Целевая государственная программа «доступная среда» в 2020 году для инвалидов: особенности и реализация программы, последние новости и продление

Программа «Доступная среда» реализуется в РФ с 2011 года. За годы действия госпрограммы суммарно под потребности и возможности людей с ограничениями здоровья уже приспособлено более 18 тыс. социальных объектов во всех регионах нашей страны.

Это поликлиники и аптеки, магазины и спортивные сооружения, банки, кинотеатры и прочие общественные учреждения. Все они были обязаны организовать пространство и доступ таким образом, чтобы инвалиды беспрепятственно могли получать товары и услуги.

В 2018 году президент поручил правительству РФ проработать продление программы до 2025 года.

На текущий момент перед правительством поставлено сразу несколько задач:

  • подготовить предложения по применению электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;
  • представить предложения о создании инклюзивного Дома искусств,
  • создание реабилитационной инфраструктуры (модели по выстраиванию системы реабилитации);
  • предусматривать мероприятия, учитывающие потребности инвалидов, при разработке и корректировке госпрограмм, приоритетных проектов, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения граждан жильем, формирования комфортной городской среды;
  • проработать такие направления социальной защиты и реабилитации инвалидов, как самостоятельное сопровождаемое проживание, включая учебное (тренировочное) проживание, когда инвалида обучают навыкам самостоятельной жизни.

Условия адаптации зданий и территорий

На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса — это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.

Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.

Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления.

Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным.

В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.

Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.

Специалисты ГК «Без Преград» реализовали уже более сотни проектов по адаптации в самых разных сферах. Накопленный опыт и знания законодательства в области доступной среды – наша прочная база для решения любой задачи по адаптации зданий и территорий.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач: 

  • оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; 
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами; 
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы; 
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Целевая государственная программа Целевая государственная программа Целевая государственная программа

Цели Программы:

формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми – к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Задачи Программы:

  • разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
  • разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
  • внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
  • повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
  • повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
  • увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
  • внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
  • оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.

Этапы и сроки реализации программы «Доступная среда»

  • I этап: 2011 — 2012 годы; II этап: 2013 — 2015 годы; III этап: 2016 — 2018 годы; IV этап: 2019 — 2020 годы;
  • V этап: 2021 — 2025 годы

Доступная среда по категориям объектов

Скачать программу PDF 0.7Мб Скачать государственную программу «Доступная среда» на 2011-2015 годы

 Группа компаний БЕЗ ПРЕГРАД осуществляет полный цикл работ по созданию Доступной среды.

Возможно вас также заинтересуют семинары по доступной среде и курсы повышения квалификации по программе Доступная среда

Целевая государственная программа

Оборудование для создания Доступной среды

Целевая государственная программа
Целевая государственная программа
Целевая государственная программа
Целевая государственная программа
Целевая государственная программа
Целевая государственная программа

Государственная программа «Доступная среда»: цели и задачи, промежуточные результаты

Российская Федерация присоединилась к конвенции ООН «О правах инвалидов» в 2008 году и ратифицировала данную конвенцию в мае 2012 года.

По итогам колоссальной работы, проведенной в системе нормативно-правовых актов, более 700 документов на международном, федеральном и региональном уровнях претерпели изменения, либо были созданы новые.

На сегодняшний день нормативно-правовая база по организации доступной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения достаточно обширна. Ниже приведён список основных документов, на которые необходимо опираться при создании безбарьерной среды для людей с инвалидностью.

Целевая государственная программа

181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является основополагающим документом, где строго прописаны нормы и правила комплексного подхода к созданию доступной среды, что должно быть сделано на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 15.1. Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (изложение ФЗ-116). Согласно закону контрольные функции возложены:

  • Правительством Российской Федерации – на органы власти, осуществляющие федеральный контроль и надзор.
  • Правительствами регионов – на органы власти, осуществляющие региональный контроль и надзор. В частности, на федеральном уровне:
    • на Ространснадзор – функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспорте
    • на Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информации
    • на Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспечения
    • на Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда и социальной защиты

195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г

Федеральный закон №195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» гласит о том, что владельцы социально-значимых объектов, нарушающие нормы и требования по созданию доступной среды для МГН или уклоняющиеся от исполнения этих требований, могут понести предусмотренную законом административную ответственность в виде штрафных санкций.

Статья 9.13.

Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Федеральные законы в области доступной среды по приоритетным сферам деятельности

Федеральные законы РФ в области доступной среды по приоритетным сферам деятельности необходимы для обеспечения доступности предпочтительных объектов и услуг, а именно: участие в референдумах и выборах, получение образования, проезд в общественном транспорте, занятия физкультурой и спортом, предоставление государственных и муниципальных услуг и т.д.

  • Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г

Федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает необходимость адаптации для инвалидов объектов по предоставлению указанных услуг, в соответствии с требованиями закона «О социальной защите инвалидов».

Статья 14. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги.

Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает: 12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Читайте также:  Программа переселения соотечественников в 2020 году: условия и особенности участия, список регионов, необходимые документы, законы и новости

Постановления Правительства РФ

Постановления Правительства РФ регламентируют для каждого органа исполнительной власти порядок и сроки разработки плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в различных сферах деятельности.

  • Постановление Правительства РФ № 1297 от 1 декабря 2015 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы».

Государственная программа «Доступная среда» на 2016 -2020 годы

Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы, произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.

Задать вопрос Ответственный исполнитель Программы Доступная среда — Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Участники Программы — Министерство культуры Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное медико-биологическое агентство.

подпрограмма 1 «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;

подпрограмма 2 «Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы»

— формирование к 2020 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; — совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы

  • оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам

показатель 1 «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов»; показатель 2 «Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов»; показатель 3 «Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов»; показатель 4 «Доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации»; показатель 5 «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (пилотный проект)»; показатель 6 «Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые)»; показатель 7 «Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые, пилотный проект)»; показатель 8 «Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (дети, пилотный проект)»; показатель 9 «Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (дети)» 2016 — 2020 годы, в том числе: I этап: 2017 — 2020 годы; II этап: 2018 — 2020 годы общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 168437465,6 тыс. рублей, в том числе: на 2016 год — 33003378 тыс. рублей; на 2017 год — 30025336,3 тыс. рублей; на 2018 год — 33331917,2 тыс. рублей; на 2019 год — 35589924,4 тыс. рублей; на 2020 год — 36486909,7 тыс. рублей.

  • увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (с 12 процентов в 2016 году до 45 процентов к 2020 году);
  • увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов (с 30 процентов в 2016 году до 55 процентов к 2020 году);
  • увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов (с 30 процентов в 2016 году до 49,6 процента к 2020 году);
  • увеличение доли главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации (с 10 процентов в 2016 году до 86 процентов к 2020 году);
  • увеличение доли инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые, дети) (с 42,2 — 51,7 процента в 2016 году до 44 — 52 процентов к 2020 году)

Целевая государственная программа Каталог оборудования по обеспечению Доступной среды

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Целевая государственная программа "Доступная среда" в 2019 году для инвалидов: особенности и реализация программы, последние новости и продление

Среди 146-миллионного населения Российской Федерации 9% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства. Это ставит перед государством и обществом сложные задачи адаптации этих людей в современную жизнь. Для этого в 2008 году была разработана Программа «Доступная среда» для инвалидов. Действие ее впоследствии было продлено до 2025 года.

Давайте разберем ее основные параметры, а также промежуточные итоги реализации по состоянию на  2019 год.

Федеральную целевую программу «Доступная среда» (ФЦП) впервые утвердили распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года. В основу ее разработки была положена конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006.

Внедрение в практику заявленных мероприятий и приоритетов показало, что достичь целей в краткие сроки не получится. К усовершенствованию программы, корректировке ее текста Правительство РФ возвращалось еще дважды.

Были изданы документы, продлевающие действие программы, а также корректирующие и конкретизирующие задачи исполнителей:

  • Распоряжение от 21.07.2014 № 1365;
  • Постановление от 01.12.2015 № 1297;
  • Распоряжение Правительства РФ от 23.02.2018 г. № 308-р.

Указанные правительственные акты регулируют деятельность органов местного и федерального уровня по созданию доступной среды для инвалидов.

В регионах создаются собственные программы, имеющие ту же цель. Их финансирование происходит из бюджета субъекта федерации.

Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
    • реализации мероприятий;
    • инвестирования средств в конкретные объекты.
  2. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
    • строительство, реконструкция центров реабилитации;
    • их оснащение необходимыми техническими средствами;
    • приобретение специального оборудования для учреждений:
      • здравоохранения;
      • образования.
  3. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
    • федеральных и региональных ведомств;
    • организаций — исполнителей и органов власти.
      В 2016 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2018 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  4. 2019-2020 годы:
    • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
    • Подведение итогов.
    • Анализ результатов.
    • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
    • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  5. 2021-2025 годы:
    • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
      • закупки оборудования в реабилитационные центры,
      • обучения специалистов,
      • разработки ИС.

Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда РФ. На это ведомство возложена задача по координации дельности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

  • Министерства связи РФ;
  • Министерство образования и науки РФ:
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соц страхования и других.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

Мероприятия задумывались с тем, чтобы:

  • граждане с ограниченными возможностями ощущали себя полноценными членами общества;
  • остальные люди воспринимали их таковыми.

То есть ФЦП имеет два направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

Заявленные цели

Цели мероприятий правительство видит в следующем:

Основная

  1. Создание законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями:
    • в социальной сфере;
    • на основании самостоятельной экономической активности.

Дополнительные:

  1. Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
    • реабилитационной направленности;
    • лечебных и оздоровительных;
    • образовательных.
  2. Выявление и анализ мнений граждан по вопросам взаимодействия с инвалидами в процессе жизнедеятельности.
  3. 2.3. Увеличение количества социальных объектов, деятельность которых направлена на улучшение жизни таких граждан, в том числе детей с ограниченными возможностями, в муниципалитетах.
  4. 2.4. Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
    • обучение;
    • стимулирование к профессиональной деятельности;
    • повышение квалификации.
  5. 2.5. Привлечение граждан с физическими ограничениями к взаимодействию с государственными органами.
  6. 2.6. Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
  7. 2.7. Обеспечение мед учреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями.

Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией гос программы.

Задачи ФЦП

Разработчики мероприятий поставили перед властными структурами и обществом такие задачи:

  1. Сделать доступ к объектам сферы обслуживания одинаковым для всех граждан, в том числе и с ограниченными возможностями.
  2. Создать условия для бесплатного медицинского обслуживания инвалидов равный с остальным населением.
  3. Обеспечение рабочими местами граждан с ограничениями по здоровью, в том числе путем:
    • их обучения;
    • переквалификации и повышения профессионального уровня;
    • создания специальных условий на производстве (или специализированных предприятий).
  4. Повышение уровня объективности медицинской экспертизы.
Читайте также:  Осуществлена новая редакция пенсионного законодательства

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Вопросы финансирования ФЦП

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и местных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

  1. Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
    • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
  2. Другие — не больше 70%.

В 2017 году на финансирование мероприятий была запланирована сумма в размере 52 919 205,8 тыс. руб. Для сравнения: ранее выделялось 47 935 211,5 тыс. руб.

Подпрограммы «Доступной среды»

Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.

Для этого в ФЦП выделены следующие подпрограммы:

  1. Усовершенствование предоставления гражданам с ограничениями по здоровью государственных услуг. В том числе:
    • создание им свободного доступа в здания органов власти;
    • повышение качества обслуживания;
    • выявление проблем таких людей, которые в состоянии решить государство и местные власти.
  2. Повышение уровня адаптации и абилитации. А именно:
    • развитие производства предметов и оборудования для них;
    • внедрение соответствующих законов.
  3. Совершенствование медицинского обслуживания граждан с ограниченными возможностями:
    • выработка объективных критериев мед экспертизы;
    • контроль за своевременностью предоставления им помощи.

К 2016 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г. — 12%). За пятилетие своего существования программа позволила модернизировать под нужды и физические возможности инвалидов свыше 18.000 социально значимых для них объектов.

Мероприятия по реализации подпрограмм

Для достижения поставленных целей разработаны и внедряются следующие мероприятия:

Подпрограмма № 1:

  1. Создание и внедрение архитектурных проектов общественных зданий с учетом нужд граждан с ограничениями по здоровью. Например, школы, кинотеатры, торговые центры.
  2. Обеспечение улиц городов специальными наглядными пособиями:
    • картами;
    • баннерами;
    • указателями.
  3. Проведение культурных и массовых мероприятий с привлечением инвалидов и стимулированием их активности.
  4. Строительство нового жилья под потребности лиц с ограничениями.

Подпрограмма № 2:

  1. Создание и внедрение национальных шаблонов, направленных на нормальное восприятие в обществе физических ограничений некоторых его членов. Например, проведение специальных уроков в школах.
  2. Стимулирование предпринимателей с целью трудоустройства инвалидов.
  3. Организация мероприятий для детей-инвалидов с целью их адаптации в общественную среду.

Подпрограмма № 3:

  1. Создание и внедрение единой модели для взаимодействия мед учреждений.
  2. Формирование профессиональной кадровой базы для обслуживания лиц с ограничениями.
  3. Совершенствование критериев медицинской экспертизы.
  4. Создание единой электронной базы для мед учреждений.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»

  • Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.
  • Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.
  • Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.
  1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.

  4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
  6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте.

Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач.Важно: в октябре 2017 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ.

В частности, контроль  и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.

Что делается для детей-инвалидов

В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию без барьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.

Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

Промежуточные успехи регионов

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обстроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой квартал для людей с ограниченными возможностями. Он включает:
    • жилые здания;
    • спортивные сооружения;
    • магазины и поликлинику;
    • производственные предприятия.

Каждое из зданий адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

  1. Дорогие читатели!
  2. Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
  3. Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.

Работа по социальной адаптации инвалидов продолжается. Нельзя сказать, что она близка к завершению. Сделать еще предстоит очень много. И не только правительству и ведомствам. От самих граждан как здоровых, так и ограниченных в возможностях тоже многое зависит.

В феврале 2018 г. произошло продление программы «Доступная среда» до 2025 г.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Образовательные программы для инвалидов в России в 2020 году

Инвалидами называют людей, у которых имеется физическое или психическое отклонения от нормы. Для получения инвалидности необходимо пройти медико-социальную экспертизу, которая присвоит группу, данное правило действует для людей старше 18 лет.

В случае если ребенок является инвалидом, то группа ему не присваивается до 18 лет. Инвалидам, вне зависимости от возраста необходимо необходимы адаптационные программы, которые способствуют обычному уровню жизни.

В рамках данной статьи мы поговорим об образовательных, адаптационных программах для людей с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют место быть в определенном возрасте.

Что такое адаптационная программа

Адаптационной программой называют комплекс мероприятий, направленных на восстановление личности инвалида в обществе, а также на установление контакта с людьми разного возраста вне зависимости от особенностей.

Для этого в настоящее время имеется множество программ, которые имеют одни единые цели, но скорректированы непосредственно под инвалида.

В детской инвалидности присущ термин инклюзия, который своей деятельностью приравнивает инвалида и здорового ребенка, но тем не менее подводит обычного ребенка к мысли о помощи нуждающемуся.

Сам термин «инклюзия» в переводе с изысканного французского языка означает «включающий в себя», в педагогике термин означает появление классов где могут быть как дети инвалиды, так и здоровые. Инклюзия актуальна не только в школах, но и детских садах и других учебных заведениях.

Программа «Доступная среда»

Одна из самых популярных программ, которая действует на государственном уровне. Данное программа полюбилась безусловно всем, кто ознакомился с ней.

Важно! Из 146 000 000 жителей Российской Федерации, к сожалению 9% имеют инвалидность, часть которой появилась в детском возрасте.

Программа «Доступная среда» действует с 2011 года, соответственно уже практически 8 лет. За это время проведено много работы, которая дает свои плоды в настоящее время. Пока в государстве подписан законопроект о действии данной программы до 2025 года.

«Доступная среда» в 2020 году
Цели
Условно цели можно разделить на:
Основные                                           Дополнительные.
1 Создание законопроекта, который повысит уровень жизни инвалидов в социальной сфере Увеличение объектов, которые будут оказывать помощь, связанную с здоровьем:
v  Реабилитационные центры, в которых имеется всё необходимое оборудование;
v  Оздоровительные центры, которые повышает уровень здоровья
2 Увлечение бюджета, который должен быть направлен на всесторонне развитие данной программы Общение с самими инвалидами в целях выявления необходимых объектов, которые будут улучшать качество жизни
3 Введение в эксплуатацию новых объектов недвижимости, которые будут направлены на повышение уровня образования
4 Профессиональная подготовка кадрового состава, который будет готов к взаимодействию с инвалидами разного возраста. Подготовка моет быть выражена в:
v  обучении новой профессии (актуален в том случае если человек до этого времени имел совсем иную профессию, которая не связана с социальной, образовательной, медицинской сферой);
v  повышение квалификации (используется только тогда, когда человек имеет например образование воспитателя детей дошкольного возраста, а для взаимодействия с детьми-инвалидами ему необходимо пройти повышение квалификации).
5 Всяческое взаимодействие государственных органов и людей с ограниченными возможностями здоровья.
6 Трудоустройства граждан с инвалидностью (разумеется в том случае, если есть желание) на официальную работу.
7 Обеспечение медицинский учреждений, которые помогают инвалидам необходимыми оборудованиями, лекарствами.
Читайте также:  Увольнение в связи с инвалидностью: правила и порядок, выплаты особенности по группам, пособия и компенсации, образец заявления

Важно! Программа направлена на плотное взаимодействие граждан и государства, где от первых ожидают предложений по улучшению качества жизни, а от вторых финансирования и иной помощь.

Финансирование программы действует в совокупности федерального и регионального бюджета. В настоящее время существует такое правило выделения денежных средств на развитие программы:

  1. Республика Крым и Севастополь получают поддержку в виде 95%, а остальные 5% добавляют из регионального бюджета. На такой высокий процент оказывает влияние общее количество дотаций, в данном случае она ниже 40%;
  2. В других городах помощь выделяется не больше 70%.

В 2020 году на развитие программы планируется выделить около 55 000 000 рублей, что является достаточно крупной суммой.

Задачи, которые планируют достичь с помощью внедрения данной программы
Задача Пояснение
1 Доступ к объектам в сфере обслуживания К сожалению, не всегда человек с ограниченными возможностями здоровья может войти в необходимое место.
Например, если раньше существовали магазины, торговые центры доступ, к которым инвалидам колясочникам не осуществлялся, то сейчас практически везде есть пандусы, которые не препятствуют для самостоятельного въезда. В случае если установить пандус невозможно есть кнопки, при помощи которых люди могут вызвать сотрудника магазина, который поможет войти.
Сюда можно отнести не только пандусы, но и ограждения подъемников, которые выступают поручнями, а так же держатели, которые установлены в санитарных узлах.
2 Бесплатная медицинская помощь Представлена в виде:

  • v  лекарств, в которых нуждается инвалид;
  • v  путевок в санаторий;
  • v  Право на получение помощи профильных специалистов с выездом на дом, если возможность самостоятельного посещения отсутствует.
3 Занятость граждан с ограниченными возможностями здоровья Данная задача подразумевает в себе достаточно много подпунктов:
1.       Трудоустройства инвалидов, который только получил специальность;
2.       Обучение инвалидов;
3.       Переквалификация лиц с ограниченными возможностями, используется тогда, когда прежняя должность инвалида не соответствует его физическому состоянию.
4 Получение инвалидности Объективность медико-социальной экспертизы, которая при объективном ухудшении здоровья должна дать группу следую.
Если у человека была вторая группа, а с момента медико-социальной экспертизы самочувствие ухудшилось (это подкреплено медицинскими документами), то после осмотра и проверки документов ему следует присвоить первую группу.

Первоначальное появление программы стало серьезной задачей для государства по ее внедрению Некоторые люди сомневались в её эффективности, однако спустя 7 лет можно отметить полученные итоги, на которых не планируют останавливаться:

  1. Появление квотируемых рабочих мест;
  2. Увеличение реабилитационных центров;
  3. Участие в разнообразных мероприятиях;
  4. Появление светофоров, которые обладают не только световым эффектом, но и звуковым;
  5. Установка в общественных транспортах мобильного пандуса;
  6. Появление некоторых каналов на телевидении, которые сопровождаются сурдо-переводом.

Программа адаптации детей-инвалидов в детском саду «Мы вместе»

Если включить программу уже в дошкольном возрасте, можно избежать многих проблем в школе Детям в раннем возрасте гораздо легче привить помощь к нуждающемуся и объяснить почему другой ребенок носит очки или передвигается на коляске.

Участниками программы является не только педагогический коллектив детского сада, но и сами дети с родителями. Внедрение программы достаточно сложный процесс и требует колоссальную работу как педагогам, так и родителям.

Программа работает в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении города Ханты-Мансийска.

Цели и задачи программы
Цель Задачи
1 Создание максимальных положительных условий для развития ребенка-инвалида Организовать первоначальную адаптацию детей
2 Повышение уровня образовательной подготовки Исследовать первоначальные возможности всех детей в группе
3 Разработка методик, которые будут направлены на развитие детей

Программа функционирует только один год, и с момента внедрения уже имеется положительный эффект, который выражен в виде привыкания детей к детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети самостоятельно, без подсказки воспитателя оказывают помощь и помогают в выполнении определенных заданий.

Детский сад государственного образца, поэтому оплата свыше той, которая положена за питание не взымается. В среднем сумма за питание по городу Ханты-Мансийску – 3380 рублей.

Адаптационная программа «Школа – территория для всех»

Программа «Школа – территория для всех» функционирует в городе Томске, в 34 школе государственного образца. Обучение в школе бесплатное, оплачивается только питание, продленка и дополнительные занятие, если они необходимы.

Целью программы является: поддержание инклюзивного образования и внедрение социальных условий.

Как и у любой программы имеются задачи:

  1. Приобретение необходимого оборудования для детей-инвалидов;
  2. Профессиональная подготовка педагогов, которые находятся в штате;
  3. Повышение толерантности у здоровых детей по отношению к инвалидам.

Частная школа «Морозко»

В городе Москва функционирует школа «Морозка», которая сочетает образовательный процесс здоровых детей и инвалидов. В данном случае родители могут выбрать самостоятельную форму обучения:

  1. Очная – ребенок посещает школу;
  2. Заочная – на дом приходит педагог.

Школа имеет поддержку Департамента образования города Москвы и имеет аккредитацию.  «Морозко» предлагает родителям:

  • Небольшие классы, где из 10-12 человек всего 3-4 инвалида;
  • Группы подбираются исключительно по первоначальному тестированию, соответственно классы создаются по умственным показателям;
  • Питание 4 раза, исключительно здоровое;
  • Дополнительные возможности в виде (физкультуры, массажа, посещения логопеда).

График работы с 8 утра до 8 вечера, стоимость обучения по заочной форме – 8000 рублей, очная – 17 000 рублей.

Адаптационная программа при осуществлении трудовой деятельности

  1. Некоторым данная программа, покажется неуместной так как люди осуществляющие трудовую деятельность вместе с инвалидом уже взрослые и должны отдавать отчет в своих действиях.

  2. Программа адаптации персонала используется в городе Екатеринбург в компании АО Газпром газораспределение.
  3. Адаптационная программа необходимо не только инвалиду при трудоустройстве в новый коллектив, а даже и обычному человеку.

Цели и задачи адаптационной  программы
Цели Задачи
1 Сама адаптация, которая должна быть успешной по отношению к инвалиду Введение работник в обязанности
Психологические игры и методики, направленные на осуществление взаимодействий инвалида и других работников.

Адаптацию на месте работы можно разделить на такие этапы как:

  1. Подготовительный – знакомство человека с ограниченными возможностями здоровья с рабочим коллективом, которые должны помогать ему на началах;
  2. Теоретический – знакомство с должностной инструкцией и обязанностью инвалида;
  3. Практический – выполнение обязанностей на практике;
  4. Заключительный – подведение итога.

В данном случае адаптация тоже бесплатна, так как в результате заинтересована сама компания.

Мнение эксперта

Программа «Доступная среда». Как государство поддерживает российских инвалидов

Как отметила и.о. директора центра Евгения Федосеева, потребность в таком виде помощи в регионе назрела давно.

«Часто поступают звонки, люди спрашивают, кто может помочь. Есть коммерческое такси, но тарифы очень высокие — до 3 тысяч рублей. Мы сейчас просчитываем стоимость. Наша задача — сделать услугу максимально доступной. Ею смогут воспользоваться жители Хабаровска и Хабаровского района. Планируем, что в первый рейс автомобиль выйдет в следующем году», — рассказала она. В России такое отношение к людям с ограниченными возможностями уже давно не диковинка — это системная работа в рамках всего государства.

«Доступная среда»

Госпрограмма «Доступная среда», направленная на создание комфортных условий для инвалидов, стартовала в России в 2011 году. В 2018 году по решению президента Владимира Путина она была продлена до 2025 года.

В ней предусмотрена бюджетная поддержка российских регионов федеральными властями при условии регионального софинансирования.

30 ноября 2019 года вступило в силу постановление правительства РФ №1480 «О внесении изменений в приложение № 8 к государственной программе Российской Федерации „Доступная среда“».

Согласно документу, главным условием для оказания финансовой помощи региону станет наличие у него проекта профильной подпрограммы по созданию условий для людей с ограниченными возможностями.

По данным Федерального реестра инвалидов, по состоянию на 1 октября 2019 года в Российской Федерации насчитывается 11,95 млн инвалидов, в том числе 679,9 тыс. детей-инвалидов.

Права инвалидов

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенции о правах инвалидов. С тех пор в стране прошли масштабные изменения в госполитике по отношению к таким людям.

Требования Конвенции учтены во всех административных регламентах по государственным и муниципальным услугам. Новые нормы законодательства дополнили обязанности государства и бизнеса по созданию инвалидам комфортных условий для самостоятельной жизни.

В 2019 году завершено формирование системы государственного надзора за соблюдением прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам и услугам. От принятия законов до реальных результатов всегда проходит достаточно долгий путь, но в России он уже пройден.

Семья и школа

Практическое воплощение госпрограммы можно увидеть по всей стране. Все больше госучреждений оборудованы пандусами и лифтами для людей с ограниченной мобильностью. Дооборудовано 24,5 тыс. приоритетных объектов, что составляет 64,1% от их общего количества (около 38,2 тыс.).

В общеобразовательных школах создаются условия для получения детьми-инвалидами качественного образования. Их количество выросло в 4,9 раза — с 2 тыс. в 2011 году до 9,8 тыс. к концу 2018 года.

Закупаются оборудование, инвентарь и экипировка, компьютеры и оргтехника, транспортные средства.

Общее количество дошкольных образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, к концу 2018 года составило более 7,4 тыс.

По данным за 2018 год доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, получающих дошкольное образование, достигла 90%. Эта цифра еще выше для начального и среднего школьного образования — 98%. 41% детей-инвалидов получает дополнительное образование.

Минспорта России оказывает поддержку 51 спортучреждению по адаптивной физкультуре и спорту из 59 существующих, что позволило вовлечь в занятия более 70% детей с ограниченными возможностями.

  • Технические средства реабилитации
  • С 2014 года на 50% выросли ассигнования государства на обеспечение их качественными техническими средствами реабилитации (ТСР).
  • «Если пять лет назад на эти цели бюджетом выделялось порядка 21 млрд рублей, то в 2019 году предусмотрено свыше 31 млрд рублей, в 2020-2022 годах — более 35,5 млрд рублей ежегодно», — говорится в сообщении на сайте Минтруда.
  • С 2018 года инвалиды с одновременным нарушением слуха и зрения обеспечиваются брайлевским дисплеем и программным обеспечением экранного доступа.

К ТСР также относятся инвалидные коляски, ходунки, протезы и слуховые аппараты. Все это российские инвалиды получают за счет государства, отмечают в Минтруда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *