Пособие по бедности в 2020 году: перспективы и предложения, право и размер выплат

Пособие по бедности в 2020 году: перспективы и предложения, право и размер выплат

Ученые РАНХиГС пришли к выводу, что для снижения числа малоимущих в России необходимо ввести пособие по бедности в размере дефицита дохода. Ежемесячная выплата позволит снизить бедность семей с детьми в 1,7 раза, это потребует около 520 млрд руб.

Пособие по бедности, которое обеспечивало бы доведение доходов нуждающихся семей до национальной черты бедности — величины прожиточного минимума, должно быть адресное. Такой вывод следует из доклада «Социальная политика в долгосрочной перспективе: многомерная бедность и эффективная адресность», подготовленного экономистами РАНХиГС.

Из расчетов экономистов следует, что предоставление ежемесячного пособия бедным семьям с детьми в размере дефицита их денежного дохода (но не менее 1 тыс. и не более 10 тыс. руб.) позволит снизить бедность среди домохозяйств с детьми в 1,7 раза (бедность всех домохозяйств — в 1,5 раза).

Ученые делают вывод, что для решения проблемы детской бедности нужны дополнительные финансовые средства из федерального бюджета — на выплаты адресного пособия по бедности семьям с детьми потребуется около 520 млрд руб. ежегодно.

По расчетам Минтруда, чтобы довести доходы всех россиян до уровня прожиточного минимума, необходимо 750–800 млрд руб.

Как известно, Президент России Владимир Путин в майском указе 2018 года поставил задачу добиться двукратного снижения уровня бедности к 2024 году. Вице-премьер Татьяна Голикова говорила, что действующих мер недостаточно для достижения этой цели и правительство обсуждает с экспертами дополнительные инструменты поддержки граждан.

Как свидетельствует Росстат, за январь—сентябрь 2018 года, 19,6 млн россиян имеют доходы ниже прожиточного минимума, что составляет 13,3% населения. Прожиточный минимум в третьем квартале 2018 года составил 10 451 руб.

По данным статистики, в целом по стране риск относительной доходной бедности испытывают 22,1% населения. Это означает, что каждый пятый гражданин имеет доход, не превышающий 60% медианного дохода в стране.

Для чего нужен социальный реестр россиян

  • Главная задача, которую предстоит решить для сокращения бедности в России – усиление адресности социальной защиты, чтобы помощь государства получали наиболее нуждающиеся граждане.
  • Экономисты РАНХиГС считают, что относительная экономия бюджетных средств, возникающая при расширении адресности, должна направляться на увеличение размеров социальной поддержки.
  • Основой для усиления адресности должно стать создание социального реестра получателей социальной помощи, который содержал бы в себе информацию о гражданине, его семье, источниках их доходов и имуществе, а также их социальном статусе (включая статус занятости, принадлежность к льготной категории).
  • Источниками данных для социального реестра станут сведения, имеющиеся в Пенсионном фонде, ГИБДД (информация о движимом имуществе), Росреестре (о недвижимом имуществе), Федеральной налоговой службе (информация о налоговых отчислениях для оценки уровня доходов) и других ведомствах.

Пересмотр мер социальной поддержки

Для улучшения ситуации экономисты предлагают создать комплексную систему социального сопровождения бедных семей с учетом их нуждаемости, включающую предоставление денежных выплат и необходимых социальных услуг, способствующих выходу семьи из трудной жизненной ситуации.

Вместе с тем авторы доклада говорят о необходимости ревизии и корректировки существующих мер социальной поддержки. Они предлагают:

  • внедрить критерии нуждаемости в меры социальной поддержки федеральным и региональным ветеранам труда, сельским специалистам и другим категориям «заслуженных» льготников;
  • установить мораторий на новые меры социальной поддержки пожилым людям без применения критериев нуждаемости;
  • ввести дополнительные требования к занятости получателей социальных пособий;
  • отменить распространение мер поддержки на членов семьи отдельных категорий льготников;
  • ввести как минимум ежегодную перерегистрацию получателей адресных социальных пособий;
  • ужесточить санкции за предоставление ложной информации и несвоевременное оповещение о изменениях жизненной ситуации к лучшему.

Понятно, что задачу снижения уровня бедности невозможно достичь только посредством предоставления адресных мер социальной поддержки — необходим рост реальных денежных доходов и, в первую очередь, реальных заработных плат.

По расчетам специалистов, для двукратного сокращения бедности рост реальных доходов должен составлять не менее 5% в год.

Однако в среднесрочной перспективе такого значимого роста реальных доходов не ожидается. По прогнозу Минэкономразвития, реальные доходы в 2019 году увеличатся на 1%, а затем их рост ускорится — до 2,2% к 2021 году.

Что сделают власти для сокращения бедности в два раза

Минтруд выбрал восемь регионов для запуска пилотных проектов, чтобы найти универсальные механизмы борьбы с бедностью. Результаты эксперимента будут развернуты по всей стране, чтобы сократить число бедных в два раза.

Пособие по бедности в 2020 году: перспективы и предложения, право и размер выплат

К 2020 году подготовят новую потребительскую корзину

  1. Таким образом, в России стартуют пилотные проекты для анализа главных причин бедности россиян и разработки универсальных механизмов в борьбе с ней.
  2. Как сообщил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, эксперимент по персонифицированному выявлению семей с низкими доходами и построению для них траекторий выхода из бедности пройдет в восьми регионах.

Пилотными регионами стали Кабардино-Балкарская Республика, Республика Татарстан, Приморский край, Ивановская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская и Томская области. Для эксперимента были отобраны регионы с разной численностью граждан с доходами ниже прожиточного минимума из разных федеральных округов.

Известно, что реализация пилотных проектов пройдет по 30 ноября 2019-го и будет разделена на четыре этапа. Все ресурсное обеспечение (организационное, технологическое и финансовое) будут осуществлять сами регионы, следует из приказа Минтруда.

Основные этапы эксперимента по сокращению бедности

  • На первом этапе, по март 2019 года, в регионах планируется провести оценку реального уровня и структуры бедности, а также выявить основные ее причины: уровень доходов, состояние здоровья, уровень образования, занятость, безработица, участие в программах социальной поддержки, иждивенческая нагрузка и др.
  • За это время будут также определены периоды пребывания россиян в состоянии бедности (постоянно или периодически в силу чрезвычайных обстоятельств), а также проанализированы особенности бедности в городах и сельской местности.
  • Пилотные проекты помогут выбрать самые эффективные инструменты социальной поддержки, благодаря которым россияне быстрее всего выходят из бедности.
  • Предполагается также отдельно разобраться с тем, почему не все малоимущие граждане получают помощь от государства, и изучить возможность перераспределения ресурсов в пользу тех, кто действительно нуждается.
  • На втором этапе пилотных проектов, с марта по июнь 2019 года, начнется подготовка предложений о создании в регионах реестров граждан с доходами ниже прожиточного минимума.
  • Также будут рассмотрены предложения о создании системы мониторинга уровня жизни всего населения «с целью своевременного принятия адекватных мер по его повышению».
  • На данном этапе Минтруд планирует подготовить предложения и о создании системы мониторинга самозанятого населения (предполагается, что речь идет о занятых в неформальном секторе — около 14 млн человек, по данным за сентябрь 2018 года).

С июня по сентябрь 2019 года будет проведен третий этап пилотных проектов. В этот период планируется разработать предложения относительно модернизации системы пособий на детей, а также развития мер для поддержки семей с детьми.

Пособие по бедности в 2020 году: перспективы и предложения, право и размер выплат

Как стать самозанятым при помощи мобильного приложения «Мой налог»

Предполагается также проработать новые инструменты социальной адаптации нуждающихся граждан (обучение, социально-психологическая работа с детьми и подростками из малоимущих семей и иное). Минтруд также намерен разработать механизмы предотвращения социального иждивенчества.

В рамках пилотных проектов предполагается расширить практику оказания государственной помощи на основании социальных контрактов. Минтруд намерен проработать с Минфином вопрос финансирования госпомощи через соцконтракты из федерального бюджета, говорил Топилин.

Сейчас расходы на материальную помощь в рамках соцконтрактов финансируются полностью из бюджетов регионов. Соцконтракт — это соглашение между малообеспеченным гражданином и органом соцзащиты: средства соцконтракта (в среднем 35 тыс. руб.

, в некоторых регионах — более 100 тыс. руб.

) можно направить на развитие личного подсобного хозяйства (строительство или ремонт хозяйственных построек, приобретение скота), открытие собственного дела (парикмахерские, авторемонтные, ветеринарные услуги, пошив и ремонт одежды) и т.д.

Во время финального, четвертого этапа, с сентября по ноябрь 2019 года, будут разработаны методические рекомендации по принятию в регионах программ сокращения бедности и внесению изменений в федеральное законодательство.

Как снижалось количество бедных в России

Официальное количество бедных в России, то есть граждан с доходами ниже прожиточного минимума, планомерно сокращалась с 2003 года, достигнув минимальных значений в 2012 году. Тогда численность граждан, живущих в бедности, составила 15,4 млн человек, или 10,7% населения.

С 2013 года уровень бедности в стране вновь начал расти. По итогам 2017 года за чертой бедности жили 19,3 млн россиян (13,2% населения).

Одной из национальных целей развития страны, поставленных в майском указе президента 2018 года, стало двукратное снижение уровня бедности к 2024 году.

В то же время вице-премьер Татьяна Голикова отмечала, что действующие меры пока не дают возможности добиться сокращения числа бедных в два раза, поэтому в 2019 году социальный блок правительства представит дополнительные меры по поддержке граждан.

Пособие по бедности в 2020 году: перспективы и предложения, право и размер выплат

Какие льготы получат пенсионеры и семьи с детьми в 2019 году

  1. Анализ потребительского благополучия россиян, проведенный экспертами РАНХиГС, показал, что 22% граждан находятся в зоне бедности, то есть их доходы не позволяют приобретать товары сверх минимально необходимого набора базовых продуктов питания.
  2. «Значительная часть людей в зоне бедности вынуждены выбирать — купить минимальный набор самых простых продуктов (например, картофель, морковь, хлеб) или самые дешевые, но необходимые лекарства», — объяснил один из авторов исследования.
  3. Большинство россиян вынуждены экономить, а в зоне потребительского комфорта находятся только 28,3% — столько россиян сообщили, что могут позволить себе приобрести товары длительного пользования и не опасаются снижения уровня жизни в ближайшем будущем.

Как изменится методика оценки бедности

С 2020 года Росстат планирует проводить исследования уровня бедности в России по модернизированной методике, сообщили РБК в Минтруде.

Проведенный в ведомстве анализ текущей методики показал необходимость расширить выборку респондентов, включив в неё женщин с детьми до 6 лет.

Эта категория находится в зоне риска, переход на новую методику может повысить общий показатель числа бедных в стране, отмечают эксперты.

«Росстат планирует дополнить выборку теми категориями, которые сейчас не представлены в исследовании. Например, женщины с детьми до шести лет», — сообщили в министерстве. Подготовительные мероприятия по переходу на новую методику будут завершены в этом году.

Президент Владимир Путин в майском указе 2018 года поставил задачу добиться двукратного снижения уровня бедности к 2024 году. По данным Росстата за январь—сентябрь 2018 года, 19,6 млн россиян имели доходы ниже прожиточного минимума, что составляет 13,3% населения. Прожиточный минимум в третьем квартале 2018 года составил 10 451 руб.

Модернизация методики может повысить общий показатель количества бедных в стране, предупредила директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Из всех семей с детьми эта категория (женщины с детьми до шести лет) наиболее уязвима.

Министр труда и соцзащиты Максим Топилин заявил, что для сокращения числа бедных граждан в два раза потребуется «прорыв». По его словам, около 80% семей за чертой бедности, — это семьи с детьми.

«Усилия должны концентрироваться на семьях с двумя детьми и многодетных семьях», — подчеркнул министр.

Включение в выборку женщин с детьми до шести лет связано с тем, что эта категория находится в группе риска бедности, объяснила Малева.

Пособие по бедности в 2020 году: перспективы и предложения, право и размер выплат

Получателей маткапитала станет больше. Как вырастет сертификат к 2021 году

«Государство стимулирует рождение детей, но социальная поддержка семей с детьми очень неравномерна по возрасту: она предоставляется семье до достижения ребенком полутора лет, но затем резко происходит снижение доходов семьи. До школы продержаться сложно», — рассказала Малева.

Начиная с семи лет дети поступают в школу, где для учеников из низкообеспеченных семей действуют меры социальной поддержки, например, бесплатное питание, проезд и т.д.

С 2018 года малоимущие семьи получили право на пособие при рождении первого и второго ребенка. Размер выплаты равен прожиточному минимуму ребенка, установленному в регионе. В целом по стране за второй квартал 2018 года он составил 10 390 руб.

Читайте также:  Заморозка накопительной части пенсии: что это и что значит простым языком, законопроекты и последние новости

Такая выплата на детей является адресной: на нее могут рассчитывать только семьи, чьи среднедушевые доходы не превышают 1,5 прожиточного минимума трудоспособного населения. Пособие предоставляется до достижения ребенком полутора лет.

Что такое абсолютная и относительная бедность

На сегодня уровень бедности (численность и доля населения с доходами ниже прожиточного минимума) определяется на основе выборочных обследований бюджетов домохозяйств, которые проходят ежеквартально.

Пособие по бедности в 2020 году: перспективы и предложения, право и размер выплат

Повышение пенсионного возраста с 2019 года: как это будет?

Обследование охватывает 48,5 тыс. домохозяйств. Формирование выборочной совокупности осуществляется на основе принципов случайного отбора. Обследование основывается на данных интервью членов домохозяйств и ведении ими записей обо всех текущих расходах.

До сих пор при подсчете числа малоимущих в России используется концепция абсолютной бедности, когда доходы населения соотносятся с установленным минимумом средств существования (прожиточным минимумом).

Альтернативой может послужить концепция относительной бедности, при которой доходы соизмеряются с их медианным значением.

Данная концепция распространена в странах ОЭСР и Евросоюза. В качестве порога относительной бедности используется располагаемый доход, который составляет 60% от национального медианного дохода.

Когда бы Россия перешла на европейскую линию бедности (60% медианного дохода), то уровень бедности повысился бы до 21,3%, оценивает директор Института социальной политики ВШЭ Лилия Овчарова.

Еще один важный критерий бедности — дефицит доходов бедных (то есть сколько денег понадобилось бы для того, чтобы ликвидировать бедность). В 2017 году этот показатель составил 717 млрд руб. В декабре 2018 года Топилин оценил объем дефицита дохода в 750–800 млрд руб.

Только точно зная распределение дефицита доходов бедных, можно понять глубину бедности и, соответственно, оценивать эффективность программ помощи. Например, как считает Овчарова, для беднейших семей с максимальным дефицитом доходов даже существенное увеличение выплат мало влияет на снижение уровня бедности, но сокращает дефицит доходов

Вице-премьер Татьяна Голикова предложила переосмыслить подходы к измерению бедности в России и усовершенствовать стандарт его оценки. В Минтруде создана рабочая группа, которая к 2020 году должна представить новый подход к определению понятия бедных семей.

Пособие по бедности в РФ: сумма в 2020 году в России

Пособие по бедности в 2020 году: перспективы и предложения, право и размер выплат

Пособие по бедности – разновидность финансовых выплат, которые предусмотрены государством для поддержки малообеспеченных семей и отдельных граждан. Законодательством России пока такого вида помощи не предусмотрено, но в Министерстве финансов проект о необходимости ее внедрения уже подан на рассмотрение. Использование такой практики поможет улучшить благосостояние нуждающихся граждан. С соответствующим заявлением выступила Татьяна Нестеренко, занимающая пост министра финансов.

Кто такие «Бедные граждане» и по каким принципам будут проводиться начисления?

Так как пособие по бедности в российском государстве не выплачивалось, то в законодательной базе нет соответствующего закона.

В ней не предусмотрено норм, которые бы регулировали порядок начисления, особенности выплаты и размер данного вида помощи. Также не установлено четкого понятия нуждаемости.

В соответствии с этими нормами должны формироваться и требования к людям, которые смогут заявлять право на выплаты.

Право на пособие

Пособие по бедности в 2020 году: перспективы и предложения, право и размер выплат

Право на получение помощи по бедности в России смогут получить все граждане и семьи, доходность и имущественная обеспеченность которых находится ниже нормы, установленной на государственном уровне. Зачастую при расчете размера финансовой помощи и в вопросе целесообразности ее назначения принимается во внимание такой критерий как минимальный прожиточный минимум в регионе. Предполагается, что стандартный уровень пособия по бедности будет установлен на федеральном уровне. Но отдельным субъектам РФ буде представлено право регулирования размера выплат. На местах будут устанавливать и перечень документов для подтверждения статуса «бедности».

Принципы

Пособие по бедности будет назначаться по принципу категорийности и адресности, конечно если его назначат РФ.

Предполагается, что на данный вид помощи смогут рассчитывать семьи, воспитывающие детей до 16 лет.

Но в обязательном порядке претенденты должны будут подтверждать статус «бедных» или таковых, которые действительно нуждаются в финансовой поддержке от государства.

Если гражданин имеет доход ниже установленного минимума, не имеет средств на приобретение имущественного набора, он сможет заявить свое право на пособие.

Как полагают эксперты, на получение такого вида помощи смогут претендовать семьи, соответствующие таким требованиям:

  • наличие трех и более детей (многодетные семейства);
  • один работающий родитель (опекун);
  • неполная семья;
  • матери одиночки;
  • малообеспеченные граждане (где уровень доходности на душу населения ниже, установленного в регионе (государстве) прожиточного минимума);
  • двое и более несовершеннолетних детей;
  • один из членов семьи инвалид.

Перспективы и планы по внедрению пособия

Проектом государственного бюджета (период 2017-2019 гг.), социальной программе на соответствующий период, не заложено финансирование данного вида пособия. Следовательно, в 2020 году пособие по бедности назначено не будет.

Пока для финансовых экспертов остается загадкой, как будет реализовываться проект, в каких регионах его будут внедрять и как финансировать. Возможно, программу изначально введут по отдельным регионам, где среднестатистические показатели доходности ниже минимального порога.

Может,  эти выплаты будут назначать нуждающимся жителям по всей территории страны.

Планирование пособия по бедности предполагает соблюдение таких шагов:

  • определение категории граждан, которые смогут претендовать на выплаты;
  • определение требований к семьям, которым будет полагаться выплата;
  • минимальный размер и особенности регулирования данного параметра на местах;
  • перечень документов для подтверждения статуса «бедный» или нуждающийся;
  • набор документов для получения пособия;
  • проверка нуждаемости органами местной власти;
  • определение понятия нуждаемости на законодательном уровне;
  • порядок оценки доходности семейств;
  • порядок проверки имущественного благосостояния.

Информация к сведению! По экспертным оценкам специалистов Всемирного банка, число бедных граждан в России по состоянию на 2020 год выше, чем 19 миллионов человек. По прогнозам количество людей, находящимся в этой категории уменьшатся, не будет. Напротив эксперты прогнозируют увеличение их роста.

Вызвана такая ситуация санационными решениями, снижением цен на продукты нефтеперерабатывающей отрасли, сложными экономико-политическими вопросами. А данный вид социальной поддержки, как пособие по бедности, станет важным инструментом в социальной сфере, и будет направлен на улучшения благосостояния незащищенных граждан.

Это далеко не полный список параметров, которые требуют анализа и проработки. Первоначальный важный шаг – утверждение проекта правительством. Законодательное обоснование данного вида пособия – работа законодательной власти.

Поиск источников финансирования – также немаловажный и сложный процесс для финансистов. Предстоит долгосрочный этап планирования, реализации и внедрения проекта.

Вместе с планами его внедрения малообеспеченные россияне получили шанс на улучшение уровня своего благосостояния.

По мнению представителя министерства финансов, Татьяны Нестеренко, правительству нужно стремиться к повышению уровня открытости таких мер господдержки, как субсидии и пенсии. Эти выплаты должны стать доступными для нуждающихся и незащищенных слоев населения.

Внимание! При изучении информации со страниц нашего сайта, учитывайте то, что мы описываем базовые общие аспекты. Всю достоверную и исчерпывающую информацию по порядку и особенностям назначения, начисления и выплаты пособия или пенсии, субсидии или льгот можно найти в законах, которые регулируют соответствующие виды государственной поддержки.

Более того каждая ситуация индивидуальна, и консультация юриста по социальным вопросам может оказаться как нельзя кстати. Квалифицированная юридическая помощь – то, что нужно, чтоб разобраться в ситуации, обозначить набор документов и определить целесообразность получения конкретного типа финансирования.

Бедность не порог: «ленивых» малоимущих предложили лишить господдержки

Бедные граждане, имеющие огород или свободную жилплощадь, могут прокормиться с их помощью и не нуждаются в государственных пособиях. К таким выводам пришли некоторые представители региональных властей в рамках реализации пилотного проекта по снижению числа малоимущих, выяснили «Известия».

Освободившиеся средства можно потратить на усиление поддержки «истинных» бедных, считают чиновники. При этом около половины получателей пособий действительно не всегда в них нуждаются, согласны эксперты.

Однако «огородный» подход они называют слишком циничным и призывают к созданию новых рабочих мест.

Недостаточно бедные

О предварительных итогах первого этапа пилотного проекта по снижению уровня бедности говорится в отчетах региональных властей, направленных в Минтруд. «Известия» ознакомились с документами, которые подготовили чиновники из Татарстана, Кабардино-Балкарии, Приморского края, Липецкой, Ивановской, Нижегородской, Новгородской и Томской областей.

Одним из шагов к снижению уровня бедности региональные власти считают корректировку критериев нуждаемости, следует из отчетов. По мнению некоторых из них, необходимо прекратить платить пособия тем, кто может без них обойтись, а оставшиеся деньги направить на помощь действительно бедным гражданам.

Например, в Ивановской области чиновники выделяют группу «ленивых» бедных, «которые, имея дополнительное имущество, не умеют или не хотят им воспользоваться в целях повышения своего благосостояния (продать, сдать в аренду, либо, если это земельный участок, использовать его как дополнительный источник продуктов питания)».

Пособие по бедности в 2020 году: перспективы и предложения, право и размер выплат

ТАСС/Наталия Федосенко

В Томской области считают необходимым скорректировать правительственное постановление о том, что стоит учитывать при определении дохода семьи. К существующим критериям стоит добавить кредиты, доходы от садоводства и огородничества, а также стоимость аренды жилья, указано в отчете региона.

В Кабардино-Балкарии и Татарстане уже скорректировали критерии нуждаемости и перераспределили освободившиеся средства, говорится в докладах властей этих субъектов.

Так, в правительстве Татарстана уточнили, что с 1 апреля при назначении ежемесячного пособия на ребенка и выплаты на проезд пенсионерам помимо доходов учитывают и уровень имущественной обеспеченности граждан.

Выплаты не дают тем, у кого есть яхта, летательный аппарат, снегоход, два и больше легковых автомобиля моложе трех лет, большие квартиры и дачные дома (более 40 кв. м на члена семьи). Сколько позволила сэкономить эта мера, пока неизвестно, но после 2020 года эти средства планируют направить на помощь многодетным семьям.

В Томской области тоже не хотят помогать недостаточно замотивированным разбогатеть бедным: там полагают, что стоит отказывать в помощи гражданам, если они не выполнили условие соцконтракта (то есть воспользовались пособием, но, например, не прошли курс повышения квалификации, не устроились на работу или не смогли развить подсобное хозяйство). В Нижегородской области считают, что необходимо ввести ответственность для граждан, не исполнивших обязательства по соцконтракту, сказано в докладе региона.

Большинство региональных чиновников сходятся во мнении, что стоит отказывать в поддержке и так называемым «мнимым» бедным, то есть гражданам с неофициальными доходами. Идеи о борьбе с «серой занятостью» в той или иной форме содержатся в отчетах, пришедших из Приморского края, Липецкой, Ивановской и Томской областей.

Пособие по бедности в 2020 году: перспективы и предложения, право и размер выплат

TASS/Darryl Dyck

При этом в пресс-службе правительства Приморского края подчеркнули, что в докладе региона нет тезиса об исключении поддержки для «мнимых» малоимущих, однако согласились, что работа по снижению неформальной занятости влияет на уровень бедности.

В других регионах оперативно не ответили на запрос «Известий».

С 2014 года критерии нуждаемости для получения соцподдержки устанавливают региональные власти, напомнили «Известиям» в пресс-службе Минтруда.

Как правило, используется условие, что среднедушевой доход семьи не должен превышать однократной либо двукратной величины прожиточного минимума в субъекте, сказали в министерстве. Там не видят смысла в установлении единых критериев для всей страны из-за большой разницы ситуаций в регионах.

Однако опыт пилотных субъектов используют для методических рекомендаций и проектов планов мероприятий во всех уголках страны, добавили в Минтруде.

Сейчас среди получателей адресных пособий существенная доля граждан действительно не является малоимущими, пояснила «Известиям» начальник лаборатории Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС Елена Гришина.

В 2017 году больше половины (53%) тех, кто их получал, бедными не были, свидетельствуют данные исследования ИНСАП РАНХиГС. При этом сами адресные пособия небольшие — в среднем 9% от прожиточного минимума в субъекте, уточнила эксперт.

Казна для малоимущих

Власти ряда субъектов, участвующих в эксперименте по снижению уровня бедности, столкнулись с нехваткой средств на помощь малоимущим, следует из отчетов. Поэтому у региональных чиновников появились различные предложения, как поможет решить задачу участие федерального бюджета. Например, власти Томской области предложили платить пособие по уходу за ребенком до трех лет из госказны.

Читайте также:  Статус «ветеран боевых действий»: условия и правила получения звания, порядок оформления, необходимые документы, законы

В Нижегородской области сообщили о необходимости консолидировать усилия региона и федеральных ведомств — в том числе финансовые. В Новгородской области считают, что стоит софинансировать соцконтракт из бюджета государства. Там подтвердили «Известиям», что направили заявку на выделение средств. Предложения по последнему вопросу готовят и в Минтруде, сказали в пресс-службе министерства.

Принцип «отнять у недостаточно бедных и отдать нищим» даже с условием софинансирования из федерального бюджета вряд ли значительно отразится на общем уровне благосостояния населения, уверен проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Предложение прокормиться с помощью огорода он и вовсе назвал циничным: овощами с собственной грядки не оплатить налоги или квитанцию за ЖКУ.

Решением проблемы бедности могло бы стать создание дополнительных рабочих мест, уверен специалист. По его словам, социальный контракт может быть эффективен только в условиях высокого спроса на труд, это показывает опыт Франции и Великобритании. В России же эта форма поддержки пока дает эффект только в трети случаев, заявляла в интервью «Известиям» вице-премьер Татьяна Голикова.

https://www.youtube.com/watch?v=wGa3SVSIcFU

Задачу снизить уровень бедности вдвое президент Владимир Путин поставил в прошлом году во время послания Федеральному собранию.

Таким образом, к 2024 году число малоимущих должно сократиться до 9,7 млн человек, или 6,6% населения.

Пилотные проекты по снижению уровня бедности стартовали 1 декабря прошлого года и завершатся 30 ноября 2019-го. Пока что их обеспечивают (финансово и организационно) региональные власти.

Пособие по бедности: сумма выплат, кто получит и когда

Минфин предлагает ввести в России новое пособие по бедности. «Экономика сегодня» разбиралась, кто и когда может рассчитывать на пособие, а также о какой мере поддержки идет речь.

Новое пособие по бедности в России

Как считает первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко, для этого необходимо законодательно определить понятие «нуждаемость», разработать единые критерии, порядок оценки доходов и имущества семьи. А также обозначить круг лиц, относящихся к членам семьи и повысить уровень открытости таких мер господдержки. При этом она отметила, что до 2019 года в бюджете мер такой поддержки не предвидится.

Начальник лаборатории исследований пенсионных систем и актуарного прогнозирования социальной сферы Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, кандидат экономических наук Елена Гришина считает введение подобного пособия актуальной задачей:

«Такая мера помогла бы сконцентрировать бюджетные средства на наиболее нуждающихся гражданах. Действительно, задача достаточно сложная, потому как необходимо разработать систему критериев нуждаемости.

В настоящий момент она рассматривается в разных законодательных актах по разному.

Одним из критериев нуждаемости является малоимущность, когда доходы семьи находятся на уровне ниже прожиточного минимума, но определение семьи бывает также разным, поэтому здесь достаточно много методологических вопросов.

Чтобы перейти к системе единого пособия, необходимо  запустить систему, которая могла бы помочь учитывать различные виды доходов граждан и помощи, которая им предоставляется. Это можно сделать с помощью, так называемого социального реестра, который в настоящее время разрабатывается.

Но пока не ясно, позволит ли он выполнить все задачи для того, чтобы ввести единое пособие. Тем не менее, если в этом реестре будет собрана информация о всех пособиях, которые получает нуждающийся и члены его семьи, то это было очень правильно и полезно.

Подобный подход  позволил бы оценить, насколько человек и его семья нуждается.

Пособие по бедности в 2020 году: перспективы и предложения, право и размер выплат Поддержка может быть как выплатной мерой, так и сопровождаться предоставлением каких-либо социальных услуг

Пособие по бедности: кому и сколько

Какое количество людей может попасть в категорию нуждающихся, сейчас сказать сложно. Но критерии нуждаемости должны быть дифференцированы для различных групп.

Мы не можем взять за основу один критерий — доходы ниже прожиточного минимума, так как у инвалидов, или людей, нуждающихся в средствах на уход и лекарства, совсем другая структура потребления.

Естественно, что им не хватит средств прожиточного минимума для того, чтобы удовлетворить свои потребности даже на минимальном уровне.

Что касается самой поддержки, то пособие может быть как выплатной мерой, так и сопровождаться предоставлением каких-либо социальных услуг. Такой подход выглядел бы целесообразно, потому что не всегда при той или иной форме нуждаемости нужны только деньги.

Иногда в зарубежных странах, в зависимости от типа нуждаемости и категории нуждающегося человека, ему предоставляется либо социальные услуги, либо денежные выплаты, либо то и другое вместе.

Как правило можно дифференцировать размер выплаты в зависимости от того, насколько степень нуждаемости велика.

Сегодня у нас пособие и помощь предоставляется со стороны министерства образования, со стороны органов соцзащиты, различные выплаты идут с разных источников и полной картины, сколько семья получает каких выплат, к сожалению, мы не видим».

Андрей Петров

Пособие по бедности в России: кому положено и как будет начисляться?

Проблема малообеспеченности граждан является одной из наиболее актуальных на территории Российской Федерации. Никаких материальных пособий для бедных не существует, но этот вопрос находится на этапе рассмотрения.

На сегодняшний день, Правительством государства были разработаны системы социальных льгот для нуждающихся, которые частично, или полностью освобождают их от уплаты отдельных услуг, либо наделяют малоимущих лиц преференциями, уравнивающими их права.

Такая разновидность государственной поддержки направлена на обеспечение материальной помощью нуждающихся категорий граждан, которые имеют показатель месячного дохода ниже прожиточного минимума. Данный законопроект находится на стадии рассмотрения в Министерстве финансов РФ.

При его утверждении пособие по бедности смогут получить малообеспеченные семьи и отдельные граждане, для уравнивания их уровня месячного дохода до прожиточного минимума на одного человека, установленного в регионе проживания.

Основным законодательным документом, на сегодняшний день, является:

Федеральный закон №256 от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Так как определённый закон еще не утвержден, то его наименование, дополнительные поправки и другие критерии могут изменяться.

Говорить о конкретном законопроекте можно только, если он будет утвержден государственными властями.

Кому положено пособие по бедности?

Денежная поддержка будет предоставляться только для особенно нуждающихся категорий граждан, соответствующих определённым критериям, которые зафиксированы в разработанном законе.

Каждый из кандидатов на получение пособия по бедности должен будет попадать под следующие условия:

  • Иметь среднемесячный доход ниже прожиточного минимума, установленного в регионе;
  • Гражданин не имеет достаточного количества денег для приобретения базового минимального имущественного набора.

Полноправно претендовать на материальную поддержку от государства смогут родители, воспитывающие детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста. Однако они должны будут соответствовать вышеупомянутым критериям.

Помимо этого, пособие по бедности в России будет начисляться для следующих категорий нуждающихся:

  • Семьи, имеющие трёх и более детей, и оформившие официальный статус многодетных;
  • Матери, или отцы, воспитывающие детей в одиночку;
  • Малоимущие лица;
  • Семьи, воспитывающие ребёнка с инвалидностью;
  • Родители, воспитывающие двоих детей, которым еще не исполнилось восемнадцати лет.

Согласно разработанному законопроекту, полноправно претендовать на выплату смогут и опекуны детей.

Они делаются такими же правами, что и законные родители ребёнка.

По какому принципу будет осуществляться начисление?

Количество граждан, которые нуждаются в государственной помощи, постоянно увеличивается. Однако действующие нормативные документы не содержат информации о том, кто же является «бедным», и какая помощь им полагается.

При разработке пособия по бедности в России потребуется придерживаться следующих шагов:

  • Выделить категории граждан, которые могут получить материальную помощь от государства;
  • Определить требования, выдвигаемые к семьям, что будут получать пособия;
  • Рассчитать минимальный размер выплаты и особенности изменения данного показателя в отдельных регионах;
  • Список документации для подтверждения статуса «бедного», либо нуждающегося;
  • Список документов для оформления выплаты;
  • Порядок проверки предоставленных бумаг сотрудниками местных законодательных органов;
  • Определить понятие нуждающегося гражданина на государственном уровне;
  • Разработать порядок оценки прибыли семьи;
  • Сформироваться порядок проверки состояния имущества.

Важно понимать, что пособие по бедности разрабатывается для лиц, которые вовсе не могут поддерживать своё материальное состояние. Размер её варьируется для трудящихся, пенсионеров и несовершеннолетних детей. Помимо этого, количество предоставляемых выплат варьируется зависимо от региона проживания.

Показатель прожиточного минимума в регионе не всегда увеличивается. В отдельных округах он был уменьшен.

На законодательном уровне, порядок расчета прибыли семьи регулирует Федеральный закон от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ. Согласно этому нормативному документу, для расчета берётся средний доход семьи за крайние три месяца и разделяется на каждого совместно проживающего члена семьи.

Если родители не проживают совместно, то они не признаются как единая ячейка общества.

Перспективы утверждения

Государственной Думой всё еще рассматривается внесение изменений в действующее законодательство. На сегодняшний день, на территории РФ сложилась тяжелая экономическая ситуация, которая тормозит внедрение новых пособий, выплачиваемых из госбюджета.

Основными негативно влияющими факторами являются:

  • Введение санкций против РФ со стороны других государств;
  • Снижение цен на нефтяные природные ресурсы;
  • Потребность в поддержке большого количества малообеспеченных граждан.

На будущие года не была внедрена выплата материальной помощи малоимущим лицам. Окончательное решение будет принято только после того, как будут чётко определены категории граждан, которым будет предназначаться пособие по бедности. Однако, в уже утвержденном на ближайшие три года бюджете, это не указано.

М. Топилин, Министр труда и социальной защиты, подтвердил то, что он против внедрения пособия по бедности на территории РФ.

Он утверждает, что государственные деньги, которые предполагается потратить на материальную помощь малоимущим, лучше направить на увеличение размером зарплат. Министр труда заявил, что выплата не будет целесообразной, так как социальной помощи и так достаточно много.

Заключение

Законопроект о предоставлении пособий для бедных на территории России так и не был утвержден. На сегодняшний день он находится на стадии рассмотрения. В случае его принятия, получить материальную помощь от государства смогут только определенные категории граждан, которые не могут поддерживать своё материальное состояние.

Однако, уже сейчас нуждающиеся граждане могут оформить различные социальные льготы, обратившись в местное Управление социальной защиты населения.

Стимуляция бедности. Почему увеличение детского пособия никому не принесет пользы | Forbes Woman

Давайте разберем, насколько предлагаемые меры способны решить проблему повышения рождаемости. И главное — поймем, зачем нужна повышенная рождаемость. Начнем с инициативы РПЦ — как с самой спорной. Итак, Межсоборное присутствие Русской православной церкви разработало проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия».

В нем говорится о том, что эмбрион имеет права человека, которые должны быть защищены всеми институтами. В связи с этим, с одной стороны, аборты должны быть запрещены. Но с другой — под запрет попадают и процедуры ЭКО — пересадки оплодотворенного эмбриона. Поскольку, согласно документу, любые эксперименты с эмбрионами человека должны быть запрещены.

РПЦ, видимо, не в курсе, что запреты абортов (в любой стране) приводят не столько к росту рождаемости, сколько к увеличению смертности женщин фертильного возраста. Потому что те женщины, которые не захотят рожать детей, будут делать аборты все равно, но просто не в условиях медицинских учреждений. В связи с чем будет рост осложнений — в виде воспалительных заболеваний, бесплодий и др.

А в особо тяжелых ситуациях женщина может погибнуть. То есть запрет аборта — это не спасение эмбриона, а его гибель, но при этом и гибель или бесплодие для его «контейнера» — несостоявшейся матери.

Поскольку ЭКО тоже останется «без благословения» РПЦ, не родят и те женщины, которые — по разным причинам — не могут забеременеть естественным путем… В общем, цитируя незабвенного Виктора Степановича Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Инициатива правительства по подъему выплат на ребенка в малообеспеченных семьях выглядит, на первый взгляд, вполне неплохо. Размер выплаты не менялся со времен СССР, кажется.

Читайте также:  Единый реестр жилья военнослужащих: что это, правила и особенности регистрации и использования личного кабинета

По крайней мере я помню, что в начале 90-х, когда пакет молока стоил 36 тысяч рублей, пособие на ребенка оставалось все тем же пятидесятирублевым — я в то время растила маленькую дочку, и за этими копейками в СОБЕС в силу бессмысленности не ездила, хотя денег в семье было мало.

  • Однако что настораживает в этой инициативе:
  • — помощь именно малообеспеченным (а не всем) семьям закрепляет социальную эстафету воспроизводства бедности; сумма небольшая (10 000 рублей), но в люмпен-среде и в экономически отсталых регионах может быть достаточно интересной для того, чтобы женщина (или оба родителя) не стремилась найти себе заработок;
  • — отсутствие мотивации зарабатывать неизбежно приведет к профессиональной деградации, с одной стороны, и к повышению зависимости от «кормильца» (государства, родственников, работающего партнера по браку), с другой; зависимость — это всегда личностное ограничение, препятствующее развитию;

Мы можем наблюдать тенденцию, при которой автоматизация и развитие высоких технологий будут высвобождать большое количество неквалифицированной рабочей силы из самых разных отраслей на рынок труда.

А на рынке труда предложений по неквалифицированной занятости будет становиться все меньше — вплоть до обнуления… Технологическая безработица циклами посещала человечество на всех этапах его развития, но именно в 21 веке о ней стали говорить как о превалирующей тенденции.

Вдобавок это повышение размера пособия неизбежно в короткой перспективе будет означать повышение налогов для и так уже слабодышащего российского бизнеса.

Не лучше ли пособия оставить на работодателе — как это и есть сейчас? Отчисления в ФСС гарантируют пособие в течение полутора лет в размере 40% среднего заработка для мамы, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, и этот порядок новая инициатива не отменяет.

То есть те мамы, кто до рождения ребенка работали и зарабатывали, будут получать пособие и вряд ли подпадут под действие обсуждаемой правительственной инициативы.

Если уж пособие на детей непременно хочется увеличить, то имело бы смысл сделать его целевым — например, как льготный беспроцентый микрокредит для родителей, желающих запустить свой небольшой бизнес. Или как фонд для получения детьми из малообеспеченных семей хорошего профильного образования.

Или как стимулирование перепрофилирования, повышения квалификации родителями, находящимися в отпусках по уходу за детьми — чтобы предприятия были заинтересованы в их возвращении на рабочие места.

Любой работодатель знает — женщины, возвращающиеся из декрета, будут некоторое время наверстывать, потому как их предприятия успели уйти вперед.

Бизнес не любит «декретниц» потому, что их рабочие места стоят больше, чем другие такие же: выплата пособий сотруднице в декрете плюс оплата труда того работника, кто ее замещает, а также низкая эффективность работы вернувшейся из декрета сотрудницы в течение 1-3 месяцев минимум.

Трудовой кодекс надежно хранит рабочее место за ушедшей строить семью мамой, но, к сожалению, не сохраняет ее квалификацию для работодателя. Поэтому возвращающиеся из отпусков сотрудницы часто испытывают дополнительный стресс новой адаптации к изменившимся реалиям. Если бы государство финансировало их переподготовку, всем — и работницам, и предприятиям — было бы легче снова полюбить друг друга.

«Простая «раздача слонов и пряников» за государственный счет не только не полезна, но и откровенно вредна»

Но стимулирование родителей на то, чтобы не работать вовсе и сидеть дома подольше, существуя только на пособия, — это тупиковый путь с точки зрения развития общества.

Вообще стремление попасть под критерии «малообеспеченной семьи» — это привычка или обстоятельство, которое — в нормальном обществе — должно преодолеваться, а не закрепляться! Зачем стране рост слоя малоимущего населения? Страна богата тогда, когда ее население процветает.

Процветает же население тогда, когда есть условия для экономической деятельности, а не массовое попадание под различные подачки.

Простая «раздача слонов и пряников» за государственный счет не только не полезна, но и откровенно вредна — во-первых, дармовых пряников никогда не бывает достаточно, во-вторых, это формирует и закрепляет поведение социального иждивенчества, в-третьих, приводит к вырождению мотивации развития и личностного роста. Недаром наиболее экономически и социально развитые страны отказываются от идеи выплат всему населению некой мзды, как отказались, например, от ежемесячных €2260 за государственный счет жители Швейцарии, понимая, что это приведет к быстрой деградации.

В наш век развития высоких технологий государству важно думать не только и не столько над количеством населения, сколько над его качеством.

Собранные налогоплательщиками средства — в целях стимулирования ответственной рождаемости — должны инвестировать в поддержку активных членов общества, в науку, образование, культуру, создание условий для ответственного предпринимательства.

А не просто раздаваться кормящей рукой в избранные голодные рты — ради популистского стремления прослыть милостивым государем среди лояльного малоимущего электората.

Малый и средний собес

Объявленные в среду, 8 апреля, Владимиром Путиным дополнительные экономические меры по поддержке экономики в связи с эпидемией не изменяют принципы ранее объявленного правительственного первого пакета, но значимо его расширяют.

Поддержка новых безработных усилена безадресностью для них выплат маткапитала и пособий на детей, фактическим увеличением пособия до 12 тыс. руб. в месяц и обещанием расширения кредитных каникул.

Новые меры поддержки малого бизнеса — каникулы по соцплатежам с годом рассрочки их уплаты и обещание поддержки работодателей, отказавшихся от увольнений. Совокупная стоимость изменений для бюджета (десятки миллиардов рублей) по-прежнему умеренна.

Второй пакет поддержки будет готовиться уже с учетом региональных планов борьбы с эпидемией — Владимир Путин поддержал региональные отличия их друг от друга.

Совещание президента с главами регионов и правительством можно рассматривать как дополнение к обращению 2 апреля. Напомним, в нем Владимир Путин продлил ранее объявленные нерабочие дни 30 марта — 3 апреля до конца апреля, эти противоэпидемические меры создавали явную угрозу обрушения множества бизнесов и мгновенного всплеска безработицы.

Первый правительственный пакет поддержки экономики, в проектах обнародованный еще в конце марта, включал поддержку безработных (увеличение потолка пособий по безработице до МРОТ, ускорение выплат соцпособий и др.

), налоговые каникулы для физлиц и двух групп юрлиц — малых и средних предпринимателей (МСП) и крупных компаний, а также снижение регуляторной нагрузки на всю экономику и ставки соцплатежей для МСП.

Хотя на сегодняшний день масштабы будущего закрытия бизнесов и увольнений принципиально неоценимы (владельцы говорят пока лишь о высочайших рисках несостоятельности, но не о принятых решениях ликвидировать рабочие места и проекты), на фоне деклараций регуляторов большинства крупных экономик о стимулировании спроса путем грантовой поддержки как минимум МСП на 10–20% ВВП первый пакет Белого дома, объявленный 5 апреля (постановление правительства №409), восторгов бизнеса не вызвал. Российские меры поддержки грубо можно сейчас оценить предельно в 5% ВВП, а уровень беспокойства в предпринимательской среде, видимо, выше, чем в странах ЕС.

Меры, объявленные 8 апреля президентом, новых решений не содержат, но значительно расширяют уже объявленные.

В отношении физлиц это неожиданное решение увеличить круг спонсируемых программой поддержки семей, в том числе из маткапитала: она не только запускается раньше, но и становится для новых безработных безадресной (от них не требуется доказывать соответствие критериям бедности в 2019 году).

Временно увеличены пособия по безработице: граждане, которые обратились в службу занятости с 1 марта, смогут до июня включительно получать пособие в максимальном размере — 12,1 тыс. руб., что равно минимальному прожиточному минимуму в стране и примерно трети средней зарплаты (37 тыс. руб.). Те, у кого есть дети, смогут также получать по 3 тыс. руб.

ежемесячно на каждого несовершеннолетнего ребенка. Расширено и число получателей пособия на детей от трех до семи лет.

Кроме этого, президент объявил о крупных дополнительных выплатах медперсоналу, занятому борьбой с эпидемией коронавируса. Регионы получат на это 10 млрд руб., в масштабах экономики это не очень значимо, но во многом это мера соцподдержки предельно важной профессиональной группы.

С точки зрения охвата пока самой масштабной из новых мер выглядит расширение получателей пособия на детей с трех до семи лет — если отказаться от критерия нуждаемости, в РФ может быть до 3 млн таких семей.

Оценить число претендентов на пособие по безработице пока невозможно — по расчетам ЦМАКП (максимальная оценка), в зоне риска 10 млн работников, но предсказать, кто из них будет уволен, а кому сократят рабочие часы или отправят в отпуск за свой счет, невозможно.

Базовые цифры по наиболее затронутому эпидемией региону на совещании привел мэр Москвы Сергей Собянин: «3 млн работают, 2 млн выведены на дистанционную работу и порядка 2 млн в отпусках».

Даже если половина отправленных в отпуска и на дистанционку потеряют работу к июню, что практически невероятно, уровень безработицы в Москве вырастет с 1,2% (методология МОТ) до 25%. Такие показатели безработицы долговременно наблюдались, например, в Испании после кризиса 2009 года и обвала строительной отрасли 2013–2014 годах без социальной катастрофы.

В РФ пик безработицы на уровне 15% фиксировался в 1998–1999 годах, и нет оснований предполагать, что эти уровни будут хотя бы кратковременно достигнуты не только в РФ, но и в Москве.

Традиционно работодатели в РФ предпочитают сокращать зарплаты, а не рабочие места — в таком случае многие при ухудшении материального положения воспользоваться пособием не смогут.

Тем не менее после коррекции социальной части пакета Белого дома можно говорить о более или менее полной, хотя и не избыточно щедрой, временной поддержке новой безработицы в апреле—июне: очевидно, что пока ориентиром является так называемый V-образный сценарий — мгновенный спад и быстрое восстановление ВВП и занятости в первом полугодии 2020 года.

В отношении бизнеса основной акцент по-прежнему делается на МСП.

Главные предложения — расширение на весь малый и средний бизнес ранее распространявшихся только на микропредприятия (до 15 наемных сотрудников, до 120 млн руб. в год оборота) отсрочек по взносам в социальные фонды, а также обещание годовой рассрочки по уплате этой недоимки.

Как будет трактоваться эта идея в постановлении правительства, пока неизвестно (так, пока большая часть налоговых отсрочек по МСП касалась только компаний в списке особо пострадавших отраслей по кодам ОКВЭД, он довольно узкий, но правительство обсуждает его расширение).

Но в целом МСП, видимо, также охвачено экстренными мерами, отчасти компенсирующими ему «карантинную» остановку работы: при V-образном сценарии это позволит значимой части некрупных компаний не останавливать работу с лета 2020 года.

Отметим, Владимир Путин объявил также о готовности государства «помогать прежде всего, в первую очередь тем компаниям, которые сохраняют занятость».

Как именно это будет реализовываться, также пока неясно: пока нет достоверных оценок потерь компаний и всплеска увольнений, быстрых решений на этот счет правительство принимать не будет, несмотря на постоянные требования превентивного крупного финансирования всех пострадавших не только от карантинных мер, но и от волатильности спроса и сбоев логистики.

Отметим, в среду на совещании Владимир Путин призвал регионы отправлять в федеральный координационный штаб региональные планы борьбы с коронавирусом, а также в целом поддержал разнообразие экономических мер субъектов РФ.

Очередной пакет расширения экономической поддержки будет вырабатываться с их учетом и вряд ли будет готов в течение недели — на первое сведение планов дано пять дней. Федеральную власть также очень беспокоят региональные ограничения логистики, которые могут усугубить и продлить экономический спад.

В остальном же основной темой совещания была не столько экономика, сколько медицинская отрасль в борьбе с эпидемией.

Дмитрий Бутрин, Анастасия Мануйлова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *