских прав предоставлять им для жизни место в общежитии. Как рассказал в ходе пленарного заседания замминобразования Павел Зенькович, сегодня такие граждане по решению суда могут быть выселены из квартиры, в которой проживает ребенок, без предоставления другого помещения.

Между тем, как отметил в ходе пленарного заседания первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Валерий Гартунг («Справедливая Россия»), такие нормы противоречат Конституции РФ.

«Когда были обращения о расселении, выселении родителей, которые лишены родительских прав, фактически на улицу суды их не выселяли, и правильно по большому счету делали, потому что есть Конституция.

Поэтому в данном случае мы как раз вносим поправку — возможность их переселения в общежитие для того, чтобы не выселять на улицы.

Чтобы можно было в этом вопросе добиться, так сказать, справедливости», — объяснил Зенькович.

Правительство также предлагает обязать органы исполнительной власти следить за тем, чтобы жилые помещения, которые выделяются детям-сиротам, были закреплены за ними.

«В настоящее время субъекты РФ обязаны осуществлять только контроль за использованием жилых помещений или распоряжением этими жилыми помещениями.

Имеется в виду тот жилой фонд, который закреплен за ребенком, который остался без попечения родителей, живет в детском доме и который по достижении 18 лет вернется в эту квартиру.

Так вот, сейчас мы обязываем субъекты следить за сохранностью этих помещений, чего раньше не происходило», — заявил в ходе обсуждения законопроекта на пленарном заседании замминистра образования РФ Павел Зенькович.

Законопроект также вносит изменения в порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений по договору найма. Так, сегодня они могут получать такое жилье на пять лет.

В случае, если сиротам необходимо содействие в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок, но не более одного раза.

По истечении соответствующего срока жилое помещение исключается из специализированного жилищного фонда и с его нанимателем заключается договор социального найма. В этом случае жилое помещение может быть приватизировано.

Между тем, отмечают авторы законопроекта, такие меры всё же не способны обеспечить сохранность жилья для детей-сирот. Поэтому они предлагают разрешить органам опеки и попечительства принимать решение о том, что перезаключение договора найма по истечении первого пятилетнего срока должно быть неоднократным.

«Анализ правоприменительной практики по вопросу использования детьми-сиротами и лицами из их числа жилых помещений, предоставленных им по договору найма специализированного жилого помещения, показал, что некоторые граждане указанной категории относятся к предоставленным жилым помещениям небрежно, своими действиями или бездействиями приводят жилое помещение в непригодное для проживания состояние, используют жилое помещение не по назначению», — отмечают в правительстве.

В связи с этим законопроект также вводит норму, согласно которой если договор найма с ребенком-сиротой расторгается, то ему необходимо предоставить другое благоустроенное помещение для жизни в границах населенного пункта. При этом размер этого помещения должен соответствовать нормам, установленным для вселения граждан в общежитие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *