Минтруд отчитался о проделанной работе по трудоустройству инвалидов

Минтруд отчитался о проделанной работе по трудоустройству инвалидов Минтруд отчитался о проделанной работе по трудоустройству инвалидов

Владимир Гердо/ТАСС

Для каждого региона предусмотрены свои цифры. В среднем доля трудоустроенных инвалидов из числа обратившихся в службы занятости за содействием в поиске работы должна составлять 60-80%, 80-100% инвалидов должны быть оказаны услуги по профориентации, а направлены на обучение — от 2,5 до 14,5% инвалидов, зарегистрированных безработными.

Минтруд уже вводил аналогичные показатели на этот год, но пока неизвестно, насколько они были исполнены и с какими трудностями в их достижении столкнулись службы занятости.

Минтруд отчитался о проделанной работе по трудоустройству инвалидов

Как научить молодых инвалидов вести домашние дела без помощи родных

По данным Федерального реестра инвалидов, работа есть всего у 922 тысяч человек с ограниченными физическими возможностями трудоспособного возраста. Это 26,6% от их общего числа. Более 2,5 миллиона человек остаются не у дел. В минтруде намерены к концу следующего года довести долю трудоустроенных инвалидов до 40%.

Для этого, в частности, ведомство определило требования по оснащению, оборудованию рабочих мест для инвалидов в зависимости от ограничений жизнедеятельности, ежегодно определяет рейтинги эффективности работы служб занятости по трудоустройству инвалидов.

Кроме того, выстроена система, когда инвалидам начинают помогать с трудоустройством уже на этапе медико-социальной экспертизы. Введена новая госуслуга — сопровождение при содействии занятости инвалидов, нуждающихся в индивидуальной помощи при освоении новых трудовых функций.

Оно предполагает не только выявление барьеров на пути следования на работу, но еще и действия работодателя: привлечение наставника, оказание помощи в подборе и оснащении рабочего места. Кроме того, ведомство работает над законопроектом о создании специальных фондов, куда будут перечисляться средства от работодателей, которые не смогли выполнить квотные требования.

И на эти средства будут, в частности, открываться специальные рабочие места для инвалидов.

Работа есть только у четверти инвалидов трудоспособного возраста, более 2,5 миллиона остаются не у дел

По мнению профессора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова, работодатели не спешат брать на работу людей с ограниченными возможностями из-за того, что их трудно уволить, для них часто надо специально оборудовать рабочее место.

«В последние годы много сделано в части создания безбарьерной среды для инвалидов: оборудованы учебные заведения, изменены требования к транспорту и коммуникациям. Но это пока никак не сказалось на росте показателя трудо­устройства лиц с ограниченными возможностями», — говорит он.

В условиях сокращения численности трудоспособного населения несколько миллионов инвалидов — это серьезный резерв рабочей силы для экономики. Среди показателей оценки эффективности служб занятости самый важный — это число трудоустроенных инвалидов, считает эксперт. Но еще важнее, чтобы их занятость носила устойчивый характер.

Поэтому следует ввести показатель сохранения рабочего места более одного и более двух лет. Иначе службы занятости формализуют свои отчеты о выполнении критериев за счет временной занятости на один-два месяца или на испытательный период.

Отчет по инвалидам в центр занятости

Далеко не все работодатели знают, что они обязаны предоставлять отчеты в центр занятости в 2018 году.

В то же время существует множество форм, которые подаются организациями в территориальное подразделение ЦЗН и в установленные сроки.

В частности, речь идет о сведениях по увольнению персонала, по наличию вакантных должностей и свободных мест работы, по квотированию мест для трудоустройства инвалидов, по предпенсионерам и т.д.

Минтруд отчитался о проделанной работе по трудоустройству инвалидов

Консультант Плюс

Попробуйте бесплатно

Какой отчет сдавать в центр занятости

В соответствии с Законом № 1032-1 от 19.04.91 г.

все работодатели, включая предприятия-юрлиц и предпринимателей с наемными работниками, обязаны содействовать гражданам в трудоустройстве, снижая общий уровень безработицы в стране.

Особенно это актуально для социально незащищенных физлиц, имеющих инвалидность или находящихся в предпенсионном (пенсионном) возрасте. Согласно стат. 25 Закона работодатели должны предоставлять в ЦЗН следующую информацию:

  • По готовящемуся увольнению персонала по причине прекращения хоздеятельности или ликвидации бизнеса, а также в связи с сокращениями штата (ф. 1а-ВР, 1-ВР).
  • По фактическим увольнениям сотрудников (ф. 2-ВР, 3-ВР).
  • По наличию свободных мест или должностей (ф. 1-ТН).
  • По выделению или же созданию мест занятости для устройства сотрудников с инвалидностью (ф. 1-КИ).
  • По выделению или же созданию мест занятости для устройства нуждающихся в особой соцзащите сотрудников (ф. 2-ИТПР).
  • Другие формы по необходимости.

Увольнение инвалида по собственному желанию

Типовой отчет по инвалидам в центр занятости подается теми работодателями, общая численность персонала которых составляет от 35 чел. Если показатель не превышает обозначенный порог, предоставлять этот документ не требуется.

Форма включает в себя сведения о квотировании мест занятости для лиц с инвалидностью. Сколько именно рабочих мест должен забронировать за инвалидами работодатель – устанавливают органы административной власти отдельного региона РФ.

При этом под квотой подразумеваются специально оборудованные для инвалидов рабочие места в организации. Общее число таких вакансий определяется расчетным путем посредством процентного соотношения к итоговому количеству работников.

Взятые на себя обязательства по резервированию мест для инвалидов каждое предприятие закрепляет на основании заключенного с ЦЗН соглашения. Затем руководитель утверждает приказ, где обозначается количество забронированных мест с конкретными должностями. Регламент квотирования закрепляется в ЛНА организации. Такие меры помогают трудоустроиться лицам с ограниченными физическими возможностями.

В целях информирования государства о квоте работодателем подается бланк отчета в центр занятости. Документ предоставляется каждый месяц. Точные сроки и используемая форма утверждаются территориальной службой занятости.

Отчитаться разрешается путем личного посещения центра или с помощью почтового отправления документа, а также в электронном виде. Для последнего способа требуется оформление ЭЦП (электронно-цифровая подпись) на работодателя.

Обратите внимание! Точный размер квотирования определяется в процентном соотношении к показателю среднесписочной численности персонала компании. Для предприятий с численностью от 100 чел.

показатель составляет 2-4 %, с численностью в 35-100 чел. – до 3 %. При расчетах в среднесписочную численность не нужно включать тех сотрудников, которые трудоустроены в опасных или вредных условиях (стат.

21 Закона № 181-ФЗ от 24.11.95 г.).

(Скачать бланк) Актуальный отчет по инвалидам в центр занятости

Новый отчет в центр занятости 2018

В связи с проводимой в РФ пенсионной реформой Правительство утверждает новую категорию трудящихся лиц под названием предпенсионеры.

Таких граждан нельзя просто так уволить или как-то иначе нарушить их трудовые права. С 1-го октября 2018 г. Роструд обязывает работодателей предоставить новую форму отчета в центр занятости о предпенсионерах.

Соответствующие разъяснения приведены в Письме № 858-ПР от 25.07.18 г.

Сведения об инвалидах в Службу занятости: как составить, образец, срок подачи

Организации и предприниматели, в штате которых имеются сотрудники с ограниченными физическими возможностями, подают в Центр занятости (ЦЗН) отчет о выполнении квоты по трудоустройству инвалидов. В статье разберем, когда подаются Сведения об инвалидах в Службу занятости, как составить отчет и каков срок его подачи в ЦЗН.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Согласно закону №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», работодатели, будь то организации или индивидуальные предприниматели, обязаны обеспечивать трудоустройство лиц с ограниченными возможностями путем выделения или создания соответствующих рабочих мест.

В соответствие со ст. 21 закона, трудоустройство инвалидов обеспечивается согласно установленной квоте – процента от среднесписочной численности сотрудников организации:

  • фирмы с численностью работников от 35 до 100 человек включительно обязаны трудоустроить инвалидов в количестве не более 3% от средней численности сотрудников;
  • квота для предприятий и организаций с численностью более 100 работников составляет от 2% от 4% от среднесписочного количества.

Конкретный показатель квоты по трудоустройству инвалидов определяется на основании законодательно-нормативных актов региона, в пределах процентного диапазона, установленного ст. 21 закона №181-ФЗ.

Расчет количества рабочих мест для инвалидов осуществляется на основании среднемесячной численности работников организации. Сотрудники, привлеченные к вредным/опасным работам, в расчет квоты не включаются.

статью ⇒ «Квота для приема на работу инвалидов: как рассчитать».

Сведения об инвалидах в Службу занятости

Сведения об инвалидах в Службу занятости

Работодатели, которые согласно закону №181-ФЗ обязаны обеспечить трудоустройство инвалидов, ежемесячно составляют отчет о выполнении/невыполнении установленной квоты и подают документ в территориальный орган Службы занятости по месту регистрации организации (месту жительства ИП).

Особенности составления и подачи отчета рассмотрим ниже.

Бланк документа

  • Работодатели информируют ЦЗН о создании (выделении) рабочих мест для инвалидов и трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями путем подачи специального отчета («Информация о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствие с установленной квотой»).
  • Отчет составляется на бланке установленного образца, который можно скачать здесь ⇒ Информация о рабочих местах для инвалидов.
  • Форма отчета состоит из 3-х блоков:
  • 1-й блок – Информация о работодателе В блоке отражаются данные об организации/ИП: наименование фирмы (ФИО ИП), ИНН, ОГРН, контакты, юридический и фактический адреса, форма собственности, ОКОПФ.
  • 2-й блок – Информация о рабочих местах для инвалидов В таблице работодатель заполняет следующие графы:
  • отчетный период (календарный месяц);
  • средняя численность сотрудников (общая и рассчитанная в целях определения квотируемых рабочих мест для инвалидов);
  • количество рабочих мест, подлежащих квотированию (в том числе специально оборудованных);
  • количество выделенных (созданных) рабочих мест для инвалидов;
  • численность инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах (на начало отчетного периода, принято, уволено, на конец отчетного периода);
  • невыполнение/перевыполнение квоты (количество сотрудников);
  • количество вакансий из числа квоты, заявленных в ЦЗН.

3-й блок – Информация о рабочих местах для инвалидов, арендованных у других работодателей В блоке работодатель указывает количество рабочих мест для инвалидов, арендованных в других организациях, а также численность сотрудников, занимающих данные рабочие места на конец отчетного периода.

Порядок заполнения отчета регламентируется нормативными актами региона. В общем порядке отчет составляется ежемесячно, накопительным итогом. Данные в отчете отражаются в разрезе отчетного периода (календарного месяца).

Как правило, обязанность по составлению отчета и его подаче в ЦЗН возлагается на сотрудника отдела кадров, ответственного за кадровый документооборот. Если речь идет о небольшом предприятии или ИП-работодателе, то отчет может быть составлен непосредственно руководителем фирмы или предпринимателем.

статью ⇒ «Как заполнить справку о среднем заработке для центра занятости: инструкция, образец».

Читайте также:  Пенсия в краснодаре и краснодарском крае в 2020 году: размер выплат и доплаты, правила и порядок получения, особенности получения, адреса отделений пф рф

Образец заполнения

Рассмотрим образец заполнения Информации о рабочих местах для инвалидов на примере работодателя из Ханты-Мансийска. В данном регионе установлены следующие показатели квоты для инвалидов:

  • предприятия со среднесписочной численностью от 101 до 500 человек обязаны обеспечить одно специальное рабочее место для инвалида;
  • организации с численностью сотрудников от 501 до 1000 человек обязаны обеспечить два специальных рабочих места;
  • для компаний численностью от 1001 до 5000 человек квота составляет три специальных рабочих места.

Работодатели Ханты-Мансийска подают отчет о выполнении квоты в ЦЗН ежемесячно, не позже 5-го числа месяца, следующего за отчетным.

Представим, что производственный комбинат «Жилстрой-5» ведет деятельность в Ханты-Мансийске. Среднесписочная численность работников предприятия составляет 1312 человек, в связи с чем работодатель обязан обеспечить трудоустройство 3-х инвалидов.

Сотрудник отдела кадров комбината «Жилстрой-5» заполнил Сведения об инвалидов для ЦЗН следующим образом:

Наименование работодателя ООО «Производственный комбинат «Жилстрой-5».
ИНН 7710168360 ОГРН 1 037739085636
Ф.И.О. руководителя _____________________________________________
Телефон +7 346 733-35-51 факс +7 346 733-35-52 e-mail JStroi-5@gmail.com
Юридический адрес г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 15
Фактический адрес г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 15
Форма собственности  частная
ОКОПФ (коммерческое или некоммерческое) 1 23 00

ИНФОРМАЦИЯ О СОЗДАННЫХ ИЛИ ВЫДЕЛЕННЫХ РАБОЧИХ МЕСТАХ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ

Отчетный период  (по месяцам) Среднесписочная численность работников в отчетном периоде (чел.) Среднесписочная численность работников  для исчисления квоты * в отчетном периоде (чел.) Количество рабочих мест, подлежащих квотированию у данного работодателя**                                                                                в отчетном периоде (ед.) Количество рабочих мест, фактически созданных (выделенных)  в пределах установленной квоты ****     на конец отчетного периода, в том числе с указанием рабочих мест (ед.) Численность инвалидов, работающих  на квотируемых рабочих местах, на начало отчетного периода (чел.) Принято инвалидов на квотируемые рабочие места, в отчетном периоде (чел.) Выбыло (уволено) в  отчетном периоде(чел.) Численность инвалидов, работающих  на квотируемых рабочих местах, на конец отчетного периода (чел.) Невыполнение квоты  на конец отчетного периода (чел.) Численность  инвалидов, работающих сверх  установленной квоты,  на конец отчетного периода (чел.) Количество вакантных рабочих мест  для инвалидов  на конец отчетного периода, заявленных в органы занятости (ед.)
Всего в т. ч.   специальных рабочих мест в пределах установленной квоты *** Всего в т.ч. специальных рабочих мест Всего в т.ч. на специальных рабочих местах Всего в т.ч. на  специальные рабочие места Всего в т.ч. со  специальных рабочих мест Всего в т.ч.  на специальных рабочих местах Всего из них по специальным рабочим местам Всего в т.ч.  на специальных рабочих местах Всего в т.ч. на специальные рабочие места
Январь 2020 1312 1210 3 3 3 1 4 1

Должности, на которых трудоустроены инвалиды по состоянию на конец отчетного периода (из гр. 14, 15): помощник архивариуса, ассистент менеджера по продажам, помощник кладовщика.

*В соответствии с  Федеральным законом от  24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

**** В соответствии с локальным нормативным  актом работодателя 12.05.2011 года №14-3/5 Положение о трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями. 

Сведения о рабочих местах, арендованных у других работодателей либо созданных или выделенных иными способами в соответствии с законодательством Всего (с указанием должностей, профессий) в т.ч. на специальных рабочих местах (с указанием должностей, профессий)
Количество рабочих мест, арендованных у других работодателей, либо созданных или выделенных рабочих мест иными способами в пределах установленной квоты
Численность инвалидов, работающих  на данных рабочих местах, на конец отчетного периода, из числа инвалидов, указанных в гр. 14, 15 (чел.)

Подпись руководителя, печать (при наличии)                 Петрушнев                             /Петрушнев В.Д./

Исполнитель, телефон                                                             Сурикова                             /Сурикова С.Л./ +7 346 733-35-51

Порядок и срок подачи

Сведения о трудоустройстве инвалидов  ежемесячно подаются в территориальный орган Службы занятости в письменном виде. Срок подачи отчета устанавливается законодательными актами региона и, как правило, составляет до 10-ти дней после истечения отчетного периода (например, за январь 2020 – до 10.02.2020).

Согласно КоАП, для работодателей, не обеспечивших трудоустройство инвалидов в пределах установленной квоты и не предоставивших соответствующий отчет в ЦЗН, предусмотрен штраф в размере до 10.000 руб.

статью ⇒ «Сведения о вакансиях в Службу занятости: как составить, образец, срок подачи».

Минтруд обяжет службы занятости приходить к инвалидам

Министерство труда и социальной защиты готовит изменения в закон «О занятости населения в РФ». Новация будет состоять в том, что службы занятости обяжут связываться с инвалидами и предлагать им рабочие места. На сегодняшний день гражданин с ограниченными возможностями здоровья вынужден сам обращаться в подобные службы в поисках потенциального работодателя.

Новый механизм будет работать так: учреждения медико-социальной экспертизы в рамках освидетельствования граждан и оформления им индивидуальной программы реабилитации зададут вопрос, хочет ли человек работать, и в случае положительного ответа уже служба занятости будет выходить к нему с предложениями.

 Об этих грядущих изменениях «Известиям» рассказал заместитель министра труда и социальной защиты Григорий Лекарев.

— Сегодня работает чуть меньше одного миллиона инвалидов трудоспособного возраста или 24% от их численности, — сообщил Григорий Лекарев. — К 2020 году министерство ставит задачу удвоить уровень их занятости.

Также ведомство прорабатывает вопрос принципиального изменения механизма квотирования рабочих мест для инвалидов. По действующему законодательству, работодателям, количество сотрудников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников.

Если количество работников составляет 35–100 человек, то такой показатель устанавливается в размере не выше 3%. Именно процентную составляющую предлагается изменить, однако как именно изменится квотирование, говорить еще рано.

Министерство также займется разработкой механизмов поощрения работодателей, которые примут инвалидов сверх установленной квоты.

Для реализации этих планов субъекты федерации обязаны представить в Минтруд до 15 декабря информацию о мерах по совершенствованию механизма квотирования рабочих мест, предложения по привлечению к административной ответственности за несоблюдение норм законодательства о квотировании и инструментах аккумулирования регионами средств и образования соответствующих структур (фондов) для их эффективного использования в целях реального предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости.

Замминистра добавил, что в начале августа ведомство направило письма в регионы с конкретными требованиями по обмену информацией между органами служб занятости, территориальными органами Пенсионного фонда РФ и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы с целью создания в органах службы занятости персонифицированного учета потребностей всех нуждающихся в трудоустройстве инвалидов. Также в службах занятости потребовали выделить сотрудников и структурные подразделения, которые будут целенаправленно заниматься трудоустройством инвалидов, в том числе организацией содействия их занятости.

— Предлагаемая работа должна учитывать как тяжесть инвалидности, так и вид ограничения жизнедеятельности. Инвалидность не должна становиться преградой для трудоустройства, — заявил Григорий Лекарев.

Зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев поддерживает предложения ведомства.

— Необходимо определить новые критерии работы служб занятости, чтобы они действовали не в заявительном порядке после визита к ним, а начиная с получения человеком самой инвалидности.

Инвалид уже сразу будет «подхвачен» службами занятости, и ему будут понятны его возможности в сложившихся условиях, — отметил Терентьев. — У нас инвалидов трудоспособного возраста около 3 млн человек, из которых работает менее 1 млн.

А остальные — может быть, у них нет возможности и желания, а может, они не знают, что могут работать, и им просто об этом не сказали.

По словам парламентария, предлагаемые изменения являются лишь одним пунктом большой и комплексной работы.

— Надо больше работать с инвалидами. Нужно рассказывать им о возможностях и больше освещать достижения инвалидов в жизни общества.

У человека может быть желание работать, но для этого он должен выйти из дома и добраться до работы. Это уже вопрос реализации программы «Доступная среда».

Подобная тема должна всегда быть в поле зрения законодательной и исполнительной власти на всех уровнях, — подытожил Михаил Терентьев.

Вице-президент «Всероссийского общества глухих» Станислав Иванов также поддерживает инициативу.

— Предложения Минтруда — это результат серьезной совместной работы общероссийских общественных организаций инвалидов с министерством. Мы полностью поддерживаем необходимость разработки системы сопровождения инвалидов на пути к рабочему месту.

Эта система должна включать в себя программы профориентации старшеклассников, обучение их навыкам самостоятельного поиска работы, возможность прохождения собеседования, изучение своих трудовых прав, а также в случае необходимости включать фактическое сопровождение инвалида на определенный срок для успешной адаптации на рабочем месте, — сказал Иванов.

— Вопрос эффективности системы квотирования также очень важен, поскольку необходимо создавать условия, при которых работодателю будет интересно принимать людей с инвалидностью на работу.

По состоянию на 1 января 2016 года общее количество инвалидов составляет свыше 12 млн человек, из которых в трудоспособном возрасте — 3,8 млн человек (работает около 1,1 млн), в пенсионном возрасте — 8,1 млн человек (работает около 800 тыс). Рекордсменом по трудоустройству инвалидов является Москва — 160 тыс. человек. Меньше всего инвалидов работает в Ненецком автономном округе — 719 человек.

Закон о трудоустройстве инвалидов с тяжелыми нарушениями подготовил Минтруд | Милосердие.ru

Службы занятости хотят обязать в инициативном порядке трудоустраивать инвалидов и оказывать им всестороннюю поддержку в закреплении на рабочем месте. Об этом говорится в законопроекте, который в ближайшее время будет представлен на рассмотрение российского правительство, сообщили в Минтруда.

По словам представителей ведомства, речь идет прежде всего об инвалидах с тяжелыми нарушениями здоровья, наиболее нуждающихся в поддержке.

«На первом этапе гражданин дает согласие на трудоустройство. После этого сотрудники учреждений медико-социальной экспертизы передают его данные в службу занятости населения, которая связывается с инвалидом, чтобы уточнить профиль образования, опыт работы, пожелания относительно будущей работы.

Далее с помощью базы вакансий подбирается подходящая работа и обеспечивается взаимодействие инвалида с потенциальным работодателем», — рассказали в министерстве.

«При этом особое внимание уделяется выстраиванию трудового маршрута инвалида. Работодатель или специализированные некоммерческие организации должны помогать инвалиду добираться до работы и передвигаться по территории здания», — пояснили разработчики.

В  некоторых регионах России услуга по сопровождаемому содействию занятости ежегодно может потребоваться 7-8%  лиц трудоспособного возраста, впервые признаваемых инвалидами, считают в Минтруда. Численность получателей услуги по организации сопровождаемого содействия занятости инвалидов трудоспособного возраста может в таком случае составить около 22 тысяч человек в год.

К сопровождаемому трудоустройству инвалидов привлекут НКО

  • Ранее глава Минтруда Максим Топилин сообщил, что законопроект, который готовит его ведомство, подразумевает привлечение к планируемой деятельности  некоммерческих организаций.
  • « …Для инвалида необходима проработка маршрута как до места работы, так и на территории работодателя; нужны в отдельных случаях (далеко не во всех) мероприятия по оснащению специализированного рабочего места; рабочий график, распорядок работы может быть особенным, и освоение трудовых функций, помощь в нахождении на работе тоже может потребоваться.
  • И здесь мы исходим из того, что необходимо будет привлекать институт некоммерческих организаций», — заявил министр на заседании правительства в марте 2017 г.
Читайте также:  Пособия и выплаты на ребенка в владивостоке в 2020 году: федеральные и региональные, размеры выплат, порядок и условия получения, необходимые документы

По его словам, опыт подобной деятельности уже есть во многих регионах. Речь идет не об увеличении численности работников службы занятости, а именно о расширении возможностей НКО, подчеркнул Максим Топилин.

В качестве примера эффективного взаимодействия власти и НКО в области трудоустройства инвалидов выступавший на совещании губернатор Пензенской области Иван Белозерцев назвал проект комплексной реабилитации инвалидов «Квартал Луи», который реализуется общественной организацией «Благовест» при поддержке благотворителей, региональной администрации и Пензенской митрополии.

«Это своеобразная коммуна, созданная для людей с ограниченными возможностями, для самостоятельного проживания. Помогая друг другу, молодые люди длительное время живут в одном доме, учатся организовывать своё жизненное пространство, справляются с бытовыми сложностями и приобретают навыки», — рассказал губернатор.

«Дело в том, что сейчас именно у НКО есть необходимый опыт — прокомментировала тогда порталу Милосердие.ru озвученные на заседании кабмина сведения сопредседатель Координационного Совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при ОП РФ Елена Клочко.

— Сопровождаемое трудоустройство может включать в себя длительную работу.

Например, человека с психическим заболеванием могут два года готовить к началу работы, потом — еще год оказывать ему содействие уже на рабочем месте.

Без этого усилия по трудоустройству людей с инвалидностью могут оказаться просто неэффективными. Поэтому особенно важно то, о чем упомянул глава Минтруда — помощь в нахождении на рабочем месте.

Преимущества НКО в том, что они видят людей, предметно ведут речь о каждом человеке. У службы занятости – свои функции, свои проблемы, большой масштаб деятельности, в котором инвалиды — всего лишь малая часть. Это не плохо, если службы занятости будут заниматься в том числе и людьми с инвалидностью. Другое дело, насколько они к этому готовы, и какие у них есть специалисты».

Ранее в Минтруда сообщали о намерении повысить в ближайшие годы уровень занятости людей с ограниченными возможностями здоровья до 40-50%. К 2020 году должен быть утвержден единый и обязательный для всех регионов стандарт услуги по сопровождению молодых инвалидов при трудоустройстве.

Минтруд намерен найти работу для половины инвалидов

Минтруд: к 2020 году появится стандарт трудоустройства инвалидов

Отчеты в центр занятости — 2018

Основной документ, который регулирует отношения работодателей с ЦЗН, — это Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения РФ» (в ред. от 03.07.2018). В соответствии с п. 2 и 3 ст. 25 работодатели обязаны сообщать в центр занятости населения следующее:

  • — данные о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
  • — информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
  • — сведения о применении процедур о несостоятельности (банкротстве);
  • — сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства;
  • — сведения о принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации.

Зачем это нужно? Ведь во времена интернет-технологий предприятия могут сами искать себе сотрудников, объявлять о банкротстве у себя на сайте и пр., не прибегая к услугам ЦЗН.

Требования ФЗ № 1032-1 призваны поддержать государственную политику в области занятости населения, которая способствует трудоустройству граждан, предупреждению массовой и сокращению длительной безработицы, поддерживает предпринимательскую инициативу и мн. др.

Отчет о вакантных местах. Точного определения, что такое вакансия, в трудовом законодательстве нет. Традиционно под этим термином подразумевается наличие незанятого рабочего места или должности, на которую может быть принят новый работник.

Не важно, новая ли это штатная единица или вы ищете замену уволенному человеку. При этом должности, которые освободились из-за того, что сотрудник ушел в декрет или временно переведен на другую работу, вакантными не считаются.

Сообщать о них в центр занятости не нужно.

Формируйте отчет о вакансиях в программе Контур.Персонал

Узнать больше

А если речь идет о постоянном наборе сотрудников? Когда в организации «текучка» или работодатель хочет усилить состав отдела высококлассным специалистом? По таким вакансиям тоже нужно представлять сведения и следить за их своевременным обновлением.

Иногда бывает так, что в штатном расписании есть свободная единица, а потребности в таком сотруднике в настоящее время нет. Рекомендуем либо декларировать эти должности как вакантные, либо приводить внутренние документы в соответствие с актуальным состоянием штата.

На профильных форумах частенько возникает вопрос: а надо ли подавать нулевой отчет о вакансиях? Исходя из формулировки закона, сведения об отсутствии свободных рабочих мест подавать не нужно. Но работодатель должен уведомить ЦЗН о закрытии вакансии, если нашел сотрудника.

Важно! Сведения о свободных рабочих местах не должны ограничивать права или устанавливать преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.

Единой даты для сдачи статистической отчетности нет. Единственное требование — не реже одного раза в месяц. Каждый регион вправе самостоятельно утвердить крайний срок подачи сведений. Его можно узнать в региональном отделении центра занятости населения.

Шаблон отчета «Сведения о потребности в работниках, наличии вакантных мест» опубликован в приложении № 11 к Приказу Минтруда России от 26.02.2015 № 125н. При этом регионы могут дорабатывать его по своему усмотрению. Актуальную форму можно запросить в своем отделении ЦЗН.

По указанным работодателем в отчете критериям ЦЗН подбирает соискателей и направляет их в организацию. Принимая в штат соискателя, работодатель в пятидневный срок возвращает его направление в ЦЗН с указанием дня оформления на работу. В случае отказа в трудоустройстве работодатель делает в направлении ЦЗН отметку о дне явки, причине отказа и возвращает направление соискателю.

Сведения о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Такие сведения работодатель должен сообщать в ЦЗН, если на предприятие распространяется требование ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов».

Если в штате больше 100 человек, устанавливается квота для трудоустройства инвалидов — от 2 до 4 % от среднесписочной численности. Дополнительно к этому регионы могут нормативным актом определить квоту не более 3 % для организаций со штатом от 35 до 100 человек.

Игнорировать квоты и отказывать инвалидам в трудоустройстве обходится дорого — штраф от 5 000 до 10 000 рублей для должностных лиц. Статья 5.42 КоАП РФ расценивает это как нарушение прав людей с ограниченными физическими возможностями.

Сведения о работающих инвалидах представляются ежемесячно. Единой утвержденной формы нет, региональные центры занятости устанавливают ее самостоятельно. Обычно в ней содержится информация о самой организации, общем количестве сотрудников, установленной квоте и фактически созданных рабочих местах. При необходимости в ней же можно указать вакансии, доступные инвалидам.

Сведения о применении процедур о несостоятельности. О применении процедуры банкротства работодатель обязан информировать службу занятости ежемесячно.

И если сначала к работодателю применяется процедура наблюдения, о ней следует сообщить сразу. Если ее действие распространяется и на следующий месяц, об этом тоже требуется сообщить в ЦЗН.

Сведения представляются в произвольной форме, если иное не утверждено региональным нормативным актом.

Сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства.

Когда работодатель меняет организационные или технологические условия труда (производственные изменения, реорганизация компании и др.

), зачастую это ведет к корректировке условий трудового договора по инициативе работодателя. ТК РФ допускает такой вариант, главное, чтобы не менялась трудовая функция сотрудника.

Однако серьезные изменения могут повлечь за собой массовое увольнение работников. В целях сохранения рабочих мест работодатель имеет право вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.

После того как решение принято, работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в ЦЗН в течение трех рабочих дней.

Унифицированная форма для такого сообщения не установлена, но может быть определена, например, региональными нормативными актами. В противном случае информация подается в произвольной форме.

Отчет должен содержать данные о количестве простаивающих работников или тех, кому установлено неполное рабочее время, а также время, на которое работодатель установил такой режим.

Сведения о принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации.

Организация обязана уведомить службу занятости о сокращении штата за два месяца, а о предстоящем массовом увольнении — за три месяца (п. 2 ст. 25 Закона № 1032-1).

Форма этого отчета установлена Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 № 99. Она содержит сведения о каждом из сотрудников, подлежащих увольнению:

  • полные ФИО;
  • образование;
  • профессия или специальность;
  • квалификация;
  • средняя заработная плата.

При этом у регионов есть право дорабатывать отчетную форму по своему усмотрению.

Информация о штрафах. Непредставление, неполное или несвоевременное представление сведений в ЦЗН по любому из отчетов влечет административную ответственность. Должностные лица должны будут выплатить штраф от 300 до 500 рублей; юридические лица — от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

Вместо заключения. Не стоит забывать, что в отношении службы занятости у работодателей есть не только обязанности. Сотрудничество с региональным ЦЗН может быть полезно.

Самое очевидное — это, конечно, подбор персонала согласно обозначенным требованиям. А кроме того, любая организация вправе запрашивать у органов службы занятости информацию о положении на рынке труда.

Сделать это можно в любой удобной форме: по электронной почте или через МФЦ государственных и муниципальных услуг совершенно бесплатно.

Онф призывает минтруд доработать раздел о трудоустройстве инвалидов в системе «общероссийский банк вакансий»

Около 7 тыс. рабочих мест для граждан с инвалидностью, размещенных в системе «Общероссийский банк вакансий «Работа в России», не подходят для людей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку характер этих вакансий предполагает хорошую физическую подготовку.

 Такой вывод сделали эксперты ОНФ в ходе мониторинга исполнения поручения президента РФ по содействию трудоустройству инвалидов и доклада правительства о содействии в трудоустройстве граждан с ограниченными возможностямиздоровья. Они призвали Минтруд доработать раздел о трудоустройстве инвалидов в этой системе.

Также представители ОНФ составили рейтинг абсурдных вакансий для людей с инвалидностью, размещенных на портале «Работа в России».

Эксперты Народного фронта проанализировали специальный раздел официального сайта Роструда на предмет наличия вакансий для людей с ограниченными возможностями здоровья и общей характеристики кадровых предложений для них. По состоянию на август 2018 г. в базе данных портала «Работа в России» размещалось 471 тыс. 311 вакансий, которые содержат 1 млн 548 тыс.

776 рабочих мест (одна вакансия может включать два и более рабочих места). При этом рабочие места, доступные для инвалидов, содержались лишь в 41 тыс. 928 вакансиях (8,8% от общего количества вакансий). Количество рабочих мест, доступных для граждан с ограниченными возможностями здоровья, составило 79 тыс.

Читайте также:  Материнский капитал в ижевске и республике удмуртия: размер региональных выплат, условия получения и особенности программы, правила использования и порядок оформления, необходимые документы

862 рабочих места (5,1% от общего количества рабочих мест).

Также представители ОНФ отметили, что показатели по наполнению раздела «Трудоустройство инвалидов» на портале Роструда являются низкими. Согласно Федеральному реестру инвалидов, по состоянию на июнь 2018 г. II и III группы инвалидности имели 9,9 млн человек.

При этом работающими инвалидами уже являются 924 тыс. 686 человек. Таким образом, при условии поиска работающими инвалидами нового места работы лишь 8% от уже работающих могут быть охвачены рабочими местами.

При учете территориальной доступности, малой мобильности инвалидов, особенностей имеющихся заболеваний такой процент существенно снижается.

Эксперты ОНФ сравнили количество вакансий для инвалидов с информацией, представленной в открытой части Федерального реестра инвалидов о числе людей с ограниченными возможностями здоровья, обратившихся за поиском работы. Лидерами по предложению трудоустройства людей с инвалидностью являются Краснодарский край (4 тыс.

640 рабочих мест, что составляет 13,5% от общего количества обратившихся в службы занятости работающих инвалидов региона), Санкт-Петербург (3 тыс. 889 рабочих мест, что составляет 11% от обратившихся инвалидов), Московская область (3 тыс. 877 рабочих мест, или 10% от числа обратившихся инвалидов), Красноярский край (3 тыс.

242 рабочих места, или 20,9%) и Москва (3 тыс. 95 рабочих мест, или 4,9%).

Наименьшее количество рабочих мест для инвалидов выявлено в Республике Калмыкия (23 рабочих места, или 1% от обратившихся инвалидов), Ненецком автономном округе (20 рабочих мест, или 6,6% от обратившихся инвалидов), Республике Ингушетия (10 рабочих мест, или 0,1%), Чеченской Республике (5 рабочих мест, или 0,01%), Республике Северная Осетия – Алания (4 рабочих места, или 0,07%).

По отраслям хозяйства, которые заявлены в базе портала «Работа в России», наибольшее количество рабочих мест для инвалидов представлено в промышленности (35 тыс. 323 рабочих места), торговле (7 тыс. 770 рабочих мест), образовании (4 тыс.

657 рабочих мест), неквалифицированном труде (4 тыс. 162 рабочих места) и консультировании (3 тыс. 053 рабочих места).

Наименьшее – в отраслях кадрового дела (36 рабочих мест), сервисного обслуживания (28 рабочих мест), плотницкого дела (7 рабочих мест), деревообрабатывающих производств (4 рабочих места), лесозаготовки (2 рабочих места).

Эксперты ОНФ подчеркнули, что законодательство устанавливает прямую зависимость между количеством рабочих мест у работодателя и утверждением квот для инвалидов.

 Согласно статье 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» работодателям, численность сотрудников которых превышает 100 человек, законом установлена квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников.

Работодателям, численность сотрудников которых составляет не менее 35 и не более 100 человек, утверждена квота для трудоустройства людей с инвалидностью не выше 3% среднесписочной численности работников.

Наиболее простым и доступным способом найти рабочее место является использование базы вакансий «Работа в России». При этом такой портал работает за счет бюджета.

Согласно федеральному закону «О занятости населения в Российской Федерации» работодатель должен обеспечивать «полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещаемой в системе «Работа в России».

Таким образом, использование общероссийской базы вакансий «Работа в России» фактически вменяется работодателям в обязанность, как и соблюдение квот для инвалидов.

Проведя детальный анализ вакансий в системе «Работа в России», эксперты ОНФ выявили, что 8% размещенных здесь рабочих мест для инвалидов не подходят для людей с ограниченными возможностями здоровья. Это профессии, связанные с тяжелым физическим трудом и серьезными нагрузками, которые не предполагают ограничений по здоровью.

«Либо сами работодатели размещают такие вакансии, чтобы условно закрыть публичную отчетность о том, что они якобы выполняют законодательство РФ по квотированию рабочих мест для инвалидов, либо это делает служба занятости, чтобы отчитаться по выполнению поручения президента, маркируя недоступные вакансии для инвалидов под доступные. Все это существенно искажает реальную картину доступности рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями», – отметил координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктор Рожков.

Эксперты ОНФ составили рейтинг (топ-5) абсурдных вакансий для людей с инвалидностью, размещенных на портале «Работа в России».

На первом месте оказалась вакансия охранника. Всего на сайте Роструда находится 1 тыс. 496 рабочих мест охранников, отмеченных как доступные для инвалидов. Однако в описании содержатся совсем иные требования.

Так, компания-работодатель из Калининградской области отмечает, что охранник должен иметь свидетельство о шестом (самом высоком) квалификационном разряде, обладать «физической выносливостью» и «способностью работать на ногах полную смену».

Второе место занимает вакансия грузчика – 761 рабочее место. В целом работа грузчика требует хорошей физической подготовки, что уже ставит под сомнение доступность такой профессии для инвалидов.

Это подтверждает и вакансия из Свердловской области, в описании которой предельно честно заявлено: «очень тяжелый физический труд (70% рабочего времени выгрузка/погрузка фур), полная материальная ответственность, проверка службой безопасности, высокие требования».

На третьем месте – пожарные – 37 рабочих мест. Работа пожарного не только требует высокой физической подготовки, но и нередко связана с риском для жизни.

Четвертое место – подсобные рабочие – 3 тыс. 231 рабочее место.

 В настоящее время нет общего понимания требований к профессии подсобного рабочего, кто-то описывает ее как работу грузчика, кто-то как многопрофильного помощника разных специалистов в строительстве или производстве.

Но большинство описаний по этой вакансии похожи на заявку от компании из Московской области: «Готовность к физическим нагрузкам. Все виды подсобного труда (погрузка сыпучих грузов в тележки, ручная транспортировка, разгрузка, уборка территории). Работа в основном на улице».

Замыкают пятерку абсурдных вакансий для инвалидов укладчики-упаковщики – 750 рабочих мест. Работа укладчика-упаковщика, как правило, включает подъем, перенос и упаковку тяжелых товаров, что требует хорошей физической подготовки.

Так, внимание общественников привлекла вакансия в одной из компаний Рязанской области, выпускающей различные пластиковые изделия: «работа укладчика-упаковщика предполагает фасовку, дозировку готовой продукции или отдельных ее компонентов в тару; завертывание в различный оберточный материал; укладку вручную изделий в тару; маркировку оберточного материала; работу стоя на ногах».

По мнению экспертов ОНФ, вакансии для людей с ограниченными возможностями из базы данных портала «Работа в России», попавшие в топ-5, не соответствуют приоритетному перечню профессий Минтруда (постановление Минтруда России №150), овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда.

«В официальном списке Минтруда приоритетных профессий для людей с инвалидностью нет ни охранника, ни пожарного, ни грузчика. О чем это говорит? Ответ очевиден: трудоустройство граждан с ограниченными возможностями с помощью базы вакансий Роструда носит формальный характер.

Чтобы предупредить дезинформирование соискателей-инвалидов, призываем Минтруд провести инвентаризацию базы данных портала «Работа в России».

 ОНФ направит обращение в Роструд и Минтруд России с просьбой провести ревизию вакансий на предмет обоснованности установления метки о доступности для инвалидов», – резюмировал Рожков.

Минтруд трудоустроит инвалидов

К 2020 году уровень занятости среди инвалидов трудоспособного возраста в РФ должен вырасти вдвое и достичь 50%. Такой показатель содержится в разработанном Минтрудом плане мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы.

Достичь удвоения показателя министерство намерено с помощью пяти основных мер: введение адресного подхода; увеличение доступности профобразования; повышение качества квотирования рабочих мест для инвалидов и совершенствование системы их трудоустройства.

Минтруд планирует довести показатель уровня занятости инвалидов с нынешних 25% до 50% к 2020 году. Соответствующий план мероприятий на 2017-2020 годы ведомство разработало совместно с Минздравом, Минобрнауки, Минпромторгом и Минэкономики. Сейчас, по данным Минтруда, в России 12,3 млн инвалидов.

4,4 млн человек относятся к третьей группе инвалидности (36%), 5,8 млн человек — ко второй (47%), 1,5 млн — к первой (12%). Численность инвалидов в трудоспособном возрасте — более 3,7 млн человек (30% от общего числа). Большая часть из них (86%) — инвалиды второй и третьей групп. Уровень занятости инвалидов — 25% (около 1 млн человек) трудоспособного возраста.

Это в 2,5 раза ниже аналогичного показателя россиян без ограничений по состоянию здоровья, поясняет Минтруд.

Отметим, что, по данным доклада РАНХиГС, оплачиваемая работа или доходное занятие в целом есть только у 16% инвалидов. Среди инвалидов третьей группы заняты в среднем 26%, второй группы — только 9,7%, первой — 3,1%. При этом каждый шестой незанятый из числа инвалидов (16%) был бы готов вернуться на рынок труда на посильную работу (подробнее см. «Ъ» от 20 января).

Как следует из пояснений Минтруда к плану, сейчас более успешному трудоустройству инвалидов мешают как факторы внешней среды (недостаток вакансий и их транспортная недоступность), так и состояние потенциальных соискателей (проблемы со здоровьем, психологические барьеры, уровень профессионального образования).

Тем не менее, по мнению главы Минтруда Максима Топилина, для вовлечения инвалидов в рабочую деятельность существует «огромный потенциал».

Реализовывать его министерство намерено по пяти основным направлениям: введение адресного подхода; увеличение доступности профобразования; повышение качества механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и совершенствование системы их трудоустройства и сопровождения занятости.

Сейчас, по словам господина Топилина, только 50% учащихся инвалидов впоследствии трудоустраиваются — к 2020 году их число должно вырасти до 90%.

Как недостаточно эффективную Минтруд оценивает и нынешнюю систему квотирования рабочих мест — «связи между тем, какая потребность в рабочих местах и как выделяются квоты работодателями, практически нет», отметил министр.

При этом, по его словам, можно было бы рассмотреть возможность замены нынешних штрафов для работодателей, не выполняющих квоты, компенсационными выплатами, которые шли бы на обучение и переобучение инвалидов.

По оценке Минтруда, это позволит довести количество трудоустроенных инвалидов на квотируемые рабочие места до 800 тыс. Также ведомство считает необходимым увеличить число вакансий для инвалидов на портале «Работа в России» с 70 тыс. до 200-250 тыс. к 2020 году.

По мнению экспертов «Открытого правительства», существенно увеличить число рабочих мест для инвалидов могли бы компенсации работодателям на оборудование рабочих мест за счет средств бюджета.

В то же время возможное увеличение числа проверок на предприятиях на предмет приема на работу инвалидов по квоте эксперты не поддерживают, считая, что это может привести к росту административного давления на бизнес.

Анастасия Мануйлова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *