Как малые закупки по 44-ФЗ изменились с 1 апреля

Все ярче греет весеннее солнышко. Скоро заканчивается месяц март, а значит, на подходе 1 апреля — международный День смеха или День дураков (All Fool's Day). Это уж кому как больше нравится. Не знаю почему, но разработчикам закона «О контрактной системе в сфере закупок» (федеральный Закон 44-ФЗ) эта дата особенно приглянулась.

Практически ежегодно именно с 1 апреля вступает в силу очередной пакет изменений в закон «О контрактной системе». Это известно всем, кто работает в сфере госзаказа. А знаете ли Вы, сколько раз вносились изменения и поправки в этом многострадальный закон. За 8 лет всего 79 раз. И это без учета второго оптимизационного пакета, который уже на подходе.

Ну и кто тут дураки – те, кто принимает такие законы, или те, кто пытается по ним работать?

Сегодня еще не 1 апреля, поэтому шутки в сторону. Разговор будет серьезным. В этой статье мы расскажем Вам, какие изменения ждут участников рынка госзакупок с 1 апреля 2021 года.

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новая ч. 12 ст. 93 федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» (закон 44-ФЗ), разрешающая проводить электронные закупки малого объема на сумму до 3 млн. рублей.Как малые закупки по 44-ФЗ изменились с 1 апреля

  • Порядок проведения таких закупок выглядит следующим образом:
  • — поставщики формируют и публикуют на электронных площадках предварительное предложение о поставке товара. Срок действия предварительного предложения не может превышать 1 месяц;
  • — заказчики готовят и публикуют извещение о проведении закупки малого объема;
  • — электронная площадка в течение 1 часа предварительно отбирает 5 предложений поставщиков с минимальными ценами за единицу товара;

— если площадка отбирает от 2 до 5 предложений поставщиков, то заказчик в течение одного рабочего дня рассматривает эти предложения и принимает решение. Итоги рассмотрения оформляются протоколом, который публикуется на электронной площадке.

— контракт с поставщиком заключается по упрощенным правилам. Проект контракта размещается в ЕИС и на ЭП в течение 3 часов после размещения протокола. На подписание контракта поставщику и заказчику дается по 1 рабочему дню. Выставление поставщиком протокола разногласий не предусмотрено.

— если двух предложений от поставщиков не набирается, то ЭП информирует об этом заказчика и размещает уведомление об отсутствии необходимого количества заявок в ЕИС. Закупка в этом случае не проводится.

(Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ)

Добавим, что Министерство финансов РФ выпустило 12 февраля 2021 г. письмо № 24-06-08/9591 “Об осуществлении закупок”, разъясняющее порядок осуществления закупок у единственного поставщика в соответствии с положениями ч. 12 ст. 93 федерального закона 44-ФЗ. Основные положения разъяснений Минфина:

— участником электронных закупок малого объема (до 3 млн. рублей) может быть любое физлицо (в том числе, оформленное в качестве ИП) или любая организация, не относящаяся к офшорным. Участники должны быть зарегистрированы в ЕИС и аккредитованы на электронной площадке;

— участие для потенциальных исполнителей будет приостановлено, если срок регистрации подходит к концу.

Чтобы можно было принимать участие в процедуре остаток периода регистрации должен быть не менее 3-х месяцев. Участники должны продлить регистрационный срок, чтобы возобновить право подавать заявки. Согласно ч.

9 ст. 24.2 закона 44-ФЗ подать заявку не получится, если до конца регистрации остается меньше 3 месяцев;

— при осуществлении закупок малого объема (до 3 млн. рублей) заказчики должны ориентироваться на совокупный годовой объем данных процедур, согласно п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ;

— создание комиссионной группы для организации закупки у единственного поставщика не требуется. Такая комиссия нужна только при проведении конкурентных мероприятий (ч.1 ст. 39 закона 44-ФЗ).

  1. Электронные магазины для закупок малого объема

Апрельские изменения коснутся и п. 4 и 5 ст. 93 закона 44-ФЗ. Согласно нововведениям заказчики смогут организовывать закупки посредством, так называемых, электронных магазинов. Самого термина «электронный магазин» в контрактном законодательстве нет, но он достаточно широко распространен среди участников рынка госзакупок.

Через электронные магазины можно будет приобретать только товары (но не работы или Услуги) при условии, что цена контракта не превышает 3 млн. рублей. Эта возможность появится после вступления в силу ч.12 ст.93 44-ФЗ.

  1. Электронный запрос котировок

Как малые закупки по 44-ФЗ изменились с 1 апреля

Согласно изменениям, внесенным в ч. 2 ст. 82.1 закона 44-ФЗ, с 500 тыс. рублей до 3 млн.

рублей увеличивается предельное значение НМЦК, при котором заказчики вправе осуществлять закупки путем проведения запросов котировок в электронной форме.

Годовой объем таких закупок не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика, при этом исключается ограничение годового объема закупок, который в настоящее время не должен превышать 100 млн. рублей.

В соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 36 закона 44-ФЗ заказчик будет вправе отменить запрос котировок не позднее, чем за 1 час до окончания срока подачи заявок на участие в нем. Сейчас этот срок составляет 2 дня.

Кроме этого, с 5 до 4 дней сокращен минимальный срок подачи заявок участниками, который исчисляется со дня, следующего за днем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок в электронной форме. Вносить изменения в извещение будет нельзя.

Продление срока подачи заявок при признании запроса котировок несостоявшимся не предусмотрено. Соответственно, если запрос котировок будет признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок или отклонения всех заявок, заказчик сразу может осуществить новую закупку.

Новый порядок проведения электронного запроса котировок не содержит положений об изменении и отзыве заявок. Формирование и размещение протокола разногласий при подписании контракта по итогам запроса котировок не допускаются.

(Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 449-ФЗ)

  1. Электронное актирование в ЕИС

С 1 апреля 2021 года для участников контрактной системы становится обязанностью использование функционала по формированию и подписанию документа о приемке товаров, работ, услуг в электронной форме. Данный функционал был реализован в ЕИС во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 04.12.2019 № Пр-2472 с 1 июля 2020 года.

(Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 449-ФЗ)

☎ Связаться с нами!

Вот такие первоапрельские сюрпризы подготовили нам с Вами, уважаемые участники рынка госзакупок, наши законодатели. Напоминаем, что очередные изменения в закон «О контрактной системе» вступают в силу с 1 июля и 1 октября этого года. Ну и, конечно, ждем с нетерпением второй оптимизационный пакет поправок, который уже прошел первое чтение в Госдуме.

Видимо так и придется потратить всю жизнь на изучение закона 44-ФЗ.

В следующей статье мы расскажем о том, какие изменения произойдут с 1 апреля в закупках госкомпаний (закон 223-ФЗ). Следите за новостями на нашем сайте.

Хотите больше новостей из мира госзакупок — присоединяйтесь к нашей группе «ВКонтакте». Самые свежие новости, аналитические материалы, мнения экспертов, статьи о закупках из ведущих СМИ, официальные материалы, арбитражная и административная практика и многое другое.

Кредитно-Страховое агентство — мы делаем госзакупки доступными !

Как участвовать в малых электронных закупках с 1 апреля 2021

Что такое малая электронная закупка  

Малые закупки по п.4 и п. 5 ст. 93 44-ФЗ— один из частных случаев закупки у единственного поставщика. Когда закон только принимали, заказчикам разрешали закупать без конкурса на сумму всего до 100 тыс.

руб. Постепенно лимит подняли до 600 тыс. руб. С апреля 2021 года лимит малой закупки — 3 млн, но только если закупка проходит на электронной торговой площадке. Так появился термин «малая электронная закупка».

 

Малые закупки в электронной форме еще называют «закупкой с полки», так как заказчик выбирает, что ему нужно, из готовых предложений как в обычном магазине.     

Технически малая электронная закупка перестает быть закупкой у единственного поставщика, так как в ней могут принять участие несколько поставщиков. При этом все стороны получают определенные преимущества:

  • Заказчики могут купить любые товары на бОльшую сумму, при этом такая закупка проходит быстро — от публикации извещения до подписания контракта пройдет около пяти рабочих дней.  
  • Поставщики получают возможность продать свои товары без классических аукционов и конкурсов.  
  • Проверяющие органы легко отслеживают весь процесс: от начальной цены до подписанного контракта. 

Кто может участвовать 

Все компании и физлица, которые зарегистрированы в ЕИС и на торговой площадке, где проходит закупка. До окончания регистрации должно оставаться не меньше трех месяцев. Это правило действует и в обычных конкурентных закупках. 

Как проходят 

На момент написания статьи практики пока нет, но принципы закупок Минфин  разъяснил в письме от 12.02.2021 № 24-06-08/9591.

Объявление закупки

Заказчик публикует в ЕИС извещение, проект контракта, НМЦ и требование об обеспечении контракта при необходимости. Документы автоматически дублируются на торговой площадке, где будет проходить закупка. 

В одном извещении можно указать конкретное количество одного товара, срок и место поставки. Товары и характеристики можно брать только из КТРУ.  То есть нельзя купить товар, которого нет в КТРУ.  

Читайте также:  Льготы вечерникам и заочникам в 2023 году: что положено и условия получения, документы и законы

Заказчик не может: 

  • Требовать обеспечения заявки. 
  • Устанавливать условия допуска из приказа № 126н — его применяют только при конкурентных закупках. 
  • Что-то менять в извещении или отменять закупку. 
  • Проводить совместные малые закупки.

Подача предварительных предложений 

Поставщики заранее размещают на ЭТП одно предварительное предложение со всеми товарами, которые способны поставить. Можно прописать несколько мест поставки, разное  количество товара, цену и сроки в зависимости  поставки. Нельзя указывать  разные цены в отношении одного и того же места поставки.

Предложение  подписывают электронной подписью, его можно изменить, продлить срок действия или отозвать, до тех пор пока оператор не направил заявку заказчику. Каждое действует не больше месяца — его нужно постоянно продлевать.  

Площадки смогут брать деньги за участие в малой закупке. В этом вопросе Минфин ссылается на ч.4 ст.24.1, но с другой стороны, есть постановление правительства № 564, где сказано  только про плату за победу. 

Отбор заявок

Пока отбор заявок действует в рамках одной ЭТП, на которой заказчик разместил извещение. С 1 октября 2021 года заявки будут выбирать среди предварительных предложений, размещенных на всех ЭТП. 

После публикации извещения в течение одного часа оператор ЭТП: 

  • проверяет предложения на отсутствие участник в РНП, 
  • проверяет соответствие товара требованиям заказчика,   
  • ранжирует предложения по цене за единицу товара,
  • выделяет первые 5 предложений с минимальной ценой (минимум две)  
  • направляет заказчику предложения и документы участника из ЕИС 

При этом товар не должен быть заблокирован по ранее направленным заявкам. То есть выберут заявки с достаточным количеством товара. При этом заблокируют часть товара, только если участник в предварительном предложении указал максимальное количество, которое может поставить. 

Рассмотрение заявок 

Все заявки рассматривает одно уполномоченное лицо со стороны заказчика, не обязательно создавать комиссию. Заказчикам нужно прописать конкретное ответственное лицо, которое отбирает заявок и заключает контракт на ЭТП.

Заказчик в течение одного рабочего дня после дня получения заявок от оператора: 

  • рассматривает полученные заявки,  
  • допускает или отклоняет заявки,   
  • ранжирует заявки с учетом национального режима, 
  • формирует на торговой площадке протокол подведения итогов и отправляет оператору. 

Заказчик выбирает победителя по минимальной цене и соответствию другим параметрам — как в запросе котировок. 

Как малые закупки по 44-ФЗ изменились с 1 апреляЗаключение контракта

Контракт заключат  не раньше, чем через два рабочих дня после публикации протокола с итогами закупки. Если поступила одна заявка или только одна соответствует требованиям, заказчик обязан заключить контракт с поставщиком, который ее подал. 

Если победитель отказывается, заказчик может заключить контракт с участником, занявшим второе место. Он в свою очередь может отказаться от контаркта без санкций.  

После заключения контракта оператор торговой площадки не позднее 1 часа с момента заключения контракта автоматически уменьшает количество товара, указанное в предварительном предложении победителя, объем закупаемого по текущему контракту.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Задать вопрос эксперту

Новый механизм проведения закупок товаров у единственного поставщика до 3 млн.рублей

07.07.2020

Новый механизм проведения закупок товаров у единственного поставщика до 3 млн.рублей

Закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика – закупки малого объема (далее — ЗМО), всё более и более становятся интересными и популярными среди Заказчиков, связано это с тем, что:

во — первых, сама по себе Процедура предельно проста:

  • сжатые сроки проведения,
  • не требуется размещение документов в ЕИС,
  • риск нарушения в такой закупке минимален

во – вторых, «порог» осуществления малых закупок с каждым годом растет, чем и становиться более привлекательным для Заказчиков:

  • изначально «порог» ЗМО был установлен в 100 тысяч рублей (ограничения по годовому объему — 2 млн.рублей или не более 5% СГОЗ и 50 млн.рублей),
  • в мае 2019 года повышен до 300 тысяч рублей (ограничения по годовому объему не менялись),
  • в апреле 2020 года повышен до 600 тыс. рублей (ограничения по процентному годовому объему также увеличился — 2 млн.рублей или не более 10% СГОЗ и 50 млн.рублей).
  • с «01» октября 2020 г. Заказчики смогут осуществлять ЗМО на сумму до 3 миллионов рублей, используя специальный механизм, особенности которого, мы рассмотрим в настоящей статье.

Стоит отметить, что закупок малого объема, как и всех закупок, проводимых по Закону №44-ФЗ, коснулся тренд «электронизации», так, с «01» марта 2019 года для Заказчиков федерального уровня появилась обязанность использовать Единый агрегатор торговли «Березка». На уровне субъектов Российской Федерации порядок осуществления малых закупок в электронной форме установлен региональными нормативными правовыми актами, ЗМО осуществляются с использованием «электронных магазинов».

В каких случаях и кто может применять новый механизм ЗМО до 3 млн. рублей?

Норма Закона №44-ФЗ Ограничения по годовому объему закупок
п.4 ч.1 ст.93 2 млн.р. или 10% СГОЗ, но не более 50 млн.р.
п.5 ч.1 ст.93 (учреждения культуры, архивы) 5 млн.р. или 50% СГОЗ, но не более 30 млн.р.

Теперь (с «01» октября 2020 г.) для закупок товаров по п.4, п.5 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ появится возможность увеличить лимит с 600 тыс. до 3 млн. руб., но с обязательным условием, что такие закупки будут проводиться с использованием электронной площадки (ст.

93 Закона №44-ФЗ дополняется ч. 12).

Здесь важно обратить внимание на два момента:

  1. новый механизм будет применим только при закупке товаров, т.е. только товары можно будет закупать на сумму до 3 млн. рублей. Работы, услуги, как и прежде до 600 тыс.
  2. Ограничения по годовому объему закупок остаются не измененными,

    — 2 млн.р. или 10% СГОЗ, но не более 50 млн.р. (п.4 ч.1 ст.93),

    — 5 млн.р. или 50% СГОЗ, но не более 30 млн.р. (п.5 ч.1 ст.93).

Механизм осуществления ЗМО до 3 млн. рублей:

Для наглядности механизм осуществления закупки рассмотрим на схеме.

Как малые закупки по 44-ФЗ изменились с 1 апреля

1. Процедура начинается с размещения предварительных предложений участниками на любой электронной площадке (далее-ЭП), включенной в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р.

Новости

Информация о материале 30 мая 2020 Как малые закупки по 44-ФЗ изменились с 1 апреля Рассмотрим некоторые новшества, которые были запланированы заранее и начали работать с 1 января 2020 года, а также изменения, спровоцированные пандемией. Часть летний изменений была перенесена на октябрь.

В апреле Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ внес антикризисные поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Они в свою очередь перенесли сроки вступления в силу некоторых изменений в электронных закупках.

В частности, поправки отодвинули сроки нововведений, которые должны были начать действовать уже с 1 июля 2020 года. Речь идет о:

  • новом порядке проведения электронного запроса котировок;
  • новой процедуре закупок у единственного поставщика в электронной форме.

И то и другое перенесено на 1 октября 2020 года.  

Помимо этого с 24 апреля 2020 года начали работать следующие поправки:

  • Увеличен порог осуществления закупки у единственного поставщика. Если ранее он составлял 300 000 руб., то сейчас вырос до 600 000 руб.
  • Увеличен предельный годовой объем закупки у единственного поставщика — с 5 % до 10 %.

Предельные значения в рублевом выражении не изменились: годовой объем 2 млн руб. или 10 % совокупного годового объема и не более 50 млн руб.

Еще одно изменение связано с расширением перечня условий контракта, которые в 2020 году можно изменить по соглашению сторон.

Как коронавирус повлиял на закупки по 44-ФЗ

Пандемия в значительно степени повлияла на закупочную деятельность. Поэтому с апреля был принят ряд документов, который регламентировал вопросы, связанные с осуществлением закупок в период распространения инфекции.

Даны разъяснения о порядке расчета сроков

Постановление Правительства РФ от 3.04.2020 № 443 определило некоторые особенности осуществления закупок в период пандемии. Они действуют с 6 апреля.

Установлено, что в течение нерабочих дней с 4 по 30 апреля 2020 года (определены Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239), сроки, исчисляемые в рабочих днях, которые предусмотрены Законом № 44-ФЗ, должны исчисляться в календарных днях. Суббота и воскресенье, а также нерабочие праздничные дни в расчет не берутся.

Если последний день срока, исчисляемого в днях, приходится на объявленный нерабочий день, то днем окончания срока следует считать этот нерабочий день. Исключение составляют ситуации, когда последний день срока выпадает на субботу или воскресенье. Тогда днем окончания срока будет ближайший понедельник.

Пандемия официально признана форс-мажором

Это единое мнение Минфина, ФАС и МЧС. Под форс-мажором следует понимать обстоятельства непреодолимой силы, которые мешают сторонам договора выполнить свои обязательства.

ФАС в Письме ФАС РФ от 18.03.

2020 N ИА/21684/20 уточнила, что такие обстоятельства нужно учитывать при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок.

Поэтому поставщикам нужно иметь убедительные доказательства того, что из-за пандемии контракт невозможно выполнить в срок или должным образом. Это позволит им избежать штрафа или попадания в реестр.

Согласно ч. 65 ст. 11 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ, в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта и цены контракта, если при его исполнении в связи с распространением коронавируса возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Изменение срока и цены осуществляется при наличии письменного обоснования, основанием для которого может быть, например, решение правительства РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд и т.д.

Важно учесть, что, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, то:

  • при увеличении цены контракта поставщик (подрядчик, Исполнитель) обязуется внести на счет деньги в размере, который пропорционален стоимости новых обязательств;
  • при уменьшении цены контракта заказчик должен вернуть поставщику (подрядчику, исполнителю) деньги, внесенные на счет, в размере, пропорциональном размеру уменьшения цены контракта;
  • изменение срока исполнения контракта влечет за собой определение нового срока возврата денег, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Читайте также:  Работодателей обяжут брать с работников заявление о переходе на электронную трудовую книжку

Рассмотрение жалоб в ФАС перешло в дистанционный формат

Такой шаг был сделан с целью соблюдения режима самоизоляции с 6 марта 2020 года. Дистанционно рассмариваются жалобы на действия заказчиков или вопросы о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

При желании можно участвовать в дистанционном рассмотрении жалоб как заказчик. В режиме офлайн комиссия будет принимать решение и озвучивать его онлайн.

На сайте ФАС уже сейчас можно ознакомится с решениями, связанными с коронавирусной инфекцией: неисполнением, ненадлежащим исполнением обязательств и т.д.

Как изменились правила осуществления конкурентных закупок

Одно из обязательных требований, которое действует с 2020 года, — это регистрация в Единой информационной системе (ЕИС). Ранее мы писали, как правильно ее осуществить. Поставщики, желающие участвовать в госзакупках, теперь не пройдут мимо ЕИС.

Система удобна тем, что обеспечивает автоматическую аккредитацию на всех открытых площадках для 44-ФЗ, предоставление документов. Функционал системы позволяет проводить регистрацию иностранных юрлиц.

Еще одно изменение связано с подачей заявки на участие в закупке. Сейчас она формируется в электронной форме при проведении конкурентных процедур закупок, а для 44-ФЗ это основная масса закупочных процедур, так как большинство заказчиков проводят закупки в электронной форме.

При объявлении таких процедур закупок заказчику следует обращать внимание на содержание и состав заявки, которые должны быть установлены по соответствующим требованиям в закупочной документации.

Кроме того, появились требования к типовым формам заявок (Постановление Правительства РФ от 05.11.2019 № 1401). Они были разработаны для унификации общих правил, в том числе для электронных площадок, чтобы функционал площадок отвечал соответствующим нормативным требованиям.

При проведении соответствующих торговых процедур, конкурса, аукциона участники должны обращать внимание на определенные нюансы, установленные в содержании заявки. Есть дело касается конкурсной процедуры, то участник закупки не должен в первой части заявки как-то себя идентифицировать. В противном случае это будет основанием для отклонения заявки.

  • Любое отклонение заявки — это потенциальная жалоба, поэтому оно всегда мотивировано и обосновано.
  • В аукционной процедуре, напротив, допустимо указание сведений об участнике в первой части заявки.
  • В настоящее время обязательной содержательной частью заявки стали сведения о стране происхождения поставляемого товара и о стране происхождения товара, который, например, поставляется при выполнении работ или оказании услуг или используется с этой целью.

Важно обратить внимание на то, что сведения, указанные в составе заявки, впоследствии включаются в контракт и в реестр контрактов. Поэтому они должны быть однозначными и объективными.

По общему правилу указывается конкретная стана происхождения товара, однако в определенных случаях указывается несколько наименований стран, группы стран — в случае с регистрационным удостоверением на лекарственные средства.

Аналогичные сведения будут и в заявке.

Противоположная ситуация с продуктами питания. Здесь следует четко указывать страну происхождения — для того, чтобы при приемке товара заказчик мог ориентироваться на соответствующие сведения. Поставщик в свою очередь должен обеспечить доставку товара с указанной страной происхождения. Заказчик не сможет принять товар, не соответствующий условиям контракта.

В ситуации, когда невозможно осуществить поставку товара с указанной страной происхождения, следует руководствоваться ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

То есть допускается поставка товара другой страны происхождения, но поставщик при этом должен обеспечить обоснование улучшенных характеристик товара по сравнению с качественными, техническими, функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Запуск ГИС «Независимый регистратор»

С 1 января 2020 года, в соответствии с ч. 13 ст. 4 и ч. 53 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, начала работать ГИС «Независимый регистратор». Задача системы — обеспечивать видеофиксацию действий участников закупок на электронных площадках вплоть до наличия интернет-соединения и настройки рабочего места пользователя.

Для чего нужен регистратор? Чтобы обеспечить участников закупок необходимыми данными для защиты своих прав и интересов. Эти сведения они могут представить в ФАС, чтобы подтвердить наличие или отсутствие технических проблем в работе электронной площадки.

Что нового в закупке новых машины и оборудования

Сейчас при объявлении закупочной процедуры устанавливается требование к обеспечению гарантийных обязательств.

По сути, это один из обеспечительных инструментов контрактной системы, который устанавливают заказчики, по общему правилу — при необходимости, а при закупке новых машин и оборудования — в обязательном порядке. Но с 1 июля 2020 года это станет правом заказчика (ч. 2.2. ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, с 1 июля при приобретении новых машин и оборудования заказчик вправе поставить вопрос об обеспечении гарантийных обязательств.

Если вопрос об обеспечении гарантийных обязательств ставится, то в контракте будет обозачено условие предоставления такого обеспечения, порядок, сроки предоставления для целей исполнения обязательств по контракту.

Согласно поправкам в ст. 34 Закона № 44-ФЗ, при приобретении новых машин и оборудования заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла (ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Как поменяется алгоритм запроса котировок

Новый порядок проведения электронного запроса котировок вступит в силу с 1 октября 2020 года вместо 1 июля 2020 года.

Проведение электронного запроса котировок возможно, если НМЦК не превышает 3 млн руб. Годовой объем закупок с помощью запроса котировок должен будет составлять не более 10 % от СГОЗ.

Для процедуры электронной закупки установленное в настоящее время ограничение в 100 млн руб. снимут.

Извещение о закупке размещается не позднее, чем за 4 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок. Содержание извещения определяется нормативно. Внести изменения в объявленную процедуру закупки, в содержание извещения будет невозможно. Поэтому при обнаружении ошибок заказчику придется действовать только через отмену процедуры с последующим выходом на новую закупку.

Изменить извещение нельзя, а отменить запрос котировок можно. Законодательно установлено, что отмена запроса котировок может произойти не позднее, чем за 1 час до окончания срока подачи заявок.

С 1 октября 2020 года в составе заявки на участие в запросе котировок должно будет содержаться в том числе документальное подтверждение соответствия участника требованиям, установленным законодательно.

Заявки рассматривается в течение 1 рабочего дня. Если процедура состоялась, то заключается контракт. Порядок заключения контракта определяется ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ с учетом ст. 82.1.

  1. Контракт подписывается в 1 день участником закупки и в 1 рабочий день заказчиком.
  2. Заключение контракта происходит не ранее, чем через 2 рабочих дня с даты опубликования итогового протокола.
  3. Изменения в закупках у единственного поставщика

С 1 октября 2020 года у заказчика есть возможность малые закупки по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ провести в электронной форме. Если он примет такое решение, то НМЦК не должна превышать 3 млн руб.

Закупка проводится на электронной площадке. Алгоритм включает несколько шагов.

Участник закупки размешает предварительное предложение — для него установлены обязательные элементы.

 По сути, это сведения о потенциальной поставке (какой товар, регион, определенный объем поставки, цена, страна происхождения товара и т.д.).

Предварительное предложение — это фактически согласие на участие в закупке. Таким образом, размещение предварительного предложения будет расцениваться как заявка.

Заказчик при необходимости размещает на площадке извещение о проведении такой закупки.

Оператор будет отбирать заявки (не более 5-ти, соответствующих условиям объявленной закупки) и затем ранжировать по ценам.

Заказчик рассматривает заявку в течение 1 рабочего дня и выбирает победителя. Заключение контракта осуществляется с лицом, признанным победителем такой закупки по регламенту положений ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ.

Малые электронные закупки: изменения в 2021 году

С 01 апреля 2021 года лимит малых закупок товаров в случае, если такая закупка проводится в электронной форме, повысили с 600 тысяч руб. до 3 млн. рублей.

Что такое закупки малого объёма

В 44-ФЗ понятия «малые закупки» или «закупки малого объёма» (ЗМО) отсутствуют, но присутствует понятие «закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и статья 93, в соответствии с которой такие закупки осуществляются заказчиками».

Малые закупки могут заключать по прямому договору без проведения тендера. В таком формате можно осуществить не любую закупку, основные правила и ограничения описаны в ст. 93 44-ФЗ. Например, на основании пункта 4 ч.

1 статьи 93 заказчик вправе либо осуществить закупок на два миллиона рублей либо может определить, что объем таких закупок не должен превышать десять процентов всего годового объема закупок и не будет составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Важным отличием малой закупки от тендера является то, что заказчик самостоятельно выбирает поставщика. Если закупка проводится в электронной форме, то поставщики готовят коммерческие предложения и выкладывают их на соответствующем портале.

Участники

Закупки товаров в электронной форме на сумму до 3 млн. руб. по ч.12 статьи 93 осуществляются исключительно на 8 федеральных электронных площадках, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р.

Если заказчик осуществляет у закупку работы или услуги или закупку товара у единственного поставщика не по п.12 ч.1 статьи 93, то он также может провести ее в электронной форме с использованием любых площадок. Так, некоторые субъекты РФ выпустили региональные Постановления, благодаря которым они могут размещать малые закупки на собственных электронных площадках.

У Калужской области, например, есть соответствующий портал «Малые закупки Калужской области», у Москвы «Портал поставщиков», Московская область предлагает использовать «Электронный магазин Московской области».

Чтобы участвовать в малых закупках, поставщик должен быть зарегистрирован на «ЕИС» и площадке, где проводят закупки. При этом важно, что до окончания регистрации должно оставаться не менее трёх месяцев. Участником закупки может быть любое физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) и юридическое лицо, за исключением оффшорных компаний.

Читайте также:  Накопительная пенсия уменьшится

Что изменилось

Как уже говорилось, главным изменением в закупках в малом объёме стало увеличение лимита до 3 млн рублей. Повышение произошло с момента вступления в силу положений Федерального закона от 31.07.2020 №№ 249-ФЗ.

Новый лимит действует только для малых закупок товаров, проводимых на федеральных электронных площадках. С 1 октября 2021 года вступят в силу и другие нормы закона.

В частности, будет введена функция взаимосвязи закупок малого объёма и Единой информационной системы.

Порядок проведения

Суть работы региональной площадки отличается от обычных ЭТП (Электронных торговых площадок). Поставщики регистрируются на сайтах этих площадок и выставляют коммерческие предложения, которые называются офертами, на свою продукцию.

Заказчик ищет поставщика самостоятельно, выбирая их на региональной площадке. Он может предложить исполнителю принять участие в быстром аукционе либо заключить с ним прямой Договор на поставку.

В упрощённом виде схема выглядит следующим образом:

  1. Размещение предложений.

  2. Поставщики размещают предварительные коммерческие предложения на электронной площадке. В них входит подробная информация о товарах: цена, сроки поставки, количество и т.д.

    Предложения можно изменять до тех пор, пока заявка не была отправлена оператором заказчику. Важно помнить, что одно предложение действует в течение месяца, поэтому его нужно продлевать каждый раз.

    Подписывает предложение поставщик электронной подписью. Можно использовать «Астрал-ЭТ» c любым тарифом из линейки «Торги».

  3. Публикация извещения.

  4. Заказчики публикуют извещение о закупке товара у единственного поставщика на ЕИС. В течение часа оно автоматически дублируется на региональный сайт, где будет проходить закупка.

    В извещении заказчик указывает один товар с начальной ценой, сроком и местом поставки. К одному и тому же месту поставки заказчик не может указывать разные цены.

  5. Отбор предложений.

  6. Предложения поставщиков отбираются на том региональном портале (площадке), где заказчик разместил извещение. Оператор производит отбор заявок в течение одного часа с момента публикации извещения.

    На одно извещение отбираются до пяти предложений поставщиков, которые соответствуют требованиям заказчика. Предпочтение отдаётся заявкам с наименьшей ценой. Во время отбора оператор также проверяет участников на отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

  7. Рассмотрение заявок.

  8. После того как оператор направляет заявки заказчику, тот должен их рассмотреть и выбрать подрядчика в течение одного рабочего дня. После проведения процедуры заказчик формирует протокол с итогами, подписывает его электронной подписью и направляет оператору. В протоколе должно содержаться решение по каждой заявке с обоснованием.

  9. Заключение контракта.

  10. С поставщиком, который сделал самое выгодное предложение и был выбран заказчиком, заключается контракт. Процедура выполняется не раньше, чем через два рабочих дня после направления протокола оператору, после чего у обеих сторон будет 1 рабочий день на подписание контракта.

Малые электронные закупки: что такое «закупки с полки» и как в них участвовать

Статья 93 №44-ФЗ разрешает проводить закупки у единственного поставщика, но только в некоторых случаях, которые указаны в этой статье закона. Один из таких случаев — малая закупка. Объём такой закупки по стоимости товаров, работ или услуг настолько невелик, что применять хоть и конкурентные, но сложные по процедуре торги экономически нецелесообразно.

На 2021 год намечено множество изменений в контрактной системе. Одним из них стало увеличение в апреле этого года лимита малой закупки с 600 тысяч до 3 млн рублей. Точнее, помимо стандартной процедуры проведения небольшой закупки у единственного поставщика (в пределах 600 тысяч рублей), дополнительно появилась новая — с увеличенным лимитом, но требующая соблюдения ряда условий.

На сегодняшний день малые закупки проводятся:

  1. На сумму до 600 тысяч рублей включительно при условии, что годовой объём таких закупок заказчика не превышает 2 млн рублей или 10% всех его годовых закупок, но не более 50 млн рублей. Годовые лимиты не распространяются на заказчиков, которые проводят закупки для нужд сельских поселений, — им достаточно соблюсти лимит в 600 тыс. рублей (п. 4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ).
  2. На сумму до 3 млн рублей включительно при условии, что закупка проводится в электронной форме и соблюдены годовые лимиты, установленные п. 4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ. Порядок проведения такой малой закупки установлен ч. 12 ст. 93 44-ФЗ — именно эти положения закона и являются новшеством.

С лета 2018 года малые закупки разрешено проводить на базе единого агрегатора торговли «Берёзка». Он очень похож на крупный интернет-магазин, поэтому такие закупки и получили название «закупки с полки». Для работы в ЕАТ и участники, и заказчики должны иметь усиленную квалифицированную подпись, все закупки и сделки проводятся в электронном виде.

Кто может участвовать в малой закупке и как стать участником

Несмотря на то что закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным закупкам, в малой закупке может принять участие любой исполнитель, поставщик или Продавец. Но чтобы участвовать в процедуре с лимитом до 3 млн рублей, нужно быть продавцом какого-либо товара — для услуг и работ действует стандартный лимит в 600 тысяч рублей.

Большая часть малых закупок проводится на ЕАТ «Берёзка», поэтому она считается основной электронной площадкой.

Если вы или ваша организация только начинаете участвовать в малых закупках, лучше начать именно с этой площадки — больше заказчиков, больше возможностей. Но конкуренция тоже более высокая.

К тому же заказчики вправе сами выбирать электронную площадку для проведения малой закупки, а участники — для размещения своего предложения. Нужно учитывать, что это может быть вовсе не «Берёзка».

Для доступа к малым закупкам участник должен иметь:

  1. Учётную запись в ЕСИА.
  2. Квалифицированную электронную подпись.
  3. Регистрацию в системе госзакупок (ЕИС).
  4. Предложение, которое способно заинтересовать заказчика.

Процедура предусматривает следующий порядок:

  1. Участники формируют, подписывают электронной подписью и размещают на электронной площадке предложение о поставке товара или товаров, в том числе разных видов.
  2. В предложении должны быть указаны:
    • наименование и характеристики каждого товара (описание составляется с использованием сведений из официального каталога товаров, работ, услуг для госнужд);
    • Товарный знак (если есть);
    • страна происхождения товара и документ, подтверждающий эти сведения, или копия такого документа;
    • единица измерения товара согласно соответствующему общероссийскому классификатору;
    • цена единицы товара, которая включает услуги доставки и все обязательные платежи (налоги, сборы и т.д.);
    • максимальное и (или) минимальное количество товара, готового к поставке;
    • регион, муниципальное образование, округ или иная территория, в пределах которой возможна поставка;
    • срок действия предложения (не более месяца);
    • сведения об участнике закупке (ФИО или наименование, его адреса и контакты, ИНН предпринимателя, руководителя и членов коллегиального органа управления);
    • согласие на совершение или последующее одобрение крупной сделки, если она или размер обеспечения является таковыми для организации;
    • документы, подтверждающие правоспособность участника;
    • декларирование соответствия участника отдельным требованиям, предъявляемым к участникам госзакупок (пунктам 3-5, 7-9 и 11 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ);
    • минимальные и (или) максимальные сроки поставки товара.
  3. Размещённое предложение признаётся заявкой или несколькими заявками на участие в закупке, и оператор ЭТП направляет их всем заказчикам, если предложение соответствует их извещению об осуществлении закупки.
  4. Заказчик формирует, подписывает электронной подписью и размещает в системе госзакупок (ЕИС) извещение о закупке, проект контракта и обоснование цены.
  5. В течение часа после размещения извещения оператор ЭТП отбирает не более пяти заявок (предложений) участников, подходящих условиям извещения о закупке и имеющих наименьшую цену. Отобранным заявкам присваиваются номера в порядке увеличения цены: от 1 (наименьшая цена) до 5 (наибольшая цена). Если цены у всех или некоторых отобранных участников равны, преимущество получает та заявка, которая была подана ранее. Отобранные заявки с присвоенными порядковыми номерами направляются заказчику.
  6. После получения заявок заказчик в течение рабочего дня должен их рассмотреть, отобрав соответствующие требованиям и отклонив те, что требованиям не соответствуют. Оставшимся заявкам заново присваиваются номера в порядке возрастания цены. После чего подводятся итоги и заносятся в протокол, который направляется оператору ЭТП и в течение часа размещается на ЭТП и портале госзакупок.
  7. Контракт заключается с участником (поставщиком), заявке которого заказчик присвоил первый номер.

Особенности малых закупок с лимитом до 3 млн рублей с учётом разъяснений Минфина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *