Проект профессиональной ориентации школьников начнет работать в 2018 г.

Дети сегодня не те, что раньше, и поэтому требуются новые методы профессиональной ориентации. Современному подростку трудно перенести себя в пространство практики, взять ответственность за собственные решения, прогнозировать собственное будущее.

Проект профессиональной ориентации школьников начнет работать в 2018 г.

Дети сегодня не те, что раньше, и поэтому требуются новые методы профессиональной ориентации. Современному подростку трудно перенести себя в пространство практики, взять ответственность за собственные решения, прогнозировать собственное будущее. И поэтому у современных школьников возникают трудности с профессиональным самоопределением. Проблему выбора профессии помогут решить новые инструменты профориентации: геймификация, лидерство, тьюторство и форсайт.

Профориентация в современной школе: новые инструменты

Реклама «роскошного» образа жизни порождает как у обучающихся, так и у их родителей нереалистичные требования и неимоверные амбиции, что неизбежно приводит к ошибкам при выборе профессии. Профессии юриста и финансиста по-прежнему остаются престижными в глазах школьников и их родителей. И те, и другие смутно представляют себе реальную ситуацию на рынке труда.

Зачастую приходится видеть, как абитуриенты, выбрав ту или иную специальность, поступают в совершенно другие университеты или на другие факультеты – просто туда, куда проходят по баллам.

Поэтому задача школы – помочь учащимся осознанно выбрать дальнейший путь. Но как это сделать? Дети сегодня не те, что раньше, и поэтому требуются новые методы профориентации. О некоторых из них педагоги узнали на вебинаре «Новые технологии профориентации для школьников с учётом ФГОС», который прошёл 4 декабря 2017 года.

Вебинар провела Марина Николаевна Хорольская – педагог, тьютор и разработчик профориентационных программ. Хорольская рассказала о новых методах профориентационной работы с современными подростками: геймификация, лидерство, тьюторство и форсайт.

Портрет современного школьника

Современному подростку трудно перенести себя в пространство практики. Из этой ситуации нужно выходить. Надо понять, какого подростка мы имеем, что он чувствует, чем живёт. Марина Хорольская предлагает обратиться к теории поколения Z.

Теория Z-Generation соответствует теории поколений, которую разработали американские историки Уильям Штраус и Нил Хоув, описав поколенческие тренды в США и других развитых странах.

Поколение Z – это люди, родившиеся в 1998–2010 годах. Это первое поколение, которое не помнит время без интернета, смартфонов и социальных сетей, поэтому представителей поколения Z называют также «цифровыми людьми». Предполагается, что представители этого поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой и искусством.

Особенности поколения Z:

  • Зависимость от цифровых технологий, предпочтение отдаётся онлайн-общению в виртуальном пространстве.
  • Желание быть успешными, не прикладывая значительных усилий к учёбе, профессиональному становлению.
  • Ориентированность на потребление, индивидуализм.
  • Желание как можно раньше всё попробовать и испытать. В моде — экстрим и жажда развлечений.
  • Трудности в установлении прямого контакта с людьми, погружённость в себя — как защита от проблем современного образа жизни.

Можно добавить поверх всего этого клиповое мышление. Какие технологии можно применить сегодня для развития таких детей?

Геймификация: достигаем целей играючи

Геймификация – это новый тренд в образовании, который предполагает вовлечение в деятельность через игровые процессы и даёт возможность моделировать своё будущее. Этот метод понятен и доступен «цифровому человеку». В помощь педагогам – информационные технологии, онлайн-сервисы, игровые имитации для обучения.

Проект профессиональной ориентации школьников начнет работать в 2018 г.

Механики, используемые в компьютерных играх, применённые к любому неигровому виду деятельности, усиливают мотивацию и повышают вероятность достижения поставленной цели. 

Отличия геймификации от традиционных игровых практик

Игровые технологии в педагогике – это моделирование специальной игровой реальности с собственными внутренними законами: ролевые, деловые, организационно-деятельностные и прочие игры. В этих условиях учащийся перестаёт быть собой – берёт на себя роль, и действует исходя из выбранной роли, а не из личных побуждений.

Геймификация отличается от других игровых практик тем, что реальность остаётся таковой, не превращаясь в игру – игровые установки включаются в систему действий субъекта с этой реальностью.

Геймифицированный образовательный курс не является компьютерной игрой, несмотря на то, что подобен ей из-за видеоигровой оболочки, если есть поддерживающее курс программное обеспечение.

По ходу курса учащийся выполняет и образовательные, и игровые задачи.

К примеру, образовательная задача – выучить таблицу неправильных глаголов, игровая задача – набрать 100 баллов за выполнение письменных заданий и прохождение тестов для перехода на следующий уровень.

При этом образовательные цели остаются в приоритете, а игровые – призваны сохранять внутреннюю мотивацию к осуществлению образовательных задач. 

Наибольшее сходство у геймификации с обучающими симуляторами, которые создают иллюзию реальности в компьютерной среде для обучения или тренировки. Тем не менее в отличие от симуляторов, геймификация, формируя иллюзию игры, применяет механики компьютерной игры в реальном мире.

Лидерство – это позиция

Подростки часто предпочитают плыть по течению, а при принятии решений идут на поводу у родителей, друзей и рекламы. Поэтому важно научить их принимать решения самостоятельно, научить их быть лидерами в своей жизни.

Быть лидером значит вдохновлять и вести за собой людей. Это большая ответственность, а подростки часто избегают ответственности. Поэтому надо объяснить учащимся, что лидерство – это позиция, не обязательно быть лидером с утра до вечера.

Позиция лидерства познаётся в сравнении с ситуацией дрейфа.

Проект профессиональной ориентации школьников начнет работать в 2018 г.

  • Цель школы — по возможности перевести все пункты из списка «дрейф» в список «лидерство».
  • по теме:
  • Профориентационная работа в школе

Тьюторство как технология профориентации

Тьюторы помогают детям понять себя и ищут способы, как это сделать. Тесты, опросы, всевозможная информация предоставляется подросткам, и они должны найти себя на основе полученных сведений, понять, что их интересует, и в какой степени это выражается.

Цель тьюторства – помочь подростку в профессиональном самоопределении.

Проект профессиональной ориентации школьников начнет работать в 2018 г.

Для профессионального самоопределения необходимо выяснить типы мотивации и мышления, выделить интересы, сильные стороны и предпочтительные виды деятельности.

– И вот каждый в принципе этот круг, все вот эти инструменты мы все прогоняем через рефлексию. Каждый раз – обсуждение, обратная связь и так далее, и так далее, – комментирует Хорольская.

Эксперт советует задавать школьникам вопросы на каждом этапе: «А вот почему не пошло, как ты думаешь?», «Что нужно, чтобы пошло?» и так далее. Такие разговоры с учениками формируют у них осознанность.

Типы мотивации:

  • идейный (ребёнок следует за идеей);
  • материальный (важны материальные достижения);
  • процессуальный (интересен сам процесс);
  • социальный (важно общение);
  • достиженческий (ребёнку нравится решать сложные задачи, достигать успеха).

Типы мышления:

  • лингвистический;
  • визуальный;
  • музыкальный;
  • кинестетический;
  • исследовательский (изобретательский).

Интересы

Выделяются ведущие интересы детей, которые помогут ребёнку сделать выбор. Для этого используют карту интересов.

Виды деятельности

Здесь подойдут перечисление и шкалирование. При перечислении возможно использование масштабно-структурных вопросов, то есть сначала задаются вопросы среди самых широких областей, затем сужаем тематику вопросов и собираем их по шкале, как оценивает тот или иной вид деятельности учащийся.

  1. Опоры (сильные стороны)
  2. Определяются сильные стороны подростка так, чтобы ему было понятно, что будет помогать ему в будущем, на что опираться при выборе профессии.
  3. Рефлексия

Этот инструмент формирует осознанность. Школьники анализируют свою деятельность. Вся их деятельность прогоняется через них же. Обсуждения, обратная связь наряду с анализом.

Всё это поможет выбрать профессию по душе. Себя сложно изменить, а подобрать работу, которая соответствует внутренней природе, вполне реально.

Форсайт: формируем образ будущего

Форсайт (англ. Foresight — предвидение, взгляд в будущее) — технология, с помощью которой проектируется образ будущего и определяются конкретные действия.

Проект профессиональной ориентации школьников начнет работать в 2018 г.

Марина Хорольская отмечает, что нацеленность современных школьников на успех, даёт больше возможностей использовать форсайт.

Основные принципы форсайта:

  • Будущее зависит от прилагаемых усилий: его можно создать.
  • Будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон.
  • Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно. Можно подготовиться к будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.

Для решения профориентационных задач по технологии форсайт приглашают эксперта в той или иной области, который понимает, как будет меняться интересующая отрасль.

Кого заменят на роботов?

Проект профессиональной ориентации школьников начнет работать в 2018 г.

В мире всё меняется: на смену одним профессиям приходят другие, появляются новые специальности. Будущее за профессиями и специальностями, связанными с научными разработками и информационными технологиями.

Марина Хорольская рекомендует ориентироваться на «Атлас новых профессий» от экспертов Сколково. В этом атласе говорится, какие компетенции понадобятся для той или иной профессии. Зная компетенции ребёнка, школа может помочь ему сделать выбор перспективной профессии.

Кого могут вытеснить, а кого нет?

Проект профессиональной ориентации школьников начнет работать в 2018 г.

Иными словами, рутинная работа постепенно подвергается роботизации.

На что делать ставку в своём развитии?

Надпрофессиональные компетенции:

  • Мультиязычность и мультикультурность – свободное владение иностранными языками, понимание национального и культурного контекста стран-партнёров, понимание специфики работы в отраслях в других странах.
  • Навыки межотраслевой коммуникации – понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в смежных и несмежных отраслях.
  • Клиентоориентированность – умение работать с запросами потребителя.
  • Умение управлять проектами и процессами.
  • Работа в режиме высокой неопределённости и быстрой смены условий задач – умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем.
  • Творческие способности.
  • Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
  • Программирование ИТ-решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.
  • Системное мышление – умение определять сложные системы и работать с ними (например, системная инженерия).
  • Навыки бережливого производства.
  • Экологическое мышление.

Эти компетенции универсальны для разных отраслей. Овладение ими позволит выпускнику переходить между отраслями, не переставая быть востребованным на рынке труда.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Новости Москвы: Проект по профориентации школьников запустят в Москве в 2018 году

13:38 25.02.2018 — Южные горизонты   смотреть полную версию 

Проект профессиональной ориентации школьников начнет работать в 2018 г.По распоряжению президента России Владимира Путина в 2018 году Правительство России и Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов займутся реализацией программы профессиональной ориентации школьников. Об этом стало известно 25 февраля.В проекте «Билет в будущее» поучаствуют ученики 6-10 классов. На реализацию выделят порядка миллиарда рублей. Планируется, что удастся охватить около 100 тысяч школьников.До 14 марта ответственные лица должны будут проработать вопрос об учреждении специальных знаков отличия “Почетный наставник”. Предварительно предполагается разделить проект на три этапа.

/ Воскресенье, 25 февраля 2018 года /
ПРОСМОТРОВ: 449

Проект профессиональной ориентации школьников начнет работать в 2018 г.

  • Президент РФ Владимир Путин поручил правительству и Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) обеспечить реализацию с 2018 года проекта по профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов «Билет в будущее», сообщает ТАСС.
  • В воскресенье опубликован перечень поручений по итогам встречи президента с участниками всероссийского форума “Наставник”, состоявшейся 14 февраля.
  • «Правительству РФ с участием АСИ обеспечить принятие нормативных правовых актов о реализации, начиная с 2018 года, проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее«, с объемом финансирования до 1 миллиарда рублей и числом участников не менее 100 тысяч школьников», — отмечается в поручении.
Читайте также:  Правительство одобрило льготную ипотеку для семей с 4-мя и более детьми

Оператором проекта определяется союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)». Ведомствам нужно принять соответствующие документы до 30 марта 2018 года.

Также правительству поручено до 14 марта проработать вопрос об учреждении ведомственных знаков отличия “Почетный наставник”, а администрации президента — представить предложения по учреждению государственной награды для лиц, осуществляющих наставническую деятельность.

Президент на встрече с участниками форума “Наставник” предложил запустить проект для профессиональной ориентации школьников. По словам главы государства, проект можно разделить на три этапа.

На первом школьники могли бы обозначить свой профессиональный интерес через интернет, на втором — принять участие в работе в центрах компетенции, в том числе в сочинском центре “Сириус”, а на третьем — получать гранты на приобретение практических навыков непосредственно в учреждениях или в компаниях.

Карьера как предчувствие: зачем нужна новая система профориентации :: РБК Тренды

Проект профессиональной ориентации школьников начнет работать в 2018 г.

CoWomen / Pexels

Более 70% школьников не знают, чем хотят заниматься в будущем. Как строится новая система профориентационной работы с детьми, рассказала руководитель направления развития подростков MAXIMUM Education Ирина Гришина

MAXIMUM Education — компания, специализирующаяся на сфере дополнительного образования школьников. Занимает четвертое место в рейтинге 35 крупнейших EdTech-проектов России по версии РБК.

По данным Атласа новых профессий, созданного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с инновационным центром «Сколково», к 2030 году появятся 186 новых профессий и 57 исчезнут. Даже такие вроде бы вечные специальности, как врач и учитель, меняются под влиянием бурного развития технологий. Как в таком многообразии ребенку выбрать, чем заниматься в будущем?

По результатам исследования, проведенного WorldSkills Russia при поддержке министерства просвещения, более 70% школьников не имеют представления о том, чем они собираются заниматься в жизни. И лишь 5% опрошенных уже определились с профессией. Эти цифры говорят о системной проблеме, которая должна решаться на разных уровнях: государства, рынка, общества и семьи.

Госзаказ на профессионалов

Сегодня основной вектор развития на рынке профориентации задает государство.

Нехватка специалистов в конкретных областях, перекос внимания выпускников в сторону «хайповых» специальностей и повышение конкурентоспособности страны в сфере инноваций заставляют государство вкладывать бюджетные деньги в профессиональную ориентацию детей. И у него для этого есть как минимум два больших инструмента.

Самый понятный и очевидный — искусственное создание спроса на те или иные профессии путем регулирования количества бюджетных мест в высших и средних специальных учебных заведениях.

Прогнозы по нехватке конкретных специалистов на горизонте от 5 до 20 лет дают возможность властям сделать обучение по проблемным направлениям максимально доступным.

Напротив, переизбыток специалистов в той или иной отрасли в перспективе заставляет перераспределять бюджетные места, тем самым «отговаривая» выпускников от выбора этих направлений. Это понятный рабочий инструмент, но он не решает вопроса профессионального самоопределения отдельного человека, хоть и позволяет регулировать рынок труда.

Второй глобальный инструмент — создание и поддержка проектов, которые позволяют школьникам погружаться в различные профессии. Один из масштабных проектов — сеть технопарков «Кванториум».

Это площадки дополнительного образования, оснащенные высокотехнологичным оборудованием и нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей.

Планируется, что к 2024 году их будет 245 в 85 регионах страны, а также появятся 340 мобильных детских технопарков.

Еще один федеральный проект «Билет в будущее» помогает выявить, насколько осознанно подросток выбирает свой профессиональный путь.

После прохождения тестирования школьникам предлагается поучаствовать в ознакомительных практических мероприятиях и профессиональных практикумах углубленного формата (например, экскурсии на чемпионаты профессионального мастерства и профориентационные фестивали, а также очные или онлайн-пробы с носителем профессиональных компетенций).

На региональных уровнях также развиваются различные государственные программы.

Одной из них является проект департамента образования города Москвы «Профсреда», который предлагает школьнику пройти различные профессиональные пробы для получения не только гипотетического, но и практического представления о будущей работе.

Площадки организованы на базах колледжей Москвы, поэтому в большей степени представлены рабочие специальности. Также в рамках проекта проводятся тренинги, мастер-классы и другие просветительские мероприятия.

Другой игрок — большие корпорации с их программами, нацеленными на формирование узнаваемости и построение HR-бренда у аудитории уже с подросткового возраста. В рамках своих акций, проводимых на федеральном и региональном уровнях, они не только знакомят школьников с конкретными профессиями, но и формируют желание пойти работать в конкретную компанию.

Кроме этого, есть еще и родители, которые переживают за будущее своих детей. При этом цели у них могут быть разные: одни озабочены больше выбором предметов для ЕГЭ, другие хотят помочь детям осознанно выбрать любимое дело.

В связи с этими запросами формируется рынок частных профориентационных услуг. Некоторые из них стараются последовательно развивать осознанный подход к выбору профессии, знакомя подростка с состоявшимися специалистами и профессиями, где можно применить свои качества и умения.

Другие делают упор на посещение подростками компаний, банков, лабораторий, где в рамках экскурсии можно расспросить об особенностях их работы и узнать все подробности.

Есть программы, заявляющие, что они готовы сделать выбор профессии за ребенка, выявив его интересы и способности, и на основе этого подобрать вузы.

Как измерить эффективность профориентации?

Измерять и оценивать эффективность использования вышеупомянутых инструментов можно с разных позиций. Иногда достаточно задать подростку несколько вопросов:

  • Какую профессию ты выбрал?
  • Что собой представляет эта профессия?
  • Почему ты считаешь, что она тебе подходит?
  • Что ты планируешь делать в ближайшее время, чтобы в дальнейшем стать специалистом в этой области?

Если он отвечает на них уверенно, и его представления соответствуют реальности, значит профориентационная работа прошла успешно. При этом важно понимать, что абсолютной уверенности в выборе на этом этапе не может быть, так как подросток в любом случае выбирает из того, с чем близко еще никогда не сталкивался, а значит, не может со 100% уверенностью сказать, что ему подходит, а что нет.

«Только 27% процентов населения России работают по специальности», — таков неутешительный итог опроса Роструда. Как же помочь своему ребенку выбрать будущую профессию? И как понять, какие знания и навыки будут актуальны к моменту, когда он начнет работать?

Большинство родителей рассуждают так: «Мы привели к вам ребенка, заплатили деньги, скажите, какой ЕГЭ сдавать и куда поступать». Это самый популярный подход, который плодит сотни микро-бизнесов с разной степенью качества, отвечающих этим потребностям.

Проблема в том, что выбор, сделанный за ребенка с помощью тестов или экспресс-консультаций, не дает ему представления о будущей профессии и его пути в ней. В результате многие бросают учебу в вузе или, окончив его, идут работать не по специальности.

Поэтому появляется спрос на другой тип профориентации — персонализированный, благодаря которой ребенок сможет узнать свои сильные стороны, интересы, сформулировать жизненные цели, и на этой основе выбрать то, чем реально хочет заниматься.

И как показывает практика современных профориентационных проектов, именно развитие навыков и компетенций поможет ребенку стать конкурентоспособным в стремительно меняющемся мире.

Бурное развитие анализа данных, машинного обучения и других новейших технологий в образовании уже сейчас позволяет собирать и анализировать большое количество информации о каждом конкретном ученике.

Цифровой образовательный след, который уже совсем скоро начнут собирать, начиная с рождения, поможет строить действительно индивидуальные образовательные траектории, опирающиеся на интересы и склонности ребенка.

Значит ли это, что уже в средних классах он будет понимать, кем станет? Пожалуй, что нет. Но, возможно, у ребенка будет перед глазами некая карта с различными траекториями его профессионального развития, а также инструментарий, позволяющий ему попробовать себя в разных сферах еще до окончания школы.

В россии стартовала реализация масштабных профориентационных проектов для детей и молодёжи

21 декабря Министр просвещения Российской Федерации О. Ю. Васильева приняла участие в программе «Деловое утро» на телеканале НТВ. Глава ведомства рассказала о направлениях развития среднего профессионального образования в стране и программах ранней профориентации школьников и студентов колледжей.

Проект профессиональной ориентации школьников начнет работать в 2018 г. Сегодня в России действуют 89 высокотехнологичных детских технопарков «Кванториум» в 62 регионах страны Пресс-служба Минпросвещения России

Министр отметила, что последние два года 59 % школьников 9-11–х классов поступают в учреждения среднего профессионального образования (СПО), в 2013 году колледжи и техникумы выбирали 42 % старшеклассников. Она уточнила, что включение России в движение WorldSkills существенно изменило имидж среднего профобразования.

– Важную роль в этом сыграли и победы национальной сборной России на мировом чемпионате WorldSkills в Абу-Даби в 2017 году и чемпионате Европы EuroSkills в Будапеште в этом году, которыми страна наглядно доказала способность готовить рабочие кадры на мировом уровне. Это абсолютно новый подход к модернизации всей системы профобразования, потому что все дети, которые у нас учатся в этой системе, проходят через региональные соревнования и через российские соревнования, – уточнила Ольга Юрьевна.

Глава Минпросвещения России информировала, что с 2016 в рамках межведомственного плана по проведению мирового чемпионата WorldSkills-2019 в Казани на поддержку и развитие среднего профессионального образования, подготовку национальной сборной к выступлению на мировом чемпионате из бюджета направлено более 27 миллиардов рублей. По мнению Министра, дальнейшему развитию СПО будет способствовать реализация масштабных проектов, которые призваны помочь школьникам определиться с будущей профессией.

– В национальном проекте «Образование» есть отдельный федеральный проект, который так и называется – «Молодые профессионалы». В рамках этого проекта у нас есть видение, как в ближайшие шесть лет будет развиваться среднее профессиональное образование, – сказала О. Ю. Васильева.

Министр пояснила, что в ходе реализации федерального проекта «Молодые профессионалы» запланировано создание современных лабораторий-мастерских, внедрение практико-ориентированных образовательных программ и обновление материально-технической базы.

В России стартовала реализация серии масштабных проектов по профориентации детей и молодёжи:

Создание высокотехнологичных детских технопарков «Кванториум». Сейчас функционируют 89 детских технопарка «Кванториум» в 62 регионах страны.

«Билет в будущее» — современная образовательная площадка, работающая в формате профессиональных проб и объединяющая ключевых участников рынка труда: школьников 8-11-х классов, представителей работодателей, экспертов отраслевых направлений и образовательных организаций. В 2018 году «Билет в будущее» запущен в пилотном режиме и охватит 100 000 школьников в 32 регионах страны. 

  • «Молодые профессионалы» – движение «WorldSkills»: около 500 чемпионатов профессионального мастерства, в которых приняли участие более 100 тысяч студентов колледжей.
  • «Международный конкурс детских инженерных команд» (в 2018 году собрал в Санкт-Петербурге около 400 команд из 15 стран мира).
  • «ПроеКТОриЯ» – открытые уроки по профессиональному самоопределению.
  • «IT-cube» – образовательные  площадки для формирования цифровых навыков, в первую очередь программирования.
  • «Абилимпикс» – региональные и национальные чемпионаты профессионального мастерства для людей с инвалидностью, которые являются эффективным механизмом содействия трудоустройству.
  • В настоящее время в системе среднего профессионального образования России функционируют 3 900 колледжей, обучаются 2 900 000 студентов, преподают около 256 000 педагогов, 10 % из которых – мастера производственного обучения.

Проект «Профориентация школьников «Время выбора»

В целях создания профориентационной работы для школьников Куйбышевского района, повышение статуса профессий, востребованных в г. Новокузнецке и содействия формирования кадрового потенциала предприятий города творческой группой МБУ ДО «ДДТ№2» был создан образовательный проект «Профориентация школьников «Время выбора».

Читайте также:  Упрощен порядок получения жкх-льгот

Основные идеи проекта:

  1. Разработка и организация профессиональных проб профессий, по которым можно получить образование в средних и высших учебных заведениях г. Новокузнецка.
  2. Организация профессиональных проб по профессиям, которые востребованы в нашем городе и дают возможность карьерного роста, достижения материального благополучия.
  3. Ранняя профориентация, начиная с 1 класса.
  4. Рабочая группа МБУ ДО ДДТ№2 будет выполнять функции организатора профпроб и координатора между общеобразовательными учреждениями Куйбышевского района, средними и высшими образовательными учреждениями, предприятиями г. Новокузнецка.

Срок реализации проекта: 2018-2023 гг.

Ожидаемые результаты проекта: повышение мотивации молодежи к труду; оказание адресной психологической помощи обучающимся ОУ Куйбышевского района в осознанном выборе будущей профессии; обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры; ориентированность учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях; ориентированность выпускника в поле возможностей профессионального выбора в условиях реального и потенциального рынка труда и образования в пределах г. Новокузнецка; сформированность мотивационно-потребностной сферы личности, наличие развитых интересов, склонностей и способностей; профессиональное самоопределение выпускника школы; получение профессии.

  • Проект «Профориентация школьников «Время выбора»
  • Организация, представляющая проект: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества №2»
  • Город: Новокузнецк
  • ФИО участника, должность: Бендер Эльза Ивановна, директор, Заслуженный работник культуры РФ, Отличник народного просвещения, Почетный учитель Кузбасса, Киселева Наталья Владимировна, зам. директора по УВР Колесникова Оксана Николаевна, педагог – психолог Курганова Марина Николаевна, методист Покачалова Елена Сергеевна, методист
  • ФИО руководителя организации: Бендер Эльза Ивановна, директор, Заслуженный работник культуры РФ, Отличник народного просвещения, Почетный учитель Кузбасса
  • Выбор номинации: Новые формы организации дополнительного образования детей и взрослых
  • Выбор этапа участия: Заочный

Ссылка на проект в сети Интернет ddt2.pearlblack.ru

Кто получит билет в будущее — Создается национальная система профориентации школьников

— Перечень профессий среднего специального образования за последние несколько лет сократился на треть. И в то же время появляется огромное количество новых специальностей, в которых мы ничего не понимаем.

Как нам помочь детям? Очевидно, что просто проинформировать уже недостаточно: у ребенка должна быть возможность потрогать профессию руками, — рассказала Ирина Потехина. — В этом году мы начинаем создавать единую национальную систему профориентации.

Ее базой станет проект «Билет в будущее», который разрабатывается по поручению президента.  

В России появится национальный рейтинг школьного образования

Каким будет этот проект, на который из бюджета выделяется миллиард рублей? «Билет в будущее» рассчитан на учеников 6-11 классов и состоит из трех основных блоков.  

Первый — «Самоопределение».

Министерство заканчивает работу над федеральной электронной платформой — сайтом, где будут доступны тесты и диагностические материалы, разработанные центром «Гуманитарные технологии» при факультете психологии МГУ им. М.В.

Ломоносова. Тестирование на сайте сможет пройти любой школьник. Для родителей и педагогов также будет предусмотрен личный кабинет, где они смогут посмотреть динамику интересов ребенка, уровень его мотивации.

Второй блок — «Профпроба».

В каждом регионе предполагается проводить масштабные фестивали, где школьники смогут пройти через «карусель профессии» в разных индустриях, в разных ролях: в фармацевтике, энергетике, ракетостроении, искусственном интеллекте…

И совсем не обязательно, чтобы по итогам «профпробы» ребенок сделал выбор: цель  — показать ему весь спектр открытых возможностей. Также предполагается организовывать массовые профтуры на предприятия.

В Москве запустили пилотный проект по выбору меню для школьников

— Если такая возможность —  возможность попробовать себя в разных ролях — будет у ребенка хотя бы раз в год, многих ошибок удастся избежать, — говорит Ирина Потехина. — Первые фестивали профессии мы планируем провести уже в ноябре 2018 года в шести пилотных регионах. Хотим, чтобы их посетило по 5-7 тысяч детей.

Хотим протестировать их до прихода на площадку и после. Посмотреть, как изменилось представление о том, что нравится. Вчера, например, это была медицина, а сегодня уже — искусственный интеллект. В год через систему профроб будет проходить минимум 100 тысяч детей. Но за шесть лет, мы предполагаем, общее их количество будет около миллиона.

Абсолютно все мотивированные дети смогут попасть на профпробу.

У каждого ребенка появится личный «навигатор». Это может быть учитель, педагог допобразования, студент-тьютор

И третий блок: у ребенка должен появиться личный «навигатор».

Это может быть школьный учитель, или педагог дополнительного образования, и даже студент профильного вуза — дистанционный тьютор, который поможет изучить будущую профессию более подробно: подскажет интересные курсы, вебинары, олимпиады по профильной теме.

Утвержден перечень школьных олимпиад на новый учебный год

— Допустим, ребенок прошел «карусель профессий» и сказал: хочу заниматься ядерной медициной.

И как ему теперь этим заниматься? Кто поможет? Возможно, это будет студент пятого курса МИФИ, который как раз учится на ядерной медицине.

Он скажет школьнику: вот вышла новая интересная статья — посмотри, а еще пройдет научный батл по этой теме, — говорит Ирина Потехина. — Сейчас для нас самый большой вызов — помочь педагогам получить навыки навигации.

Педагоги нацелены на то, чтобы качественно дать свой предмет. И многие забывают рассказывать, как именно этот предмет поможет в будущем, как он может пригодиться в дальнейшей профессии. Скоро минпросвещения запустит цикл авторских уроков по профориентации для педагогов. Самые смелые и авторитетные учителя дадут онлайн мастер-классы для коллег.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Эксперты ОНФ предлагают начинать профориентационную работу в средних классах школ

Эксперты проекта ОНФ «Профстажировки» предлагают разработать системные меры по профориентации школьников, а также оказывать поддержку предприятиям, которые проводят работу в профориентационной сфере. Эти предложения были озвучены на экспертном совещании Народного фронта, посвященном профориентации в промышленности.

В мартовском послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин отметил необходимость «укрепления целостной системы поддержки и развития творческих способностей и талантов наших детей», а также выстраивания современной системы профориентации, которая «позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны».

Эксперты проекта отмечают, что в последние годы профориентационная работа в России существенно усиливается.

По данным проведенного ОНФ опроса 200 российских предприятий, профориентацией из них занимаются 77%.

При этом 81% профориентационных мероприятий рассчитаны на школьников 10–11-х классов и лишь 14% – на учеников 5–9-х классов. Полные данные опроса можно посмотреть здесь.

Однако необходимо внедрять системные меры по организации профориентации школьников, считают эксперты Народного фронта. «Очень важно начинать работать не с выпускниками школ, а с учениками как минимум 7–8-х классов, когда происходит первый большой выбор профессионального направления.

 При этом для проведения подобной работы необходимо привлекать все заинтересованные стороны: школы, предприятия, образовательные учреждения, органы власти», – отметил координатор проекта «Профстажировки», модератор тематической площадки ОНФ «Производительность труда и поддержка занятости» Илья Семин.

Координатор проекта «Профстажировки» в Ярославской области Сергей Павлов презентовал на совещании новый профориентационный проект, который начинается в этом году в Ярославле и в котором будут задействованы предприятия, школы и профессиональные образовательные учреждения. «Нужно как можно раньше погружать школьников в основы профессии, знакомить с потребностями местного производства и решением задач инженерного проектирования, а также воспитывать ответственное отношение к труду. Делать это можно, например, в рамках школьной дисциплины «Технология» или через тесное взаимодействие с профессиональными учебными заведениями. Нельзя ориентировать школьника на выбор профессии через общественно полезный труд по благоустройству территорий вблизи предприятий, как это часто делается», – считает Сергей Павлов.

Генеральный директор ГК RAUMPROFIE Владимир Щебельский из Ивановской области подчеркнул необходимость популяризации рабочих специальностей: «Нужно знакомить детей с профессиями будущего, но при этом не забывать о востребованных уже сегодня. К сожалению, в промышленности сейчас намечаются кадровые проблемы даже по таким специальностям, как аппаратчик, слесарь. Поэтому необходимо популяризировать рабочие профессии. В нашем регионе мы запустили свой проект, на наших предприятиях проводим экскурсии для школьников разных возрастных групп, начиная с 5–6-го класса. Это интерактивные экскурсии. Это детям очень нравится. Но часто такие мероприятия мы проводить не можем, так как приходится отвлекать сотрудников. Поэтому если будут предусмотрены средства на возмещение этих затрат, то можно было бы проводить больше профориентационных мероприятий».

Необходимость поддержки отметила и помощник президента холдинга ФПК «Инвест» Юлия Рулева: «На региональном уровне есть потребность в информационной и организационной поддержке от органов власти.

Инициатором экскурсий пока выступает само предприятие, в то время как компания открыта для заявок. Сейчас в рамках сотрудничества у нас налажен контакт с рядом школ и профессиональных учебных заведений.

Вместе с тем было бы хорошо, чтобы инициатива исходила от самих школ и других учебных заведений». Она предложила создать единую электронную базу площадок, где проводятся экскурсии на предприятия и профориентационная работа.

 Существенной поддержкой, по мнению Рулевой, стала бы и система льгот для предприятий, которые проводят работу по профориентации.

По итогам совещания эксперты Народного фронта проанализируют все поступившие предложения и продолжат работу в рамках подготовки резолюции о развитии работы по профориентации.

Проект ОНФ «Профстажировки» стартовал в марте 2017 г. Он помогает студентам и выпускникам подобрать предприятие для прохождения стажировки или практики в любом регионе России.

Основу проекта составляет портал профстажирки.рф.

 Проект является частью открытой платформы «Россия – страна возможностей», реализация которой началась с указания президента России и лидера ОНФ Владимира Путина наладить работу социальных лифтов.

10.12.2018 — Инновационная профориентация школьников: непрерывность, социальное партнёрство, практикоориентированность

Об основных принципах инновационной модели профессиональной ориентации и о том, как выстраивается профориентационная работа со школьниками в регионах России, рассказывает ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, д.пед.н. Игорь Сергеев.

В 2015 году в Центре профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования (ныне ФИРО РАНХиГС) была разработана Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования.

К настоящему времени Концепция приобрела статус стратегического документа, на основе которого формируются инновационные системы организации профориентационной работы со школьниками в ряде регионов России.

Ядро Концепции составляет Инновационная модель профессиональной ориентации, основанная на трёх базовых принципах: непрерывностьсоциальное партнёрство и практикоориентированность.

Основные идеи Концепции можно изложить в следующих тезисах.

Тезис 1. Конечная цель профориентационной работы – это человек, способный к самостоятельному, свободному и ответственному выбору. Выбор профессии, образования, повышения квалификации, должности, карьерной позиции в современном мире совершается неоднократно.

Подготовка к такому выбору – серьёзная образовательная задача и в то же время длительный, непрерывный процесс.

 Таким образом, профессиональная ориентация сегодня приобретает вид непрерывного сопровождения профессионального самоопределения человека, начиная с раннего (старшего дошкольного) возраста и заканчивая выходом на пенсию.

А значит, привычные разовые, «мероприятийные» форматы организации профориентационной работы – «дни профессий», «дни открытых дверей», соревнования, фестивали, ярмарки – должны уйти в прошлое. От мероприятий необходимо продвигаться к продолжительным, преемственным программам сопровождения профессионального самоопределения детей, молодёжи, взрослого населения.

Тезис 2. В современном мире профессиональный выбор человека – это предмет социального договора между всеми субъектами, заинтересованными в результатах этого выбора.

Основными участниками договора выступают три главных благополучателя профориентационной работы со школьниками: во-первых, работодатели, во-вторых, сами школьники и, в-третьих, их родители.

Читайте также:  Покупка квартиры под материнский капитал: условия использования в 2020 году

Образовательные организации в этом процессе выполняют роль своего рода «квалифицированных посредников» или провайдеров, представляющих интересы конечных заказчиков. Их задача – организовать взаимодействие «работодатель – школьник – родитель» в профориентационно значимом контексте.

Как видим, современная профориентация выходит за рамки школы, службы занятости, кабинета профконсультанта и становится сетевым процессом, приобретая вид профориентационного нетворкинга.

Инструментом такой работы должны стать уже не просто программы профориентационного сопровождения самоопределения, а сетевые программы. Участниками сетей, реализующих такие программы, могут быть разные типы образовательных организаций: школы, организации дополнительного образования детей, колледжи, вузы, работодатели (представленные, как правило, учебными подразделениями и кадровыми службами), а также специализированные организации, оказывающие профориентационные услуги.

Тезис 3. Мейнстрим в развитии современной профориентации – от «кабинетно-диагностических» – к практикоориентированным форматам работы со школьниками. В 90-е годы прошлого века «профориентационную поляну» в нашей стране прочно захватили психологи.

На тот момент это был прогрессивный фактор, позволивший сфокусироваться на самоопределяющейся личности школьника как на главной цели профориентационной работы. Однако на какое-то время профориентация потеряла связь со своим другим заказчиком – работодателем – и замкнулась в кабинетах психологов-профконсультантов.

Прямая связь профориентационной работы с профессионально-трудовым контекстом была утрачена. Первые, достаточно наивные попытки вернуть эту связь в начале нового века нам хорошо известны – они имели вид мер по «популяризации» или «повышения престижа» определённых профессий.

Сегодня становится ясно, что управление профессиональным выбором на основе привлечения «престижностью» тех или иных профессий – тупиковый путь, поскольку формирует ситуативную, поверхностную мотивацию выбора. Человек, выбравший профессию из-за её престижности, вряд ли станет потом эффективным работником.

Мы противопоставляем стратегии «повышения престижа профессий» модель системной профориентационной работы со школьниками, выраженную формулой: «обучение самоопределению + профессиональное информирование + практикоориентированное сопровождение профессионального выбора».

Если все три элемента этой модели успешно реализованы, то профконсультирование перемещается в разряд «дополнительных опций», подобных медицинским услугам: оно нужно только тем учащимся, кто, пройдя через базовую модель, так и не смог определиться с профессионально-образовательным выбором.

Замечу, что в представленной базовой модели все три составляющие играют важную роль, но всё же решающее значение имеет практикоорентированный этап профориентационной работы со школьником, обеспечивающий у него формирование опыта погружения в реальную профессиональную среду, в настоящую профессиональную деятельность.

Комплекс современных практикоориентированных форматов со школьниками достаточно широк.

Он включает в себя: организацию профориентационных практических и исследовательских проектов; конкурсы профессионального мастерства для школьников; интерактивные профориентационные экскурсии или экспедиции; ученические фирмы и бизнес-инкубаторы; программы предпрофессионального и профессионального обучения школьников; профессиональные пробы.

Три представленных принципа современной профессиональной ориентации – непрерывность, социальное партнёрство, практикоориентированность – находят своё воплощение в региональных моделях построения профориентационной работы со школьниками.

В 12-ти субъектах РФ функционируют сетевые экспериментальные площадки Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.

Среди регионов-лидеров, успешно выстраивающих опережающие системы профориентационной работы с обучающимися, можно назвать Вологодскую, Иркутскую, Кемеровскую, Нижегородскую, Самарскую области.

Здесь сформированы и развиваются территориальные сетевые циклы профессиональных проб. Это современная технология сопровождения профессионального выбора школьников, разработанная специалистами Центра и наиболее полно соответствующая трём базовым принципам.

Профессиональные пробы реализуются на основе модели «работодатели, колледжи и вузы – для школьников».

Комплекс проб различной направленности объединён в сетевой цикл, при этом каждый школьник за время своего обучения в 8-х – 11-х классах может пройти 10-15 различных проб, выбирая их из достаточно обширного набора.

Содержание набора профпроб, реализуемых в территории, соответствует перечню профессий, наиболее востребованных и перспективных для этой территории.

Например, в Вологодской области содержание цикла профессиональных проб строится на основе кластерного подхода: каждая из проб соответствует какой-либо из профессий/специальностей, входящих в один из трех приоритетных региональных отраслевых кластеров.

В рамках кластера «Информационные технологии и связь» школьники 8-9 классов могут выбрать одну или несколько проб из набора, включающего десять различных программ, в том числе: «Компьютерная скоропись», «Робототехника», «Моделирование и персонажная анимация», «Программирование на языке Java» и др.

Для учащихся 10-11 классов разработаны программы профпроб «Системное администрирование» и «Основы программирования – 1С: Предприятие 8».

В рамках приоритетного кластера «Строительный комплекс и деревянное домостроение» предлагается другой избыточный набор проб, таких как «Декоративная отделка жилых помещений», «Строим умный дом» (и другие) – для учеников 8-9 классов или, например, «3-D проектирование деревянных лестниц» для старшеклассников.

Наконец, свой пакет профпроб разработан и для регионального кластера «Туризм и народные промыслы» – «Мастерская живописной грамоты», «Проектирование туристических маршрутов», «Организация комплексного туристского обслуживания» и так далее.

В других регионах содержание цикла профессиональных проб также заострено на наиболее востребованных профессиях (например, в Кемеровской области – на профессиях горного профиля, в Нижегородской – на профессиях инженерно-технического профиля для машиностроительного комплекса и т.д.). Такой подход позволяет обеспечить «мягкое» и вместе с тем эффективное профориентационное продвижение востребованных профессий, без использования примитивных «лобовых» решений в духе социальной рекламы.

Что представляет собой каждая профессиональная проба в составе цикла? Прежде всего, нужно отметить, что её разработчиком является колледж (иногда вуз), который готовит специалистов по данной профессии.

Продолжительность каждой пробы составляет 16 и более часов, включая подготовительный, основной и оценочный этап. Основной этап профпробы обязательно проходит на территории колледжа или вуза: в учебной мастерской, в лаборатории, на территории учебно-производственного полигона и т.д.

Иногда в разработке программы и реализации пробы принимают участие и работодатели.

В задачу общеобразовательной школы, участвующей в реализации сетевого цикла профпроб, входит формирование графика, по которому учащиеся посещают различные профпробы.

В образовательную программу школы такие профпробы включаются либо в качестве курсов по выбору (факультативных, элективных), либо в качестве программ дополнительного образования за пределами учебного расписания.

Большую роль играет привлечение родителей школьников, которые совместно с педагогами и школьниками участвуют в оценке хода и результата профессиональных проб, делая отметки на специальной «родительской» странице Дневника профпробы.

Это позволяет сделать процесс профориентационной работы максимально прозрачным для родителей и, более того, активизировать и сделать более осмысленной их собственную позицию в процессе профессионального самоопределения детей.

Целью прохождения каждым школьником цикла профессиональных проб является не только выбор конкретной профессии, которая оказалась наиболее близка и интересна при погружении в ней.

Не менее важная задача – формирование у подростков комплекса общих компетенций («Soft Skills»), необходимых для успешного самоопределения: способность оценивать успешность своей деятельности, «себя-в-профессии» и качество продукта, созданного в ходе профессиональных проб; готовность обоснованному выбору; умение видеть дефициты в своих знаниях, навыках и личностных качествах, которые необходимо закрыть, чтобы успешно обучиться и работать в избранной сфере деятельности. Таким образом, реализуемые в рамках территориального сетевого цикла профессиональные пробы относятся к категории «soft-проб». Это существенно отличает их от более привычных программ профессионального обучения для школьников, по итогам которого формируются, прежде всего, конкретные профессиональные знания, умения и навыки («Hard Skills»), а также от профессиональных «hard-проб», уже давно используемых для профотбора на профессии, требующие особых способностей или навыков.

За время работы экспериментальных площадок Центра в различных регионах страны в подобных профессиональных пробах приняло участие около 600 тыс. школьников.

Значимым социально-экономическим результатом этой работы стало заметное возрастание интереса к востребованным в регионах профессиям, в том числе рабочим, увеличение конкурса на профессии и специальности среднего профессионального образования.

Кроме того, технологию организации цикла профессиональных «soft-проб» для школьников предполагается использовать в новом федеральном профориентационном проекте «Билет в будущее», реализация которого началась в 2018 году.

По мере развития наших представлений о том, как должна выглядеть современная профориентационная работа со школьниками, методика разработки и организации профпроб претерпевает изменения.

Меняется и сам мир профессий: стандартизованные наборы трудовых функций, отражённые в профессиональных стандартах, вскоре превратятся в динамичные, нередко персонализованные, а подчас и уникальные наборы компетенций.

В связи с этим, ближайшим направлением развития станет разработка комплексов профессиональных проб для школьников, ориентированных на знакомство уже не с целыми профессиями, а с отдельными, прежде всего новыми и перспективными компетенциями.

Это, например, компетенции межкультурного общения для ресторанно-гостиничного бизнеса или дистанционное управление транспортными объектами для железнодорожной сферы. Так, в Иркутской области, в рамках экспериментальной работы Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС уже ведётся разработка «Регионального атласа перспективных компетенций», который должен стать своего рода «техническим заданием» для разработки таких инновационных профпроб.

Источник Интерфакс

Фото предоставлено Игорем Сергеевым

Проект по профориентации школьников заработает в 2018 году — Комитет проектной деятельности

КОМИТЕТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образован: в 2017 году Координирует и контролирует работу комитета: Заместитель Губернатора области

Боцан-Харченко Аркадий Александрович

Председатель комитета: Догадов Андрей Евгеньевич Количество сотрудников: 8 чел. Информация для контактов: Адрес: 600000, г. Владимир, Октябрьский пр., 21, тел : 8 (4922) 52-36-61(приемная) тел./факс: (4922) 53-03-95

e-mail:

kpd@avo.ru  каб. 411, 417, 421, 419, 312 (в здании администрации области)

  • График работы: понедельник-пятница, с 9:00 до 17:30
  • Официальные страницы комитета в социальных сетях:

Проект по профориентации школьников заработает в 2018 году

МОСКВА, 25 февраля. /ТАСС/.

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству и Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) обеспечить реализацию с 2018 года проекта для профессиональной ориентации учащихся 6 — 10 классов «Билет в будущее». Об этом говорится в опубликованном в воскресенье на сайте Кремля перечне поручений по итогам встречи президента с участниками всероссийского форума «Наставник», состоявшейся 14 февраля.

«Правительству РФ с участием АСИ обеспечить принятие нормативных правовых актов о реализации, начиная с 2018 года, проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6 — 11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее», с объемом финансирования до 1 млрд рублей и числом участников не менее 100 тыс. школьников…», — говорится в сообщении.

Оператором проекта определяется союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)». Ведомствам необходимо принять соответствующие документы до 30 марта 2018 года.

Кроме того, правительству поручено до 14 марта проработать вопрос об учреждении ведомственных знаков отличия «Почетный наставник», а администрации президента — представить предложения по учреждению государственной награды для лиц, осуществляющих наставническую деятельность.

Президент России Владимир Путин на встрече с участниками форума «Наставник» предложил запустить проект для профессиональной ориентации учащихся 6 — 10 классов. По словам главы государства, проект можно разделить на три этапа.

На первом школьники могли бы обозначить свой профессиональный интерес через интернет, на втором — принять участие в работе в центрах компетенции, в том числе в сочинском центре «Сириус», а на третьем — получать гранты на приобретение практических навыков непосредственно в учреждениях или в компаниях.

 ТАСС  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *